Главные вкладки
Карпова Лариса Николаевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №21»
Тема «Развитие навыков связной речи первоклассников с речевыми недостатками в процессе организации творческой игровой деятельности»
Учитель-логопед
Карпова
Лариса Николаевна
Старый Оскол
2013
У ребёнка есть страсть к игре,
и надо её удовлетворять.
Надо не только дать ему время поиграть,
но надо пропитать игрой всю его жизнь.
Вся его жизнь - игра.
А.С. Макаренко
Актуальность опыта
Моя практика показывает, что в школу приходят дети, имеющие различные нарушения устной речи. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в детстве. Именно младший школьный возраст особенно сензитивен к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 6-7 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. Анализ развития речи детей младшего школьного возраста с ОНР (III уровень) свидетельствует о качественном своеобразие в использовании речевых средств, проявляющиеся в особенностях употребления частей речи, построения предложения, недостаточном использовании инициативных высказываний, неумении пользоваться выразительными средствами речи, что создает определенные барьеры в процессе общения.
Результаты исследований выявили, что данная категория детей испытывает трудности при программировании высказывания, синтезировании отдельных элементов в структурное целое, отборе языкового материала для той или иной цели.
Анализ методической литературе показывает, что основным видом деятельности ребёнка в младшем школьном возрасте остаётся игра. Однако раздел театрализованная игра в развитии речи детей с ОНР раскрыт недостаточно.
Таким образом, становится очевидным проведение целенаправленной работы с первоклассниками по формированию у них связной речи на основе использования творческих игр.
Я считаю, что данная тема актуальна, ещё и потому что по инициативе нашего губернатора Е.С. Савченко, развитие творческого потенциала детей объявлено приоритетным направлением в образовании.
В ходе работы над темой исследования были выявлены следующие противоречия:
1. Между недостаточной готовностью отдельных первоклассников к совершенствованию связной речи и высоким уровнем современных требований к данному виду деятельности.
2. Между разобщенностью в деятельности учителей первых классов и логопеда и необходимостью организации интегрированных уроков и занятий.
3. Между беспомощностью родителей в преодолении недостатков речи детей и возможностями координации совместной деятельности с учителями и логопедом в ходе образовательного процесса.
Ведущая педагогическая идея опыта
"Использование творческих игр для совершенствования связной речи первоклассников с речевыми недостатками"
Длительность работы над опытом
Работа по теме опыта проводилась с 2010 года по 2013 год.
I этап- начальный- октябрь 2010- май 2011 года - выявление проблемы, изучение теоретического и методологического базы, подбор диагностического материала, проведение первичной диагностики.
II этап- основной – январь 2011- январь 2013 года – проведение коррекционно – развивающей работы с использованием игровых технологий на основе разработанного цикла мероприятий.
III этап- заключительный – февраль 2013- март 2013 года - анализ полученных диагностических результатов и эффективности использования авторских рекомендаций.
Диапазон опыта представлен авторской системой работы учителя - логопеда по развитию связной речи детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи с использованием творческой игры на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях, тесно взаимосвязан с образовательным процессом в целом.
Теоретическая база опыта
Проблемы исследования связной речи представлены в работах таких авторов, как Ахутина Т.В, Бенвенист Э., Воробьёва В.К., Выготский Л.С., Глухов В.П., Жинкин Н.И., Зимняя И.К., Леонтьев А.А., Лурия А.Р., Чистович Л.А.
Изучению особенностей формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи посвящены работы многих авторов (В.К. Воробьёвой, П.В. Глухова, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой и других).
Среди методов коррекции логопедических нарушений с положительной стороны в плане эффективности зарекомендовали себя методы игровой терапии. По мнению Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, Г.А.Волковой и других авторов, в ходе игры выстраивается система взаимоотношений ребенка с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место.
Детские игры разнообразны по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу. В педагогике делались неоднократные попытки дать классификацию игр (Ф.Фребель, К.Грос, П.Ф.Лесгафт, Н.К.Крупская).
Новизна опыта
Новизна опыта состоит в разработке материалов, включающих фрагменты творческих игр, направленных на развитие связной речи детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА
Цель и задачи педагогической деятельности
В ходе обобщения опыта была сформулирована цель.
Цель "Сформировать устойчивые навыки связной речи у каждого первоклассника с речевыми недостатками через игру".
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:
1. Создать условия для обеспечения высокой эффективности творческой игровой деятельности первоклассников с недостатками речи.
2. Использовать в практической деятельности современную игровую технологию по формированию связной речи первоклассников.
