Коррекция агрессивного поведения старших дошкольников с использованием игротерапии

Борисовская Ольга Васильевна
Использование методов игротерапии, нейропсихологических упражнений для снятия детской агрессии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОТЕРАПИИ

С социальной психологии особое место занимает изучение детской и подростковой  агрессивности. На основании психологических исследований и практики специалисты с полной уверенностью могут констатировать факт, что агрессивное поведение детей - это не просто тревожное явление, а серьезная социальная, педагогическая и психологическая проблема, ставшая значимой и в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Проблема роста детской агрессивности все более активно обсуждается в семье, дошкольном учреждении, школе, обществе. Педагоги  в детских садах и учителя  школах отмечают, агрессивных детей становиться с каждым годом все больше, с ними трудно работать и зачастую педагоги не знают, как справляться с их поведением.

Термин « Агрессия» употребляется сегодня в широком контексте и поэтому нуждается в серьезном « очищении» от целого ряда наслоений, различных смыслов и значений.

Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (состояние напряженности, страх).

Агрессивные дети драчливы, легковозбудимы, раздражительны, обидчивы, несговорчивы, упрямы, враждебны к окружающим. Их отношения с близкими, сверстниками, педагогами напряжены и амбивалентны (одновременно две эмоции – любовь и ненависть). Агрессивное состояние подрывают здоровье детей.

Агрессивность – это свойство личности, «выражающееся в готовности к агрессии». Агрессивность характеризуется наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектных отношений.

В обстановке социально-экономической и политической нестабильности, ослаблена роль институтов социализации детей – семьи детского сада и школы. Падение жизненного уровня большинства семей, психоэмоциональные и физические перегрузки родителей, порожденные безработицей, снижением качества жизни, неуверенностью завтрашнем дне, беспомощностью в обеспечении благоприятных условий для развития детей – все это усугубляет семейное неблагополучие, болезненно отражается на детях.

Также, можно отметить снижение воспитательного потенциала семьи, усиление жестокости в отношениях между супругами, родителями и детьми, возрастание числа семей, которые ведут асоциальный образ жизни.

Для некоторых воспитанников дошкольных учреждений характерны проблемы и нарушения:

1. Эмоциональные нарушения – раздражительность, повышенный уровень эмоционального реагирования, настроенность на негативное восприятие себя со стороны окружающих, слабая осознанность своих эмоций.

2. Поведенческие нарушения – трудности в общении, усугубление вредных привычек.

3. Имеют неврологические недостатки – неустойчивое, рассеянное внимание, слабая оперативная память, неустойчивое запоминание.

     Таким образом, мы можем сказать, что на социализацию агрессии большое влияние оказывают: ближайшее окружение ребенка, его семья, стиль воспитания, жизненные обстоятельства.

      Возросло число детей с отклонениями в развитии. Поэтому растет потребность в учреждениях, способных оказать различную помощь детям.

В дошкольном образовании наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие, сегодня является неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса ГБОУ. Работа специалистов в едином ключе позволяет осуществлять комплексное психолого-педагогическое сопровождение каждого ребенка.

Система сопровождения детей с поведенческими и агрессивными проявлениями состоит из нескольких этапов:

1. Сбор информации о ребенке;

2. Анализ полученной информации;

3. Совместная выработка рекомендаций;

4. Консультирование всех участников сопровождения;

5. Работа по решению проблем;

6. Анализ выполненных рекомендаций;

7. Дальнейший анализ развития ребенка.

8. Психокоррекционный этап.

Ключевая линия дошкольного детства - это приобщение к ценностям культуры, социализация ребенка в обществе, а не обучение его письму, счету и чтению. И это приобщение происходит через ведущий вид детской деятельности – игру. Также подключаются нейропсихологические упражнения и игры.

Использование выбранных коррекционных методов и приёмов в работе с детьми помогают развивать у них способность к произвольному планированию своих действий, а также их регулировке и контролю. Позволяют повысить концентрацию внимания, продуктивно его распределять, научиться управлять своими психическими процессами, снижению у детей тревожности, повышение личной самооценки, осознание собственных потребностей, развитию умения управлять собственным гневом, умению взаимодействовать друг с другом.

