уроки по ФГОС
технологические карты уроков и презентации к ним
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.17 КБ |
![]() | 107.12 КБ |
![]() | 25.53 КБ |
![]() | 24.4 КБ |
![]() | 353.5 КБ |
Предварительный просмотр:
7 класс
РУССКИЙ ЯЗЫК
Технологическая карта урока
ТЕМА «Слитное и раздельное написание производных предлогов»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1 ) Мы встретимся по окончанию фильма. 2) По прошествие часа машина выехала на мостовую. 3) Купить билеты на обратный путь нужно сразу по прибытию в город. 4) По приезду домой мы принялись разбирать вещи. 5) Благодаря болезни я не был в театре. 6 ) Согласно графика мы управились во время.
Был в течени е дня – находиться в течени и реки Находилась в продолжени е лета – написано в продолжени и книги Сказал в заключени е выступления – декабристы находятся в заключени и Приобрёл вследстви е болезни – обнаружились в следстви и об аварии
Производные предлоги Слитно Раздельно Ввиду (болезни) = из-за. в виде (варенья) вместо (себя) = за в качестве (сувенира) впереди (отряда) = перед в продолжение (отпуска) = около вроде (помощника) = наподобие в связи с ( болезнью) вслед (уходящим) = за в течение (месяца) = около вследствие (ошибок) = из-за в целях (самообороны) навстречу (друзьям) = к за счет (перегрузки) наподобие (шляпы) = вроде по мере (приближения) напротив (гостиницы) Не путать! Наречие впоследствии насчет (отпуска) = о Но: иметь в виду . (сущ.) посреди (поля) сверх (меры) несмотря на = хотя не смотря на ( дееприч .) = не глядя невзирая на = хотя
Шли по долине в течени … целого дня. В течени … реки следует опасаться водоворотов. Нелегко отыскать ошибки (в) следстви … . Ошибка допущена (в) следстви … невнимательности. В течени … дня река неузнаваемо изменилась. В продолжени … романа появляются новые герои. В продолжени … часа слышались шорох и шепот. В быстром течени … реки мелькнула лодка. (В) следстви … непогоды мы задержались в пути.
Шли по долине в течени е целого дня. В течении реки следует опасаться водоворотов. Нелегко отыскать ошибки в следстви и . Ошибка допущена вследстви е невнимательности. В течени е дня река неузнаваемо изменилась. В продолжени и романа появляются новые герои. В продолжени е часа слышались шорох и шепот. В быстром течени и реки мелькнула лодка. Вследстви е непогоды мы задержались в пути.
Задание: I вариант выписывает предложения, в которых проверяемые слова являются существительными. II вариант выписывает предложения, в которых проверяемые слова являются предлогами. Графически объясните свой выбор. Расставьте пропущенные знаки препинания, графически объясните их постановку. (Предложения представлены на слайде) В продолжени … двух дней мои дела продвинулись. (В) следстви … сильного ветра была нарушена телеграфная связь. Он участвовал (в) следстви … о подж … ге как свидетель. В продолжени … трех дней мы не могли переправиться через бурную в течени …речку. В продолжени … романа который готовится к выпуску мы узнаем о судьбе героя. Яма была довольно узкая и я в течени … получаса пробовал уп .. раясь руками в стенки выбраться наверх. Постройте схему последнего предложения.
Предварительный просмотр:
ОДНОЗНАЧНЫЕ И МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА
Цель деятельности учителя | Познакомить с понятием «многозначные и однозначные слова», учить определять лексическое значение многозначного слова; формировать навыки работы со словарём |
Тип урока | Урок объяснения нового материала |
Планируемые образовательные резуль- таты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятия «однозначные» и «многозначные» слова, способы отражения в словарной статье толкового словаря разных значений многозначного слова, сходство между разными значениями многозначного слова; уметь распознавать однозначные и многозначные слова среди данных; находить в словаре толкование искомого лексического значения многозначного слова; многозначные слова с указанным общим лексическим значением; определять общий элемент между лексическими значениями многозначного слова, исправлять ошибки в употреблении многозначных слов. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования. Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования. |
Методы и формы обучения | Наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Образовательные ресурсы | http://www.uroki.net http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html http://www.zavuch.info http://festival.1september.ru/subjects http://www.intergu.ru http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор |
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: презентация по теме урока; выставка толковых словарей русского языка |
Основные понятия | Лексическое значение слова, однозначные слова, многозначные слова |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность | Формы ствия | Формируемые умения | Промежуточный контроль |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятель- ности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала | Вступительное слово. Слово только оболочка, Плёнка, звук пустой, но в нём Бьётся розовая точка, Странным светится огнём. А. Тарковский – На какие размышления наводят строки Арсения Тарковского? – Вдумайтесь в смысл этого предложения. Почему именно эти слова взяты как эпиграф к уроку? На этот вопрос мы должны ответить в конце урока | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная | Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. Коммуникативные: работают в парах (об-мениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей) | Листы обратной связи |
2. Актуализация | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа, просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока | – Сегодня мы будем работать в группах. Помните – важно не только самому выполнить задание, но и помочь своим товарищам. Ведь не только личный результат, но и результат работы всей группы приведет к успеху всего класса. Текст стихотворения на слайде. Что за шутки? Говорят, На быках мосты стоят! Вот он, мост, под ним река – Ни единого быка!.. Не пойму я ничего: Утонули, что ли? Или все до одного Убежали в поле От нелегкого труда? Ну а мост на чем тогда? А. Шибаев – Почему участники диалога не могут понять друг друга? (В их речи употреблено, но не разъяснено слово «бык» – «животное» и «бык» – «опора моста», а из контекста неясно, что оно обозначает.) – Подумайте, какое отношение это шуточное стихотворение имеет к теме урока? (Не всегда значение слова может быть понятно сразу, потому что у некоторых слов может быть несколько значений.) Организует и сопровождает деятельность обучающихся | Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины | Фронтальная, индивидуальная | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Понимают информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, используют знаково-символичные средства для решения различных учебных задач. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Устные ответы |
3. Выявление места | Творческая работа, анализ языковых единиц. Обсуждение результатов работы по заданиям в презентации | Создает проблемную ситуацию, в которой ученики обнаруживают недостаток своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности (самостоятельно или при незначительной помощи учителя). – Учитывая лексическое значение слова, изобразите, нарисуйте предмет: 1-й ряд – айсберг; 2-й ряд – гребень; 3-й ряд – шляпка. – А теперь давайте посмотрим на рисунки и сравним, что у нас получилось. Организует и сопровождает деятельность обучающихся, контролирует правильность выполнения заданий | Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недоста-точно для полных ответов. Выделяют в рисунках общее и различное, приходят к обобщению, что предмет может включать в себя только одно понятие или несколько значений | Индивидуальная, групповая | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации | Вопросы для уточнения информации |
4. Целе-полагание и построение проекта выхода из затруднения | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учеников. Ознакомление с целью урока | Формулирует цель учебной деятельности вместе с обучающимися, принимающими ее на себя. – Сегодня мы попытаемся ответить на вопрос: сколько лексических значений имеет слово | Воспринимают на слух информацию, формулируют цель урока в диалоге с учителем | Индивидуальная, групповая | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану | Листы обратной связи |
