Олимпиада по ОБЖ
Здесь представлены материалы муниципальных этапов Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Олимпиада 2014 года | 2.05 МБ |
Олимпиада 2015 года | 2.88 МБ |
Олимпиада 2015 года (ключи) | 2.86 МБ |
Олимпиада 2016 года | 2.63 МБ |
Олимпиада 2016 года (ключи) | 1.89 МБ |
Олимпиада 2017 года (задания) | 1.65 МБ |
Олимпиада 2017 года (ключи) | 1017.23 КБ |
Предварительный просмотр:
9 класс
Методика оценивания выполнения олимпиадных заданий
Задание 1.
Вопрос 1. Основные правила безопасного поведения пассажиров при пользовании этими видами транспорта заключаются в следующем:
Варианты ответа.
- ожидать маршрутные транспортные средства следует только на остановках, обозначенных указателями;
- садиться в транспорт можно только после его полной остановки;
- запрещается прислоняться к дверям, отвлекать водителя разговорами во время движения;
- высаживаться из транспорта можно только после его полной остановки;
- если во время движения возникает опасность столкновения транспортного средства с другим объектом, надо принять устойчивое положение и крепко ухватиться руками за поручни (ремни); сидящему пассажиру следует упереться ногами в пол, а руками в переднее сиденье (панель) и наклонить голову вперед;
- при аварии троллейбуса или трамвая покидать их во избежание поражения электрическим током следует только прыжком.
Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание 4 балла выставляется, если приводится четыре основных правила, по одному баллу за каждое. При отсутствии правильных ответов, баллы не начисляются.
Вопрос 2. Водителям велосипеда и мопеда запрещается:
Варианты ответа.
— ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;
— перевозить пассажиров, за исключением ребенка до 7 лет на дополнительном сиденье с надежными подножками;
— перевозить груз, мешающий управлению или выступающий по длине и ширине за габариты более чем на 0,5 м;
— при наличии велосипедной дорожки двигаться по дороге;
— разворачиваться и поворачивать налево на дорогах с трамвайным движением или имеющих более одной полосы движения в данном направлении;
— буксировать велосипеды и мопеды, а также велосипедами и мопедами, кроме специального прицепа.
Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание 3 балла выставляется, если приводится три основных правила, по одному баллу за каждое. При отсутствии правильных ответов, баллы не начисляются.
Вопрос 3. На улицах и дорогах встречаются перекрестки, где отсутствуют светофоры. В таких случаях часто требуется помощь регулировщика. Ответьте и опишите, какие сигналы регулировщика соответствуют сигналам светофора?
Ответ. Регулировщик обращен к пешеходам боком, руки опущены – это соответствует зеленому сигналу светофора и пешеходам разрешается переходить проезжую часть.
Регулировщик поднимает вверх руку или жезл, – это соответствует желтому сигналу светофора. Пешеходам в этом случае переход через улицу запрещается. Если же этот сигнал застал пешехода на перекрестке, когда он не прошел середину улицы, то он должен дойти до середины проезжей части, остановиться и ждать разрешающее движение сигнала регулировщика.
Регулировщик обращен к пешеходам грудью или спиной, – это соответствует красному сигналу светофора, переходить улицу (проезжую часть) запрещается.
Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 3 балла выставляется, если приводится три сигнала, по одному баллу за каждое. При отсутствии правильных ответов баллы не начисляются.
Задание 2. Водоемы опасны как летом, так и зимой. Ежегодно на них происходят различные несчастные случаи. Поскольку знания безопасного поведения на водоемах помогают предотвратить трагические случайности. Вам предлагается ответить на следующие вопросы.
Вопрос 1. Что запрещается делать отдыхающим во время купания на водоемах?
Варианты ответа.
- заплывать за буйки, подплывать к судам (моторным, парусным), весельным лодкам, баржам, плотам и другим плавсредствам;
- прыгать в воду с лодок, катеров, причалов;
- подавать крики ложной тревоги;
- затевать игры в воде, связанные с нырянием и захватом друг друга, а также допускать другие шалости на воде;
- плавать на досках, лежаках, бревнах, камерах автомашин и т.п.
Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 3 балла выставляется, если приводится три основных правила, по одному баллу за каждое. При отсутствии правильных ответов, баллы не начисляются.
