ЦПМ КУРСЫ 3 УРОВНЯ

Палухина Ольга Юрьевна

Содержит призентации и отчеты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a.docx22.65 КБ
Файл a1.docx13.41 КБ
Файл v2.docx25.67 КБ
Файл s.docx26.35 КБ

Предварительный просмотр:

Рефлексивный отчет, отражающий обоснованность и методику использования модуля критическое мышление в серии последовательных уроков по химии

Рефлексивный отчет, отражающий обоснованность и методику использования модуля критическое мышление в серии последовательных уроков по познанию мира класс коррекции и выравнивания. Раздел «Человек и общество» Для любой страны в современном мире самое ценное будет это мыслящие и образованные люди, которые в дальнейшем смогут послужить одним из источников стабильного развития государства. Я думаю, что постоянное развитие критического мышления у учеников в процессе обучения в школе сможет стать профилактикой манипулирования их сознанием во взрослой жизни. Поэтому я решил в серии последовательных уроков основное внимание уделить развитию критического мышления у учеников через обучение их предмету познания мира. Научить детей не только владеть информацией, но и критически её осмыслить, оценить и применить. 
Прежде чем приступить на практике к обучению детей критическому мышлению я решила разобраться, что такое критическое мышление? С педагогической точки зрения, понятие критическое мышление рассматривается в общем смысле как «дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдений, опыта, размышлений или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям». В своей статье «Что такое критическое мышление?» Дэвид Клустер, профессор, преподаватель американской литературы в Хоуп-колледже г .Холланд, США раскладывает понятие критическое мышление как пять составляющих : 
1. это мышление самостоятельное  
2. носит индивидуальный характер. 
3. начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.
4. стремится к убедительной аргументации  
- центром аргументации, главным ее содержанием является утверждение, которое поддерживается рядом доводов и каждый из доводов должен подкрепляться доказательствами.  
- аргументация выигрывает, если учитывает существование возможных контраргументов
5. проявляется в социуме, потому что всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими.
Такое разложение понятия критического мышления для меня было более понятным. Оно и стало моим планом действий для применения его в школьной практике. Среднесрочное планирование я формировала на идеях социоконструктивистической теории исходя из возрастных особенностей учеников. На первых уроках я определяла, как каждый ребенок в классе обучается. В дальнейшем при анализе полученной информации использовала её для эффективного обучения детей. При планировании уроков для развития критического мышления использовал исследования в социально-культурной теории Л. Выготского зона ближайшего развития (ЗБР), иерархическую модель мотивации А. Маслоу, исследования Б.Блюма «Таксономия образовательных целей» обучение по развитию у учащихся мыслительных навыков, диалоговое обучение Мерсер и Литлтон, , а так же исследования национальных учебных лабораторий, Бефель. Шт. Мэн США по удержанию полученной информации учениками ( стр. 140 Руководство для учителя.) 
Все семь модулей Программы взаимосвязаны между собой и использование одного из модулей автоматически задействует реализацию другого. Через применения различных приёмов критического мышления я смогу: 
- обучить детей как надо правильно работать с информацией (обучение тому как учится (П3) ), в процессе диалога на уроках дети нарабатывают практику убедительной аргументации (обучение через диалог  модуль 1); 
- актуализировать активные способы обучения  
- научить детей правильно оценивать свои возможности в обучении и контролировать свой процесс обучения саморегуляция и самоменджмент в обучении (оценивание для обучения и оценивание обучения, модуль 3); 
- дать основу для работы с информационными технологиями и ориентирование в мире современной информации ( использование ИКТ в преподавании и обучении  модуль 4); 
- выявлять лидеров в классе и направлять их лидерство в обучение 5 модуль 7): 
- способствовать проявлению у детей творческого мышления и выявлять способных и одаренных детей модуль 5); 
До прохождения курсов на своих уроках приёмы критического мышления я применяла очень редко, и без какой либо системы. Эффективных результатов, поэтому в развитии учеников я не наблюдала. Получив на курсах мощную теоретическую базу, я поняла, почему результатов в моей работе нет. 
Используя приёмы критического мышления можно даже при обычном опросе активизировать мыслительную деятельность всех учеников. При изучении литературы я стала думать о том, какие вопросы я использую при беседе в своём классе с учениками. В основном это были вопросы для проверки знаний на запоминание учениками определенной информации. Мне нужно было научиться постановке вопросов, которые могли бы побуждать их к обучению и самообразованию. На практике я выяснила, что эффективность развития критического мышления при опросе, беседе и диалоге зависит от поставленных перед ними вопросов. 
В период практики я применяла такую технику постановки вопросов в целях развития критического мышления. Для проверки знаний и определения зоны актуального развития я ставила вопросы низкого порядка требующие вспомнить определенную информацию. А чтобы ученики начали мыслить, я подбирала вопросы, требующие обобщенного подхода к изучаемой теме тем самым определяя подмостки в ЗБР каждого ученика. 
Знание материала уроков проверяла вопросами, которые могут подключить критическое мышление. Для ответа на вопрос ученику нужно было вспомнить пройденный материал урока, зоны ближайшего развития. Когда я понимала, что ученик не усвоил, содержания урока опускался на подмостки ЗБР, а иногда и до ЗАР и когда ученик вспоминал материал пройденных уроков, с помощью наводящих вопросов, то ответ его на мой вопрос был на много лучше. С помощью такого приёма я могла выяснить логику критического мышления ученика с целью определения способа его обучения. 
С помощью таксономии Блюма (шести уровней мышления) я составляла вопросы, проверяя знания учеников и в тоже время стимулируя их мышление. Вопросы старалась задавать разного уровня в зависимости от способностей каждого ученика. Это давало общую мозговую активность в классе и, каждый ученик чувствовал, что внес существенный вклад в общее обсуждение при решении поставленной образовательной проблемы перед классом. 
В период практики для повышения учебной мотивации я старалась задавать вопросы чуть более высокого уровня, которые могли бы стимулировать развитие и побуждали учеников думать. При использовании вопросов низкого уровня, я заметила, что дети теряли интерес к уроку. 
Во время беседы с классом я обращалась с одним и тем же проблемным заданием к двум – трем ученикам (сильному, среднему, слабому). Меня удивило, что ученики со средними способностями более быстро ориентируются в информации и умеют более свободно выражать свои мысли, чем сильные ученики. Сильные ученики боялись ответить не правильно. 