     Одной из важнейших направлений коррекционной работы с агрессивными детьми – это снятие телесных напряжений, осознание ими своих проблем в виде телесных аналогов, развитие невербальных компонентов общения. Особое место в коррекционной работе принадлежит игровой терапии. Игротерапия является ведущим средством профилактики и коррекции агрессивности детей, благодаря тому, что игра, в отличие от деятельности неигрового типа, активнее влияет на процессы становления личности ребенка дошкольного возраста, сильнее затрагивает его глубинные эмоциональные переживания. Цель игротерапии дать ребёнку свободу, возможность самому оценить своё поведение, понять свой творческий потенциал.

Современная психолого-педагогическая наука в исследованиях М. Э. Вайнера, Л. С. Выготского, А. И. Захарова, Л. Костиной, А. С. Спиваковской, М. И. Чистяковой, Г. А. Широковой, Д. Б. Эльконина и др. рассматривает игротерапию как одно из наиболее эффективных средств коррекции неконструктивного (отклоняющегося) поведения дошкольников. Приоритетность использования данного средства обусловлена базированием его на ведущей в данном возрасте деятельности – игре, которая, в отличие от деятельности неигрового типа, активнее влияет на процессы становления личности ребенка дошкольного возраста, сильнее затрагивает его глубинные эмоциональные переживания. В практике применяют три формы игротерапии, отличающиеся по функциям и роли взрослого наставника (психолога, воспитателя, родителя) в игре: направленная (директивная, ненаправленная (не директивная) и смешанная игротерапия. Выбор той или иной формы зависит от конкретных особенностей проявления агрессивного поведения ребенка, которые могут быть решены именно этими средствами.

    Существует несколько видов упражнений, направленных на решение разных задач по развитию психомоторных координаций. Основные из них следующие:

  • Дыхательные упражнения. Помогают восстановить нормальное дыхание как в состоянии покоя, так и в комплексе с разнообразными движениями. Это способствует правильному снабжению кислородом органов и тканей, выравниванию мышечного тонуса, снижению уровня возбудимости.
  • Глазодвигательные упражнения. Позволяют расширить зрительное восприятие, способствуют снижению синкинезий (рефлекторных движений, сопутствующих движению другой части тела или конечности).
  • Двигательные упражнения и растяжки. Стабилизируют тонус, способствуют нормализации двигательной координации, помогают регулировать вегетативные нарушения, осваивать пространство своего тела и окружающего пространства.
  • Упражнения на развитие познавательных навыков. Совершенствуют познавательную активность ребенка (внимание, память, логику, концентрацию).

 Проводиться коррекционная работа может, как  с группой детей, так и индивидуально. Такие игры могут использовать воспитатели в режиме дня детей, на занятиях, родители в домашних условиях.

Массажные комплексы

Массаж снижает утомление, расторможенность, эмоциональную лабильность, агрессию; повышает настроение, а также умственную и физическую работоспособность.

«Мышки»

 Взрослый читает текст и выполняет движения, ребенок их повторяет.

- В один прекрасный летний день на полянке играли мышки (кладем обе руки на голову, выполняем легкие движения кончиками пальцев по всей голове). Неожиданно пошел дождик, который становился все сильнее и сильнее (стучим по голове кончиками пальцев, постепенно увеличивая силу прикосновений). Мышкам пришлось рыть норки, чтобы укрыться от дождя. Шустрые мышки перекопали всю полянку (кончиками пальцев выполняем отрывистые движения от одной точки, направляя их в разные стороны).

Теперь у мышек есть уютная норка, и они отдыхают (кладем пальцы обеих рук на затылок).

Когда дождик закончился, мышки взяли грабли и стали приводить свою полянку в порядок (растопыриваем пальцы и «причесываем» ими волосы).

