Научно-методическая деятельность

Серебренникова Ольга Деомидовна

Материал этого раздела освещает научно-методическую работу психолога

Диссертация  кандидата психологических наук  на тему "Понимание языка школьных учебников первоклассниками, воспитывающимися в семье и в детском доме"

https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9921729

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект « Абдар (сундучок семейных ценностей)» Подготовили: Будаева Г.О. , Андреева В.К., Кобылкина А.С., Хандакова Л.П., Уварова А.Д., Серебренникова О.Д.

Слайд 2

Актуальность В настоящее время институт семьи переживает достаточно серьезный кризис. Наблюдается ослабление духовной близости между детьми и родителями. В развернутом, быстро меняющемся информационном пространстве родители перестают быть авторитетными проводниками детей в жизни, что снижает устойчивость самого института семьи. Все это ведет к потере традиций, языка, семейных ценностей, которые являются фундаментом жизни человеческого общества. Сегодня, как никогда актуальна мотивация детей на социально значимые семейные ценности и укрепление семейных отношений.

Слайд 3

Объект: семейные традиции и ценности бурятского народа. Предмет: процесс формирования у учащихся и их семьи ценностного отношения к традициям, языку, как культурному наследию бурятского народа.

Слайд 4

Цель проекта Создание условий для формирования и укрепления семейных ценностей, сохранения традиций и приобщения учащихся и их родителей к материальному и духовному наследию бурятского народа. Задачи проекта - организовать образовательное и творческое пространство для детей и семей, открывающее свободный доступ к ресурсам для популяризации семейных ценностей, традиций, изучения бурятского языка, культуры народа; — укреплять духовную связь поколений; — воспитывать уважение к культурному наследию своего народа, к природе и истории своего края; — прививать интерес и любовь к разным видам творчества и ремесла; — создать условия для совместной работы школы и семьи по возрождению народных и семейных традиций бурят

Слайд 5

Срок реализации проекта: февраль 2022 г. – апрель 2023 г. Целевые группы: обучающиеся ГБОУ «С(К)ОШИ V вида» и их семьи в рамках проведения ознакомительного, просветительского и заключительного этапов; обучающиеся других образовательных организаций республики Бурятия (в рамках реализации детской настольной игры « Буряад ороной баялиг », направленной на знакомство с родным краем и популяризацию бурятского языка). География проекта: республика Бурятия, г. Улан-Удэ.

Слайд 6

№ п/п Мероприятие Сроки исполнения Подтвержденный опыт работы. Цель: Систематизация предварительной работы Республиканская научно-практическая конференция «Шаг в будущее» «Династия семьи Норбоевых » Программа, направленная на изучение родного края: «Мой край – Бурятия» Музей кукол Республиканский конкурс видеороликов «Моя Бурятия». Фильм «Мой прадед Шагдаров Л.Б.» Проект «Родословное древо» Республиканская научно-практическая конференция «Шаг в будущее» «Династия семьи Норбоевых » Программа, направленная на изучение родного края: «Мой край – Бурятия» Музей кукол Республиканский конкурс видеороликов «Моя Бурятия». Фильм «Мой прадед Шагдаров Л.Б.» Проект «Родословное древо» 1-ый этап «У истока» (ознакомительный). Цель этапа: Выявление знаний родителей, детей о семейных и народных традициях бурят, о владении бурятским языком . 1. Анкетирование “Семейные традиции и ценности» 2-ой этап «Возрождение» (просветительский). Цель этапа: Знакомство детей, родителей с народными и семейными традициями через разные формы работы. 1. Использование в занятиях развивающей игры « Буряад ороной баялиг » 2 Онлайн-фотовыставка «Загляните в семейный альбом » (фото, письма, открытки и другое) 3 Путешествие во время наших дедушек. Мастер-классы « С ремеслом весь свет пройдешь – не пропадешь » 4. Изготовление папки-передвижки «Возрождение семейных традиций», изготовление книги видео рецептов «Бурятская национальная кухня» 5. Классные часы в форме театрализованных с емейных посиделок «У семейного очага». 6 Экскурсионный маршрут «По тропкам родной Бурятии» 7. Литературный вечер с театрализацией «Сказки родного края» 3 этап – «С маленького родника начинается река» — заключительный. Цель этапа: Подведение итогов представление результатов деятельности 1. Выставка «Бабушкин сундук ». 2. Викторина для учащихся «Наша с емья традициями сильна!» 3. Обобщение результатов деятельности и презентация педагогического опыта реализации проекта.

