Главные вкладки
Гостева Оксана Александровна
Лучший способ сделать детей хорошими-Это сделать их счастливыми!!!
Консультация для родителей.
Родители, играйте с детьми!
Все родители знают, что дети любят играть, поэтому покупают им игрушки. Игрушка является неизменным спутником ребёнка с первых дней его рождения. Она выступает для ребёнка как предмет забавы, развлечения, радости, и в то же время игрушка – важнейшее средство его развития.
По мере взросления ребёнка игрушки меняются, становятся всё сложнее. Родителям надо знать, что для ребёнка важно не количество игрушек, а их разнообразие в соответствии с возрастом и ситуацией их использования. Главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребёнка действовать с игрушками.
Для дошкольника игра – это ведущая деятельность, в которой происходит его психическое развитие, формируется личность в целом. И если родители постоянно играют с детьми, следят за игрой, значит, они оценивают её как одно из важных средств воспитания и обучения. Дети подражают родителям во всём: общение с окружающими, поступки, трудовые действия. И всё это они переносят в свои игры, закрепляя, таким образом, накопленный опыт поведения, формы отношений. С обогащением жизненного опыта, при правильном руководстве взрослого игры детей становятся более содержательными, развёрнутыми, с разнообразными сюжетами и тематикой. Увеличивается количество исполняемых ролей и участников игры. В своих играх ребёнок начинает отражать не только быт семьи, события и факты, участником которых он был, но и образы литературных героев знакомых ему сказок и рассказов, н создаваемых по своему представлению.
В силу своей занятости родители поощряют самостоятельные игры детей. Однако очень важно знать, что самостоятельная игра ребёнка не возникает сама по себе, она формируется в ходе воспитания и обучения. Формируется постепенно, в процессе игрового общения со взрослым, старшими детьми и сверстниками.
Игрушка для ребёнка – центр игры. Она наталкивает его на тему, вызывает желание действовать с ней, обогащает чувственный опыт, развивает воображение и фантазию. Приобретая новую игрушку, подумайте о её педагогической целесообразности, оцените степень безопасности для ребёнка. И совсем не надо делить игрушки на «для девочки» и «для мальчика», т. к. это ограничивает круг общения ребёнка. Игрушки ребёнку необходимы разные:
o дидактические (разнообразные пирамидки, матрёшки, вкладыши, шнуровки, мозаики, бирюльки и др.);
o настольно – печатные;
o образные, изображающие людей, животных;
o сюжетные (предметы быта, орудия труда, транспорт и др.);
o театрализованные (изображающие литературных персонажей, би – ба – бо);
o строительные наборы (традиционные, тематические, Лего, кубики);
o спортивные (мячи, скакалки, кольцеброс, дартц);
o музыкальные (бубен, маракасы, барабан, колокольчик и др.);
o самоделки.
Дидактические и настольно – печатные игры способствуют развитию у детей памяти, внимания, мышления, развивают наблюдательность, глазомер, мелкие мышцы рук. Они открывают перед детьми возможность получать удовольствие от игры, совершать первые открытия, учат выдержке и терпению, ребёнок совершенствует умение действовать и осваивает сенсорные эталоны. Такие игры организовывают ребёнка, поскольку предлагают соблюдать правила.
Игрушки, изображающие людей и животных, помогают создавать игровые ситуации, они радуют своим привлекательным видом, вызывают положительные эмоции. Если ребёнок приучен беречь игрушки и сохранять их в опрятном виде, они очень долго вызывают желание с ними играть. Эти игрушки оказываются первыми помощниками детей в приобретении опыта общения с окружающими, помогают снять эмоциональное напряжение. Чаще всего именно образные игрушки становятся любимыми друзьями ребёнка.
Сюжетные игрушки помогают отразить сферу социальной действительности, существенно расширяют кругозор ребёнка. Здесь имеет значение внешнего сходства игрушки с «оригиналом».
Театрализованные игрушки привлекают своей яркостью, умением «говорить». Дети наделяют их различными чертами в соответствии с их внешним видом. Такие игрушки вызывают желание вспомнить и проиграть знакомую сказку. Здесь взрослый может подсказать новое игровое действие, предложить новый материал к уже знакомой игре. Выполнение роли с помощью таких игрушек формирует у дошкольника выразительность речи, мимики.
Игры со строительным материалом развивают у детей чувство формы, пространства, воображение, способствуют познанию конструктивных свойств деталей и материалов.
Спортивные игры помогут развить такие физические качества, как ловкость, координацию движений, глазомер и др.
Озвученные музыкальные игрушки всегда нравятся детям. Они способствуют развитию чувства ритма, слухового и зрительного внимания, памяти.
Изготовление самодельных игрушек формирует умение создавать и воплощать замысел, позволяет ребёнку знакомиться со свойствами материалов, с которыми он работает. Формирует общественные мотивы поведения, например, сделать своими руками подарок бабушке. Сделанное своими руками – предмет гордости ребёнка.
Игрушки помогают ребёнку познать окружающий мир. Но без активного участия взрослого игрушки со всеми их полезными качествами не смогут дать ребёнку знаний, умений и воспитания, необходимых ему для дальнейшего развития в социуме.
Родители, помните, что ребёнок всегда рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем чаще находится ребёнок в обществе близких ему людей, тем больше взаимопонимания, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Воспитываем пешехода»
Сложным становится уличное движение. Без знаний того, где, когда и как переходить улицу, без соблюдения правил движения для пешеходов обойтись невозможно. Обучение правилам уличного движения необходимо начинать с раннего возраста, для того чтобы у человека выработалась привычка выполнять эти правила непроизвольно, как, скажем, брать ложку в правую руку. Ребёнку с раннего возраста, т. е., с младшей группы 3-х лет нужно объяснять, что ходить можно только по тротуару с правой стороны. Тот, кто не соблюдает это правило, мешает встречному и затрудняет движение. Нельзя стоять на тротуаре большими группами – это мешает движению. Нельзя играть на тротуаре большими группами, кататься на самокате, велосипеде.
Перед родителями, как и перед воспитателями детского сада, стоит большая и трудная задача: научить детей выполнять правила уличного движения. Мы в детском саду проводим большую работу по обучению детей правилам уличного движения и знакомству с различными видами транспорта, а родители в свою очередь должны подкреплять эти правила в то время, когда они непосредственно сталкиваются с такими фактами. Всё это говорит о том, что родители сами, идя с ребёнком по улице не должны нарушать правила и правильно объяснять своему ребёнку. Прежде всего родители должны закрепить правила перехода улицы. Улицу можно переходить так же на перекрёстке или там где есть указатели «переход», а если нет никаких знаков, то нужно внимательно посмотреть, нет ли машин близко и только тогда переходить. Нужно напоминать детям, что улицу надо переходить так: в начале посмотреть налево, а потом дойдя до середины дороги направо. Почему же так надо делать при переходе улицы, все ли взрослые это знают? В нашей стране принято правостороннее
движение и если смотреть вдоль улицы, то по правой стороне машины движутся от нас, а по левой к нам. Правостороннее движение и обязывает пешехода при переходе улицы смотреть вначале налево, а потом направо.
Нужно также объяснять детям, что улицу переходить надо спокойно без суеты, шагом, не перебегать. Только тогда, когда человек переходит мостовую спокойно, он способен внимательно следить за происходящим вокруг и в случае надобности лили ускорить шаг или отступить назад, или остановиться. Особенно опасно перебегать улицу детям и нужно всемерно предостерегать их от этого, так как машина не может сразу остановиться. В особо оживлённых местах движения существуют переходы со светофорами. Ребёнку необходимо объяснить, что на зелёный свет можно идти, жёлтый надо подождать, красный стоять. Закрепить у детей понятие «Улица», объяснить, что улицы бывают, узкие, по которым машины едут в одну сторону, а широкие – две машины едут в обе стороны.
Мы в детском саду учим детей, ориентироваться в пространстве, а вы родители должны закреплять эти понятия у детей. Такие понятия «слева, справа, впереди, назад». Эту работу в детском саду мы начинаем проводить с младшей группы, а дальнейшее знакомство с правилами уличного движения будет проходить в старшей и подготовительной группах. Просьба к Вам родители, чтобы Вы тоже помогали нам воспитателям проводить эту большую работу. Надо объяснять детям, что нарушать правила нельзя, что водителям очень трудно работать, когда пешеходы нарушают правила. Работа по обучению детей правилам уличного движения должна проводится в тесном контакте с детским садом, только тогда она принесёт хорошие результаты.