5. Твор-ческая практическая деятельность по реализации построенного проекта | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учеников. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах, работа с учебными пособиями, письменная работа | – Составьте под каждым рисунком (слайд) словосочетание и предложение на основе образа-картинки. Например: 1-й ряд – огромный айсберг. На нас двигался огромный айсберг. 2-й ряд – шляпка гриба. Соломенная шляпка. 3-й ряд – гребень горы. Гребень петуха. – Попробуйте ответить на вопрос: сколько лексических значений могут иметь слова? (Некоторые слова имеют только одно значение, другие слова – несколько значений.) – Как узнать, в каком именно значении из многих употребляется многозначное слово? (В этом нам помогут слова-соседи многозначного слова – контекст.) Чтение теоретического материала в учебнике. Дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность обучающихся | Составляют предложения, отвечают на вопросы, работают с учебником. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями | Групповая, индивидуальная | Личностные: стремятся приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников, рабочих тетрадей. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы | Устные ответы. Записи Вопросы для уточнения информации |
6. Первичное закрепление с комментированием | Обобщение на практике | Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Письменная работа, выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения. – Как можно узнать, является ли слово однозначным или многозначным? (По толковому словарю.) – Найдите в толковом словаре значение слов: 1-й ряд – озимь; 2-й ряд – реять; 3-й ряд – алмазный. – Почему эти слова являются многозначными? (Имеют несколько значений.) – Что объединяет эти значения? (Сходство.) – Как значения многозначного слова помещаются в словарной статье? (Все эти значения расположены в одной словарной статье.) – Сделайте вывод, какие слова мы называем многозначными? 1. Выполнение упр. 339, 340, 341. 2. Работа в группах. – Придумайте 2–3 предложения неправильного употребления многозначного слова и запишите их в тетрадь. – Нарисуйте 2–3 рисунка с неправильным употреблением многозначности слова (по образцу на слайде), составьте предложения, соответствующие картинкам, и запишите их в тетрадь | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Выполняют упражнения. Работают с заданием | Индивидуальная, групповая | Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе. Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, класси- фикации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Устные ответы |
7. Самостоятельная работа с самопро-веркой | Беседа, подбор своих примеров, иллюстриру- ющих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах | Индивидуальное задание. – Составьте мини-сообщение на тему: «Однозначные и многозначные слова». Самостоятельное выполнение разных по сложности упражнений, подобранных учителем в соответствии с уровнем подготовки класса. Заслушиваются мини-сообщения (2–3 подготовленных ученика) | Работают с заданием. Отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Индивидуальная, групповая | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя). Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану | Устные ответы, письмен-ные работы |
8. Включение в систему знаний и повторение | Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание | Чтобы знанья были впрок, Кратко повторим урок! – Какие слова мы называем однозначными? – Какие слова мы называем многозначными? – Где мы можем узнать значение слова? – Вспомним эпиграф к уроку. Напишите, что вы узнали по новой теме и как эпиграф иллюстрирует наши новые знания. | Заполняют листы обратной связи, оценивают работу товарищей. Отвечают на вопросы | Фронтальная | Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки | Оценивание работы обучающихся на уроке |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.
Тема урока: Буквы И-Ы после Ц.
Класс: 5
Учебный предмет: русский язык.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цели урока:
обучающие:
- познакомить с опознавательным признаком – наличием [ц] перед гласными, с правописанием И-Ы после Ц;
- научить обосновывать выбор гласных И-Ы - после Ц;
- сформировать орфографические навыки грамотного письма учащихся, соблюдение правильного написания слов-исключений;
развивающие:
- развивать орфографическую зоркость, речевой слух у учащихся, навык графического обозначения данной орфограммы;
- совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся;
воспитывающие:
- воспитание любви к русскому языку;
- воспитание сознательной дисциплины;
- формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач;
метапредметные: корректировать и развивать
- познавательные способности;
- логическое мышление (анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы);
- умение связно и грамотно излагать свои мысли;
- внимание, память, эмоциональную сферу;
- коммуникативные качества речи.
Задачи урока:
- обеспечение формирования у школьников целостной системы ведущих знаний по теме «Буквы И – Ы после Ц»;
- формирование культуроведческой компетентности через содержание, методы и организацию учебного занятия.
Планируемые результаты: учащиеся сформируют представление о том, как пишутся слова с буквами И-Ы после Ц; смогут на практике применять теоретические знания.
УУД: познавательные, личностные, коммуникативные, регулятивные.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийная презентация, учебник.
