Рабочие программы по технологии 5-7 класс (ФГОС)
Рабочие программы по технологии 5-7 класс (девочки) ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
variant_ktp_v_sootvetstvii_s_fgos.docx | 29.53 КБ |
fgos_5_klass_tehnologiya.doc | 146 КБ |
variant_ktp_v_sootvetstvii_s_fgos.docx | 30.88 КБ |
fgos_6_klass_tehnologiya.doc | 144 КБ |
ktp_7_kl.docx | 28.31 КБ |
fgos_7_klass_tehnologiya.doc | 144 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно- тематический план
по учебному предмету «Технология»
5 класс
на 2016 - 2017 учебный год.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________/Е.М.Жулина/
«______» ______________ 2016г.
СОГЛАСОВАНО на заседании РМО, рекомендуется к утверждению
протокол № ___ от «___» ________ 2016 г.
Руководитель РМО _____________ /А.И.Лапшинова /
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 20»
140204, Московская область, г. Воскресенск, ул. Маркина, дом 3
тел./факс 8 (496) 44-5-90-48, тел. 8 (496) 44- 5-96-90 E-mail: sosh_20@mail.ru
УТВЕРЖДЕНА приказом от ___________ № _______ | |
Рабочая программа
учебного предмета «Технология»
(базовый уровень)
для 5 класса
Составитель:
Мурашова Т.В., учитель технологии
высшей квалификационной категории
г.Воскресенск
2016 год
Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена в соответствии с требованиями:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, в редакции приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644, от 31 декабря 2015 г № 1577);
- Основной образовательной программы основного общего образования (ФГОС) МОУ «СОШ №20», утвержденной приказом №201от 30.08.2014 г.;
- На основе программы по технологии, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (А.Т. Тищенко, Н.В. Синица (ФГОС). Технология. Программа 5-8 классы. - М.: Вентана – Граф, 2013).
В соответствии с учебным планом МОУ «СОШ № 20» на изучение учебного предмета «Технология» в 5 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели). Резервное время 2 часа.
В рабочую учебную программу внесены следующие изменения:
- Из раздела «Технологии творческой и опытнической деятельности» взят 1 час и добавлен на изучение раздела «Электротехника».
- Из раздела «Технологии творческой и опытнической деятельности» взяты 2 часа и перенесены в резервное время.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника (УМК): Синица Н.В. , Симоненко В.Д. Технология. Технологии ведения дома. 5 класс. Учебник. ФГОС.- М.: Вентана - Граф, 2014.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
- самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
- развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
- осознанный вы бор и по строение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;
- становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
- проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
- самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства;
- формирование основ экологи ческой куль туры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.
Метапредметные результаты:
- самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;
- алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
- определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
- комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
- выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
- виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
- осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
- организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
- оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
- соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
- оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
Раздел «Кулинария»
Ученик научится:
- самостоятельно готовить для своей семьи простые кулинарные блюда из сырых и варёных овощей и фруктов, молока и молочных продуктов, яиц, круп, бобовых и макаронных изделий, отвечающие требованиям рационального питания, соблюдая правильную технологическую последовательность приготовления,
санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы.
Ученик получит возможность научиться:
- составлять рацион питания на основе физиологических потребностей организма;
- выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах, минеральных веществах; организовывать своё рациональное питание в домашних условиях; применять различные способы обработки пищевых продуктов в целях сохранения в них питательных веществ;
- экономить электрическую энергию при обработке пищевых продуктов; оформлять приготовленные блюда, сервировать стол; соблюдать правила этикета за столом;
- определять виды экологического загрязнения пищевых продуктов; оценивать влияние техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека;
- выполнять мероприятия по предотвращению негативного влияния техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека.
Раздел «Создание изделий из текстильных материалов»
Ученик научится:
- изготовлять с помощью ручных инструментов и оборудования для швейных и декоративно-прикладных работ, швейной машины простые по конструкции модели швейных изделий, пользуясь технологической документацией;
- выполнять влажно-тепловую обработку швейных изделий.
Ученик получит возможность научиться:
- выполнять несложные приёмы моделирования швейных изделий;
- определять и исправлять дефекты швейных изделий;
- выполнять художественную отделку швейных изделий;
- изготовлять изделия декоративно-прикладного искусства региональных народных промыслов;
- определять основные стили одежды и современные направления моды.
Раздел «Технологии исследовательской, опытнической и проектной деятельности»
Ученик научится:
- планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта;
- представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.
Ученик получит возможность научиться:
- организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технологических решений; планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий;
- осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку стоимости произведённого продукта как товара на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.
Технологии домашнего хозяйства (2 часа)
Интерьер кухни, столовой (2 часа)
Теоретические сведения. Понятие об интерьере. Требования к интерьеру: эргономические, санитарно-гигиенические, эстетические.
Создание интерьера кухни с учётом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Планировка кухни. Разделение кухни на зону приготовления пищи (рабочая зона) и зону приёма пищи (зона столовой). Оборудование кухни и его рациональное размещение в интерьере. Цветовое решение кухни. Использование современных материалов в отделке кухни. Декоративное оформление. Современные стили в оформлении кухни. Проектирование кухни с помощью ПК.
Практическая работа №1 «Разработка плана размещения оборудования на кухне-столовой».
Основные виды деятельности учащихся: слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником, написание докладов, анализ проблемных ситуаций, просмотр учебных презентаций, выполнение работ практикума.
Бытовые электроприборы (2 часа)
Теоретические сведения. Общие сведения о видах, принципе действия и правилах эксплуатации бытовых электроприборов на кухне: бытового холодильника, микроволновой печи (СВЧ), посудомоечной машины.
Практическая работа №2 «Изучение безопасных приёмов работы с бытовыми электроприборами».
Основные виды деятельности учащихся: слушание объяснений учителя, слушание и анализ выступлений своих товарищей, систематизация учебного материала, самостоятельная работа с учебником, работа с кинематическими схемами, написание докладов, анализ проблемных ситуаций, просмотр учебных презентаций, выполнение работ практикума.
Санитария и гигиена на кухне (1 час)
Теоретические сведения. Санитарно-гигиенические требования к лицам, приготовляющим пищу, к приготовлению пищи, хранению продуктов и готовых блюд.
Необходимый набор посуды для приготовления пищи. Правила и последовательность мытья посуды. Уход за поверхностью стен и пола. Современные моющие и чистящие средства для ухода за посудой, поверхностью стен и пола.
Безопасные приёмы работы на кухне. Правила безопасной работы с газовыми плитами, электронагревательными приборами, горячей посудой и жидкостью, кухонным инвентарём. Первая помощь при порезах и ожогах паром или кипятком.
Физиология питания (1 час)
Теоретические сведения. Питание как физиологическая потребность. Пищевые (питательные) вещества. Значение белков, жиров, углеводов для жизнедеятельности человека. Пищевая пирамида. Роль витаминов, минеральных веществ и воды в обмене веществ, их содержание в пищевых продуктах. Пищевые отравления. Правила, позволяющие их избежать. Первая помощь при отравлениях. Режим питания.
Практическая работа №3 «Составление индивидуального режима питания и дневного рациона на основе пищевой пирамиды».
