Представление собственного педагогического опыта
Публичное представление
собственного инновационного педагогического опыта
учителя английского языка МБОУ «Большеберезниковская СОШ»
Шачиновой Светланы Николаевны
«Развитие познавательной активности учащихся на уроках английского языка посредством использования ИКТ»
Общие сведения | ||
Учреждение в котором работает автор опыта, адрес с индексом | Должность с указанием преподаваемого предмета | Стаж работы в должности |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Большеберезниковская СОШ» Республики Мордовия, 431750 с.Б.Березники, ул. Ленина, 56 | Учитель английского языка | 21 год |
1. Введение
- Актуальность опыта
Вследствие глобальных изменений в обществе, как в России, так во всем мире, изменилась и роль иностранного языка в системе образования, и из простого учебного предмета он превратился в базовый элемент современной системы образования, в средство достижения профессиональной реализации личности.
Основной целью изучения иностранных языков в школе является формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Важными качествами современного ученика являются плодотворная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Поэтому активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем педагогической теории и практики.
Нужно признать, что в наш век – век новейших технологий, именно информационно-коммуникативные технологии и вызывают у учащихся интерес. Таким образом, применение образовательных коммуникативно-информационных технологий становится одним из эффективных способов поддержания интереса и мотивации к изучению языка. Использование ИКТ способствует развитию внимания учащихся, активизирует познавательную деятельность, обеспечивает быстроту и четкость работы на уроке, вызывает интерес к предмету.
- Основная педагогическая идея
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка через использование информационно- компьютерных технологий.
- Теоретическая база опыта.
В настоящее время активно изучаются вопросы использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. Значительный вклад в развитие данного вопроса внесли такие ученые как: В. П. Бес-палько, Я. А. Ваграменко, Б. С. Гершунский, Е. И. Машбиц, Е. С. Полат, И. В. Роберт, А. В. Хуторской и др. Психологические вопросы применения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе изучались В. В. Давыдовым, Е. И. Машбицем, Н. Ф. Талызиной, Л. Ф. Тихомировой и др. Вопросы психофизиологического развития детей подросткового возраста разрабатывались Л. С. Выготским, В. В. Давыдовым, Ж. Пиаже, А. В. Петровским, Д. Б. Элькониным и др. Концепции обучения иностранному языку в образовательном процессе разрабатывались М. З. Биболетовой, И. А. Зимней, Т. В. Ивановой, А. Н. Леонтьевым и др.
Познавательный интерес – это активная избирательная деятельность учащегося, сопровождающаяся стремлением к познанию событий и явлений окружающего мира, активизирующая его личностный потенциал (саморазвитие, обогащение внутреннего мира, взаимодействие с окружающими) и познавательные способности. Эффективности активизации и развития познавательного интереса в современном образовательном пространстве, а также организации эффективного взаимодействия учителя и учащегося, созданию условий для усвоения в достаточном объеме знаний и умений способствуют ИКТ.
Информационно-коммуникационные технологии занимают одно из главных мест не только в качестве развлекательного ресурса, но и в современной образовательной деятельности, как для подготовки уроков, поиска дополнительной информации, так и для самообразования. В российской научной среде существует несколько терминов, определяющих данные технологии. Это и информационные технологии, компьютерные технологии, информационно-коммуникационные технологии. Понятие информационные технологии более широкое и включает в себя компьютерные технологии в качестве составляющей части. Однако суть этих понятий сводится к тому, что мы имеем дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, обработки, защиты, передачи и получения информации. Поэтому зачастую информационные технологии приравнивают к компьютерным технологиям.
С введением информационных технологий в образовательный процесс у педагога возникают обширные возможности по индивидуализации и дифференциации учебного процесса, перенаправление его на формирование мышления, воображения, развития заинтересованности к учебному процессу через новизну и актуальность используемых средств ИКТ. Использование ИКТ в процессе обучения позволяет не только повысить эффективность обучения, но и помогает совершенствовать различные формы и методы обучения.
Современные ИКТ дают дополнительные возможности для формирования и развития различных компетенций обучающихся, формирования и развития познавательных интересов школьников, важность и значимость которых бесспорна для оптимизации процесса обучения, и повышения его эффективности, так как именно через воздействие на сознание и на эмоциональную сферу обчающихся, возможно комплексное решение образовательных, воспитательных и развивающих задач. А одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции ребенка является использование ИКТ.
- Новизна
Основной задачей современного учителя иностранного языка является достижением качественно нового эффективного уровня обучения общению на иностранном языке в связи с постоянно меняющимися и возрастающими потребностями и запросами современного общества. Для меня сегодня актуален вопрос: как эффективнее учить школьников? Какие методы использовать в обучении, чтобы оно способствовало дальнейшей самореализации и самоопределению личности. В связи с этим я стала искать такие формы работы, которые позволили бы повысить мотивацию детей, активизировать их познавательный интерес. Для достижения этой цели я стала применять информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения. Применяя ИКТ на занятиях английского языка, я преследую комплексную реализацию познавательной, практической, образовательной, воспитательной и развивающей целей, что является средством самореализации и самоопределения детей.
