Статья на Конкурс медиаматериалов "Большая перемена"
Поколение Z и цифровое образование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_konkurs_mediamaterialov_bolshaya_peremena.docx | 20.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Поколение Z и цифровое образование
«Суть не в приложениях, суть в педагогике»
Allan Carrington
Цифровизация образования, реализующая вызовы информационного постиндустриального общества, опирается на принципы личностно-ориентированного обучения, где центром всего учебно-воспитательного процесса является личность обучающегося.
Построение образовательной траектории при таком подходе зависит от индивидуальных характеристик, которые формируются на основе общечеловеческих, индивидуальных и, что не менее значимо, поколенческих ценностей.
«Поколение Z», «сетевое поколение», «digital natives» - неполный перечень терминов, используемых для обозначения поколения детей и молодежи, прошедших социализацию в условиях широкого распространения цифровых технологий.
Как и любой другой преподаватель, я постоянно задаю себе вопрос: «Что я могу предложить амбидекстрам, одаренным и творческим личностям, с рождения включающим в «базу данных» нужную информацию? Какие технологии и инструменты буду использовать, если обучение по методикам XX в. стало невозможным?».
Передавать им содержание образования, оформляя в ту форму, к которой они привыкли: интерактивные аудио-видео онлайновые занятия, мобильные приложения и квесты, тренажеры и симуляторы, интеллектуальные обучающие системы.
Для поколения Z характерно клиповое мышление, давайте преобразуем проблему в возможность, подберем сбалансированный визуальный ряд – инфографику. Любой образ подходит, если он эффективно работает для передачи нужных данных! К тому же, процесс работы с инфографикой задействует все уровни мышления, в особенности - анализ, синтез, оценку.
Воспитанники поколения Z ценят простые инструкции, синтезируют информацию из видео и подкастов. Используем эффективный для них вариант подачи материала - обучающие видеоролики, средства Flash-анимации и мультипликации. На помощь спешит технология подкастинга – пусть сами наполняют контентом и визуализируют курс, изучением которого занимаются!
Рожденные в цифре способны удерживать внимание не более восьми секунд, привыкли к стимулам и вознаграждениям? Не беда – будем использовать гейминификацию в качестве единственной возможности завоевать их внимание!
Гаджеты препятствуют организации учебно-познавательной деятельности на занятии? Посмотрим на инфраструктуру сети Интернет как на способ саморазвития. В процессе создания видео обучающиеся работают с перспективной технологией, реализуя сетевые проекты - обмениваются методами решения проблем, результатами собственных и совместных разработок.
«Зетов» с недавних пор стали называть ещё и поколением эмодзи – давайте попробуем использовать язык идеограмм для создания дидактических ресурсов, что возможно на любом предметном материале и в любой возрастной группе!
Интернет выработал новую культуру с особыми языковыми, стилистическими параметрами и сделал возможным применение языка креолизованных текстов? Будем использовать мемы в качестве мотивационного воздействия с учетом их способности проблематизировать учебный материал!
А ведение блога расширит образовательное пространство, вариантов десятки: блог классного руководителя, блог тренера, блог-проект, блог-электронная тетрадь, блог-газета и др.
На первый взгляд, все предельно ясно – цифровая педагогика обосновала механизмы модернизации инструментов обучения.
Сегодня каждый преподаватель владеет современными информационно-коммуникационными технологиями и методами интерактивного взаимодействия. С воодушевлением осваивает облачные технологии, готов к освоению «крутых» приложений и сервисов.
Но способен ли он создать уникальный онлайн-курс с учетом требований педагогического дизайна? Гейминифицировать его, сохранив при этом высокий уровень освоения программы, предусмотрев закономерный переход к микроформатам? Учесть специфику игровой индустрии? Выстроить систему постоянного взаимодействия в информационном пространстве?
«Go в личку» – главный девиз представителей поколения Z, которые привыкли к текстовому общению, происходящему в доли секунд. Они не задумываются о том, что педагог не в состоянии днем и ночью отвечать на сообщения в социальных сетях и мессенджерах…
Это время для реализации его изменившихся функций: блогер, коуч-тренер, техник образовательных игровых сред, междисциплинарный тьютор, специалист по проектам и анализу профилей в социальных сетях.
Многолетний опыт работы в системе СПО и интервьюирование коллег подводят к следующим выводам: большинство преподавателей стремятся к переменам, открыты для профессионального развития, но их тревожат некоторые аспекты цифровизации образования.
Гарантирован ли положительный результат?
Сообщество уже столкнулось с определенными трудностями: информационным серфингом, феноменом цифровой амнезии, убежденностью поколения Z, что помнить ничего и не нужно. Преподавателей настораживает привычка обучающихся к быстрому чтению без углубления в суть, экранная зависимость, заместительная форма коммуникации и др.
Именно в этом, на наш взгляд, корень проблемы. В многочисленных сомнениях… Убедите нас, что цифровое образование лучше классического, что «ставка» на одаренных детей не оставит «за бортом» 80% остальных, что МООК в достаточной степени персонализированы! У нас есть стремление. Есть технологии. Нет объединяющего фактора. Убедите, а мы будем очень стараться и все вместе создадим новую архитектуру образования!
Одно из первоначальных определений педагогики описывало ее как науку о воспитании детей и взрослых. Каждый педагог ежедневно решает воспитательные проблемы, которые актуализировались при широком использовании Интернета: кибербуллинг, троллинг, хейтерство, киберсуицид, Facebook-депрессия и др.
Каким образом трансформируются технологии воспитания?
Воспитание – это искусство, «виртуальный тьютор» не заменит разговора tet - a - tet. Использование бонусных баллов в обучении-игре не обеспечит формирование гуманистических качеств личности, грустный смайлик не «запустит» механизмы самовоспитания. Станут ли создатели онлайн-курсов идеалом и путеводной звездой для формирующейся личности?
Поколению Z нужна помощь не только в обработке информационных потоков для строительства цифровой культуры и искусства, а в определении ценностных ориентаций, самореализации в информационном обществе и стремлении сделать мир лучше.
Цифровая педагогика – педагогика искусства, позволяющая формировать персональные образовательные траектории в онлайн-среде, предусматривающая свободный выбор времени изучения, содержания, формы, контроля и представления результатов пока не дала окончательного ответа на этот вопрос…
И в заключении, пожалуй, главное: «Может быть, спросим поколение Z, с их уникальными навыками адаптации и владением информационными технологиями по умолчанию, каким они видят собственное образование?». В отличие от представителей других поколений, они без смущения говорят о своих потребностях.