Слайд 7

Экскурсионный маршрут «По тропкам родного края» Цель: укрепление семейных традиций и ценностей посредством изучения культурного и природного наследия бурятского народа. Развивающая настольная игра « Буряад ороной баялиг » ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА Цель игры: Приобщать учащихся к изучению традиций, семейных ценностей, языка бурятского народа и воспитывать ценностное отношение к культурному и природному наследию Бурятии. Игра предполагает несколько тем: животные, памятники культуры и природы Бурятии, известные люди.

Слайд 8

Предполагаемые результаты - продвижение и популяризация семейных ценностей, традиций, бурятского языка и раскрытие возможностей для их изучения; - знание детьми народных промыслов, умение различать их виды; -положительная динамика формирования у детей и семьи нравственных качеств и ценностного отношения к культурному и природному наследию Бурятии; -духовное общение, развитие творческих способностей, духовной связи поколений.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар-практикум: Конфликты и пути их разрешения г. Улан-Удэ декабрь 2021 г.

Слайд 2

Что такое конфликт? Конфликт- (от лат. с onflictus - столкновение ) это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами.

Слайд 3

Упражнение «Руки» Инструкция: соедините ладони на уровне груди, а затем надавите правой ладонью на левую.

Слайд 4

Классификация конфликтов Межгрупповые Межличностные Внутриличностные (мечтаешь похудеть, но очень трудно отказаться от сладкого- «душевные муки») Между личностью и группой

Слайд 5

Плюсы и минусы конфликта Плюсы Конфликт вскрывает «слабое звено» во взаимоотношениях Дает возможность увидеть скрытые отношения Дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение Пересмотр своих взглядов на привычное Способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом Минусы Отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям Нарушение деловых и личных отношений между людьми, ухудшение социально-психологического климата Ухудшение качества работы -сложное восстановление деловых отношений Представление о победителях или побежденных как о врагах Временные потери - на 1 мин. конфликта приходится 12 мин. послеконфликтных переживаний

Слайд 6

Причины возникновения межличностных конфликтов Конкуренция Столкновение разных жизненных принципов Психологическая несовместимость Из-за взаимного непонимания От скуки

Слайд 7

Упражнение «На мостике» Задача: пройти как можно быстрее на другую сторону. Тот, кто заступился за дорожку, считается упавшим в пропасть.

Слайд 8

Решение конфликтных ситуаций Алгоритм: 1. Определить причины конфликта; 2. Описать чувства и эмоции участников конфликта; 3. Предложить пути выхода и мероприятия, направленные на профилактику.

Слайд 9

Стратегии поведения в конфликте Соперничество Избегание Приспособление Сотрудничество

Слайд 10

Приемы эффективной коммуникации Отражение чувств Использование «Я –утверждений» вместо «Ты –утверждений» «Парафраз» ( повтор слов собеседника «Я понимаю, что для Вас…) «Условное согласие» («Ага», «Угу» , «Вы совсем с ума сошли!»-»Иногда может показаться, что я действую не как обычные люди») Умение держать паузу

Слайд 11

«Другими словами» 1 Он должен заботиться обо мне. 2. Ты не должна была ходить на ту вечеринку. 3. Ты ни разу в жизни для меня ничего не сделала. 4. Ты должна была предвидеть возможные трудности 5. Меня заставили. 6. Он- упрямый осел. 7. Он меня унизил. 8. Прекрати меня злить! 9. Ты должна мне дать программу, книгу…. 1. Мне хочется, чтобы он заботился обо мне. 2. Я бы предпочел, чтобы ты не ходила на вечеринку. 3. Мне не хватает внимания и заботы с твоей стороны. 4. Мне хотелось, чтобы ты предвидела возможные трудности. 5. Я не сумела отказаться. 6. Я не смог его убедить. 7. Мне было неприятно. 8. Я начинаю злиться. 9. Мне хотелось бы, чтоб ты дала мне программу, книгу.

Слайд 12

Упражнение «Толкалки» Инструкция: разбейтесь на пары. Встаньте друг на против друга, вытянув вперед руки, обопритесь ладонями на ладони партнера. Далее по моей команде ваша задача сдвинуть своего противника с места

Слайд 13

Рефлексия

Слайд 14

школьная служба медиации педагоги-психологи школы ВСЕГДА ГОТОВЫ ПОМОЧЬ!



Предварительный просмотр:

Практико-ориентированный проект

«Тропинка в страну профессий»

(ранняя профориентация младших школьников с особыми образовательными потребностями)

Направленность проекта на решение актуальных задач в сфере воспитания  

Найти себя и реализоваться в профессии – жизненно важно для каждого человека. Овладение профессией дает нам работу, средства к существованию, поддерживает нас, способствует саморазвитию, обеспечивает независимость. Все это особенно актуально для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Поэтому развитие профессионального образования и обучение лиц с ОВЗ выделено как отдельное стратегическое направление развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью в Российской Федерации до 2030 года. 