Научная новизна данной работы состоит в выявлении наиболее эффективных форм работы с ИКТ и создание условий на уроках, способствующих формированию положительной мотивации школьников.
- Технология опыта
Работа учителя – это постоянный процесс совершенствования обучения. За время своей педагогической практики я постоянно искала ответ на вопрос: «Как построить процесс обучения, чтобы всем учащимся в классе было интересно в течение всего урока?»
Когда школьники приступают к занятиям иностранным языком, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них познавательной активности во время учебного процесса. Увлекательность учебного процесса, новизна предмета не оставляют детей равнодушными. Задача педагога в таком случае состоит в том, чтобы в процессе обучения добиваться постоянства и устойчивости познавательной активности обучающихся.
Я нахожу такие пути решения задач урока, такие формы и приемы работы, которые обеспечивали бы у школьников активную деятельность, направленную на приобретение знаний, повышали бы их познавательную активность и работоспособность, творческую инициативу и давали в результате высокое качество знаний. Существует множество образовательных технологий, форм и методов работы, но на практике, опираясь на свой педагогический опыт, одной из наиболее эффективных, соответствующих современным требованиям, на мой взгляд, является ИКТ.
Компьютерные презентации.
Применение компьютерных презентаций стало неотъемлемой частью моих уроков. Уроки английского языка предполагают наличие огромного количества наглядных материалов. Презентации позволяют решить эту проблему. Применение компьютерных презентаций в учебном процессе позволяет интенсифицировать усвоение учебного материала учащимися и проводить
занятия на качественно новом уровне, используя вместо аудиторной доски проецирование слайд-фильмов с экрана компьютера на большой настенный экран. Использование компьютерной презентации на уроке позволяет:
- повысить мотивацию учащихся;
- использовать большое количество иллюстративного материала;
- интенсифицировать урок, исключив время для написания материала на доске;
- вовлечь учащихся в самостоятельный процесс обучения, что особенно важно для развития их общеучебных навыков.
Красочно оформленные презентации вызывают большой интерес на начальном этапе обучения.
Интерактивная доска.
В начальной школе использование интерактивной доски помогает мне решить проблемы с неустойчивым вниманием детей этого возраста, что способствует лучшему усвоению материала.
Проблема гиперактивности детей также решается на уроках с применением интерактивной доски – она позволяет им активно принимать участие в процессе обучения (передвигать картинки, нажимать кнопки, рисовать специальным маркером).
Использование аутентичных видеокурсов.
На своих уроках я использую видеокурсы. Именно они помогают мне моделировать ситуации, при которых изучение языка проходит при погружении в культурную среду носителей языка. При драматизации (одна из технологий работы с видеокурсом) дети учатся технике общения, овладевают речевым этикетом, учатся быть речевыми партнёрами, т.е. совершенствуют коммуникативные навыки через общение на иностранном языке
Для учащихся начальной школы я использую доступный аутентичный видеокурс"Muzzy in Gondoland” – мультипликационный видеокурс о дружелюбном чудовище из космоса. А также Gogo's Adventure with English.
В средней школе я рекомендую использовать в качестве инструмента психологической разгрузки "BBC Essential English Guide to Britain” – насыщенный информативный видеокурс о путешествии молодой пары по Британии. Он даёт полезную практическую языковую информацию и расширяет фоновые знания, связанные с историей, культурой, искусством, географией страны.
А также «Extra» , который разработан британским телеканалом «Channel 4» для быстрого усвоения разговорного английского языка. Этo одна из лучших обучающих программ. Разговорная речь актёров — носителей языка и английские субтитры способствуют лучшему усвоению материала. Все диалоги подобраны по эффективной методике запоминания слов и фраз, которые наиболее часто используются в повседневной жизни. Детям старшего возраста очень нравится занимательный сюжет. Разработаны упражнения для каждого эпизода.
В старших классах при изучении Американского варианта английского использую видеокурс "Family Album, USA”, который на примере семьи Стюарт знакомит с современной американской культурой, традициями, взаимоотношениями между людьми, привлекая внимание к особенностям американского варианта английского языка.
Из-за нехватки времени использую обычно только фрагменты, которые соответствуют теме урока.
Мультимедийные учебные пособия.
Использование на уроках иностранных языков достижений информационных технологий повышает мотивацию и познавательную активность учащихся всех возрастов, расширяет их кругозор. Эффективным средством реализации разноуровневого подхода и индивидуализации обучения иностранным языкам является использование электронных учебных пособий. Объём такого пособия, по сравнению с аналогичным печатным, на порядок выше.
Электронные учебные пособия предоставляют учащимся гораздо более широкие возможности работы. Возможен выбор приемлемого уровня сложности, возможен переход на другой уровень сложности. Электронное пособие экономит время, позволяя обходиться без словаря. Гиперссылки помогают не просто перевести слово, а более подробно раскрывают понятие, давая материал справочного характера. Электронные пособия обладают большей интерактивностью, по сравнению с печатными, благодаря возможности навигации по информационному пространству пособия при помощи меню. Электронные пособия, содержащие интерактивные игры, анимацию, помогают решить проблему мотивации: занимательность, разнообразие заданий, смена видов деятельности, привнесение элементов творчества – всё это способствует оптимизации учебного процесса
На своих уроках использую следующие электронные пособия:
«Профессор Хиггинс. Английский без акцента» особенно хорошо помогает в проведении фонетических зарядок. Учащиеся наблюдают на экране компьютера за артикуляционными движениями и воспринимают на слух правильную интонацию.
"Oxford Platinum”и «Английский. Путь к совершенству» – очень содержательные, богатые яркими ролевыми играми, фильмами и текстами.
Программа "Tripleplay Plus!- В три приема!" с помощью современных средств мультимедиа позволяет по-настоящему "погрузиться" в живой английский язык. В программу встроена система автоматического цифрового распознавания речи, которая используется во многих играх и занимательных диалогах для того, чтобы научить правильно говорить на английском языке. Дети произносят в микрофон английские слова и целые фразы, а программа оценивает правильность вашей речи и сообщает, верен ли ответ и корректно ли произношение. Программа предлагает три режима обучения (первый из них -игры и диалоги, в которых дети учатся понимать иностранную речь на слух; второй - обучение основам чтения; третий - игры и диалоги с использованием цифрового распознавания речи, которые научат правильно и без акцента говорить на английском языке), шесть тем ("Еда и питание", "Числа, время и счет", "Дом и офис", "Путешествия и транспорт", "Люди и одежда", "Хобби и спорт") и три уровня сложности игр и диалогов.
«Витаминный курс» 5-8 классы. Я использую эту программу для закрепления лексического и грамматического материала.
Использование Интернета на уроках английского языка
Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс (при условии соответствующей дидактической интерпретации), более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке:
- формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;
- совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов Интернет, мультимедийных средств, также подготовленных учителем;
- совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения представленных учителем или кем-то из учащихся материалов сети;
- совершенствовать умения письменной речи, индивидуально или письменно составляя ответы партнерам, участвуя в подготовке рефератов, сочинений;
- пополнять свой словарный запас как активный, так и пассивный лексикой современного иностранного языка, отражающего определенный этап развития культуры народа, социального и политического устройства общества;
- знакомиться с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка;
- формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке на основе систематического использования "живых" материалов, обсуждения не только вопросов к текстам учебника, а "горячих" проблем, интересующих всех и каждого.
Особенно интересно использовать материалы Интернет при работе над проектом. При работе над проектом задействуются практически самые разнообразные возможности и ресурсы Интернет. Поиск нужной информации приводит участников проекта в виртуальные библиотеки, базы данных, виртуальные кафе и музеи, на различные информационные и образовательные серверы. Необходимость живого общения с реальными партнерами обращает его участников к возможностям электронной почты, телеконференций, чат технологий.
Я использую Интернет в качестве эффективного приложения для развития грамматических, лексических навыков и умений, проверки знаний. Сюда входят всевозможные тренировочные лексические, грамматические, фонетические упражнения, тесты на чтение, грамматику, IQ- тесты и т.д.
Для различных лексических и грамматических заданий использую Kahoot!, Quizlet, Wordwall.
Использование Интернета в коммуникативном подходе как нельзя лучше мотивировано: его цель состоит в том, чтобы заинтересовать обучаемых в изучении иностранного языка посредством накопления и расширения их знаний и опыта. Обучаемые должны быть готовы использовать язык для реальной коммуникации вне занятий, например, во время посещений страны изучаемого языка, во время приема иностранных гостей дома, при переписке, при обмене cd и dvd дисками, результатами заданий и т.п. со сверстниками в стране изучаемого языка. Коммуникативная способность обучаемых развивается через Интернет путем вовлечения их в решение широкого круга значимых, реалистичных, имеющих смысл и достижимых задач, успешное завершение которых доставляет удовлетворение и повышает их уверенность в себе. Я помогаю учащимся найти себе друзей по переписке в разных странах для того, чтобы они могли применять свои знания английского языка на практике. Мы используем сайты epals.com, speaky.com и другие.
