Проблемное обучение
Предварительный просмотр:
Тема: Признаки делимости на 3 и 9.
(подводящий от проблемы диалог)
Учитель | Ученик | Доска |
Устно: 1) теория (в том числе свойства деления чисел) 2) № 72, 75 | (ab) : c = (a : c) b (a + b) : c = a : c + b : c | |
Создание проблемной ситуации. Следующее задание выполняйте в тетрадях: | ||
Какие из чисел 37843, 48345, 75634, 112353, 846, 262370, 84537 а) кратны 2; б) кратны 5; в) кратны 10; г) кратны 3; д) кратны 9. | ||
Побуждающий диалог:
|
| |
|
| |
|
| Признаки делимости на 3 и 9. |
Поиск решения.
|
| (a + b) : c = a : c + b : c |
|
Каждое слагаемое делится на 3, значит, число 48345 делится на 3. | 48345 = 48000 + 300 + 45 |
|
846 = 800 + 40 + 6 – не подходит; 846 = 810 + 36 – каждое слагаемое делится на 3 (на 9), значит, число 846 делится на 3 (на 9). | 846 = 800 + 40 + 6 846 = 810 + 36 |
|
| |
|
| 4+8+3+4+5 = 24 8+4+6 = 18 |
|
| |
|
|
Тема: Простые и составные числа (6 класс)
(мотивирующий прием – «яркое пятно», подведение без проблемы)
Учитель | Ученик | Доска | |||||||||
Задание: заполнить таблицу. | |||||||||||
Число | 2 | 3 | 4 | 6 | 11 | 15 | 12 | 9 | 17 | ||
Его делители | |||||||||||
(Устно проверить.) | |||||||||||
Подводящий от проблемы диалог
(вводим понятие простого и составного числа) |
| Натуральные числа имеющие: | |||||||||
два делителя | более двух делителей | ||||||||||
называются | |||||||||||
простыми числами | составными числами | ||||||||||
(2, 3, 5, 7, 11, 13, …) | (4, 6, 8, 9, 10, 12, 15, …) | ||||||||||
|
| 1 - ни простое, ни составное число. | |||||||||
|
| Четные числа – составные, кроме числа 2. | |||||||||
Историческая справка: ещё в III в. до н.э. древнегреческий математик Эратосфен предложил способ отыскания простых чисел, который до сих пор называется «решето Эратосфена». Он записывал все числа от 1 до какого-либо числа, а потом зачеркивал 1 (она не является ни простым, ни составным числом), затем зачеркивал через одно все числа, идущие после числа 2 (они все составные, т.к. кратны 2). Первым оставшимся числом после 2 было 3. Далее вычеркивались через два все числа, идущие после 3 (они все кратны 3, т.е. составные). В конце такой работы оставались невычеркнутыми только простые числа. Так как греки писали на покрытых воском табличках или на папирусе, а числа не вычеркивали, а выкалывали иглой, то таблица в конце работы напоминала решето, в котором отсеяли простые числа от составных. |
Тема: Длина окружности (6 класс)
(мотивирующий прием – «яркое пятно», подводящий от проблемы диалог)
Учитель | Ученик | Доска |
Устно: 1) Давайте повторим правила округления чисел. |
| Округлить число 14,527 до сотых: 14,527≈14,53 до десятых: 14,527≈14,5 до единиц: 14,527≈15 |
2) А теперь вспомним, с какими геометрическими фигурами мы знакомы? (На доску проецируются рисунки с изображением прямоугольника, квадрата.)
|
| P = 2(a +b); P = 4a. |
(На доску проецируются рисунок с изображением круга.)
|
| |
Сегодня на уроке перед нами стоит задача: найти универсальный способ для нахождения длины окружности. Тему урока запишите в бланке лабораторной работы, которые лежат перед вами. | Длина окружности С – длина окружности. | |
3) Давайте теперь вспомним основные элементы окружности.
|
| Слайд с изображением окружности и её элементов.
