Самообразование на тему «Логические блоки Дьенеша как инструмент развития логико-математических представлений у детей средней группы»

Кадочникова Светлана Николаевна

 Самообразование педагога на тему «Логические блоки Дьенеша как инструмент развития логико-математических представлений у детей средней группы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_pedagogov.doc23 КБ
Microsoft Office document icon igry_s_blokamidenesha.doc17.5 КБ
Microsoft Office document icon poznayu_sebya.doc62 КБ
Microsoft Office document icon igry_s_figurami.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Использовании блоков Дьенеша для развития логического и математических представлений у детей дошкольного возраста может включать следующие пункты:

Цели использования блоков Дьенеша: 

формирование представлений о математических понятиях; 

развитие логического мышления; 

развитие представления о множестве и пространственных представлений; 

развитие умений выявлять свойства в объектах, называть их, обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам; 

развитие творческих способностей, воображения, фантазии. 

Формы организации работы с блоками Дьенеша: 

Занятия (комплексные, интегрированные). Игры с логическими блоками используются как часть занятия для закрепления знаний и представлений дошкольников. 

Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры, экспериментирование, моделирование и др.). 

Деятельность вне занятий, в предметно-развивающей среде (конструирование, изобразительное творчество — составление картин из блоков, их использование в роли предметных ориентиров и пр.). 

Некоторые задания и игры с блоками Дьенеша:

«Поиск одинаковых фигур». Цель — разложить фигуры по их свойствам, собрать все жёлтые или все круглые. 

«Угости игрушку». Цель — разложить фигуры так, чтобы у каждой игрушки были фигуры только одинаковой толщины, одного размера. 

«Что лишнее». Цель — разложить перед ребёнком 4–5 блоков. В ряду один лишний — он может отличаться цветом, формой. Ребёнок объясняет, почему эта фигура лишняя. 

«Игра с кругом». Нужно нарисовать круг. Цель — расположить все фигуры синего цвета внутри круга, а все красные — снаружи. 

«Цепочка». Нужно выстроить цепочку из заданных блоков в определённой последовательности по карточке или иллюстрации-слайду. 

«Угадай-ка». Цель — спрятать одну фигуру. Ребёнок должен угадать, какой именно блок спрятан, он задаёт наводящие вопросы, ответ на которые только «да» или «нет». 

В зависимости от возраста детей можно использовать не весь комплект, а какую-то его часть: сначала блоки, разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине (12 штук), затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине (24 штуки), и в конце — полный комплект фигур (48 штук). 



Предварительный просмотр:

«ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША» В ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

           

Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача педагогов состоит в том, чтобы помочь ребенку сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка.

            Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, учит логике. Математическое развитие не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Главное - создать условия для самостоятельного поиска детьми решения задач, не предлагать при этом никаких готовых способов, образцов решения. Помочь ребенку овладеть такими мыслительными умениями, как абстрагирование, анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение. В этом нам помогут логические блоки Дьенеша.   

 Набор состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по цвету (красный, синий, желтый), форме (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник), размеру (большие и маленькие) и толщине (толстые и тонкие). Каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами, в наборе нет фигур, одинаковых по всем свойствам.

Начинать играть можно уже в раннем возрасте: в 1-2 года подойдут простые игры на сортировку элементов по форме, цвету, размеру, толщине. Предложите ребенку выбрать все красные элементы. Или все круглые. Можно попросить ребенка найти фигуры, такие же по цвету, но иной формы, или размера, или цвета. Возьмите мишку, куклу, зайца и попросите малыша распределить между ними "пирожные", чтобы у мишки были все красные, у зайца - все большие, а у куклы - все тонкие. Обращайте внимание ребенка, что некоторые фигуры подойдут сразу нескольким "гостям".

С помощью блоков можно также развивать и конструктивные способности ребенка, строя из предложенных элементов схематичные изображения знакомых ему с детства предметов и игрушек - зайчика, мишки, человечка, машинки, ракеты и т.д.
Постепенно задания можно усложнять.

Основная цель использования предлагаемых логических блоков - научить дошкольников решать задачи на выявление свойств и группировку предметов. Помимо этого материал, состоящий из 48 различающихся фигур, поможет развить речь, мышление и математические представления. Играя в интеллектуальные игры с блоками, дети в дальнейшем смогут успешно овладеть математикой и информатикой. Игры и упражнения универсальны - вы можете предложить их детям на занятиях и в свободные часы, в детском саду и дома.