Немаловажно для развития критического мышления у учеников в учебном процессе было создания мною каллоборативной среды в классе, в которой ученики чувствовали бы себя раскрепощено и комфортно. Атмосферу творчества и комфорта на уроке я создавала с помощью небольших тренингов. Такая атмосфера в классе включает всех учеников слабых и менее способных в работу. Они начинают задавать вопросы и отвечать на них, при этом обретают в себе уверенность. Для всех учеников чтобы ответить на вопрос высокого уровня надо иногда немного рискнуть. ( А вдруг я буду выглядеть «тупым» и все будут надо мной смеяться?) В данном случае, каким бы не был вопрос я должна поддержать каждого ученика и приучить детей уважительному отношению друг к другу. В их глазах я являюсь определенным лидером в их обучении и воспитании. 
Чтобы во время диалога не было глупых ответов на вопросы нужно мне и моим ученикам научится правильно их составлять и знать, для чего ты его задаёшь. Какой ответ при этом хотелось бы тебе услышать от собеседника. С этой проблемой я столкнулась во время практики. Мне пришлось обучаться составлять вопросы и обучать этому детей. Результаты появились уже на четвертом уроке, когда некоторые дети пытались уже задавать вопросы высокого порядка. 
С помощью правильно составленных мною вопросов я смогу плавно переключать работу в классе из опроса в диалог, беседу, или диспут для достижения поставленных целей урока. На практике во время работы в группах я обнаружила, что некоторые дети не могут вести диалог. Важно было научить их правилам этического поведения во время общения между собой. Во время диалога у учеников я пытался формировать правильные человеческие взаимоотношения, которые пригодятся им во взрослой жизни, это взаимоуважение, взаимообогащение, сопереживание, сотворчество. 
На курсах я ознакомился со множеством приемов применение которых могут способствовать развитию критического мышления у учеников. Я нашла более приемлемые и эффективные приёмы, на мой взгляд, для достижения целей на своих уроках по среднесрочному планированию. 
Для развития критического мышления у учеников в серии четырех уроков я использовал приёмы из ТРКМ такие как составление кластера, составление опорного сигнала, метод Джексо, написание Эссе, инсерт, верные неверные утверждения, концептуальная таблица, работа в группах - "Обучение сообща», «Задайте вопросы». 
На первом уроке для анализа учебной информации применил Метод Джексо. Достоинством этого метода является включение всех учеников класса в работу. Отношение к такой работе у учеников было разное, сильные ученики давали четкое понятие семьи, слабые рассуждали   приводя примеры. Радует, что даже ученики с низкой мотивацией включились в работу, заставила ответственность перед одноклассниками. При смене групп все ученики стали лидерами в обучении, каждый пересказал свой учебный материал. (запоминание 90%). Далее для выяснения умения детей анализировать информацию применил приём, графического выражения мыслей, форма выражения произвольная в основном получились у детей флипчарты защищая каждый свой домик. Этими способами я выяснила умение учеников работать с информацией. Для формирования умения устанавливать причинно - следственные связи с помощью коммулятивной беседы на доске составили кластер семьи и дали понятие человека и общество. Выяснение навыков критического мышления я проверил с помощью домашнего задания в написании Эссе «Эссе (сочинение) на тему «Какой будет моя семья»». 
При анализе урока установил детям трудно ориентироваться в учебном тексте и выбирать главное еще трудней графически выражать свои мысли. При беседе с классом выяснила, у некоторых учеников имеется языковой барьер плохое знание  о гостеприимстве, что мешает правильно выражать свои мысли. 
На втором уроке дети учились получать информацию с помощью разбора пословиц. У каждой группы были готовые опорные сигналы по теме урока им нужно было развернуть информацию с помощью учебника и дополнительной литературы (учебные карточки ). Методом инсерт они находили свою информацию в карточке для расшифровки опорного сигнала. Один человек раскрывал  у доски, остальные участники группы задавали вопросы классу. Вопросы составлялись по желанию высокого или низкого уровня приём «задайте вопросы». Этими приёмами учил детей правильно формулировать вопросы и отвечать на них. Формативно оценивалось умение задавать вопросы и расшифровывать опорные сигналы. Наибольшую активность по расшифровке опорного сигнала проявили дети со средними способностями, у них более было развито умение синтезировать учебный материал через визуализацию образов. Способные ученики себя проявили в формулировании вопросов. 
Анализ урока показал нужно постоянно корректировать и направлять работу групп в правильном направлении не все группы выбирали верный путь. У учеников нет опыта работы с текстом и опорными сигналами. Для них легче было переписать всю информацию и как они считали, что чем больше написано, тем лучше. 
На третьем уроке учил детей получать и обрабатывать информацию, полученную из различных источников (делать уже анализ и синтез информации). Источниками информации были учебные карточки (текст) и презентация (подключаю зрительную образную память ). На этом уроке с помощью ярких примеров на слайдах презентации семья, какой способ запоминания для учеников лучше. Задание для всех групп было разное, порядок гостеприимства, 1 группа должна была написать приглашение гостей на несколько праздников, 2 группа на другие праздники приглашение гостям. Конечный результат работы групп кластеры и вопросы к классу. Оценивается презентация кластера по разработанным критериям. Формативную оценку дают другие группы. Общее оценивание работы групп провожу по оценочным листам. 
Работу по составлению кластеров дети показали на удовлетворительном уровне, до этого у них не было такого опыта. Работа с вопросами прошла на хорошем уровне дети включались в беседу, которая иногда переходили в дебаты. Не стеснялись высказывать свои предположения и догадки заговорили в виде реплик и молчуны. Несмотря на то, что задание было не одинаково для всех, кластеры были разные, некоторые группы уделили больше внимание  на вежливые слова (лидеры мальчики), некоторые – по правильному приглашению гостей (лидеры девочки). 
На четвертом уроке «обобщение   темы моя семья  выполнение упражнений» дети работали в группах. Каждый ученик отчитывался по своему заданию на выбор после обсуждения его в группе. Задания были разного уровня и направлены в основном на развития логического мышления и применение навыков критического мышления в различных жизненных ситуациях, на умение устанавливать причинно следственные связь. 
Работа в группах прошла хорошо дети сами распределили задание, сильные ученики объяснили слабым как выполнить упражнение. Каждый выполнил задание сам. На каждом уроке я применял оценочный лист, формативное оценивание делали частично дети (самооценивание, взаимооценивание) частично я сам по своей карте наблюдения за работой групп. Оценивания работы групп, самооценивание и взаимооценивание тоже способствовал развитию критического мышления. 
Анализируя опыт четырех уроков по применению модуля критическое мышление можно сделать вывод, что внедрение его в практику может; 
повысить ответственность ученика за качество собственного образования, 
развить навыки работы с информацией, заложенной в тексте, формировать умение вырабатывать собственное мнение на проблему, развивать логическое мышление ученик, воспитывает умение слушать и слышать. 
При использовании приёмов критического мышления в своей практики в дальнейшем, я думаю, обучение класса коррекции и выравнивания на всех уроках у моих учеников станет более мотивированным, и результат обучения будет эффективным. У учеников появится интерес к преподаваемому мной предмету, потому что детям интересны уроки с использованием различных форм обучения.