Бутерброды и горячие напитки (2 часа)
Теоретические сведения. Продукты, применяемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Профессия пекарь. Виды бутербродов. Технология приготовления бутербродов. Инструменты и приспособления для нарезания продуктов. Требования к качеству готовых бутербродов. Условия и сроки их хранения. Подача бутербродов.
Виды горячих напитков (чай, кофе, какао, цикорий, горячий шоколад). Сорта чая, их вкусовые достоинства, полезные свойства. Влияние эфирных масел, воды на качество напитка. Технология заваривания, подача чая. Сорта и виды кофе. Устройства дли размола зёрен кофе. Технология приготовления кофе, подача напитка. Приборы для приготовления кофе. Получение какао-порошка. Технология приготовления какао, подача напитка.
Практическая работа №4 «Приготовление и оформление бутербродов. Приготовление горячих напитков (чай, кофе, какао).
Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий (2 часа)
Теоретические сведения. Виды круп, бобовых и макаронных изделий, применяемых в питании человека. Подготовка продуктов к приготовлению блюд. Посуда для приготовления блюд. Технология приготовления крупяных рассыпчатых, вязких и жидких каш. Требования к качеству каши. Применение бобовых в кулинарии. Подготовка их к варке, время варки. Технология приготовления блюд из макаронных изделий. Подача готовых блюд.
Практическая работа №5 «Приготовление и оформление блюд из круп, бобовых и макаронных изделий».
Блюда из овощей и фруктов (4 часа)
Теоретические сведения. Пищевая (питательная) ценность овощей и фруктов. Содержание в них витаминов, минеральных солей, глюкозы, клетчатки. Содержание влаги в продуктах, её влияние на качество и сохранность продуктов. Способы хранения овощей и фруктов. Свежезамороженные овощи. Подготовка к заморозке, хранение и условия кулинарного использования свежезамороженных продуктов.
Влияние экологии окружающей среды на качество овощей и фруктов. Определение доброкачественности овощей по внешнему виду. Методы определения количества нитратов в овощах с помощью измерительных приборов, в химических лабораториях, с помощью бумажных индикаторов в домашних условиях. Способы удаления лишних нитратов из овощей.
Общие правила механической кулинарной обработки овощей. Особенности обработки листовых и пряных овощей, лука и чеснока, тыквенных овощей, томатов, капустных овощей.
Правила кулинарной обработки, обеспечивающие сохранение цвета овощей и витаминов. Правила измельчения овощей, наиболее распространённые формы нарезки овощей. Инструменты и приспособления для нарезки.
Использование салатов в качестве самостоятельных блюд и дополнительных гарниров к мясным и рыбным блюдам. Технология приготовления салата из сырых овощей (фруктов). Украшение готовых блюд продуктами, входящими в состав салатов, зеленью.
Значение и виды тепловой обработки продуктов (варка, припускание, бланширование, жарение, пассерование, тушение, запекание). Преимущества и недостатки различных способов тепловой обработки овощей. Технология приготовления салатов и винегретов из варёных овощей. Условия варки овощей для салатов и винегретов, способствующие сохранению питательных веществ и витаминов. Требования к качеству и оформлению готовых блюд.
Практическая работа №6 «Механическая кулинарная обработка овощей и фруктов».
Практическая работа №7 «Приготовление и оформление блюд из сырых и варёных овощей и фруктов».
Блюда из яиц (2 часа)
Теоретические сведения. Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Меры предосторожности при работе с яйцами. Способы определения свежести яиц. Способы хранения яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Приспособления для взбивания. Способы варки куриных яиц: всмятку, в мешочек, вкрутую. Подача варёных яиц. Жарение яиц: приготовление яичницы-глазуньи, омлета натурального. Подача готовых блюд.
Практическая работа №8 «Приготовление блюд из яиц».
Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку (2 часа)
Теоретические сведения. Меню завтрака. Понятие о калорийности продуктов. Понятие о сервировке стола. Особенности сервировки стола к завтраку. Набор столового белья, приборов и посуды для завтрака. Способы складывания салфеток. Правила поведения за столом и пользования столовыми приборами.
Практическая работа №9 «Сервировка стола к завтраку. Складывание салфеток».
Основные виды деятельности учащихся: слушание объяснений учителя, слушание и анализ выступлений своих товарищей, систематизация учебного материала, самостоятельная работа с учебником, наблюдение за демонстрациями учителя, работа с раздаточным материалом, написание докладов, анализ проблемных ситуаций, просмотр учебных презентаций, выполнение работ практикума.
Создание изделий из текстильных материалов (22 часа)
Свойства текстильных материалов (4 часа)
Теоретические сведения. Классификация текстильных волокон. Способы получения и свойства натуральных волокон растительного происхождения. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного, ткацкого и отделочного современного производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити в ткани. Ткацкие переплетения: полотняное, саржевое, сатиновое и атласное. Лицевая и изнаночная стороны ткани.
Общие свойства текстильных материалов: физические, эргономические, эстетические, технологические. Виды и свойства текстильных материалов из волокон растительного происхождения: хлопчатобумажных и льняных тканей, ниток, тесьмы, лент. Профессии оператор прядильного производства, ткач.
Практическая работа №10 «Определение направления долевой нити в ткани».
Практическая работа №11 «Изучение свойств тканей из хлопка и льна».
Конструирование швейных изделий (4 часа)
Теоретические сведения. Понятие о чертеже и выкройке швейного изделия. Инструменты и приспособления для изготовления выкройки. Определение размеров швейного изделия. Расположение конструктивных линий фигуры. Снятие мерок. Особенности построения выкроек салфетки, подушки для стула, фартука, прямой юбки с кулиской на резинке, сарафана, топа. Подготовка выкройки к раскрою. Копирование готовой выкройки. Правила безопасной работы ножницами.
Практическая работа №12 «Снятие мерок и изготовление выкройки изделия».
Практическая работа №13 «Подготовка выкройки изделия к раскрою».
Швейная машина (4 часа)
Теоретические сведения. Современная бытовая швейная машина с электрическим приводом. Основные узлы швейной машины. Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Подготовка швейной машины к работе: намотка нижней нитки на шпульку, заправка верхней и нижней ниток, выведение верхней и нижней нитки наверх. Приёмы работы на швейной машине ( начало работы, поворот строчки под углом, закрепление машинной строчки в начале и конце работы, окончание работы). Неполадки, связанные с неправильной заправкой ниток. Назначение и правила использования регулирующих механизмов: переключателя вида строчек, регулятора длины стежка, клавиши шитья назад. Правила безопасной работы на швейной машине.
Практическая работа №14 «Упражнение в шитье на швейной машине, не заправленной нитками».
Практическая работа №15 «Упражнение в шитье на швейной машине, заправленной нитками».
Технология изготовления швейных изделий (10 часов)
Теоретические сведения. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на ткани с учётом направления долевой нити. Особенности раскладки выкроек в зависимости от ширины ткани и направления рисунка. Инструменты и приспособления для раскроя. Обмеловка выкройки с учётом припусков на швы. Выкраивание деталей швейного изделия. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы портновскими булавками, швейными иглами и ножницами.