Предварительный просмотр:

«Использование логических блоков Дьенеша в работе с дошкольниками»

Дидактический набор «Логические блоки» состоит из 48 объёмных геометрических фигур, различающихся по цвету, форме, величине и толщине. Каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. В процессе разнообразных действий с логическими блоками дошкольники овладевают различными мыслительными умениями, такими как, умения анализировать, абстрагировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, кодировать и декодировать. А также логические операции отрицания или замещения. В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у детей развиваются элементарные навыки алгоритма, способность производить действия в уме. С помощью блоков тренируют внимание, память, восприятие. Логические блоки представляют собой эталоны форм – геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.

В работе с детьми наряду с логическими блоками применяются карточки, на которых условно обозначены свойства блоков : цвет, форма, величина и толщина. На карточках условно обозначены свойства блоков :

-цвет - пятно

-форма – геометрическая фигура

-величина – силуэтом домика (большой, маленький)

-толщина – толстый или тонкий человечек

А также карточки – отрицания….

Блоки используются в деятельности, как часть занятия для закрепления геометрических фигур, цвета, величины. Это замечательный дидактический материал для решения логических задач по лексическим темам «Овощи»«Фрукты»«Ягоды»«Животные»«Рыбы» т. д. Например, используя обручи, мы сажаем огород, собираем грибы и ягоды.

Также использовать логические блоки можно :

- В настольно – печатных играх. Это «Чудесный мешочек»«Найди клад»«Бусы»«Хоровод»«Найди пару»«Лото»«Домино»«Засели домики».

- В сюжетно – ролевых играх«деньги» в игре «Магазин», письма и открытки в игре «Почта», место в автобусе.

- В подвижных играх можно использовать кодовые карточки – это ключи к гаражам, ориентиры домиков и т. д.

С чего же начать работу с блоками.

Работа с Блоками Дьенеша, строиться по принципу - от простого к сложному.

1 этап. «Знакомство»

Начинать работу с блоками можно с детьми младшего дошкольного возраста.

Строгое следование одного этапа за другим необязательно. В зависимости от того, с какого возраста начинается работа с блоками, а также от уровня развития детей, педагог может объединять или исключать некоторые этапы.

Перед тем, как непосредственно перейти к играм с блоками Дьенеша, на первом этапе дается детям возможность познакомиться с блоками : самостоятельно достать их из коробки и рассмотреть, поиграть по своему усмотрению. Воспитатели могут наблюдать за таким знакомством. А дети могут построить башенки, домики и т. д. В процессе манипуляций с блоками дети устанавливают, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину.

На этом этапе дети знакомятся с блоками самостоятельно, т. е. без заданий, поучений со стороны воспитателя.

2 этап «Обследование»

На этом этапе дети проводят обследование блоков. При помощи восприятия они познают внешние свойства предметов в их совокупности (цвет, форму, величину). Дети упражняются в преобразовании фигур, перекладывая блоки по собственному желанию. Например, красные фигуры к красным, квадраты к квадратам и т. д.

В процессе игр с блоками у детей развиваются зрительные и осязательные анализаторы. Дети воспринимают в предмете новые качества и свойства, обводят пальчиком контуры предметов, группируют их по цвету, размеру, форме и т. д.

3 этап «Игровой»

Когда знакомство и обследование произошло, предлагаются детям игры. Конечно, при выборе игр следует учитывать интеллектуальные возможности детей. Большое значение играет дидактический материал. Играть и раскладывать блоки интереснее для кого – то или чего – то. Например, угостить зверей, расселить жильцов, посадить огород и т. д.

4 Этап «Сравнение»

Затем дети начинают устанавливать сходства и различия между фигурами. Важно, чтобы ребенок понимал смысл вопросов «Чем похожи фигуры?» и «Чем отличаются фигуры?»

Например, перед детьми выкладываются блоки только круглой формы, но разного размера, цвета и толщины. Спрашивают«Чем похожи эти фигуры?» Дети отвечают«Это круг, и это круг, и это круг».

- «Правильно, все фигуры круглой формы, они похожи по форме. А чем они отличаются?» - «Этот круг желтый, этот синий, а этот красный».

«Да, они отличаются по цвету. А еще есть отличия?» Дети отвечают«Этот маленький, а этот большой».

– «Правильно, и по величине они разные».

Аналогичным образом дети устанавливают различия фигур по толщине. Постепенно дети начинают пользоваться сенсорными эталонами и их обобщающими понятиями, такими как форма, цвет, величина, толщина.

