ЕГЭ

Методическая копилка

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Средства художественной выразительности.

Тропы

Название

Определение

Пример

Эпитет

Художественное определение

Неприступный замок

Сравнение

Уподобление какого-либо предмета другому

«Твои глаза подобны звездам»

Метафора

Перенос свойств одного предмета  на другой на  основании их  сходства.

Скрытое сравнение

«В дымных тучках пурпур розы, отблеск янтаря»

Олицетворение

Перенос признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия

"Ветер со стоном метался по безлюдному острову»

Метонимия

Перенос названия на основании смежности (между содержанием и формой, автором и произведением, действием и орудием, предметом и материалом, местом и людьми, находящимися в этом месте)

"Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый».

«Все флаги в гости будут к нам». (А.С. Пушкин)

«Я три тарелки съел» (И.А. Крылов)

Синекдоха

Перенос значения по признаку количественного отношения между предметами.

"К нему и птица не летит

И зверь нейдет».

«Пуще всего береги копейку» (т.е. деньги) (Н.В.Гоголь)

«Мы все глядим в Наполеоны». (А.С. Пушкин)

Перифраз

Замена названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты.

Солнце русской поэзии (о Пушкине)

Гипербола

Непомерное преувеличение

"Он так кричал, что в соседних домах окна повылетали»

Литота

Непомерное преуменьшение

"Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить»

  1. Фигуры речи

Название

Определение

Пример

Риторический вопрос

Вопрос, задаваемый не с целью получить ответ, а для привлечения внимания читателя.

Знаете ли вы украинскую ночь? Нет, вы не знаете украинской ночи!

Риторическое обращение

Подчеркнутое обращение к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности.

"Родная земля! Прости и прими нас, твоих блудных сыновей!»

Риторическое восклицание

Восклицательное предложение, служащее для выражения сильного чувства.

"Что за ночь! Прозрачный воздух скован...»

Повтор. Виды повтора:

  1. лексический повтор

  1. анафора

  1. эпифора

  1. подхват (анадиплосис)

  1. рефрен

Повтор слов.

Единоначатие

Одинаковый конец.

Повтор последнего слова, группы слов) предыдущего предложения в начале следующего.

Повтор самостоятельного предложения.

"Душа, душа, спала и ты».

«Жара вставала стеной.

Жара душила его своими    горячими руками.

Жара сводила с ума...»

«Тогда он тихонько запел песню. Песню, которой научила его мать»

Припев в песне.

Синтаксический параллелизм

Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.

"По небу плывут тощие тучи. Над рекой висят серые клочья тумана. В душе затаилась угрюмая боль»

Многосоюзие (полисиндетон)

Повтор союза, ощущаемый как избыточный.

"Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр».

Бессоюзие (асиндетон)

Однородные члены предложения или части сложного предложения связываются без помощи союзов.

"Мелькают мимо будки, бабы, мальчишки, лавки, фонари...»

Инверсия

Необычный порядок слов.

"На севере диком стоит одиноко...»

Антитеза

Резкое противопоставление противоположных понятий.

"Ученье — свет, а неученье — тьма».

Парцелляция

Намеренное нарушение границ предложения; разделение одного предложения с помощью точек на несколько частей – две и более

Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.

 Бессмысленный и тусклый свет. Живи ещё хоть четверть века — Все будет так. Исхода нет. (А.Блок)

Оксюморон

Соединение двух понятий, логически исключающих одно другое

Горькая радость, звонкая тишина, красноречивое молчание.

Аллитерация

Аллитерация (от лат. ad — к, при lit(t)era — буква) — повторение в стихах или — реже — в прозе одинаковых, созвучных согласных звуков для усиления выразительности художественной речи. Аллитерация подчёркивает звучание отдельных слов, выделяя их и придавая им особенно выразительное значение.

Нева вздувалась и ревела,

Котлом клокоча и клубясь...

(А. С. Пушкин, Медный всадник.)

Аллитерация, когда она не служит определённой выразительной цели, приводит к пустой, бессмысленной игре звуками, например у поэта-символиста:

Чуждый чарам чёрный чёлн...