Понятие о стежке, строчке, шве. Инструменты и приспособления для ручных работ. Требования к выполнению ручных работ. Правила выполнения прямого стежка. Способы переноса линий выкройки на детали кроя: с помощью резца-колёсика, прямыми стежками, с помощью булавок.
Основные операции при ручных работах: предохранение срезов от осыпания - ручное обмётывание; временное соединение деталей - смётывание; временное закрепление подогнутого края - замётывание (с открытым и закрытым срезами).
Обработка нагрудника и нижней части фартука тесьмой. Обработка накладных карманов.
Основные операции при машинной обработке изделия: предохранение срезов от осыпания - машинное обмётывание зигзагообразной строчкой и оверлоком; постоянное соединение деталей - стачивание; постоянное закрепление подогнутого края - застрачивание (с открытым и закрытым срезами). Требования к выполнению машинных работ.
Оборудование для влажно-тепловой обработки (ВТО) ткани. Правила выполнения ВТО. Основные операции ВТО: приутюживание, разутюживание, заутюживание.
Классификация машинных швов: соединительные (стачной шов вразутюжку и стачной шов взаутюжку) и краевые (шов вподгибку с открытым срезом и шов вподгибку с открытым обмётанным срезом, шов вподгибку с закрытым срезом).
Последовательность изготовления швейных изделий. Технология пошива салфетки, фартука, юбки. Обработка накладных карманов. Обработка кулиски под мягкий пояс (в фартуке), резинку (в юбке). Профессии закройщик, портной.
Практическая работа №16 «Раскрой швейного изделия».
Практическая работа №17 «Сметывание, стачивание деталей фартука».
Практическая работа №18 «Соединение деталей фартука».
Практическая работа №19 «Проведение влажно-тепловых работ».
Основные виды деятельности учащихся: слушание объяснений учителя, слушание и анализ выступлений своих товарищей, систематизация учебного материала, самостоятельная работа с учебником, наблюдение за демонстрациями учителя, работа с раздаточным материалом, написание докладов, сбор и классификация коллекционного материала, анализ проблемных ситуаций, просмотр учебных презентаций, выполнение работ практикума, моделирование и конструирование.
Художественные ремёсла (8 часов)
Декоративно-прикладное искусство (2 часа)
Теоретические сведения. Понятие «декоративно-прикладное искусство». Традиционные и современные виды декоративно-прикладного искусства России: узорное ткачество, вышивка, кружевоплетение, вязание, роспись по дереву, роспись по ткани, ковроткачество. Знакомство с творчеством народных умельцев своего края, области, села.
Приёмы украшения праздничной одежды в старину: отделка изделий вышивкой, тесьмой; изготовление сувениров к праздникам. Профессия художник декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
Практическая работа №20 «Зарисовка интересных образцов рукоделия».
Основы композиции и законы восприятия цвета (2 часа)
Теоретические сведения. Понятие композиции. Правила, приёмы и средства композиции. Статичная и динамичная, ритмическая и пластическая композиция. Симметрия и асимметрия. Фактура, текстура и колорит в композиции.
Понятие орнамента. Символика в орнаменте. Применение орнамента в народной вышивке. Стилизация реальных форм. Приёмы стилизации. Цветовые сочетания в орнаменте. Ахроматические и хроматические цвета. Основные и дополнительные, тёплые и холодные цвета. Гармонические цветовые композиции.
Возможности графических редакторов ПК в создании эскизов, орнаментов, элементов
композиции, в изучении различных цветовых сочетаний. Создание композиции на ПК с помощью графического редактора.
Практическая работа №21 «Зарисовка природных мотивов с натуры».
Лоскутное шитьё (4 часа)
Теоретические сведения. Краткие сведения из истории создания изделий из лоскутов. Возможности лоскутной пластики. Традиционные узоры в лоскутном шитье: «спираль», «изба» и др.
Материалы для лоскутного шитья, подготовка их к работе. Инструменты и приспособления. Лоскутное шитьё по шаблонам: изготовление шаблонов из плотного картона, выкраивание деталей, создание лоскутного верха (соединение деталей между собой). Аппликация и стёжка (выстёгивание) в лоскутном шитье. Технология соединения лоскутного верха с подкладкой и прокладкой. Обработка срезов лоскутного изделия.
Практическая работа №22 «Изготовление образцов лоскутных узоров».
Практическая работа №23 «Изготовление проектного изделия в технике лоскутного шитья».
Основные виды деятельности учащихся: слушание объяснений учителя, слушание и анализ выступлений своих товарищей, систематизация учебного материала, самостоятельная работа с учебником, наблюдение за демонстрациями учителя, работа с раздаточным материалом, написание докладов, анализ проблемных ситуаций, просмотр учебных презентаций, выполнение работ практикума.
Технологии творческой и опытнической деятельности
Исследовательская и созидательная деятельность (18 часов)
Теоретические сведения. Понятие о творческой проектной деятельности. Цель и задачи проектной деятельности в 5 классе. Составные части годового творческого проекта пятиклассников.
Этапы выполнения проекта. Поисковый этап. Выбор темы проекта. Разработка нескольких вариантов изделия и выбор наилучшего. Сбор и анализ информации. Технологический этап. Конструкторская и дизайнерская проработка изделия. Самооценка и внешняя экспертная оценка изделия. Заключительный этап. Разработка вариантов рекламы изделия. Испытание изделия. Разработка презентации. Анализ того, что получилось, а что нет. Защита проекта.
Практическая работа №24 «Изучение этапов выполнения проектов».
Практическая работа №25 «Краткая формулировка проблемы».
Практическая работа №26 «Поиск сведений в литературе».
Практическая работа №27 «Моделирование, изготовление изделия».
Практическая работа №28 «Изготовление изделия».
Практическая работа №29 «Оформление проекта».
Практическая работа №30 «Выполнение рекламного проспекта изделия».
Практическая работа №31 «Разработка презентации».
Практическая работа №32 «Презентация и защита проекта».
Варианты творческих проектов: «Планирование кухни-столовой», «Приготовление воскресного завтрака для всей семьи», «Столовое бельё», «Фартук для работы на кухне», «Наряд для завтрака», «Лоскутное изделие для кухни-столовой», «Лоскутная мозаика» и др.
Резерв учебного времени (2 часа)
Основные виды деятельности учащихся: слушание объяснений учителя, слушание и анализ выступлений своих товарищей, работа с научно-популярной литературой, отбор и сравнение материала по нескольким источникам, систематизация учебного материала, самостоятельная работа с учебником, наблюдение за демонстрациями учителя, работа с раздаточным материалом, написание докладов, анализ проблемных ситуаций, просмотр учебных презентаций, выполнение работ практикума.
Предварительный просмотр:
Календарно- тематический план
по учебному предмету «Технология» 6 класс
на 2016 - 2017 учебный год.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________/Е.М.Жулина/
«______» ______________ 2016г.
СОГЛАСОВАНО на заседании РМО, рекомендуется к утверждению
протокол № ___ от «___» ________ 2016 г.
