Использование активных форм и методов обучения на уроках математики
Целью современного начального образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных в психологической, педагогической науке, так и в образовательной практике. Известно, до 70% личностных качеств закладывается в начальной школе. И не только базовые навыки, такие как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребенку в жизни. Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определенные навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать. И задача педагога так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребенка. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения.
Проблема активности личности в обучении как ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов) и утверждает, что главным направлением активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.
Как гласит китайская притча : «СКАЖИ МНЕ – И Я ЗАБУДУ; ПОКАЖИ МНЕ – И Я ЗАПОМНЮ; ДАЙ СДЕЛАТЬ – И Я ПОЙМУ».
Не секрет, что мы запоминаем:
10% того, что мы читаем,
20 % того, что мы слышим,
30 % того, что мы видим,
50% того, что мы видим и слышим,
70% того, что мы говорим,
90% того, что мы говорим и делаем.
В соответствии с традиционной логикой обучения, включающей такие этапы, как первичное ознакомление с материалом, или его восприятие в широком смысле слова; его осмысление; специальную работу по его закреплению и, наконец, овладение материалом, т.е. трансформацию его в практическую деятельность.
Выделяют 3 уровня активности:
• Активность воспроизведения — характеризуется стремлением обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения по образцу.
• Активность интерпретации — связана со стремлением обучаемого постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.
• Творческая активность — предполагает устремленность обучаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познавательных интересов.
Теоретический анализ указанной проблемы, передовой педагогический опыт убеждают, что наиболее конструктивным решением является создание таких психолого-педагогических условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности, свое индивидуальное «Я». Все сказанное выше выводит на понятие «активное обучение».
А. Вербицкий интерпретирует сущность этого понятия следующим образом: активное обучение знаменует собой переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении.
М. Новик выделяет следующие отличительные особенности активного обучения:
• принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;
• достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия);
• самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых.
Постоянное взаимодействие обучаемых и преподавателя с помощью прямых и обратных связей.
Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.
Разделение на пассивные, активные и интерактивные методы довольно условно, так как в практике они чаще всего переплетаются, но возможен и акцент на один из методов. Критерий их разделения – уровень коммуникации, взаимодействия участников учебного процесса. Рассмотрим схемы, указывающие на особенности этих методов и определим разницу.
Пассивные стратегии или методы линейного взаимодействия:
- одностороннее, линейное взаимодействие;
- учитель - центральная фигура, он источник информации;
- учитель распределяет время, работу;
- учитель много контролирует;
- ученик - пассивный объект воздействия;
- нет активного творчества учащихся,
- нет алгоритма взаимодействия друг с другом;
- нет инициативы учащихся, самостоятельности.
- ученики усваивают материал из слов учителя или из текста учебника
- Ученики не общаются между собой и не выполняют никаких творческих заданий.
- обратная связь на уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д.
- нетрудоемкая подготовка урока
- возможность преподнести сравнительно большое количество учебного материала в ограниченных временных рамках.
- Основные методы это лекция, чтение, опрос.
- авторитарный стиль обучения.
Активные стратегии или методы кругового воздействия. Характер взаимоотношений изменяется, хотя учитель и остается центральной фигурой:
- ученик не пассивный слушатель, он задает вопросы, предлагает собственные идеи, решения, т.е. он уже становится субъектом учебной деятельности;
- темы, проблемы формулируются в ходе совместного обсуждения;
- нет жесткой структуры урока, т.к. учитель готов действовать по ситуации.
- общение в системе ученик-учитель,
- наличие творческих заданий
- демократический стиль обучения
Интерактивные стратегии или методы кругового взаимодействия. Роль преподавателя резко изменяется:
- учитель перестает быть центральной фигурой и главным источником информации;
- роль учителя - определить общее направление работы, создать условия для инициативы учащихся;
- учитель консультант, помощник при серьезных затруднениях;
- учащийся - полноправный участник учебного процесса, он ведет исследование, поиск самостоятельно или во взаимодействии с другими учащимися;
- источниками информации для учащихся являются книги, словари, сборники, ИКТ.
- процесс обучения во многом идет через проживание опыта
- ученик получает новое знание только в результате осуществления позитивного взаимодействия с другими учащимися
- все ученики активно взаимодействуют между собой.
- обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.
- Место учителя в интерактивных уроках зачастую сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока
- Основная особенность упражнений и заданий в том, что в ходе их выполнения не только и не столько закрепляется уже изученный материал, сколько изучается новый.
Активный и интерактивный методические подходы имеют много общего. В общем, интерактивный метод можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов. Просто в отличие от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. В литературе, зачастую, активные и интерактивные методы рассматриваются в единой системе.
В общем объёме знаний, умений и навыков, получаемых учащимися в средней школе, важное место принадлежит математике, которая широко применяется при изучении других предметов и в практической деятельности будущих рабочих, в частности, в овладении новой техникой, при чтении специальной литературы. Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mo_aktivnye_formy_i_metody.pptx | 1 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«СКАЖИ МНЕ – И Я ЗАБУДУ; ПОКАЖИ МНЕ – И Я ЗАПОМНЮ; ДАЙ СДЕЛАТЬ – И Я ПОЙМУ».
10% того, что мы читаем, 20 % того, что мы слышим, 30 % того, что мы видим, 50% того, что мы видим и слышим, 70% того, что мы говорим, 90% того, что мы говорим и делаем. Не секрет, что мы запоминаем:
-пассивные -активные -интерактивные Методы активности:
Пассивный метод:
Активный метод:
Интерактивный метод:
-Дидактическая игра -«Мозговые атаки» -«Аукционы атак» -Пресс-конференции -Уроки-конкурсы -Уроки-КВН -Деловые игры -Уроки-конкурсы Активные формы обучения: