Эссе
Предварительный просмотр:
Эссе «Мои управленческие решения»
«Не надо искать путь к победе –
надо создать такие условия,
чтобы все пути вели к ней!»
Пьер Бомарше
Я директором школы была назначена два года назад. Не сразу осознала свое новое положение. В первый год работы я чувствовала себя, как молодой актер, который впервые вышел на сцену, старалась вжиться в свою роль и находить взаимодействие с коллегами. Опыт приходит с годами, и это так.
Стаж моей педагогической работы - двадцать лет, из них я одиннадцать лет проработала заместителем директора школы. Это были годы поисков и раздумий, колебаний и новых открытий. За это время мне посчастливилось пройти интересный путь становления: от простого учителя до руководителя школы. Это был путь моего педагогического роста, время приобретения нового опыта, определения системы работы. Считаю, я вполне состоялась как педагог, но это совсем другое, когда поднимаешься еще на одну ступеньку выше и берешь на себя ответственность за судьбу школьного коллектива. В современных условиях резко расширился объем задач, решаемых школой, они стали намного сложнее, и я четко понимаю, что именно в этих условиях возрастает роль директора как педагогического менеджера. Развитие школы требует от меня как от руководителя глубоких профессиональных знаний и четкого видения стратегии развития образовательной организации. Именно поэтому стараюсь совершенствоваться в профессиональном и личностном плане.
Самое главное в работе руководителя, на мой взгляд, мотивирование работников и расстановка кадров. Мотивация – мощный рычаг управления. Мотивация есть внутреннее состояние, которое побуждает, направляет и сохраняет у человека стремление достичь определенной цели. Расстановка кадров, решение вопросов, связанных с обучением и повышением квалификации педагогов стала одной из задач моей работы. Проведя самообследование деятельности школы и анализ педагогического и учебно- вспомогательного состава, решила омолодить педагогический состав работников школы, приняв на работу молодых педагогов. Я, как руководитель, как работодатель, заинтересована в высоком уровне профессионализма своих педагогов и с этой целью обязана совершенствовать все управленческие механизмы. Повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического коллектива, соответствующего запросам современной жизни – необходимое условие модернизации системы образования. В связи с этим была выстроена система работы по профессиональной переподготовке и повышению квалификации педагогического состава. В итоге 2 учителей продолжают свое образование в магистратуре, 4 педагогов прошли курсы профессиональной переподготовки по программе «Физическая культура», «Начальные классы» и т.д. , 90% учителей проходят курсы повышения квалификации. Важно побудить педагогических работников к продуктивной деятельности, создавая условия для удовлетворения их мотивов и потребностей.
А трудностей в моей работе много. Это, прежде всего, устаревшая материально-техническая база школы. Я считаю, что школа всегда должна шагать в ногу со временем, быть конкурентоспособной, не довольствоваться достигнутым. А для этого важно и нужно обновить материально-техническое оснащение школы. За два года моего управления школой коллективом была проделана небольшая, но трудоемкая работа:
- приведены в рабочее состояние туалеты школы;
- ежегодно проводится косметический ремонт кабинетов школы;
- установлено водоснабжение горячей и холодной водой столовая и медкабинет школы;
- приобретена оргтехника.
Но нужно принимать во внимание и тот факт, что наша школа – это сельская школа. Здесь немаловажную роль играет сплоченная работа семьи, школы и общественности. От их согласованной работы зависит, каким будет конечный результат. В своей работе я стараюсь как можно чаще обращаться к Совету школы и родительскому комитету, привлекать ученическое самоуправление. Обсуждать и решать на них самые важные управленческие задачи и проблемы. Это дает мне реальную помощь в осуществлении задуманного, а родителям, общественности и учителям ощутить свою сопричастность к происходящему, а значит - и ответственность за принимаемые решения. Вместе с ними мы планируем и осуществляем все стоящие перед нами задачи.
Регулярно я, как директор школы, выступаю на общем собрании родителей, перед жителями села с публичным отчетом, провожу самоотчеты перед педагогическим коллективом, родителями и общественностью. Я считаю, что все должны знать, как организована работа в школе, куда израсходованы те или иные средства. Необходима полная прозрачность деятельности руководителя, только тогда тебе поверят и только тогда можно успешно осуществлять руководство.
В начале своей управленческой деятельности я столкнулась с негативным отношением некоторых педагогов к участию в различных мероприятиях, конкурсах, проектах и т.д. Во всех мероприятиях участвовали одни и те же учителя. Для решения этой проблемы было проведено рейтингование результатов работы учителей и стимулирование самых успешных педагогов. Постепенно наши педагоги стали участвовать в конкурсах. Это позволяет им повысить свой профессиональный уровень.
В школе работает трудолюбивый, творческий, доброжелательный коллектив. Достаточно высокий уровень квалификации, отсутствие текучести кадров, ориентация на принципе гуманистической педагогики позволяет коллективу стабильно и интересно работать.
На современном этапе развития общества все образовательные учреждения, в т. ч. и наша школа, заинтересованы в нововведениях для обеспечения собственных конкурентных преимуществ. Для достижения этой цели в школе разработана программа развития школы на 2019-2024 годы. Создание Программы развития обусловило переход к программно-целевому управлению. Эффективный способ внедрения новшества – участие в инновационной работе всех и каждого в коллективе, в этом я уверена.
За первые два года управленческой работы я поняла - самой важной способностью, которой должен обладать руководитель, является способность получения результатов через собственное самосовершенствование. Это мое профессиональное кредо, моя формула успеха. Профессиональный рост – ценность, разделяемая коллективом и администрацией. Ежегодно все члены администрации проходят курсовую подготовку и как руководители, и как учителя-предметники. Это еще одно из правил управления - руководитель должен быть примером.
Педагогический коллектив школы ставит планку выше и смелее старается брать её! Значит, формула работает. Возможны в работе и ошибки, даже есть такая чудесная фраза: «Лидеры ошибаются». Это правда, и не ошибаются только те, кто ничего не делает, не ищет. Я вижу, что мы на правильном пути. Каково направление дальнейшего развития?
- путь инноваций, открытости;
- путь работы по формированию информационных, коммуникативных компетентностей учащихся;
- путь определения индивидуальных образовательных траекторий для наших школьников;
- путь заботы о здоровье детей;
- повышения качества работы учителя, включая, что мне кажется особенно ценным, воспитательную направленность.
Успех – это процесс, а не конечный результат. Мы успешны в развитии, в движении.
Французская писательница Соммери говорила, что из всех способностей самая трудная и самая редкая – это умение управлять. А я считаю, что главное для любого руководителя - это добросовестность и трудолюбие, доброжелательность и искренность, доверие и любовь к детям, коллегам, родителям и окружающим. Это залог успеха всех.