Методическая копилка
Конспекты уроков, рабочие программы, сценарии внеклассных мероприятий и др.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Познавательно-игровая программа
ко Дню славянской письменности
Предварительный просмотр:
Команда ____________________ Капитан ____________________
Задание 1.
«Угадайте фразу».
Используя картинки, попробуйте отгадать, какие загадки или пословицы подразумеваются под изображенными предметами. Каждая команда выполняет задание и сдает членам жюри. В случае затруднений вы можете воспользоваться помощью зала. Но помните: использовать этот шанс можно лишь 1 раз, а заданий будет 5!
- _____________________________________________________________
- _____________________________________________________________
- _____________________________________________________________
Задание 2.
«Расшифруйте пиктограммы».
Используя язык пиктографии, зашифруйте рисунками известную пословицу. Команда получит балл только в том случае, если болельщики отгадают зашифрованную фразу.
- Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Задание 2.
«Расшифруйте пиктограммы».
Используя язык пиктографии, зашифруйте рисунками известную пословицу. Команда получит балл только в том случае, если болельщики отгадают зашифрованную фразу.
- Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Задание 2.
«Расшифруйте пиктограммы».
Используя язык пиктографии, зашифруйте рисунками известную пословицу. Команда получит балл только в том случае, если болельщики отгадают зашифрованную фразу.
- Любишь кататься, люби и саночки возить.
Команда ____________________
Задание 3.
«Знакомство с глаголицей».
На ваших столах лежат листы с буквами из глаголицы. Постарайтесь перевести слова с древней глаголицы на русский язык. Каждая команда выполняет задание и сдает членам жюри. Будьте внимательны: на конце слов после согласной ставится буква , не дающая звука.
- ( _______________ );
- ( _______________ );
- ( _______________ ).
Команда ____________________
Задание 4.
«Перевод».
Переписать поговорки, заменяя архаичные формы написания современными. Каждая команда выполняет задание и сдает членам жюри.
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
Предварительный просмотр:
Протокол жюри познавательной игры «Знатоки славянской культуры»
сборных команд-участников(16.05.2013 г)
Время на выполнение | Классы | |||||||||
Название команд | ||||||||||
Использование помощи зала (+ или-) Можно 1 раз за игру | ||||||||||
| ||||||||||
Задание №1: (ответы) 1 балл за каждый правильный ответ 1. Собирай по ягодке – соберешь кузовок. 2.Не куст, а с листочками, не рубаха, а сшита, не человек, а рассказывает. 3.Лучше синица в руках, чем журавль в небе. | 2 минуты | |||||||||
Задание №2: (ответы) 3 балла за правильный ответ болельщиков
| 5 минут | |||||||||
Задание №3: (ответы) (ответ)
| 3 минуты | |||||||||
Задание №4: (ответы) 1 балл за каждый правильный ответ Грелся Максим круг осин. Ксения ждет воскресения. Ощупал Фрол щуку серед Волги на дне. | 2 минуты | |||||||||
Задание №5: максимально 3 балла. Учитывается мастерство, фантазия.
| 6 минут | |||||||||
Задание №6: (ответы болельщиков): 1 балл за каждый правильный ответ
| 5 минут | |||||||||
Итого |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 7 классе
Тема урока: Сотвори в душе добро. (образы праведников в неправедном мире в произведениях А..Платонова, А. Солженицына)
Не стоит село без праведника.
русская поговорка
Более блажен тот, кто отдает,
чем тот, кто принимает.
из проповеди И. Христа
До конца,
До тихого креста
Пусть душа
Останется чиста.
Н.Рубцов
Цели урока:
Образовательная: обучение работе по проблемным вопросам на основе произведений разных авторов. Обучение аргументированным ответам, работе с художественным текстом, со словарем.
Развивающая : обучение навыкам коллективной, индивидуальной работы, устной монологической речи. Обучение систематизации материала по проблеме.
Воспитательная: воспитание любви к человеку, к родной литературе, к слову.
(на выставке плакат со словарными статьями из толкового словаря Ожегова)
Учитель: Здравствуйте, дети! Садитесь! Ребята, сегодня у нас необычный урок.
Необычный потому, что он не предполагает внешней яркости. Но я надеюсь, что он обогреет ваши души, ваши сердца. Наш урок - это урок поиск, поиск истины. Вы ещё дети, многое вызывают у вас затруднения. Не надо бояться сложных вопросов. Чем раньше вы научитесь размышлять, тем скорее обретёте истину.
- Не стоит село без праведника, - утверждает русская поговорка.
Кто же они, праведники? Почему без них село не стоит, а значит, и жизни нет? Какой путь называют праведным?
(размышление детей, ответы)
Обратимся к толковому словарю Ожегова. (ученик читает словарные статьи на стенде)
Праведник 1) у верующих: человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов.
2) человек, ни в чем не погрешающий против правил
нравственности, морали (ирон)
Праведный. 1) благочестивый, безгрешный, соответствующий религиозным правилам.
2) основанный на правде, справедливый (устар)
пример От трудов праведных не наживешь палат каменных (разг)– трудясь честно, трудно разбогатеть.
Учитель. Так что же это за люди? C одной стороны, без них село не стоит, они значимы, с другой – они ничего не имеют. Может быть, русские писатели помогут нам ответить на эти вопросы. Кого из героев ранее изученных вами произведений вы отнесли бы к праведникам и почему?
(дети отвечают: Левша, Петр и Февронья Муромские.)
А героев УНТ Ивана, Емелю, Василису могли бы мы отнести к праведникам? Будьте внимательны, ещё раз обратите внимание на статью словаря.