Трудовое воспитание детей в семье
Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности ребенка. Трудолюбие не дается от природы, а должно воспитывается с самого раннего детства. Главная цель труда – в его влиянии на личность ребенка. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка. Движения становятся увереннее и точнее. Действуя, малыш все лучше ориентируется в пространстве.
Труд оказывает существенное влияние и на умственное развитие ребенка. Он развивает сообразительность, любознательность, инициативу, активное восприятие, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, тренирует память. А так же труд развивает мышление - ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело.
Подчеркивая неоценимое значение труда для всестороннего развития личности ребенка, предлагаю вашему вниманию, некоторые рекомендации по трудовому воспитанию в семье.
Труд детей в семье для должен быть посильным. Вовсе не обязательно возлагать на плечи малыша уборку всей квартиры, но попросить его обтереть пыль с подоконника вполне можно. Используйте удобный момент – интерес. Любому ребенку интересно поработать пылесосом. Много он, конечно, не наработает, а вот кое–какие навыки получит.
На первых ступенях трудовая деятельность мало устойчива, она тесно связана с играми детей. Связь между трудом и игрой важна в дошкольном возрасте – игровые образы помогают детям выполнять работу с большим интересом. За игрой ребенка проще приучить к труду. Например, ваш дом –это космический корабль, и его нужно вычистить перед отлетом. Маленькие дети легко очеловечивают неодушевленные предметы – это качество можно эффективно использовать. Скажите ребенку от имени игрушки, что ей холодно лежать на полу, или пусть мишка попросит, чтобы его посадили на полку.
Никогда не заставляйте ребенка насильно помогать вам. Принуждение отвращает. Тем более работа, сделанная по принуждению, не отличается качеством. Помощь должна отходить от чистого сердца. Понятно, что ребенок может не обратить внимания, что вам трудно и что вы были бы не против принять от него помощь. Здесь можно немного схитрить: поохать да поахать: «Ах, как я устала», «Ох, спина болит». Редкий ребенок не сообразит, что его помощь была бы к месту.
Какую же помощь по хозяйству может оказывать дети дошкольного возраста? Диапазон достаточно широк. Кроме уборки своей комнаты, малыш может помочь маме в приготовлении к ужину, например, в сервировке стола. Ребенку вполне по силам полить комнатные растения, покормить домашних питомцев.
Помните, давая поручения ребенку, необходимо доступно объяснить, что, за чем, и почему делается. Ребенок необходимо знать зачем ему выполнять те или иные задания и какой результат должен быть достигнут. Только так у дошкольников сформируется представление о необходимости этих действий. Поэтому всегда нужно объяснять для чего мы трудимся. Например, если цветы не полить – они могут погибнуть; если мы не помоем посуду, то придется есть из грязной.
Труд ребенка не должен оставаться не замеченным со стороны взрослых. Любой труд должен быть поощрен: поблагодарите ребенка, похвалите, оцените его старания. Даже если ребенок сделал что-нибудь не так. А если он что-либо разобьет, сломает, не вздумайте ругать его, ведь ребенок хотел помочь. Труд и его результат должны сопровождаться положительными эмоциями. Постепенно у ребёнка складывается положительное отношение не только к тем видам труда, которые связаны с игрой, но и к тем, которые не так интересны, но необходимы, то есть происходит осознание важности трудовой деятельности. Деятельность взрослых служит детям образцом для подражания. Если сами взрослые трудятся с энтузиазмом, то и ребенок будет стремиться к этому. Когда ребенок видит, что труд для взрослых – это тяжёлое бремя, то и сам будет относиться аналогично. Поэтому сами родители должны браться за любую работу с желанием, старанием и ответственностью, являясь для детей хорошим примером.
Учите ребенка доводить начатую им работу до конца, не торопите и не подгоняйте малыша, умейте ждать, пока он завершит работу сам.
Параллельно с трудовым воспитанием необходимо воспитывать уважение к труду взрослых, к бережному отношению его результатам. Слова нотации, как известно, методы для ребенка малоубедительные. Он должен видеть добрый пример взрослых.
Только систематическое выполнение трудовых обязанностей будет способствовать воспитанию у дошкольников организованности, ответственности, привычки к трудовому усилию, что так важно для подготовки ребенка к школе.
19 заповедей Марии Монтессори для родителей
Запоминаем!
1. Детей учит то, что их окружает.
2. Если ребенка часто критикуют — он учится осуждать.
3. Если ребенка часто хвалят — он учится оценивать.
4. Если ребенку демонстрируют враждебность — он учится драться.
5. Если с ребенком честны — он учится справедливости.
6. Если ребенка часто высмеивают — он учится быть робким.
7. Если ребенок живет с чувством безопасности — он учится верить.
8. Если ребенка часто позорят — он учится чувствовать себя виноватым.
9. Если ребенка часто одобряют — он учится хорошо к себе относиться.
10. Если к ребенку часто бывают снисходительны — он учится быть терпеливым.
11. Если ребенка часто подбадривают — он приобретает уверенность в себе.
12. Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя необходимым — он учится находить в этом мире любовь.
13. Не говорите плохо о ребенке — ни при нем, ни без него.
14. Концентрируйтесь на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому не будет оставаться места.
15. Всегда прислушивайтесь и отвечайте ребенку, который обращается к вам.
16. Уважайте ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее.
17. Будьте готовы помочь ребенку, который находится в поиске и быть незаметным для того ребенка, который уже все нашел.
18. Помогайте ребенку осваивать неосвоенное ранее. Делайте это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью, тишиной и любовью.
19. В обращении с ребенком всегда придерживайтесь лучших манер — предлагайте ему лучшее, что есть в вас самих.
Консультация для родителей«Дети познают мир через игры»Каждый возрастной период, характеризуется ведущим видом деятельности. В раннем возрасте ведущим видом деятельности является предметно-манипулятивная деятельность. Дети познают закономерности окружающего мира и свои собственные возможности. В дошкольном возрасте – является игра. В отличие от манипулятивной деятельности игра имеет, гораздо большие, возможности для познания мира и самого себя. Ребенок способен действовать в условной (воображаемой) ситуации, которая ему реально недоступна: «водить» машину, «скакать» на лошади, «лечить» животных и людей. Игра также открывает ему мир социально-ролевых отношений, которые реализуются в системе игровых правил.
Игра - это символический язык, посредством которого ребенок проявляет и выражает себя. Детские игры проходят путь развития от предметно-манипуляционных ( построить домик, заборчик из кубиков и так далее) до сюжетно-ролевых игр с правилами (например, в строителей, в водителей, в магазин, в больницу, и другие). Младшие дошкольники играют чаще по одному. А вот к среднему дошкольному возрасту период игры становится совместным. На протяжении всего периода игр поэтапно развивается у детей восприятие. А уже на основе восприятия начинает формироваться мышление. А вот развитие памяти наитеснейшим образом связано с развитием мышления у детей. Ученые отметили, что в игре процесс запоминания значительно выше. Если у детей увиденное и услышанное вызвало интерес, то они запомнят происходящее без особых проблем.Принципы использования игр.
1.Каждая игра должна иметь целевую направленность, и все игровые задания должны быть подчинены ей.
2.Продолжительность игры должна определяться активностью детей, их интересом к выполнению игрового задания. При первых признаках утомления необходимо переключиться на другой вид деятельности.
3.Игровые задания должны быть посильными, понятными, но в то же время содержать элемент трудности, ребенку надо приложить усилия, проявить терпение, чтобы достигнуть цели.
4.В каждой игре необходимо участие взрослого: объяснение правил игры, показ действий, совместные действия с ребенком, наблюдение за выполнением заданий, предупреждение конфликтных ситуаций и детского травматизма.
5.Начинать следует с простых игр, постепенно усложняя и модифицируя их.
6.Игровой материал должен быть красочным, интересным, доступным для использования детьми соответствующего возраста.Игра позволяет ребенку в воображаемой ситуации осуществить то, что в действительности ему еще недоступно. В игре формируются основные личностные качества дошкольника: умение учитывать интересы других, умение подчиняться требованию «надо», а не «хочу».
Родителям, которые хотели бы, чтобы их дети играли, необходимо позаботиться не только о наличии игрушек, но и подсказать сюжет игры, показать, как можно действовать с игрушками, обыграть предложенный сюжет. Ушло время больших дворовых разновозрастных компаний, большинство семей имеют одного-двух детей. Чаще всего дети находятся в компании своих сверстников, у которых такой же игровой опыт, как у них самих, поэтому ребенку не у кого учиться игровой культуре.
С помощью взрослого ребенок способен овладеть все более сложными способами построения игры. Психологи называют три способа, которыми может овладеть ребенок за период дошкольного детства (от 2 до 7):
-предметно-действенный способ построения игры;
-ролевой способ построения игры;
-сюжетосложение.
Предметно-действенный способ предлагает воспроизведение простейших операций с предметами (ложкой - кормить, расческой - причесывать и так далее). К трем годам дети обычно могут воспроизводить длинную цепочку операций с предметами, которая объединяется единым сюжетом: «Приготовление обеда кукле», «Кормление куклы» и так далее. Переход к ролевому поведению в игре связан с возрастающими возможностями ребенка. Дети учатся сравнивать свои действия одним из важных средств реализации роли. Ролевое поведение можно формировать с трехлетнего возраста.
В 5 лет поведение детей в игре значительно усложняется. В этом возрасте они уже могут обсуждать замысел и договариваться о правилах перед началом игры, дети способны создавать сложные сюжеты, комбинируя эпизоды из сказок и реальной жизни. Поэтому возраст в 5 лет можно определить как условную границу перехода к формированию сюжетосложения. Последний способ построения игры наиболее важен для развития фантазии, творческого мышления, монологической речи. Поскольку дети в этом возрасте уже осознают правила игры, они способны научиться играть в настольные игры, в прятки. Эти игры сильно отличаются от ролевых игр, где сама роль определяет правила поведения играющих: играющий зайца должен прятаться и бежать от «волка», а играющий волка должен искать «зайца». В настольных играх может уже не быть ролей, поэтому они начинают походить на интеллектуальные задания, которые надо выполнить определенным образом, и развивают у ребенка логическое мышление и внимание.Когда взрослый организует игру необходимо соблюдать следующие правила:
- тема игры должна отображать интересы ребенка;
- не надо взрослому комментировать и вмешиваться в игру детей;
- руководя игрой, взрослый помогает развивать самостоятельность и инициативу детей;
- взрослому необходимо искренне интересоваться ребенком и стараться строить с ним теплые и заботливые отношения;
- взрослый должен создавать возможность выражать свободное «Я»;
- взрослый должен верить в способность ребенка действовать ответственно, решая личные проблемы и создавая у ребенка чувство безопасности.
В игре ребенок учится взаимодействовать со сверстниками и следовать правилам.
И напоследок, игра – это самый важный период в жизни ребенка. На него нельзя смотреть как на какую-то забаву. К игре надо относиться очень серьезно, внимательно и обеспечивать самые благоприятные условия.
Спасибо за внимание.
Консультация для родителей «Экспериментируйте с детьми дома!»
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? Нет! Показываете ребенку как можно чаще предметы, притягивающие его любопытный взор, и рассказываете о них? Исследовательская деятельность вашего ребенка может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для развития детской познавательной активности, оборудованы уголки экспериментирования, где находятся необходимые предметы: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др., неструктурированные материалы (песок, вода, карты, схемы и т. п.
Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.
Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната, Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.
Например, что быстрее растворится? (морская соль, кусочки мыла, пена для ванн) и т. д.
Кухня – это место, где ребёнок часто мешает маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, и предложите детям растворять в воде различные продукты (крупы, муку, соль, сахар). Поинтересуйтесь у детей, что стало с продуктами и почему? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе, и постараться объяснить результат доступным для него языком.
Эксперимент можно провести во время любой деятельности.
Например, ребёнок рисует, У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.
Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника. Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы. Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:
1. Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)
2. Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)
3. Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)
4. Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)
5. Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.
Помните!
При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.
Несколько несложных опытов для детей старшего дошкольного возраста.
Спрятанная картина
Цель: узнать, как маскируются животные.
Материалы: светло-желтый мелок, белая бумага, красная прозрачная папка из пластика.
Процесс: Желтым мелком нарисовать птичку на белой бумаге. Накрыть картинку красным прозрачным пластиком.
Итоги: Желтая птичка исчезла
Вывод: Красный цвет - не чистый, он содержит в себе желтыё, который сливается с цветом картинки. Животные часто имеют окраску, сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что помогает им спрятаться от хищников.
Мыльные пузыри
Цель: Сделать раствор для мыльных пузырей.
Материалы: жидкость для мытья посуды, чашка, соломинка.
Процесс:
Наполовину наполните чашку жидким мылом.
Доверху налейте чашку водой и размешайте.
Окуните соломинку в мыльный раствор.
Осторожно подуйте в соломинку
Итоги: У вас должны получиться мыльные пузыри.
Почему? Молекулы мыла и воды соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой.
Что плавает а, что тонет?
Цель: Выяснить, что не все предметы тонут.
Материалы: жидкость, предметы из различных материалов
Процесс: Поочередно опускать в воду различные предметы и наблюдать, за тем какие предметы тонут, а какие плавают на поверхности.
Вывод: Предметы из дерева не тонут.
Куда деваются сахар и соль?
Цель: Выяснить, что сахар и соль растворяются в воде.
Материалы: Два прозрачных стакана с водой, сахар, соль.
Процесс: Дать ребенку предварительно попробовать воду из стаканов. Затем поместить в разные стаканы соль и сахар, и спросить, куда они делись?
Затем дать ребенку попробовать воду в этих же стаканах.
Вывод: Сахар и соль растворяются в воде.
Какого цвета вода?
Цель: Выяснить, что при смешивании получаются новые цвета.
Материалы: Прозрачные стаканы воды, гуашевые краски (красная, желтая, синяя).
Процесс: Окрасить воду в желтый цвет и понемногу добавлять красную краску, должна получиться оранжевая вода.
Окрасить воду в желтый цвет и понемногу добавлять синюю краску, должна получится зеленая вода.
Окрасить воду в синий цвет и понемногу добавлять красную краску, должна получиться фиолетовая вода.
Так же можно смешивать и сами краски.
Вывод: При смешении красок определенного цвета получается другой цвет.
Куда девалась вода?
Цель: Выяснить, что ткань впитывает воду.
Материалы:
Процесс: Налить небольшое количество воды в плоскую емкость и опустить туда губку или кусок ткани. Что произошло? Вода исчезла, ее впитала губка.
Вывод: Ткань впитывает воду и сама становится мокрой.
С детьми можно и нужно экспериментировать на прогулке, где много природного материала. Это прекрасный материал для изготовления поделок, с ним можно проводить эксперименты. Например, камешки часто встречается на прогулке, на дне аквариума. Попадая в воду, камешек меняет цвет — становится темнее. Камешек в воде тонет, а есть камни, которые плавают (туф, пемза). А если камешки собрать в жестяную банку, ими можно погреметь. Их можно бросать в цель (в пластиковую бутылку, попадать внутрь ведерка. Камешки интересно собирать в ведерко, а потом считать, рассматривать цвет. Гладкие камешки приятно катать между ладоней.
Их можно исследовать на шероховатость, искать в них трещины, делать гвоздиком царапины. Если на камешки капать соком из лимона, то можно увидеть, как некоторые из них шипят.
Косточки от фруктов и крупа, положенные в банки, бутылки издают разные звуки. При помощи пинцета их можно разложить в разные емкости. Такое упражнение развивает мелкую моторику рук. Из природного материала можно выкладывать геометрические фигуры, делать различные картины (флористика).
Сухие травы, цветы, сухофрукты хороши для развития обоняния. Их можно нюхать, а также использовать для изготовления поделок.
Чем больше вы с малышом будите экспериментировать, тем быстрее он познает окружающий его мир, и в дальнейшем будет активно проявлять познавательный интерес.
Что нужно делать, что бы поддержать активность в познавательной деятельности ребенка.
Что нужно делать?
1. Поощрять детскую любознательность и всегда находить время для ответов на детское «почему?»
2. Предоставлять ребенку условия для действия с разными вещами, предметами, материалами.
3. Побуждать ребенка к самостоятельному эксперименту при помощи мотива.
4. В целях безопасности существуют некоторые запреты на действия детей, объясняйте, почему этого нельзя делать.
5. Поощряйте ребенка за проявленную самостоятельность и способность к исследованию.
6. Оказывайте необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание к экспериментированию.
7. Учите ребенка наблюдать и делать предположения, выводы.