Процесс формирования профессионального самоопределения необходимо начинать как можно раньше, т.к. база к данному процессу закладывается на стадии наглядных представлений о мире профессий задолго до подросткового возраста. Актуальность ранней профориентации является современным запросом правительства Российской Федерации, который прописан в ФГОС для детей с ОВЗ.

Тем не менее, в настоящее время в республике Бурятия все реализуемые проекты направлены на подростковый и юношеский возраст, не охватывая категории детей младшего школьного возраста. В практике учителей начальной школы профориентационная работа имеет, как правило, эпизодический  и информационный  характер.  

Таким образом, существует проблема – недостаточное развитие системы формирования первичного представления о мире современных и актуальных профессий, а также интереса к профессиональной трудовой деятельности младших школьников.

Основная задача нашего проекта совершенствовать систему дополнительного образования детей младшего школьного возраста с ОВЗ в направлении развития профессионального мышления, приобретения навыков SoftSkills и HardSkills.

Цель: создание возможностей для ранней профориентации,  предпосылок для освоения  младшими школьниками с ОВЗ современных допрофессиональных компетенций. 

Задачи:

1. Познакомить младших школьников с широким спектром профессий, актуальных в современном обществе, посредством апробирования программы дополнительного образования по  ранней профориентации.

2. Формировать систему гибких (SoftSkills) и жестких (HardSkills) навыков.

3.Организовывать сетевое взаимодействие и социальное партнерство с образовательными учреждениями, организациями и предприятиями по ранней профориентации младших школьников.

4. Вовлекать родителей в деятельность по ранней профориентации младших школьников.

Инновационный характер проекта/элементов проекта (форма, новизна, нестандартность).

Новизна данного проекта заключается в том, что проводимая в образовательной организации профориентационная работа является основой, на которой будет строиться дальнейшая профессиональная траектория развития ребенка в школе. Она будет планироваться и осуществляться в определенной системе, а аргументированный выбор методов, приемов, средств подбираться с учетом возрастных особенностей  младших школьников и по запросу родителей (законных представителей). Разработанная нами программа дополнительного образования по формированию системы гибких (SoftSkills) и жестких (HardSkills) навыков позволит нам нивелировать наблюдающиеся  противоречие между возрастанием значимости профессий по принципу престижности и потребностью в высококвалифицированных специалистах.

 

Содержание проекта

На начальном этапе проекта нами проведено анкетирование родителей, опрос младших школьников с целью определения профессиональных компетенций, наиболее значимых и представляющих интерес. По результатам опроса определены 3 компетенции, набравшие наибольшее количество выборов:  сити-фермерство (42%), изготовление прототипов (65,8%) и кулинарное искусство (42%).

Основная идея проекта – ранняя профориентация с использованием новых технологичных и актуальных компетенций, входящих в атлас новых профессий. Реализация проекта способствует не только успешной социализации и интеграции в доступную среду детей младшего школьного возраста, но и пропедевтике  деструктивных нарушений.

Целевая аудитория проекта:  дети младшего школьного возраста с ОВЗ, их родители, педагоги образовательной организации. Охват детей – 61 ребенок.

Проект реализуется в три этапа:

1 этап – организационный:

 изучены нормативно-правовые документы, методическая литература, интернет-ресурсы, опыт работы образовательных организаций по ранней профориентации детей младшего школьного возраста;

 определены основные характеристики проекта, критерии эффективности внедрения проекта, ресурсы, сроки реализации, объем и содержание работ;

 разработаны программы дополнительного образования по ранней профориентации детей младшего школьного возраста с ОВЗ по компетенциям: сити-фермерство, изготовление прототипов и кулинарное искусство;

 создана предметно-пространственная развивающая среда по профориентации детей младшего школьного возраста с ОВЗ.

2 этап – реализация проекта:

 организована деятельность по повышению профессиональной компетентности педагогов  по вопросам ранней профориентации детей младшего школьного возраста с ОВЗ;

осуществляется реализация программ дополнительного образования по ранней профориентации детей младшего школьного возраста с ОВЗ по компетенциям: сити-фермерство, изготовление прототипов и кулинарное искусство;

 осуществляется активное вовлечение родителей в деятельность по ранней профориентации младших школьников с ОВЗ:

 установлено социальное партнерство с образовательными учреждениями, организациями и предприятиями по ранней профориентации младших школьников.