Предварительный просмотр:

ЗАДАНИЯ 1-3. 1. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. 2. Средства связи предложений в тексте. 3. Лексическое значение слова

1 вариант

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

1)Около двух с половиной тысяч лет тому назад выдающийся древнегреческий философ  Зенон  Элейский  сформулировал  парадоксальное  утверждение (апорию)  «Стрела»  о  невозможности  движения  в  природе:  в любое отдельно  взятое  мгновение  времени  летящая  стрела  находится в определённой  точке  пространства,  а  следовательно,  не  существует такого  момента  времени,  в  котором  летящая  стрела  перемещается. (2)Казалось бы, апорию Зенона можно без труда опровергнуть, просто указав на то, что в реальном мире пущенные стрелы движутся в пространстве. (3)<…> такое «опровержение» бессмысленно: суть апории не в отрицании очевидного  наблюдателю  факта  движения,  а в заведомой  ложности выводов,  полученных в  процессе безупречных логических рассуждений, что наглядно демонстрирует ограниченность нашего логического мышления как инструмента познания реальности.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1)  Рассуждения  Зенона  в  апории  «Стрела»  приводят  к  заведомо  ложным выводам  и  легко  опровергаются  простым  указанием  на  факт  существования движения.

2)  Из  рассуждения  о  неподвижности  летящей  стрелы  в  каждый

определённый момент времени древнегреческий философ Зенон сделал

вывод об отсутствии движения как такового.

3)  В  апории  Зенона  «Стрела»  мы  приходим  к  ложному  выводу,

руководствуясь  безукоризненным  логическим  рассуждением,  что

свидетельствует  о  принципиальной  невозможности  познания  мира

посредством логики.

4)  Суть  апории  Зенона  «Стрела»  состоит  не  в  отрицании  существования движения в природе, а в том, что возможности логического мышления ограниченны.

5) Апория Зенона парадоксальна, но соответствует истине: она наглядно демонстрирует ограниченность нашего логического мышления как инструмента познания реальности.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.

1)  Наоборот,                  2)  Например,

3)  Однако                        4)  Именно            5)Вероятно

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВРЕМЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в ПЕРВОМ (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ВРЕ́МЯ, -мени, мн. -мена, -мён, -менам, ср.

1. Одна из форм (наряду с пространством) существования бесконечно развивающейся материи последовательная смена её явлений и состояний. Вне времени и пространства нет движения материи.

2. Продолжительность, длительность чего-н., измеряемая секундами, минутами, часами. Сколько времени (который час?).

3. Промежуток той или иной длительности, в к-рый совершается что-н., последовательная смена часов, дней, лет. Отрезок времени. Хорошо провести в. В. не ждёт (надо торопиться). В. терпит (еще можно ждать). В. покажет (будет видно в будущем). В. работает на нас. Продолжительное в. На короткое в. Выиграть в.

4. Определённый момент, в который происходит что-н. Назначить в. заседания. В. обеда. В любое в. дня.

5. (мн. в одном знач. с ед.). Период, эпоха. Во время (времена) Петра I. Суровое время (суровые времена). С незапамятного времени (с незапамятных времён). Во все времена (всегда). На все времена (навсегда).

6. Пора дня, года. Вечернее в. В. детское (взрослым ещё рано ложиться спать; разг.). Дождливое в. Времена года (зима, весна, лето, осень).

2 вариант

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Немало  было  на  Руси  искусных  ремесленников  и  мастеров, превосходных охотников  и  отважных  рыбаков,  гениальных  зодчих, иконописцев, музыкантов;  славилась  наша  земля  воинами,  мудрыми государственными деятелями.  (2)И  всё-таки  основным  занятием восточных  славян  на протяжении  многих  веков  было  земледелие.(3)<…>  и  древняя  русская культура в целом отражала мировоззрение земледельца.

           1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Среди  славян  было  много  искусных  ремесленников  и  мастеров,  но

основным  занятием  этих  народов  на  протяжении  веков  оставалось

земледелие.  

2) Русь славилась искусными ремесленниками  и  мастерами,  превосходными охотниками  и  отважными  рыбаками,  гениальными  зодчими,  иконописцами, музыкантами;  воинами,  мудрыми  государственными деятелями, но основным занятием славян было земледелие, потому и древнерусская культура отражала мировоззрение земледельца.  

3) На  Руси  всегда  было  много  искусных  ремесленников  и  мастеров,

превосходных  охотников  и  отважных  рыбаков,  гениальных  зодчих,

иконописцев, музыкантов.  

 4) Древняя русская культура в целом отражала мировоззрение земледельца,

так  как  основным  занятием  восточных  славян  на  протяжении  многих

веков было земледелие.

5) Древняя  русская  культура  в  целом  отражала  мировоззрение  простых

людей – земледельцев и ремесленников.  

