Тематическое планирование по географии в 6 классе
Данное тематическое планирование по географии по программе Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский. Планирование расчитано на 68 часов( 2 часа в неделю), с учетом регионального компонента ( География Брянской области)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovanie_po_geografii_6_klassa.doc | 223 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Используемые программы:Программа по географии для 6 класс составлена на основе авторской программы по географии. 6-10 классы/ Под редакцией Е.М.Домогацких.- М.: Русское слово, 2008.
Учебник Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский Физическая география, 6 класс. – М.: Русское слово, 2009.
Количество часов: всего – 68 часов, в неделю – 2 часа;
Изменения в программе:
Программа по географии для 6 класса рассчитана на 2 часа в неделю (1,5 часа из федерального + 0,5 часа из регионального компонента).
0,5 часа из регионального компонента отводится на изучение физической географии своего региона.
Поскольку в 2012-2013 учебном году вводится курс «География Брянского края», количество часов на изучение начального курса географии сократилось с 68 часов до 51 часа. 17 часов отводится на изучение географии своего региона. В связи с этим в рабочей программе учителя проведены сокращения часов на изучение разделов начального курса географии. Значительно сокращено количество часов раздела «Биосфера». Темы раздела « Земля как планета» перенесены в раздел «Атмосфера» для удобства изучения их учащимися. Изучение материала сокращённых разделов предусматривается интегрировано в курсе «География своего края».
Разделы, темы. | Количество часов в использованной программе | Количество часов в программе учителя |
Введение | 2 | 2 |
Способы изображения земной поверхности: План местности Географическая карта | 4 6 | 13 |
Строение Земли. Земные оболочки | 278 | 37 |
Литосфера | 5 | 10 |
Гидросфера | 4 | 12 |
Атмосфера | 8 | 11 |
Биосфера | 2 | 1 |
Население Земли | 4 | 2 |
Земля как планета | 5 | - |
География Брянского края | - | 17 |
Резервное время | 3 | - |
Цели и задачи курса
Основная цель «Начального курса географии» - систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Задачи:
- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курсов «Окружающий мир» и «Природоведение»;
- развивать познавательный интерес учащихся 6 классов к объектам и процессам окружающего мира;
- научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;
- научить устанавливать связи в системе географических знаний (геолого-геоморфологических, гидрологических и др.), а также меду системой физико-географических и общественно-географических знаний;
- включать учащихся в практическую деятельность по применению изучаемого материала с целью составления схем, раскрывающих связи меду природными объектами и явлениями.
Практическая часть программы:
За учебный год: практических работ – 26, из них оценочных -10; экскурсий -3, тестирований -3 , проверочных работ - 3, географических диктантов -1, контрольных работ -1
За 1 четверть: практических работ оценочных - 5; экскурсий -1, тестирований -1.
За 2 четверть: практических работ оценочных -2; проверочных работ – 1.
За 3 четверть: практических работ оценочных -1, тестирований -1 , географических диктантов -1.
За 4 четверть: практических работ оценочных -2; тестирований -1 , проверочных работ - 1, экскурсий -2, контрольных работ -1
Содержание программы:
Введение (2 часа)
Что изучает география. География — наука о природе Земли, ее населении, его хозяйственной деятельности, о связях между ними; значение науки для человека и общества; особенности начального курса.
Развитие знаний о Земле; форма и размеры Земли. Современные географические исследования; формы их организации и методы.
Земля — планета Солнечной системы, вращение Земли. Луна — спутник Земли.
Практическая работа 1: Наблюдение за погодой, фенологическими явлениями, измерение высоты Солнца над головой, ориентирование по Солнцу.
Раздел1 Способы изображения земной поверхности. (13 часов)
Тема: План местности (6 часов)
Понятие о плане местности. Условные знаки плана. Масштаб плана. Стороны горизонта. Ориентирование на местности и по плану. Стороны горизонта на местности и на плане. Изображение неровностей земной поверхности на плане горизонталями. Относительная и абсолютная высота точки местности.
Съемка местности. Способы съемки плана местности. Способы глазомерной съемки. Общие приемы работы при глазомерной съемке плана местности. Особенности изображения своего или ближайшего населенного пункта (села, города или чисти города). Определение (примерно)
местонахождения своей школы. Использование планов местности в практической деятельности человека.
Практические работы: 2. Топографический диктант. 3.Ориентирование на местности. Глазомерной съёмка местности. 4. Определение объектов местности по плану, направлений, расстояний между ними.