3 этап – аналитический:

  проведен первый школьный чемпионат kidskills; 

 проведена первичная оценка полученных результатов эффективности в соответствии с определенными критериями успешности внедрения инновационного проекта;

проводится оформление методических материалов по ранней профориентации детей младшего школьного возраст с ОВЗ;

 осуществляется трансляция опыта работы по ранней профориентации детей младшего школьного возраста.

https://gbou-sk.buryatschool.ru/?section_id=293 

https://vk.com/video-211488528_456239103 

https://nsportal.ru/user/1389691/page/proekt-tropinka-v-stranu-professiiy 

https://kladtalant.ru/publikatsii-pedagogov?publ=198299 

https://talant-pedagogu.ru/public/public-teacher1/publication/82748 

https://infourok.ru/programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-na-temu-yunyj-kulinar-6351305.html

Условия реализации

Нормативные: 

-Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

-ФГОС НОО  с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598);

-приказ Министерства Просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- письмо Министерства Просвещения РФ от 12 апреля 2019 г. № ТС-957/07 «Об участии в обсуждении проекта Стратегии»

-методические рекомендации к «Примерной программе воспитания», утвержденной 02.06.2020;

-приказ «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные

образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся» (Минпросвещения России, 2020, №172);

- СанПиН 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"

Материально-технические условия:

В школе созданы условия для осуществления представленного проекта.

- Количество классных комнат – 8, из них  2 оснащены интерактивными досками и 1 кабинет оснащен  Интерактивной панелью  UTSFly 55 c программной оболочкой  UTSShell + 3 программных обеспечения.

- Зимний сад и учебно-опытный земельный участок.

- 3-Д ручки, компьютеры и ноутбуки.

- кухонные принадлежности.

Кадровые ресурсы:

Школа укомплектована достаточным количеством педагогических работников, постоянно повышающих своё профессиональное мастерство, что позволяет обеспечивать стабильные качественные результаты образовательных достижений обучающихся.

Информационно-методические:

Информационно-образовательные ресурсы в виде печатной продукции, на сменных оптических носителях, ресурсы сети Интернет, вычислительная и информационно-телекоммуникационная инфраструктура, официальный сайт образовательной организации в сети Интернет.

Финансовые:  

Внебюджетные средства, спонсорские пожертвования.

Актуальность результатов, достигаемых при использовании проекта

Реализация проекта обеспечит достижение следующих результатов:

  1. Реализация дополнительной общеразвивающей программы ранней профориентации детей младшего школьного возраста  будет способствовать обогащению знаний детей об актуальных современных профессиях.
  2. Сформирована система  гибких (SoftSkills) навыков – социальные, интеллектуальные и волевые компетенции такие как коммуникабельность, умение работать в команде, креативность, пунктуальность, уравновешенность.  
  3. Сформирована система жестких (HardSkills) навыков.  В компетенции кулинарное искусство: элементарная техника готовки, знание тонкостей национальных кухонь народов России, умение правильно спланировать меню для бизнес-ланча.

Создание прототипов: создание опытных образцов или моделей в соответствии с проектными критериями и заданными характеристиками.

Сити-фермерство: создание и обслуживание  удобных в эксплуатации в городских условиях установок для выращивания агрокультур.

  1. Организовано сетевое взаимодействие и социальное партнерство с  ГПБОУ «Бурятский республиканский информационно-экономический техникум», ГПБОУ «Бурятский аграрный колледж им. И.М. Ербанова», магазин товаров для дачи и сада «САД ЭМ», citiferma_03, кафе «Эфир».
  2. Размещена  информация в сети Интернет, СМИ для пропаганды идей инновационного педагогического опыта.

 Возможность использования представленного материала в опыте работы образовательных организаций. 

Представленный в практике опыт ранней профориентации детей младшего школьного возраста с ОВЗ может быть использован в общеобразовательных учреждениях, а также в учреждения дополнительного образования, в центрах социального обслуживания.  Проект может быть адаптирован педагогами для обучающихся любой направленности. При сохранении структуры проекта и алгоритма реализации (основных форм работы и видов деятельности) могут быть адаптированы содержание, методики диагностики, формы представления результатов, ресурсы.

Перечень научных и (или) учебно-методических материалов, разработок по теме проекта:

  1. Антонова М.В. Ранняя профориентация как элемент социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста [Текст] /М.В. Антонова //Современные наукоемкие технологии. –2017. – №2. – С. 93-96.
  2.  Болдина М.А., Деева Е.В. Понятие и сущность профориентационной работы в образовательном учреждении // Современные проблемы образования. 2012. №12 (046). С.431-439.
  3. Дыбина, О.В. Приобщение к миру взрослых. Игры-занятия по кулинарии для детей / О.В. Дыбина /. – М: — Просвещение, 2017, 128 с.
  4. Елькина О.Ю. Формирование продуктивного опыта младших школьников в подготовке к выбору профессии. [Текст] /О.Ю. Елькина – Кемерово, 2017 – С. 46
  5. Ефремов А.Ю. Психологические особенности формирования интереса к будущей профессии [Текст] /А.Ю. Ефремов, В.В. Данилушкина // Воспитание и обучение: теория, методика и практика. – М.: Просвещение 2016
  6. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Основы профориентологии: Учеб. пособие для вузов. М.: Высшая школа, 2005. 159 с.
  7. Ищенко О.К. Формирование первичных профессиональных ориентиров у младших школьников. // Педагогическое обозрение № 1 – 2015 – С.142-143
  8.  Козловская С.Н. Закономерности развития профессионального самоопределения личности // Акмеология. 2005. №2. С.18-23.
  9.  Кузьмина Е.В. Профориентация в начальной школе. [Электронный ресурс]. – URL: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2013/09/22/proforientatsiya-mladshikhshkolnikov (дата обращения: 01.10.2019).
  10. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы). / Приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации № 09-3242 от 18 ноября 2015 г.
  11.  Мухина М.В. Игровые технологии профессиональной ориентации младших школьников. Сочи, 2011. 39 с.
  12. Организация профориентационной работы с младшими школьниками и их родителями [Текст] : метод. рекомендации / И. А. Килина, Е. А. Доренбуш, Н. В. Осипова, Е. В. Понамарева ; под общ. ред. В. И. Сахаровой. — Кемерово : ГБУ ДПО «КРИРПО», 2019 — 110 с. — (Профориентация).
  13.  Организация профориентационной работы с младшими школьниками и их родителями: метод. рекомендации / И. А. Килина, Е. А. Доренбуш, Н. В. Осипова, Е. В. Понамарева; под общ. ред. В. И. Сахаровой. Кемерово : ГБУ ДПО «КРИРПО», 2019. 110 с.
  14.  Парфенова Ю. П. Специфика организации профориентационной работы с младшими школьниками // Молодой ученый. 2013. №6. С. 719-721.
  15.  Первые шаги в профориентационной подготовке младших школьников: метод. рекомендации / сост. В.А. Творожникова, Т.В. Ширяева, М.Н. Костромина. Сыктывкар: ГАУ РК «РИЦ ОКО», 2011. 66 с.
  16. Профориентационная работа и профильное обучение в современной школе: опыт и инновации: сб.ст. [Текст] / под общ.ред. В.П. Панасюка. – СПб.: ЛОИРО, 2015 – 82 с.
  17. Пряжников Н.С. Работа по профориентации в младших классах [Текст] /Н.С. Пряжников // Педагогика. – 2015 - № 5 – С. 33 – 37
  18. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ
  19.  Черкасова А.М. Профориентация младших школьников // Начальная школа. 2016. № 10.С.41-43.
  20. Чистякова С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников: Учебное пособие. / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Просвещение, 2015 — 112 с.
  21.  Шихматова Э.С. Специфика организации профориентационной работы в начальных классах // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Сборник материалов I-й научно-практической конференции. Симферополь, 2018. С.201-208.

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ V вида»

Практический семинар-тренинг

для педагогов

на тему: «Конфликты и пути их разрешения»

Составитель:

педагог-психолог Серебренникова О.Д.

г. Улан-Удэ, 2021 г.

Цель: содействие в формировании умения педагогов позитивно решать конфликтные ситуации.

Задачи:

  • Рассмотреть понятие педагогического конфликта, его виды.
  • Изучить основные типы конфликтных ситуаций в школе.
  • Овладеть приемами общения в конфликте.
  • Способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из нее.
  • Выявить основные варианты предупреждения и урегулирования конфликтов.

Оборудование: презентация, раздаточный материал, лента шелковая, ватман, фломастеры, два стола для работы в группах, ручки.

Ход

Слайд №1

        Добрый день, уважаемые педагоги. Сегодня мы обсудим актуальную для нас тему: «Конфликты и пути их разрешения».

        В нашей жизни мы часто сталкиваемся с недопониманием со стороны родителей наших обучающихся, родных и близких, друзей, коллег и совсем незнакомых людей (в транспорте, в магазине и т.п.).  Зачастую разногласия, недопонимания оборачиваются обидами и стрессами обеих сторон, что приводит к ухудшению самочувствия и общей работоспособности. Сегодня мы попробуем разобраться в понятии: что же такое конфликт? Познакомимся с некоторыми приемами достойного разрешения конфликтов, а также успешной профилактике конфликтных ситуаций. 

 

Слайд №2 

        Что же такое конфликт?

        Игра «Ассоциации»

        Конфликт (от лат. conflictus- столкновение) - это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами.