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.

1)  Наоборот,                  2)  Например,

3)  Однако                        4)  Именно            5)Поэтому

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова КУЛЬТУРА. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем(3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

КУЛЬТУ́РА, культуры, жен. (лат. cultura) (книжн.).

1. только ед. Совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе. История культуры. Развитие культуры происходит скачками.

2. То или иное состояние общественной, хозяйственной, умственной жизни в какую-нибудь эпоху, у какого-нибудь народа, класса. Неолитическая культура. Культура древнего Египта. Пролетарская культура.

3. только ед. То же, что культурность. Высокая культура. Насаждать культуру.

4. только ед. Разведение, возделывание, обработка (с.-х.). Культура льна, свекловицы.

5. Разводимое, культивируемое растение (с.-х.). Сельскохозяйственные культуры. Масличные культуры (соя, кунжут, клещевина и др.).

6. Лабораторное выращивание бактерий; полученная таким путем колония бактерий (бактер.). Культура холеры.

7. перен., только ед. Усовершенствование, высокое развитие. Актеру требуется культура голоса, движений. Физическая культура (спорт и гимнастика).

3 вариант

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Известно, что в предпушкинскую эпоху звукопись являлась утонченным стилистическим приемом и использовалась только при описании

 «высоких» образов, красоты природы, возвышенных чувств. (2)Пушкин расширил диапазон художественного использования звукописи, включив в него все лексические богатства языка, в том числе просторечие (разговорную речь городского населения: части духовенства, мелкого и среднего чиновничества, духовенства, разночинной интеллигенции, мещанства) и язык народных песен, былин, сказок. (3) <…> так Пушкин в своем творчестве добился единства слова и образа, в его поэзии художественная форма никогда не вступала в противоречие с содержанием, ибо настоящий художник никогда не допустит, чтобы красивые звуки затеняли или обедняли мысль, содержание. 

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Пушкинская поэзия благодаря расширению диапазона использования звукописи достигла совершенства: в ней едины форма и содержание, в ней слились образ и звук.

2) Пушкин расширил диапазон использования звукописи, включив в неё всё лексическое богатство русского языка.

3) В предпушкинскую эпоху звукопись являлась утонченным стилистическим приемом и использовалась при описании «высоких образов» и чувств.

4) Настоящий поэт всегда следит только за благозвучием своей поэзии.

5) Пушкин в своём творчестве добился единства слова и образа, расширив диапазон художественного использования звукописи за счёт включения в него всего лексического богатства русского языка.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.

1)  Наоборот,                  2)  Например,

3)  Однако                       4)  Именно            5)Поэтому

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЯЗЫК. Определите значение, в котором это слово употреблено в втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ЯЗЫ́К (язы́ка книжн. устар., только в 3, 4  знач.), м.

1. Орган в полости рта в виде подвижного мягкого выроста, являющийся органом вкуса, а у человека способствующий также образованию звуков речи. Коровий язык. Больно прикусить язык. Лизать языком. Показать язык кому-н«Язык не лопатка, знает что сладко. «Поговорка«И он к устам моим приник, и вырвал грешный мой язык.» Пушкин«Языком играл сигналики, песни пел — такие хватские. «Некрасов.

|| Кушанье из языка животных. Язык с картофельным пюре. Копченый язык.

2. только ед. Способность говорить, выражать словесно свои мысли, речь. «Голос мой не задрожит, и язык не отнялся.» Пушкин«Она без языка лежит, руками объясняется.» ТургеневЛишиться языка. Владеть языком. Язык — один из признаков, отличающих человека от животных«Язык до Киева доведет.» Пословица

3. Система словесного выражения мыслей, обладающая определенным звуковым и грамматическим строем и служащая средством общения в человеческом обществе. «Язык есть важнейшее средство человеческого общения…» Ленин «…Национальная общность немыслима без общего языка…» Сталин«О, великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» Тургенев«На всех языках говорит.» ЛермонтовРодной язык. Славянские языки. Национальные языки. Древние языки(преимущ. о греческом и латинском). Новые языки (современные западноевропейские). Живой язык ). Мертвый язык (см. мертвый). Изучать языки. История русского языка.

4. Разновидность речи, обладающая теми или иными характерными признаками. Литературный язык. Разговорный язык. Профессиональные языки. Газетный язык. Поэтический язык. Воровской язык.

5. только ед. Способ выражения, стиль, свойственный кому-чему-н. Язык Пушкина. Язык художественных произведений.