Тема: Географическая карта ( 7 часов)
Форма и размеры Земли. Особенности изображения поверхности Земли на глобусе и карте полушарии, на аэрокосмических снимках.
Градусная сеть на глобусе и географической карте. Меридианы и параллели. Определение направлений. Географическая широта и долгота. Географические координаты. Изображение высот и глубин на картах. Шкала высот и глубин. Значение планов местности и карт. Использование географических карт в практической деятельности человека.
Практическая работа 5:. Определение географических координат, расстояний и направлений по карте.
Раздел III. СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ (37 часов).
Тема: Литосфера (10 часов)
Земля и ее строение. Внутреннее строение Земли (ядро, мантия). Земная кора — внешняя оболочка. Ее строение, свойства, современные исследования.
Породы, слагающие земную кору. Их свойства и использование человеком: рудные, горючие, строительные, химические и др.
Движения земной коры: вертикальные и горизонтальные, землетрясения. Вулканы действующие и потухшие, горячие источники. Гейзеры.
Рельеф суши. Горы суши: их рельеф и строение (складчатые, глыбовые), различия по высоте. Изменения гор во времени при взаимодействии внутренних и внешних процессов. Влияние человека.
Равнины суши: их рельеф, различия по высоте. Изменения равнин во времени при взаимодействии внешних и внутренних процессов. Влияние человека.
Рельеф дна Мирового океана. Подводная окраина материков, ложе океана (котловины, срединно-океанические хребты), переходные области. Изучение рельефа дна Мирового океана.
Практическая работа 6: Обозначение на контурной карте объектов рельефа.
Тема 2. Гидросфера-12 ч.
Вода на Земле. Три основные части гидросферы: Мировой океан, воды суши, водяной пар в атмосфере. Свойства воды: условия перехода из одного состояния в другое, изменение объема при нагревании и охлаждении, вода — растворитель. Мировой круговорот воды, его значение в связи всех оболочек Земли.
Мировой океан и его части. Участки суши: материки и острова, их части - полуострова. Деление Мирового океана на четыре океана, каждый из которых имеет: моря (окраинные и внутренние), заливы, соединение их — проливы.
Свойства вод Мирового океана: соленость, температура.
Движения вод. Волны в океане, цунами, приливы и отливы. Течения в океане. Изучение мирового океана.
Подземные воды: грунтовые и межпластовые.
Реки. Элементы речной долины. Речная система, бассейн реки и водораздел. Питание и режим рек, зависимость рек от рельефа
Озера. Озерные котловины и их образование. Озера сточные и бессточные. Озерные воды пресные и соленые.
Ледники покровные и горные. Значение ледников.
Искусственные водоемы: каналы, водохранилища, пруды. Использование и охрана поверхностных вод.
Практическая работа 7: Определение географического положения объектов: море, залив, река, озеро (по выбору учителя).
Тема: Атмосфера (11 часов)
Атмосфера и ее строение. Значение атмосферы для жизни на Земле и меры против ее загрязнения. Изучение атмосферы.
Температура воздуха, суточный и годовой ход температуры. Атмосферное давление, его изменение и измерение. Ветер, его виды, значение. Водяной пар и облака, относительная и абсолютная влажность, облачность. Атмосферные осадки, их виды. Способы определения средних температур, направлений преобладающих ветров, количества осадков (за сутки, месяц, год, многолетний период).
Погода и климат, их характеристика, причины изменений. Элементы погоды и климата.
Распределение солнечного света и тепла по Земле. Пояса освещенности.
Причины, влияющие на климат: географическая широта, высота над уровнем океана, рельеф, растительность, преобладающие ветры, положение относительно океанов, горных хребтов и равнин.
Тема: Биосфера (1 час)
Биосфера, природные зоны Земли, широтная зональность, высотная поясность, почва; взаимосвязь биосферы с другими оболочками Земли.
Природный комплекс, взаимосвязи компонентов в природных комплексах.
Раздел IV. НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ (2 часа)
Численность населения Земли. Расовый состав. Основные человеческие расы; равенство рас. Исследования Н. Н. Миклухо-Маклая, его вклад в науку.
Типы населенных пунктов: городские поселения и сельские. Народы и государства.
Раздел V. ГЕОГРАФИЯ БРЯНСКОГО КРАЯ (17 часов)
Физико-географическое положение Брянской области и Брасовского района. Территория, границы. Место на глобусе.