Таким образом, интегрируя ресурсы сети Интернет в учебный процесс, я стараюсь эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке английского языка, активизировать познавательную деятельность, а главное повысить мотивацию обучающихся к изучению английского языка.
- Результативность опыта.
1. Наблюдается устойчивый интерес учащихся к предмету на разных этапах обучения.
2. Успешное участие учащихся в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях школьников.
Результаты участия обучающихся
во Всероссийской предметной олимпиаде по английскому языку
Год | Класс | ФИ учащихся | место |
муниципальный | |||
2015 -2016 | 7 «Б» 10 «Б» 11 «А» | Шачинова Алла Конина Яна Емолкина Ксения | победитель призер призер |
2016- 2017 | 8 «Б» 11 «Б» | Шачинова Алла Конина Яна | победитель призер |
2017-2018 | 7 «Б» | Ковалев Степан | призер |
2018-2019
| 7 «Б» 7 «Б» 10 «А» | Тренин Денис Токарева Кристина Шачинова Алла | победитель призер победитель |
2019-2020 | 8 «Б» 8 «Б» 8 «Б» 11 «А» | Тренин Денис Токарева Кристина Чикарова Мария Шачинова Алла | победитель призер призер победитель |
Результативность учащихся
в конкурсах и научно-практических конференциях
ФИ учащегося | Класс | Название конкурса | Год | Место |
муниципальный уровень | ||||
Губанищева Ирина | 10 «Б» | «IV- я Районная научно-практическая конференция исследовательских работ учащихся» | 2016 | призер |
Сайгачева Ирина |
8 «Б» | «IV- я Районная научно-практическая конференция исследовательских работ учащихся» | 2016 | призер |
дистанционные мероприятия | ||||
Муромцева Марьяна | 4 «Б» | Международная олимпиада «Знанио» | 2017 | победитель |
Шачинова Алла | 9 «Б» | «Международная онлайн-олимпиада «Фоксфорда» IX сезон» | 2018 | Диплом III степени |
Шачинова Алла | 10 «А» | «Международная онлайн-олимпиада «Фоксфорда» X сезон» | 2018 | Диплом II степени |
Ковалев Степан | 7 «Б» | «Международная онлайн-олимпиада «Фоксфорда» VIII сезон» | 2018 | Диплом I степени |
Струенкова Анастасия | 6 «Б» | «Международная итоговая олимпиада по английскому языку. Лето 2020» | 2020 | призер |
Ковалева Александра | 6 «Б» | «Международная итоговая олимпиада по английскому языку. Лето 2020» | 2020 | призер |
3. Высокие показатели учащихся на ЕГЭ и ГИА
- Список литературы
- Альбрехт К.Н. Использование ИКТ на уроках английского языка // Электронный научный журнал «Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании». – 2010. http://journal.kuzspa.ru/articles/45/
- Вылегжанина, Е. А. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе / Е.А. Вылегжанина, Н.Н. Мальцева // Актуальные задачи педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 4-6.
- Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам [Текст]: пособие для учителя / Н. Д. Гальскова. - М.: АРКТИ, 2003.
- Деменцова, В.И. Роль информационно-коммуникативных технологий в познавательной деятельности учащихся / В.И. Деменцова // Инновационные педагогические технологии. — Казань: Бук, 2015. — С. 159-161.
- Иванова Н.В. Эффективное использование новых информационных технологий в преподавании английского языка в средней школе. В сборнике материалов I региональной конференции: Открытое образование: опыт, проблемы, перспективы. Красноярск, 2004. с.109-112
- Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: [Учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений] – М.: Акадамия, 2007. – 192 с.
- Кирко И.Н., Пак Н.И. Педагогическая система открытого обучения предметам в условиях информационно-образовательной среды. В сборнике материалов I региональной конференции: Открытое образование: опыт, проблемы, перспективы. Красноярск, 2004. с.10-11
- Колкер Л. М. Практическая методика обучения иностранным языкам. М., Дрофа – 2004
- Мильшина А.М. Использование ресурсов глобальной сети Интернет при подготовке к урокам страноведения. В сборнике материалов I региональной конференции: Открытое образование: опыт, проблемы, перспективы. Красноярск, 2004. с.21
- Моисеева М.В., Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Нежурина М.И. Интернет обучение: технологии педагогического дизайна. Камерон, Москва, 2004 (http://iatp.projectharmony.ru)
- Настольная книга преподавателя иностранного языка [Текст] : справочное пособие / под ред. Е. А. Маслыко. - Минск.: «Высшая школа», 2001.-315с.
- Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. Для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. /И.П. Подласый. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 527с.
- Сидорова Е. С. Активные методы обучения на уроках иностранного языка [Текст] / Е. С. Сидорова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012.
- Смолкин, А.М. Формирование мотивации учения: КН. Для учителя /А.М. Смолкин. – М.: Просвещение, 1990. – 242с.