Полянка вновь стала ровной и красивой, а мышки решили почистить свои ушки (трем пальцами уши). Вдруг мышки услышали какой-то шум (тянем уши вверх-вниз). Ну-ка узнаем, что они там услышали (массируем уши, начиная от мочек и поднимаясь вверх по краю). Да это просто ветер шумит листвой деревьев! Успокоились мышки и стали разговаривать: «Пи-пи-пи» (произносим слоги)

Наговорились мышки и начали прихорашиваться: пригладили бровки (проводим по бровям поочередно каждым пальцем, начиная с большого), разгладили лоб (кладем кончики пальцев обеих рук на середину лба и ведем ими к вискам), «побегали» пальчиками по лбу (постукиваем по лбу кончиками пальцев). А щечки мышки натерли так, что они стали розовыми (складываем пальцы рук в кулаки и трем ими щеки до тех пор, пока кожа не порозовеет). Проверили мышки, хорошо ли нюхает их носик (закрываем указательным пальцем одну ноздрю и шумно дышим другой, а затем наоборот), и легонько постучали по носику сначала одной лапкой, а затем обеими (постукиваем кончиками пальцев по перегородке носа).

Дыхательные упражнения:

Влияние: улучшают вентиляцию легких, формируют правильное дыхание, развивают самоконтроль и произвольность.

Примеры игр: «Футбол», «Задуй свечу», «Мыльные пузыри», «Отправь бабочку в полет», «Сдуй снежинку с ладони», «Курочки» и т.д.

Глазодвигательные упражнения:

Влияние: укрепление глазных мышц, расширение поле зрения, улучшение восприятия. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие.

Примеры упражнений: «Взгляд влево вверх», «Горизонтальная восьмерка». «Близко-далеко», «Квадрат» и т.д.

Упражнения для развития мелкой моторики рук:

Влияние: развивают мышцы рук, активизируют речь и межполушарное взаимодействие, оказывают укрепляющее и тонизирующее действие на организм.

Примеры игр: Пальчиковая гимнастика, игры с массажным мячиком, перекрестные движения пальцами, пальчиковые дорожки и шаги, прищепки, сортеры, обводилки по пунктирным линиям, нарисуй двумя руками, проведи дорожку, пальчиковый твистер, рисование, аппликация, пирамидки, межполушарные доски и т.д.

Релаксационные упражнения:

Влияние: снятие напряжения (физического и психического), а также расслабление зажатых, спазмированных мышц.

Примеры упражнений: муравей, мороженое, поймай бабочку, улыбочка, сорока-ворона, кошечка, самолет летит - самолет отдыхает и т.д.

Развитие коммуникативной и когнитивной сферы:

Влияние: развитие восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения, пространственного и временного ориентирования.

Примеры игр: «На что похожи наши ладошки», «Сложи картинку из фигур», «Графические диктанты», «Раскрась по цифрам, буквам», «Дорисуй», «Найди отличие», «Расставь точки», «Найди такой же», «Третий лишний», «Верно-неверно», «Разрезные картинки», «Запомни и повтори», «Дубль или мемори» и т.д.

Телесные перекрестные движения:

Влияние: снимают непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы, улучшают координацию движений.

Примеры игр: «Перекрестный марш», «Мельница», «Колено-локоть», «Перекрестные шаги», «Тянем-потянем», «Крюки», «Кулак-ладонь-ребро», «Колечки», «Ухо-нос-хлопок», «Нейроскакалка» и т.д.

«Кинезиологические» упражнения:

Влияние: направлены на развитие общей двигательной координации, формирование крупных согласованных движений двумя руками и ногами, развитие координации рук и ног, развитие крупной моторики, развитие межполушарных связей в упражнениях по развитию мелкой моторики рук, одновременное использование речи и движений.

Логоритмика, ритмопластика, танцевальные элементы, игра «Ухо – нос», «Коза-корова», «Молчу — шепчу — кричу», «Прикосновения»

Нейроигры и упражнения

«Нейротаблицы на внимание».

В данных играх необходимо одновременно двумя руками находить одинаковые объекты слева и справа. Объекты могут быть абсолютно разные: дикие и домашние животные, цифры, числа, русский и английский алфавит и т. д. Можно полностью изменить изображения по Вашим педагогическим потребностям. Можно играть всей группой на скорость. Можно делиться на команды или научить детей играть вдвоем. Также в эту игру можно играть одному.

Игра «Соедини точки».

