Курсы
Тема: «Ритм как основа орнамента. Свастика в орнаменте».
Ритмом в орнаментальной композиции называют закономерность чередования и повторения мотивов, фигур и интервалов между ними. Ритм — главное организующее начало любой орнаментальной композиции. Важнейшей характеристикой орнамента является ритмическая повторяемость мотивов и элементов этих мотивов, их наклоны и повороты, поверхности пятен мотивов и интервалы между ними.
Ритм - это важнейший принцип формирования орнамента, представляющий собой строго ритмизованное чередование повторяющихся элементов . Если создать единичное изображение мотива, то оно будет неподвижно. Именно ритм - любое равномерное чередование - превращает простое изображение в орнамент, так как к единичному изображению добавляется еще и еще один элемент. В орнаменте в преобразованном виде отражены ритмы, встречающиеся в природе. Но если в природе они не всегда явно выражены, скрыты и связаны с бесчисленным многообразием ритмических конструкций другого рода, то в орнаменте выбранный ритмический рисунок «вычищен», выделен из многообразия «живых» вариантов и представлен в схематизированном, идеализированном или фантастическом виде.
Орнамент в своем первородном виде - это немое магическое заклинание , которым покрывалась поверхность ритуальных пещер, фигур и посуды. Позже эти магические немые заговоры и заклинания будут перенесены на одежду, вышивку, прялку, глину, игрушку. На игрушку, вышивку и прялку наносили антропоморфные и зооморфные изображений. Одежда, ткачество, полотенце, скатерть, подзор, набойка, прялка, игрушка также часто украшались знаками растительного и графического орнамента. Эти знаки, придуманные нашим далеким предком тысячи лет назад, и посейчас помнимы народными мастерами и посейчас используются ими в росписи народной игрушки.
Ромб, треугольник, кресты, круги, квадраты - все эти и другие элементы, символы, знаки орнамента составляют своеобразный алфавит, и каждый знак в этом орнаменте имеет или имел свой смысл.
Знаки орнамента, родившиеся тысячи лет назад, гораздо менее изменились за это время, чем, скажем, игрушка. Поскольку азбука орнамента возникла в охотничий период, то знаки орнамента, которые и до сегодняшнего дня встречаются в росписи игрушки, скорее всего были связаны с магией периода именно первобытной охоты.
Один из первых знаков орнамента носит название коврово-меандрового или ромбо-меандрового -это ромбы разной формы с прерванными линиями, заходящими один в другой. Они создают на поверхности глины, ткани, дерева красивый густой коверный узор.
Глиняная игрушка в народном календаре.
Игрушка - одно из ярких проявлений массовой культуры, глубоко жизненное и народное. Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются в народе представления о жизни, труде, красоте. Игрушка близка к фольклору, создаёт ощущение особенностей русского национального народного творчества.
Яркая, жизнерадостная, решенная с предельной чёткостью в пластическом и цветовом отношениях, наивная (в самом высоком смысле этого слова) глиняная игрушка обладает волшебной способностью украшать наш быт, вносить тепло и радость в убранство жилища.
Игрушки лепили женщины и девочки, начиная с 7-8 лет. Занимались этим в свободное от сельских работ время - большей частью зимой и весной до покосов.
Конечно, изготовление игрушки из глины было не главным промыслом, а попутным. Устанет мастер от основной работы, возьмет кусок глины да и слепит что-нибудь этакое, какую-нибудь безделицу для своих детей или для себя забавы ради. Лишь позднее игрушки из глины стали предметом продажи. Их стали делать специально для весенних ярмарок, коротая долгие зимние вечера за изготовлением свистулек, гудков, коней, барынь, всадников и прочей игрушечной армии. Игрушками стали заниматься целые семьи, передавая секреты изготовления, заготовки и обжига глины от поколения к поколению. У каждого мастера вырабатывался свой стиль, своя манера лепки и оформления изделий.
Игрушки различаются по манере лепки, по тому, какая глина взята для изделия. Лучше всего лепятся игрушки, свистульки из жирной глины. Эта глина используется для филимоновских игрушек. За иссиня-черный цвет ее прозвали синикой. А вообще игрушки лепят из той глины, какая есть в данной местности.
В глиняной игрушке сравнительно немного сюжетов. Это – женская фигура, конь, птица, всадник, олень, медведь в различных вариантах и фантастических или более правдоподобных сочетаниях. Женская фигура олицетворяла Мать сыру землю, Великую богиню – Природу, кони и олени – великое Светило, дарующее Земле свет, тепло, плодородие; птицы – стихию воздуха, связывающую небо и землю.В этих представлениях отражалась наивная вера крестьянина в добро и зло, поэтическое одушевление сил природы, от которых зависело благополучие крестьянского хозяйства, счастье и достаток семьи. Глиняные игрушки связаны с космогоническими представлениями древних людей в праздниках русской деревни по случаю сева, жатвы, сбора урожая, к которым нередко приурочивалось массовое изготовление глиняных фигурок и свистулек. Характерные для искусства всех народов, они стали главными в русской глиняной игрушке и многократно варьировались в каждом центре ее изготовления, никогда не повторяясь буквально. Гончар-игрушечник мог видоизменять и интерпретировать каждую тему в меру своей фантазии, одаренности, мастерства, вкуса и представлений.