6. только ед. Словесно выраженная мысль, речь того или иного содержания. «Правдив и свободен их (волхвов) вещий язык.» ПушкинУ него злой язык. Острый язык. Лживый язык. Туманный язык.

4 вариант

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

1)Важнейшей функцией фразеологизмов следует признать не обозначение того или иного предмета, а выражение отношения к тому, о чем говорится. (2)Владение образными средствами языка украшает речь и обогащает приемы ораторского искусства, иными словами, фразеологические средства способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления. (3) <…> очень важно знать значение разных фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых они могут употребляться.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Важнейшая функция фразеологизмов – выражение отношения к тому, о чём говорится, ими нужно умело пользоваться, чтобы украсить и обогатить речь.

2) Фразеологизмы украшают речь и обогащают приемы ораторского искусства, потому что выражают отношение к тому, о чем говорится.

3) Фразеологизмы способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления.

4) Фразеологизмы не обозначают тот или иной предмет, а выражают отношение к тому, о чем говорится, и это их важнейшая функция.

5) Чтобы публичное выступление было ярким и воздействовало на слушателей, необходимо знать значение фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых их употребление уместно.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.

1)  Наоборот,                  2)  Поэтому

3)  Однако                       4)  Вероятно,          5) Например,

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова РЕЧЬ Определите значение, в котором это слово употреблено в втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

РЕЧЬ, речи, мн. речи, речей, жен.

1. только ед. Способность пользоваться языком слов. Речь - один из признаков, отличающих человека от животных. Развитие речи. Владеть речью (книжн.).

2. только ед. Звучащий язык, язык в момент произношения. Северорусскую речь легко узнать по оканью. «Есть ли и тень рабского унижения в его поступи и речи?» Пушкин (о русском крестьянине).

3. только ед. Характер произношения или произнесения. Невнятная речь. «Странная гортанная речь (цыгана) трещит в ушах.» Максим Горький. Спокойная речь. Тихая, отчетливая речь.

4. только ед. Тот или иной вид, стиль языка, слог. Художественная речь. Стихотворная речь. Деловая речь.

5. мн. в том же знач., что ед. Слова, разговор, то, что говорят. «А как речь-то говорит, словно реченька журчит.» Пушкин«Живые эти речи в года минувшие слыхал когда-то я.» Лермонтов«Об этой истине святой премудрых бы речей на целу книгу стало.» Крылов. «Наконец я слышу речь не мальчика, но мужа.» Пушкин«Я вспомню речи неги страстной, слова тоскующей любви.» Пушкин«Эти речи поберечь вам лучше для другого.» Некрасов«Он всю дорогу осыпал ее своими восторженными речами.» Максим Горький. Дружеские речи.

6. только ед. Разговор, рассуждение, беседа (разг.). «В то время, о котором идет наша речь.» А. Тургенев. О поездке и речи быть не может. О чем у вас (была, будет) речь? Не о том (не об этом) речь (не в том дело). Опять завел речь о ней. Речь идет (шла, пойдет, будет идти) о чем-нибудь. Об этом и речи нет.

7. только ед. Слух, молва (обл.). Речь идет в народе.

8. Публичное выступление, высказывание на определенную тему, обращенное к слушателям. «Одна маститая особа сказала речь, хотя и не была записана в числе ораторов.» Салтыков-Щедрин. Приветственная речь. Речь прокурора. Защитительная речь. Надгробная речь.

9. только ед. Группа слов, предложение, представляющее собой чье-нибудь высказывание (грам.). Косвенная речь. Прямая речь.

 Часть речи (грам.) - грамматическая категория слов, объединенных общностью форм, значения и синтаксической роли.

5 вариант

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Алмазы, редкие, но вместе с тем довольно широко распространённые минералы, — чрезвычайно твёрдые камни. (2)Поэтому их часто используют не только для производства бриллиантов, но и для изготовления режущих и точильных дисков, кругов и другого инструмента. <…> всем знакомый зубоврачебный бор покрыт алмазной крошкой.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Алмазы используют для производства бриллиантов и зубоврачебной техники.

2)  Алмазная   крошка  из-за  своей  твёрдости   используется   в   качестве   основного компонента зубоврачебного бора.

3) Алмазы,    обладающие    особой    твёрдостью,    используются    для    производства бриллиантов и при изготовлении режущих и точильных инструментов.

4) Всем известный зубоврачебный бор, как и многие другие режущие инструменты, покрыт бриллиантовой крошкой.