Предварительный просмотр:

Запись о среднесрочном планировании.

При составлении среднесрочного планирования я определила цель серии последовательных уроков: Формирование у учащихся представление о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге . При проведении серии последовательных уроков я планировала на каждом уроке дифференцировать все 7 модулей программы. Изучив программу курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан я поняла, что я буду проводить уроки в групповой и парной работе. Модуль «Обучения критическому мышлению» представляет собой способность синтезировать информацию и идею, выражать суждения об их достоверности и относительной важности, делать выбор в отношении своего обучения и ставить под сомнение идеи других. Для развития критического мышления я использовала различные стратегии такие как: «Диалог-беседа». Каждый урок сопровождает наличием «Информационно - коммуникативных технологий», которое позволяет облегчить объяснение и понимание учащимися научных понятий, раскрыть тему и цели урока. Использовала задание для слабомотивированных учащихся и работу с более успешными учениками, подготовила задание с учетом возрастных особенностей учеников. Переосмыслив свои подходы к организации учебного процесса, внедрила модуль «Новые подходы в обучение», известные как «Обучение через диалог» и «Обучение тому, как обучаться», для развития данного модуля использовала стратегию: « Ромашка», «Мозговой шторм», «Диалог», «Групповая работа». Групповая работа, упражнения, разные игры, тренинги раскрыли учеников с другой стороны. Учитель должен стремится к созданию благоприятной среды для достижения максимального успеха в обучении учеников. Так для обучения талантливых и одаренных учеников использовала такие задания и упражнения как: «Эссе». Модуль «Оценивание обучения и оценивание для обучения» также интегрирован в серии последовательных уроков. Для того чтобы определить на какой ступени находится ученик, понять на сколько он знает и что умеет, я использовала формативные и сумативные оценивание, и я убедилась что традиционная форма оценивание не способствует развитию мотивации учащихся обеспечению обратной связи. На своих уроках я использовала оценивание: «Сигнал рукой», «Оценивание по критериям». Модуль управления лидерства прослеживается при групповой работе, где в каждой группе выявлялись лидеры, которые могли регулировать и саморегулировать учебную деятельность. Формируя лидерские качества, в первую очередь учитель должен начинать с самого себя. Потому что учитель должен быть примером для всех учеников.

 



Предварительный просмотр:

Отчёт по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков.

Палухина Ольга Юрьевна                  Портфолио учителя                            Отчёт В2.

Группа № 4                                               Третьего уровня

Город Талдыкорган                                12.03.2014 год.

Отчёт В 2.

                                                                  «Мыслить легко, действовать достаточно  сложно, а привести свои мысли в действие - самое сложное в мире».                                                                      

                                                                               

   Урок – это главная составляющая образовательного процесса. «В рамках личностно-ориентированного образования учитель понимает, что ученики способны выстроить свои собственные суждении, основываясь на исходных убеждениях, знаниях, с которыми они приходят в класс. И задачей учителя становиться стремление понять, что ученики уже знают и умеют, какие у них интересы и увлечения, что каждый отдельно взятый ученик знает, любит, умеет и желает делать» (Руководство для учителя). Составляя план урока, я стараюсь всегда помнить, что «Учитель-организатор, планировщик, режиссёр и соучастник. Главное действующее лицо в пьесе, называемой учением, - ученик. Он может стать героем или антигероем, но в любом случае он должен быть активным участником этой пьесы. В противном случае, время и усилия потрачены впустую» .

