Паспорт группы
Предметно-развивающая среда в средней группе с учётом ФГТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predmetno-razvivayushchaya_sreda_v_sredney_gruppe_s_uchyotom_fgt.docx | 26.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Предметно – развивающая среда в средней группе
с учётом ФГТ.
Предметно-развивающая среда является эффективным средством формирования личности ребёнка. С учётом этого первостепенной задачей педагогического коллектива, в условиях обновления дошкольного образования, в рамках решения ФГТ, является создание предметно-развивающей среды. Сегодня предметно-развивающая среда должна вовлекать детей в образовательный процесс и обеспечивать максимальный психологический комфорт. Решением этой задачи мы занимаемся в течение учебного года с перспективой развития и на следующий учебный год.
Организация развивающей среды в нашей группе построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
- Принцип активности, самостоятельности и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.
- Принцип «половых и возрастных различий» как возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности.
- Принцип эстетической организации, сочетание привычных и неординарных элементов.
- Принцип стабильности-динамичности, предусматривает создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей. Среда готова к изменению, корректировке, развитию.
- Наша предметно-развивающая среда соответствует норма СаН ПиН.
- Внутренняя отделка групповой комнаты соответствует требованиям СаН ПиН. Стены окрашены в неяркие тона с яркими элементами, т.к. группа солнечная. На полу – линолеум. Оборудование соответствует росту и возрасту детей. Столы и стулья одной группы мебели промаркированы. Источники искусственного освещения обеспечивают достаточное равномерное освещение всего помещения.
- Ограждающие устройства отопительных приборов (радиаторов) выполнены из материалов, не оказывающих вредного воздействия на человека (дерево).
- Учебная зона расположена таким образом, что свет падает слева, доска находится на уровне глаз детей.
В ФГТ чётко определено: организация предметно-развивающей среды должна осуществляться по следующим видам детской деятельности:
- Игровая;
- Двигательная;
- Познавательно-исследовательская;
- Коммуникативная;
- Продуктивная
- Музыкально-художественная;
- Трудовая;
- Чтение художественной литературы.
Моя работа начинается с утреннего приёма детей, который осуществляется в раздевалке нашей группы. Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается вся необходимая информация. Есть уголок детского творчества, куда помещаются работы детей, выполненные на занятиях. Здесь же имеется уголок «Наши будни» , оформленный в виде фотовыставки.
Для выявления и корректировки эмоционального состояния детей я создала уголок «Моё настроение» с дидактической игрой «Светофор настроения».
Цель игры: развитие умения определять своё настроение, анализировать его, рассказывать о причинах изменения своего настроения.
Весь день и настроение ребёнка зависит от того, как его утром встречают в детском саду.
Доброжелательная интонация, моё хорошее настроение передаётся детям. От того, как прошёл утренний приём, зависит эмоциональный уют в группе в течение всего дня.
Игровая среда создавалась с учётом интересов девочек и мальчиков. Для мальчиков имеются различные машины, набор для сюжетно ролевой игры «Рабочий», железная дорога, роботы.
Для девочек есть игровой уголок, имитирующий комнату. Имеются куклы, коляска, мягкая мебель различная посуда, игрушки, имитирующие настоящие бытовые приборы.
Так же в группе имеются сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Магазин», «Парикмахерская», «Аптека», сделанная своими руками «машина» для игры «Автобус», «Автомобиль», есть лошадка. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать игровые образы.
Всё это способствует формированию ролевых игр (действий). Воспитание коммуникативных навыков, желание объединяться для совместной игры. Формирование гендерной, семейной принадлежности, принадлежности к мировому сообществу.
Решаются задачи образовательной области «Социализация»
Для формирования у детей интереса и любви к художественной литературе, привития навыков культуры общения и обращения с книгой. Для развития литературной речи, формирования целостной картины мира, приобщения к словесному искусству в группе создан «Книжный уголок». У нас это открытая полочка и стол, расположенные у окна.
Здесь же расположен центр развития познавательно-речевых способностей.
Задачи центра: развитие свободного общения со взрослыми и детьми. Развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах деятельности. Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Для осуществления этих задач есть книги различных тематик и жанров, подобран демонстрационный материал, (папки, картины для рассматривания), картотека пальчиковой гимнастики, картотека артикуляционной гимнастики, речевые игры. Всё это используется в играх по развитию речевых способностей и в организованной образовательной деятельности в области «Коммуникация» и «Чтение художественной литературы».
Для развития познавательно-исследовательской деятельности был создан «Центр экспериментирования» с мини – лабораторией.
