РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
- Программы, направленные на формирование УУД в урочной и во внеурочной деятельности
- Банк заданий, направленных на формирование УУД
- Представление собственного педагогического опыты, методических разработок
Скачать:
Предварительный просмотр:
Стяжкина Елена Ивановна,
учитель биологии МАОУ «Гимназия №87» г. Саратова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА В РАМКАХ ФГОС
по теме
«Биологические ритмы. Сон и его значение»
Урок для учащихся 8 классов, рассчитан на 45 минут, сопровождается работой с мультимедийным приложением к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина. – М.: Дрофа, 2008 и с интерактивными динамическими ресурсами в программном обеспечении интерактивной доски SMART Board по курсу биологии 8 класса.
Тип урока: открытия нового знания (ОНЗ)
Цели урока:
- дидактические: формирование представлений о физиологии сна, природе сна и сновидений, цикличности, его значение в нормальном функционировании мозга;
- развивающие: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции; развитие творческой, речевой, мыслительной деятельности учащихся; умения выделять главное, проводить сравнительный анализ и делать выводы;
- воспитательные: формирование личностных универсальных учебных действий через контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов; продолжить гигиеническое воспитание учащихся.
Организационный момент (1-2 мин)
Этапы урока | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Результаты деятельности |
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. | Дети выдвигают гипотезу о природе сна и сновидений; значении сна. Работа с мультимедийным приложением к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина(1 часть биологические ритмы человека). Дети обобщают, делают выводы Учащиеся записывают число и тему урока в тетрадях. В тпо записываются определения терминов:
| Здравствуйте, единомышленники! Так называл своих сотрудников Иван Петрович Павлов. Он беседу со своими сотрудниками называл коллективным рассуждением, а в науку этот термин вошел как «павловская среда». Народ гласит: «Ум хорошо, а два лучше». Приглашаю вас к совместному рассуждению о снах и сновидениях. Приведем к размышлению следующие факты:
Запишем в тетрадях определения терминам:
| Личностные УУД (смыслообразование) |
Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Дети, повторяя и обобщая имеющиеся знания, отвечают на поставленный вопрос. | Вопрос: Сон – это общее торможение? Почему в народе говорят: «Утро вечера мудренее»? | Познавательные УУД (формирование общеучебных навыков) |
Дети выдвигают гипотезы и принимают участие в совместном формулировании целей предстоящей деятельности. | Привлечение детей к постановке целей урока. | ||
Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений | Работа с мультимедийным приложением к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина(4 часть виды сна). Дети вспоминают алгоритм проведения сравнительного анализа. | Проблемный вопрос: «Действительно ли во время сна прекращается жизнедеятельность организма?» | Регулятивные УУД (целеполагание, планирование) |
Этап реализации построенного проекта | Работа с интерактивными динамическими ресурсами в программном обеспечении интерактивной доски SMART Board по курсу биологии 8 класса. В тпо оформляется таблица по сравнительному анализу. Работа с тпо С.134, №206 | Что происходит с организмом во время сна? Какие этапы можно выделить во время сна? Чем характеризуется «медленный» и «быстрый» сон? Работа с интерактивными динамическими ресурсами в программном обеспечении интерактивной доски SMART Board по курсу биологии 8 класса. Материал учебника С. 236. | Познавательные УУД (анализ собственных интеллектуальных операций) |
Этап обобщения затруднений во внешней речи | Групповое обсуждение происходит в форме беседы, итогом которой становятся выводы. | Организация группового обсуждения заполнения таблицы | Познавательные УУД (способность рассуждать) |
Выводы:
| |||
Физкультминутка – зарядка для глаз | |||
Этап самостоятельной работы в группах | Дети самоопределяются на работу в группах по темам Работают с различными источниками информации. | Виды заданий. Разработать правила гигиены сна, объяснить их. Сновидения, их причины. «Сторожевые пункты» коры полушарий. Виды расстройств сна | Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний, осуществление учебного сотрудничества) |
Этап решения заданий творческого уровня | Индивидуальная работа учащихся по проблеме «В чем же основное отличие теории сновидений Фрейда и Юнга?» | Причины сновидений объясняли по-разному, особенно интересные теории сновидений Зигмунда Фрейда и Карла Юнга. | Регулятивные УУД (творческая работа) |
Этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности | Дети обобщают полученные знания, определяют границы собственного «знания» и «незнания», зафиксированные в течение урока. Оценивают себя и друг друга. | С какими затруднениями столкнулись? Насколько интересной оказалась работа по природе сна? Почему И.М. Сеченов назвал сновидения «различными комбинациями пережитых впечатлений»? | Регулятивные УУД (оценка деятельности) Личностные УУД (смыслообразование) |
Дети самоопределяются на выполнение домашнего задания (пункт 2 и 3 по желанию) | Домашнее задание 1.С.235-238, подготовить сообщение о познавательных процессах, развитии мышления, речи. 2. Ответить на вопрос. Изобретатель Саркисов предложил водителям очки против сна. К верхней части оправы крепятся две скобы с пружинящими пластинками. Они подпирают веки и не дают им закрыться. В чём ошибка изобретателя? 3.Разработайте структуру сайта (страницу в Internete) по теме урока. | Личностные УУД (смыслообразование) |
Предварительный просмотр:
ОБОБЩАЮЩИЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
ПО ТЕМЕ «АНТРОПОГЕНЕЗ»
В ФОРМЕ СОСТЯЗАНИЯ
в 11 классах
Стяжкина Елена Ивановна
муниципальное автономное образовательное учреждение
«Гимназия №87»
Ленинского района города Саратова
Обобщающий контроль знаний
Цели мероприятия:
1) обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме «Антропогенез» в форме состязания, развивая коммуникативные УУД.
2) формирование личностных УУД обучающихся через задания практического, исследовательского и творческого характера;
3)развивать ИКТ - компетентности через организацию работы учащихся в операционной системе Windows, текстовом редакторе MS Word и графическом редакторе Paint.
Оборудование:
1) компьютер;
2) карточки с заданиями для конкурсов;
3) самооценочные листы команд, оценочные листы жюри, дипломы для награждения победителей;
4) линейки, муляжи черепов различных этапов эволюции гоминид;
5) «Чёрный ящик» с костью нижней челюсти Человека разумного;
6) подготовленные презентации командами по проекту «Наш далёкий потомок – Homo sapientissimus (Человек разумнейший) или Homo innovatus (Человек новый) или ...?».
Подготовка учителя:
1) подобрать материал по теме «Антропогенез» для проведения мероприятия;
2) оформить дидактический материал к конкурсам;
3) пригласить жюри;
4) продумать и подготовить место проведения игры;
5) предварительно ознакомить учащихся с тематикой мероприятия;
6) сформировать команды;
7) организовать работу по созданию презентации по теме проекта «Наш далёкий потомок – Homo sapientissimus (Человек разумнейший) или Homo innovatus (Человек новый) или ...?»;
8) проверить готовность команд к игре.
Подготовка учащихся:
1) сформировать три команды;
2) повторить тему «Антропогенез»;
3) каждой команде подготовить презентацию по теме проекта «Наш далёкий потомок – Homo sapientissimus (Человек разумнейший) или Homo innovatus (Человек новый) или ...?».
Ход мероприятия
1. Вводная часть.
Вступительное слово ведущего о цели и ходе игры. Представление команд и членов жюри.
О, разрешите мне, волны,
Загадку жизни –
Древнюю, полную муки загадку
Уж много мудрило над ней голов...
Скажите мне, волны, что есть человек?
Откуда пришёл он? Куда пойдёт?...
Г. Гейне «Вопросы»
Наследие это слагается из биологических корней, как в строении человека, так и в его поведении, на основе которых среда формирует его сущность. Только разобравшись в своем, доисторическом прошлом, мы сумеем понять, чем мы были и как стали такими, какие мы есть.
Б. Кемпбелл
2 . Основная часть.
Конкурсное задание № 1 «Разминка»
Представители команд в порядке очереди друг другу задают вопросы по основным терминам и понятиям темы.
Примерные варианты. Дать определение следующим терминам: рудименты, атавизмы, австралопитек, питекантроп, синантроп, неандерталец, кроманьонец, дриопитек, антропогенез, гоминиды, расы, речь, сознание,
трудовая деятельность, прямохождение. Сформулировать биогенетический закон. Перечислить факторы антропогенеза.
Конкурсное задание № 2 «Лучший аналитик»
Соотнести перечисленные признаки с их принадлежностью человекообразным обезьянам или человеку разумному, а также общие для них признаки.
признаки человекообразных обезьян | признаки человека разумного | общие признаки человекообразных обезьян и человека разумного |
Признаки:
а) 46 хромосом в соматических клетках,
б) объём головного мозга составляет 1500 см3,
в) развитые надбровные дуги,
г) хватательный тип стопы,
д) расширенные кости таза,
е) наличие подбородочного выступа,
ж) отсутствие хвоста,
з) S – образный изгиб позвоночника с расширенной нижней частью,
и) теплокровность,
к) наличие плаценты,
л) развитие жаберных щелей в эмбриогенезе,
м) объём головного мозга составляет 500 см3,
н) в половых гаметах 24 хромосомы..
Ответы.
признаки человекообразных обезьян | признаки человека разумного | общие признаки человекообразных обезьян и человека разумного |
в, г, м, н | а, б, д, е, з | и, к, л, ж |
Вопрос: «На что указывают черты сходства данных биологических видов?»
Ответ. Выявленные черты сходства между человеком разумным и человекообразными обезьянами указывают на их родство и наличие общей предковой формы – дриопитеков.
Дополнительная информация. У человека с гориллой 385 общих морфофизиологических признаков. Родство между видами тем больше, чем больше сходство между белками, а следовательно, и нуклеотидными последовательностями молекул ДНК представителей этих видов. Белки человека и шимпанзе сходны на 99%.
Конкурсное задание № 3 «Лучший палеонтолог»
Оборудование: муляжи черепов человекообразных обезьян и гоминид.
Вопрос: «Каким этапам эволюции могли принадлежать данные объекты?»
Примерные ответы.
Признаки черепа проплиопитека - небольшая мозговая часть черепной коробки, наличие больших клыков и диастемы (промежуток между зубами) на нижней челюсти.
Признаки черепа синантропа (архантропа) – массивные челюсти без подбородочного выступа и мощные надбровные дуги, узкий и покатый лоб, объём мозга 800 -1300 см3.
Признаки черепа неандертальца (палеонтропа) – мощный надглазничный валик, скошеный лоб и затылок, соотношение мозгового отдела черепа и лицевого приблизительно одинаково, подбородочный выступ развит слабо, объём мозга 800 -1300 см3.
Признаки черепа кроманьонца (неоантропа) – мозговой отдел черепа преобладает над лицевым отделом, высокий лоб, отсутствие надбровного валика, наличие подбородочного выступа, объём мозга 1200 -1600 см3.
Конкурсное задание № 4 «Лучший антрополог»
Оборудование: линейки, муляжи черепов представителей семейства Гоминид различных этапов эволюции.
Ход работы.
1)Измерьте лицевой угол у муляжей черепов представителей семейства Гоминид различных этапов эволюции.
Рис. Лицевой угол черепа
Лицевой угол В образован двумя прямыми: А-В, проходящей от верхней челюсти к основанию черепа, и В - С, проходящей от передней точки на верхней челюсти к выступающей части носовых костей.
2)Заполните следующую таблицу.
Семейство Гоминиды | Величина лицевого угла (в град.) | Относительная величина мозгового и лицевого отделов черепа |
1. 2. 3. |
3)Сравните данные таблицы и объясните: а) какая существует зависимость лицевого угла от емкости мозгового отдела черепа; б) в каком направлении изменялись лицевой угол, величина лицевого отдела и объем мозгового отдела в ходе эволюции гоминид.
Дополнительная информация. Эволюция черепа гоминид шла в следующих направлениях: увеличивался объём черепной коробки; место сочленения головы и шеи смещалось по мере выпрямления положения тела; с переходом от питания растительной пищей к всеядности величина зубов и челюстей уменьшалась.
Конкурсное задание № 5 «Лучший исследователь»
Работа с текстом. Какие из приведенных в тексте данных относятся к человеку как биологическому организму, а какие – к человеку как социальному существу?
Человек (Homo sapiens) относится к отряду приматов, классу млекопитающих, типу хордовых. Как все живые организмы, он рождается, растет, стареет, умирает. Как у всех позвоночных, у него имеются двусторонняя симметрия тела, замкнутая кровеносная система, внутренний скелет, основу которого составляет позвоночный столб. Как для всех млекопитающих, для человека характерны две генерализации зубов (молочные и постоянные), постоянная температура тела, выкармливание детенышей молоком. Сходство с приматами, особенно высшими, проявляется в хорошо развитой центральной нервной системе, наличии стереоскопического зрения, пятипалой передней конечности хватательного типа и ряде других признаков. Человек обладает сознанием, осуществляет трудовую деятельность, владеет речью, широко использует огонь и другие виды энергии. У него наиболее длительный из всех других животных период детства и в значительной мере развита негенетическая, социальная наследственность. Взаимоотношения человека с природой принципиально отличаются от взаимоотношений с природой его предков — животных.
Дополнительная информация. Сознание человека и его социальная организация стали теми органами, которые определяют нашу индивидуальную и коллективную природу (антропосоциогенез – социальные факторы преобладают над биологическими) – и настоящую, и будущую.
Конкурсное задание № 6 «Черный ящик»
Оборудование: «Чёрный ящик» с костью нижней челюсти Человека разумного.
Вопрос: «Какая часть скелета находится в «Чёрном ящике», которая в ходе антропогенеза подверглась сильному изменению, связанному со второй сигнальной системой?»
Ответ. Кость нижней челюсти черепа человека.
Дополнительная информация. Стоит, отметить, что за дар речи современному человеку пришлось заплатить дорогую цену – из всех живых существ только он один может задохнуться, подавившись пищей, т. к. его удлинившаяся глотка служит и преддверием пищевода.
Конкурс капитанов команд – «Блиц – турнир»
Примерные варианты вопросов.
Вопрос №1
Как истолковать слова Ф. Энгельса «Человек не мог бы стать человеком без мясной пищи»?
Ответ. Переход приматов к мясной пищи сыграл фундаментальную роль в их эволюции, т. к. в ней содержаться необходимые организму аминокислоты (лизин), количество которых в растениях ничтожно. Для обеспечения необходимого минимума аминокислот животное вынуждено было непрерывно поедать различную растительную пищу. Такая жизнь не способствует совершенствованию организации и развитию разума.
Вопрос №2
Почему расы нельзя считать разными видами?
Ответ. Всё современное человечество принадлежит к одному виду, что объясняется общностью происхождения, сходством строения, браками между представителями разных рас и плодовитостью их потомства.
Вопрос №3
Эволюционирует ли в настоящее время человек как биологический вид?
Ответ. Эволюция — это не только образование новых видов и более прогрессивных форм (макроэволюция). Это еще и изменение частот генов в популяциях под действием разного рода эволюционных факторов: отбора, дрейфа генов, миграций. Возникновения новых видов рода Homo сейчас действительно не наблюдается, так как генетической изоляции между расами и отдельными популяциями нет, а географическая и социальная изоляция стирается в связи с активной миграцией населения и отступлением национальных и расовых предрассудков.
А вот микроэволюция в человеческих популяциях, безусловно, продолжается. Она проявляется в изменении частот аллелей генов, контролирующих как биохимические, так и морфологические признаки. Тому есть довольно много примеров, в том числе классический с серповидно-клеточной анемией. Есть и другие примеры, в которых в качестве фактора отбора выступает какое-либо серьезное заболевание. Так, например, распространение различных аллелей гена, отвечающего за группы крови, сильно зависит от того, была ли распространена в той или иной стране чума, чувствительностью к возбудителю которой различаются обладатели разных групп крови. Поскольку чума перестала быть важным фактором отбора какое-нибудь столетие назад, в эволюционном смысле этот пример вполне можно отнести к «нашему времени». Разумеется, во всех популяциях людей идет отбор и против аллелей, вызывающих наследственные болезни. Подвергаются отбору и другие признаки. Хорошо известно, что за последнее столетие существенно увеличился средний рост людей и довольно заметно снизился средний возраст полового созревания. Этот процесс продолжается и сейчас.
Конкурсное задание №8. Защита проекта
«Наш далёкий потомок – Homo sapientissimus (Человек разумнейший) или Homo innovatus (Человек новый) или ...?».
Оборудование: компьютер; презентации, подготовленные командами к мероприятию.
Примерная информация для анализа.
Лишь на секунду представьте себе это омерзительное существо: физически слабое, почти беззубое, с коротким туловищем, с огромной шаровидной лысой головой, на двух нижних конечностях – по четыре пальца, на двух передних – по три. Это вовсе не герой очередной страшилки, мутант из инопланетной цивилизации. Таким рисуют нашего далёкого потомка не фантазёры школьники, а некоторые антропологи, отважно заглядывая в будущее человечества через сотни тысяч лет. Коллеги считают этих учёных романтиками. Причина скепсиса в другом: подавляющее большинство исследователей убеждены, даже через десятки миллионов лет наш внешний вид не изменится: эволюция человека давно завершилась. (Чечилова С. Homo sapientissimus - Человек разумнейший.// Газета «Здоровье детей», №4/2001)
Вместе с тем Человек разумный, стал приближаться к исчерпанию генетических возможностей биологической эволюции. Ее сменила убыстренная биосоциальная эволюция. Однако мнение о полном отсутствии биологического прогресса Человека разумного оспаривается некоторыми учеными, считающими, что социально-биологические перестройки со временем должны привести к формированию гипотетического вида будущего - Человека нового (Homo innovatus).
(Популярный биологический словарь / Н.Ф. Реймерс.- М.: Наука. 1990)
Дополнительная информация. Выделены основные современные тенденции в эволюции человека:
1) за последний миллион лет головной мозг у гоминид увеличился в трое, при этом используется в его деятельности приблизительно 5% в течение жизни, поэтому увеличение мозга не происходит, т. к. достигнут видовой предел;
2)увеличивается процесс акселерации (раннее физическое созревание);
3)наступает удлинение репродуктивного периода (пролонгация);
4)наступает более медленное старение (ретардация).
3.Подведение итогов и награждение команд и их участников.
Наше поведение почти также, как и наш облик несёт в себе много черт, унаследованных как от близких предков, так и более далёких. Это роднит нас со всем, что живёт на Земле.
Биологическая индивидуальность человека – это область, где каждое новое поколение будет находить не только новые ответы, но и новые вопросы. Очевидно лишь, что сознание человеческой индивидуальности явилось вершиной развития биологической эволюции.
Новая биотехнология сулит невиданные перспективы лабораторного воссоздания генетических структур, но она никогда не поднимется до создания уникальной индивидуальности.
Оценочные листы жюри
«Разминка» | «Лучший аналитик» | «Лучший палеонтолог» | «Лучший антрополог» | «Лучший исследователь» | «Чёрный ящик» | «Блиц – турнир» | Защита проекта | итог | |
Критерии | 1 балл за каждый правильный ответ | Максимально=13; +1 балл за каждый правильный ответ; -1 балл за каждый неправильный ответ. | Максимально=20; +5 баллов за каждый правильный ответ; -5 баллов за каждый неправильный ответ. | Максимально=15; +5 баллов за каждый правильно выполненный пункт; -5 баллов за каждый неправильно выполненный пункт. | Максимально=10; +5 баллов за каждый правильно выполненный пункт; -5 баллов за каждый неправильно выполненный пункт. | Максимально=5; +5 баллов за правильный ответ; -5 баллов за неправильный ответ. | Максимально=15; +5 баллов за каждый правильный ответ; -5 баллов за каждый неправильный ответ. | Максимально=20; оформление слайдов+5; использование дополнительных эффектов PowerPoint +5; логика изложения материала +5; выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных +5. | |
Команда 1 | |||||||||
Команда 2 | |||||||||
Команда 3 |
Самооценочные листы команд
«Разминка» | «Лучший аналитик» | «Лучший палеонтолог» | «Лучший антрополог» | «Лучший исследователь» | «Чёрный ящик» | «Блиц – турнир» | Защита проекта | итог | |
Критерии | Количество правильных ответов. | Максимально=13; количество правильных ответов. | Максимально=20; количество правильных ответов. | Максимально=15; количество правильных ответов. | Максимально=10; количество правильных ответов. | Максимально=5; количество правильных ответов. | Максимально=15; количество правильных ответов. | Максимально=20; степень участия на различных этапах проекта. | |
Состав команды 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. |
Информационная поддержка
Антропология (антропо. . . + логия) — межотраслевая научная дисциплина (на грани естественных и общественных разделов науки), исследующая происхождение и эволюцию человека как особого социально-биологического вида, образование человеческих рас, нормальные вариации физического строения человека внутри этих рас, в т. ч. в связи с особенностями окружающей людей среды. Как самостоятельная наука антропология сформировалась в XIX в. Основные разделы антропологии: морфология человека, учение об антропогенезе, расоведение. С середины текущего века на грани между антропологией, физиологией человека и медициной усиленно развиваются комплексы научных отраслей, объединяемых названием биология человека (изучение физиологии, биохимии и генетических факторов, влияющих на вариации строения и развития человеческого организма) и экология человека (исследование воздействия на человека природных и социальных факторов окружающей его среды). Оба эти направления в настоящее время формируются в самостоятельные научные дисциплины. (Популярный биологический словарь / Н.Ф. Реймерс.- М.: Наука. 1990.)
Процесс антропогенеза схематически можно представить себе, видимо, так: существенные изменения в природной среде прародины человека — интенсивная вулканическая активность с излиянием радиоактивных магм, усиление сейсмичности, поднятие Африканского материка, образование рифтов, обнажение урановых залежей, возникновение естественных реакторов и др.— создали в Восточной и Южной Африке зону повышенной радиации. Завершение всех этих процессов серией следующих друг за другом геомагнитных инверсий, усиливших фон ионизирующего излучения на планете и ослабивших магнитное поле Земли, привело к резкому усилению мутационного процесса у гоминид, обитавших в Восточной и Южной Африке. За десятки тысяч лет хроническое действие всех отмеченных факторов привело к появлению существ нового типа (предков человека), изменившихся в результате мутаций, потерявших возможность существования за счет чисто естественных средств и вынужденных перейти к систематическому применению орудий и их изготовлению. Уменьшение зубов, лица, ослабление мускулатуры (грацильность), прямохождение — все это подтверждает и фиксирует результаты изменения наследственных свойств гоминид под действием крупных мутаций. У мутирующих предков человека был единственный путь для сохранения своего вида от гибели - общественно-трудовая деятельность.(Матюшин Г.Н. У истоков человечества.- М.: Мысль, 1982.)
Таблица Основные стадии эволюции человека
Время появления признака, до н. э. | Признаки, характерные для людей | Стадия антропогенеза | Представители среди ископаемых форм | Масса мозга, г | Распространение по планете | ||
Более 10 млн. лет | Прямохождение | Отдельные ветви гоминидов | Австралопитек | Около 500 | Индия, Африка | ||
4,5—1,75 млн. лет | Использование различных предметов | Прегоминидная | Австралопитек | Около 500 | Африка, Азия | ||
2 млн. лет | Изготовление орудий | Человек умелый | 750 | Африка | |||
Ранние формы — 2,6 млн. лет, расцвет — 600—400 тыс. лет | Поддержание огня. Речь (примитивная, состоящая из отдельных выкриков). Простые формы коллективной деятельности | Древнейшие люди | Человек прямоходящий (питекантроп) | 850—1100 | Африка, Западная и Центральная Европа, Индонезия, Восточная Азия | ||
Ранние формы — 1,5 млн. лет, расцвет — 250—40 тыс. лет | Добывание огня. Сложные формы коллективной деятельности (загонная охота). Забота о ближних. Речь типа лепета | Древние люди | Неандерталец | до 1500 | Европа, Африка, Азия | ||
Менее 40 тыс. лет | Настоящая речь. Мышление. Искусство | Современные люди | Кроманьонец | Около 1400 | Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка | ||
Менее 10 тыс. лет | Развитие сельского хозяйства, промышленного производства, техники, науки | Около 1400 | Всесветное |
(Мамонтов С.Г. Основы биологии: Курс для самообразования / С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Т.А. Козлова.- М.: Просвещение, 1992.)
Литература
- Биология: Справочник школьника и студента/ Под ред. З.Брема и И. Мейнке; Пер. с нем.- М.: Дрофа, 2003.
- Сивоглазов В. И. и др. Общая биология. Базовый уровень: Учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных заведений/ В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова.- М.: Дрофа, 2013.
- Кемп П., Армс К. Введение в биологию: Пер. с англ. – М.: Мир, 1988.
- Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда: Пер. с англ./ - М.: Издательская группа «Прогресс», 1993.
- Лернер Г. И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. 10-11 класс/- М.: Аквариум, 2012.
- Мамонтов С.Г. Основы биологии: Курс для самообразования / С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Т.А. Козлова.- М.: Просвещение, 1992.)
- Матюшин Г.Н. У истоков человечества.- М.: Мысль, 1982.
- Общая биология: Учеб. для 10-11 кл. шк. С углубл. Изуч. биологии/ А. О. Рувинский, Л. В. Высоцкая, С.М. Глаголев и др.; Под ред. А. О. Рувинского.- М.: Просвещение, 2010.
- Популярный биологический словарь / Н.Ф. Реймерс.- М.: Наука. 1990.
- Чечилова С. Homo sapientissimus - Человек разумнейший.// Газета «Здоровье детей», №4/2001.
Предварительный просмотр:
Программа кружка
«Межпредметные сетевые проекты»
для учащихся 7 классов
Составитель: Стяжкина Елена Ивановна,
учитель биологии высшей
квалификационной категории
Саратов 2017 - 2018 г.
В связи с повсеместным подключением школ к Интернет в субъектах Российской Федерации, разработкой и размещением в открытом доступе электронных образовательных ресурсов современная российская система образования испытывает осознанную потребность во внедрении новых моделей образования и новых форм учебного процесса, основанных на интеграции современных педагогических технологий и возможностей информационно-коммуникационных технологий, сетевых сервисов и средств, использующих цифровой контент. Ключевым компонентом технологий распределенного обучения является сетевое взаимодействие всех участников образовательного процесса, реализуемое на базе WWW-технологий.
Сегодня перед образованием стоят задачи формирования личности, конкурентоспособной и успешной в новом формирующемся информационном обществе. Одна из основных тенденций на современном этапе развития образования в связи с этим заключается:
в пересмотре концепций организации учебной деятельности, обновлении технологий обучения, ориентированных на подготовку людей к жизни в быстро меняющихся условиях, обучению на протяжении всей жизни;
в расширении масштабов межкультурного взаимодействия, в первую очередь через использование новых коммуникационных технологий.
Программа кружка «Межпредметные сетевые проекты» направлена на повышение мотивации учебной деятельности учащихся при организации их в проектную деятельность, в частности в сетевые проекты.
Согласно Е.С. Полат, под сетевым (телекоммуникационным) проектом понимается совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение совместного результата
Программа кружка рассчитана на 1 час в неделю, предназначена для обучающихся в 7-8 классе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств — гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.
Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в 9-11 классах. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Содержание курса
№п/п | Тема | Количество часов |
1. | Организационное занятие. | 1 |
2. | Исследовательская деятельность, её назначение и задачи. Организация проектно - исследовательской деятельности в сети Интернет. | 7 |
3. | Тема, цель и задачи исследований на межпредметной основе. | 4 |
4. | Организация и методика исследований на межпредметной основе. | 8 |
5. | Оформление полученных результатов на межпредметной основе. | 3 |
6. | Представление результатов в сети Интернет. Подготовка к защите. Защита исследовательских работ. | 7 |
7. | Профессии, связанные с исследовательской деятельностью. | 3 |
8. | Анализ достигнутых результатов. Подведение итогов работы за учебный год. | 1 |
Итого | 34 |
Тематическое планирование ( 34 часа)
№ п/п | Темы занятий | Форма проведения | Дата |
1 | Организационное занятие. | Знакомство с планом работы кружка. Выборы актива. | 1 неделя сентября |
2 | Проектно - исследовательская деятельность, её назначение цели и задачи. Актуальные научные проблемы на новом технологическом этапе развития общества. | Лекция. | 2 неделя сентября |
3 | Организация проектно - исследовательской деятельности в сети Интернет. | Лекция. | 3 неделя сентября |
4 | Работа с информацией на разных носителях, в том числе содержащейся в информационных ресурсах Интернета | Лекция. Демонстрация исследовательских работ. | 4 неделя сентября |
5 | Особенности сетевых проектов. | Лекция, беседа. | 5 неделя сентября |
6 | Средства организации совместной деятельности в сетевом проекте. | Лекция. | 1 неделя октября |
7 | Планирование сетевого проекта | Лекция. | 2 неделя октября |
8 | Сервисы для разработки материалов сетевого проекта. | Лекция. Поиск информации в интернете, из литературных источников. | 3 неделя октября |
9 | Сетевые проекты на вики-страницах http://www.wikispaces.com/ | Лекция. | 4 неделя октября |
10 | Исследовательские проекты ГлобалЛаб | Практическое занятие. | 1 неделя ноября |
11 | Регистрация на интернет-ресурсе ГлобалЛаб | Лекция. | 2 неделя ноября |
12 | Сетевой проект | Лекция. | 3 неделя ноября |
13 | Сетевой проект | Практическое занятие. | 4 неделя ноября |
14 | Сетевой проект | Практическое занятие. | 1 неделя декабря |
15 | Организация исследований межпредметной основе. Консультации по их выполнению. | Практическое занятие. | 2 неделя декабря |
16 | Способы диагностики результатов межпредметной основе. | Лекция. | 3 неделя декабря |
17 | Прогнозирование результатов исследований межпредметной основе. | Лекция. | 4 неделя декабря |
18 | Оформление исследовательской работы межпредметной основе. | Практическое занятие. | 3 неделя января |
19 | Анализ полученных результатов, соответствие их прогнозам. | Практическое занятие. | 4 неделя января |
20 | Выводы и рекомендации по тематике исследований межпредметной основе. | Обзор литературы. | 1 неделя февраля |
21 | Общее оформление исследовательских работ межпредметной основе в сети Интернет. | Практическое занятие. | 2 неделя февраля |
22 | Индивидуальные консультации по выполнению и оформлению исследовательских работ. | Практическое занятие. | 3 неделя февраля |
23 | Индивидуальные консультации по выполнению и оформлению исследовательских работ. | Практическое занятие. | 1 неделя марта |
24 | Анализ достигнутых результатов. | Анализ результатов. Демонстрация собранного материала. | 2 неделя марта |
25 | Подготовка к защите. Подготовка плана, текста доклада для выступления. | Представление образцов исследовательских работ. | 3 неделя марта |
26 | Индивидуальные консультации по подготовке докладов для выступлений | Представление образцов исследовательских работ. | 4 неделя марта |
27 | Изготовление текстов, макетов, схем, чертежей и других пособий. | Практические занятия. | 1 неделя апреля |
28 | Изготовление слайдов. Слайдовая презентация. | Практическое занятие. | 2 неделя апреля |
29 | Составление рецензии на исследовательские работы межпредметной основе. | Коллективное обсуждение. | 3 неделя апреля |
30 | Выступление с докладом по проделанной работе. Защита исследовательских работ. | Самопрезентация. | 4 неделя апреля |
31 | Профессии, связанные с исследовательской деятельностью. | Практическое занятие. | 1 неделя мая |
32 | Профессиональные пробы. | Лекция. Обсуждение. | 2 неделя мая |
33 | Анкетирование. | Практическое занятие. | 3 неделя мая |
34 | Анализ достигнутых результатов. Подведение итогов работы за учебный год. | Мониторинг и анализ полученных результатов. | 4неделя мая |
Список литературы
1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2011.- 272 с.
2. Новикова, Н.Н. Развитие организационных форм обучения в новой информационной среде технологического образования. / Н.Н. Новикова[Электронный ресурс]. – 2014. - Режим доступа: https://sites.google.com/site/
Internet – ресурсы:
https://globallab.org/ru/#.WlhhVbxl_IU
http://distant.ioso.ru/project/meth%20project/metod%20pro.htm
http://letopisi.ru/index.php/Сетевые_проект