8. Создавайте ситуацию успешности.
Чего нельзя делать?
1. Нельзя отмахиваться от вопросов детей, ибо любознательность — основа экспериментирования.
2. Нельзя отказываться от совместной деятельности с ребенком, так как ребенок не может развиваться без участия взрослого.
3. Нельзя ограничивать деятельность ребенка: если что-то опасно для него, сделайте вместе с ним.
4. Нельзя запрещать без объяснения.
5. Не критикуйте и не ругайте ребенка, если у него что-то не получилось, лучше помогите ему.
6. Нарушение правил и детская шалость — разные вещи. Будьте справедливы к своему ребенку.
7. Не спешите делать за ребенка то, что он может выполнить сам. Проявляйте спокойствие и терпение.
8. Дети бывают, импульсивны, будьте терпеливы и спокойны по отношению к ним
Юный Петербуржец
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный.
Наш город один из самых красивых городов мира и не зря его называю город-музей. Он богат своей культурой, историей, традицией. И хоть наш город считается еще относительно молодым – всего 300 с небольшим лет, но наш город много всего пережил: революцию, войну, блокаду, он славится своей историей, памятниками, культурой.
Ведь именно наш город построил великий царь Петр I, который много учился в других странах, был умен и хотел, чтобы наш город прославился на весь мир, был самым красивым и великим. Он взял из культуры других стран все самое лучшее и на берегах реки, на островах, во времена войны со Шведами за возвращение своих исторических земель, весной 1703 года стал возводить наш великий и красивый город-крепость. Как всем известно, начало строительства нашего города началось с возведения крепости на острове Енисаари – Заячий остров. Так как война со шведами еще продолжалась, и надо было защищать отвоеванные земли, на острове воздвигали крепость, которая могла защитить от нападения врага. И сейчас плавая на теплоходе по Неве и гуляя по набережным можно увидеть окруженную со всех сторон крепость. Эта крепость одна из визитных карточек нашего города. Летом можно гулять в этой крепости и рассказывать детям об истории основания нашего города. В крепости, как и раньше, проводятся праздники – народные гуляния. Есть много музеев, в которые можно с детьми зайти без экскурсовода и показать ему как люди жили раньше, какая у них была утварь, одежда. Крепость – это самый большой музей в нашем городе.
Вторым по значимости и масштабам музей, который тоже является визитной карточкой города – Зимний дворец. С ним связанно много исторических событий, он пережил много и многих, и если бы здания умели говорить, то он многое бы мог рассказать о людях, которые жили и посещали его и событиях, которые происходили в нем. Во дворце жили цари, там устраивали балы и приемы. К дворцу примыкает малый Эрмитаж, в котором есть маленький театр. Во времена царей – это был домашний театр. Сейчас в нем редко устраивают представления, но с детьми можно сходить и посмотреть на это великолепное по своей архитектуре и красоте помещение. Зимний дворец на своем веку видел не только праздники и жизнь царей, но и пережил революцию. Сейчас этот огромный величественный дворец используют как музей. Любой желающий может прийти туда, подняться по великолепной лестнице и прикоснуться к прекрасному. И наша задача приобщаться наших детей к этому великолепию, воспитывать и растить в них любовь к нашему городу, его красотам, его величию.
Около дворца расположилась дворцовая площадь, на которой воздвигнута Александровская колонна, как памятник победы России над Наполеоном – символ победы добра над злом. К ней так же можно гулять с детьми и показать им это великое создание человека, его уважение к событиям, героизму человека.
Как известно город наш морской и его окружают Балтийское море, Финский залив, Ладожское озеро и их соединила река Нева, по которой раньше, да и сейчас ходят корабли. Раньше на кораблях привозили еду, меха, одежду и другие полезные и нужные вещи, путешественники привози разные диковинки из других городов и стран. Корабли в ночи, чтоб не сбиться с пути всегда ориентируются на маяки, которые в ночи горят и их видно очень далеко. Вот такими великолепными и красивыми маяками была украшена стрелка Васильевского острова. Сейчас эти маяки зажигают только по праздникам. Но их хорошо видно из разных точек нашего города и когда вы с ребенком пойдете в зоологический музей или просто будете гулять на стрелке Васильевского острова или пойдете в крепость на Заячьем острове, подойди и посмотрите на этот шедевр архитектуры.
Весной и летом в нашем городе проходят навигации по рекам и каналам города. Сходите и покатайтесь со своим ребенком. Пусть он увидит эту огромную переплетенную большими и маленькими реками и каналами площадь нашего города. Как история переплетается с современностью, так и старые здания и новые тесно соседствуют между собой. Старинные особняки уживаются с современными многоэтажками. Проедутся под мостами и пусть они не смогут сосчитать сколько мостов промелькнуло над их головами, но они увидят, что их очень много и они соединяют улицы и острова. Мосты в нашем городе очень разные. Есть пешеходные деревянные, есть железные, каменные, огромные, маленькие. Есть мост по размеру целой площади и конечно величественные красивейшие мосты через Неву – разводные. Обратите внимание детей, что у каждой реки и каждого канала своя оригинальная ограда, и можно на картинах увидеть решетки и узнать, на какой реке установлена эта ограда. Можно с детьми устроить викторину с изображением мест на реках.
Приобщение к истории города, его традициям и культуре – основная задача для воспитания любви к своему городу, как к своему дому.
Дошкольное детство – время становления человека как личности. Именно в этот период закладывается интерес, уважение и любовь к своей семье, дому, району, городу, стране. Воспитывается чувство патриотизма. И задача взрослого помочь ребенку полюбить наш город, узнать его историю, главные события и главных исторических деятелей. Понимание Родины у дошкольников связанно с конкретными представлениями о том, что близко – семья, ближайшее окружение, дом, город.
Поэтому знакомство с городом надо начинать с раннего возраста – с детского сада. Именно в этот период ребенок начинается осознавать себя частью социума, жителем большого города. С помощью взрослого начинает его узнавать и любить. Сначала ребенок запоминает ближайшего окружение около своего дома, улицы, постепенно расширяя границы своего окружения. Он уже запоминает здания, улицы, строения, которые находятся в районе, потом и в городе.
Знакомство с городом должно осуществляться систематически и совместно с родителями. Включать в себя прогулки-экскурсии по городу, по рекам и каналам, посещения музеев, чтение книг, проведение викторин, вечеров развлечений, заучивания стихов.
Начинать знакомить ребенка с городом надо с дома, в котором он живет. В три года ребенок уже должен знать, на какой улице он живет и в каком доме. Постепенно, расширяя кругозор ребенка, знакомим его с ближайшими улицами, домами, ребенок должен уметь рассказать, что находиться рядом с его домом. К 4-5 годам ребенок уже должен иметь представления о районе, в котором он живет, познакомиться с основными памятниками архитектуры и уметь их называть. В среднем – старшем дошкольном возрасте ребенок хорошо ориентируется в своем районе, знает памятники, основные события из истории города и имена и заслуги исторических деятелей нашего города.
Наш район один из первых районов города. 1718-м году город был поделен на 5 административных частей, одной из которых был Адмиралтейский остров, который теперь называется Адмиралтейским районом. На нашем острове, еще в те далекие времена, располагались верфи по строительству кораблей. Они и сейчас существуют – Адмиралтейские верфи, до сих пор действуют и хоть сейчас уже не так много строят кораблей, но близость к заливу и большой воде на всегда оставила свой след. Первый проект верфей был разработан еще Петром I. При Екатерине развитие строительство флота было продолжено. Cамыми популярными и известными памятниками архитектуры, которые остались по сей день в нашем районе были Гостиный Двор, Никольский рынок, Сенная площадь, на которой раньше размещалось много щепетильных лавок, множество мелочных лавок и ремесленных заведений. Также как и сейчас в нашем районе была активная жизнь. Кроме торговых мест, конечно наш район богат и на культурные здания такие как Консерватория, Мариинский театр, Исаакиевский собор, Казанский собор, Конногвардейский манеж, Здание Сената и Синода, Никольский Морской Собор.
По нашему городу очень хорошо и приятно гулять, так как мы живем в историческом районе и почти в самом центре нашего города, поэтому знакомить детей с памятниками и архитектурой можно прямо во время прогулок, называя ребенку названия улиц, набережных, памятников и архитектурных строений. Проживание в нашем районе, является хорошей возможностью для осуществления задачи приобщения к истории нашего города и воспитания любви и патриотизма.
