Диагностика
Подбор материалов для диагностики детей с отклонениями в развитии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obsledovanie_rechi_detey_vtorogo.doc | 48 КБ |
diagnostika_fonem._vospriyatiya.doc | 152.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБСЛЕДОВАНИE РЕЧИ ДЕТЕЙ ВТОРОГО-ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ
I. Обследование импрессивной стороны речи
Задание I. I. Понимание речи на уровне диалога.
Цель: выяснить уровень понимания ребенком обращенной к нему речи взрослого.
Оборудование: игрушки (пирамида, мяч, кукла, машина, барабан, кубики).
Ход выполнения задания. Логопед стремится определить, доступны ли пониманию ребенка вопросы взрослого, а также побуждает его к общению (доступными ребенку средствами – вербальными или невербальными). При затруднениях ребенка в понимании вопросов логопед может дополнительно использовать наглядные инструкции (жесты, показ предмета и т.п.)
Задание I. 2. Понимание инструкций
Цель: определить уровень понимания ребенком словесных инструкций взрослого.
Оборудование: мяч, кукла, ведерко, барабан, карандаш, бумага, коробка, карандаши, машина.
Ход выполнения задания. Логопед предлагает ребенку сделать то, что он просит. при необходимости (для удержания внимания ребенка) логопед может вместе с ребенком выполнить те или иные игровые действия с имеющимися предметами.
Инструкция логопеда:
Возьми мяч. Дай куклу. Неси ведерко. Брось мяч на пол. Положи барабан на стул. Давай рисовать. Возьми карандаш, бумагу.
Убери карандаш в коробку. Возьми у меня карандаши и положи на стол. Подойди к столу и возьми машину. Теперь принеси ее мне.
Задание I. 3. Понимание слов, обозначающих предметы, действия, признаки
Оборудование: предметные картинки (тетя, дедушка, миска, мишка, мышка, нож, стакан, чашка, кошка, лошадь, груша, помидор, рубашка, варежки, дерево, пирамида, автобус, руль, стул, ведро, уши, глаза, шея, пальцы, волосы); сюжетные картинки с изображениями различных действий (пишет, читает, дает, идет, сидит, причесывает, ведет, пьет, везет, моет, умывается, стирает, гладит, ловит, лежит); 2 мяча разного размера (большой и маленький); карточки с изображениями 2 платьев («чистого» и «грязного»), шаров разного цвета (красный, зеленый, синий, желтый); 2 игрушечных машинок; 2 шаров.
Цель: выяснить возможности детей в понимании существительных, глаголов, прилагательных.
Ход выполнения задания. а) Логопед выкладывает по 2-3 карточки с изображениями предметов и предлагает ребенку показать названную им картинку. б) Логопед выкладывает по 2-3 карточки с изображениями тех или иных действий и предлагает ребенку показать то, что он назовет. в) Логопед выкладывает перед ребенком по 2 предмета (или картинки) и в зависимости от ситуации предлагает ребенку показать (сделать), то что он просит.
Задание I. 4. Понимание предложения
Цель: выяснить возможности ребенка в понимании фраз.
Оборудование: сюжетные картинки (Мальчик идет. У девочки цветы. Девочка чистит картошку. Дети собирают грибы. Девочка дает книгу мальчику. Девочка гладит платок утюгом. Мальчик берет стакан молока. Мальчик играет с собакой.)
Ход выполнения задания. Логопед кладет перед ребенком по 2-3 картинки и предлагает показать на ту, о которой он расскажет.
Инструкция: Посмотри на картинки. Покажи то, о чем скажу.
Задание I. 5. Различение существительных единственного и множественного числа
Цель: уточнить возможности ребенка в различении существительных единственного и множественного числа.
Оборудование: игрушки (или предметные картинки): матрешка - матрешки, шар – шары, гриб – грибы, машина – машины, мяч – мячи.
Ход выполнения задания. Логопед последовательно выкладывает сравниваемые предметы и предлагает ребенку показать то, что он назовет.