…Перед тем, как выйти на практику в школу, я долго размышляла, как в  своем  классе коррекции и выравнивания  провести серии последовательных уроков. Это было обусловлено учётом возрастных особенностей детей и тем, что я являюсь классным руководителем в этом классе, значит, мне, как никому другому, известны психологические особенности детей и родителей данного класса, и, что очень важно, между нами существуют глубокие взаимопонимание и взаимоуважение. Я была уверена, что могу рассчитывать на моральную поддержку с их стороны, и не обманулась в своих ожиданиях. Хочу сразу сделать примечание что класс у меня коррекции и выравнивания, то есть это дети страдающие как педагогической запущенностью так и психологической.

         Этот урок был первым в серии последовательных уроков. Тема урока семейное благополучии. Целью урока была формирование у учащихся представление о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, становление нравственных представлений учащихся о внутрисемейных отношений.  Цель мы достигли. Доказательством чего явились созданные детьми кластеры домики, представляющие собой те качества которые должны быть в семье. (Приложение. Фото1.).  Как сказано в Руководстве для учителя (2012),  «…культура и ценности личного опыта учеников выступают значимым контекстом, существенным образом определяющим успешность процесса обучения».

         Достижение цели стало возможным, благодаря вовлеченности всех детей в активный процесс работы над темой, опоре на их личный опыт в данной области и её актуальности, поскольку на одном из классных часов, человек и общество, я познакомила их с неутешительной статистикой показателей как человек стал относиться к обществу.

         Актуальность проведения такого урока очевидна, так как позволяет закрепить знания, почерпнутые на предыдущем уроке, и наводит детей на глубокие раздумья о взаимоотношениях между людьми. Это особенно важно для детей данного класса, когда формируется характер, и происходит становление человека как личности, а, следовательно, закладываются и укореняются привычки, в том числе, необходимые для понимание семейных ценостей. Именно взрослые, которые окружают ребёнка, те, кого он уважает и к мнению кого прислушивается (смею надеяться, что являюсь таким человеком в глазах моих учеников!), способны повлиять на то, чтобы эти привычки были здоровыми, а не пагубными.

        Данный урок, как и остальные из серии последовательных уроков, я начала с создания коллаборативной среды - атмосферы оптимального психологического комфорта на уроке, которая «обеспечивает 1. активную познавательную работу в голове учащихся 2. дает импульс индивидуальному или групповому поиску в смысле поиску способов применения знаний». (Владимир Наумов, Интернет-ресурсы, 2013). Если быть честной, надо сказать, что с таким понятием, как коллаборатив, я не сталкивалась раньше в своей практике, до того, как попала на курсы, а потому мне необходимо было перелопатить кучу литературы и сайтов Интернет    по поводу этого понятия. 

           Для более глубокого понимания того, что же  мне необходимо сделать для создания такой среды, я своё особое внимание обратила на слова: «Сотрудничество определяет преимущественную организационную модель не только во взаимодействии студентов, решающих проектные задания не индивидуально, а в группе, но и современный характер взаимодействия в обучении между преподавателем и студентами.» ( Википедия , 2011).

        От этого определения я и отталкивалась. Ежедневно в своей практике любой учитель пытается создать особенную атмосферу в классе. Она определяется призмой его опыта, накопленных знаний, типом его темперамента,  его воспитания, тем, что для него приемлемо и т.д. и т.п.; именно эта атмосфера в последующем и способствует созданию рабочей обстановки в классе на уроке.

        Не всегда решение  таких задач венчается успехом. Причинами  неудач  могут быть  разные факторы :  как то неправильный выбор учителем  той или иной стратегии, игнорирование некоторых психологических моментов в поведении учащихся и их возрастных особенностей, нюансы характера самого учителя (не секрет, что далеко не все работники системы образования, которые ежедневно близко общаются с детьми, искренне любят их и уважают в каждом ребёнке личность),  отсутствие убеждённости учителя в необходимости создавать оптимальный морально - психологический климат в классе, тот климат, при котором  учащиеся  могли бы чувствовать себя свободно и безопасно, интеллектуально и физически бодро и комфортно в процессе обучения.

        Я попыталась учесть все эти подводные камни психологии обучения и воспитания.  Урок я начала с искреннего, (не только во время практики), приветствия учителем класса: «Здравствуйте, дорогие ребята! Я пришла к Вам сегодня вот с таким настроением показываю руками, а какое настроение у Вас?» Дети тоже показывают свое настроение руками. (см. Приложение 1.Фото 2)        

        Далее у нас была зарядка на ИКТ: учащимся я предложила повторять движения, все активно выполняли зарядку. (См. Приложение 3)

  Разделение на группы были сформированы мною по принципу (в конвертики лежали сердечки и лампочки, ребенок выбирая садился сердечки к сердечкам лампочки к лампочкам, на  партах где сидят сердечки было нарисованное сердечко, а где лампочка лампочки).(см.Приложение1.Фото 3)

   На следующим этапе мотивация учебной деятельности, я подводила учащихся к теме урока посредством загадки, дети отгадав загадку назвали тему нашего урока. Я прокомментировала отгадку и дала точное название темы нашего урока «семейное благополучие». (см. Приложение 1.Фото 4).