3. Провести диагностику уровня сформированности связной речи у первоклассников.
Содержание образования и средства достижения цели.
Исходя из поставленной цели, вся работы построена на ряде принципов:
принципа учета индивидуальных особенностей детей, который позволил использовать приемы обучения таким образом, чтобы ускорить процесс развития связной речи детей младшего школьного возраста с ОНР;
принципа поэтапности в воспитании речи, определяющего структуру в организации работы со школьниками;
принципа доступности речевого материала;
принципа последовательности и системности в организации занятий.
Основной вид работы – сценарные этапы фронтальных занятий с младшими школьниками, имеющими различную степень нарушения устной и письменной речи.
Я считаю, что с помощью творческой игры - как формы логопедического воздействия реализуются следующие задачи корригирующего обучения и воспитания:
1. Развитие всех компонентов речи (звукопроизношения, просодики, интонационной выразительности, фонематического восприятия, лексического запаса, грамматического строя, монологической и диалогической форм речи).
2. Повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи у обучающихся.
3. Формирование познавательных процессов.
4. Обеспечение комфортных условий смены игровой деятельности на учебную (при сохранении значимости игровой).
5. Совершенствование творческих способностей детей.
6. Воспитание нравственно-эстетических чувств.
7. Включение в воспитательную деятельность различных форм игр: игр-празднеств, игр-импровизаций, театральных игровых действий, и других, способствующих преодолению речевых нарушений у детей младшего школьного возраста.
8. Полноценное включение ребёнка в образовательный процесс.
Основным направлениям логопедической работы в игровой деятельности я считаю:
формирование мотивации к процессу говорения;
воспитание внимания к речевому оформлению мыслей и волеизъявлений;
развитие звуковой культуры речи: артикуляционной моторики, речевого дыхания, правильного звукопроизношения, фонематического восприятия, интонационной выразительности речи;
пополнение и активизация словаря;
совершенствование грамматического строя речи;
закрепление навыка использования прямой и косвенной речи;
совершенствование монологической и диалогической форм речи;
развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики кистей и пальцев рук, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки;
усвоение способов невербального общения: мимики, пантомимы, жестов, использование их в практике общения;
воспитание культуры речевого общения, умения действовать согласованно в коллективе.
Развитие связной речи первоклассников с ОНР реализуется в следующих формах работы:
- фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия;
- внеурочные занятия и развлечения.
В своей работе я опираюсь на классификацию игр (Ф.Фребель, К.Грос, П.Ф.Лесгафт, Н.К.Крупская), согласно которой игры делятся на творческие игры и игры с правилами.
Под понятием игры с правилами я имею в виду подвижные игры и дидактические игры.
Творческие игры подразделяются на сюжетно-ролевые, строительные и игры-драматизации.
• Сюжетно-ролевые игры ориентируют детей в основных направлениях человеческой деятельности.
• Строительные игры помогают ребёнку понять мир сооружений и механизмов. Любая строительная игра содержит интеллектуальную задачу "Как построить?", которую ребёнок решает с помощью различных материалов и действий.
• В играх-драматизациях (театрализованных играх) дети выражают свои впечатления, переживания. Различные виды театрализованных игр:
• Инсценировки произведений, сюжетно-ролевые игры, где дети играют спектакль сами, как артисты; каждый ребенок исполняет свою роль. В них дети воспроизводят содержание любимых сказок, рассказов, поведение знакомых персонажей, с увлечением изображают действующих лиц знакомых произведений, их характерные движения, ведут диалоги.
• «Пальчиковый театр». Атрибуты ребенок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами, проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате. Пальчиковый театр, в отличие от других видов театральной деятельности, особенно развивает моторику кистей и пальцев рук.
• Игры-представления с куклами бибабо. В этих играх на пальцы руки надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий.
• Творческие игры с мягкими игрушками. Здесь дети действуют, как в режиссерской игре: героев изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли, как настоящие артисты-кукловоды.
• «Стендовые» театрализованные игры, в которых дети на магнитной доске с помощью картинок показывают сказку, рассказ и др. При этом используется прием «живых картинок», или разыгрывание изображенных на них действий с оречевлением персонажей.
• «Озвучивание» фрагментов мультфильмов, где учащиеся говорят за мультипликационных персонажей, стараясь точно соответствовать своему герою.
• Игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки. Самый сложный вид театрализованной игры (используется на III этапе коррекционного обучения).
Я использовала следующие методы работы по развитию связной речи: сюжетно-ролевой игры, игры-драматизации (театрализованные игры)
Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он на себя берет. В процессе игры ребёнок создаёт образ действием, словом, что даёт ему возможность активно развивать речевую деятельность. Желание получить роль – мощный стимул обучения говорить чисто и правильно. Дети охотнее и активнее занимаются на логопедических занятиях и приучаются следить за правильностью, выразительностью, ясностью и чистотой своей и чужой речи. Роль также призывает детей подчиниться определенным правилам поведения и следовать социальным нормам.
Распределяя роли в игре, учитель-логопед учитывает желание учащихся и речевые возможности каждого ребенка в определенный период логопедической работы. Очень важно дать ребенку выступать наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы предоставить ему возможность, перевоплощаясь, отвлечься от речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь, стараясь преодолеть речевые трудности. При планировании игры важно предусмотреть возможности выбора детьми разных вариантов речевых высказываний в контексте выполняемой роли. Для качества выполнения роли важно отношение к ней ребенка.
Сюжетно-ролевая игра отвечает потребности детей воплотить в жизнь собственные замыслы, выразить свои переживания. Такие особенности позволяют учителю-логопеду использовать сюжетно-ролевую игру как средство:
автоматизации всех поставленных звуков;
отработки дикции, просодических компонентов речи;
пополнения и активизации словаря (за счёт слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков);
совершенствования грамматического строя речи;
закрепления навыка использования прямой и косвенной речи;
развития навыка диалогического общения;
воспитания культуры речевого общения, умения действовать согласованно в коллективе.
Игра-драматизация – игра, которая строится с опорой на сюжетную схему какого-либо литературного произведения или сказки.
Использование игры-драматизации на логопедических занятиях - технология обучения и воспитания, направленная на развитие коммуникативности младшего школьника средствами инсценировки художественных произведений.
Характерной особенностью игр-драматизаций является то, что в них дети имеют возможность максимально выражать свои замыслы, фантазировать, передавать все многообразие впечатлений об окружающей их действительности, от знакомых художественных произведений и использовать при этом свой опыт и знания. Такие игры развивают интерес ребенка к книге, его творческие способности, способствуют развитию выразительности речи и движений. В них главное - свободная спонтанная речь, уверенность в себе, чувство своей ценности в коллективе.
В игру логопед вносит изменения в соответствии с целями и задачами логопедического занятия, одним из этапов которого является игра. Взяв за основу знакомое для обучающихся произведение, взрослый предлагает детям, проявив фантазию, дополнить или изменить содержание сказки или рассказа. Для инсценировки или драматизации используются хорошо знакомые каждому учащемуся тексты.
Игры-драматизации имеют огромное значение не только в развитии всех компонентов речевой деятельности у обучающихся с ОНР, но и во всей широкой области воспитания:
совершенствование звуковой культуры, просодических компонентов речи, ее выразительности;
пополнение и активизация словаря (за счёт слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков);
совершенствование грамматического строя речи;
закрепление навыка использования прямой и косвенной речи;
формирование эмоционально-насыщенной диалогической речи;
совершенствование монологической формы речи;
воспитание культуры речевого общения, умения действовать согласованно в коллективе;
развитие эмоционально-волевой сферы;
духовное, нравственное и эстетическое развитие личности;
Таким образом, драматизация творчески упражняет и развивает самые разнообразные способности и функции: речь, интонацию, формирует мотивацию к процессу говорения, воспитывает внимание к речевому оформлению мыслей, развивает воображение, память, наблюдательность, внимание, ассоциации, двигательный ритм, пластичность и т.д., благодаря этому раскрывается духовный мир и творческий потенциал школьника. Данное логопедическое воздействие способствует формированию навыков учебно-практической деятельности.
Организация развивающего процесса включала три этапа.
На первом этапе проводилась диагностика уровня развития связной речи первоклассников с недостатками речи, по результатам которой определялся уровень сформированности связной речи при составлении рассказа по серии сюжетных картинок и пересказе текста.
Для этого я использовала тестовую методику экспресс - диагностики устной речи младших школьников. Т. А. Фотековой (2000г.)
Для обследования состояния связной речи младших школьников было предложено два задания:
а) составление рассказа по серии сюжетных картинок. Серия картинок: ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ.
б) пересказ текста "Галка и голуби".
Оба задания оценивались по четырём критериям:
• критерию смысловой адекватности и самостоятельности выполнения;
• критерию возможности программирования текста;
• критерию грамматического оформления;
• критерию лексического оформления.