№ п/п | Этап урока | Цель | Создание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность учащегося | ||||
1. | Организационный момент. | Организация направленного внимания на начало урока; формирование эмоционального настроя на урок | Проверяет готовность рабочих мест, создает положительный настрой учащихся на урок, приветствует их. | Учащиеся проверяют готовность к уроку, правильность расположения учебников и школьных принадлежностей, приветствуют учителя. |
|
2. | Этап актуализации ранее полученных знаний | Создать условия для совершенствования своего лексического запаса языка путём повторения по теме «Правописание приставок на –з (-с)» (через комментированный диктант). | Создает ситуацию, при которой возникает необходимость повторения полученных знаний. Предлагает детям: - вспомнить материал по теме «Правописание приставок на –з (-с)» (через комментированный диктант, Приложение 1). | Вспоминают материал по теме «Правописание приставок на –з (-с)», объясняют написание слов в диктанте. |
|
3. | Этап мотивации к учебной деятельности. | Подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели. | Создаёт проблемную ситуацию на уроке. Перед вами слова: циркуль, станция, гостиницы, лисицына. - Что вы можете сказать о данных словах? В чём их схожесть и различия? - Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? Сообщает о том, что в конце урока дети должны будут сформировать. | Выясняют с помощью дискуссии в парах, что им необходимо для достижения поставленной в начале урока цели (выясняют, в чем схожесть и различие данных слов, высказывают свою точку зрения). После установления сходства (во всех словах есть Ц) и различий (разные буквы И и Ы после Ц) формулируют учебную проблему: в каких случаях после Ц пишется И, а в каких – Ы? Работа в парах. |
|
4. | Этап реализации построения проекта. Самостоятельная работа с самопроверкой и оцениванием. | Сформировать у детей представление о том, как пишутся слова с буквой И-Ы после Ц. | Демонстрирует слова на слайде, предлагает сравнить слова в столбиках, понять принцип группировки и сформулировать правило. Предлагает продемонстрировать свои наработки в виде таблиц. Выслушивает доказательства каждой группы, задаёт вопросы. Организует самопроверку с помощью учебника. Обращает внимание на те части правила, которые не были отражены в таблицах (слова на –ЦИЯ, слова-исключения). Предлагает проговорить правило в парах. | Работают в группах, высказывают свою точку зрения. Заполняют таблицу. Лидер каждой группы представляет результат работы. Задают выступающим вопросы. Выполняют самопроверку, находят и исправляют ошибки в своих работах. Дополняют таблицу, выявляя новые части правила. Проговаривают правило в парах. |
|
Физкультминутка | |||||
5. | Этап закрепления с проговариванием во внешней речи. | Создать у детей представление о том, как используется данная орфограмма и закрепить её на практике. | Организует работу индивидуальную и в парах (комментированное письмо, Приложение 2; работа по карточкам в парах, Приложение 3). Дополнительно прорабатывает слова-исключения. | Выполняют разные виды работ: Индивидуальная (комментированное письмо), в парах (работают по карточкам, выполняют взаимопроверку, объясняют друг другу ошибки в случае их выявления). Дополнительно прорабатывают слова-исключения, списывая фразу со слайда. |
|
6. | Этап проверки усвоения знаний | Проверить уровень усвоения учениками правописания слов на данную орфограмму. | Проводит мини-тест. Проверяет усвоения правила. | Решают мини-тест. Повторяют правило. |
|
7. | Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. | Сформировать личную ответственность за результаты деятельности. | Подводит итоги совместной и индивидуальной деятельности учеников. Предлагает выполнить самооценку. | Фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, выполняют самооценку уровня усвоения знаний. |
|
8. | Домашнее задание. | Подвести детей к самостоятельной работе дома на закрепление изученного материала. | Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания. | Записывают домашнее задание. |
Приложения.
Приложение 1.
Комментированный диктант.
предпол..гать, изл..жение,выр..щенный, водор..сли, изл..гать ,подр..сла , прил..гательное, распол..жение, подр..сти , выр..стать, зар..сли, отр..сль, прор..сла , предл..жить, выр..сти, прил..жение,
прор..сти ,возр..ст ,предл..жение , сл..жение,предл..гать , р..стения , разр..слись, вл..жить,
пор..сль ,распол..гаться ,
Приложение 2.
Комментированное письмо. Вставьте буквы, объяснить написание того или иного слова.
Станц-я, ц-почки, ц-трус, ц-ркач, сестриц-н, глупц-, дисц-плина, ц-ган, гусениц-, круглолиц-й, ц-нга, ц-новка, Грец-я.
Приложение 3.
Карточка 1. Вставьте пропущенные буквы или слова.
