Выступление на совещании заведующих
Организация работы группы кратковременного пребывания для слепых дошкольников
Одним из актуальных направлений совершенствования системы воспитания дошкольников с отклонениями в развитии является поиск эффективных форм коррекционного воздействия.
В настоящее время в России наиболее распространенной формой оказания коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии является их воспитание и обучение в специальных ДОУ.
Большая часть детей с тяжелыми нарушениями зрения (слепые и слепые со сложными комбинированными дефектами) воспитываются дома. Эти дети и их родители остро нуждаются в систематической консультативной помощи специалистов.
Решение об открытии группы кратковременного пребывания на базе нашего ДОУ не было данью новому модному течению в дошкольном образовании, а стало острой, насущной необходимостью, т.к. с сентября 2010 года закрывалась дошкольная группа при школе для слепых и дети и их родители оставались один на один со своими проблемами.
Для разработки и апробации модели группы кратковременного пребывания (КП) для слепых дошкольников как структурного подразделения в нашем ДОУ была создана рабочая группа, в которую вошли заведующая, старший воспитатель, учитель-дефектолог (тифлопедагог), учитель-логопед.
Проанализировав нормативную базу по работе групп КП, столкнулись с определенными проблемами:
· Невозможность найти в ДОУ помещение, соответствующее требованиям для группы КП;
· Нет соответствующего программно-методического обеспечения (отсутствие программ по обучению и слепых дошкольников и слепых дошкольников со сложными комбинированными дефектами);
· Отсутствие необходимого оборудования и пособий для работы со слепыми детьми;
· Необученность персонала методам работы со слепыми дошкольниками;
Первым нашим шагом в решении этих проблем стала командировка в Москву в ДОУ, где уже есть опыт работы со слепыми дошкольниками. Познакомились с нормативной базой, оборудованием и пособиями, необходимыми для работы, методическими материалами.
Затем при непосредственном участии специалистов Управления образования, подобрали помещение для группы КП, которое хотя бы частично отвечало требованиям. Это кабинет полифункционального назначения, в котором работали учитель-дефектолог и педагог-психолог. Помещение переоборудовали, частично заменили мебель.
Далее заведующая и старший воспитатель разрабатывали необходимый пакет документов:
1. Положение о группе КП;
2. Учебный план;
3. Штатное расписание;
4. Договор с родителями ( адаптировали);
5. Режим дня;
6. Приказ по ДОУ о создании группы КП;
7. Должностные инструкции;
А также при организации группы ПК руководствовались:
o Декларацией о правах ребенка;
o Конвенцией о правах ребенка;
o Декларацией о правах инвалидов;
o Декларацией о правах умственно отсталых лиц;
o Конституцией РФ;
o Законом об Образовании РФ;
Учитель-дефектолог отвечал за программное и методическое обеспечение. Была подобрана коррекционная программа (для учителей-дефектологов) и программа воспитания и обучения слепых дошкольников (для музыкального руководителя и инструктора физкультуры), приобретена программа для работы с детьми с интеллектуальными проблемами в развитии. Все программы были проанализированы, разработаны виды занятий, составлены карты обследования (диагностирования).
Определили педагогов-специалистов, которые будут привлечены к работе в группе КП. Это – учителя дефектологи, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор физкультуры, педагог-психолог (на данный момент педагог-психолог отсутствует), врач-офтальмолог и сестра-ортоптистка (для привлечения к работе с детьми с остаточным зрением);
Провели консультации со специалистами по теме «Особенности методики работы со слепыми детьми» (дефектологи, музыкальный руководитель, инструктор физкультуры); «Документация специалистов группы КП».
У учителей-дефектологов новый вид работ вызвал сначала страх, а только потом интерес. Начали общение в социальных сетях («Одноклассники», «Мой мир») присоединяясь к группам «Детство на кончиках пальцев», «Малыши-слепыши». Идет обмен мнениями, опытом, фотографиями с родителями, имеющими слепых детей, специалистами.
Документация специалистов:
Учетная карточка ребенка;
Перспективно-календарный план;
Карты диагностического обследования;
Листок посещаемости детьми занятий;
Для приобретения необходимого оборудования и пособий впервые за последние 15-20 лет были выделены деньги в сумме 329.000 руб. (председатель постоянно комитета по социальной политике ТГД Вержбицкая Светлана Валентиновна).
И было закуплено оборудование:
ØДидактический стол (с наполнением);
ØСтол для работы с песком и водой;
ØРельефно-графические пособия (точки, линии, геометрические фигуры, сказки, различные предметы);
ØПособия для развития сенсорно-моторных умений и навыков;
ØПособия для развития осязания, тактильных ощущений;
ØПособия для развития сохранных анализаторов (слуха);
ØОборудование для физического развития;
В мае 2009 года было проведено организационное собрание родителей, на котором познакомили родителей с новой формой организации детей в ДОУ. По итогам собрания, четверо родителей пожелали, чтобы их дети посещали группу КП.
Дети с родителями были направлены на ПМПК (для определения образовательного маршрута), а также было рекомендовано родителям оформить школьные карты.
После ознакомления с результатами ПМПК, получили следующие результаты: один тотально-слепой ребенок, один тотально слепой ребенок с тяжелыми нарушениями интеллекта, один ребенок с остаточным зрением и ДЦП, один ребенок с остаточным зрением и ДЦП, ЗПР. Все дети инвалиды детства и посещают ДОУ бесплатно.