(дети отвечают: нет, эти произведения созданы в дохристианский период, тогда люди были язычниками, а понятие «праведный» возникло в христианский период у верующих.)
Но что объединяет сказочных героев с перечисленными вами?
(дети отвечают: они добрые, зла не помнят и не желают зла людям. Эти герои бескорыстны.)
Добро всегда почиталось на Руси, вспомните:
в сказках – добрый молодец; обращение за помощью – люди добрые
И Христос говорил: «Более блажен тот, кто отдаёт, чем тот, кто принимает».
Выберите близкое вам значение слова «блаженный».
Блаженный: 1.В высшей степени счастливый.
2.Не совсем нормальный (разг)
то же, что святой (в первом значении) (устар.)
Обратимся к рассказам писателей ХХ века ( А. Платонов «Юшка»
А. Солженицын «Матренин двор»).
Попытаемся выяснить, счастливы ли герои? Праведники ли они? Обратимся к тексту.
дети отвечают:
о Матрене
Одинокая женщина лет 60, родные ей помогали мало, в колхозе работала за палочки, всем помогала, из жалости держит колченогую кошку, вставала в 4-5 утра, ела картошку.
Автор сравнивает её с бабушкой из сказки., Она обезоруживала лучезарной улыбкой, глядя простодушно.
Каждый день у неё находилось дело.
Грехов у неё было меньше, чем у её колченогой кошки.
Всякое дело начинала «с Богом», хотя неистово не молилась, даже скорее была язычницей. О её доме знали, что его можно сломать и при жизни Матрены. При пожаре бросилась спасать не избу, а фикусы.
Её упрекали за то, что она ничего не имела и т.д.
о Юшке
Звали его вообще-то Ефим.. Старый на вид человек, работал в кузнице подручным, был мал ростом, ложился поздно, в еде был неприхотлив, не пил чай с сахаром, не покупал одежды новой.
Все его обижали, а дети удивлялись, тому, что он не такой, как все.
Люди Юшку во всем считали виноватым и были в этом уверены. Хозяйская дочь говорила, что ему лучше было бы умереть, а Юшка верил, что люди его любят, но без понятия.
Много общего у героев?
дети отвечают: Да.
За что же люди «забраковали» их, как говорил столяр, прощаясь с Юшкой?
дети отвечают: Их забраковали за то ,что они отличались от всех, не были злыми, не думали о своем благе.
Ребята , вы обратили внимание, что нет четкого портрета героев, он скорее схематичен. Случайно ли это?
дети отвечают: Они неприметные, слишком простые, и не это в них главное. А вот о их доброте много говорится.
В людях наши герои не находят понимания, но где же они черпают жизненные силы?
дети отвечают: В природе, в работе.
Послушайте, как преображается Юшка в дороге.
Чтение учителем эпизода на фоне музыки.
(В июле…
Работа со словами, передающими эмоциональное состояние героя.)
Оказывается, Юшка – поэт в душе. Так всякое доброе приносит и плоды добрые, - говорится в Евангелии от Матфея.
О каких же добрых плодах мы можем говорить? И Юшку, и Матрену люди обижали, погибли они по вине односельчан? И одинокими они были.
дети отвечают: Да, они погибли, но у Юшки осталась приёмная дочь, у Матрены – Кира, рассказчик всегда будет помнить о ней.
После смерти героев люди почувствовали, как им не хватает этих нелепых, невзрачных в жизни людей.
Можем мы этих героев назвать «праведниками»? Сотворили они в своей душе добро?
дети отвечают: Да.
Вернемся к словарным статьям. Обратим внимание на пометы.
Праведник №2 (ирон)
Праведник №2 (устар)
Блаженный №2 (разг), не совсем нормальный
Блаженный №3 (устар)
Почему устарели эти понятия, почему являются ироничными?
Встречали вы в нашей жизни праведников? Или это уже стало нашей историей?
А может, они вообще являются вымыслом авторов, и их никогда не было в реальной жизни?
дети отвечают,размышляя.
В конце каждого урока подводится итог. Каков же финал нашего? Ради чего весь этот разговор?
дети предполагают (одни считают, что учитель стремится их обратить в праведников, другие предполагают, что учитель стремится научить их увидеть людей в новом свете).
Безусловно, я не стану вас заставлять выбирать путь праведничества. Каждый свой жизненный путь выбирает сам, а праведники – это Богом отмеченные люди.
Давайте оглянемся вокруг, улыбнемся людям, постараемся не обижать тех, которые нам кажутся незначительными.
Давайте успеем увидеть их, праведников, сотворивших добро в своей душе и пославших его нам. Часто мы начинаем ценить людей после их смерти. Так случилось с Юшкой, с Матреной.
Праведники взваливают на свои плечи наши обиды, наше зло, нашу раздражительность, зависть.
Давайте сотворим в своей душе добро и пошлем его людям.
До конца,
До тихого креста
Пусть душа
Останется чиста, -говорил Н. Рубцов. Я вас призываю к чистоте души.
Итоги урока (оценки)
Карточки для работы с высказываниями Ф. Абрамова
Русская литература подняла знамя совести, милосердия, сострадания. И этот свет привел в восторг Запад. Так увидели Россию.
Сотвори мир в душе и пошли его людям.
Жить в ладу с собой, со своей совестью – не в этом ли самое большое счастье?
Может быть, главное в жизни даже не то, что мы делаем, а то, как делаем – сколько души, любви, добра, чистоты вкладываем в содеянное.
Чистая цель – чистые средства. Цель не оправдывает, а определяет средства.