первая ц___фра | ц___кличность в природе |
проц___тировать стихотворение | хитрый ц___ганѐнок |
стоять на ц___почках | ц___плячья шея |
смуглолиц___е матросы | краснолиц___й сторож |
известный публиц___ст | сестриц___н стул |
куриц___но перо | лисиц___н след |
загорелые дачниц___ | русские императриц___ |
Карточка 2. Вставьте пропущенные буквы или слова.
ц___рковой артист | ц___тата из Пушкина |
ц___гейковая шубка | жѐлтенький ц___плѐнок |
ц___ц! Сейчас же замолчите! | победившая революц___я |
свежие огурц___ | ц___нковая стружка |
танцевать ц___ганочку | встать на ц___почки |
тигриц___н хвост | вязальные спиц___ |
свежие устриц___ | генеральная репетиц___я |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Списать ,вставить пропущенные буквы ,выделить корни предпол..гать, изл..жение,выр..щенный, водор..сли, изл..гать ,подр..сла , прил..гательное, распол..жение, подр..сти , выр..стать, зар..сли, отр..сль, прор..сла , предл..жить, выр..сти, прил..жение, прор..сти ,возр..ст ,предл..жение , сл..жение,предл..гать , р..стения , разр..слись, вл..жить, пор..сль ,распол..гаться ,
Проверка предпол а гать, изл о жение,выр а щенный, водор о сли, изл а гать ,подр о сла , прил а гательное, распол о жение, подр а сти , выр а стать, зар о сли, отр а сль, прор о сла , предл о жить, выр а сти, прил о жение, прор а сти ,возр а ст ,предл о жение , сл о жение, предл а гать , р а стения , разрослись, вложить, пор о сль ,распол а гаться ,
Буквы И-Ы после Ц
1. Хорошо определять корень ,суффикс, окончание, потому что В корне после Ц пишем И (ц и рк ,ц и фра ,ц и кл, ц и трусовые) В суффиксе после Ц пишем Ы (синиц ын ,цариц ын ,лисиц ын ,сестриц ын ) В окончаниях после Ц пишем Ы (улиц ы ,молодц ы , огурцы) Что нужно уметь для работы с данной орфограммой?
Определяем написание быстро Если слово в именительном падеже заканчивается на –ЦИЯ (делега ция ,ака ция , вакцина ция ,поли ция ,конститу ция и др.) делегация
Словарная работа ДЕЛЕГАЦИЯ , –и, ж. Группа делегатов, представляющих какое–н. государство, коллектив. Российская делегация. Иностранная делегация ВАКЦИНИРОВАТЬ , –рую, –руешь; –ованный; сов. и несов., кого (что) (спец.). Ввести (вводить) вакцину. сущ. вакцинация, –и, ж.
Слова-исключения Цыган на цыпочках цыкнуть , цыц ц цыплёнок
Слова-исключения: ( так их легко запомнить) Ц ы ган на ц ы почках подошел к ц ы пленку и ц ы кнул : «Ц ы ц!»
Так как часто И после Ц –безударная гласная , не перепутай буквы .Проверяй! Наблюдаем . Работаем с левым столбиком. Цент ральный – центр ; цел евой – цель ; о цен ить – цен ный; цепл яться – цеп кий, цел инный – цел ый .(целина - 1. Никогда не паханная, а также много лет не подвергавшаяся обработке земля. Такие земли были в Казахстане, на Урале, в Сибири, Поволжье, в 1954—1960 гг. освоенные для земледелия. Пахать, поднимать целину. Целинные земли. Освоение целины. Поехать на целину . Герои целины (первоцелинники).
Замена развернутого определения словом - синонимом. Основной Закон государства точная выдержка из какого-либо текста прикрикнуть на кого-нибудь с угрозой инструмент для вычерчивания окружности и измерения длины на чертежах ; систематическое собрание каких-нибудь предметов плодовые растения, к которым принадлежат лимоны, апельсины, мандарины бурное движение атмосферы, сопровождающееся обильными осадками, сильной облачностью конституция цитата цыкнуть циркуль коллекция цитрусовые циклон
Допиши пропущенное слово Черепаху защищает крепкий Наука о лечении людей - Значок для обозначения числа- Место на часах,где расположены цифры ,- панцирь медицина цифра циферблат