Инструкция: «Покажи то, что назову: матрешка (матрешки и т.п.)».
Цель: выяснить возможности ребенка в понимании существительных с суффиксами уменьшительности.
Оборудование: предметные картинки или игрушки: дом – домик, утюг – утюжок, сумка – сумочка, кровать – кроватка.
Ход выполнения задания. Логопед попарно располагает перед ребенком соответствующие картинки или предметы и предлагает показать то, что она называет.
Инструкция: «Посмотри на картинки (игрушки). Покажи дом (домик, и т.п.)»
Задание I. 7. Состояние фонематического восприятия
Цель: определить возможности ребенка в различении слов, отличающихся одним звуком.
Оборудование: картинки (кит – кот, ком – дом, мышка – мишка, мишка – миска, коза – коса, лак - рак).
Ход выполнения задания. Логопед попарно выкладывает соответствующие картинки перед ребенком и предлагает ему показать ту, которую он назовет.
Инструкция: « Посмотри на эти картинки. Где кот (кит и т.д.)?»
II. Обследование экспрессивной стороны речи.
Задание II.I. Диалог (см. задание I.I)
Цель: выявить вербальные и невербальные возможности общения ребенка со взрослым.
Оборудование: игрушки (пирамида, мяч, машина, барабан, кубики).
Ход выполнения задания. Задавая вопросы ребенку, логопед стимулирует его ответы с помощью доступных ему средств общения. Перечень возможных вопросов: Как тебя зовут? Кто тебя привел? Показать тебе игрушки? Какая игрушка тебе понравилась? Любишь играть с игрушками? Поиграй с игрушками. Что ты делаешь? Что можно делать с этими игрушками?
Задание II. 2. Изучение активного лексикона детей
Цель: выяснить объем и качественный состав активного лексикона у детей.
Оборудование: игрушечные животные или бибабо (или изображения животных), часы-игрушка; предметные картинки, сюжетные картинки (изображения действий).
Ход выполнения задания. а) Звукоподражания. Логопед задает вопросы ребенку, при необходимости использует при этом игрушечных животных (или изображения животных): Как лает собака? Как кричит петух? Как мяукает кошка? Как мычит корова? Как кричит коза? Как хрюкает свинья? Как тикают часы?
б) Существительные. Логопед предлагает ребенку назвать предметные картинки. Лексический материал: дядя, бабушка, тарелка, ложка, кровать, стол, собака, рыба, мяч, кубики, кофта, свитер, кукла, машина, курица, цветы, яблоко, морковь, шапка, колесо, нос.
в) Глаголы. Логопед, предъявляя сюжетные картинки, предлагает ребенку ответить на вопрос: «Что делает мальчик (девочка, дядя и т.д.)». Лексический материал: спит, ест, гуляет, падает, смеется, едет, плавает, летит, рисует, плачет, катает, прыгает, играет, поет, надевает.
г) Прилагательные. Логопед, показывая ребенку, предметные картинки или соответствующие ситуации предметы, сравнивая предметы по величине или другому параметру, предлагает ответить на вопросы типа: «Какой по цвету мяч, шар, кубик и т. п.)?» Какая кукла (большая или маленькая)? Какое платье(чистое или грязное)? Лексический материал: большой, маленький, чистый, грязный, красный, синий, желтый, зеленый.
д) Наречия. Создавая различные ситуации, логопед с помощью просьб, вопросов стимулирует ребенка к выполнению действий (достать машину, висящий высоко шарик и т.п.) и к речевым ответам: «Где машина (близко или далеко)? Где шарик?» Лексический материал: близко, далеко, высоко, низко.
Задание II. 3. Изучение объма и типов предложений
Цель: выяснить возможности ребенка к использованию фразовой речи.
Оборудование: сюжетные картинки.
Ход выполнения задания. Логопед последовательно выкладывает перед ребенком сюжетные картинки и предлагает сказать, что на них нарисовано (кто и что делает?). Лексический материал: Девочка спит. Зайчик ест морковку. Дети поливают цветы. Мальчик кладет морковку в корзину. У мальчика санки. Дедушка лежит на диване. Девочка играет с кошкой. Малыш спит в коляске.
Задание II. 4. Обследование грамматического оформления речи
Цель: выяснить возможности ребенка использовать в речи некоторые грамматические формы.
Оборудование: предметные картинки, игрушки.
Ход выполнения задания. а) Образование формы именительного падежа множественного числа существительных. Логопед предлагает поиграть в игру. Он называет одну картинку, а ребенок – другую (с изображением нескольких однородных предметов). Лексический материал: кукла-куклы, стол-столы, пирамида-пирамиды, носок-носки, кубик-кубики.
б) Образование формы винительного падежа существительных (значение объекта).
Ход выполнения задания. Логопед предлагает ребенку посмотреть на картинку (в сумку) и сказать, что купили в магазине. Лексический материал: (купили) машину, куклу, капусту, морковь, шапку.
в) Усвоение некоторых глагольных форм (глаголы второго лица повелительного наклонения; глаголы третьего лица единственного числа).
Ход выполнения задания. Логопед знакомит ребенка с куклой (другой игрушкой) и предлагает ему дать кукле «поручения» (попросить ее): «Иди» (к мишке), «принеси» (мячик) и т.п. Лексический материал: иди, принеси, возьми, убери.
Примечание: использование форм глаголов третьего лица единственного числа проверяется в задании II.2.
Задание II. 5. Состояние словообразования
Цель: выяснить возможности ребенка в воспроизведении речи слов разной слоговой структуры.
Оборудование: предметы или предметные картинки.
Ход выполнения задания. Логопед предлагает ребенку назвать предметы или предметные картинки. Лексический материал: мяч, стул, вода, кошка, бабушка, пирамида, велосипед.
Задание II.7. Общее звучание речи. Задание II .8. Состояние голоса
Цель: выяснить особенности звукового оформления речи ребенком и состояние его голоса.
Примечание: характеристика общего звучания речи (темпа, ритма, интонационной выразительности, внятности речи) и основных параметров голоса (силы, высоты, тембра) ребенка дается логопедом не основании его наблюдений в процессе обследования.
Задание II. 9. Обследование звукопроизношения
Цель: выяснить звукопроизносительные возможности ребенка.
Оборудование: предметные картинки.
Ход выполнения задания. Логопед предлагает ребенку в игровых ситуациях произнести вслед за ним изолированные фонемы. Характер звукопроизношения отдельных фонем на уровне слова проверяется в процессе других заданий обследования; при необходимости дополнительно могут быть использованы предметные картинки (тип звукового профиля).
III. Изучение строения и подвижности артикуляционного аппарата
Цель: обследовать строение и подвижность артикуляционных органов ребенка.
Ход выполнения задания. Строение и подвижность органов артикуляции ребенка логопед проверяет в процессе выполнения им других заданий. Специально ребенку (в игровой форме) может быть предложено выполнить некоторые артикуляционные движения по подражанию – вслед за логопедом («язычок отдыхает на нижней губе», «язычок качается на качелях» и т.п.).
Примечание: в речевой карте отмечается строение, а у подвижных артикуляционных органов – характер движений (их объем, амплитуду, тип переключаемости), возможности удержания той или иной артикуляционной розы. Обследуются следующие органы артикуляции: зубы, нижняя челюсть, твердое небо, губы, язык.
Заключение логопеда. В результате проведенного обследования и с учетом результатов комплексного обследования (медико-психолого-педагогического) логопедом делается заключение о состоянии импрессивной и экспрессивной речи ребенка. Отмечается характер принятия им помощи в процессе обследования. Может быть сделан предварительный прогноз относительно дальнейшего хода развития его речи.
Предварительный просмотр:
Диагностика фонематических процессов
Диагностика фонематических процессов предполагает выявление факторов и условий, обеспечивающих его динамику для определения оптимального характера коррекции фонематического недоразвития.