5) Бриллианты и  режущие и точильные инструменты изготавливают, используя алмазы, которые обладают особой твёрдостью.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.

1) Во-первых         2)Потому что            3)Наверное

4) Например           5) Однако    

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ДИСК. Определите значение, в котором это слово употреблено в втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ДИСК -а; м. [от греч. diskos - круглая пластинка].

1. Видимая форма Солнца, Луны, планет. Д. Солнца. Лунный д. Тень Земли при затмении Солнца покроет четверть его диска.

2.  Предмет, имеющий вид плоского круга. Д. маятника часов. Камень в виде диска. Металлический д. // Деталь машины, какого-л. устройства в виде плоского круга. Д. пилы. Тормозные диски автомобиля. Крутить д. телефона. Д. автомата, пулемёта (магазинная коробка автомата, пулемёта).

3. Легкоатлетический снаряд для метания. Метать д.

4. Грампластинка. Купить новый д. Д. с записью инструментального ансамбля. Обменять диски.

5. Информ. Устройство, позволяющее записывать и хранить информацию в компьютере. Жёсткий д. Гибкий д.

6. Информ. Носитель данных, предназначенный для записи и воспроизведения звука и изображения; компакт-диск. Магнитный д.

7. Мед. Хрящевая прослойка, находящаяся между суставов. Повредить д. Диски стёрлись.

6 вариант

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Жиры, помимо выполнения энергетической функции, участвуют в механизмах водного обмена. (2) <…> при их окислении выделяется метаболическая вода, которая частично удовлетворяет потребности организма в жидкости. (3)Таким образом, жиры оказываются одним из важнейших компонентов питания в условиях тропических пустынь.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Выполняя энергетическую функцию и участвуя в механизме водного обмена, жиры оказываются одним из важнейших компонентов питания в тропических пустынях.

2) Жиры выполняют энергетическую функцию, поэтому они оказываются одним из важнейших компонентов питания в условиях тропических пустынь.

3) При окислении жиров выделяется метаболическая вода, частично удовлетворяющая потребности организма в жидкости.

4) В условиях тропических пустынь жиры выполняют энергетическую функцию, а также   участвуют в водном метаболизме.

5) Жиры – один из важнейших компонентов питания в условиях тропических пустынь, потому что выполняют  энергетическую функцию и участвуют  в механизмах водного обмена.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором  (2) предложении текста? Выпишите это слово.

1) Вопреки этому

2) В частности

3) Следовательно

4) Несмотря на это

5) Возможно

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова УСЛОВИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем(3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

УСЛО́ВИЕ, условия, ср.

1. Уговор, соглашение (на словах или письменное) о чем-нибудь между двумя или несколькими лицами. По условию, они должны были съехаться в Москве. Выполнить условие. Нарушить условие. Все наши условия остаются в силе.

2. Официальный договор. Заключить условие. Подписать условие.

3. Статья договора, предусматривающая действия его участников в определенных обстоятельствах, в той или иной области (офиц.). В договор включено условие о сроках платежа.

4. Требование, предложение одной договаривающейся стороны, принимаемое или отвергаемое другой стороной. Победители навязали тяжелые условия побежденным. Выставить определенные условия. Какое ваше условие? Он принял все наши условия. Отклонить чьи-нибудь условия.

5. преим. мн., какие или чего. Правила, установленные для той или иной области жизни, деятельности. Условия пользования электрическим освещением. На льготных условиях. На тяжелых условиях.

6. только мн., какие или чего. Обстановка для какой-нибудь деятельности, обстановка, в которой происходит что-нибудь. «- Необычайно тяжелы были жилищные условия. В маленьких "каморках", в рабочих казармах жили по 10 - 12 человек рабочих.» История ВКП(б). Работать в хороших условиях. В лучших условиях. Нормальные условия для труда. Условия жизни.

7. какое или чего. То, что делает возможным что-нибудь другое, от чего зависит что-нибудь другое, что определяет собою что-нибудь другое. Это возможно только при одном условии, а именно… При том условии, чтоб… При условии, если… При условии не опаздывать. Дать деньги при условии или под условием возвращения в срок. При условии хорошей погоды. При прочих равных условиях. Важным условием успешности учащихся является применение правильных педагогических методов.