Результаты первичной диагностики показали, что некоторые первоклассники с общим недоразвитием речи, выполняя задание по составлению рассказа по серию картинок, испытывают трудности уже на начальном этапе (при установлении причинно-следственных связей, при раскладывании картинок). Некоторые дети нуждаются в развёрнутой помощи в виде наводящих вопросов. При составлении рассказа свойственна выраженная тенденция к фрагментарности текста, перечислению деталей, событий без обобщающей сюжетной линии, неоднократные повторы слов, грамматических конструкций.
Анализируя результаты первичной диагностики пересказа, я сделала следующие выводы: первоклассники с недостатками речи искажают ситуацию при пересказе, неадекватно толкуют смысл сюжета, либо описывают ситуацию правильно, но с буквальным пониманием смысла истории. Свойственна тенденция к фрагментарности текста, стереотипности оформления высказываний, перечислению событий. Наблюдаются единичные либо множественные аграмматизмы, неоднократные вербальные замены, искажения звукового состава слова.
На втором этапе проводилась коррекционно – развивающая работа по формированию связной речи с использованием игровых технологий на основе разработанного цикла мероприятий.
Я разработала цикл мероприятий, направленных на развитие связной речи детей с ОНР. Работа велась следующим образом: в месяц проводилось 2 театральных занятия по инсценировки сказок или разыгрывания сюжетно-ролевых игр. 2 занятия были посвящены подготовки к театральному представлению: разбору сказок или сюжетно-ролевых игр, распределению и разучиванию роли, подготовки костюмов, декораций.
На третьем этапе было проведено итоговое исследование уровня развития связной речи с целью изучения динамики их развития.
Результаты повторного обследования у детей уровня развития связной речи показали, что в целом показатели развития повысились и находятся на уровне выше среднего.
По результатам всей диагностики, можно сделать вывод, что в ходе экспериментальной работы мне удалось реализовать поставленные цели и задачи. Из приведенных показателей видно, что у детей младшего школьного возраста с ОНР повысился уровень развития связной речи.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА
Результативность реализации опыта, направленного на развитие связной речи учащихся первых классов с речевыми недостатками в процессе организации творческой игры оценивалась на основе диагностики с использованием речевых проб для обследования связной речи, предложенные в пособии Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной «Тестовая методика экспресс - диагностики устной речи младших школьников.» (Приложение 1) и в сравнении с показателями развития связной речи до проведения опыта.
По методике Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной критериями уровня развития связной речи у первоклассников как средства повышения эффективности обучения мы выделяем:
• критерий смысловой адекватности и самостоятельности выполнения;
• критерий возможности программирования текста;
• критерий грамматического оформления;
• критерий лексического оформления.
Результативность реализации опыта, направленного на развитие связной речи у первоклассников оценивалась по тем же методикам.
Данные результаты показали, что в ходе реализации занятий количество детей с устойчивым уровнем развития связной речи увеличилось по всем критериям по сравнению с результатами диагностики начального этапа сопровождения. Анализируя результаты выполнения задания на составление рассказа по серии картинок, я пришла к следующим выводам: дети могут самостоятельно разложить картинки в нужной последовательности, реже используют стимулирующую помощь при раскладывании картинок. Рассказ содержит основные смысловые единицы в правильной последовательности, но встречаются пропуски отдельных смысловых звеньев. Дети оформляют рассказ грамматически правильно с использованием разнообразных грамматических конструкций, но у некоторых первоклассников рассказ оформлен грамматически правильно, но однообразно.
Анализ результатов пересказа показывает, что после проведенной работы ученики способны на правильный и самостоятельный пересказ, верное понимание смысла происходящего, пересказ содержит основные смысловые звенья в правильной последовательности, но у некоторых детей встречается пропуск отдельных связующих звеньев, пересказ оформлен грамматически правильно с использованием разнообразных грамматических конструкций, адекватно используются вербальные средства.
Отображение этих данных в диаграмме 1 наглядно показывает эффективность реализации занятий по развитию связной речи у первоклассников.
Диаграмма 1.
По результатам всей диагностики, можно сделать вывод, что в ходе коррекционно-педагогической работы нам удалось реализовать поставленные цели и задачи. Из приведенных показателей видно, что у детей младшего школьного возраста с ОНР повысился уровень развития связной речи. Можно сделать вывод о том, что использование творческой игры является эффективным условием развития связной речи. И одним из главных выводов по результатам опыта является необходимость использования творческой игровой деятельности как эффективного условия развития навыков связной речи у первоклассников с речевыми недостатками.