В ее задачи входят:
- определение исходного состояния и перспектив развития фонематического слуха, фонематического восприятия и фонематических представлений для разработки программы коррекционной работы с детьми;
- выявление динамики развития фонематических процессов у детей с ОНР для осуществления коррекции имеющихся отклонений;
- оценка эффективности коррекционной работы по преодолению фонетико-фонематических нарушений.
Диагностические критерии, показатели, инструментарий
Исследование фонематического восприятия
Оценка способности различать особенности и порядок звуков в слове проводится на лексическом материале или при сравнении отдельных звуков, слогов, слов, фраз:
- дифференциация слов, различающихся одной из парных согласных
па — ба; са — за; то — до;
- дифференциация изолированных пар согласных п — б; ж — ш; с —з; к — г;
- дифференциация слов — квазиомонимов (различающихся одной фонемой) бочка — почка; коза — коса; крыша — крыса;
- деформированные фразы (услышать, найти и исправить ошибку).
Хозяйка сварила зуб.
На лугу паслась коса.
У девочки болел суп.
У девочки длинная коза.
У детей с ОНР нарушения фонематического восприятия возникают в результате отрицательного влияния стойких дефектов произношения на становление слуховых эталонов фонем. Как правило, у детей нарушена дифференциация одной или нескольких групп фонем при сохранной способности к различию остальных (даже более сложных) звуков. Иногда те же звуки смешиваются и в экспрессивной речи.
Исследование фонематических (фонетических)
представлений
1. Повторение слогов с оппозиционными звуками (серии из двух слогов предъявляются детям старше 4 лет, а из трех слогов детям 5 — б лет):
са — ша;
ша — са;
са — за;
за — са;
за — жа;
жа — за;
ша — жа;
са — са — ша;
са — ша — са;
ша — ша — жа;
жа — ша — жа.
На качество выполнения задания влияют два фактора:
— состояние кратковременной слуховой памяти;
— дифференцированность перцептивных эталонов фонем, составляющих ряд.
При трудностях воспроизведения ряда из трех слогов дети с ОНР допускают ошибки в сериях, составленных из любых слогов. Если же более сильное влияние оказывает фонематическая близость слогов в ряду, ошибки носят избирательный характер.
Если у детей фонематические представления, соответствующие определенным парам согласных, нечетко дифференцированы, то при воспроизведении серии слогов, содержащих эти пары, они допускают устойчивые ошибки, остальные же серии воспроизводятся правильно.
2. Отбор картинок, названия которых содержат заданный звук или начинаются с заданного звука: [п] — [б]; [ш] — [с]; [с] - [з]; [д] - [т].
При оценке результатов этого задания следует принять во внимание состояние навыков фонематического анализа. Если ребенок не владеет навыком выделения согласного в начале слова, он может не справиться с данным заданием по этой причине. Поэтому предварительно необходимо оценить состояние навыков фонемного анализа.
3. Подбор слов, начинающихся с определенных звуков или содержащих определенный звук.
4. Перечисление слов с заданным звуком:
Утром рано Ульяна
Уйдет в огород.
Утром рано Ульяна
Укропу нарвет.
У хозяйки укроп
На приправу пойдет.
Данное задание психологически более сложное, чем предыдущее, так как оно требует большей степени произвольности и зависит от объема активного словаря ребенка.
Исследование фонематического анализа и синтеза
При обследовании состояния фонематического анализа и синтеза логопед должен учитывать условия выделения звука. Ударные гласные выделяются легче, чем безударные в начале слова; щелевые согласные выделяются легче из начала слова; взрывные согласные из конца слова; твердые согласные выделяются легче, чем мягкие; звук [р] как более длительный выделяется легче в начале слова. Наиболее трудно детям с ОНР определить наличие гласного и выделить его из конца слова, так как гласный воспринимается ребенком не как самостоятельный звук, а как оттенок согласного.
Фонемный анализ (по Д.Б. Эльконину)
1. Выяснение порядка следования фонем в слове.