Писатель взывает к самосознанию каждого из нас: ищите праведный путь, учитесь жить без опасных перекосов в бездуховное потребительство, бескрылое делячество.
От слова к пустословию – не в этом ли беды современного человечества, погрязшего в потребительской суете?
Лучше на свете не жить, чем жить без совести.
Предварительный просмотр:
Классный час 1 сентября 2014 в 6 Г классе.
Тема классного часа «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»
Кл.рук: Здравствуйте, ребята. Поздравляю вас с началом учебного года! Вошли вы в школу с воздушными шарами, в каждом спрятан сюрприз, с которым вы познакомитесь дома вместе с родителями.
Сегодня у нас первый в этом году классный час. Начнем мы его с обмена впечатлениями о проведенных летних каникулах. У вас на партах лежат листы, в которых вы пишете кратко ответ на вопрос (в течение нескольких минут кратко записывают ответы):
- Где прошло лето?____________________________________________
(страна, город, село)
- Самое запоминающееся событие_______________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
- О чем хотелось бы рассказать одноклассникам?__________________
_______________________________________________________________
______________________________________________________________
Кл.рук:
- Кто отдыхал в России (поднимите руки)?
- Поднимите руки, кто был за границей.
- Где лучше и почему?
- И раньше, и сейчас есть люди, которые ни за какие блага не променяют страну, в которой они родились, на чужую. Почему?
- Как называется то место, где человек родился?(родина)
- Почему это место, на ваш взгляд, так называется (дети рассуждают).
- Нужно ли любить свою родину? Почему? (дети рассуждают).
- Как называется человек, беззаветно любящий родину? (патриот)
Что значит беззаветная любовь?
Завет - 1. Наставление, совет, наказ, данные потомкам, последователям. // Обычай, унаследованный от прошлого.
2. устар. Обет, обещание.
Патриот (греч) - тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, родине.(Малый академический словарь)
Знаете, какой русский синоним у этого греческого слова? ОТЧИЗНОЛЮБЕЦ.
Кл.рук.: Предлагаю вам посмотреть видеоряд о нашей Родине. Постарайтесь запомнить самое интересное. Может, что-то вам покажется знакомым, а о чем-то захочется узнать побольше.
(ФИЛЬМ)
Кл.рук.: Что вам запомнилось? На что обратили внимание?
(дети рассказывают,
можно попросить на материале видеоряда составить викторину или предложить детям ответить на вопросы)
Кл.рук.:
- Назовите крупнейшие города России.
- Назовите самое глубокое озеро.
- Самая высокая гора?
- …
Кл.рук.: А какое государство самое большое в мире? (РОССИЯ) Посмотрите на карту мира и найдите Россию.
Название | Площадь (км²) | Место в | Место в | Место в | Место в | Место в | |
1 | Россия | 17 125 187 | 1 | 1 | |||
2 | Канада | 9 984 670 | 1 | ||||
3 | Китайская Народная Республика (КНР) | 9 572 900 | 2 | ||||
4 | Соединённые Штаты Америки (США) | 9 519 431 | 2 | ||||
5 | Бразилия | 8 514 877 | 3 | ||||
6 | Австралия | 7 686 850 | 1 | ||||
7 | Индия | 3 287 590 | 3 | ||||
8 | Аргентина | 2 780 400 | 4 | ||||
9 | Казахстан | 2 724 902 | 4 | ||||
10 | Алжир | 2 381 740 | 1 |
Кл.рук.: Большая наша родина Россия? Огромная. Мы можем гордиться не только количеством квадратных километров, но и своей историей, своими героями, учеными. Дмитрий Донской, Александр Невский, Сергий Радонежский, Михаил Ломоносов, Александр Пушкин, Юрий Гагарин… Этот ряд славных сынов Отечества можно продолжать бесконечно.
Откуда пришел М.Ломоносов в Москву? Из-под Архангельска.
А Ю.Гагарин родился в Гжатск (ныне Гагарин) Смоленской области. Все они сыны России, большой родины. А как называются то место (часто село, деревенька), где родились эти славные сыны Отечества? (МАЛАЯ РОДИНА). Почему?
Все мы родились в России, но малая родина у каждого своя. Что вы знаете о своей малой родине? Что интересного могли бы нам рассказать?
(дети рассказывают)
Кл.рук.: Многие из вас, ребята, родились в Москве. Москва – это не только столица нашего государства, но и ваша малая родина. О каких достопримечательностях нашего района, округа, города вы могли бы рассказать?
- Парк Кузьминки (старинная усадьба, экологическая тропа, Дом Деда Мороза, Музей Константина Паустовского),
- Усадьба «Кусково»,
- Мемориальный комплекс Городов-Героев Советского Союза
- Памятный знак Воину Победителю
- Мемориальный комплекс узникам фашистских концлагерей Люди мира на минуту встаньте
- Мемориальный комплекс труженикам тыла в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов
- Памятный знак жертвам радиационных катастроф
- Открытие памятника москвичам, жителям Кузьминок погибшим при защите г. Москвы
- Памятник Сергею Есенину
- Памятник Федору Полетаеву
- Мемориальные доски
- Фонтан Музыка Славы
- Фонтан у Мемориального комплекса Городов-Героев
- Фонтан в честь победы Елены Дементьевой на Олимпиаде в Пекине
- Фонтан в честь победы Елены Исимбаевой на Олимпиаде в Пекине
- Внутридворовые фонтаны ( у каждого своя история)…
Кл.рук.: Предлагаю вам обсудить дома с родителями возможность рассказать о своей малой родине, об уголке, где вы или ваши родители увидели впервые мир и поделиться интересными материалами на следующих классных часах.
Подписи к слайдам:
Название
Площадь (км²)
Место в
Европе
Место в
Азии
Место в
Африке
Место в
Америке
Место в
Океании
1
Россия
17 125 187
1
1
2
Канада
9 984 670
1
3
Китайская Народная Республика
(
КНР)
9 572 900
2
4
Соединённые Штаты Америки (США)
9 519 431
2
5
Бразилия
8 514 877
3
6
Австралия
7 686 850
1
7
Индия
3 287 590
3
8
Аргентина
2 780 400
4
9
Казахстан
2 724 902
4
10
Алжир
2 381 740
1
Знаете ли вы?
Завет
- 1. Наставление, совет, наказ,
данные потомкам
, последователям. // Обычай, унаследованный от прошлого.
2. устар.
Обет,обещание
.
Патриот
(греч) - тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, родине
.(Малый академический словарь)
Знаете, какой
русский синоним
греческого слова?
ОТЧИЗНОЛЮБЕЦ.
Предварительный просмотр:
Сценарий бала,
посвященного 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова.
Участники бала:
Ведущий, Ведущая, Хозяин и Хозяйка бала, гости-участники.
(На фоне музыки звучат слова ведущих)
Ведущий 1: Добрый день, дорогие друзья, гости! Мы приветствуем вас в нашей школе на праздновании 200-летия со дня рождения гения русской и мировой культуры М.Ю.Лермонтова.
Ведущий 2: С детства нам знакомы строки «Скажи-ка, дядя…», «Белеет парус одинокий…». А что знаем об их авторе, о его жизни, о его переживаниях? Насколько для нас, людей 21 века, Лермонтов остается Героем времени?
Ведущий 1: Жизнь поэта была мгновенна и ослепительна, как проблеск молнии на грозовом небе. Но, не дожив и до 27 лет, он прошел весь круг жизни со взлетами вдохновения и горечью разочарований. Лермонтова мы всегда представляем одиноким.
Ведущий 2: Одиночество сопровождало его на протяжение всей жизни. Лукавство, холод высшего общества не принимало чуткое сердце поэта и человека.
Ведущий 1: Но все же он был молод, душа его стремилась к любви, свободе!
Ведущий 2: Чтобы окунуться в атмосферу 19 века, в атмосферу романтизма, музыки, поэзии… Мы приглашаем вас на бал!
(звучат фанфары)
Хозяин:
Сиянье люстр и зыбь зеркал
Слились в один мираж хрустальный.
Хозяйка:
И веет, веет ветер бальный
Теплом душистых опахал!
Хозяин: Приветствуем вас, дамы и господа, судари и сударыни, в этой зале на чудесном вечере, готовящем нам веселье, романтические знакомства, море тепла, россыпь улыбок!
Хозяйка: Так и хочется процитировать великого поэта…
И в залу высыпали все.
И бал блестит во всей красе…
Хозяйка: Мелодия любви зовет и манит,
Сиянием опускается с небес.
И обаянием своим дурманит,
Сердца соединяет полонез!
(Звучат аккорды полонеза)
(Гости встают в круг и начинается полонез)
(После танца Хозяин обращается ко всем гостям)
Хозяин: Полонез наш бал открыл
И разгорячил наш пыл.
Чтоб его нам охладить …предлагаю … побалагурить, обсудить новости. И у нашей милой Хозяйки бала, как я вижу, уже есть чем нас занять!
(Хозяйка несет в руках альбом)
Хозяйка: Да-да! Я хотела бы показать дорогим гостям свой альбом, в котором каждый гость оставляет свои мысли. О чем эти мысли, спросите вы… О чем угодно: о бале, обо мне, о жизни, о любви, о дружбе, о верности и чести… А я становлюсь не только Хозяйкой бала, но и хранительницей мыслей, чьих-то сомнений, любовных переживаний!
1-ая Дама: Ну и что необыкновенного в вашем альбоме, дорогая? «Люби меня, как я тебя»?
Хозяйка: Ну что вы! Мог бы меня поразить этот детский лепет! Вот послушайте:
Когда судьба тебя захочет обмануть
И мир печалить сердце станет –
Ты не забудь на этот лист взглянуть
И думай: тот, чья нынче страждет грудь,
Не опечалит, не обманет!
Или вот еще:
Что может краткое свиданье
Мне в утешенье принести?
Час неизбежный расставанья
Настал и я сказал: прости.
И стих безумный, стих прощальный
В альбом твой бросил для тебя,
Как след единственный, печальный,
Который здесь оставлю я.
1-ая Дама: Сколько любви и боли… Беру свои слова обратно! Кто автор этих строк? Они посвящены Вам?
Хозяйка: Что Вы! Я об этом могу лишь мечтать… Эти строки Михаила Лермонтова. Я списала их из альбома моей доброй подруги…
1-ый Кавалер: Лермонтов… Лермонтов… Позвольте, это не тот ли малый, который за стишок на Кавказ угодил?..
2-ый Кавалер: Ничего себе стишок!
…Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один как прежде... и убит!..
- Кто из нас, господа, позволит себе такую роскошь, как восстать против мнений света?.. А на то время ему было лишь 23 года! Сорви-голова, честное слово! Но КАКАЯ голова! Одной красавице он написал в альбом:
Дай бог, чтоб вечно вы не знали,
Что значат толки дураков,
И чтоб вам не было печали
От шпор, мундира и усов..
Дама: Не Лопухиной ли адресованы эти строки?