Под неё выделена полочка в шкафу. Здесь имеется разнообразный природный материал (песок, земля, ракушки, камни, сухие листья), лупа, образцы ткани, картотека опытов и многое другое.
Главное назначение – это экспериментирование. Развитие первичных естественно- научных представлений, наблюдательности, любознательности, активности мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение), формирование умения комплексно обследовать предмет.
Узнавая что-то новое ребёнок удивляется, а удивляясь, ребёнок начинает мыслить и познавать.
Всё оборудование уголка направлено на изучение свойств материалов и предметов. Решаются задачи образовательной области «Познание».
Для обеспечения богатства сенсорных впечатлений, развития мелкой моторики рук, тактильных ощущений создан уголок сенсомоторного развития.
В уголке имеются: игры-шнуровки, мозаики, пирамидки, рамки-вкладыши, дидактическая кукла и др. Решает задачи образовательной области «Познание
Для всестороннего развития и воспитания детей у нас имеются различные дидактические игры. Большинство игр создано своими руками, есть приобретённые в магазине.
Дидактические игры являются и игровым методом обучения, и формой обучения, и самостоятельной деятельностью. Дидактические игры дают возможность в игровой форме закреплять и уточнять знания детей, полученные в процессе организованной образовательной деятельности.
Все дидактические игры одной тематики промаркированы определённым цветом. С помощью дидактических игр решаются задачи образовательной области «Социализация», «Коммуникация», «Познание».
Для развития творческих способностей и продуктивной деятельности создан «Центр творчества».
Цель: развитие творческого потенциала детей, формирование интереса к изодеятельности, эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. Здесь дети обычно проводят много времени – рисуют, лепят. В уголке имеется необходимый материал: карандаши, бумага для рисования, пластилин, различные трафареты, раскраски.
Решаются задачи образовательной области «Художественное творчество».
Для развития комбинаторных способностей, смекалки, сообразительности, развития творческого воображения, умения ориентироваться в пространстве, создавать постройки по заданной схеме имеется различный материал для конструирования.
Из-за ограниченности пространства, строительный материал размещён в выкатных ящиках. Есть крупный напольный строитель, мягкие модули, мелкий строительный материал. Свободное пространство на полу даёт возможность сооружать постройки, в которых дети любят играть. Для этого на полу лежит ковёр, а для обыгрывания построек имеются разные небольшие игрушки.
Так же имеются схемы построек.
Для организованной образовательной деятельности имеются наборы «Строитель», где решаются задачи образовательной области «Познание».
Непосредственно у окна расположен «Уголок природы».
Задачи уголка природы: обогащение представлений детей о многообразии природного мира, воспитания любви и бережного отношения к природе. Приобщение детей к уходу за растениями, формирование начал экологической культуры.
Созданы условия для наблюдений за комнатными растениями, правильному уходу за ними.
Для более глубокого изучения мира природы, воспитания любви к родному краю и умение правильно вести себя в природе, в уголке подобран разнообразный наглядный материал (гербарий, паспорт растений), методический материал (папка «Времена года»), энциклопедия, книги про животных, игрушки насекомые, обитатели морей, африканские животные.
Для развития умения наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки явлений природы. Для уточнения представлений детей о взаимосвязях признаков и закономерностей в окружающем мире, в уголке есть календарь природы и погоды.
С помощью этого календаря дети учатся отмечать погоду, закрепляют названия времён года, месяцев.
Для воспитания потребности трудиться, участвовать в совместной трудовой деятельности, стремление быть полезным окружающим, радоваться результатам коллективного труда, создан «Уголок дежурств».
Здесь есть фартуки, косыночки.
Инвентарь для ухода за комнатными растениями: тряпочки, палочки для рыхления, лейки, салфетки для протирания пыли, кисточки, пулевизаторы, клеёнки большие и маленькие;
Инвентарь для мытья игрушек и стирки кукольной
одежды: тазики, бельевая верёвка, прищепки, мыло,
фартуки клеёнчатые.
Решаются задачи образовательной области «Познание», «Коммуникация», «Труд».
Для обогащения и расширения знаний об окружающем, для формирования целостной картины мира, расширения, уточнения знаний о космосе, на одной из стен группы я оборудовала макет солнечной системы.
Решение задач образовательной области «Познание», «Коммуникация».
Уголок музыкального развития способствует формированию интереса к музыке, развитию музыкально-сенсорных способностей и творческих проявлений в музыкальной деятельности. Знакомит с музыкальными инструментами .