2. Установление различительной функции фонем.
3. Выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку.
Объекты фонемного анализа:
- Слово как элементарная единица общения.
- Структурно-морфемные части слов как носители возможных сообщений.
- Артикуляторно-произносительные части слов — слоги.
Простой (элементарный) фонематический анализ
1. Выделение звука на фоне слова:
— слышится ли звук [м] в слове дом?
— слышится ли звук [к] в слове мак?
2. Выделение начального ударного гласного звука:
- какой первый звук слышится в слове?
Аня — Оля — утро — ива — эхо.
3. Выделение начального согласного:
- с какого звука слово начинается?
Мак — рыба — щука — мяч — лапа.
4. Дифференциация звуков по противопоставлениям:
рожки — ложки;
укол — угол;
уточка — удочка;
зайка — сайка;
шаль — жаль;
лук — люк.
Сложный фонематический анализ
1. Определение последовательности звуков в слове.
2. Определение места звука в слове (логопед интонированно произносит тот звук, который ребенок должен определить).
3. Определение количества звуков в слове (слова подбираются из звуков, сохранных в произношении детей).
Мак — мука — комок.
4. Определение количества звуков в словах, которые ребенок произносит неправильно (дефектно).
Сок — коса — шум — шапка — гора.
Принцип отбора слов, предлагаемых детям для количественного фонематического анализа, заключается в том, что если в слове имеется звук, сложный по артикуляционным и акустическим признакам, например [с], [hi], [p], то остальные звуки должны быть простыми.
Фонематический синтез
1. Составление слова из звуков, данных в правильной последовательности: [д], [о], [м]; [р], [у], [к], [а].
2. Составление слова из звуков, данных в нарушенной последовательности: [м], [о], [с]; [у], [ш], [а], [б].
Исследование слоговой структуры слова
Для исследования состояния слоговой структуры слова используются следующие приемы.
1. Повторение одно-, двух-, трехсложных слов с открытыми и закрытыми слогами и со стечением согласных (13 серий заданий)[1].
2. Повторение (называние многосложных слов со стечением согласных):
простыня, сковорода, милиционер, экскаватор, аквариум, водопроводчик, велосипедист.
3. Повторение чистоговорок с многосложными словами:
Водопроводчик починил водопровод.
Милиционер остановил велосипедиста.
Полполдника проболтали.
Оцениваются:
— особенности нарушений слоговой структуры слов;
— элизии слогов (опускание согласных в стечениях контура);
— парафазии (перестановки при сохранении слова);
— итерации, персеверации (добавление звуков, слогов);
— контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого).
Данные задания позволяют выявить реальные проблемы в развитии фонематического восприятия у детей с ОНР и направить усилия логопеда на их разрешение. Они — часть проектирования, контроля и регулирования процесса формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Диагностические задания
Восприятие и воспроизведение ритмов
При выполнении задания руки логопеда должны быть закрыты экраном.
- Восприятие ритмов: прослушать удары и посчитать их:
II – III; III – I; III – II; I – II – III
- Слухомоторные координации: повторить:
I _ II – III; III – II – I; II – I – III
сложные ритмы: II – III – I I – III – II II – I – III
Оценка:
5 баллов — правильное восприятие и воспроизведение простых и сложных ритмов с первого предъявления;
4 балла — имеются единичные случаи ошибочного воспроизведения;
3 балла — правильное восприятие и воспроизведение ритмов со второго предъявления, ошибки в воспроизведении сложных ритмов с самокоррекцией;
2 балла — нарушение восприятия и воспроизведения простых ритмов (правильное воспроизведение после 3— 4 предъявлений, невозможность воспроизведения сложных ритмов);
1 балл — невозможность выполнения.
Восприятие и воспроизведение громкости, высоты звуков, интонации
1. Послушать и определить:
- близко или далеко (громко или тихо) кричат в лесу: ау;
- взрослое животное или детеныш издает звук мяу;
- ласково или грубо, радостно или грустно говорит человек:
— ты хороший малыш, я тебя люблю;
— ура! каникулы!
