Проекты моих учеников

Гулдаева Салихат  Магомедовна

Эта страничка познакомит Вас с творческими проектами моих учеников.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«ТРИ БОГАТЫРЯ» Виктор Михайлович Васнецов ИСТОРИЯ ОДНОГО ШЕДЕВРА Над проектом работал ученик 7 класса МКОУ СОШ с. Брут Бекоев Артур Руководитель учитель ИЗО Гулдаева С. М.

Слайд 2

Начало пути художника С детства все знают имена трех славных витязей, защитников земли Русской. Их воплощение в живописи – «Три богатыря». Создавалась картина во второй половине XIX века, когда среди русских художников была популярна тема народной культуры, русского фольклора. Автором полотна, на котором представлены фигуры народных героев, является замечательный русский художник Виктор Михайлович Васнецов. Родился он 15 мая 1848 года в семье священника села Лопьял Вятской губернии. По традиции тех лет, дети священников шли учиться в духовные училища и семинарии. Проучившись несколько лет в семинарии и получив благословение от отца, он уезжает в Петербург и поступает в Академию художеств. В период учебы он сотрудничает со многими книжными издательствами. За эти годы он создает более двухсот иллюстраций к народным сказкам и былинам. В. М. Васнецов «Автопортрет»

Слайд 3

Эпическая песнь России «Я всегда был убежден, что в сказках, песне, былине, драме сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим». В. М. Васнецов Первый набросок картины Васнецов сделал в начале 1870 в Париже в мастерской своего друга Василия Поленова. С той поры, двадцать с лишним лет этот сюжет не оставлял художника. Богатыри «жили» в разное время и могли «встретиться» только на картине Васнецова. Пользуясь литературными источниками, он не следовал буквально какому – либо из вариантов былин о главных богатырях, а отбирал все, что давало обобщенное представление о них как о носителях народных идеалов, защитниках государства.

Слайд 4

Исполинские фигуры богатырей и их коней, расположенные на переднем плане картины, символизируют силу и мощь русского народа. Этому впечатлению способствуют и внушительные размеры картины 295 х 446 см. Каждая деталь строго соответствует исторической достоверности. Одежда богатырей, их оружие, доспехи, а также лошадиная упряжь написаны по музейным образцам. За героями – могилы воинов, павших в битвах на переднем плане – молодая поросль как символ грядущих поколений. Герои находятся между символами прошлого и будущего как звенья в бесконечной цепи защитников Родины. Своих «Илью», «Добрыню» и «Алешу» художник искал повсюду: среди простого люда, друзей, меценатов и даже родственников.

Слайд 5

Можно с уверенностью утверждать, что акварель «Богатырь» - это лишь набросок, эскиз, проба кисти. Черты лица богатыря лишены индивидуальности, схематичен пейзаж. Автор осторожно экспериментирует, постепенно формируя главную свою идею: создание картины о богатырях-защитниках, героях древних русских былин и сказаний. Позже, эта зарисовка ляжет в основу знаменитой картины . В. М. Васнецов «Богатырь»

Слайд 6

Образ Ильи Муромца В центре картины изображён Илья Муромец, народный любимец, герой русских былин. Не всем известно, что Илья Муромец не сказочный персонаж, а реальное историческое лицо. История его жизни и ратных подвигов - это реальные события. Впоследствии, закончив свои труды по охране родины, он стал монахом Киево-Печёрского монастыря. Был причислен к лику святых. Васнецов эти факты знал, создавая образ Ильи Муромца. "Матёр человек Илья Муромец" - говорит былина. А на картине Васнецова мы видим могучего воина и при том бесхитростного открытого человека. В нём сочетаются исполинская сила и великодушие. "А конь под Ильёй лютый зверь" - продолжает сказание. Мощная фигура коня, изображённого на картине с массивной металлической цепью вместо упряжки, свидетельствует об этом. Одним из прообразов для Ильи Муромца послужил крестьянин Владимирской губернии Иван Петров (позднее — извозчик села Большие Мытищи), которого Васнецов запечатлел на этюде в 1883 году. Иван Петров был лишь одним из прообразов. "Для Ильи Муромца художник искал все новые и новые типажи, зарисовывая то Ивана Петрова, абрамцевского кузнеца, — степенного, красивого, со спокойными и внимательными глазами; а то ломового извозчика, которого встретил уже в Москве и упросил позировать.

Слайд 7

Образ Добрыни Никитича Особенно долго он искал образ Добрыни Никитича. За основу был взят эскиз , сделанный с одного крестьянина, а детали с портретов родственников. В итоге лицо Добрыни стало собирательным типом Васнецовых. В.М.Васнецов «Автопортрет» В. М. Васнецов «Портрет брата А. М. Васнецова» 1878 г. Н. П. Кузнецов «Портрет В. М. Васнецова» 1897 г. Добрыня Никитич по народным преданиям был очень образованным и мужественным человеком. Прототипом богатыря в историческом плане являлся родной дядя, воспитатель и соратник великого князя Владимира – воевода Добрыня. На картине он изображён таким как и в былинах - величавым, с тонкими, благородными чертами лица, подчёркивающими его культурность, образованность, решительно вынимающий меч из ножен с готовностью бросится в бой , защищая свою родину.

Слайд 8

Образ Алеши Поповича Для образа Алеши Поповича позировал младший сын Саввы Мамонтова Андрей. Богатырские кони тоже из конюшен Мамонтова – их приводили в поле к Васнецову, где он фактически поселился, чтобы написать картину. Третий витязь, Алеша Попович. Народный эпос представляет его молодым весельчаком. Он из тех, кого принято называть "рубаха-парень". Этот везде первый - и в хороводе с девицами, и в кулачном бою. Взгляд его лукав и насмешлив. В руках у него лук с копьём - боевое оружие, а возле седла гусли - символ забавы и веселья. О прототипе Алеши, Александре Поповиче, известно, что он был поповского роду, но пошел по военной стезе, служил у князя Константина Ростовского. Прославился многими победами и геройски погиб на реке Калке в битве с монголами.

Слайд 9

Пейзаж в картине Васнецова Картина «Богатыри» Васнецова немыслима без пейзажа, на фоне которого представлены фигуры богатырей. Он полностью соответствует их душевному состоянию. Во всем чувствуется простор, мощь, широта и внутреннее напряжение. Картина наполнена степным ветром. Он и в полёте облаков, и в развевающихся гривах коней. Художник мастерски передаёт состояние природы, как бы предвещающей о наступлении опасности. Но богатыри представляют собой надёжную и мощную силу защитников родной земли.

Слайд 10

В истории русской живописи «Три богатыря» занимает одно из первейших мест. Язык этой картины – баллады прост, величав, могуч, «его прочтет каждый русский с гордостью, каждый иностранец с опаской, если он враг, с чувством спокойно веры в такую мощь - если он друг » В 1899 году картиной «Три богатыря» В. М. Васнецов открыл в Москве первую персональную выставку. На выставке к «Богатыря» было не протиснуться. Васнецова стали называть историком, но он возражал: «Я не историк, я сказочник, былинник , гусляр живописи… «Богатыри » мои не историческая картина, а только живописно – былинное сказание о том, что лелеял в своих грезах мой народ».