Руководитель РМО _____________ /А.И.Лапшинова /
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 20»
140204, Московская область, г. Воскресенск, ул. Маркина, дом 3
тел./факс 8 (496) 44-5-90-48, тел. 8 (496) 44- 5-96-90 E-mail: sosh_20@mail.ru
УТВЕРЖДЕНА приказом от ___________ № _______ | |
Рабочая программа
учебного предмета «Технология»
(базовый уровень)
для 6 класса
Составитель:
Мурашова Т.В., учитель технологии
высшей квалификационной категории
г.Воскресенск
2016 год
Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена в соответствии с требованиями:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, в редакции приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644, от 31 декабря 2015 г № 1577);
- Основной образовательной программы основного общего образования (ФГОС) МОУ «СОШ №20», утвержденной приказом №201от 30.08.2014 г.;
- На основе программы по технологии, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (А.Т. Тищенко, Н.В. Синица (ФГОС). Технология. Программа 5-8 классы. - М.: Вентана – Граф, 2013).
В соответствии с учебным планом МОУ «СОШ № 20» на изучение учебного предмета «Технология» в 6 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели). Резервное время 2 часа.
В рабочую учебную программу внесены следующие изменения:
- Из раздела «Технологии творческой и опытнической деятельности» взят 1 час и добавлен на изучение раздела «Технологии домашнего хозяйства».
- Из раздела «Технологии творческой и опытнической деятельности» взяты 2 часа и перенесены в резервное время.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника (УМК): Синица Н.В. , Симоненко В.Д. Технология. Технологии ведения дома. 6 класс. Учебник. ФГОС.- М.: Вентана - Граф, 2015.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
- самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
- развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
- осознанный вы бор и по строение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;
- становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
- проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
- самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства;
- формирование основ экологи ческой куль туры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.
Метапредметные результаты:
- самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;
- алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
- определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
- комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
- выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
- виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
- осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
- организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
- оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
- соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
- оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
Раздел «Кулинария»
Ученик научится:
- самостоятельно готовить для своей семьи простые кулинарные блюда из рыбы, мяса, птицы, отвечающие требованиям рационального питания, соблюдая правильную технологическую последовательность приготовления, санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы.
Ученик получит возможность научиться:
- составлять рацион питания на основе физиологических потребностей организма;
- выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах, минеральных веществах; организовывать своё рациональное питание в домашних условиях; применять различные способы обработки пищевых продуктов в целях сохранения в них питательных веществ;
- экономить электрическую энергию при обработке пищевых продуктов; оформлять приготовленные блюда, сервировать стол; соблюдать правила этикета за столом;
- определять виды экологического загрязнения пищевых продуктов; оценивать влияние техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека;
- выполнять мероприятия по предотвращению негативного влияния техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека.
Раздел «Создание изделий из текстильных материалов»
Ученик научится:
- изготовлять с помощью ручных инструментов и оборудования для швейных и декоративно-прикладных работ, швейной машины простые по конструкции модели швейных изделий, пользуясь технологической документацией;
- выполнять влажно-тепловую обработку швейных изделий.
Ученик получит возможность научиться:
- выполнять несложные приёмы моделирования швейных изделий;
- определять и исправлять дефекты швейных изделий;
- выполнять художественную отделку швейных изделий;
- изготовлять изделия декоративно-прикладного искусства региональных народных промыслов;
- определять основные стили одежды и современные направления моды.
Раздел «Технологии исследовательской, опытнической и проектной деятельности»
Ученик научится:
- планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта;
- представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.
Ученик получит возможность научиться:
- организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технологических решений; планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий;
- осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку стоимости произведённого продукта как товара на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.
Содержание учебного предмета.
Технологии домашнего хозяйства (4 часа).
Интерьер жилого дома (2ч).
Теоретические сведения. Понятие о жилом помещении: жилой дом, квартира, комната, многоквартирный дом. Зонирование пространства жилого дома. Организация зон приготовления и приёма пищи, отдыха и общения членов семьи, приёма гостей, зоны сна, санитарно-гигиенической зоны. Зонирование комнаты подростка.
Понятие о композиции в интерьере. Интерьер жилого дома. Современные стили в интерьере. Использование современных материалов и подбор цветового решения в отделке квартиры. Виды отделки потолка, стен, пола. Декоративное оформление интерьера. Применение текстиля в интерьере. Основные виды занавесей для окон.
Практическая работа №1 «Изготовление макета оформления окон».
Комнатные растения в интерьере (2ч).
Теоретические сведения. Понятие о фитодизайне как искусстве оформления интерьера, создания композиций с использованием растений. Роль комнатных растений в интерьере. Приёмы размещения комнатных растений в интерьере: одиночные растения, композиция из горшечных растений, комнатный садик, террариум.
Требования растений к окружающим условиям. Светолюбивые, теневыносливые и тенелюбивые растения. Разновидности комнатных растений: декоративнолистные, декоративноцветущие комнатные, декоративноцветущие горшечные, кактусы и суккуленты. Виды растений по внешним данным: злаковидные, растения с прямостоячими стеблями, лианы и ампельные растения, розеточные, шарообразные и кустистые растения.
Технологии выращивания комнатных растений. Влияние растений на микроклимат помещения. Правила ухода за комнатными растениями. Пересадка и перевалка комнатного растения. Технологии выращивания цветов без почвы: гидропоника, на субстратах, аэропоника. Профессия садовник.
Практическая работа №2 «Перевалка (пересадка) комнатных растений».
Основные виды деятельности учащихся: слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником, написание докладов, анализ проблемных ситуаций, просмотр учебных презентаций, выполнение работ практикума.
Технологии творческой и опытнической деятельности (2 часа).
Исследовательская и созидательная деятельность (2ч).
Практическая работа №3 «Защита творческого проекта».
Творческий проект «Растение в интерьере жилого дома.
Основные виды деятельности учащихся: слушание объяснений учителя, слушание и анализ выступлений своих товарищей, работа с научно-популярной литературой, отбор и сравнение материала по нескольким источникам, систематизация учебного материала, самостоятельная работа с учебником, наблюдение за демонстрациями учителя, работа с раздаточным материалом, написание докладов, анализ проблемных ситуаций, просмотр учебных презентаций, выполнение работ практикума.
Кулинария (14 часов).
Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря (4ч).
Теоретические сведения. Пищевая ценность рыбы и нерыбных продуктов моря. Содержание в них белков, жиров, углеводов, витаминов. Виды рыбы и нерыбных продуктов моря, продуктов из них. Маркировка консервов.
Признаки доброкачественности рыбы. Условия и сроки хранения рыбной продукции. Оттаивание мороженой рыбы. Вымачивание солёной рыбы. Разделка рыбы. Санитарные требования при обработке рыбы. Тепловая обработка рыбы.
Технология приготовления блюд из рыбы. Технология приготовления блюд из нерыбных продуктов моря. Подача готовых блюд. Требования к качеству готовых блюд.
Практическая работа №4 «Приготовление блюда из рыбы».
Практическая работа №5 «Приготовление блюд из морепродуктов».
Блюда из мяса (4ч).