Наш район пропитан историей и героизмом, в нем много исторических зданий, много памятников истории – это огромный открытый музей под небом. Задача воспитателей и родителей как можно больше гулять с ребенком по району, знакомить его с историческими зданиями, зданиями культуры, памятниками, рассказывать об исторических событиях. Каждый микрорайон пропитан своей историей и событиями. Коломна, Сенная площадь, Московский проспект, Адмиралтейство, Театральная площадь и многие другие места очень интересны своей историей, культурой и обликом. В парках и садах, которых не очень много в нашем районе, но все они очень красивы и задуманы еще в древние время Петра и Екатерины, приятно погулять по аллеям. Увидеть памятники, фонтаны.
Наш город – это не только музей, но и город-герой. Очень важно рассказывать детям о блокадных днях войны, тем самым воспитывая в них чувства сочувствия, патриотизма. Рассказывать о детях, их ровесниках, которые погибли в эти страшные дни. Провести экскурсию в день памяти к памятнику на Невском проспекте с исторической табличкой «при артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна».
Опираясь на все перечисленное можно сделать вывод, что воспитание у дошкольников любви к своему городу – это очень важная и ответственная задача не только воспитателей, но и родителей. Важно с ранних лет воспитывать в ребенке любовь к нашему городу и это в свою очередь будет способствовать гармоничному развитию ребенка, как петербуржца.
Давайте здороваться»
Нередко воспитатели замечают, что у родителей не получается приучить своего ребенка здороваться. Иногда родители жалуются на то, что их ребенок ни в какую не желает следовать элементарным правилам этикета: здороваться, прощаться, извиняться.
Вежливость — одна из главных ценностей человеческого общества. Какими бы замечательными качествами человек ни обладал, но если он не воспитан, то и воспринимается окружающими достаточно негативно. Многие родители понимают это и беспокоятся, сталкиваясь с нежеланием ребенка соблюдать правила этикета. Смущение, неловкость, стыд, вина, которые испытывают родители малыша — не самые приятные чувства и заботливые мамы и папы всеми силами стараются исправить недочеты в воспитании.
Однако, устраняя пробелы в воспитании своего ребенка, родители не всегда представляют себе, как правильно это сделать. И так как детский сад — это первый социальный институт, в котором начинается систематическое педагогическое просвещение родителей, то именно воспитатель должен помочь молодым мамам и папам понять своего ребенка.
Попробуем разобраться, на что же следует обратить внимание педагогу при подготовке консультации для родителей по данной теме.
В первую очередь родителям нужно понять, что авторитарностью и безосновательной требовательностью трудно достучаться до современных детей. Чтобы не оттолкнуть ребенка от вежливости, ни в коем случае нельзя принуждать его здороваться-прощаться насильно. Ребенок — это тоже личность, которая хочет, а порой и требует, чтобы с ней обращались вежливо и приказной тон здесь неуместен.
Помните и о том, что зачастую ребенок отказывается от слов приветствия не потому, что он не воспитан, а просто потому, что он занят другим, более интересным для него делом или своими размышлениями и не может переключиться и понять, что от него хотят.
Во-вторых, не забывайте и о том, что дети дошкольного возраста по природе своей подражатели. Сколько бы вы не говорили красивых и правильных слов, но если сами при этом не желаете здороваться, делая вид, что не замечаете друг друга, ребенок будет перенимать ваш стиль поведения. Лучше учить малыша собственным примером и избегать при этом двойных стандартов поведения: критикуя и обсуждая кого-то вечером и приветливо здороваясь с ним поутру, родители заставляют сына или дочь недоумевать: что правильно и хорошо, а что нет.
Кроме того, важно формировать у ребенка понимание, осознанность тех или иных действий.
Так, ребенок может не понимать, зачем надо здороваться, если ему этого не хочется. В данном случае от взрослого потребуются терпение и выдержка. Важно объяснить малышу, для чего нужны слова приветствия. Ребенку старше трех лет можно пару раз мягко объяснить, почему важно здороваться, а в будущем лишь напоминать ему об этом разговоре, если возникнет необходимость. Делать это нужно просто, без назиданий, приветливо и доступным языком.
Помните и том, что при таком подходе результаты появятся не так быстро, как хотелось бы, но зато у ребенка сохранится здоровая психика.
Итак, вот основные правила, которым необходимо следовать при обучении детей правилам этикета:
1. Не надо устраивать громких скандалов по поводу вежливости ребенка. Это бесполезно!
2. Первые уроки основ этикета малыш получает дома.
3. Правила вежливости только ради правил не сформируют в ребенке чуткость и открытость, любовь к людям. Усвоенные нормы вежливости должны в дальнейшем перерасти в моральные принципы.
Способы обучения ребенка словам приветствия.
Личный пример. Здоровайтесь друг с другом и с ребенком, легко, радостно и непринужденно. В такой атмосфере ребенок узнает, что все друг с другом здороваются и это
является нормой. Со временем он начинает делать то, что делают взрослые вокруг него, так как в этом возрасте малыши копируют
старших до мелочей.
Игра. Создайте игровую ситуацию, где все игрушки говорят различные слова приветствия друг другу. Если увлечь ребенка и поиграть с ним в такую игру несколько дней, то будет легко донести до него, что люди также используют слова приветствия.
Читайте вместе. В детской литературе есть множество замечательных сказок и рассказов, где герои приветствуют друг друга. После прочтения нужно подчеркнуть, как важно здороваться друг с другом.
Предоставляйте право выбора. Разрешайте ребенку принимать решения самостоятельно. Можно позволить ребенку не здороваться, но при этом надо обязательно объяснить, что чувствует человек, которому не сказали «Здравствуйте!», ярко описать эмоции человека, обделенного приветствием. Спросите малыша, как он будет себя чувствовать, если его не заметят и не скажут хороших (волшебных) слов.
Хвалите ребенка. Похвала для маленьких детей — замечательный стимул осваивать правила поведения. Мудро поступают те родители, которые закрепляют манеру поведения малыша восторженными словами. Дети очень хорошо улавливают позитивную реакцию мамы или папы и так приобретают жизненный опыт.
Развитие личности ребенка через его эмоциональное здоровье
Болотова Н.П., Шпукова В.Н.
Одной из самых важных, актуальных и обсуждаемых задач современного общества является обеспечение благоприятных условий для формирования полноценной здоровой личности.
Гармоничное развитие личности ребенка зависит от физического, психического, социального благополучия растущего человека и находится под влиянием многих факторов и обстоятельств.
Напряженная социальная, экономическая, экологическая, демографическая обстановка в современной России не могла не сказаться негативно на психологическом состоянии маленьких граждан. Год от года ухудшается эмоциональное благополучие, а вместе с ним и нравственное здоровье подрастающего поколения. Увеличивается число детей, ощущающих себя в жизни несчастными и ненужными. Растет количество детей, страдающих неврозами, а также детей с девиантными формами поведения.
В сложившейся ситуации в стране проблема отклонений в эмоциональной сфере и их коррекции является крайне актуальной и требует особого внимания. Особую важность приобретает коррекционная работа в случае эмоционально личностных нарушений у детей дошкольного возраста, так как именно в этом возрасте происходит закладка определяющих качеств личности. Существует множество трактовок понятия эмоциональных нарушений и различных подходов к определению природы данного вида отклонений в развитии. Филадельфийским центром развития ребенка (РСОС, США) эмоциональные нарушения определяются как расстройства эмоциональной сферы, поведения, выражающиеся в резкой манере проявления эмоций. Психолог О.А. Карабанова выделяет проблемы эмоционального развития, связывая их с неадекватной или неполной ориентировкой ребенка в эмоциональных состояниях и чувствах, как самого себя, так и другого человека. Часто такие проявления как капризность, несдержанность эмоций, повышенную возбудимость ребенка родители связывают исключительно с его характером, с наследственностью. Родители могут не всегда задумываться о реальных причинах психического состояния ребенка и необходимости здорового психического состояния для формирования личности. Это, как правило, происходит в силу своей педагогической несостоятельности, психологической неграмотности родителей.
Врачи, психологи выделяют факторы, которые определяют психическое состояние и здоровье ребенка. Количество таких факторов множество: недоношенность, его малый вес при рождении, асфиксия, тяжёлые заболевания в течение первого года жизни, родовые травмы, рождение с помощью кесарева сечения, токсикоз во время беременности. Возможны различные сочетания этих и других факторов. Они влияют на развитие психического здоровья ребенка каждый отдельно, в сочетании друг с другом, косвенно и прямо.