7 вариант

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)По  свидетельству  Платона  (диалог  «Государство»),  великий  мыслитель Древней Греции Сократ сказал однажды: «Я знаю только то, что ничего не  знаю», и часто читатель, сталкивающийся с этой фразой, приходит в замешательство, так как не понимает, зачем философ настолько умаляет свои  знания.  (2)Смысл  данной  фразы,  однако,  проясняется,  если  мы  обратимся к другому  труду  Платона  («Апология»):  Сократ после  беседы  с  человеком, «который  слывёт  мудрым»  и  «не  зная,  думает,  что  что-то  знает», приходит к выводу, что оба они на самом деле ничего не понимают в совершенстве, и замечает: «Думается мне, я буду мудрее, чем он, раз я, не зная чего-то,  не  воображаю,  что  знаю  эту  вещь».  (3)<…>  Сократ проводит разграничение между мнимой и подлинной мудростью: подлинная мудрость не стыдится ограниченности своего знания.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1)Сократ,  утверждая,  что  оппоненты,  «которые  слывут  мудрыми»,  ничего не  понимают  в  совершенстве,  указывает  таким  образом  на  ограниченность всякого знания.  

2) Великий философ Древней Греции Сократ, утверждая, что «знает только то,  что  ничего  не  знает»,  намеренно  умаляет  свои  знания  и  стремится показать своё превосходство над другими философами.  

3) Говоря «я знаю только то, что ничего не знаю», Сократ имеет в виду, что он  мудрее  тех,  кто,  ничего  не  зная  на  самом  деле,  «думает,  что  что-то знает», так как Сократ не стыдится собственного незнания и признаёт его.  

4) Сталкиваясь  с  известным  высказыванием  Сократа,  читатель  приходит в недоумение от того, что великий философ в этой фразе безосновательно умаляет свои знания.

5) По мнению Платона, существует подлинная и мнимая мудрость: подлинная мудрость не стыдится ограниченности своего знания.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов). 

Однако  

Конечно

Таким образом

Вероятно  

Хотя

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СВИДЕТЕЛЬСТВО.  Определите значение, в котором это слово  употреблено  в первом (1) предложении текста. Выпишите  цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СВИДЕТЕЛЬСТВО,  -а, ср.

1) Показание лица, бывшего свидетелем, очевидцем чего-л., лично знающего что-л. Подтверждение чего-л. осведомленным лицом. С. очевидцев

2) То, что служит подтверждением, удостоверением какого-л. факта, события. Исторические свидетельства.

3) Дача свидетельских показаний на суде. Показания свидетеля.

4) Присутствие при чем-л. для официального удостоверения подлинности чего-л. Свидетельство подписания договора о мире.

5) Документ, удостоверяющий что-л.; удостоверение. Выдать свидетельство об окончании курса. Отпускное свидетельство. Метрическое свидетельство.

6)Право лица на что-л. Авторское свидетельство.

8 вариант

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Огромной заслугой Архимеда перед всем человечеством является разработка математических  методов  решения  многих  технических  проблем.  (2)Но  сам  он,  как  и  многие другие учёные того времени, считал, что практическое применение полученных  им  теоретических  решений  вовсе  не  заслуживает  такого  же  внимания, как научные разработки. (3)<…> из всех трудов Архимеда лишь единственный  посвящён описанию одного из его технических изобретений.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Заслуги Архимеда перед человечеством огромны из-за разработки математических  методов  решения  многих  технических  проблем и  внимания к научным разработкам.

2) Архимед,  как  и  многие  другие  учёные  того  времени,  считал  важным  как  научные  разработки,  так  и  практическое  применение  полученных  им  теоретических решений.

3) Огромной  заслугой  Архимеда  перед  всем  человечеством  является  описание его технических изобретений.

4) Архимед  разработал  математические методы  решения  многих  технических проблем,  но  описал  лишь  одно  из  своих изобретений,  так  как  ценил  прежде  всего научные разработки.

5)Из  всех  трудов  Архимеда  лишь  единственный посвящён описанию одного из  его технических изобретений.  

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов). 

Однако

А потому

Хотя

Конечно

Следовательно

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ТРУД.  Определите  значение,  в  котором  это  слово  употреблено  в третьем (3) предложении  текста.  Выпишите  цифру,  соответствующую  этому  значению  в приведённом фрагменте словарной статьи.

ТРУД, -а, муж.

1. Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей. Умственный т. Физический т. Научная организация труда. Производительность труда. Право на т. Люди труда(трудящиеся; высок.). Общественное разделение труда. Охрана труда.

2. Работа, занятие. Тяжёлый т. Дневные труды. Заплатить за труды.