Теоретические сведения. Значение мясных блюд в питании. Виды мяса и субпродуктов. Признаки доброкачественности мяса. Органолептические методы определения доброкачественности мяса. Условия и сроки хранения мясной продукции. Оттаивание мороженого мяса. Подготовка мяса к тепловой обработке. Санитарные требования при обработке мяса. Оборудование и инвентарь, применяемые при механической и тепловой обработке мяса.
Виды тепловой обработки мяса. Определение качества термической обработки мясных блюд. Технология приготовления блюд из мяса. Подача к столу. Гарниры к мясным блюдам.
Практическая работа №6 «Определение доброкачественности мяса и мясных продуктов».
Практическая работа № 7 «Приготовление блюда из мяса».
Блюда из птицы (2ч).
Теоретические сведения. Виды домашней и сельскохозяйственной птицы и их кулинарное употребление. Способы определения качества птицы. Подготовка птицы к тепловой обработке. Способы разрезания птицы на части. Оборудование и инвентарь, применяемые при механической и тепловой обработке птицы.
Виды тепловой обработки птицы. Технология приготовления блюд из птицы. Оформление готовых блюд и подача их к столу.
Практическая работа № 8 «Приготовление блюда из птицы».
Заправочные супы (2ч).
Теоретические сведения. Значение супов в рационе питания. Технология приготовления бульонов, используемых при приготовлении заправочных супов.
Виды заправочных супов. Технология приготовления щей, борща, рассольника, солянки, овощных супов и супов с крупами и мучными изделиями. Оценка готового блюда. Оформление готового супа и подача к столу.
Практическая работа № 9 «Приготовление заправочного супа».
Приготовление обеда. Сервировка стола к обеду (2ч).
Теоретические сведения. Меню обеда. Сервировка стола к обеду. Набор столового белья, приборов и посуды для обеда.
Подача блюд. Правила поведения за столом и пользования столовыми приборами.
Практическая работа № 10 «Сервировка стола к обеду».
Основные виды деятельности учащихся: слушание объяснений учителя, слушание и анализ выступлений своих товарищей, систематизация учебного материала, самостоятельная работа с учебником, наблюдение за демонстрациями учителя, работа с раздаточным материалом, написание докладов, анализ проблемных ситуаций, просмотр учебных презентаций, выполнение работ практикума.
Технологии творческой и опытнической деятельности (2 часа).
Исследовательская и созидательная деятельность (2ч).
Практические работа №11 «Презентация и защита творческого проекта».
Творческий проект: «Приготовление воскресного семейного обеда».
Основные виды деятельности учащихся: слушание объяснений учителя, слушание и анализ выступлений своих товарищей, работа с научно-популярной литературой, отбор и сравнение материала по нескольким источникам, систематизация учебного материала, самостоятельная работа с учебником, наблюдение за демонстрациями учителя, работа с раздаточным материалом, написание докладов, анализ проблемных ситуаций, просмотр учебных презентаций, выполнение работ практикума.
Создание изделий из текстильных материалов (22 часа).
Свойства текстильных материалов (2ч).
Теоретические сведения. Классификация текстильных химических волокон. Способы их получения. Виды и свойства искусственных и синтетических тканей. Виды нетканых материалов из химических волокон. Профессия оператор в производстве химических волокон.
Практическая работа №12 «Изучение свойств текстильных материалов из химических волокон».
Конструирование швейных изделий (4ч).
Теоретические сведения. Понятие о плечевой одежде. Понятие об одежде с цельнокроеным и втачным рукавом. Определение размеров фигуры человека. Снятие мерок для изготовления плечевой одежды. Построение чертежа основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом.
Практическая работа №13 «Снятие мерок и построение чертежа швейного изделия с цельнокроеным рукавом в М 1:4.
Практическая работа № 14 «Построение чертежа основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом в натуральную величину».
Моделирование швейных изделий (2ч).
Теоретические сведения. Понятие о моделировании одежды. Моделирование формы выреза горловины. Моделирование плечевой одежды с застёжкой на пуговицах. Моделирование отрезной плечевой одежды. Приёмы изготовления выкроек дополнительных деталей изделия: подкройной обтачки горловины спинки, подкройной обтачки горловины переда, подборта. Профессия художник по костюму.
Практическая работа №15 «Моделирование выкройки проектного изделия».
Швейная машина (2ч).
Теоретические сведения. Устройство машинной иглы. Неполадки в работе швейной машины. Неполадки в работе швейной машины, связанные с неправильной установкой иглы, её поломкой. Замена машинной иглы. Неполадки в работе швейной машины, связанные с неправильным натяжением ниток. Дефекты машинной строчки: петляние сверху и снизу, слабая и стянутая строчка. Приспособления к швейным машинам. Назначение и правила использования регулятора натяжения верхней нитки. Обмётывание петель и пришивание пуговицы с помощью швейной машины.
Практическая работа №16 «Устранение дефектов машинной строчки».
Технология изготовления швейных изделий (12ч).
Теоретические сведения. Технология изготовления плечевого швейного изделия с цельнокроеным рукавом. Последовательность подготовки ткани к раскрою. Правила раскладки выкроек на ткани. Подготовка выкройки к раскрою.
Правила раскроя. Выкраивание деталей из прокладки. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы с иголками и булавками.
Понятие о дублировании деталей кроя. Технология соединения детали с клеевой прокладкой. Правила безопасной работы утюгом.
Способы переноса линий выкройки на детали кроя с помощью прямых копировальных стежков.
Основные операции при ручных работах: временное соединение мелкой детали с крупной - примётывание; временное ниточное закрепление стачанных и вывернутых краёв - вымётывание.
Основные машинные операции: при соединение мелкой детали к крупной — притачивание; соединение деталей по контуру с последующим вывёртыванием — обтачивание. Обработка припусков шва перед вывёртыванием.
Классификация машинных швов: соединительные (обтачной с расположением шва на сгибе и в кант). Обработка мелких деталей швейного изделия обтачным швом — мягкого пояса, бретелей.
Подготовка и проведение примерки плечевой одежды с цельнокроеным рукавом. Устранение дефектов после примерки.
Последовательность изготовления плечевой одежды с цельнокроеным рукавом. Технология обработки среднего шва с застежкой и разрезом, плечевых швов, нижних срезов рукавов. Технология обработки срезов подкройной обтачкой. Обработка срезов горловины подкройной обтачкой с расположением её на изнаночной или лицевой стороне изделия. Обработка застёжки подбортом. Обработка боковых швов. Соединение лифа с юбкой. Обработка нижнего среза изделия. Обработка разреза в шве. Окончательная отделка изделия. Профессия технолог-конструктор.
Практическая работа №17 «Изготовление образцов ручных и машинных работ».
Практическая работа №18 «Раскрой швейного изделия».
Практическая работа №19 «Подготовка изделия к примерке. Примерка».
Практическая работа №20 «Обработка среднего шва спинки, плечевых и нижних срезов рукавов, боковых срезов».
Практическая работа № 21 «Обработка горловины и застежки проектного изделия».
Практическая работа №22 «Окончательная обработка изделия».
Основные виды деятельности учащихся: слушание объяснений учителя, слушание и анализ выступлений своих товарищей, систематизация учебного материала, самостоятельная работа с учебником, наблюдение за демонстрациями учителя, работа с раздаточным материалом, написание докладов, сбор и классификация коллекционного материала, анализ проблемных ситуаций, просмотр учебных презентаций, выполнение работ практикума, моделирование и конструирование.