  Этап урока изучение нового материала я построила на основе беседа- диалог на ИКТ были заданы вопросы к примру, как вы понимаете слово семья? Активная форма работы вовлекла всех учащихся в учебный процесс. Прислушиваясь к ответам детей, я была немало удивлена их серьёзным, взрослым мыслям по поводу значимости семьи для человека этих понятий, они приводили огромное количество аргументов. Например, мне очень понравилось и даже, не побоюсь этого слова, восхитило выступление Малярова Александра – мальчика который стоит на учете в одн, никогда не отличался смелостью и уверенностью при ответах в классе, он рассуждала настолько глубоко, каждое слово было настолько взвешено, а потому речь звучала убедительно, аргументировано, факты были логично выстроены в общей канве ответа, что это не могло не заслуживать уважения с моей стороны и со стороны одноклассников. Обдумывая и анализируя уровень его ответов, я пришла к выводу о том, что это стало возможным по нескольким причинам: он глубоко проникся важностью темы, следовательно, я могу сделать вывод, что выстроенная мною структура урока была верной, судя по тому, что я смогла донести до детей значимость темы.   Я не случайно прибегла к такой форме общения с детьми,  т.к.  когда мы даём возможность детям сделать самостоятельный выбор, это позволяет им почувствовать себя полноправными участниками процесса обучения,  и не может не сказаться положительно  как на повышении взаимодоверия учителя и класса, так и на результате процесса обучения в целом. «…Существенным фактором компетентного преподавания является исследование и оценка учителем самостоятельного постижения смысла учеником.           Данный подход предполагает обязательное активное участие в этом процессе самого ученика, который становится в подобных условием ответственным за своё обучение.»

Основная часть урока было направленна на критическое мышления, на каждую группу раздавались домики и слова на которых было написано, что нужно для благополучной семьи. На домик нужно было приклеить нужные слова.  Группы все справились с заданием, и защитили каждый свой дом. Для детей моего класса такая работа не была новой, а потому они спокойно и очень быстро справились с ней.          Я заметила, что колебались некоторое время до принятия решения учащиеся, которые очень скрупулёзны, добросовестны, работают в системе (потом это было подтверждено психологами школы) имеют повышенный уровень тревожности: Лавышева Карина, Неруш Сергей, Таскин Дмитрий,  Коробцов Тимофей . Очень слабы ученик класса,  Юрин Петр , оказался лидером группы  и защитил свой домик. Потом анализируя эту ситуацию, я поняла, что самооценка Пети повысилась, потому что на предыдущем уроке он работал в составе группы отлично успевающих учеников и существенно помог им в работе над кластерами, проявив себя лучшим образом при создании презентации… Обучающиеся смогли эффективно организовать свою работу и работу в группе, вели себя корректно по отношению к друг другу. Но при публичных выступлениях в начале вели себя не совсем уверенно, но почувствовав мою поддержку, в виде формативного оценивания их деятельности, раскрывали свои способности.  На этом этапе проявили себя  не только наиболее успешные ученики, но и те кто предпочитал на уроках не выступать.  

  Следующий этап урока была работа над проектам «моя семь». Индивидуальная работа, каждому ученику было задание нарисовать свою семью и рассказать немного о ней. Каждый ребенок  нарисовав свой проект моя семья, защищал его рассказывая о своей семье.

   Следующим этапом было критическое мышление упражнение «Закончите предложение», которое было нацелено на активизацию мышления, развитие умения обработки текста. В ходе этой работы у детей была возможность самовыражения, услышать чужие мнения, в ходе дискуссии добились бы консенсуса. Интересно было то, что у детей двух групп получились одинаковые предложения. Почему? Вероятно, потому что у детей еще не развито критическое мышление, не развита речь, бедный словарный запас. Подытоживая выступление каждой группы, просила другую группу сигналами рукой показать, согласны ли они с данным утверждением. Согласились все, так как вставленные ими слова оказались одинаковыми. В будущем, если буду применять этот метод, я подберу предложения, которые требуют неординарной концовки.

    Далее я пригласила детей на физкультминутку, чтобы мы вместе станцевали твист. Здесь меня тоже поджидало удивление.  Мои дети, были раскрепощены, так как на первой физминутки в начале урока они чувствовали себя скованными.

    В заключительной части я подвела итоги и сделала упор на то что наш класс это тоже наше семья, что мы тоже должны выполнять те качества которые есть в семье в нашем классе. При этом я дала задания на больших ватманах нарисовать наш класс и защитить каждый свой рисунок, 1 группа нарисовала класс в виде солнца где лучами были ученики, 2 группа нарисовала ромашку где лепестками были ученики, удивлена я была тем что вторая группа в середине цветка написала учитель.

     В конце урока провела рефлексию по эмоциональному состоянию. Рефлексия в педагогике – это процесс и результат фиксирования участниками педагогического процесса состояния своего развития, саморазвития и причин этого. Использование рефлексивной практики в образовательном процессе позволяет выстроить эффективные и поистине межсубъектные отношения в системе «ученик – учитель». Обучение на основе рефлексируемого опыта эффективно уже потому, что рефлексия сама по себе «всегда порождение нового знания в сознании индивида». http://festival.1september.ru/articles/553626/

 Предложила детям нарисовать на бумаге контур своей руки и написать на нем хорошие пожелания для окружающих людей. В ходе работы включила релаксационную музыку, что способствует созданию комфорта в классе. Пожелания были теплые, дружеские. Например,  «Желаю тебе быть здоровым, веселым, умным, успешным», «Я желаю счастья, любви, хороших оценок, а самое главное – здоровья», «…Пусть всегда улыбается счастье!». Они были адресованы одноклассникам. Заметно, что дети стесняются выражать свои чувства. Руслан адресовал свое пожелание конкретному человеку в классе, видимо, это было имя девочки. Но, увидев, что остальные не писали конкретных имен, резко вернулся на свое место и зачеркнул имя человека, которому он адресовал свое пожелание. В следующий раз при подобной ситуации я скажу, что все написали очень хорошие и теплые пожелания, но если они были бы  адресованы конкретному человеку, ему было бы очень приятно.  Тем самым у меня появится возможность научить детей выражать свои чувства.