5 этап «Поисковый»

На следующем этапе в игру включаются элементы поиска. Дети учатся находить блоки по словесному заданию по одному, двум, трем и всем четырем имеющимся признакам. На поднос педагог выкладывает фигуры, которые ребенок должен найти, а также несколько лишних фигур, и ребенок осуществляет поиск.

Например, им предлагается найти и показать любой квадрат или выложить все квадраты.

Далее предлагается найти фигуру по двум признакам, например - синий квадрат. Дети находят фигуры по двум заданным свойствам (цвету и форме).

После этого предлагается найти блок по трем заданным свойствам, например - синий большой квадрат.

И наконец, выбирается одна фигура по всем четырем заданным свойствам (цвету, форме, величине, толщине). В играх такого типа у детей формируется важнейшая мыслительная операция – абстрагирование. Кроме того, ребенок приходит к умозаключению, что, чем больше заданных свойств положено в основание поиска, тем меньшее количество фигур можно найти, и наоборот.

6 этап «Знакомство с символами»

На следующем этапе знакомят детей с кодовыми карточками.

Загадки без слов (кодирование). Объясняют детям, что угадать блоки нам помогут карточки.

Показывают 4 карточки геометрических фигур – эти карточки обозначают форму предмета.

Затем 3 цветных пятна – цвет фигуры.

Предлагается рассмотреть карточки с домиками большим и маленьким – размер фигуры.

И карточки с человечками толстым и худым – толщина фигуры.

Ребятам предлагаются игры и упражнения, где свойства блоков изображены схематично, на карточках. Это позволяет развивать способность к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать информацию.

Такая интерпретация кодировки свойств блоков предложена самим автором дидактического материала.

Воспитатель, пользуясь кодовыми карточками, загадывает блок, дети расшифровывают информацию и находят закодированный блок.

Пользуясь кодовыми карточками, ребята называют «имя» каждого блока, т. е. перечисляют его признаки.

7 этап «Соревновательный»

Затем в игру с блоками включается соревновательный элемент. Есть такие задания к играм, где нужно быстро и правильно найти заданную фигуру. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибется как при шифровке, так и при поиске закодированной фигуры.

Подобные игры позволяют моделировать такое понятие, как кодирование и декодирование информации, важное не только в математике, но и в информатике.

8 этап «Отрицание»

На следующем этапе игры с блоками значительно усложняются за счет введения значка отрицания «не», который в рисуночном коде выражается перечеркиванием крест - накрест соответствующего кодирующего рисунка «не квадрат»«не красный»«не большой» и т. д.

Показ - карточек

Так, к примеру, «небольшой» – означает «маленький»«немаленький» - означает «большой». Можно ввести в схему один знак отрицания – по одному признаку, например «не большой», значит маленький. А можно вводить знак отрицания по всем признакам «не круг, не квадрат, не прямоугольник»«не красный, не синий»«не большой»«не толстый» - какой блок? Желтый, маленький, тонкий треугольник. Такие игры формируют у детей понятия об отрицании некоторого свойства с помощью частицы «не».

Строгое следование одного этапа за другим необязательно. В зависимости от того, с какого возраста начинается работа с блоками, а также от уровня развития детей, педагог может объединять или исключать некоторые этапы.



Предварительный просмотр:

«Игры с блоками Дьенеша для детей дошкольного возраста»

«Дорожки»

На полу, по кругу, на расстоянии друг от друга расставлены домики Наф – Нафа, Ниф – Нифа и Нуф – Нуфа. Между ними нужно проложить дорожки так, чтобы поросятам было интересно ходить в гости друг к другу. Но дорожки надо строить по правилам.

Например, нужно проложить дорожку так, чтобы соседние блоки в ней различались по цвету.

Каждую новую дорожку желательно строить по новому правилу. Дорожку можно строить так, чтобы соседние блоки различались по размеру, толщине или форме.

Можно строить мост, поезд, делать гирлянду для елки.

Во втором варианте данной игры усложняются правила построения дорожек. Дети ориентируются сразу на два свойства. Например, нужно построить дорожку так, чтобы соседние блоки были одинакового цвета, но разной формы или разные по цвету и форме, разные по цвету и размеру.

Правила могут придумывать и сами дети.

Для детей старшего возраста уже предлагается выстроить дорожки с учетом трех-четырех свойств. Например: одинаковые по цвету, но разные по размеру и форме. Одинаковые по форме и цвету, но разные по форме и толщине.

«У кого в гостях Винни – Пух и Пятачок»

Винни – Пух и Пятачок в городе логических фигур. Они хотят побывать в нескольких домах и посетить в каждом доме лишь одну фигуру. Далее педагог показывает картинку и спрашивает: «У какой фигуры в гостях Винни Пух и Пятачок?»