3. Усилие, направленное к достижению чего-н. Взять на себя т. сделать что-н. Не дал себе труда подумать (не захотел подумать). С трудом уговорил кого-н. Без труда не выловишь и рыбку из пруда .

4. Результат деятельности, работы, произведение. Т. всей жизни. Научный т. Список печатных трудов.

5. Привитие умения и навыков в какой-н. профессиональной, хозяйственной деятельности как предмет школьного преподавания. Уроки труда. Преподаватель по труду.

Ответы

1

2

3

1 вариант

45

3

1

2 вариант

24

5

1

3 вариант

25

5

3

4 вариант

12

2

1

5 вариант

35

4

2

6 вариант

15

2

7

1

2

3

1 вариант

45

однако

1

2 вариант

24

поэтому

1

3 вариант

25

поэтому

3

4 вариант

12

поэтому

1

5 вариант

35

например

2

6 вариант

15

вчастности

7

7 вариант

35

такимобразом

1

8 вариант

14

апотому

4





Предварительный просмотр:

ОРФОЭПИЧЕСКИЙ СЛОВАРИКC:\Users\Елена\YandexDisk\Скриншоты\2015-04-03 22-06-24 Скриншот экрана.pngC:\Users\Елена\YandexDisk\Скриншоты\2015-04-03 22-05-59 Скриншот экрана.png

C:\Users\Елена\YandexDisk\Скриншоты\2015-04-03 22-07-02 Скриншот экрана.pngC:\Users\Елена\YandexDisk\Скриншоты\2015-04-03 22-06-42 Скриншот экрана.png



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

ЕГЭ    Задание 5

Тренировочный тест 1

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Работу комиссии возглавлял известный политик, БЫВШИЙ президент Франции В. Жискар д'Эстен.

ВЕЛИКИЙ Гиппократ предложил выхаживать недоношенных младенцев в овечьих шкурах.

ГОДОВОЙ доход магазина составил 2 миллиарда рублей.

Его ноги были покрыты ВЕКОВОЙ пылью просёлочных дорог.

У нас в саду ГЛИНЯНЫЕ почвы.

В IV веке до нашей эры греки начали возводить ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ храм Артемиды, превосходящий красотой все другие святилища.

Некоторые формулировки в проекте закона допускают ДВОИЧНОЕ толкование.

Самый ДЕЙСТВЕННЫЙ способ борьбы за чистоту — регулярная уборка.

На людях Горюнов был неизменно ДЕЛОВИТЫМ и собранным.

Вы несправедливы: он уже понёс наказание за свой ПРОСТУПОК.

Собрание шло в помещении БЫЛОЙ школы.

Да-а, видок у тебя НЕПРИГЛЯДНЫЙ.

За окном машины НЕПРОГЛЯДНАЯ тьма: ни одного огонька не видно.

БЛАГОДАРСТВЕННЫЙ молебен отслужили при большом стечении народа.

Конструкции были специально разработаны для возведения жилых зданий в зоне ВЕЧНОЙ мерзлоты.

Одним из главных факторов, влияющих на их миграционные намерения, является НАЛИЧИЕ высокооплачиваемой работы.

Кто был ЗАЧИНАТЕЛЕМ драки?

Документы на конкурс необходимо ПРЕДОСТАВИТЬ до 25 ноября.

Меня раздражает её вечно тусклое, БУДНИЧНОЕ выражение лица.

Агентство осуществляет ПОДБОР вакансий по любым направлениям деятельности.

Интернет позволяет оформить ГОДИЧНУЮ подписку на любые ежемесячные издания.

Спектакль получился яркий и КРАСОЧНЫЙ. 

Ты сразу обратишь внимание на его ЗАТРУДНЁННЫЕ движения: восстановление после аварии — длительный процесс.

Лужи переливались разноцветными МАСЛЯНИСТЫМИ разводами.

Отец ОДЕЛ очки, и его лицо стало казаться сосредоточенным.

ОТВЕТЫ:

  1. глинистые<или>глинистый
  2. двойственноедвоякое<или>двойственныйдвоякий (любое из этих слов)
  3. бывшей<или>бывший
  4. зачинщиком<или>зачинщик
  5. надел<или>надеть 

Тренировочный тест 2


1. В каком предложении вместо слова ЭФФЕКТИВНОСТЬ нужно употребить слово ЭФФЕКТНОСТЬ?
1) ЭФФЕКТИВНОСТЬ российских методов подготовки космонавтов признана во всем мире.
2) Жюри единогласно отметило ЭФФЕКТИВНОСТЬ выступления хореографического коллектива.
3) Каждое изобретение молодого ученого удивляло своей простотой и ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ.
4) ЭФФЕКТИВНОСТЬ капитальных вложений в сельскохозяйственное производство стала видна очень скоро.