Со временем культовый смысл фигурок утрачивался, они становились предметом забавы, игрушкой, а традиционные образы приобретали все более реальное содержание, превращаясь в барынь, нянек, кур и петухов.
Знаки жизни- так можно назвать ромбо-меандровый узор. Не случайно, когда прошло время и человек стал не только охотником, но и пахарем и скотоводом, он не забыл этот знак, он стал знаком земли и плодородия. Для того, чтобы поля были щедры на урожай, а небо - на удачную погоду, человек вышивал этот узор на ткани, вырезал на дереве, украшал им глину.
Вычлененный из общего ромбо - меандрового рисунка знак ромба стал и сам со временем символом и знаком неба, солнца, земли, мироздания. В северодвинских вышивках, на белорусских полотенцах, ромб-земля, ромб - знак плодородия, ромб-солнце встречаются неоднократно. Меандрово-ковровый рисунок можно увидеть и в общей композиции на ткани тех же северодвинских вышивок.
Глиняная игрушка, в частности, каргопольская, и поныне украшается орнаментом, одним из элементов которого является ромб.
Ромбические, коврово-меандровые знаки орнамента иногда складываются в особые сюжеты композиции, способные нести в себе дополнительное содержание, скажем, восхода и заката. Возможно, когда-то у наших далеких предков полотенце участвовало в магическом ритуале не только в связи с почитанием предков, но и в ежедневном ритуале очищения водой, утром - от ночных страхов и ужасов, вечером - от дневных тягот, забот и усталости.
Ромб - элемент ромбо-меандрового узора, используют и до сегодняшних дней мастера народной игрушки Каргополя, Филимонова, Костромской области, хотя появление этого знака относится ко временам первобытной охоты.
В следующий период, уже земледельческий - появляется новый знак - знак засеянного поля - квадрат с вписанным в него крестом и точками или знаками зерна в центре четырех квадратов.
Этот знак, так называемый точечно-квадратный знак, можно встретить и на глиняном алтаре для первых плодов урожая, и на глиняной ритуальной женской скульптуре. В глиняной игрушке он сохранился из села Донское Ставропольского края.
Это - знак уже чистого плодородия, обилия, урожая, удачи. Поэтому и полотенца, и одежда, и прялки, особенно прялки, дают множество вариантов этого знака, оставляя нам свидетельство, что квадратно-точечный орнамент был одним из основных орнаментов, которым наши предки украшали предметы быта и предметы, участвовавшие в магических ритуалах, способствовавшие урожаю, плодородию, деторождению.
Солнце на протяжении тысячелетий получило великое множество вариантов изображений. И прежде всего, все бесконечное разнообразие крестов, как в круге, так и без него. Природный аналог креста дает так называемый «крестовый камень», минерал, на поверхности которого кристаллы образуют правильный четырехконечный крест.
Знак креста в круге очень похож на изображение колеса в колеснице ариев, которые три с половиной тысячелетия назад пришли в Индию. Эти колеса - втулка из березы, ободья из осины - тоже имели четыре спицы, то есть абсолютно соответствовали изображению одного из вариантов солярных знаков - крест в круге. Неудивительно, что изображение колеса и солярный знак аналогичны друг другу. Множество богов движутся по небу на колеснице, да и само солнце, «катясь» по небу, «закатывается» вечером (отсюда «закат»).
Бесконечно количество разновидностей крестов, как в круге, так и без него. Здесь и шести, и восьми, и десяти, и многоконечные кресты. Практически все эти разновидности солярных знаков встречаются и в вышивке и в росписи игрушек. И сегодня широко используют варианты солярных знаков: просто круг, четырех- шести- восьми-конечные кресты. А если взять, скажем, каргопольские или вологодские прялки, на них солярный знак многоконечных крестов в круге является основным. Разнообразие их почти равно количеству сохранившихся прялок.
Особо стоит выделить один из вариантов крестообразного солярного знака, так называемый «гаммированный крест», крест, состоящий из четырех Г (гамм, букв греческого алфавита), хотя появление его относится к более раннему периоду мировой истории, да и место его появления - Восток, Индия. В орнаменте и на письме у брахманов Индии этот крест символизирует собой привет и пожелание благополучия. Иногда этот крест рассматривают как графическое изображение четырех ног, сведенных в одной точке. Называют гаммированный крест еще и «свастикой ». У нас этот знак встречался и на вышивках и (особенно) на поясах, распространен был более всего в северных районах России. Использование этого знака нацистами - пример того, как меняется содержание знака в зависимости от того, в каком контексте и с каким смыслом усваивается он нами.
Существуют и другие варианты солярных знаков, кроме креста, круга, креста в круге - солярную семантику несут в себе также треугольник, квадрат и ромб.
Однако мастера не всех промыслов народной игрушки использовали знаки орнамента в своей работе. Видимо, часть из них следовала своей особой традиции, и некоторые игрушки существуют без орнамента вовсе. Это некоторые виды рязанской игрушки, а также пензенская игрушка - красные коровы, которые очень близки по способу окраски, наверное, к жертвенным ритуальным фигурам, окрашиваемым кровью. В пензенской игрушке и другие фигуры - баб, конников, птиц - также окрашены в один, максимум в два цвета, если не считать позолоты некоторых деталей