Особенности рельефа своей местности. Геологическая история и полезные ископаемые. Характеристика основных форм рельефа.
Климат Брянщины и сезоны года. Климатические условия Брасовского района. Опасные метеорологические явления.
Реки и озера региона. Общая характеристика рек Брянской области. Озера и болота. Внутренние воды Брасовского района.
Почвы Брянской области. Основные особенности почв. Размещение по территории и использование почв. Деградация и загрязнение почв. Почвы Брасовского района.
Растительный и животный мир области. Основные виды растительности и животных. Охраняемые природные территории и объекты.
Природные комплексы и их изменение человеком. Естественные и антропогенные ландшафты. Современная экологическая обстановка.
Население и города Брянской области.
Учебно-методическое обеспечение:
М. Домогацких, Н.И.Алексеевский Физическая география, 6 класс. – М.: Русское слово, 2009.
Географический атлас. 6 класс. – М.: Дрофа, 2007.
Сиротин И.В. Рабочая тетрадь по географии. 6 класс. – М.: Дрофа, 2010.
Мультимедийная Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2008
Н.А. Никитина, Е.А. Жижина «Поурочные разработки по географии. 6 класс», М.: ВАКО, 2010.
В.Б.Пятунин «Контрольные и проверочные работы по географии», М.: Дрофа, 2008.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел I. ВВЕДЕНИЕ (2 часа)
№ | Тема урока | Содержание учебного материала | Виды работ, виды контроля | Результаты образования | Дата | Д/З | УМО | |
план | факт | |||||||
1 | География как наука. Развитие географических знаний о Земле | Развитие географических знаний о Земле. Представления о мире в древности. Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и исследования в России и в мире. Современные научные исследования космического пространства. | Устный фронтальный опрос. | Учащиеся должны знать: предмет изучения географии, основные этапы познания планеты, приёмы ориентирования по Солнцу, определения высоты Солнца, фенологические явления своей местности. Учащиеся должны уметь: называть основные объекты природы, населения и хозяйственной деятельности человека, показывать по карте материки и океаны, пользоваться флюгером, термометром и барометром. | П.1,2 | Учебник, видеофильм, карта полушарий. | ||
2 | Осенняя экскурсия. Практическая работа №1 «Наблюдение за погодой, фенологическими явлениями» | Приёмы работы с термометром, барометром, способы ориентирования по Солнцу, определения высоты Солнца, фенологические явления своей местности. | Наблюдение за погодой, фенологическими явлениями, измерение высоты Солнца над головой, ориентирование по Солнцу. Заполнение таблицы. Оценочная практическая работа | РТ с.4 | Барометр-анероид, термометр. |
Раздел II. ОТ ПЛАНА МЕСТНОСТИ К ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТЕ (13 часов)
Тема: План местности (6 часов)
№ | Тема урока | Содержание учебного материала | Виды работ, виды контроля | Результаты образования | Дата | Д/З | УМО | |
План | факт | |||||||
3 | План местности. | План местности. Особенности изображения местности на плане. Условные знаки. | Чтение плана местности. Опрос устный фронтальный. | Учащиеся должны знать: содержание понятий: план местности, масштаб, особенности различных видов изображения местности. Учащиеся должны уметь: определять по плану объекты местности, стороны горизонта по компасу, плану, Солнцу; направления, расстояния, читать план местности. | конспект | Учебник, атлас, план местности | ||
4 | Масштаб. | Масштабы численный, именованный, линейный. Способы перевода масштаба. | Определение расстояний на плане местности. Опрос индивид. устный. Опрос письменный у доски. | П.8 | Учебник, атлас, план местности, линейка | |||
5 | Стороны горизон-та. Ориентирование | Румбы основные и промежуточные. Понятие об ориентировании. Азимут. | Определение направлений, азимута. Опрос устный фронтальный. Письменный по карточками у доски. | П.10 | Учебник, атлас, план местности, РТ, компасы, транспортир | |||
6 | Изображение на плане неровностей земной поверхности | Высоты относительная и абсолютная. Горизонтали, берхштрихи. Приёмы изображения впадин и холмов. | Определение абсолютной и относительной высоты объектов. Опрос устный фронтальный. Письменный по карточками у доски. | П.11 | Учебник, атлас, план местности | |||
7 | Составление простейших планов местности. Пр. работа №2: Топографический диктант | Приёмы составления плана местности. | Оценочная практическая работа | Соста-вить т-граф. план своей улицы | Учебник, атлас, план местности, РТ | |||
8 | Практическая работа № 3 «Определение объектов местн-ости по плану, на-правлений, рас-стояний между ними». | Чтение условных знаков плана. Приёмы определения направлений, расстояний. | Оценочная практическая работа | Р.т | Учебник, атлас, план местности, линейка, РТ, транспортир | |||
9 | Практическая работа №4«Ориентирование на местности. Глазомерная съём ка местности» | Глазомерная съёмка местности. Приёмы составления плана местности методом полярной съёмки. | Оценочная практическая работа | Офор-мление работ. | Планшеты, компасы, линейки. |
Тема: Географическая карта ( 7 часов)
№ | Тема урока | Содержание учебного материала | Виды работ, виды контроля | Результаты образования | Дата | Д/З | ||
план | факт | |||||||
10 | Форма и размеры Земли. Глобус и географическая карта. | Геоид, радиусы полярный и экваториальный. Экватор. Земная ось. Особенности изображения Земли на глобусе и карте. Виды карт. | Анализ текста учебника, рисунков. Работа с глобусом, фотоснимком и картой.