2. В каком предложении вместо слова ГУМАННЫЙ нужно употребить слово ГУМАНИТАРНЫЙ?
1) Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и физическое здоровье человека.
2) ГУМАННОЕ отношение к детям означает прежде всего понимание духовных усилий ребенка, уважительное отношение к этим исканиям и ненавязчивая помощь.
3) Между странами постоянно развивается и укрепляется сотрудничество в ГУМАННОЙ сфере.
4) ГУМАННЫЕ законы возможны только в зрелом обществе.

3. В каком предложении вместо слова СПАСАТЕЛЬНЫЙ нужно употребить слово СПАСИТЕЛЬНЫЙ?
1) Для него, видимо, это был единственный СПАСАТЕЛЬНЫЙ аргумент.
2) В это время пришел СПАСАТЕЛЬНЫЙ катер и стал спускать под воду водолазов.
3) В разгар пляжного сезона работа СПАСАТЕЛЬНЫХ бригад является особенно напряженной.
4) Прошло несколько секунд, и с теплохода один за другим полетели в море СПАСАТЕЛЬНЫЕ круги.

4. В каком предложении вместо слова СЫТЫЙ нужно употребить слово СЫТНЫЙ?
1) СЫТЫЙ волк смирнее завистливого человека.
2) Сено в стогу – СЫТЫЙ корм скоту.
3) СЫТЫЙ голодного не разумеет.
4) СЫТОЕ брюхо к ученью глухо.

5. В каком предложении вместо слова ОТБОРНЫЙ нужно употребить слово ОТБОРОЧНЫЙ?
1) Первое ружьё у него было фитильное, за которое он заплатил тридцать ОТБОРНЫХ соболей.
2) Всего три месяца назад этот спортсмен дебютировал как солист на ОТБОРНОМ региональном этапе.
3) Петра сопровождала сотня ОТБОРНЫХ солдат.
4) Для выпечки этого сорта хлеба бралась только ОТБОРНАЯ пшеница.

6. Какое из перечисленных слов имеет значение «вялый, равнодушный, находящийся в состоянии глубокого безразличия»?
1) аскетичный
2) скептический
3) хладнокровный
4) апатичный

7. Значение какого слова определено неправильно?
1) ФАСАД – тыловая сторона здания.
2) ИНЦИДЕНТ – случай, происшествие.
3) ПРЕЦЕДЕНТ – случай, имевший ранее место и служащий примером или оправданием для последующих случаев подобного рода.
4) ИНЕРТНОСТЬ – бездеятельность, неподвижность.

8. Значение какого слова определено неправильно?
1) РЕНЕГАТ – человек, изменивший своим убеждениям и перешедший в лагерь противников; отступник, изменник, предатель.
2) ЭКСПОРТ – ввоз в страну иностранных товаров.
3) ПАРИТЕТ – равенство, равное отношение, одинаковое положение.
4) РАРИТЕТ – редкость.

9. Значение какого слова определено неправильно?
1) КОЛЛЕГИАЛЬНЫЙ – осуществляемый группой лиц.
2) ПРЕСЛОВУТЫЙ – широко известный, заслуживающий положительной оценки.
3) РЕЗЮМИРОВАТЬ – кратко обобщить.
4) КОМФОРТ – бытовые удобства; то, что создает удобства.

10. В каком предложении уместно использовать глагол ОПЛАТИТЬ?
1) … расходы по командировке взялось издательство.
2) За работу директор обещал … товарами, производимыми на заводе.
3) Родина должна … бессмертьем тем, кто отдал ей жизнь на поле боя.
4) За полученный товар следовало … как можно быстрее.

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

2

3

1

2

2

4

1

2

2

1



Предварительный просмотр:

Задание 5        ЕГЭ 2016  

Ответ____________________________________

Ответ____________________________________

Ответ_____________________________________________

Ответ_____________________________________________

Ответ_____________________________________________

        

            1

            2

Ответы

Восполнять

игривого

впечатляющую

невеждами

восполнять

надела

надел (надеть)

сравнительное (ый)

песчаному

отборочный

охватить

двойственное

Лексический анализ (различение паронимов)