    Обобщая урок, хочется отметить, цель урока достигнута. Это можно было увидеть в ходе обсуждения и обобщения цитаты урока «Нравственность учит не тому, как стать счастливыми, а тому, как стать достойными счастья». Урок закончился на позитивной ноте. На будущее для себя наметила, что буду систематически работать над идеями Программы, при этом основной акцент хочу сделать на развитие критического мышления, диалогового обучения, использование ИКТ. Буду работать над развитием речи детей,

              Домашним заданием было написать эссе на тему « какой будет моя семья».

       Этот урок позволил мне сделать важные выводы относительно моей педагогической практики и наметить перспективы движения вперёд: ввести в систему моей ежедневной практики работы редко используемую учителями класса групповую форму организации детей; учить детей рационально грамотно распределять время при работе, поскольку мы столкнулись с проблемой его нехватки; уходить мне как учителю от авторитарного стиля ведения уроков, выработанного десятилетиями к консультативно-демократическому; создать авторские Программы с учётом внедрения семи модулей.

 

   Список использованной литературы:

Руководство для учителя

        http://constructorus.ru/uspex/metod-shesti-shlyap-myshleniya-edvarda-de-bono.html

        http://festival.1september.ru/articles/553626/

 Bandura, Albert (1997) Self-efficacy: The exercise of control [Самоэффективность, осуществление контроля] New York: Freeman.

Rogers, C.R. (1983) Freedom to learn for the 80c. (Свобода учиться для 80-х) Columbus, OH: Charles Merrill.

Sternberg, R. J. (1985) Beyond IQ: A Triarchic Theory of Intelligence [За пределами IQ: тройственная теория интеллекта] Columbus, OH: Charles Merrill.



Предварительный просмотр:

Рефлективный отчет по проведенной серии последовательных уроков

Палухина         Ольга Юрьевна             Портфолио учителя Отчёт С

Группа №4                                                      3 уровня

Город   Талдыкорган                                                    год.

       На  этапе «Лицом к лицу» я узнала, какой должен быть современный урок, и что он из себя должен представлять. Так как основной фигурой в изменении работы преподавания, в учебном процессе является учитель и  он же  организует креативность и инклюзивность процесса обучения. Приступая к этапу «Практика в школе», я решила организовать серию последовательных уроков, используя современные технологии по Кембриджской программе, которые бы способствовали развитию у учащихся:

  • осознание, что их уважают, прислушиваются к ним и воспринимают в серьез;
  • убеждений, что их мнение учитывается при решении вопросов;
  • чувства  контроля над собственным обучением;
  • выделения спектра вопросов, касающихся их собственного обучения;
  • уверенности в том, как улучшить обучение;
  • сформированности положительного отношения к обучению в школе.[2,152].

С помощью этих критериев, организовала работу учащихся, придерживаясь стратегий преподавания и модулей Кембриджской программы, так как для организации продуктивного современного урока необходимо учитывать у учащихся их стремление, ответственность перед окружающими, любознательность, а так же способствовать развитию критического мышления.

Применяя модуль «Новые подходы в преподавании и обучении», в серии четырех последовательных уроков я организовывала учебную деятельность учащихся следующим образом:

  • эмоциональный настрой на серии четырех последовательных уроков,  стараясь использовать различные виды стратегий: «круг радости», «создание коллаборативной среды»,– это способствовало созданию благоприятной и доброжелательной атмосферы, способствующей лучшему восприятию,  настрою на работу и готовность вершить.
  • лидерство – используя  стратегию «Представитель» на своих уроках, внедряя ее в групповую работу, работу в парах. Деление на группы, пары осуществлялось по средствам жребия, по интересам, честности, так как это позволяет разделить учащихся по разным уровням, учитывая при этом  разноуровневые   группы, создавая коллоборативную среду, где было содействие совместной работе. 
  • применяя стратегии «Мозговой штурм» по средством загадок, «Вертушка» на своих уроках, хотел посмотреть,  как себя будут вести учащиеся, если в начале урока создать проблемную ситуацию, которая позволила бы  оптимизировать  знания учащихся в единое целое  побудить их на диалог в исследовательской форме.

Опробовав такие способы организации работы, как: в группе, я выявила, что не все  учащиеся в некоторых моментах могли быть вовлечены в связку «ученик – ученик»,  работу в паре для активизации прежних знаний по интересам, это способствовало выявлению  взаимосвязи данной темы с целью урока по ключевому слову.

Предлагая учащимся, задание для групповой работы на уроке я изменила количество человек в группе, зная, что если группа многочисленная, и не правильно распределены роли, то и взаимосвязи «ученик – ученик» у них нет, и результат средний, а самооценка завышена.

Предложив учащимся индивидуальные дифференцированные  задания с разными подходам к решению, что способствовало  вовлечению в связку «ученик – ученик».  Учащиеся  чувствовали себя во время выполнения работы комфортно, видели свою ценность, и помогали выполнять работу опираясь на единство и сплоченность в группе, видели свою значимость в поиске дополнительной информации по ключевым вопросам и оформительской работе.

Поэтому, продолжая использовать на уроке «Новые подходы в образовании», это позволяет уже приносить некоторые плоды, «молчаливые» начинают говорить, а групповая работа позволяет продолжить включение учащихся в процесс обучения. Формирует обучение правильно, распределять роли и заставляет активнее работать на уроке. Используя «Новые походы в обучении», группы начинаю делиться на лидеров, помощников, и талантливых.  

Парная работа позволяет продолжить включение учащихся в процесс обучения с помощью диалога, беседы и выявить инициативную, творческую группу.

Учитель должен стремиться создать такие условия, при которых ученики имеют то, что Чиксентмихайи называет «самоцелью» и, что Райан и Деки называют внутренней мотивацией. [2,140].

Мерсер и Литлтон в своей работе показали, что  «…диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении».[2,144]

Преимущества общения с использованием новых подходов заключается в том что:

  • учащиеся осознанно понимают, что их мнение уважают, прислушиваются к ним, и воспринимают как равного человека;
  • понимают, что их мнение будет принято и оценено.