| Учащиеся должны знать: форму и размеры Земли, определения: карта, градусная сеть; классификацию карт. Учащиеся должны уметь: определять по карте расстояния и направления, показывать полюса, экватор, начальный меридиан, полушария; описывать по плану карту полушарий и России; определять географическую широту и долготу; владеть приёмом определения по шкале глубин и высот абсолютной высоту и глубины точек земной поверхности.
| П.4 | Учебник, глобус, физ.карта полушарий, атлас | ||
11 | Градусная сеть на глобусе и картах. | Меридианы, параллели, градусная сеть. Различия градусной сети на глобусе и карте. Понятие об искажениях. | Проведение на контурной карте параллелей и меридианов. работа в к/к, с.15, 42-43 | П.5 | Учебник, глобус, физ.карта полушарий, атлас, РТ | |||
12 | Географическая широта. | ГШ. Приёмы определения ГШ. | Определение ГШ. Работа в РТ, с.13-14 | П.5 | Учебник, глобус, физ.карта полушарий, атлас, РТ | |||
13 | Географическая долгота. | ГД. Приёмы определения ГЛ. | Определение ГД. Работа в РТ, с.13-14 | П.5 | Учебник, РТ, атлас, глобус, физ. карта полушарий | |||
14 | Географические координаты. Практическая работа № 5 «Определение гео графических коор- динат, расстояний и направлений. | Приёмы определения по карте Определение географических координат, расстояний и направлений. | Работа в РТ с. 44-45 Оценочная практическая работа | Учебник, физ.карта мира, атлас, РТ | ||||
15 | Изображение на физических картах высот и глубин. | Шкала глубин и высот. Послойное окрашивание. Горизонтали, изобаты. | Анализ текста учебника, рисунков, физической карты. Опрос устный выборочный. | П.11 | Учебник, физ.карта мира, атлас | |||
16 | Обобщение темы «План и карта». | Повторение и обобщение изученного материала. | Решение географических задач. Опрос устный фронтальный и индивид. выборочный письм. опрос. | Презентация, глобус, физ.карта мира, атлас |
Раздел III. СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ (37 часов).
Тема: Литосфера (10 часов)
№ | Тема урока | Содержание учебного материала | Виды работ, виды контроля | Результаты образования | Дата | Д/З | УМО | |
план | факт | |||||||
17 | Земля и её строение. | Внутреннее строение Земли. Ядро, мантия, земная кора. Литосфера. Земная кора материковая и океаническая. Как изучают земную кору. | Анализ текста учебника, рисунков. Решение задач.
| Учащиеся должны знать: определения: литосфера, рельеф, горные породы, полезные ископаемые; основные формы рельефа; образование гор и равнин, влияние рельефа на жизнь человека. Учащиеся должны уметь: показывать крупнейшие горные системы и равнины мира, правильно подписывать их на карте; описывать горы, равнины по типовому плану.