Конфликты могут быть:

Конструктивными - способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений (хорошие, полезные)

Деструктивными – препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений (плохие).

А сейчас давайте попробуем выполнить простое упражнение.

Слайд №3

        Упражнение «Руки». Психолог просит соединить ладони на уровне груди, а затем надавить правой ладонью на левую.

(По опыту проведения этого упражнения известно, что левая рука начинает бессознательно оказывать сопротивление, хотя такой инструкции или демонстрации таких действий ведущим не производится).

Обсуждение:

  • что вы чувствовали?
  • какие ощущения у вас возникли при выполнении задания?

        

        Вывод – в ответ на агрессию мы подсознательно начинаем сопротивляться, то есть агрессия порождает агрессию! Если педагог настроен недружелюбно по отношению к детям (родителям, коллегам), они это почувствуют и неосознанно примут меры защиты. Возникает конфликт!

Слайд №4 

Конфликты бывают:

  • Межгрупповые
  • Межличностные
  • Внутриличностные (мечтаешь похудеть, но очень трудно отказаться от сладкого – «душевные муки»)
  • Между личностью и группой

Работа по группам

        У конфликтов бывают как плюсы, так и минусы. Разбейтесь на 2 команды. Первая команда записывает как можно больше позитивных следствий конфликтных ситуаций, вторая команда описывает негативные последствия конфликтов. На работу группам даётся 3 минуты.

        Далее каждая группа оглашает свой список. Если у команды соперников возникают вопросы и замечания, то они могут их озвучить, после того как команда полностью закончит свой ответ.

Слайд №5

Плюсы

  • конфликт вскрывает «слабое звено» во взаимоотношениях;
  • дает возможность увидеть скрытые отношения;
  • дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение;
  • пересмотр своих взглядов на привычное;
  • способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом.

Минусы:

  • отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям;
  • нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины - ухудшение социально-психологического климата;
  • ухудшение качества работы - сложное восстановление деловых отношений;
  • представление о победителях или побежденных как о врагах;
  • временные потери - на 1 мин. конфликта приходится 12 мин. после конфликтных переживаний.

Слайд №6

        А теперь давайте рассмотрим причины возникновения конфликтов.

        Причины возникновения конфликтов:

        Конфликтогены - слова, действия, поступки, которые могут привести к конфликту (например, неучтивое обращение не всегда приводит к конфликту, думаем что «сойдет») - на слова в наш адрес мы отвечаем более сильным словом.

        Причины возникновения МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ:

Конкуренция - люди стремятся к одной цели, но находятся в ситуации конкуренции (борьба за первенство)

Столкновение разных жизненных принципов (Кот Леопольд - гуманист, и мелкие пакостники - мыши)

Психологическая несовместимость (неуживчивость темперамента и характера)

Из-за взаимного непонимания (смысла высказываний, просьб, приказов, объяснений).

От скуки (Том и Джерри, Ну, погоди)

Слайд №7

        Упражнение «На мостике». Сейчас мы с вами сыграем в одну игру: представьте себе, что вы стоите на краю пропасти, а вам очень нужно перейти на другой берег по этому мостику, но на другом берегу стоит тоже человек, которому так же, как и вам, необходимо перебраться на другой берег.  Группа делится на две команды. С каждой команды выходят по 2 участника, которые расходятся в разные концы комнаты, между ними рисуется узкая дорожка, либо стелется лента.

        Задача игроков – пройти как можно быстрее на другую сторону. Тот, кто заступился за дорожку, считается упавшим в пропасть.

Выполнение упражнения начинается по команде ведущего.

Обсуждение:

  • Как вы себя чувствовали?
  • Что вы чувствовали при выполнении этого упражнения?
  • В реальных ситуациях, вы предпочитаете уступить или добиться определённой цели?
  • Какого стиля общения придерживался каждый из участников?

        Вывод: в выигрыше оказывались не те, кто стремился пройти сам, а те, кто, прежде всего, стремился помочь партнеру.

        В этом упражнении можно четко увидеть стратегии поведения в конфликтно ситуации: конкуренция, сотрудничество, компромисс, приспособление.

        

Слайд №8

        А теперь попробуем научиться разрешать конфликт. 

        Предлагаются 2 конфликтные ситуации для решения. (определить причину конфликта, описать чувства участников конфликта, предложить пути выхода)

Слайд №9

Таким образом есть ЧЕТЫРЕ способа разрешения КОНФЛИКТА:

1. Соперничество - высокая активность при нежелании сотрудничать (добиться цели любой ценой).

2. Избегание - нет ни активности, ни желания сотрудничать (уводит разговор в сторону).

3. Приспособление - отсутствие активности при явном желании сотрудничать (плывете по течению).