Вопрос 2. Большую опасность в воде представляет возникновение судороги. Особенно подвержена таким судорогам икроножная мышца. Дайте рекомендации, как победить судорогу, находясь в воде
Ответ. При появлении боли в ноге рекомендуется немедленно остановиться, перевернуться на спину, разогнуть и напрячь ногу, стопу потянуть на себя, держать ногу в таком положении несколько секунд. Попробовать сильно ущипнуть себя за мышцу несколько раз. При наличии иголки или булавки – уколоть икроножную мышцу иголкой или булавкой.
Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 2 балла. Если ответ не верен, баллы не начисляются;
Вопрос 3.Зимой передвижение по льду водоемов очень опасно. Допустимая толщина прочного льда при передвижении по нему людей должна составлять не менее 10 см. Обобщите и перечислите запрещающие правила при передвижении по льду водоема в случае необходимости.
Варианты ответа.
- подходить к кромке льда ближе, чем на 10 м;
- ходить по замерзшему водоему в одиночку;
- переправляться по льду при появлении воды;
- двигаться вдоль предполагаемого течения реки через озеро: ледяной покров в этом месте может оказаться тонким;
- кататься на коньках в непроверенных и необорудованных для этого местах и при толщине льда менее 20 см.
Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 3 балла выставляется, если приводится три запрещающие правила, по одному баллу за каждое. При отсутствии правильных ответов баллы не начисляются.
Задание 3. Личная безопасность человека является индивидуальной ценностью и определяется конкретными условиями его жизни. Многих преступлений можно было бы избежать, если бы мы были предусмотрительными, знали и выполняли правила личной безопасности. Рассмотрите предложенные Вам ситуации и предложите верное решение.
Ситуация 1. Ваш младший брат собирается на прогулку с подружкой и обращается с просьбой объяснить ему, какие естественные опасные условия могут повлиять на их безопасность, и что такое «виктимное поведение»? Вы подумали и ответили по схеме, в которой нужно дополнить предложения:
Ответ.
Опасное время – это время значительного повышения риска для личной безопасности.
Примеры опасного времени: ночь, поздний вечер, раннее утро
Опасное место – это место, которое остается одинаково небезопасным в любое время суток.
Примеры опасных мест: лесопарки, пустыри, стройки, стройплощадки, заброшенные дома, подвалы, чердаки, стройплощадки, вокзалы, рынки, аэропорты, места массовых зрелищ, пустынные вечерние улицы и др.
Виктимное поведение – это проявление особого, провоцирующего поведения.
Примеры виктимного поведения:
– демонстрация крупной суммы денег при расплате за покупку;
– девушка в короткой юбке и в кофточке с глубоким вырезом, идущая через темный сквер;
– демонстрация дорогих украшений поздним вечером в общественном тран-спорте или на улице;
– выглядывающий из кармана кошелек и др.
Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 6 баллов. (По баллу за каждую из шести позиций)
Ситуация 2. При помощи стрелок установите соответствие между ситуациями и правилами безопасного поведения:
Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 2 балла. ( По 0,5 балла за каждое правильное соответствие)
Задание 4. Здоровый образ жизни – это индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья. Поскольку потребность в здоровом образе жизни является фундаментом хорошего здоровья, Вам предлагается:
1.Дополнить схему об основных элементах здорового образа жизни
Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 5 баллов. ( По 0,5 балла за указание правильного элемента ЗОЖ)
2. Вписать наименования продуктов питания, которые являются:
а) источниками белков: мясо, рыба, молочные продукты, яйца, орехи, крупы и др.;
б) источниками жиров: сливочное масло, сметана, сливки, сыр, подсолнечное масло, кукурузное масло, орехи, овсяная крупа и др.;
в) источниками углеводов: хлеб, печенье, крупы, овощи, фрукты и др.
Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 3 балла. ( По 1 баллу за позицию, если в источниках указано не менее двух правильных продуктов питания )
3. Дополнить схему, характеризующую основные физические качества человека:
Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 2 балла. ( По 0,5 балла за каждое правильно заполненное поле)
Задание 5. Наводнения занимают первое место в мире по числу создаваемых ими стихийных бедствий и второе-третье место по числу жертв. Они могут возникать внезапно и продолжаться от нескольких часов до нескольких недель. Рассмотрите предложенные Вам ситуации и определите верные решения.
Ситуация 1. Район, где Вы проживаете, часто страдает от наводнений. Перечислите, что должно знать население, проживающее в районах, подверженных затоплению.