Рассмотрев на этапе «Лицом к лицу»  модуль «Критическое мышление»,  представляет собой «мышление о мышлении», я решила опробовать данный модуль в серии четырех последовательных уроков.

Рассматривая процесс мышления учащихся  класса коррекции и выравнивания на уроках познания мира, можно установить, что учащиеся в этом возрасте неплохо владеют воображением, могут предлагать альтернативные способы решения поставленных задач, работать в сообществе, способны собирать информацию, касающуюся некоторой предметной области:

  • сбор релевантной информации;
  • оценивать и критически анализировать;
  • обосновывать свои выводы и делать выводы;
  • пересматривать предложенные гипотезы, суждения на основе полученного жизненного опыта.

Участвуя в групповой работе, учащиеся в обсуждении и диалоге решают предложенную гипотезу в исследовательской форме занимаются сбором, поиском, синтезом и отбором информации, предлагая свою точку зрения способствующую концептуальному пониманию.

Проводя четыре последовательных урока, предлагала в групповой работе выполнить несколько заданий, которые включали бы в себя:

  • механическое запоминание;
  • декламация;
  • изложение;
  • обсуждение;
  • диалог. [2,156]

Выполняя задания по созданию кластера, определение темы и целей , учащиеся смогли предложить свои идеи:  «что из себя представляет семейное благополучие, что значит человек и общество». Обсудитли их в группе, просмотреть презентацию по данной теме, познакомиться с материалом в учебнике, отразить их в виде кластера и в диалоге решить поставленную проблему.

С помощью распределения ролей, учащиеся смогли организовать  работу группы, так как каждый учащийся должен был выполнить свою часть работы, а в конце складывалось бы в единое целое.

В парной работе учащиеся могли обсудить предложенные  идеи и тем самым определить ключевое слово и принадлежность его к данной теме.

В группе  просмотрели материал  в виде презентации по данной теме и обсудили данный материал с другими  учащимися.

Учащиеся  делая вывод, отражают его в виде кластера и в диалоге решают поставленную проблему.

Продолжая применение диалога в группах, способствующего развитию монологической речи, учились правильно выделять главную мысль, задачи, а именно: как организуется таблица в базе данных; как создать таблицу в режиме конструктора.

При изучения нового материала для повторения была выбрана парная работа способствующая развитию рационального мышления, способности говорить и выражать свои мысли и мнения, и работать с большим материалом.

Групповая работа способствовала развитию рационального мышления, коммуникативных качеств. Индивидуальная работа развивала информационную грамотность.

Оценивание работы класса, не являлось правильным и действенным способом. Раньше, до знакомства с Кембриджской программой процесс оценивания сводился к устному и письменному оцениванию. После того как я познакомился на этапе «Лицом к лицу» с модулем «Оценивание для обучения и оценивание обучения», стал применять суммирующее оценивание включающее в себя как формативное оценивание так и суммативное оценивание.

В серии четырех последовательных уроков перед собой я ставила цель оценивать учащихся для обучения, основываясь на мотивации учащихся проводя различные способы оценивания:

  • похвала – использовал данную форму оценивания для обучения в виде поощрения, сегодня выполнил задание лучше, записывая в дневник не только оценку, но и крылатое слово «Молодец». По завершению каждого ответа аплодировали отвечающему – данные формы оценивания являются формативным оцениванием, что способствует мотивации учащихся на дальнейшее включение в процесс обучения.
  • листы оценивания, экран успеваемости, тестовые задания –оценивать учеников в итоге, на завершающемся этапе называя «оцениванием обучения»,   это позволяет контролировать процесс усвоения и формирования знаний у учащихся.

В конце всей работы похвалив работу каждого учащегося, отметив их вклад в данную работу, поощрила их сладким подарком, так как учащиеся  класса показали прекрасные знания по теме «гостеприимство ».

На уроках познания мира в серии четырех последовательных уроков, я вместе с учащимися разработала критерии оценивания различных видов деятельности, стараясь способствовать тому, чтобы учащиеся анализировали свои ошибки, понимали что они должны сделать для того чтобы смогли повысить свой результат, но это не являлось оценкой для обучения а использовалось для анализа похожих ошибок.

Для учителя  «широкой формации»  использование общей взаимосвязи между теоретическими и практическими знаниями, способствующими тесной интеграции с ИКТ, позволяет упростить, расширить и улучшить современный процесс обучения. Используя в современном уроке такие подходы как:

  • понимание учащимися того,  что они должны знать и уметь;
  • использование цифровых технологий;
  • умение  пользоваться IT – технологиями в современном уроке, создание  и разработка собственных презентаций, работа с поисковыми системами, виртуальными образовательными порталами, публиковать видео, подкасты;
  • владение  возможностями форматирования простых текстовых документов;
  • умение, при помощи чатов общаются в сети и обмениваются собственными мнениями.

Для этого  на протяжении серии последовательных уроков учащимся были предложены различные задания, связанные с ИКТ для развития у учащихся информационной грамотности.

Я на своих уроках использовал компьютер как основной  элемент в обучении, учащимся было предложено задание провести  анализ в группе, представить общие идеи и решения поставленной задачи. Учащиеся  с задачей справились отлично и показали, что в дальнейшем они могут выполнять, чтобы показать высокие результаты.

Используя ИКТ, на уроках познания мира, была поставлена цель, задействовать всех учащихся в работе, поэтому были подобраны задания, таким образом, чтобы, используя компьютер, интернет, и средства телекоммуникации учащиеся могли бы найти ответ на вопрос, что  способствовало  бы развитию творческих способностей учащихся, пониманию, что компьютер является главным помощником в достижении желаемого результата.