Дама: А что между ними летали стрелы Амура?
Дама: Они безумно любили друг друга, но судьба разлучила.
Дама: Да и как это могло быть, ведь большая часть его жизни прошла на Кавказе….
3-ый Кавалер: Говорят, Лермонтов не любил балы?
2-ый Кавалер: Говорят! Но на это есть свои причины! Не до балов было!
И скучно и грустно
и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
Желанья!.. что пользы напрасно
И вечно желать!
А годы проходят – все лучшие годы!
Хозяйка: Так давайте не будем предаваться грусти в такой замечательный день! Я как хозяйка бала приглашаю всех на кадриль!
(Гости встают в круг и начинается кадриль)
(После танца):
Хозяйка: После такого заводного танца гостям, на мой взгляд, не помешает немного отдохнуть и насладиться музыкой. Приглашаю всех к роялю
1-ый Кавалер: А правда ли, что этот ваш Лермонтов преуспел и в музыке?
3-ая Дама: Что вы! Он был удивительно музыкален: играл на скрипке, на фортепиано, пел, писал музыку. Почитайте его творения. Каждое несет неизъяснимую прелесть, каждое слово музыкально.
3-й Кавалер: А как его бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева боготворила внука, не жалела средств на его образование. Мне рассказывал знакомый, родственник госпожи Арсеньевой, что Михаил Юрьевич занимался ещё и акварелью.
1-ый Кавалер: Он еще и художник?
2-ый Кавалер: Гениальный художник! А писал он не только акварели, я видел его картины маслом. Шедевр русского искусства! И это в его-то молодые годы! Андрея Первозванного он написал в 14 лет!
3-я Дама: Писал не только с натуры, на память он мог воспроизводить лица, пейзажи, кипение боя. Любил рисовать горячих, нетерпеливых коней. Если бы он профессионально занимался живописью, он мог бы стать настоящим художником. В каждом его творении такая музыкальность!
1-ый Кавалер: Господа, ну раз мы столь много говорим о Лермонтове как о незаурядной творческой натуре, может быть, кто-то даже знает романс Лермонтова?
3-я Дама: Если позволите, я спою!
1-ый Кавалер : Интересно-интересно, будем рады послушать!
(Звучит романс М.Лермонтова «Я не люблю вас и люблю»)
Я не люблю Вас и люблю
На Вас молюсь и проклинаю
Не видеть Вас я не могу
Но встречи с Вами избегаю
Вы так наивны, так умны
Вы так низки и так высоки
Вы так земны и неземны
Вы так близки и так далеки
Вы - сладкий яд, Вы - горький мед
Вы - божество, Вы - сущий Дьявол
Вас ищу, от Вас бегу
Я не люблю Вас и люблю
Я не люблю Вас и люблю
Я не люблю Вас и люблю
У Вас небесные черты
О нет, уродливая маска
Вы черно-белы, нет - цветны
Вы так грубы, в Вас столько ласки
На Вас воздушные шелка
Да нет же, жалкие лохмотья
Желанье знать Вас и не знать
В себе не в силах побороть я
Вы - сладкий яд, Вы - горький мед
Вы - божество, Вы - сущий Дьявол
Вас ищу, от Вас бегу
Я не люблю Вас и люблю
Я не люблю Вас и люблю
Я не люблю Вас и люблю
1-ый Кавалер: Лермонтов? Это действительно Лермонтов?.. Он везде! Я скоро научусь его понимать!
Хозяин: Да, талант необыкновенный! Я слышал, Пушкина и его поэзию сравнивают с равнинной рекой, а поэзию Лермонтова - с горной, стесненной скалистыми берегами.
1-ый Кавалер:
Позвольте влить каплю дегтя в ваши хвалебные оды! Я ведь, признаюсь, тоже его почитывал, было дело!
Мир для меня - колода карт,
Жизнь - банк; рок мечет, я играю,
И правила игры я к людям применяю.
Согласитесь, весьма цинично!
2-ый Кавалер: Не забывайте, он поэт!
Я не хочу, чтоб свет узнал
Мою таинственную повесть;
Как я любил, как я страдал,
Тому судья лишь Бог да совесть!..
Не торопитесь обвинять, постарайтесь понять…
Хозяйка: Господа, кажется, мы заговорились! Приглашаю всех на мазурку!
(Гости встают в круг и начинается мазурка)
(После танца):
2-й Кавалер: Я молод, но кипят на сердце звуки… Чудесные звуки бала…
4-й Кавалер: Эти поэтические эмоции не по поводу бала, я знаю продолжение…
Я молод; но кипят на сердце звуки,
И Байрона достигнуть я б хотел:
У нас одна душа, одни и те же муки; —
О если б одинаков был удел!.......
Дама: Понятно, откуда эти романтические ноты в его поэзии….Он увлекался Байроном?
Кавалер: А кто им не увлекался в юные годы? Это классика! Думаю, Вы не будете с этим спорить.
5-ый Кавалер:
Нет, я не Байрон, я другой, | Je suis un autre que Byron, |
Дама: Да, в таком юном возрасте такие глубокие строки!!!
2-ой Кавалер
Сон | The Dream |
И снился мне сияющий огнями
| And in a dream I saw an evening feast |
1-ый Кавалер: Дайте угадать… Это тоже все Лермонтов?
3-я Дама: Он владел французским, немецким, английским, читал по-латыни, впоследствии, на Кавказе, изучал «татарский», то есть азербайджанский язык, в Грузии записывал слова грузинские. А одной из своих поэм дал грузинское название — «Мцыри». Он помнил тысячи строк из произведений поэтов великих и малых, но особенно выделял двух авторов: Байрона и Пушкина.