Цель, которой соединить верхние и нижние точки по пунктирным линиям от края к середине или наоборот, и усложненный вариант (без них, затем нужно называть получившиеся сочетание с автоматизируемым звуком. Например, «У Савы кактус, а у Алисы сумка»).

Для развития межполушарных связей полезно играть со специальными тренажерами (межполушарными досками). Это приспособление сделано из дерева и выглядит как два зеркально отраженных лабиринта. Ребенку нужно передвигать два бегунка одновременно. Эта игра стимулирует работу обоих полушарий головного мозга, влияет на синхронизацию работы глаз и рук, а также развивает концентрацию, усидчивость, внимательность и мелкую моторику.

Похожая игра «Умные дорожки», где нужно также провести одновременно пальцами обеих рук по дорожке.

«Веселые пальчики». Здесь ребенок называет картинку и поднимает пальчик с нужным цветом. Сначала играем с одной картинкой на две руки, а затем на каждую руку используем разные картинки.

«Зеркальное рисование»

Ребёнку даётся рисунок в перевёрнутом виде. Рисунок может быть любой, разного уровня сложности, в зависимости от возраста ребёнка. Желательно, чтобы присутствовало много мелких деталей. Ребёнку нужно внимательно посмотреть на рисунок и нарисовать такой же, но не перевёрнутый.

Психотерапевтические игры в сенсорной комнате

« Уходи, злость, уходи!»

    Цель: Учить выплескивать злость, гнев.

Процедура проведения: Дети ложатся на мягкое напольное покрытие. У каждого с обеих сторон подушки. Игра начинается по сигналу ведущего. По сигналу дети начинают бить ногами и руками по покрытию и подушкам с громкими криками « Уходи, злость, уходи!».

Игра продолжается 3 минуты. Затем дети отдыхают.

     « Рыбки»

Цель: Развитие образной памяти, концентрации внимания, снятие психоэмоционального напряжения.

Процедура проведения: Детям предлагается внимательно рассмотреть пузырьковую колонну, в которой в разноцветных струях плавают рыбки. Затем они поворачиваются спиной или просто закрывают глаза. Психолог задаёт  детям вопросы:

  1. Сколько всего рыбок плавало в воде:
  2. Из чего они сделаны?
  3. Сколько раз меняется цвет в колонне?
  4. Какими цветами окрашивается вода в колонне?
  5. Сколько рыбок красного цвета?
  6. Сколько рыбок зеленого цвета?

     « Волшебные движения»

Цель: Снятие напряжения, гармонизация внутреннего, эмоционального состояния.

Процедура проведения: Включается мягкая подсветка, детям предлагается сесть удобно на подушки « Трансформеры», положить руки на бедра раскрытыми ладонями к себе. Дети закрывают глаза. Звучит тихая, успокаивающая музыка. Следует инструкция: « Сосредоточьтесь на своей правой ладони – ладонь расслаблена. Теперь начинайте медленно-медленно сжимать пальцы правой руки в кулак. Затем также медленно начинайте разжимать ладонь до исходного расслабленного положения. Настроимся выполнять это упражнение очень плавно, с полным сосредоточением на пальцах правой руки.  Тоже самое проделаем и с левой рукой.

Важным новообразованием в развитии личности дошкольника является соподчинение мотивов, что придает определенную направленность всему поведению ребенка. Это становится возможным во многом благодаря растущей потребности старших дошкольников в поддержании и сохранении доброжелательных взаимоотношений со взрослыми и детьми. Дети стремятся к проявлению сопереживания и взаимопониманию (5-6 лет).

ГРУППОВАЯ ИГРА - ЗАНЯТИЕ « УЧИМСЯ СПРАВЛЯТЬСЯ С ГНЕВОМ»

 Коррекционно-развивающие задачи:

- Развивать внимательность к изменениям настроения, эмоционального состояния других людей.

- Формировать социально-корректное поведение в кризисных, конфликтных ситуациях.

Цели:

- Учить детей различать эмоции злости и грусти.

- упражнять детей в регуляции своего эмоционального состояния.

- Познакомить детей со способами выражения и управления отрицательными эмоциями.

Предварительная работа: детям предлагается прием кляксографии, чтобы изобразить что-то интересное.

Ход игры:

     1. Создание игровой мотивации.