Технологии творческой и опытнической деятельности (4 часа).
Исследовательская и созидательная деятельность (4ч).
Практическая работа №23 «Оформление пояснительной записки к творческому проекту».
Практическая работа №24 «Презентация и защита проекта».
Творческий проект «Наряд для семейного обеда.
Основные виды деятельности учащихся: слушание объяснений учителя, слушание и анализ выступлений своих товарищей, работа с научно-популярной литературой, отбор и сравнение материала по нескольким источникам, систематизация учебного материала, самостоятельная работа с учебником, наблюдение за демонстрациями учителя, работа с раздаточным материалом, написание докладов, анализ проблемных ситуаций, просмотр учебных презентаций, выполнение работ практикума.
Художественные ремёсла (8 часов).
Вязание крючком (4ч).
Теоретические сведения. Краткие сведения из истории старинного рукоделия — вязания. Вязаные изделия в современной моде. Материалы и инструменты для вязания. Виды крючков и спиц. Правила подбора инструментов в зависимости от вида изделия и толщины нити. Организация рабочего места при вязании. Расчёт количества петель для изделия. Отпаривание и сборка готового изделия.
Основные виды петель при вязании крючком. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Вязание полотна: начало вязания, вязание рядами, основные способы вывязывания петель, закрепление вязания. Вязание по кругу: основное кольцо, способы вязания по кругу.
Практическая работа №25 «Вывязывание полотна из столбиков с накидом несколькими способами».
Практическая работа № 26 «Выполнение плотного вязания по кругу».
Вязание спицами (4ч).
Теоретические сведения. Вязание спицами узоров из лицевых и изнаночных петель: набор петель на спицы, применение схем узоров с условными обозначениями. Кромочные, лицевые и изнаночные петли, закрытие петель последнего ряда. Вязание полотна лицевыми и изнаночными петлями. Вязание цветных узоров. Создание схем для вязания с помощью ПК. Профессия вязальщица текстильно-галантерейных изделий.
Практическая работа № 27 «Выполнение образцов вязок лицевыми и изнаночными петлями».
Практическая работа № 28 «Разработка схемы жаккардового узора».
Основные виды деятельности учащихся: слушание объяснений учителя, слушание и анализ выступлений своих товарищей, систематизация учебного материала, самостоятельная работа с учебником, наблюдение за демонстрациями учителя, работа с раздаточным материалом, написание докладов, анализ проблемных ситуаций, просмотр учебных презентаций, выполнение работ практикума.
Технологии творческой и опытнической деятельности (10 часов).
Исследовательская и созидательная деятельность (10ч).
Теоретические сведения. Цель и задачи проектной деятельности в 6 классе. Составные части годового творческого проекта шестиклассников.
Этапы выполнения проекта. Поисковый этап. Выбор темы проекта. Разработка нескольких вариантов изделия и выбор наилучшего. Сбор и анализ информации. Технологический этап. Конструкторская и дизайнерская проработка изделия. Самооценка и внешняя экспертная оценка изделия. Заключительный этап. Разработка вариантов рекламы изделия. Испытание изделия. Разработка презентации. Анализ того, что получилось, а что нет. Защита проекта.
Практическая работа №29 «Поиск сведений в литературе».
Практическая работа №30 «Моделирование, изготовление изделия».
Практическая работа №31 «Изготовление изделия».
Практическая работа №32 «Выполнение рекламного проспекта изделия».
Практическая работа №33 «Презентация и защита проекта».
Варианты творческих проектов: «Вяжем аксессуары крючком или спицами», «Любимая вязаная игрушка» и др.
Резерв учебного времени (2 часа).
Основные виды деятельности учащихся: слушание объяснений учителя, слушание и анализ выступлений своих товарищей, работа с научно-популярной литературой, отбор и сравнение материала по нескольким источникам, систематизация учебного материала, самостоятельная работа с учебником, наблюдение за демонстрациями учителя, работа с раздаточным материалом, написание докладов, анализ проблемных ситуаций, просмотр учебных презентаций, выполнение работ практикума.
Предварительный просмотр:
Календарно- тематический план
по учебному предмету «Технология»
7 класс
на 2016 - 2017 учебный год.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________/Е.М.Жулина/
«______» ______________ 2016г.
СОГЛАСОВАНО на заседании РМО, рекомендуется к утверждению
протокол № ___ от «___» ________ 2016 г.
Руководитель РМО _____________ /А.И.Лапшинова /
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 20»
140204, Московская область, г. Воскресенск, ул. Маркина, дом 3
тел./факс 8 (496) 44-5-90-48, тел. 8 (496) 44- 5-96-90 E-mail: sosh_20@mail.ru
УТВЕРЖДЕНА приказом от ___________ № _______ | |
Рабочая программа
учебного предмета «Технология»
(базовый уровень)
для 7 класса
Составитель:
Мурашова Т.В., учитель технологии
высшей квалификационной категории
г.Воскресенск
2016 год
Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена в соответствии с требованиями:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, в редакции приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644, от 31 декабря 2015 г № 1577);
- Основной образовательной программы основного общего образования (ФГОС) МОУ «СОШ №20», утвержденной приказом №201от 30.08.2014 г.;
- На основе программы по технологии, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (А.Т. Тищенко, Н.В. Синица (ФГОС). Технология. Программа 5-8 классы. - М.: Вентана – Граф, 2013).
В соответствии с учебным планом МОУ «СОШ № 20» на изучение учебного предмета «Технология» в 7 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели), т.к добавлен 1ч.(в неделю) из школьного компонента образовательного учреждения. Резервное время 2 часа.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника (УМК): Синица Н.В. , Симоненко В.Д. Технология. Технологии ведения дома. 7 класс. Учебник. ФГОС.- М.: Вентана - Граф, 2015.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
- самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
- развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
- осознанный вы бор и по строение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;
- становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
- проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
- самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства;
- формирование основ экологи ческой куль туры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.
Метапредметные результаты:
- самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;
- алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
- определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
- комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
- выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
- виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
- осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
- организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
- оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
- соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
- оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
Раздел «Кулинария»
Ученик научится:
- самостоятельно готовить для своей семьи простые кулинарные блюда из различных видов теста, молока и молочных продуктов, сладкие блюда, отвечающие требованиям рационального питания, соблюдая правильную технологическую последовательность приготовления, санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы;
- сервировать сладкий стол.
Ученик получит возможность научиться:
- составлять рацион питания на основе физиологических потребностей организма;
- выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах, минеральных веществах; организовывать своё рациональное питание в домашних условиях; применять различные способы обработки пищевых продуктов в целях сохранения в них питательных веществ;
- экономить электрическую энергию при обработке пищевых продуктов; оформлять приготовленные блюда, сервировать стол; соблюдать правила этикета за столом;
- определять виды экологического загрязнения пищевых продуктов; оценивать влияние техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека;
- выполнять мероприятия по предотвращению негативного влияния техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека.