| П.12 | Учебник, атлас. | ||
18 | Горные породы и минералы. | Классификация горных пород. Описание горной породы по плану. | Изучение свойств горных пород и минералов (по образцам). Заполнение систематизирующей таблицы. | П.13 | Учебник, коллекции минералов и ГП, карточки с заданиями. | |||
19 | Движение земной коры. | Землетрясения. Медленные вертикальные движения земной коры. Виды залегания горных пород. | Анализ текста учебника, рисунков, работа с картой. Устный фронтальный и инд. опрос | П.15 | Учебник, физ.карта полушарий. | |||
20 | Вулканы, горячие источники гейзеры. | Что такое вулканы. Как образуются вулканы. Действующие и потухшие, конические и щитовые влк. Гейзеры. Номенклатура. | Нанесение на контурную карту вулканов. к/к,с.46-47 | П.15 ( стр98-102) | Учебник, атлас, физ.карта полушарий, видеофильм., РТ | |||
21 | Рельеф суши. Горы. | Крупные формы рельефа. рельеф гор. Классификация гор по высоте. Номенклатура. | Определение по карте высоты гор. Работа в РТ с. 46-47 (з.1) | П.17 | Учебник, атлас, физ.карта, РТ | |||
22 | Как описывать географическое положение гор. | Приёмы описания ГП гор. | Определение по карте географического положения и высоты гор. Работа в РТ с.17 з.2 | конспект | Учебник, атлас, физ.карта, РТ | |||
23 | Равнины суши.
| Равнины плоские и холмистые. Классификация равнин по высоте. Изменение равнин во времени. Номенклатура. Приёмы описания ГП равнины | Определение по карте географического положения и высоты равнин. РТ с.17; 46-47, з.2
| П.17 | Учебник, атлас, физ.карта, РТ
| |||
24 | Рельеф дна Ми-рового океана. | Изучение дна Мирового океана. Эхолот, шельф, материковый склон, глубоководные желоба, СОХ, ложе океана. Марианский желоб. Атлантиче-ский СОХ. | Работа в к/к, с.52-53 (4-5) | П.17 | Учебник, атлас, физ.карта, РТ | |||
25 | Практическая работа № 6: «Обозначение на контурной карте объектов рельефа». | Приёмы работы с к/к. обозначение гор и равнин, указанных в программе. | Работа в РТ с 18-21 Оценочная практическая работа | Учебник, атлас, физ.карта, РТ |
Тема: Гидросфера (12 часов)
№ | Тема урока | Содержание учебного материала | Виды работ, виды контроля | Результаты образования | Дата | Д/З | УМО | |
план | факт | |||||||
26 | Вода на Земле. Мировой океан. | Гидросфера и её части. Мировой круговорот воды. Мировой океан. Материки, острова, архипелаги. | в к/к, с.52, работа по карточкам. Устный фронтальный, письменный выборочный опрос. | Учащиеся должны знать: состав гидросферы, составные части Мирового океана, среднюю солёность Мирового океана, особенности рельефа дна Мирового океана, состав вод суши, особенности рек, озёр, подземных вод, меры по их использованию и охране. Учащиеся должны уметь: определять географическое положение объектов гидросферы, определять глубины океанов и морей, устанавливать зависимость направления и характера течения рек от рельефа, определять по форме озёрной котловины её происхождение; называть и показывать океаны, моря, заливы, проливы, остова, полуострова, течения, реки, озёра.
| П.25 | Учебник, атлас, физ.карта, РТ, карточки | ||
27 | Части Мирового океана. | Океаны и их границы. Моря внутренние и окраинный, заливы и проливы. | Определение по карте расстояния (приблизительного) от своего населённого пункта до ближайшего моря. РТ с.22 | П.26 | Учебник, атлас, физ.карта, РТ | |||
28 | Свойства вод Мирового океана. | Солёность и температура воды в океане. Факторы, влияющие на свойства воды. | Письменная проверочная работа, 2 варианта. Решение географических задач по новой теме. | конспект | Учебник, атлас, физ.карта, РТ, карточки | |||
29 | Волны в океане. | Ветровые волны, цунами, приливы. Их характеристики и причины возникновения. | Анализ текста учебника. Сообщение. | конспект | Учебник, атлас, физ.карта, РТ, видеофильм | |||
30 | Океанические течения. | Причины образования течений. Тёплые и холодные течения. Перемешивание океанических вод. Наиболее мощные течения в океане. | Устный индивид. опрос Работа в рабочих тетрадях с.22 (3) | конспект | Учебник, атлас, физ.карта, РТ | |||
31 | Практическая работа № 7 «Определение географического положения моря». | Приёмы определения ГП моря. | Работа в РТ с.25 Оценочная практическая работа | Учебник, атлас, физ.карта, РТ | ||||