|
Лабораторная работа: Ребята, а ведь еще в глубокой древности было установлено, что существует зависимость между длиной окружности и её диаметром. Давайте и мы попробуем найти эту зависимость, для этого вы переходите к выполнению лабораторной работы, в которой будете использовать способ измерения длины окружности, предложенный вами, но для удобства будете пользоваться не верёвочкой и гибким метром, а ниткой и линейкой. | На слайде - описание лабораторной работы: 1. Проведите диаметр и измерьте его 2. С помощью нитки или гибкого метра измерьте длину окружности 3. Сделайте вывод: примерно во сколько раз длина окружности больше своего диаметра (результат деления округлите до целых). | |
Учащиеся выполняют лабораторную работу в тетрадях, а один ученик получает индивидуальное задание для работы у доски: разделить длину окружности на её диаметр, если С=22м, d=7м. | С=22м, d=7м С : d = 22 : 7 = | |
|
| С : d ≈ 3 |
Беседа о числе π : Ещё наши далекие предки много веков назад заметили, что для того, чтобы сплести корзину нужной ширины, или, как мы теперь говорим, диаметра, нужно было брать прутья примерно в три раза длиннее. Это было первое открытие, с тех пор прошло немало веков, прежде чем ученые доказали, что результат деления длины окружности на её диаметр будет одним и тем же и выражается не натуральным числом. Если вы, ребята, округлили ваш результат, то ваш товарищ попробовал разделить С=22 на d=7 до конца. Посмотрим, что у него получилось? | С : d = 22 : 7 = =3,14159265389793238462643… | |
К такому выводу пришел древнегреческий ученый Архимед. Именно он предложил считать это число равным . В 1706 году английский математик Уильямс Джонс для него ввел специальное обозначение: π (пи) - это первая буква слова “периферия”, в переводе с греческого “окружность”. О нём говорят, как о неуловимом числе. Вот как, например, выглядит значение π с семью знаками после запятой: 3,1415926… . Для запоминания этих цифр есть стихотворение: Нужно только постараться, |
| Портрет Архимеда. π (пи) – от греческого “периферия”- “окружность” π = π = 3,1415926… . |
Вывод формулы (заключение): Итак, мы получили, что отношение длины окружности к её диаметру равно числу π.
|
| С : d = π С = π d С = 2π r |
Эта формула - это и есть универсальный способ для нахождения длины окружности. |
Тема: «Пропорция» 6 класс, (подведение без проблемы)
Учитель | Ученик | Доска | |
Выполните задания в тетради. 1) Проверьте, верны ли равенства: = ; = 0,6; 0,8 : 0,3 = 8 : 3; 15 : 10 = 25 : 20. | Один ученик выполняет проверку у доски так, чтобы остальные не видели результата его работы. | 1) = - не верно; = 0,6 - верно; 0,8 : 0,3 = 8 : 3 - верно; 15 : 10 = 25 : 20 – не верно. | |
2) Найдите отношения чисел: 3 и 4; 0,8 и 0,9; 5 и 4; 15 и 20; 16 и 18; 0,2 и 0, 16. | 3 : 4 = = 0,75 0,8 : 0,9 = 8 : 9 = 5 : 4 = = 1,25 15 : 20 = = = 0,75 16 : 18 = = 0,2 : 0,16 = 20 : 16 = = 1,25 | ||
3) Подчеркните равные отношения. Запишите верные равенства. | 3 : 4 = 15 : 20 0,8 : 0,9 = 16 : 18 5 : 4 = 0,2 : 0,16 | ||
Каждое из записанных равенств представляет собой равенство двух отношений. Такие равенства называют пропорцией. | |||
|
| Пропорция | |
|
| 3 : 4 = 15 : 20 0,8 : 0,9 = 16 : 18 5 : 4 = 0,2 : 0,16 0,8 : 0,3 = 8 : 3 | |
|
| ||
Пропорцию читают так: «нуль целых восемь десятых так относится к нулю целым трем десятым, как 8 относится к 3» | Учащиеся проговаривают на примере других пропорций. | ||
Далее вводим понятия крайних и средних членов пропорции. | 0,8 : 0,3 = 8 : 3 0,8 и 3 – крайние члены пропорции 0,3 и 8 – средние члены пропорции | ||
4) Найдите в каждой пропорции произведение крайних и средних членов. | 0,8 ∙ 3 = 2,4 и 0,3 ∙ 8 = 2,4 0,8 ∙ 18 = 14,4 и 0,9 ∙ 16 = 14,4 5 ∙ 0,16 = 0,8 и 4 ∙ 0,2 = 0,8 | 0,8 ∙ 3 = 0,3 ∙ 8 0,8 ∙ 18 = 0,9 ∙ 16 5 ∙ 0,16 = 4 ∙ 0,2 | |
|
| ||
Это утверждение в математике в математике называется основным свойством пропорции. Основное свойство пропорции используется для нахождения неизвестного члена пропорции. | a : b = c : d a ∙ d = b ∙ c – основное свойство пропорции | ||
х : 12 = 75 : 15 15 ∙ х = 12 ∙ 75 15 х = 900 х = 900 : 15 х = 60 Ответ: 60 |