— сказка «Три медведя».
2. Воспроизвести самостоятельно все задания. Оценка:
5 баллов — правильно выполнены оба задания;
4 балла — правильно выполнено задание 1, в задании 2 единичные ошибки;
3 балла — правильно выполнено задание 1, при выполнении задания 2 не точно воспроизведена интонация;
2 балла — при выполнении задания 1 затруднено воспроизведение интонационной окраски голоса, а при выполнении задания 2 — воспроизведение высоты голоса и интонации;
1 балл — неверное восприятие и воспроизведение громкости, высоты и интонации.
Просодическая сторона речи
Проводится по традиционным методикам на материале стихов, рассказа.
При оценке учитываются данные, полученные в ходе обследования воспроизведения громкости, высоты, интонационной окраски голоса (модулированности), а также тембра голоса, темповой и динамической организации речи, наличие смазанности и носового оттенка речи, тип дыхания, длина речевого выдоха.
Характеристика голоса дается по следующим параметрам:
- сила голоса — нормальный, громкий, тихий;
- высота — низкий голос, высокий, смешанный, нормальный; тембр — монотонный голос, наличие или отсутствие носового оттенка.
Фонематические представления
После предъявления на слух нескольких коротких стихотворных текстов: определить, какой звук чаще других встречается в тексте (тексты предъявляются вне зависимости от наличия правильного звука в речи):
Мышонку мама-мышка
Шептала: «Шалунишка!
Шумишь, шуршишь, болтаешь!
Ты маме шить мешаешь!»
Осень. Осень. Осень.
Ясень листья сбросил.
На осинке листик
Огоньком горит.
Осень. Осень. Осень.
На горе Арарат
Растет крупный виноград.
Земляника Зою с Зиной
Заманила в сад с корзиной:
Заработали два рта,
А корзина-то пуста.
Оценка:
5 баллов — правильно выполняются все задания;
4 балла — единичные ошибки, но исправляются самостоятельно;
3 балла — допускаются ошибки, нужен повтор текста;
2 балла — выполняется часть задания, нужна помощь логопеда;
1 балл — задание не выполняется.
Отраженное воспроизведение рядов слогов и слов
А. Инструкция: слушай внимательно и повтори за мной.
Если ребенок дефектно произнесет звуки в предложенных пробах, обследуется различение фонем на невербальном уровне (хлопнуть в ладоши, поднять руку и т.д.).
Предлагаемый материал | Ответы | ||
Начало года | Конец года | ||
да – та – да | та – да – та | ||
га – ка - га | ка – га – ка | ||
ба – па – ба | па – ба – па | ||
ка – ха – ка | ха – ка – ха | ||
са – за - са | за – са – за | ||
са – ша – са | ша – са – ша | ||
жа – ша – жа | ша – жа – ша | ||
ча – тя – ча | тя – ча – тя | ||
са – ща – ся | ща – ся – ща | ||
ра – ла – ра | ла – ра – ла | ||
ва – фа - ва | фа – ва – фа |
Б. Инструкция: слушай внимательно и повтори за мной.
Лексический материал | Ответы | |
Начало года | Конец года | |
кот – год – кот | ||
том – дом – том | ||
почка – бочка – почка | ||
тапки – тяпки – тапки |
Оценка:
5 баллов — все задания точно воспроизводятся;
4 балла — имеются единичные случаи ошибочного воспроизведения;
3 балла — задание выполняется в замедленном темпе, в большинстве заданий ряды воспроизводятся неточно, но пары точно;
2 балла — большинство заданий выполняется только после повторных проговариваний, при этом чаще всего ряды воспроизводятся неверно, иногда ошибочно — слоговые (словесные) пары;
1 балл — задания не выполняются.
Дифференциация звуков в произношении слов
А. Инструкция: повтори пары слов.