32 | Подземные воды. | Грунтовые и межпластовые воды. Их особенности. Минеральные воды. Использование и охрана вод. | Анализ текста учебника, рисунков, составление схемы. Опрос фронтальный устный, письменный выборочный. | РТ | Учебник, таблица | |||
33 | Реки. | Река, речная долина, исток и устье. Правые и левые притоки. Речная система и речной бассейн, водораздел. | Географический диктант. Работа в к/к с.52-53 (6) | П.27 | Учебник, атлас, физ.карта, РТ | |||
34 | Питание и режим рек. Влияние рель ефа на характер течения рек. | Типы питание рек. Пойма. Половодье, межень, паводок. Реки равнинные и горные.Водопады, порог. Знаменитые водопады мира. | Составление характеристики реки. Сообщение. | П.27 | Учебник, атлас, физ.карта | |||
35 | Озёра. | Типы озёрных котловин. Сточные и бессточные озёра. Пресные и солёные озёра на карте. Знаменитые озёра мира. Приёмы описания озера по картам. | Работа по модулю | П.27
| Учебник, атлас, модули | |||
36 | Ледники. | Условия образования ледников. Ледники покровные и горные. Фирн. Снеговая граница. Морена. Айсберги. | Анализ текста учебника, работа с картой. Сообщения. Опрос индивид-й усный. | П.28 | Учебник, атлас, физ.карта, видеофильм | |||
37 | Искусственные водоёмы. Загрязнение гидросферы. | Каналы и водохранилища. Пруды. Значение искусственных водоёмов. Водные пути через каналы. | Анализ текста учебника, работа с картой. Опрос выборочный по карте. Работа в к/к с.26-27 |
| Учебник, атлас, физ.карта |
Тема: Атмосфера (11 часов)
№ | Тема урока | Содержание учебного материала | Виды работ, виды контроля | Результаты образования | Дата | Д/З | УМО | |
План | факт | |||||||
38 | Атмосфера. | Атмосфера, её состав, строение. Значение атмосферы. Изучение атмосферы. Метеорология. | Анализ текста учебника, работа в тетрадях по карточкам. Опрос выборочный.
| Учащиеся должны знать: определения: атмосфера, ветер, осадки, атмосферное давление, погода, климат, тропик, полярный круг. Пояса освещённости. Причины, влияющие на климат. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли. Пояса освещённсоти. Учащиеся должны уметь: объяснять распределение солнечного тепла и света по земной поверхности, смену, времён года, дня и ночи, причины образования ветра, атмосферных осадков. Определять температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, основные виды облаков, средние температуры воздуха за сутки, за месяц, за год, амплитуды температур. | П.18 | Учебник, карточки | ||
39 | Температура воздуха. | Как нагревается воздух. Измерение температуры воздуха. Суточный ход Т воздуха. Амплитуда температур. Средняя суточная температура. График хода Т за сутки. | Построение суточного графика хода температуры, вычисление амплитуды температур, средней температуры. | П.19 | Учебник, задачи | |||
40 | Годовой ход температуры воздуха. Практическая работа №8: Построение годового графика хода температуры, вычисление амплитуды температур, средней температуры.
| Причина изменения Т воздуха в течение года. Средняя месячная и годовая Т. Средние многолетние Т. График годового хода Т. | Построение годового графика хода Т, вычисление амплитуды Т и средней Т. Работа в РТ с.31 | Учебник, задачи, РТ | ||||
41 | Атмосферное давление. | Понятие об АД. Измерение АД. Изменение АД с высотой. | Решение задач на вычисление атмосферного давления. | П.20 | Учебник, задачи, барометр-анероид | |||
42 | Ветер. | Ветер, причина его образования. Бриз, муссон. Роза ветров. Значение ветра. | Опрос устный выборочный. Анализ Розы ветров. | П.21 | Учебник, карта мира. | |||
43 | Водяной пар и облака. | Абсолютная и относительная влажность воздуха. Воздух насыщенный и ненасыщенный. Образование тумана. Виды облаков. | Решение географических задач. Опрос устный выборочный. | П.22 | Учебник, задачи, гигрометр | |||
44 | Атмосферные осадки. Диаграмма осадков. | Виды атмосферных осадков. Осадкомер и снегомерная рейка. Причины, влияющие на количество осадков. Диаграммы осадков. | Опрос индивид. у доски устный и письм. по д/з. Анализ диаграммы осадков. | П.22 | Учебник. | |||
