Главные вкладки
Машьянова Светлана Владимировна
Управление качеством физического воспитания на основе мониторинга.
Н.Ф.Виноградов говорил, что качество физического воспитания выражает определенность предмета познания. Субъектом познания в педагогике является школьник. Осуществляется познание школьника в процессе обучения и воспитания, включая физическое воспитание.
Говоря о качестве физического воспитания, мы говорим об уровне здоровья обучающихся, об уровне специальных знаний в области «Физической культуры», о развитии двигательных умений и физических качеств: силы, быстроты, ловкости, выносливости и гибкости.
Учитель физической культуры должен уметь управлять качеством физического воспитания.
Ю.А.Янсон говорил: «Под педагогическим управлением в физическом воспитании школьников понимают целенаправленное функционирование организованной системы физического воспитания, направленной на реализацию содержания (программы) и форм занятий физическими упражнениями, обеспечивающими качественное выполнение целей и комплексное решение задач физического воспитания».
Управляя педагогическим процессом, учитель должен знать качественные характеристики физического воспитания, уметь определять степень качества и реальные достижения учеников.
В первую очередь, необходимо поступательно улучшать здоровье школьников, управлять их подготовкой к жизнедеятельности, средствами физической культуры и массового спорта. При этом, управление качеством должно идти в направлении: ученик- класс- возрастная группа школьников.
Управление качеством физического воспитания школьника я строю с учётом государственного образовательного стандарта по физической культуре по двум направлениям.
Первое направление – управление приобретением знаний обучающихся. Специальные знания – это теоретические сведения, которые я сообщаю на уроках физической культуры и другие занятиях физическими упражнениями.
Второе направление – управление формированием двигательных действий. Развитие двигательных умений и навыков включено в школьную программу физического воспитания учащихся 1-11 классов в виде гимнастики с основами акробатики, лёгкой атлетики, спортивных игр, лыжной подготовки. Спортивная ходьба, бег, прыжки в длину и высоту, метание мяча – это неполный список двигательных умений, которыми должны овладеть школьники в процессе занятий физической культурой.
Существенное значение для развития ребёнка имеет владение ритмикой и техникой ходьбы, умение приятно и доброжелательно улыбаться, владеть координацией движений, мимикой и голосом. Всё перечисленное выше является приобретением школьника в процессе занятий физической культурой и может быть отнесено к двигательным действиям.
Управление развитием физических качеств является ещё одним направлением моей управленческой деятельности с точки зрения учителя физической культуры. Развитие физических качеств составляет часть процесса физического воспитания школьника. При этом я учитываю периоды сенситивного развития физических качеств и особенностей проявления психомоторных функций в детском и подростковом возрасте.
При определении уровня физической подготовленности я опираюсь на нормы, установленные Министерством образования РФ.
По результатам диагностики физического развития обучающихся я вношу коррективу в свою рабочую программу и разрабатываю занятия с учётом показателей физического развития учащихся. Принимаю во внимание не только достижение уровней физической подготовленности учащихся (7-10, 11-15, 16-17 лет), но и анализирую динамику здоровья учеников за учебно – отчетный отрезок времени (четверть, полугодие, учебный год). В своей педагогической деятельности прогнозирую достижения учащихся на перспективу и на этой основе строю дальнейшую деятельность.
Таким образом, я выхожу на управление занятиями физическими упражнениями учеников, на научно-обоснованную педагогическую систему. Эта система носит информационный характер, т.е. построена на основе педагогической диагностики и мониторинга физической подготовленности обучающихся, с данными которого ознакомлены все участники образовательного процесса. Учащиеся, владея результатами мониторинговых исследований, имеют возможность улучшить свои физические качества, двигательные умения и знания в области физической культуры. Учащиеся видят результативность личного физического самосовершенствования, у них возникает необходимость вести здоровый образ жизни, включающий двигательную активность.
Мониторинг физической подготовленности обучающихся в нашей школе проводится на основании постановления Правительства РФ «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодёжи».
Мониторинг может осуществляться индивидуально (личностно-ориентированный), так и в групповой форме.
Педагогический мониторинг, я считаю, имеет большое значение и в совокупности показателей информирует меня о результативности и динамике различных направлений занятий физическими упражнениями, о необходимости изменений в педагогической деятельности.
При этом осуществляется выход на управление педагогическим процессом, его качеством в целом.