Смешиваемые звуки | Лексический материал | Ответы | |
Начало года | Конец года | ||
ш - с | крыша – крыса | ||
ж – з | рожи – розы | ||
ч – т ' | челка - тёлка | ||
л' - й | галька – гайка | ||
л - л' | галка - галька | ||
р – л | рак – лак | ||
р – й | марка - майка | ||
р' – й | моряк – маяк | ||
п – б | почка – бочка | ||
т – д | дочка – точка | ||
к – г | кости - гости | ||
ы – и | мышка – мишка | ||
с – з | коса – коза |
Б. Инструкция: повтори за мной предложение.
Лексический материал | Ответы | |
Начало года | Конец года | |
Старший братишка рассказывал страшную сказку | ||
Старушка сушила пушистую шубу | ||
Речка течет, а печка печет | ||
Юля уронила фарфоровое блюдце | ||
Чайка отличается от цапли | ||
У Сони цветик-семицветик | ||
Жутко жуку жить на суку | ||
В домишке жили мышки |
Оценка:
5 баллов — все задания выполняются верно;
4 балла — встречаются единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно (в темпе несколько замедленном);
3 балла — задание выполняется в замедленном темпе, много ошибок;
2 балла — задания выполняются с ошибками, большинство заданий недоступно;
1 балл — неадекватные ответы, отказ от выполнения.
Различение на слух оппозиционных фонем на материале слов и предложений
А. Инструкция: если я правильно назову картинку, хлопни в ладоши, если неправильно — не хлопай.
Картинки: санки, шляпа, старушка, птенец.
Лексический материал | Ответы | |
Начало года | Конец года | |
шанки — фанки — сянки — санки танки | ||
птенец — птенесь — тинеть — птинеч | ||
фтаруфка — штарушка — сталуска — старушка — стаюська | ||
сляпа — шьяпа — фляпа — шляпа — хляпа |
Б. Инструкция: повтори за мной предложения.
— Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
— Стерегла цыплят Варвара, а ворона воровала.
— Не водили Фаню в баню, искупали в ванне Фаню. Оценка:
5 баллов — все задания выполняются верно;
4 балла — часть заданий выполняется с ошибкой, но она исправляется самостоятельно;
3 балла — ошибки исправляются после повторного воспроизведения;
2 балла — часть заданий недоступна, при выполнении требуется повторное воспроизведение;
1 балл — задания не выполняются.
Звуковой анализ слов
Задания:
1) выделить первый и последний звуки в словах:
аист — ослик — угол;
2) назвать все звуки в слове по порядку:
рыба — мухи — котик — жабы;
3) определить количество слогов в слове:
дом — рука — метро — кенгуру;
4) определить 2-, 3-, 4-й звук в словах:
2-й звук — врач, 3-й — мышка, 4-й — крот, лодка;
5) добавить звук в словах:
вор — двор; вол — волк; елка — телка;
6) заменить звук в словах:
сок — сук — лук; лиса — липа — лупа.
Оценка:
5 баллов — правильно выполняются все задания;
4 балла — единичные ошибки, исправляются самостоятельно;
3 балла — правильно выполняются задания 1, 2, 3, в остальных допускаются ошибки;
2 балла — правильно выполняется только задание 1, требуется помощь логопеда, последнее задание не выполняется;
1 балл — задания не выполняются.
Звуковой синтез
Слова для обследования должны быть малоупотребляемыми во избежание смысловой догадки.
Задания:
1) прослушать слово, произнесенное по отдельным звукам (пауза между звуками 3 с), и воспроизвести его слитно:
р, о, г; р, о, с, а; г, р, о, т; к, а, с, к, а;
2) прослушать слово, произнесенное по отдельным звукам (пауза между звуками 5 с, во время паузы дается звуковой сигнал), и воспроизвести слово слитно:
к, л, а, н; б, у, с, ы; к, у, с, т, ы;
3) прослушать слово с переставленными звуками или слогами, воспроизвести его правильно:
н, с, ы — сын; р, г, у, к — круг;
шад, ло, ка — лошадка.