Музыка играет большую роль в жизни ребёнка. Под музыку дети познают мир, музыка развивает различные эмоции. Музыкальная деятельность развивает не только музыкальные способности, но и общие (мышление, формируется творческое воображение).
Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения дошкольников
Для этого у нас в группе создана фонотека, в которой находятся записи классической музыки для детей, звуки леса, голоса птиц и зверей, песни из мультфильмов, современные детские песни.
Решаются задачи образовательной области «Музыка».
В группе есть «Уголок театра» - это объект развивающей среды, который помогает объединить детей для деятельности.
Театральная деятельность – важнейшее средство развития эмпатии, эмоциональной сферы. Она является источником развития чувств, помогает решать задачи формирования выразительности речи, интеллектуального и художественно-эстетического восприятия.
В уголке имеются различные виды театров (пальчиковый, кукольный, настольный, теневой). Есть костюмы для детей, шапочки на голову.
Так же в группе есть «Уголок ряжения». Там дети могут примерить сарафаны, кокошник, костюмы.
Уголок способствует развитию творческих замыслов, стимулирует творческие проявления детей.
Физкультурно – оздоровительный уголок.
Целью уголка является развитие двигательной активности и физических качеств детей. Повышение физической подготовленности через оптимизацию двигательной активности. Охрана и укрепление здоровья детей, формирование предпосылок здорового образа жизни, осуществление оздоровительных и закаливающих мероприятий.
Ведётся работа по двум направлениям.
Два направления физкультурно-оздоровительной работы. | |
Лечебно-профилактическое и оздоровительное | Двигательное |
Витаминотерапия (утром лимонный сок, фруктовые соки, в блюда добавляют чеснок) Закаливание (ходьба босиком до кровати и обратно, обливание рук прохладной водой и др.) Оздоровительный массаж (носа, ушных раковин) Коррекционные упражнения (профилактика плоскостопия, дыхательная гимнастика и др.). | Физкультурные занятия в помещении и на улице. Физминутки и динамические паузы во время организованной образовательной деятельности малой подвижности. |
Уголок оснащён различными атрибутами для занятий физкультурой во время организованной образовательной деятельности, а так же используется во время свободной двигательной деятельности.
Имеются спортивные игрушки (кольцеброс, дартс и др.)
Так же есть «Картотека подвижных игр» и «Картотека дыхательной гимнастики».
Решаются задачи образовательной области «Физическая культура», «Здоровье».
В шумном пространстве игровой комнаты я создала «Островок уединения».
Он представляет собой яркий коврик с подушками.
Там можно тихо посидеть, понаблюдать со стороны за происходящим вокруг. Так же здесь можно развивать мелкую моторику рук, застёгивая замок или пуговицы.
Для обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах, для привития привычки правильно вести себя в опасных ситуациях, воспитания умения ориентироваться на местности, расширения знаний о транспортных средствах, знакомства с правилами дорожного движения в группе есть «Уголок безопасности дорожного движения»
Уголок представляет собой макет дороги, на котором стоят макеты домов, игрушечные автомобили, дорожные знаки, светофоры.
Решает задачи образовательной области «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Социализация».
В своей работе использую современные информационно-коммуникационные технологии.
Это хорошо воспринимается детьми, так как у детей основной тип мышления – наглядно-образный.
Использование мульти медийной установки позволяет организовать работу по любому виду деятельности.
Использую в работе не только свои презентации, но и взятые из интернета.
Презентации: «Цветотерапия», «Растения и животные луга», «Тавричанка» и другие.
Почти к каждому празднику я создаю презентации.
Я активно использую в своей работе интернет-ресурсы.
У нашего детского сада, у моей группы, у меня лично есть сайты, где я являюсь администратором.
Подтверждением о создании сайтов являются сертификаты.
Я считаю очень важным обеспечить максимально комфортные условия для пребывания детей в детском саду и поэтому постаралась создать в своей группе уютную, гармоничную, естественную обстановку.
Группа оформлена, в общем, так, что дети могут свободно двигаться, играть небольшими группами, общаться и даже уединяться.
Всё пространство предназначено для детского коллектива в целом и в тоже время предоставляет каждому ребёнку возможность проявлять свою индивидуальность.
Таким образом, предметно-развивающая среда моей группы вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительного отношения к детскому саду, обогащает новыми знаниями и впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.
Я считаю, что среда в моей группе выступает не только условием творческого саморазвития личности ребенка, фактором оздоровления, но и показателем моего профессионализма.