Раздел «Создание изделий из текстильных материалов»
Ученик научится:
- изготовлять с помощью ручных инструментов и оборудования для швейных и декоративно-прикладных работ, швейной машины простые по конструкции модели швейных изделий, пользуясь технологической документацией;
- выполнять влажно-тепловую обработку швейных изделий.
Ученик получит возможность научиться:
- выполнять несложные приёмы моделирования швейных изделий;
- определять и исправлять дефекты швейных изделий;
- выполнять художественную отделку швейных изделий;
- изготовлять изделия декоративно-прикладного искусства региональных народных промыслов;
- определять основные стили одежды и современные направления моды.
Раздел «Технологии исследовательской, опытнической и проектной деятельности»
Ученик научится:
- планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта;
- представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.
Ученик получит возможность научиться:
- организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технологических решений; планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий;
- осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку стоимости произведённого продукта как товара на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.
Содержание учебного предмета.
Технологии домашнего хозяйства (4 часа).
Освещение жилого помещения. Предметы искусства и коллекции в интерьере (2ч).
Теоретические сведения. Роль освещения в интерьере. Понятие о системе освещения жилого помещения. Естественное и искусственное освещение. Типы ламп: накаливания, люминесцентные, галогенные, светодиодные. Особенности конструкции ламп, область применения, потребляемая электроэнергия, достоинства и недостатки.
Типы светильников: рассеянного и направленного освещения. Виды светильников: потолочные висячие, настенные, настольные, напольные, встроенные, рельсовые, тросовые. Современные системы управления светом: выключатели, переключатели, диммеры. Комплексная система управления «умный дом». Типы освещения: общее, местное, направленное, декоративное, комбинированное.
Предметы искусства и коллекции в интерьере. Оформление и размещение картин. Понятие о коллекционировании. Размещение коллекций в интерьере. Профессия дизайнер.
Практическая работа №1 «Выполнение презентации «Освещение жилого дома».
Гигиена жилища (2ч).
Теоретические сведения. Значение в жизни человека соблюдения и поддержания чистоты и порядка. Виды уборки. Их особенности и правила проведения. Современные натуральные и синтетические средства, применяемые при уходе за посудой, уборке помещения.
Практическая работа №2 «Генеральная уборка кабинета технологии».
Основные виды деятельности учащихся: слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником, написание докладов, анализ проблемных ситуаций, просмотр учебных презентаций, выполнение работ практикума.
Технологии творческой и опытнической деятельности (2 часа).
Исследовательская и созидательная деятельность (2ч).
Практическая работа №3 «Защита творческого проекта».
Творческий проект «Умный дом».
Основные виды деятельности учащихся: слушание объяснений учителя, слушание и анализ выступлений своих товарищей, работа с научно-популярной литературой, отбор и сравнение материала по нескольким источникам, систематизация учебного материала, самостоятельная работа с учебником, наблюдение за демонстрациями учителя, работа с раздаточным материалом, написание докладов, анализ проблемных ситуаций, просмотр учебных презентаций, выполнение работ практикума.
Электротехника (2 часа).
Бытовые электроприборы (2ч).
Теоретические сведения. Зависимость здоровья и самочувствия людей от поддержания чистоты в доме. Электрические бытовые приборы для уборки и создания микроклимата в помещении. Современный пылесос, его функции. Робот-пылесос. Понятие о микроклимате. Приборы для создания микроклимата (климатические приборы): кондиционер, ионизатор-очиститель воздуха, озонатор. Функции климатических приборов.
Практическая работа №4 «Подбор современной бытовой техники с учётом потребностей и доходов семьи.
Основные виды деятельности учащихся: слушание объяснений учителя, слушание и анализ выступлений своих товарищей, работа с научно-популярной литературой, отбор и сравнение материала по нескольким источникам, систематизация учебного материала, самостоятельная работа с учебником, наблюдение за демонстрациями учителя, работа с раздаточным материалом, написание докладов, анализ проблемных ситуаций, просмотр учебных презентаций, выполнение работ практикума, изучение устройства приборов по моделям и чертежам.
Кулинария (14 часов)
Блюда из молока и кисломолочных продуктов (4ч).
Теоретические сведения. Значение молока и кисломолочных продуктов в питании человека. Натуральное (цельное) молоко. Молочные и кисломолочные продукты. Молочные консервы. Сыр. Методы определения качества молока и молочных продуктов. Посуда для приготовления блюд из молока и кисломолочных продуктов. Молочные супы и каши. Технология приготовления и требования к качеству. Подача готовых блюд. Технология приготовления творога в домашних условиях. Технология приготовления блюд из кисломолочных продуктов. Профессия мастер производства молочной продукции.
Практическая работа №5 «Определение качества молока и молочных продуктов».
Практическая работа №6 «Приготовление молочного супа, каши или блюда из творога».
Изделия из жидкого теста (2ч).
Теоретические сведения. Виды блюд из жидкого теста. Продукты для приготовления жидкого теста. Пищевые разрыхлители для теста. Оборудование, посуда и инвентарь для замешивания теста и выпечки блинов. Технология приготовления жидкого теста и изделий из него. Подача их к столу.
Определение качества мёда органолептическими и лабораторными методами.
Практическая работа №7 «Приготовление изделий из жидкого теста».
Виды теста и выпечки (4ч).
Теоретические сведения. Продукты для приготовления выпечки. Разрыхлители теста. Инструменты и приспособления для приготовления теста и формования мучных изделий. Электрические приборы для приготовления выпечки.
Дрожжевое, бисквитное, заварное тесто и тесто для пряничных изделий. Виды изделий из них. Рецептура и технология приготовления пресного слоёного теста. Рецептура и технология приготовления песочного теста. Особенности выпечки изделий из них. Профессия кондитер.
Практическая работа №8 «Приготовление изделий из пресного слоёного теста».
Практическая работа №9 «Приготовление изделий из песочного теста».
Сладости, десерты, напитки (2ч).
Теоретические сведения. Виды сладостей. Их значение в питании человека. Виды десертов. Безалкогольные напитки: молочный коктейль, морс. Рецептура, технология их приготовления и подача к столу. Профессия кондитер сахаристых изделий.
Практическая работа №9 «Приготовление изделий из песочного теста».
Сервировка сладкого стола. Праздничный этикет (2ч).
Теоретические сведения. Меню сладкого стола. Сервировка сладкого стола. Набор столового белья, приборов и посуды. Подача кондитерских изделий и сладких блюд. Правила поведения за столом и пользования десертными приборами. Сладкий стол фуршет. Правила приглашения гостей. Разработка пригласительных билетов с помощью ПК.
Практическая работа №11 «Разработка меню».
Основные виды деятельности учащихся: слушание объяснений учителя, слушание и анализ выступлений своих товарищей, систематизация учебного материала, самостоятельная работа с учебником, наблюдение за демонстрациями учителя, работа с раздаточным материалом, написание докладов, анализ проблемных ситуаций, просмотр учебных презентаций, выполнение работ практикума.
Технологии творческой и опытнической деятельности (4 часа).
Исследовательская и созидательная деятельность (4ч).
Практическая работа №12 «Составление портфолио».
Практическая работа №13 «Защита творческого проекта».
Творческий проект: «Праздничный сладкий стол».