Отдельно нужно сказать о естественной среде ребенка, то есть его семье, детско – родительских отношениях как формирующих и здоровье сберегающих. Д. Боулби приводит пример матери, которая физически или эмоционально, отказывается от ребенка и тогда, в этом случае ребенок проходит три стадии - протест, отчаяние, отрешенность. Что в дальнейшем определяет тревожное состояние. Это состояние у ребенка может быть в случае тревожности самих родителей. Когда они не чувствуют уверенность в себе, в завтрашнем дне, их состояние передается ребенку и ему в этом состоянии приходится жить. Власть и авторитаризм родителей рождает тревогу у детей, так же как и их сверхзабота. Растет число неполных семей, родителей в разводе, и новый человек, пришедший в семью, например отчим, может ввести ребенка в состояние повышенной тревожности. Во всем мире растет тенденция насилия сексуального и семейного над детьми. Об этом много сегодня пишут. Одна из причин это та, что ребенок часто рождается не запланированным, случайным. В нашей стране такой статистики нет, а в Колумбии специалисты по работе с семьей пишут о том, что 80 % рожденных детей - нежелательные дети. Многие случаи из врачебной практики связаны с физическим насилием родителей над ребенком. А дети страдают и от отдаленных последствий любых форм насилия. Специалисты доказали, что у 90% детей, испытавших жестокое обращение, выявляются последствия переживания психической травмы. У 74% из них отмечались нарушения эмоционального, социального и моторного развития. У них, у всех наблюдались тревожные расстройства.
Микросоциальные факторы играют не малую роль в формировании здоровой психики ребенка. К негативным микросоциальным факторам можно отнести наркоманию или злоупотребление алкоголем одного или обеих родителей, наличие конфликтных отношений в семье, повышенные или пониженные требования родителей к ребенку и многие другие. Формирование психической патологии может встречаться как в полных, так и в неполных семьях, в семьях, где матери, а иногда и оба родителя, слишком юного возраста.
Семья группы риска характеризуется тем, что у нее: невысокий культурно - образовательный уровень, злоупотребление одного или обоих родителей алкоголем или наркотиками, низкое материальное положение, неудовлетворительные бытовые условия.
Из вышесказанного следует, что образ жизни и условия содержания, создаваемые существующими социально – экономическими условиями, являются теми факторами, которые, несомненно, влияют на психическое здоровье ребенка.
По мнению А. Фрейд эмоциональная жизнь ребенка менее сложна и более прозрачна, чем эмоциональна жизнь взрослых, поэтому ее можно наблюдать. Если ребенок получает подарок, он выражает радость, если ждет наказания или ссорятся родители – испытывает тревогу, страх и т. д.
Следует отличать тревогу от тревожности. Тревога возникает эпизодически, а тревожность устойчивое постоянное состояние. Тревога может возникнуть при определенном событии, например, выступление на публике. Тревожность проявляется в самых различных ситуациях, в любой деятельности. К. Изард пишет, что тревога – это комбинация некоторых эмоций, страх – это только одна из них.
З. Фрейд выделял три разновидности тревоги:
реалистическую тревогу или страх перед реальной опасностью внешнего мира,
моральную тревогу, или чувство вины связанную с собственной совестью,
невротическую тревогу в связи с собственными желаниями и страстями.
С развитием человека тревога приобретает новые формы. Сначала это – биологическая эмоция, она возникает, перед ожиданием наказания. Затем она проявляется в виде стыда и вины, как внешняя оценка и самооценка. Такие эмоциональные чувства ребенку неприятно ощущать, и чтоб их избежать бессознательно вырабатывает механизмы защиты. На основе работ французских детских психиатров, существует классификация детских защитных реакций, которой придерживаются специалисты и в нашей стране:
Оппозиция, в виде активного протеста против невнимательности со стороны родителей к ребенку или требований взрослых. Оппозиция провоцируется обидой. Активный протест может проявляться сначала плачем, криком, ударами руками, ногами обидчиков, нанесением какого – либо вреда, затем в виде двигательного возбуждения с временным сужением сознания, злонамеренными поступками, вспышек гнева, агрессии, судорогами.
Отказ, изоляция, отрицание в виде пассивного протеста общения с близкими людьми, отказ от пищи, от игр, или наоборот неподвижность, заторможенность. Может часами сидеть один в уголке, не реагировать на просьбы воспитателя, на общение с ним детей. Если ребенок дома не получает достаточно внимания со стороны родителей, заботы, участия и заинтересованности, если родители по отношению к ребенку проявляют частые наказания, жестокое проявление, постепенно становится не контактным, закрытым – аутичным. Такой «поведенческий уход» является бессознательным защитным механизмом.
В случае пассивного протеста могут проявляться соматовегетативные функции в виде болей в животе, навязчивого кашля, энуреза, энкопреза, рвоты. В отдельных случаях может быть отсутствие речи - мутизм.
Имитация - это незрелая форма идентификации. Подражать определенному человеку, герою из мультфильма или фильма. Имитация у дошкольников и младших школьников, это эмоциональное отожествление себя с родителем, с воспитательницей или учительницей, со значимым человеком. Например, чтоб мама больше уделяла внимания старшей дочке, дочке приходится соответствовать поведению своей маленькой сестренки, так как мама ей уделяет значительно больше времени, ласки и заботы.
Компенсация - замена одних неудач другими успехами. Например, неудачи ребенка в интеллектуальных задачах, ребенок компенсирует спортивными достижениям, физическое нездоровье компенсирует чтением книг, внутреннее напряжение властностью и манипуляциями людьми. Если ребенок испытывает недостаток эмоционального тепла со стороны родителей, то он может уходить в мечты, иллюзии, в свой закрытый, от людей мир фантазий, что помогает ему снизить внутреннее напряжение.
Эмансипация - уход ребенка от влияния и контроля взрослых. В данном случае дети отстаивают свое право на голос, на самостоятельность, на принятие решения. Это может происходить, если ребенок испытывает необоснованные претензии родителей, завышенные или заниженные требования, грубость отца или матери.
Перечисленные защитные реакции в поведении дошкольников проявляются наиболее ярко, чем характерные механизмы защиты взрослых людей, что говорит о формировании у ребенка зрелой, стойкой психологической системы защиты. К ним относятся:
Вытеснение - желание ребенка не помнить, забыть, неприятные ситуации, заменить их на придуманные желаемые в случае напоминания взрослыми о неприятном, психологически болезненном случае.
Изоляция - уход ребенка в собственный мир, мир отчужденный. Это может приводить к высокой тревоге, к страхам, так как нет поддержки, уверенности. Часто уход от реальности происходит от дистантных отношений родителей к ребенку. От родительской холодности по отношению к ребенку. Такая изоляция может закрепиться за ним на всю жизнь, если не изменятся детско – родительские отношения.
Регрессия - уход ребенка в психологическом развитии назад, в предыдущие годы. Это может быть связано с повышенными требованиями родителей или прародителей. Регрессия может быть выражена уходом в болезненное состояние.
Сублимация - по З. Фрейду мы знаем, что это вытеснение сексуального любопытства, которое переходит в другое качественное желание. Например, желание деятельности, творчества. Это может быть желание ребенка создавать оригами, макраме, петь, лепить из пластилина, рисовать.
Замещение - связано с игрой, ролью в игре, проработкой в игровой форме негативных ситуаций и замещения их ребенком на желательные. Такая проработка агрессивных или тревожных чувств, замена эмоций дает ребенку уверенность, спокойствие, психическое равновесие.
Особенности или отклонения в психическом развитии ребенка зависят от времени, глубины и продолжительности негативного воздействия. Поэтому целесообразно как можно раннее выявление недостатков психического развития у ребёнка.
Продуктивным методом работы с тревожными детьми является комплексный подход. Он включает в себя индивидуальную, групповую и семейную психокореекцию. Как правило, такой подход обязательно должен быть аналитический и долговременный.
В индивидуальном психическом развитии дошкольника игра является ведущей деятельностью. Существует мнение специалистов, что игра возникла из труда. Ряд психологов определили игру как деятельность, совершаемую ради получения «функционального удовольствия». Д.Б. Эльконин определяет игру как деятельность, в которой формируется и совершенствуется управление произвольным поведением, социализация. В связи с ее развитием совершаются самые важные изменения в психике ребенка, происходит подготовка к переходу на новую ступень развития.