45 | Погода и климат. | Погода. Причины смены погоды. Типы погод. Прогноз погоды. Климат и его характеристики. Влияние климата на природу и жизнь людей. | Наблюдение за погодой и обработка собранных материалов: описание погоды за день, месяц. Анализ рисунков форзаца 2. РТ с.34 | П.23-23 | Учебник, РТ | |||
46 | Распределение солнечного света и тепла на Земле. | Годовое движение Земли вокруг Солнца. Тропики, полярные круги. Пояса освещённости. | Решение задач по теме «Распределение солнечного света и тепла на Земле». Опрос выборочный. | П.6-7 | Учебник, атлас, глобус, задачи | |||
47 | Причины, влияющие на климат. | Климатообразую-щие факторы: геог-рафическая широта, близость океана, океанические тече-ния, рельеф, высота местности. Климат континентальный, муссонный, морской, высокогорный. | Анализ текста учебника, решение географических задач, составление ЛОС. | конспект
| Учебник. | |||
48 | Обобщение темы «Атмосфера». | Повторение и обоб-щение изученного. | Итоговое тестирование | Тесты. |
Тема: Биосфера (1 час)
№ | Тема урока | Содержание учебного материала | Виды работ, виды контроля | Результаты образования | Дата | Д/З | УМО | |
План | Факт | |||||||
49 | Распространение организмов на Земле. Воздействие организмов на земные оболочки
| Биосфера, природные зоны Земли, широтная зональность, высотная поясность, почва, чернозёмные, подзолистые почвы; взаимосвязь биосферы с другими оболочками Земли. | Работа по модулю
| Учащиеся должны знать: разнообразие и неравно-мерность распространения растений и животных на Земле; влияние организмов на земные оболочки; состав почвы; почвы дерново-подзолистые, серые лесные, чернозёмные. Учащиеся должны уметь: объяснять причины неравномерного распределения организмов по Земле, приводить примеры; объяснять воздействие организмов на земные оболочки; показывать по карте природные зоны. | П.29 | Учебник, таблицы, атлас, видеофильм, модули
|
Раздел IV. НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ (2 часа)
№ | Тема урока | Содержание учебного материала | Виды работ, виды контроля | Результаты образования | Дата | Д/З | УМО | |
План | Факт | |||||||
50 | Человечество – единый биоло-гический вид. Численность на-селения Земли. | Основные человеческие расы. Численность населения Земли. | Составление картосхемы «География человеческих рас». Сообщения | Учащиеся должны знать: численность населения Земли, основные расы. Учащиеся должны уметь: приводить примеры крупнейших городов мира (3-4), наиболее распространённых языков, крупнейших по численности и населению стран. | конспект | Учебник, презентация
| ||
51 | Человек – часть биосферы. | Ноосфера. Политическая карта мира. Наиболее крупные народы, города и страны мира. | Проверочная работа: Нанесение на контурную карту десяти крупнейших стран и городов мира. к/к с.38,54-55 | конспект | Полит.карта мира, РТ |
Раздел V. ГЕОГРАФИЯ БРЯНСКОГО КРАЯ (17 часов)
№ | Тема урока | Содержание учебного материала | Виды работ, виды контроля | Результаты образования | Дата | Д/З | УМО | |
План | Факт | |||||||
52 | Физико-географическое положение Брянской области. | Географическое положение Брянской области. Протяжённость, крайние точки. Крупнейшие административные центры. | Нанесение на контурную карту административных центров, определение расстояний и направлений. | Учащиеся должны знать: Географическое положение Брянской области. Основные формы рельефа, максимальные минимальные высоты, минеральные ресурсы. Понятие: геоморфологические процессы. Их влияние на изменение рельефа региона и своей местности. Характеристика климата Брянской области. Внутренние воды: подземные воды, главные реки, происхождение озёр. Главные типы почв, использование земельных ресурсов. Типичные представители растительного и животного мира. Редкие и исчезающие растения и животные. Памятники природы. Заповедник «Брянский лес». Истории. своего населённого пункта и своей улицы. Физико-географическую характеристику Брасовского района Учащиеся должны уметь: Характеризовать по карте ФГП Брянской области. Показывать по карте города областного подчинения. Описывать рельеф, показывать по карте минимальные и максимальные высоты. Называть основные минеральные ресурсы региона и своей местности. Описывать погоду и климат региона и своей местности. Называть редкие и исчезающие виды растений и животных. Показывать по карте положение заповедника «Брянский лес», объяснять его назначение. Приводить примеры памятников природы. Составлять топографический план своей улицы. Составлять физико-географическую характеристику местности | к/к, конспект, инд.задание по описанию ФГП района. | Учебник, карта БО, к/к БО | ||