Оценка:
5 баллов — правильно выполняются все задания;
4 балла — единичные ошибки, исправляются самостоятельно;
3 балла — правильно выполнены задания 1 и 2, при выполнении задания 3 требуется повторение слов (помощь логопеда — название звука или слога);
2 балла — правильно выполнено задание 1, при выполнении задания 2 требуется помощь логопеда, задание 3 не выполняется;
1 балл — задания не выполняются.
Слоговая структура слова
Материалом исследования служат предметные картинки.
Инструкция: посмотри внимательно на картинку и назови кто или что это?
Предлагаются 13 серий заданий, в которые входят одно-, двух-, трех-, четырех- и пятисложные слова с открытыми и закрытыми слогами и со стечением согласных звуков:
1) двухсложные слова из двух открытых слогов: мама, уха;
2) трех-четырехсложные слова из открытых слогов: панама, пионы, пуговица;
3) односложные слова: мак, лес, дом;
4) двухсложные слова с одним закрытым слогом: каток, мешок;
5) двухсложные слова со стечением согласных звуков: тыква, утка, мышка;
6) двухсложные слова с закрытыми слогом со стечением согласных: компот, лыжник, ландыш;
7) трех-, четырех-, пятисложные слова с закрытым слогом: котенок, самолет, колобок, милиционер;
8) трехсложные слова со стечением согласных: конфета, калитка;
9) трех-, четырехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом: памятник, маятник, одуванчик;
10) трех-, четырехсложные слова с двумя стечениями согласных: винтовка, морковка, сковородка;
11) односложные слова со стечением согласных: кнут, мост, клей;
12) двухсложные слова с двумя стечениями согласных: кнопка, клетка;
13) четырех-, пятисложные слова из открытых слогов: паутина, батарея, мороженое.
Оцениваются:
— особенности нарушений слогов структуры слов;
— элизии слогов, опускание согласных в стечениях;
— парафазии, перестановки при сохранении контура слова;
— итерации, персеверации (добавление звуков, слога);
— контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого).
Оценка:
5 баллов – без ошибок;
4 балла – одна-две ошибки;
3 балла – три-четыре ошибки;
2 балла – пять-шесть ошибок;
1 балл — ошибки почти во всех сериях.
Диагностика фонематических процессов
№ п/п | Ф.И. ребенка | Фонематическое восприятие звуков | Фонемный анализ слов | Звуковой синтез | |||||||||||||||||||||||
Дифференциация изолированных пар согласных | Дифференциация слогов с парными согласными | Слова – квазиомонимы Бочка – почка; коза – коса; крыша – крыса | Исправь ошибку: Хозяйка сварит зуб. У девочки болел суп. | Выделить первый и последний звуки в словах: аист, ослик, угол. | Назвать звуки в словах по порядку: рыба, мухи, котик. | Определить количество слогов в словах: дом, рука, метро, кенгуру. | Определить 2-, 3-, 4-й звук в словах: 2-й звук — врач, 3-й — мышка, 4-й — крот, лодка | Добавить звук в словах: вор — двор; вол — волк; елка — телка | Заменить звук в словах: сок — сук — лук; лиса — липа — лупа | Воспроизвести слово, произнесенное по звукам (пауза 3 сек.) | Воспроизвести слово, произнесенное по звукам (пауза 5 сек.) | Воспроизвести слово правильно | |||||||||||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | ||
1 | |||||||||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||||||||||||
10 | |||||||||||||||||||||||||||
11 | |||||||||||||||||||||||||||
12 | |||||||||||||||||||||||||||
13 | |||||||||||||||||||||||||||
14 | |||||||||||||||||||||||||||
15 |
Оценка:
5 баллов – правильно выполняются все задания;
4 балла – единичные ошибки, исправляются самостоятельно;
3 балла – правильно выполняется часть задании, в остальных допускаются ошибки, требуется повтор заданий;
2 балла – требуется помощь, часть заданий не выполняется;
1 балл – задания не выполняются.
Источник: Н. И. Дьякова