Психиатры, психотерапевты, психологи, видят в игре выражение глубинных инстинктов, влечений. Игра оказывает неоценимую помощь в состоянии тревоги ребенка. Она снимает напряжение и разрешает внутренние конфликты. Ребенок экстериоризирует, то есть проецирует свои переживания в игре и этим самым снимает их, очищается в игре. Происходит своего рода катарсис.
Для снятия повышенной тревожности у дошкольников мы применили игровую методику Мозарт – терапия. Методика сочетает в себе несколько направлений работы с детьми - игротерапию, арт - терапию, психоанализ.
В игровой ситуации ребенок проигрывает ситуации для проработки своего травматического опыта, выражая свою тревогу, свой страх, свой гнев и агрессию. По запросу воспитателя детского сада проводилась психодиагностическая и психотерапевтическая работа с девочкой шести лет. Со слов воспитателя, девочка ни с кем из детей группы не контактирует, замкнутая, обособленная, тревожная. Девочке предложена Мозарт - терапия. В игре «Усадьба» девочка из фигурок строит свой дом отдельно от дома своей мамы. «Здесь буду жить я, а здесь мама» - разговаривает она сама с собой в процессе игры. У психолога возникла гипотеза, трудных взаимоотношений мамы с дочерью. На следующей встрече девочке предлагается игра «Космос». И в этой игре девочка выкладывает из фигурок аналогичный сюжет. На одной из планет девочка строит дом для себя, а на другой планете дом для мамы. На вопрос психолога: «Кто в этих домах живет?». Девочка ответила: «В этом доме я, а в этом доме мама». Гипотеза психолога о проблемах детско – родительских отношений подтвердилась. В беседе с мамой девочки выяснилось следующее. Женщина вышла повторно замуж, имея эту девочку от первого брака, родился второй ребенок. Женщина в силу разных причин и чувств по отношению к девочке, не уделяет ей внимания и время, эмоционально холодно общается с ней. В данном конкретном случае была проведена комплексная работа психолога. Прежде всего, индивидуальная работа с мамой, параллельно индивидуальная работа с девочкой, работа с диадой – мама и дочка, семейная психотерапия, на которую был приглашен отчим и младший братик, Работа завершилась успешно, так как вся семья была заинтересована в хорошем результате. В индивидуальной работе с девочкой и в семейной психотерапии была применена методика Мозарт – терапия.
В процессе игры наступает момент, когда ребенок конструирует реальную свою проблему, воссоздает болезненную ситуацию, с которой необходимо работать. В игре воссоздаются переживания ребенком травмирующей ситуации, осознаются свои чувства, приобретается способность управлять и контролировать свои чувства в игре.
Характерной особенностью Мозарт - терапии является ее двупланновость, которая свойственна драматическому искусству, и элементы которого, существуют в любой коллективной игре. С одной стороны, играющий выражает реальною действительность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач, с другой – ряд моментов этой деятельности носит условный характер, позволяющий отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными обстоятельствами. Именно двуплановость обусловливает развивающий эффект.
В психологии существует понятие терапевтические метафоры, поскольку основная мысль рассказа представлена не в прямой – назидательной, а в скрытой – метафорической форме. Описание при помощи аналогии называется метафорой. Американские психологи Д. Милле и Р. Кроулин пишут, о том, что обработка сообщений метафорического типа происходит в правом полушарии. Кроме процесса создания и хранения образов правое полушарие мозга отвечает и за психическое здоровье, так как отвечает за эмоциональную и образную сторону мышления. В связи с этим, психосоматическая симптоматика может зарождаться в правом полушарии. Э. Эриксон писал, что поскольку симптомы являются сообщениями на языке правого полушария, то исследования метафор позволит напрямую общаться с правым полушарием на его собственном языке. Длительное психическое напряжение, вызванное высокой тревогой, страхами приводит к дисбалансу в организме ребенка. Дисбаланс приводит в свою очередь к ослаблению, истощению ребенка, и даже к болезни. Если систематически предъявлять метафоры ребенку, то это приведет к активизации у него механизма самопомощи, что и прослеживалось в работе с дошкольниками детского сада. В самой структуре метафоры заложено обращение к внутренним ресурсам ребенка. Выделяют следующие стадии метафор:
метафорический конфликт,
метафорический кризис,
поиск и нахождение ресурсов внутри себя,
торжество и праздник.
Поскольку образы у детей рождаются разные, в том числе, пугающие, то одна из целей Мозарт – терапии, преобразовать отрицательные образы в положительные, чтобы мир ребенка был спокоен, радостен. Повествование в игровом сюжете, в которое мы вписываем наши образы, выстраивает их в логическую цепочку, и они следуют один за другим. Это закладывает основу логического мышления. По разворачивающему игровому сюжету можно наблюдать, что ребенок не ждет и не просит помощи. Он сам находит в себе новые возможности, действует.
Чтобы описать свое внутреннее состояние, дети ищут во внешнем мире аналогии предметов и событий, оперируя ими, создают образы, сообщая при этом разными сигналами – вербальными, визуальными, телесными, поведенческими о своем внутреннем состоянии
В психотерапевтической работе можно удачно сочетать Мозарт – терапию и сказкотерапию. На игровом поле могут разворачиваться сюжеты сказок, которые снимают напряжение, вовлекают в процесс осмысления проблемной ситуации и решения.
Психолог может сам предложить ребенку сказку. Может и ребенок самостоятельно ее придумать. В сказочной истории в символической форме находятся ключевые моменты переживания ребенка, понимание смысла этих моментов на сознательном или бессознательном уровнях дает возможность ребенку разобраться в своих чувствах. Многие дети обладают креативным мышлением и поэтому легко идентифицируют себя с героями сказок. Кроме этого, сказочные истории, являясь архетипами коллективного бессознательного, дают ребенку доступ к культурному наследию прошлых поколений.
Дети всегда проявляют интерес к игре. Многие могут работать со своими эмоциями самостоятельно уже после первых двух занятий. Изменения внутреннего мира можно проследить по содержанию сюжетной игры, по рассказам детей, по их поведению. Место разыгрывания сюжета может меняться на игровом поле, что в свою очередь может вести к изменению рассказа, который помогает ребенку найти доступ к своим внутренним ресурсам.
Применение Мозарт – терапии может сочетать в себе игру, метафору, сказку, что позволяет ребенку увлечься.
Мозарт – терапия имеет не только практическую значимость, но и культурно - эстетическую ценность. Культурно - эстетический потенциал Мозарт - терапии необходим сегодня современным детям. Недостаточно высокий культурно - образовательный уровень родителей дошкольников, мощное негативное влияние СМИ и другие источники информации влияют на искаженное представление о культурно - историческом наследии. Излишняя занятости родителей, усталость, раздражительность, не посещение музеев, выставок, создает у детей не верное представление о красоте, добре, зле, о моральных и нравственных ценностях. Достигая школьного возраста этот фундамент только укореняться в сознании ребенка.
Отторжение от культурно духовного наследия прошлого приводит к духовной нищете и нарастанию чувства тревоги. Мозарт - терапия помогает дистанцироваться от негативного воздействия окружающий среды. Она дает возможность приблизиться и прикоснуться к художественному замыслу. В игровой деятельности Мозарт – терапии меняется представление о мире, расширяется кругозор ребенка, появляется интерес и к другим видам творчества и т.д. В игре ребенок воспроизводит нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.
Наличие тревожности у ребенка старшего дошкольного возраста может привести к школьной дезадаптации тогда, когда он будет первоклассником. А это в свою очередь скажется на его успеваемости, его мотивации и поведении. В подростковом возрасте, когда ведущей деятельностью будет выступать общение, желание взаимодействовать, иметь друзей, он может испытывать трудности.
Мы проводили экспериментальное исследование в дошкольном образовательном учреждении № 742 Южного округа г. Москвы в течение двух лет в рамках психокоррекционной работы эмоциональных состояний детей. Одно из исследований было связано с тревожностью дошкольников. В нем приняли участие 93 ребенка пяти – шести лет.
Исследование состояло из трех этапов.