3-й Кавалер:
Жизнь лишь дорога, пока она прекрасна,
А долго ль!.. жизнь как бал -
Кружишься - весело, кругом все светло, ясно...
Хозяйка: Так давайте кружиться! Давайте не будем грустить! На балу принято играть!
Игры любят все на свете!
Встанем в ручеек, как дети!
Я начинаю игру!
(Игра «Ручеек»)
Хозяйка: Замечательные гости, потрясающая обстановка, чудесная игра, но, дорогой хозяин, думаю, гостям нашим нужен отдых!
4-ый Кавалер: А не позволите ли вы, уважаемая хозяйка, повеселить гостей парой новых анекдотов?
Хозяйка: Отчего бы и нет!
4-ый Кавалер:
У одной деликатной дамы вскочил на руке прыщик, она в ту же минуту послала за доктором. Доктор, степенный, серьезный старичок, осматривает прыщик и требует немедленно чернил и бумаги: «Скорее, скорее! Боюсь, чтобы не зажило, пока напишу рецепт.»
2-ый Кавалер: А вот мой вклад!
Кто-то, желая смутить Пушкина, спросил его в обществе:
- Какое сходство между мной и солнцем?
Поэт быстро нашелся:
– Ни на вас, ни на солнце нельзя взглянуть, не поморщившись.
1-ый Кавалер: А вот еще об остроумии Александра Сергеевича и о его любви к родному языку:
Спросили у Пушкина на одном вечере про барыню, с которой он долго разговаривал, как он её находит, умна ли она?
– Не знаю, - отвечал Пушкин, очень строго и без желания поострить, - ведь я с ней говорил по-французски.
3-й Кавалер:
- Частенько трудитесь, батюшка? – спросил врач священника на похоронах.
- По вашей милости, - отвечал с поклоном священник.
Хозяйка: Ах, господа, какие вы злые! Поучиться бы вам хорошим манерам у Лермонтова!
Она не гордою красою
Прельщает юношей живых,
Она не водит за собою
Толпу вздыхателей немых.
Однако все ее движенья,
Улыбки, речи и черты
Так полны жизни, вдохновенья,
Так полны чудной красоты.
3-я Дама: А ведь Лермонтов был шутник и ловелас! Знаете, какой стих на балу он написал Мусиной-Пушкиной? Вот, у меня в блокноте записано:
Графиня Эмилия -
Белее чем лилия,
Стройней ее талии
На свете не встретится.
И небо Италии
В глазах ее светится.
Но сердце Эмилии
Подобно бастилии.
Хозяйка: Как изящно одарил комплиментами! Хочется получить такое же в свой альбом!
(Слышится звук гитары):
1-ый Кавалер:
...У гитары нежный звук,
Как прикосновенье рук.
У гитары тихий звук,
Словно шепчет друг!...
(звучит гитара, в конце исполнения звучат звуки вальса)
Хозяйка: Позвольте поблагодарить нашего гостя за чудесное исполнение, а конце я услышала знакомые звуки… Звуки вальса!
Хозяин:
Звуки вальса тихонько коснулись души,
В глубину всех сердец незаметно проникли.
Пригласить свою даму на танец спеши,
Пусть сердца закружат в зачарованном ритме!
Я приглашаю гостей на вальс!
(Гости встают в круг и начинается вальс)
1-ая Дама: Замечательный танец! Потрясающий вечер! Но мне все равно печально.
Хозяин: Почему? Вам что-то не нравится?
1-ая Дама: Мне нравится все! Но ОН, Лермонтов, занял все мои мысли, захотелось перечитать его стихи, познать его, понять, почувствовать!
2-ый Кавалер: Хочу признаться, вы не одиноки в своем желании… Мне тоже вдруг стал безумно интересен этот загадочный поэт, этот смелый воин, эта тонкая личность!
1-ый Кавалер: Да, это гений, который еще долго будет великой тайной!
(чтение за кадром на фоне вальса):
Я не могу любовь определить,
Но это страсть сильнейшая! – любить
Необходимость мне; и я любил
Всем напряжением душевных сил.
Боюсь не смерти я. О нет!
Боюсь исчезнуть совершенно,
Хочу, чтоб труд мой вдохновенный
Когда-нибудь увидел свет…
Ведущий: Через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека — грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом.
Ведущая: Кто-то считал его жестким, кто-то отмечал его необычайную душевную тонкость, кого-то он раздражал, для кого-то был кумиром… Он разный, потому что он гений!
Ведущий: А гений остается современным во все века.
(Вновь звучит музыка вальса)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Трудности в работе низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе; отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную; неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием ( неумение следовать прочитанной инструкции); разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки.
Основные вопросы Что такое проектная деятельность? Когда она возникла в педагогике? Каковы особенности проектной деятельности в начальной школе? Каким образом можно ее организовать на уроках русского языка?
Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная на приобретение и применение новых знаний путем самообразования.
Что такое метод проектов? Педагогическая технология. Метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели, её детальной разработке и практическом достижении.
Метод ориентирован на: самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую); совокупность разнообразных методов и средств обучения; интеграцию знаний и умений из различных областей; конкретно-практический результат, готовый к использованию.
Использование проектной деятельности способствует: формированию активной, самостоятельной и инициативной позиции учащихся в учении; формированию и развитию УУД (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных); нацелено на развитие познавательного интереса учащихся; реализует принцип связи обучения с жизнью.