4. Сотрудничество - высокая активность и выраженное желание сотрудничать.

5. Медиация

        Способы поведения в конфликте при СОТРУДНИЧЕСТВЕ (Мы делили апельсин):

1. Дипломатия - вы стараетесь рассудить, кому апельсин нужнее.

2. Компромисс - чистите апельсин и делите поровну.

3. Воля судьбы. Тянете жребий.

4. Конструктивный поиск - узнать, кому и зачем нужен апельсин (кого-то мучает жажда - сок, кто-то хочет есть - мякоть, кому-то кожура для цукатов, а третьему - косточки для дерева).

Слайд №10

        

А теперь несколько приемов, которые помогут выстроить эффективную коммуникацию и управлять диалогом!

        Как Вы уже смогли определить важным в конфликте выступает эмоциональное состояние конфликтующих. И иногда понимание эмоций своих и других позволяет избежать конфликтных ситуаций.

        

Упражнение «Нарисуй эмоции».

        В кружочках нужно нарисовать выражающие обиду, гнев, удивление, страх, радость эмоции.

        Важно учиться как определять свое состояние (выражая в речи), так и считывать эмоции других людей (не только, то что они выражают внешне (мимически), но и то, что высказывают) и в конфликтных ситуациях отражать эти состояния.

Упражнение «Отражение чувств»
        

Необходимо определить чувство, которое скрывается за высказыванием и спросить о нем.

Высказывание

Скрываемые чувства

1

Может быть, я сделала что-то не так?

Неуверенность, тревожность, сомнение

2

Я ей пытался объяснить, что ни в чем не виноват, а она как набросилась, как давай орать, ну я и не выдержал.

Раздражение, обида, возмущение, злость

3

Теперь я хотя бы могу сидеть на уроках. Пусть не разговаривают, зато не обзываются.

Успокоение, уверенность

4

Как она могла так поступить со мной, я же была ее подругой.

Сожаление, обида, унижение, предательство

5

Он обозвал меня, а я что молчать должен?

Гнев, возмущение

6

Я ничего не делал, просто мне хотелось после его слов ему треснуть.

Злость, гнев, раздражение

7

Я не понимаю, что я сделал не так, почему он так поступил.

Сомнение в своих действиях, неуверенность, бессилие

8

Не хочу я с тобой разговаривать ни о чем, оставьте меня в покое.

Обида, раздражение, злость

9

А если он снова начнет обзываться.

Тревожность, беспокойство, страх

10

Я все делаю неправильно!

Страх, раздражение, огорчение

11

Это все глупости!

Обида, злость, возмущение

12

Я больше не пойду в школу!

Тревога, обида, страх, протест

        

Слайд №11

Упражнение: «Другими словами»

        В этом упражнении вам предлагается поработать над неконструктивными установками в общении с другими людьми, которые зачастую приводят к возникновению или еще большему усугублению конфликта. Обычно нас раздражает, а порой и просто выводит из себя, когда другой человек говорит нам фразы типа: «Ты должен...», «Это твоя обязанность...», «С тобой невозможно разговаривать...», «Ты безответственный человек» и т.п.

        Эти и подобные высказывания приводят к возникновению барьеров общения, увеличению напряжения. Поэтому очень важно, особенно в конфликтной ситуации, отслеживать неконструктивные установки в общении.

        

        Задание: перефразировать неконструктивные фразы в конструктивные

(используя  «Я - утверждение» (обращая внимания на СВОИ чувства), вместо «Ты-утверждение». Например: «Вы должны принести мне книгу». («Я была бы рада, если бы Вы принесли мне книгу»)

Неконструктивные высказывания

Конструктивные высказывания

1

Он должен заботиться обо мне

Мне хочется, чтобы он заботился обо мне

2

Ты не должна была ходить на эту вечеринку.

Я бы предпочел, чтобы ты не ходила на вечеринку

3

Ты ни разу в жизни для меня ничего не сделал.

Мне не хватает внимания и заботы с твоей стороны

4

Вы должны были предвидеть возможные трудности.

Мне хотелось, чтоб ты предвидела возможные трудности

5

Меня заставили.

Я не сумела отказаться

6

Он - упрямый козел.

Я не смог убедить его

7

Он меня унизил.

Мне было неприятно

8

Прекрати меня злить.

Я начинаю злиться

9

Вы должны мне дать программу, книгу.

Мне хотелось бы, чтоб ты дала мне программу, книгу

10

Меня обидели

Я предпочла обидеться

        Обсуждение: просто – сложно перефразировать?

        Вывод: успешное решение любой конфликтной ситуации неизбежно связано со способностью прощать. Вы можете принять решение извинить вашего обидчика независимо от того, примет он ваше прощение или нет.