Ответ. Населению, проживающему в районах, подверженных затоплению, надлежит изучить и запомнить:
- границы возможного затопления;
- возвышенные, редко затапливаемые места, расположенные в непосредственной близости от мест проживания, кратчайшие пути движения к ним.
- правила поведения при организованной и индивидуальной эвакуации, а также в случае внезапного и бурно развивающегося наводнения;
- места хранения лодок, плотов и строительных материалов для их изготовления.
Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 4 балла. ( По 1 баллу за каждую правильную позицию)
Ситуация 2. Произошло внезапное затопление территории, где находится Ваш дом. Вода быстро прибывает, эвакуация из подтопленных зданий не организована. Определите порядок ваших дальнейших действий и заполните схему:
Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 4 балла. ( По 1 баллу за правильно заполненные, в соответствии с последовательностью действий три поля и дополнительный 1 балл за расширение информации по третьей позиции. В случае нарушения правильной последовательности действий, баллы не начисляются))
Задание 6. При сухой погоде и ветре лесные пожары охватывают большие пространства. Основным виновником возникновения лесных пожаров оказывается человек, его небрежность при пользовании в лесу огнем во время работы или отдыха. Рассмотрите предложенные Вам ситуации и определите верные решения.
Ситуация 1. Местные средства массовой информации сообщили о наступлении пожароопасного сезона в лесах вашей области. Перечислите не менее 4-х запретных мер обеспечивающих безопасность лесов в пожароопасный сезон.
Ответ. В пожароопасный сезон в лесу запрещено:
- пользоваться открытым огнем (бросать горящие спички, окурки и вытряхивать из курительных трубок горячую золу);
- употреблять при охоте пыжи из легковоспламеняющихся или тлеющих материалов;
- оставлять (кроме специально отведенных мест) промасленный или пропитанный бензином, керосином и иными горючими веществами обтирочный материал;
- заправлять горючим топливные баки работающих двигателей внутреннего сгорания, использовать машины с неисправной системой питания двигателя горючим, а также курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим;
- оставлять на освещенной солнцем лесной поляне бутылки или осколки стекла, так как, фокусируя лучи, они способны сработать как зажигательные линзы;
- выжигать траву под деревьями, на лесных полянах, прогалинах и лугах, а также стерню на полях, расположенных в лесу;
- разводить костры в хвойных молодняках, на торфяниках, лесосеках с пору-бочными остатками и заготовленной древесиной, в местах с подсохшей травой, под кронами деревьев.
- Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 4 балла, (по 1 баллу за каждую правильную позицию).
Ситуация 2. Во время прогулки в лесу вы увидели впереди себя на рас-стоянии 100-150 м. огонь, который распространяется по кустарникам и деревьям. Определите последовательность ваших дальнейших действий, и заполните схему:
Ответ.
Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 2 балла, (по 0,5 балла за правильно заполненные, в соответствии с последовательностью действий, поля. В случае нарушения правильной последовательности действий баллы не начисляются)
Ситуация 3. Во время пожара на человеке загорелась одежда. Что необходимо предпринять в этом случае? (Заполните схему в определенной последовательности).
Ответ.
Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 3 балла, (по 1 баллу за правильно заполненные, в соответствии с последовательностью действий поля. В случае нарушения правильной последовательности действий, баллы не начисляются)
Задание 7. Люди, проживающие в непосредственной близости от радиационно опасных объектов, должны быть готовы в любое время суток принять меры по защите себя и своих близких в случае возникновения опасности. С учетом этого, рассмотрите предложенные Вам ситуации и примите правильное решение.
Ситуация 1. Вы проживаете в районе, где расположена атомная элек-тростанция. Какие сведения вы должны знать, чтобы защитить себя и своих близких в случае возникновения аварии на АЭС и где эти сведения можно получить?
Ответ. Население, проживающее вблизи радиационно опасных объектов, должно заранее узнать в жилищно-эксплутатационных и специально уполномоченных органах следующие сведения:
- место расположения (адрес) убежища по месту жительства, работы, учебы;
- место получения индивидуальных средств защиты, препаратов йода (адрес) по месту жительства, работы, учебы;
- адрес и телефон эвакуационного пункта;
- район возможной эвакуации (адрес и телефон);
- адреса и телефоны ближайших пунктов: медицинского, охраны общественного порядка, радиационного контроля.
- Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 5 баллов, (по 1 баллу за каждую правильную позицию).
Ситуация 2. Произошла авария на атомной электростанции. Ожидается выпадение радиоактивных веществ. По местному радиовещанию объявили об эвакуации жителей района, в котором вы проживаете. Определите последова-тельность ваших действий и заполните схему.
Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 3 балла, (по 0,5 балла за правильно заполненные, в соответствии с последовательностью действий поля. В случае нарушения правильной последовательности действий, баллы не начисляются)
Задание 8. Большую опасность для жизни и здоровья людей представляют взрывы, радиусы зон поражения которых могут доходить до нескольких километров. Рассмотрите предложенные Вам ситуации и примите правильное решение.
Ситуация 1.При помощи стрелок установите соответствие между степенью и последствиями поражения людей при взрыве.
Ответ.
Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание –2 балла. ( По 0,5балла за каждое правильное соответствие)
Ситуация 2. После взрыва в завале вас завалило упавшей перегородкой и мебелью, возможности выбраться из под завала нет. Каковы ваши дальнейшие действия. Заполните схему
Ответ.
Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 2 балла, (по 0,5 баллу за правильно заполненные, в соответствии с последовательностью действий, поля.)
Задание 9. В связи с широким распространением электроэнергетики во всех сферах деятельности человека вопрос электробезопасности приобретает особое значение. Вам предлагается ответить на ряд вопросов по данной тематике.
1. Действие электрического тока на живую ткань носит своеобразный характер. По приведенным характеристикам определите вид действия электрического тока на организм человека.
Ответ
.
Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 3 балла. ( По 1 баллу за каждое правильно заполненное поле)
2. Перечислите не менее 4-х рекомендаций (правил), которые могут обеспечить вашу безопасность от поражения электрическим током на улице.
Ответ.
- не приближаться к находящимся под напряжением проводам, электрощитам и электроустановкам; не входить в электрощитовые и другие электротехнические сооружения;
- не играть вблизи электростанций, на чердаках и в подвалах около электрощитовых помещений и электрощитов;
- не прикасаться к оборванным висящим проводам, а в сырую подогу не подходить к ним ближе чем на 5 метров;
- не снимать с линий электропередач воздушных змей, планеры и другие зацепившиеся за провода предметы.
- Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 4 балла, (по 1 баллу за каждую правильную позицию).
3. При помощи стрелок установите соответствие между видами поражения электрическим током и их характеристиками
Ответ.
- Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 3 балла, (по 1 баллу за каждое правильное соответствие).
Задание 10.
Вопрос 1. Основываясь на знаниях в области безопасного поведения при террористических актах, составьте фразу (определение понятия) из приведенных фрагментов, поясните, что она означает, и запишите её полностью
а) …навязывания определенной линии поведения…;
б) …насильственные действия или угроза их применения …;
в) …политических противников, конкурентов…;
г) …с целью устранения, подавления…
Терроризм – насильственные действия или угроза их применения с целью устранения, подавления политических противников, конкурентов, навязывания определенной линии поведения.
Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание - 2 балла. Если ответ не верен, или не указан, баллы не начисляются.
Вопрос 2. Поясните, что могут использовать террористы в качестве орудий преступления с целью достижения максимального поражающего действия на людей?
- различные взрывчатые вещества и взрывные устройства;
- различные токсичные вещества;
- радиоактивные вещества.
Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 3 балла, (по 1 баллу за каждую из трех позиций). При отсутствии правильных ответов, баллы не начисляются.
Вопрос 3. Перечислите, что включает в себя понятие «террористическая деятельность»?
а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;
б) подстрекательство к террористическому акту;
в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;
г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;
д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;
е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.
Оценка задания. При оценке задания необходимо учитывать вариативность ответов участников. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 5 баллов, при этом учитывается знаниевый компонент, смысловое содержание и форма изложения ответа.
ТЕСТ. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Правильные ответы:
Номер текста | Верный ответ | Номер теста | Верный ответ | Номер теста | Верный ответ |
1 | В | 8 | Б | 15 | В |
2 | А | 9 | Б | 16 | Б |
3 | Б | 10 | Б | 17 | Б |
4 | В | 11 | Б | 18 | А; В |
5 | А | 12 | Б | 19 | Б; Г; |
6 | Г | 13 | Б | 20 | В;Г;Е;Ж |
7 | В | 14 | А |