Виды проектов по основной деятельности: исследовательский; практико – ориентированный (прикладной); информационный (ознакомительно- ориентировочный); творческий; ролевой (игровой); телекоммуникационный; монопредметный; межпредметный; надпредметный.
Виды проектов по характеру между участниками: внутриклассные; межклассные; внутришкольные; межшкольные; городские; региональные; межрегиональные.
Виды проектов по числу участников: индивидуальный проект парный проект групповой проект
По продолжительности проекты бывают: мини –проект – 1 - 2 урока краткосрочный – от 3 до 6 уроков среднесрочный – от 2 недель до 2 месяцев долгосрочный - от одной четверти и более годичный – весь учебный год
С чего начать?..
Методические пособия для учителей
Рабочие тетради для детей 1-4 классов
Интернет-магазин
Этапы работы над проектом в начальной школе I этап – мотивационный Учитель : заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; Ученики : обсуждают задание, предлагают собственные идеи , создают рабочие группы. II этап – планирование деятельности по выполнению проекта: определяются тема и цели проекта; формулируются и уточняются задачи; уточняется информация (источники); вырабатывается план действий; определяются средства достижения цели; устанавливаются критерии оценки результата и процесса; согласовываются способы совместной деятельности.
III этап - информационно- операционный (выполнение проекта) Ученики: собирают материал; разрабатывают документацию, технологию изготовления проектного изделия; проводят исследование; работают с литературой и другими источниками; непосредственно выполняют проект; оформляют проект; составляют план защиты проекта, распределяют роли участников для защиты. Учитель: наблюдает за ходом выполнения проекта; координирует действия руководителей группы и каждого участника проекта; поддерживает и помогает тем, кому нужна помощь; участвует в заседаниях групп; оказывает содействие процессу творчества учащихся; сам является источником информации.
IV этап - рефлексивно-оценочный Ученики: представляют проекты на экспертизу; защищают проект; участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы; оценивают достижение поставленных целей; осуществляют устную или письменную самооценку; исправляют или дополняют содержание проекта; рефлексируют; Учитель: выступает участником коллективной оценочной деятельности; переводит совместно с учащимися рейтинговую шкалу в пятибальную систему оценивания.
Вопросы–помощники для подготовки к защите проекта в начальной школе: Как называется ваш проект? Назови главный вопрос (проблему) вашего проекта. Почему важно ответить на этот вопрос (решить проблему)? Зачем вы делаете этот проект? Что сделали, чтобы ответить на главный вопрос (решить проблему)? Расскажите (расскажи), что у вас получилось ? Каково назначение вашего(твоего) проектного изделия? Что вам удалось выполнить сразу и почему? Что вызвало у вас наибольшее затруднение? Сможешь (сможете ли вы ) ли ты назвать причину? Оцени качество выполнения и оформления проекта. Что особенно понравилось в работе над проектом? Расскажи о своей роли в проекте. Доволен ли результатом своей работы? Чему ты научился во время участия в данном проекте?
Структура деятельности учителя и ученика при использовании метода проектов Ученик Учитель Определяет цель деятельности Помогает определить цель деятельности Открывает новые знания Рекомендует источники получения информации Экспериментирует Раскрывает возможные формы работы Выбирает пути решения Содействует прогнозированию результатов Активен Создает условия для активности школьника Несет ответственность за свою деятельность Партнер ученика Субъект обучения Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки
Проектные умения и компетенции Исследовательскими : генерировать идеи, выбирать лучшее решение; Социального взаимодействия: сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло; Оценочными: оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других; Информационными: самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, выявлять, какой информации или каких умений недостаёт; Презентационными: выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности; Рефлексивными: отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле; Менеджерскими: проектировать процесс, планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решения, распределять обязанности при выполнении коллективного проекта.
Оценить процесс проектирования учащимся помогут следующие вопросы: Правильно ли сформулировали задачу? Соответствовало ваше исследование поставленным целям? Насколько хорошо вы использовали время? Что могло быть сделано по-другому, если бы вы снова начали разрабатывать этот проект?
План выступления школьника: Почему мы начали разрабатывать именно этот проект? Какие были предварительные исследования? Что они выявили? Какая основная идея проекта? Кто тебе помогал? Как оценили твой проект твои товарищи, родители? По каким этапам выполнялся проект? Как улучшить проект?
Методический паспорт учебного проекта в начальной школе: название проекта; заказчик проекта; руководитель проекта; учебный предмет; тип проекта по классификации; тема учебно-тематического планирования предмета; цели: образовательные, развивающие, воспитательные; знания, умения и общеучебные навыки, которые приобретут участники проекта; состав и учебно-тематические задачи каждой группы; вопросы проекта (3-4 проблемных вопроса); необходимое оборудование; этапы работы над проектом; предполагаемый продукт проекта.
Проект – это «шесть П»! Проблема - социально значимое противоречие, разрешение которого является прагматической целью проекта. Проектирование –процесс разработки проекта и его фиксации в какой- либо внешне выраженной форме. Поиск информации - сбор информации: обращение к уже имеющимся знаниям и жизненному опыту, работа с источниками информации, создание собственной системы хранения информации. Продукт проектной деятельности - конечный результат разрешения поставленной проблемы. Презентация – публичное предъявление результатов проекта. Портфолио (папка) проекта – подборка всех рабочих материалов проекта.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
фронтальными формами обучения и индивидуальными способами учебно-познавательной деятельности каждого ученика, между содержанием образования и возросшим количеством детей, не готовых к школьному обучению, преобладающим объяснительно-иллюстративным способом преподавания и деятельностным характером учения. Противоречия между :
Задачи, стоящие перед учителем : создавать педагогические ситуации общения на уроках, позволяющих каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, творчество; активизировать познавательную деятельность учащихся; содействовать созданию атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса, создавать ситуацию успеха на уроке, повышать учебную мотивацию; обеспечивать деятельностный характер учения через включение учащихся в самостоятельное познание окружающего мира, овладение практическими способами работы с информацией; стимулировать учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться получить неправильный ответ.