Первый - психодиагностика тревожности, второй – психокоррекция, третий – контрольная психодиагностика. Определяли уровень тревожности ребенка, с помощью наблюдения применяя критерии П. Бейкера, М. Алворд, опросника Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М. «Признаки тревожности», и диагностической методики Р. Темпла, В. Амена, М. Дорки «Выбери нужное лицо», А. Л, Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. Эта методика позволяет выявить тревожность по отношению к ряду типичных для ребенка жизненных ситуаций взаимодействия с другими людьми. Психодиагностический материал включает в себя серию картинок, каждая из которых представляет некоторую типичную для дошкольника жизненную ситуацию. Каждая картинка выполнена в двух вариантах – для мальчиков и девочек. Двусмысленность картинок имеет проективную нагрузку. Какой смысл придает ребенок именно этой картинке, указывает на типичное для него эмоциональное состояние в подобной жизненной ситуации. Результаты заносились в протокол. На основе полученных данных проводился количественный анализ и по формуле вычислялся индекс тревожности, который равен процентному отношению количества негативных выборов к их общему количеству. Наряду с качественным анализом проводился и качественный анализ. Анализировался каждый ответ ребенка. После чего давался вывод относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной ситуации. После обработки и интерпретации полученных данных удалось определить уровень тревожности каждого ребенка - участника исследования, количество детей и процентное соотношение с высокой тревожностью, средней и низкой.
Консультация для родителей"Не кричать"Многие родители обеспокоены тем, как перестать кричать на своих детей и начать с ними взаимодействовать. Но проблема большинства родителей в том, что хоть они и считают, что должны перестать кричать, при этом не верят в то, что есть другой способ привлечь внимание ребенка. В конце концов, это наша работа и обязанность – научить детей всему, а как еще можно заставить их слушать? Ведь наш крик их не ранит, они едва слушают, закатывают глаза и все равно знают, что мы их очень любим. Правильно?
Нет, неправильно. На самом деле крик пугает детей, он заставляет их сердца отвердевать по отношению к нам. И когда мы кричим, дети либо начинают бороться с этим, либо просто застывают и, так или иначе, это препятствует усвоению ими того, чему мы хотим их в этот момент научить. Более того, крича, мы приучаем детей переставать слушать нас, пока мы говорим на повышенных тонах. Если кажется, что ребенок совсем не пугается вашего крика, это всего лишь признак того, что он уже слышал его слишком много, и развил в себе механизмы защиты от этого – и от вас.
Независимо от того, как они показывают это, наш гнев отталкивает от нас детей всех возрастов. Крича на них, можно быть уверенным, что после десяти лет ребенок начнет отвечать тем же и будет бороться со всем в мире путем крика на протяжении всего подросткового периода. А так как его сердце будет уже ожесточено по отношению к нам, велик риск попадания под влияние плохих компаний. Мы потеряем наше влияние на детей как раз в тот момент, когда оно будет наиболее важным.
Хотите верьте, хотите нет, но есть семьи, в которых родители не кричат на своих детей. И речь не идет о тех семьях, в которых совсем отсутствует любая эмоциональность – все мы знаем, как это плохо. И речь также не идет о том, что в этих семья растут какие-то идеальные дети, на которых не нужно повышать голос, или это какие-то идеальные родители. Нет, это не так. Просто это семьи, в которых родители знают, на какие кнопки нужно нажать, чтобы не выливать свой гнев на детей, особенно если учесть, что часто мы кричим на детей, просто срываясь из-за своих собственных эмоций. Как это сделать?
1. Общаться с детьми уважительным тоном. Сказать им, что вы тоже учитесь быть родителями и иногда совершаете ошибки, но стараетесь стать лучше.
2. Понимать, что задача родителя №1 - это умение управлять своими собственными эмоциями, так как такое поведение поможет ребенку потом управлять своими. Дети учатся сопереживать тогда, когда мы им сопереживаем. И также они учатся кричать на нас, когда мы повышаем голос на них.
3. Помнить, что дети ведут себя по-детски! Они еще незрелые люди, буквально. Они проверяют все на прочность и экспериментируют, чтобы понять, как что-то устроено. Их лобная кора разовьется окончательно только к 20 годам, а до этого времени ими будут руководить в первую очередь эмоции, а уже потом разум. И, как и все остальные люди, дети не любят, когда их контролируют.
4. Не позволять себе срываться и брать ответственность за свое настроение на себя. Это в наших руках сделать себе что-то приятное и почувствовать себя лучше.
5. Стараться понять, что за эмоции – любые эмоции – чувствует ребенок. Такого рода эмпатия станет первым шагом на пути обучения ребенка и позволит управлять им. А когда ребенок поймет, что его чувства понимают, он научится управлять им и вместе с тем контролировать свое поведение, а желание пуститься «во все тяжкие» у него пропадет.
6. Всегда оставаться «на связи» с ребенком и пытаться смотреть на вещи его глазами. Когда дети чувствуют, что родители на их стороне, они сами начинают стараться вести себя как можно лучше.
7. Останавливаться, когда чувствуется приближение гнева и вовремя закрывать рот. И не принимать никаких действий, пока не успокоишься, даже если придется остановиться прямо посередине выкрикиваемой фразы. Дышать глубоко.
8. Обращать внимание на свои собственные чувства и пытаться «вырвать» себя из ситуации и посмотреть на нее со стороны. Гнев включает в себя много компонентов – это и страх, и грусть, и разочарование. Нужно дать ход этим компонентам в отдельности.
Консультация для родителей «Воспитание сказкой - радость встречи с книгой»
Радость встречи с книгой
Взрослый знает, что книга не только учит, развивает и воспитывает ребенка, она пробуждает в маленьком человеке самые разнообразные творческие начала, она помогает детской фантазии обрести богатую образность и внутренний смысл.
Ребенок не может не играть, не выдумывать, не сочинять. Это неизбежно, это его способ проникновения в реальную действительность. Но что именно он выдумывает? Как сочиняет и почему сочиняет именно это? Какие нравственные и эстетические причины проявляются в детской игре, которая понемногу, зачастую незаметно для самого ребенка, становится его настоящей жизнью? Мир чтения, мир книги с ее литературными и графическими образами, помогает взрослому насытиться и направить детское воображение. Книга подает ребенку пример творчества, пример творческого отношения к реальному миру. Именно здесь, на книжной странице, малыши встречают впервые гармоническое отражение действительности. Книжка рассказывает самое главное, показывает самое красивое.
Есть в детской литературе книги разные: веселые и грустные, но они всегда жизнеутверждающие. Поэтому дети не могут не любить книгу, поэтому радуются книге, как празднику. А взрослые должны подготовить эту радость, помочь ребенку понять, почувствовать книгу во всей ее полноте.
Воспитание сказкой
До какого-то возраста дети живут в сказке, как равноправные члены сказочного мира. И это естественно, потому что сказка близка и созвучна их мироощущению. В самом начале жизни она встречает детей фантастическими образами, увлекательными приключениями, красочностью и яркостью своего мира. Вся эта свежесть, чистота, напевность, гармоническая цельность сказки служат для малышей первым толчком к развитию фантазии, мышления, творчества. А безыскусственная простота и красота сказочных героев и их поступков необходимы детскому сознанию как первое отражение мира, истинных человеческих отношений в чистом зеркале подлинного искусства.
В каждой сказке проложена граница между Добром и Злом. Они непримиримые враги, они находятся в извечной борьбе. И в этом противоборстве всегда побеждает Добро, всегда торжествует справедливость. Эта идея победы Добра над Злом всегда убедительна, потому что вынашивалась и рождалась вместе с возникновением сознания людей и совершенствовалась вместе с его развитием, потому что пронизана верой и надеждой всего человечества в торжество добрых начал. А вера эта подкреплена временем. Именно потому так сильна сказка и именно поэтому дети так верят в нее. В почти любой народной сказке все подчиняется только совершенным законам человеческого бытия, тем идеалам, которые прошли проверку многих поколений людей, выкристаллизовались, стали общечеловеческими. И детям легко принять эти идеалы, легко согласиться закономерностью.
Очень важно для детей, что в сказке герой, олицетворяющий добро, всегда прекрасен. Это или непобедимый богатырь, защищающий свой народ, или просто человек, побеждающий зло умом, мудростью и находчивостью. В любом случае положительного героя отличают ум, красота, умелые руки или доброе волшебство, а отрицательного зло, уродство и коварство. Поэтому дети любят сказочных героев, верят им и переносят эту веру и любовь из мира сказочного в мир реальный.
Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить. Та самая простая, простейшая сказка, которую мы, став взрослыми, начинаем считать детской забавой.
Читайте с детьми как можно больше, а главное поговорите, о чем прочитали!