На своих уроках я старалась создавать коллобаративную среду, способствующую более продуктивной работе учащихся, достигая максимальных результатов.  Поэтому работая с талантливыми учащимися я придерживаюсь мнения Фримана, он утверждал, что «…проверочные листы могут запутать учителя, неверно направляя, при использовании их для выявления способных, талантливых учеников». [2,178].

На  уроке  стараюсь быть наблюдателем, который наблюдает за работой всех учащиеся и выявляет среди них талантливых и одаренный учащихся, привлекает их в дальнейшем к работе, требующего мышления высокого порядка.

Основываясь на интеллекте учащихся  класса  коррекции и выравнивания на уроках познания мира , выявляя их когнитивные особенности развития, основанные в мыслительных процесса,  учитывал возрастные особенности учеников в меняющемся нас мире и их ключевые возможности.

Опираясь на высказывании Джон. Б. Уотсон конструируя задания для учащихся, которые бы способствовали активному участию учащихся в образовательном процессе обучения участию учащихся и запоминанию.

На уроках познания мира в классе  коррекции и выравнивания учащиеся овладевая теоретическими знаниями, моделируя их в процессе практического применения, позволяет учащимся ассоциировать прежние знания с новой темой.  В  своей практике стараюсь придерживаться  аутентичного обучения, стараюсь положительно воздействовать на учащихся, совершенствуя их тактические навыки, развивая стратегическое видение и способности ориентироваться в изменяющемся мире.

На своих занятиях предлагаю всем учащимся быть инициаторами различных ситуаций, способствующих развитию у них:

  • совершенствования  практических навыков в информационном мире;
  • объединения в сообщества для достижения конечных результатов, при изменении собственного «Я»;
  • вносить посильный вклад в распространение знаний.

Основной трудностью у учащихся класса коррекции и выравнивания, было это правильность формулирования своих мыслей, объяснений,  стеснение выступать перед аудиторией.

Анализируя свою деятельность на втором этапе «Практика в школе» мною были выявлены  учащиеся лидерскими качествами.  Это те учащиеся, которые могут работать в группах,  быть направляющими, а так как это способствует всестороннему развитию, то им было интересно работать в группе, в паре и индивидуально, поэтому в дальнейшем я буду стараться расширять возможности с лидерских качеств у этих учащихся.

Считаю, что основа всех полученных знаний, учащихся в серии четырех последовательных уроков лежит в основе исследовательской формы, представляется в форме диалога и способствует развитию инноваций.

Я твердо уверена, что школа должна дать каждому ребенку не только качественное образование, но и сформировать у него духовно-нравственные ценности. А для этого каждый учитель должен быть не только предметником, но еще другом и наставником.

Подготовка к урокам на практике занимала у меня много времени, мне приходилось много читать дополнительной литературы, тщательно подбирать и разрабатывать задания. Но когда я видела довольные лица ребят, наполненные светом познания глаза, уходила усталость, хотелось созидать и творить. В такие минуты я понимала, что как мне еще много надо узнать и прочитать, чтобы работать интереснее, эффективнее и результативнее.

На курсах я как ребенок, который робко и неуверенно делает первые шаги, и эти шаги с каждым днем становятся все устойчивее и смелее. Мне все интересно, много непонятно, я задаю вопросы, с помощью проб, ошибок и рассуждений нахожу нужные ответы. Я как ребенок учусь говорить, высказывать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, учусь слушать и хочу быть услышанной. Я учусь излагать свои мысли на бумаге, с каждым днем эти мысли становятся все интереснее и интереснее; мне хочется то плакать, когда у меня что-то не получается, то смеяться, когда все ясно и понятно. Каждый день курсов заставляет меня работать над собой и избавляться от неуверенности, заставляет меня учиться ценить себя как личность и бороться со своими страхами.

Курсы заканчиваются а вопросов у меня накопилось больше чем ответов, конечно, я понимаю, что на многие вопросы мне придется самой найти ответы и для этого потребуется не один год. Мне кажется, что у меня начало открываться второе дыхание. Боюсь, что при выходе в сентябре на работу исчезнет это чувство вдохновения и веры в то, что все в наших руках.

На курсах нам пытались донести идеи, что качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей, что если у нас не будет любящих свое дело учителей, откуда возьмутся дети, любящие учится. Учитель - это все-таки особая профессия, это даже не профессия, а скорее призвание. Каждый учитель – это своего рода альтруист, человек, который самоотверженно и бескорыстно думает о своих учениках, человек который предан своему делу. Меня удивляют мои коллеги, которые работают без души и сердца, ведь у учителя должно быть огромное сердце, для того, чтобы каждому ребенку досталась частица любви и тепла и огромная душа, чтобы для каждого ребенка там хватило места.

Проведение уроков с использованием новых подходов в обучении и преподавании, уроки на которых я попыталась апробировать стратегии и подходы, включенные в Программу, внедрить инновации в обучение, вызвали большой интерес как среди учителей учащихся, так и среди родителей. Я увидела, что проведение таких уроков, создание коллаборативной среды положительно влияют на образовательную, эмоциональную и социальную сферы учащихся.

Сейчас оканчивая курсы, я твердо уверена, что продолжу работу по внедрению идей всех семи модулей Программы. А для того, чтобы было больше педагогов, которые умеют творчески мыслить, способных участвовать в совершенствовании деятельности школ и в обучении учеников, необходимы эти курсы.

Список литературы

  1. Корчемлюк О.М. Освоение приёмов новой технологии через решение предметных задач на курсах повышения квалификации учителей.
  2. Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень.
  3. www.cpm.kz
  4. Халперн Д. Психология критического мышления. - СПб. Изд-во «Питер», 2000.