Повысится учебная мотивация, познавательный интерес учащихся. Появится подлинный интерес к познанию окружающего мира. У школьников разовьются самостоятельность, инициативность, творчество. Повысится динамика качества обучения. Предполагаемый результат
Без стремления к научной работе педагог неизбежно попадает во власть трех педагогических демонов: рутинности, банальности, механичности. Учитель должен сознательно идти в ногу с современностью, проникаться и вдохновляться пробудившимися в ней силами. Плохой учитель преподносит истину, а хороший учит ее находить. Счастлив тот, кого судьба привела к тому, к чему предназначила его природа. Счастлив он сам, счастливо через него и человечество. Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. Ф.А.В. Дистервег (1790-1866)
Задачи школы : воспитывать гуманных людей; воспитывать сознательных граждан; воспитывать любовь к человечеству и своему народу одновременно. Цели и принципы воспитания «Воспитывать — значит побуждать». Важнейший принцип воспитания — природосообразность: следование за процессом естественного развития человека. Школа Ф.А.В. Дистервега
Об обучении Главная задача обучения—развитие умственных сил и способностей детей. Формальное образование связано с материальным. Обучение способствует всестороннему развитию человека и его нравственному воспитанию. Требования к учителю : «должен в совершенстве владеть своим предметом, любить профессию и детей, заниматься постоянным самообразованием; на уроке должна доминировать атмосфера бодрости; преподавание должно быть энергичным, чтобы будить. Школа Ф.А.В. Дистервега
Личностный (готовность и способность обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные качества и социальные компетенции; сформированность основ гражданской идентичности); Метапредметный (освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями); Предметный (освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыта одной предметной области и его преобразование и применение в другой). ФГОС 2 поколения
Интернет-ресурс http://charko.narod.ru/tekst/an4/1.html Что же такое технология?
Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса. (Б.Т.Лихачев) Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса. (В.П.Беспалько) Технология – это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния. (В.М.Шепель) Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. (толковый словарь)
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. (толковый словарь) Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. (В.М.Монахов) Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. (ЮНЕСКО)
1. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса . Педагогика сотрудничества. Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили. Система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека. 2. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Игровые технологии. Проблемное обучение. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре. (Е.И.Пассов) Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала. (В.Ф.Шаталов) Разновидности технологий
3. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала. «Экология и диалектика» (Л.В.Тарасов). «Диалог культур» (В.С.Библер, С.Ю.Курганов). Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М.Эрдниев). Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б.Волович). 4. Частнопредметные педагогические технологии. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А.Зайцев). Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н.Зайцев). Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г.Хазанкин). Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А.Окунев). Система поэтапного обучения физике (Н.Н.Палтышев). Разновидности технологий
5. Альтернативные технологии. Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер). Технология свободного труда (С.Френе) Технология вероятностного образования (А.М.Лобок). Технология мастерских. 6. Природосообразные технологии. Природосообразное воспитание грамотности (А.М.Кушнир). Технология саморазвития (М. Монтессори). Разновидности технологий
7. Технологии развивающего обучения. Общие основы технологий развивающего обучения. Система развивающего обучения Л.В.Занкова. Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова. Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П.Волков, Г.С.Альтшуллер, И.П.Иванов). Личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С.Якиманская). Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко). Разновидности технологий
8. Педагогические технологии авторских школ. Школа адаптирующей педагогики (Е.А.Ямбург, Б.А.Бройде). Модель «Русская школа». Технология авторской Школы самоопределения (А.Н.Тубельский). Школа-парк (М.А.Балабан). Агрошкола А.А.Католикова. Школа Завтрашнего Дня (Д.Ховард). Разновидности технологий
9. Технология С.Н.Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении. 10. Технологии уровневой дифференциации. 11. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В.Фирсов). 12. Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н.Закатова). 13. Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С.Границкая, В.Д.Шадриков). 14. Технология программированного обучения. 15. Коллективный способ обучения КСО (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко). 16. Групповые технологии. 17. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения. Разновидности технологий
Технология личностно ориентированного подхода в обучении помогает решать следующие задачи Формирует у учащихся систему научных знаний на основе активизации их субъективного опыта Помогает учащимся в раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов
На всем протяжении учебного процесса учитель демонстрирует детям свое полное доверие к ним; Учитель помогает учащимся в формировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед классом в целом, так и перед каждым учеником в отдельности; Учитель исходит из того, что у детей есть внутренняя мотивация к учению; Учитель для учащихся – источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью; Учитель - активный участник группового взаимодействия, несущий позитивную мотивацию каждому ребенку. Памятка учителю
Средства мультимедиа позволяют обеспечить реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях начальной школы. Информационные технологии
Учебный диалог
Проблемное обучение
Проектная деятельность
работа в парах; мозговой штурм; игра “Продолжи” или «Цепочка»; охота за сокровищами; игра по станциям; снежный ком и др. Групповая форма работы Виды групповой работы:
Ученик — учитель Разноуровневые задания
Восточная притча Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил: — Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: — Всё в твоих руках. Все в твоих руках
Творческих успехов! Талантливых и благодарных учеников!