Наши достижения
Описание опыта воспитательной работы с учащимися.
Имея немалый опыт классного руководителя, каждый год при написании воспитательного плана я сталкивалась с вопросом, как сделать жизнь класса позитивной и успешной? Размышляя над этой проблемой, я вышла на необходимость создания воспитательной системы, которая позволила бы обеспечить преемственность действий на ступени начального образования, а также развиваться как детям, так и классному руководителю.
Свою систему воспитательной работы я назвала «Лестница успеха». Она способствует пробуждению у ребёнка интереса к самому себе. Он учиться ставить себе вопросы и отвечать на них. Кто я? Какой я? Чего я хочу? Что я могу? Ребёнку необходимо почувствовать свою значимость, необходимость и успешность.
Цель - создание условий для развития личности каждого школьника, его индивидуальности, культуры, творческих способностей;
обеспечение личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании.
Лестница успеха – это четыре ступеньки, соответствующие каждому классу, их возрастным особенностям.
«ЛЕСТНИЦА УСПЕХА»
«Прояви себя»
4 класс |
«Утверди себя»
3 класс |
«Сотвори себя»
2 класс |
«Познай себя»
1 класс |
Тропинка «Почемучки» |
Тропинка «Здоровья» |
На каждой ступеньке дети попадают в «лабиринт», из которого можно выбраться по тропинкам, помогающим подняться на следующую ступеньку.
Направление деятельности |
Тропинка «Доброты» |
Тропинка «Мастеров» |
Тропинка «К дому» |
Каждой тропинке соответствует одно из направлений деятельности.
Тропинка «Почемучки» - (познавательное направление) на этой тропинке для ребят создаются условия для продвижения в интеллектуальном развитие, через участие в образовательных декадах, которые стали традиционными в нашей школе - декада «без 2», декада на «4» и «5», декада «успешность по трем предметам», а также участие в конкурсах «Ученик года» и «Лучший класс года». (см. Приложение 1)
Тропинка «Здоровья» ( здоровье-сберегающее направление) –
На этой тропинке проводятся физкультминутки, различные спортивные соревнования, игры на свежем воздухе, внеклассные мероприятия, формирующие позитивное отношение к сохранению здоровья.
Тропинка «Доброты» (духовно-нравственное направление) - проводится работа по программе «Что такое хорошо и что такое плохо», которую я разработала сама и она имеет рецензию заведующей кафедрой технологии развивающего обучения СИПКРО Людмилы Петровны Нестеренко , а также была представлена в окружном конкурсе воспитательных программ.
На этой тропинке дети учатся общению, уважению к старшему поколению, оказывают шефскую помощь.
Тропинка «Мастеров» - (трудовое и художественно-эстетическое направления) – дети приобретают жизненно-необходимые трудовые и бытовые навыки; развивают творческие способности. Это происходит через участие в трудовых десантах, через участие в различных конкурсах, участие в художественной самодеятельности. Мои дети выступают не только на школьной сцене, но и на сцене СДК ( сельского дома культуры)
Тропинка «К дому» - это направление включает в себя совместную творческую деятельность родителей и детей, обмен опытом по сохранению семейных традиций, родительский всеобуч, изучение семей учащихся и т.д.
Любой учитель должен понимать, что воспитание духовно богатой, высококультурной и нравственной личности, способной адекватно реагировать на постоянно изменяющиеся требования общества - главная цель современной школы.
Чтобы добиться этой цели, в воспитании должны в равной мере принимать участия, как педагог, так и родители. Именно при сотрудничестве учителя и родителей возникает эмоционально положительный контакт, при котором с достаточной легкостью решаются все воспитательные проблемы. Поэтому в своей работе большое значение я придаю вопросам семейного воспитания, поднимаю их на всех родительских собраниях, привлекаю родителей к активному участию в классных и школьных мероприятиях, обозначаю им основные принципы моей деятельности: детям нельзя лгать, детей нельзя сравнивать друг с другом. Я призываю каждого родителя смело применять их в своей системе воспитания.
В своей воспитательной работе я использую следующие технологии:
- Лестница успеха (авторская технология)
- Самоуправление в классе (см. Приложение2)
- Взаимодействие с родителями
- Психологическое ведение ученика
Говоря о компетентностно-ориентированном подходе в воспитании, надо учитывать, компетентность в смысле психологической характеристики-эмоциональная, этическая, социальная и поведенческая составляющие.
В 1-2 классах я обратила внимание на количество уроков, пропущенных детьми по болезни. Это означает, что у детей понижен иммунитет, что, в свою очередь, вызвано рядом причин, из которых я выделила главную: недостаточно информированность детей и родителей о нормах здорового образа жизни.
Еще одно противоречие в общественной жизни моих подопечных: высокая активность в спортивных, художественных мероприятиях, но низкая социальная активность.
Таким образом, я определила для себя следующие задачи, которые мне предстоит решить как классному руководителю:
1. Привить навыки здорового образа жизни детям и их родителям.
2. Повысить социальную активность учащихся.
Взаимодействие с родителями.
Решение первой проблемы начала с просвещения родителей на родительских всеобучах о необходимости соблюдения режима дня ребенка с учетом его возраста, о правильном, сбалансированном питании, особенно в период обострения инфекционных заболеваний, о бережном отношении родителей и окружающих к неустойчивой и ранимой психике ребенка. Родители получали памятки по данным вопросам, делились опытом, получали консультации, необходимую литературу (см. Приложение 3).