Если дети не могут самостоятельно решить задачу, педагог предлагает рассмотреть каждый ряд, установить связь, и определить какая фигура должна быть.

«Где, чей гараж» или «Логическое дерево»

Название игры, которую вы предложите детям, будет зависеть от сюжета. Основная суть игры – от этого не изменится.

Пусть в игре дети – водители, а блоки – машины. Перед детьми располагается схема, на которой изображена дорога к гаражам. Нужно все машины отправить в свои гаражи.

Организовать игру можно по - разному:

- Дети выполняют классификацию всей группой (одна схема и один набор блоков для всех). Дети разбирают блоки – машины и поочередно едут в свои гаражи.

- Дети выполняют классификацию индивидуально (у каждого ребенка схема и набор блоков).

- Классификацию выполняют парами (у каждой пары схема и набор блоков)

Аналогичные игровые упражнения проводятся с более сложными схемами.

«Строители дорог»

Игровая задача: построить дорожки для пешеходов и автомобилей в городе фигур.

Правила построения дорожек изображены на схемах.

Педагог вместе с детьми, определяет с какого блока начнут строить дорожку. Стрелки указывают последовательность блоков.

Дети по очереди выбирают нужный блок и прикладывают его к дорожке.

Упражнение можно организовать по – разному:

- все дети строят одну дорожку;

- дети делятся на пары, и каждая пара строит свою дорожку;

- каждый ребенок строит отдельную дорожку.

В более сложных вариантах, дети ориентируются на 2, 3 или 4 свойства блоков, а также карточки с отрицанием свойств.

«Построй дом»

У ведущего мешочек с блоками и квадратики - кирпичики. У каждого строителя – карточка – домик. Задача строителей – построить свой дом.

Ведущий вынимает блоки по одному из коробочки и называет форму каждого из них. Тот, кто находит соответствующее изображение на своей карточке, получает кирпичик и накрывает им изображение. В конце дети сосчитывают количество кирпичиков на своих карточках. Тот, у кого их больше, становится ведущим.

В более сложном варианте используются карточки, которые требуют выделения 2 свойств.

Ведущий, вынимая блок из мешочка, называет его цвет и форму (красный большой, синий треугольный, круглый тонкий и т. д)

В третьем варианте используются карточки, которые требуют ориентировки сразу на три - четыре свойства. Можно использовать карточки с отрицанием свойств.

«Лото»

Игра похожа на предыдущую.

Дети должны объяснять свое право на получение фишки (Это мой блок, потому, что он)

Наиболее сложная игра «Раздели блоки»

Винни – Пух и Пятачок пришли в гости к Кролику. Кролик предложил им конфеты (блоки, и сказал, что они смогут их съесть только тогда, когда разделят между собой следующим образом: Винни – Пуху все желтые, а Пятачку все прямоугольные. Чтобы дети не забыли условия разделения, можно рядом с игрушками поместить карточки с обозначениями указанных свойств.

Затем определяется куда следует класть конфеты, которые подходят и Пятачку и Винни – Пуху (в коробку, а также конфеты, которые никому не подходят.

Дети раскладывают блоки. Затем проверяют правильность выполнения задачи. С этой целью педагог задает вопросы :

- У Винни – Пуха все желтые блоки?

- У Пятачка все прямоугольные блоки?

Дети, как правило, находят ошибочные блоки и начинают перекладывать их от Винни – Пуха к Пятачку и обратно. Так они приходят к выводу: если блок одновременно и желтый и прямоугольный, то он подходит и Винни – Пуху и Пятачку, а значит его место в коробке.

В завершение педагог просит детей назвать каждую группу блоков. Он задает следующие вопросы:

- Какие блоки оказались общими? (желтые и прямоугольные)

- Какие блоки попали к Винни – Пуху? (Все желтые, не прямоугольные)

- Какие блоки попали к Пятачку? (Все прямоугольные, но не желтые)

- Какие блоки ни к кому не попали? (Не желтые и не прямоугольные)

При каждом повторном упражнении свойства необходимо менять.

Упражнение можно организовать и как игру с двумя обручами. На пол кладутся два разноцветных пересекающихся обруча. Сначала дети выясняют, сколько получилось мест (четыре); прыгают на любое из них и говорят, где оно находится:

1. Внутри обоих обручей;

2. Внутри красного, но вне синего;

3. Внутри синего, но вне красного;

4. Вне обоих обручей.

Затем педагог наделяет обручи и блоки образами и предлагает игровые задачи.