53 | Рельеф и минеральные ресурсы. | Крупные формы рельефа. Макс. и мин. высоты. Тектоническое строение территории. Полезные ископаемые. | Нанесение на контурную карту месторождений полезных ископаемых. | к/к, ном-ра, констпект. | Учебник, физ.карта Брянской области, к/к БО | |||
54 | Описание формы рельефа. | Приёмы описания формы рельефа. | Составление характеристики формы рельефа. РТ с 16 (опрос выборочный) | Сост. 5 в-в | Учебник, физ.карта Брянской области, РТ | |||
55 | Экскурсия: Изучение на мест-ности влияния геоморфологических процессов на рельеф. Работа с нивелиром. | Рельеф своей местности. Нивелир. Геоморфологичес-кие процессы. | Измерение высоты склона оврага с помощью нивелира. | Составить план местности. | Нивелиры | |||
56 | Особенности климата. Практическая работа №9 «Построение Розы ветров». | Характеристика климата. Влияние ГП и рельефа на климат. Роза ветров. | Построение Розы Ветров. РТ с..33 Опрос письм. 32 | Конспект | Данные погоды, РТ | |||
57 | Сезоны года и особенности погоды. Практическая работа №10 «Построение диаграммы осадков» | Решение географических задач по теме климат. | Построение диаграммы осадков. Работа в РТ с.34 | Сообщения | Данные погоды, РТ | |||
58 | Реки Брянской области. | Наиболее крупные реки. Топонимика. Особенности водный режим. Значение в жизни и деятельности людей. Охрана от загрязнения. | Нанесение на контурную карту рек и. составление характеристик. Сообщение. Краеведческий практикум. (Опрос устный фронтальный и индивидуальный). | Оформление к/к, сооб-е, ном-ра, письм. задание по карте. | к/к, учебник, физ.карта | |||
59 | Озёра и искусственные водоёмы. | Наиболее крупные озёра. Топонимика. Типы озёр. Карст. Старицы . | Нанесение на контурную карту наиболее крупных озёр. Сообщение. (Опрос устный фронтальный и выборочный по к/к). | Оформление к/к, ном-ра. | к/к, учебник, физ.карта | |||
60 | Болота и подземные воды. | Водный баланс области. Типы болот. Водоносные горизонты на территории области. | Оформление к/к | к/к, учебник, физ.карта. | ||||
61 | Почвы и земельные ресурсы. | Земельные ресурсы. Типы почв Брянской области. Плодородие. | Анализ карты. Заполнение таблицы. Опрос выборочный. | Зарис. почвен-ный разрез. Сооб-я. | Почвенная карта, учебник, таблицы. | |||
62 | Растительный мир. | Типичные представители органического мира. Редкие и исчезающие виды. Красная книга Брянской области. | Нанесение на контурную карту ареалов распространения растений . Опрос выборочный | Собщенияя. Оформление к/к. | Учебник, атлас, к/к, презенация. | |||
63 | Животный мир. | Типичные представители органического мира. Редкие и исчезающие виды. Красная книга Брянской области. | Нанесение на контурную карту ареалов распространения животных. Опрос выборочный | Оформ-ление к/к | Учебник, атлас, к/к, презенация. | |||
64 | Экскурсия: Изучение и описание природно-антропогенного комплекса. | Приёмы описания ПК по плану. | Выявление взаимосвязей природных компонентов. Составление описания природно-антропогенного комплекса своей местности. РТ с.37 (опрос письм.) | Оформление отчёта. | Инструменты для изучения почвенного среза, канц. принадлежности, РТ | |||
65 | Охраняемые природные территории. | Редкие и исчезающие виды. Красная книга Брянской области. Заповедник «Брянский лес» | Сообщения. Опрос индивид. | История своей улицы | Презентация, учебник. | |||
66 | Современная экологическая обстановка. | ГП, гео. координаты, историческая справка, природа п. Локоть | Сообщения. анализ источников географической информации. | Сделать слайд-шоу. Сооб-е. | Видеофильм | |||
67 | Население и города. | ГП, гео. координаты, историческая справка, природа Брасовского района | Описание географического объекта. Оформление коллективного творческого проекта. |
| Карта админ. устройства БО, стат. данные, презентация. | |||
68 | Итоговая контрольная работа | Контроль знаний и умения | Задания для 3 вариантов. |