Основные виды деятельности учащихся: слушание объяснений учителя, слушание и анализ выступлений своих товарищей, работа с научно-популярной литературой, отбор и сравнение материала по нескольким источникам, систематизация учебного материала, самостоятельная работа с учебником, наблюдение за демонстрациями учителя, работа с раздаточным материалом, написание докладов, анализ проблемных ситуаций, просмотр учебных презентаций, выполнение работ практикума.
Создание изделий из текстильных материалов (16 часов).
Свойства текстильных материалов(2ч).
Теоретические сведения. Классификация текстильных волокон животного происхождения. Способы их получения. Виды и свойства шерстяных и шёлковых тканей. Признаки определения вида тканей по сырьевому составу. Сравнительная характеристика свойств тканей из различных волокон.
Практическая работа №14 «Определение сырьевого состава тканей и изучение их свойств».
Конструирование швейных изделий (2ч).
Теоретические сведения. Понятие о поясной одежде. Виды поясной одежды. Конструкции юбок. Снятие мерок для изготовления поясной одежды. Построение чертежа прямой юбки.
Практическая работа №15 «Снятие мерок и построение чертежа прямой юбки в натуральную величину».
Моделирование швейных изделий (2ч).
Теоретические сведения. Приёмы моделирования поясной одежды. Моделирование юбки с расширением книзу. Моделирование юбки со складками. Подготовка выкройки к раскрою. Получение выкройки швейного изделия из пакета готовых выкроек, журнала мод, с CD и из Интернета.
Практическая работа №16 «Моделирование юбки».
Швейная машина (2ч).
Теоретические сведения. Уход за швейной машиной: чистка и смазка движущихся и вращающихся частей. Приспособления к швейной машине для потайного подшивания и окантовывания среза.
Практическая работа №17 «Уход за швейной машиной: чистка и смазка».
Технология изготовления швейных изделий (8ч).
Теоретические сведения. Технология изготовления поясного швейного изделия. Правила раскладки выкроек поясного изделия на ткани. Правила раскроя. Выкраивание бейки. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы ножницами, булавками, утюгом. Дублирование детали пояса клеевой прокладкой-корсажем.
Основные операции при ручных работах: прикрепление подогнутого края потайными стежками — подшивание.
Основные машинные операции: подшивание потайным швом с помощью лапки для потайного подшивания; стачивание косых беек; окантовывание среза бейкой. Классификация машинных швов: краевой окантовочный с закрытым срезом и с открытым срезом.
Технология обработки среднего шва юбки с застёжкой-молнией и разрезом. Притачивание застёжки-молнии вручную и на швейной машине. Технология обработки односторонней, встречной и байтовой складок. Подготовка и проведение примерки поясной одежды. Устранение дефектов после примерки.
Последовательность обработки поясного изделия после примерки. Технология обработки вытачек, боковых срезов, верхнего среза поясного изделия прямым притачным поясом. Вымётывание петли и пришивание пуговицы на поясе. Обработка нижнего среза изделия. Обработка разреза в шве. Окончательная чистка и влажно-тепловая обработка изделия.
Практическая работа №18 «Раскрой проектного изделия».
Практическая работа №19 «Обработка среднего шва юбки с застёжкой-молнией».
Практическая работа №20 «Подготовка и проведение примерки поясного изделия».
Практическая работа №21 «Обработка юбки после примерки: вытачек и боковых срезов, верхнего среза прямым притачным поясом, нижнего среза».
Основные виды деятельности учащихся: слушание объяснений учителя, слушание и анализ выступлений своих товарищей, систематизация учебного материала, самостоятельная работа с учебником, наблюдение за демонстрациями учителя, работа с раздаточным материалом, написание докладов, сбор и классификация коллекционного материала, анализ проблемных ситуаций, просмотр учебных презентаций, выполнение работ практикума, моделирование и конструирование.
Технологии творческой и опытнической деятельности (4 часа).
Исследовательская и созидательная деятельность (4ч).
Практическая работа №22 «Составление портфолио».
Практическая работа №23 «Защита творческого проекта».
Творческий проект «Праздничный наряд».
Основные виды деятельности учащихся: слушание объяснений учителя, слушание и анализ выступлений своих товарищей, работа с научно-популярной литературой, отбор и сравнение материала по нескольким источникам, систематизация учебного материала, самостоятельная работа с учебником, наблюдение за демонстрациями учителя, работа с раздаточным материалом, написание докладов, анализ проблемных ситуаций, просмотр учебных презентаций, выполнение работ практикума.
Художественные ремёсла (16 часов).
Ручная роспись тканей (4ч).
Теоретические сведения. Понятие о ручной росписи тканей. Подготовка тканей к росписи. Виды батика. Технология горячего батика. Декоративные эффекты в горячем батике. Технология холодного батика. Декоративные эффекты в холодном батике. Особенности выполнения узелкового батика и свободной росписи. Профессия художник росписи по ткани.
Практическая работа №24 «Выполнение образца росписи ткани в технике холодного батика».
Вышивание (12ч).
Теоретические сведения. Материалы и оборудование для вышивки. Приёмы подготовки ткани к вышивке. Технология выполнения прямых, петлеобразных, петельных, крестообразных и косых ручных стежков.
Техника вышивания швом крест горизонтальными и вертикальными рядами, по диагонали. Использование ПК в вышивке крестом.
Техника вышивания художественной, белой и владимирской гладью. Материалы и оборудование для вышивки гладью. Атласная и штриховая гладь. Швы французский узелок и рококо.
Материалы и оборудование для вышивки атласными лентами. Швы, используемые в вышивке лентами. Стирка и оформление готовой работы. Профессия вышивальщица.
Практическая работа №25 «Выполнение образцов швов прямыми, петлеобразными, петельными, крестообразными и косыми стежками».
Практическая работа №26 « Выполнение образца вышивки в технике крест».
Практическая работа №27 «Выполнение образцов вышивки гладью».
Практическая работа №28 «Выполнение образцов вышивки французским узелком и рококо».
Практическая работа №29 «Выполнение образца вышивки атласными лентами».
Практическая работа №30 «Выполнение образца вышивки атласными лентами».
Основные виды деятельности учащихся: слушание объяснений учителя, слушание и анализ выступлений своих товарищей, систематизация учебного материала, самостоятельная работа с учебником, наблюдение за демонстрациями учителя, работа с раздаточным материалом, написание докладов, анализ проблемных ситуаций, просмотр учебных презентаций, выполнение работ практикума.
Технологии творческой и опытнической деятельности (4часа).
Исследовательская и созидательная деятельность (4ч).
Практическая работа №31 «Составление портфолио».
Практическая работа №32 «Защита творческого проекта».
Творческий проект: «Подарок своими руками».
Резерв учебного времени (2 часа).
Основные виды деятельности учащихся: слушание объяснений учителя, слушание и анализ выступлений своих товарищей, работа с научно-популярной литературой, отбор и сравнение материала по нескольким источникам, систематизация учебного материала, самостоятельная работа с учебником, наблюдение за демонстрациями учителя, работа с раздаточным материалом, написание докладов, анализ проблемных ситуаций, просмотр учебных презентаций, выполнение работ практикума.