Каждый ребенок был закреплен за учителем-дефектологом.
Перед началом работы учителя-дефектологи изучили заключения специалистов в медицинских картах детей группы КП (врача-офтальмолога, врача ЛФК, ЛОРа, невропатолога, психиатра и терапевта);
В сентябре 2010 года группа КП начала свою работу.
Основными задачами работы группы КП в нашем дошкольном учреждении являются проведение коррекционной работы с детьми, обучение родителей педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения в условиях семьи.
Основной формой коррекционной помощи стали индивидуальные занятия (с учителем-дефектологом, учителем - логопедом) или занятия малыми подгруппами (с музыкальным руководителем и инструктором физкультуры) при обязательном присутствии родителей. Музыкальный руководитель и инструктор физкультуры так же консультируют родителей и подготавливают детей к участию в праздниках.
Длительная индивидуальная работа с ребенком дает возможность более точно дифференцировать нарушения и позволяет рекомендовать родителям наиболее адекватный состоянию ребенка образовательный маршрут.
Продолжительность индивидуального занятия с учителем - дефектологом – 1 час, в ходе которого ведется коррекционно-педагогическая работа, как с ребенком, так и с его родителями. Занятия проводятся два раза в неделю. С каждым ребенком в день посещения проводится до 3-4-х занятий по 20 минут каждое. Одно из которых, обязательно физкультурное или музыкальное. Один раз в неделю дети с родителями посещают занятия у учителя-логопеда.
Организация работы специалистов в группе КП отличается от работы в обычной специализированной группе. Практически у всех педагогов изменена форма и структура занятий. В большинстве случаев они носят комплексный комбинированный характер, что позволяет перераспределить и уплотнить коррекционно-развивающие, образовательные и воспитательные задачи. Право выбора формы работы принадлежит педагогам и зависит от индивидуальных особенностей детей, целей, которые ставит специалист, а также стадии обучения.
Каждые 20 минут предусматривается смена деятельности, а между занятиями планируются минуты отдыха и психологической разгрузки: физкультурные паузы, разные виды специальных гимнастик, релаксационные упражнения, которые также проводятся совместно с родителями детей.
Занятия с детьми организуются группе КП, физкультурно-музыкальном зале, кабинете учителя-логопеда, а также часть занятий по ориентировке в пространстве проводится и на улице.
На данный момент планирование специалисты ведут в свободной форме с учетом общих требований к планированию коррекционно-воспитательной работы:
§ Вид занятия;
§ Тема;
§ Задачи;
§ Методы и приемы;
§ Материалы и оборудование;
После проведения первых занятий, специалисты пришли к общему мнению: вести дневниковые записи. В них фиксируется настроение ребенка, его реакция на тот или иной вид заданий, трудности и успехи, замеченные в ходе занятия. А так же учителя-дефектологи прописывают рекомендации родителям.
Подготовка специалистов к проведению занятий требует большей тщательности при отборе содержания работы и требует больше времени на подготовку к занятию, чем в обычно специализированной группе.
В сентябре-октябре специалисты проводят комплексное обследование детей, по результатам которого будут составлены перспективные планы работы с каждым ребенком. Планы будут периодически уточняться в зависимости от динамики индивидуальных достижений ребенка.
На данный момент один ребенок с остаточным зрением был проконсультирован врачом-офтальмологом и с 25.10.2010 г. получает ортоптическое лечение.
Одним из важнейших компонентов эффективной работы группы КП является тесное взаимодействие всех специалистов, которые отбирают содержание коррекционно-образовательной работы, согласовывают планы. Поэтому был составлен план взаимодействия специалистов, работающих в группе КП.
Преимуществом группы КП является привлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс. Обучение родителей доступным им методам оказания помощи детям в условиях семьи является частью технологического процесса группы КП.
План взаимодействия с родителями группы КП на данный период работы уточняется, совершенствуется с учетом запросов родителей и теми проблемами, которые были выявлены за небольшой период работы группы. В плане использовали различные формы с родителями – обсуждение результатов занятий, практические занятия, консультации, совместные праздники.
За небольшой период работы группы КП, специалисты заметили, что в некоторых случаях присутствие родителей на занятиях снижает нервно-психическое напряжение ребенка, а в других дети более капризны и избирательны в выполнении заданий. В таких
случаях, предлагаем родителям подождать ребенка в раздевалке.
Перспектива работы группы КП:
vЗакончить комплектование группы необходимой мебелью;
vВ зимние каникулы произвести ремонт помещения группы КП;
vПродолжить пополнение группы КП необходимым оборудованием, пособиями (магнитофон, аудиозаписи различных шумов, голосов птиц, животных, прибор «Тифлограф» или «Школьник» - для обучения рисованию слепых детей, специальное физкультурное оборудование);
vВ конце года провести итоговое обследование, определить динамику развития детей, с целью определения дальнейшего образовательного маршрута; При необходимости направить детей на повторную ПМПК;
vПеред началом летних каникул познакомить родителей с методами расширения представлений у детей об окружающем мире и обогащении чувственного опыта (поездки, экскурсии, посещение музеев, и т.п.); Дать рекомендации для организации эффективного отдыха и оздоровления детей в летний период (Родительское собрание);
vСоздать сайт (при подключении ДОУ к Интернету);