Родители имели возможность получить консультацию педиатра, психолога, представителей центр «Семья». Родители знакомились с результатами анкетирования учащихся, сами участвовали в диагностической работе .
Итак, деятельностный подход в воспитании и работа с родителями по следующим направлениям: здоровьесбережение детей, соучастие в проектной деятельности для повышения социальной активности, способствование повышению интеллектуального уровня детей, дают возможность успешно решить проблемы, которые есть в нашем классном коллективе.
Свою работу строю в тесном контакте с родителями. Психологи регулярно проводят тестирование учащихся по определению психологического климата в классе, атмосфере товарищества, взаимопомощи, толерантности.
Данные опроса учащихся и родителей свидетельствуют о благоприятном психологическом климате в моем классе.
Хочу представить вам план работы по направлению Тропинка «Доброты» (см. Приложение 4)
Методики, которые я использую в своей работе:
- Уровни воспитанности взяты из методики диагностических программ, разработанных Н.П. Капустиным, М.И. Шиловой.
- Методика «Климат» Б. Д. Парыгина
- Психологический климат классного коллектива ( В. С. Ивашкин, В, В. Онуфриева)
- Экспертная диагностика взаимодействия в малых группах (А. С. Чернышев, С.В. Сарычев)
- Психологический климатический круг ( Лутошкин А.Н)
Аналогичные планы используются на всех «Тропинках».
По вышеизложенной программе я работаю третий год. То есть, сейчас мы вместе с классом находимся на третьей ступеньке «Утверди себя».
Уже можно подвести промежуточные итоги. Результатом воспитательной работы является изменение личности ребенка. С помощью различных мониторинговых исследований были отслежены изменения личностных качеств учащихся. На основе результатов диагностик мною выстраивается индивидуальная работа с учащимися.
Так, например, отслеживается положительная динамика уровня воспитанности, уровня сплоченности, по здоровьесбережению мы видим, идет снижение процента заболеваемости, но вместе с тем растает процент посещаемости спортивных секций.
Тропинка Здоровья
Мониторинг уровня воспитанности
Года | Низкий | Средний | Высокий |
2010-2011 | 34 % | 40 % | 26 % |
2011-2012 | 28 % | 38 % | 34 % |
2012-2013 | 22 % | 22 % | 56 % |
Мониторинг уровня сплоченности
Года | Низкий | Средний | Высокий |
2010-2011 | 34 % | 30 % | 36 % |
2011-2012 | 28 % | 32 % | 40% |
2012-2013 | 24 % | 34 % | 42 % |
Наиболее яркие результаты мои дети имеют на тропинке «Мастеров». Систематическое участие в творческих конкурсах позволяет им совершенствоваться в данном виде деятельности. И результаты говорят
« сами за себя.». (см. Приложение 5)
Самоуправление в школе
Высшим органом самоуправления в классе - является общее собрание, которое проводится по мере необходимости, но не реже 1 раза в четверть.
Высшим органом ученического самоуправления в классе в период между ученическими собраниями является актив класса, избираемый классным собранием и проводящий свои заседания по мере необходимости, но не реже 1 раза в месяц.
Все решения органов ученического самоуправления принимаются большинством голосов и протоколируются секретарем, назначенным на время проведения конференции (собрания, заседания) председателем.
Из членов школьного ученического совета формируются комитеты:
Комитеты |
Дисциплины и порядка |
«Хоббисты» |
Учебный |
«Спорт и здоровье» |
Уют |
«Милосердие» |
Художественный |
- Комитет Дисциплины и порядка- контролирует организационные вопросы в классе, назначает дежурных по классу, проводит заседания актива класса, ведет тетрадь класса по конкурсу «Лучший класс года», является членом Старостата школы;
- Учебный комитет- организовывает проведение образовательных декад, контролирует учебную деятельность по показателям конкурса «Лучший класс года», проводит познавательные мероприятия: викторины, конкурсы, олимпиады.
- Комитет «Хоббисты»- организует и проводит в школе культурные мероприятия: дискотеки, концерты, вечера и т.п.
- Комитет «Спорт и здоровье» организует и проводит спортивно- оздоровительные мероприятия в школе; работы по профилактике вредных привычек, пропагандирует спорт, физкультуру, здоровый образ жизни;
- Комитет «Уют»- организует дежурство вы школе, следит за выполнением всех трудовых дел в школе;
- Комитет «Милосердие»- осуществляет тимуровскую работу среди ветеранов войны и труда, исследует проблемы в социуме, ищет пути для их реализации, участвует в акциях милосердия;
- Комитет «Художественный»- организует участие учащихся в творческих конкурсах, оформляет информацию в настенной печати (классный уголок, информационные листы к датам…)
Регламент работы Совета Содружество
государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы «Образовательный центр» с. Украинка муниципального района Большечерниговский Самарской области
на 2012- 2013 учебный год
№ | комитеты | сроки |
1 | Совет Содружество | Среда, 4 нед.мес. |
2 | Дисциплины и порядка | Еженедельно, пятница |
3 | Учебный | Среда, 1 нед месяца |
4 | Спортивный | Понедельник, 2 нед месяца |
5 | Милосердие | Четверг, 3 нед месяца |
6 | Художественный | Понедельник, 1 нед месяца |
7 | Уют | Вторник, 1 нед месяца |
8 | Хоббисты | Среда, 2 нед месяца |
9 | Библиотечный | Пятница, 3 нед месяца |
10 | Вожатые | Вторник, 2 нед месяца |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sertifikat_zasvetis.pdf | 763.17 КБ |
certificate_1.pdf | 893.62 КБ |