        Способность и умение прощать!!! - значит, «отпустить» свой гнев и не собираться мстить.

Слайд №12

        А теперь выполним Упражнение «Толкалки».  Эта игра всем нам знакома с детства. Суть её очень проста. Разбейтесь на пары. Встаньте друг напротив друга, вытянув вперёд руки, обопритесь ладонями на ладони партнёра. Далее по моей команде сдвиньте своего противника с места.

        Проигрывает тот игрок, который сойдет с места или хотя бы незначительно изменит положение своих ступней. После нескольких раундов игроки меняются партнёрами.

Обсуждение:

  • Как вы себя чувствовали?
  • Что вы чувствовали при выполнении этого упражнения?
  • В реальных ситуациях вы предпочитаете уступить или добиться определённой цели?
  • Какого стиля общения придерживался каждый из участников?

Вывод с помощью этой игры можно учиться анализировать свой гнев, агрессию, контролировать энергичность своих движений.

Упражнение «Перефразирование»

Перефразируйте правила разговора конфликтных сторон на примирительной встрече.

Сообщайте о своем эмоциональном состоянии.

Обращайтесь к фактам, а не к интерпретации.

Находите конкретное решение в конкретной ситуации.

Предлагайте варианты выхода из ситуации.

Слайд №13

Рефлексия 

- Что было полезно, интересно для вас. Может вы что-то узнали нового о себе или о члене коллектива?

- Что бы вы хотели изменить в семинаре-тренинге, если будет такая же тема?

- С каким настроением Вы покидаете наш семинар?

Есть такая притча. Однажды солнце и ветер поспорили, кто из них сильнее. Вдруг они увидели путешественника, что шагает по дороге, и решили: кто быстрее снимет его плащ, тот сильнее.

Начал ветер. Он стал дуть, что есть силы, стараясь сорвать плащ с человека. Он задувал ему под ворот, в рукава, но у него ничего не выходило. Тогда ветер собрал последние силы и дул на человека сильным порывом, но человек только лучше застегнул плащ, съежился и пошел быстрее.

Тогда за дело взялось солнце. “Смотри, - сказало оно ветру. - Я буду действовать по-иному, ласково”. И действительно, солнце начало нежно пригревать путешествующему спину, руки. Человек расслабился и подставил солнцу свое лицо. Он расстегнул плащ, а потом, когда ему стало жарко, то и совсем его снял.

Так солнце победило, действуя по-доброму, с любовью.

Мне очень хочется надеяться, что также и Вы будете побеждать в любых конфликтных ситуациях. Спасибо за работу, всего хорошего!

Слайд №14

Используемая литература.

1. Авидон И., Гончукова О. Тренинги взаимодействия в конфликте. Материалы для подготовки и проведения. “Речь” Санкт-Петербург, 2008.

2. Бороздина Г.В. Психология делового общения. Москва Инфра-М 2001.

3. Монина Г.Б. Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг: педагоги, психологи, родители. “Речь” Санкт- Петербург, 2007.

СИТУАЦИЯ 1

        Ученик принёс в класс конфеты, на перемене, не делясь с одноклассниками, стал кушать. Ребята сначала просили, но мальчик отказал всем. Ребята обиделись и стали называть мальчика жадиной. Завязалась словесная перепалка.

СИТУАЦИЯ 2

«Испорченная картина»

Учитель заходит в класс на перемене. Ребята очень шумят. Говорят:

– Он нарисовал на картине...

– Он испортил ее!..

Учитель видит: мальчик у доски, у картины, которую только что рассматривали на уроке. Он глядит снизу вверх, напряженно молчит. И резко, горячо выдыхает:

– Я...Я не хотел, я нечаянно...

Мальчик громко заплакал...

СИТУАЦИЯ №3 

        Марина - ученица 3 класса, девочка средних способностей, очень самоуверенная, в классе держится особняком, в общественной жизни не участвует. Дома рассказывает обо всем, что происходит в школе, искажая факты или просто придумывая их. По ее рассказам, многие ребята в классе хулиганят, ведут себя вызывающе. Учителя несправедливы, завышают отметки своим любимчикам, а другим, в том числе и ей, занижают.

        Мама приходит в школу с обвинениями в адрес учителей и администрации. Никакие уговоры и убеждения, что Марина видит жизнь класса в кривом зеркале, не успокаивают маму. Она требует справедливого отношения к ее дочери, наведения порядка в классе. Вмешательство директора ни к чему не приводит. Конфликт то разгорается, то угасает в зависимости от того, что Марина рассказывает маме. Длится это год. Мама по-прежнему борется за справедливость, Марина дезинформирует мать. Ребята все больше отчуждаются от Марины.