Взрослый предлагает детям организовать выставку «картин», которые у них получились с помощью цветных клякс, и просит рассказать о них волшебникам. Взрослый останавливается на ряде рисунков и предлагает тренинг эмоций (с помощью мимики и пантомимики).

2. Тренинг эмоций.

Детям предлагается улыбнуться, как: - веселый ребенок;

- солнышко;

- добрая птица;

- весенняя радуга.

Позлиться, как:

- дракон;

- чудовище;

- Бармалей;

- сердитый мальчик.

3. Детям предлагается поиграть в игру: «Жужа»

Перед началом игры, объяснив ее правила, взрослый предлагает подумать:

- Почему девочку назвали Жужей?

- Как звучит слово Жужа?

- С какими другими словами его можно сравнить? (Жужжать – визжать, кричать, злиться, сердиться)

Игра « Жужа».

«Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят. Дотрагиваются до нее, щекочут. «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает. Она вскакивает и начинает гоняться за «обидчиками» вокруг стула, стараясь накинуть  полотенце на их спины.

Замечание: взрослый следит за формой выражения «дразнилок»: они не должны быть обидными, причинять душевную боль.

4. Психологическая диагностика проявлений агрессивности.

Беседа с детьми.

- Вам приходилось в жизни злиться?

- Из-за чего вы злитесь?

- Когда вы чем-нибудь рассержены, что вам хочется сделать? (Ответы типа: ударить, толкнуть, накричать – свидетельствуют об агрессивных тенденциях).

- Что вы делаете для того, чтобы не злиться, не сердиться? (С помощью этого вопроса взрослый может судить об умении детей конструктивно решать сложные ситуации, сознательно управлять своими эмоциями и поведением).

5. Знакомство со способами саморегуляции эмоционального состояния.

 Добрый волшебник предлагает детям способы, помогающие «выпустить из себя злого дракона» и справиться со своими чувствами:

  • Потопать ногами. Взрослый должен объяснить детям: чтобы избавиться от злости, необходимы физические упражнения. Это дает выход энергии и тем плохим чувствам и мыслям, которые охватили человека.
  • «Надуть воздушный шарик злости» Всю обиду и гнев можно поместить в воздушный шарик. Завязав его, представить, как этот шарик исчезает в небе.
  1. Упражнение – тренинг: « Злюка»

Волшебник заколдовывает одного из детей и превращает его в Злюку.

     Дети становятся в круг, в центре которого стоит Злюка. Все вместе читают небольшое стихотворение:

Жила-была маленькая девочка.

Маленькая девочка сердита была.

Ребенок, выполняющий роль Злюки, должен передать с помощью мимики и пантомимики соответствующее эмоциональное состояние (сдвигает брови, надувает губы, размахивает руками). При повторении упражнения всем де- тям предлагается повторить движения и мимику сердитого ребенка. По окончании упражнения взрослый обращается к детям:

- Что чувствует сердитый ребенок? (Злость, гнев, обиду)

- Что ему хочется сделать?

- Как можно избавиться от злости, не причинив боли, вреда окружающим людям? Всем детям взрослый предлагает потопать ногами или надуть воздушный шарик. - Что вы сейчас чувствуете?

- А еще злость можно нарисовать!

 7. Взрослый предлагает детям нарисовать «Злость».

Детям предлагается выбрать из 12 контурных социальных эмоций и чувств (радость, спокойствие, грусть, страх, картинку, на которой изображена злость.

 Их задача – с помощью цвета и выражения лица передать образ.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/1168/0007d997-83f425e1/hello_html_4a820db5.jpg

Вопросы для рефлексии:

  • Что вы чувствовали во время рисования злости?
  • Какие краски вы использовали в своём рисунке?
  • Хотели бы вы повесить этот рисунок в своей комнате?
  • Как вы думаете, а наше Я тоже этого хочет или нет? Хочет ли оно, чтобы в его доме - в теле человека, в его душе – жила злость? Какое решение мы тогда примем? ( Дети высказываются.)
  1. В конце игры – занятия дети слушают песню:

« Дорогою добра» из кинофильма « маленький Мук» ( музыка – марк Минков, слова – Юрий Энтин).