Иновационная деятельность на базе КФУ. Тема 2. Инновационная образовательная программа дополнительного профессионального образования "Модели организации внеурочной деятельности школьников в соответствии с требованиями ФГОС ООО".
С 2015-2016 учебного года осуществляю инновационную деятельность в рамках Республиканской инновационной площадки (РИП) «Инновационная образовательная программа дополнительного образования «Модели организации внеурочной деятельности школьников в соответствии с требованиями ФГОС ООО» ФГАОУ ВО ИП и О КФУ. (Справка №01220101-15/344-547 от 17 ноября 2015 года) Работаю по теме «Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся по русскому языку и литературе»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Отчет об инновационной деятельности за 2016 год
Информационная карта инновационной деятельности | |
Полное наименование образовательного учреждения | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Черки-Гришинская основная общеобразовательная школа Буинского муниципального района Республики Татарстан» |
Контактные данные | 422411 РТ Буинский район, село Черки-Кощаково, ул.Мирная, д.2 |
Тема инновационной разработки | Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся по русскому языку и литературе |
Автор | Ахметзянова Фания Химматулловна |
Краткое описание инновационной разработки | Работаю по теме «Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся по русскому языку и литературе» в рамках республиканской инновационной площадки (РИП) Инновационная образовательная программа дополнительного образования «Модели организации внеурочной деятельности школьников в соответствии с требованиями ФГОС ООО» ФГАОУ ВО ИП и О КФУ. (Справка №01220101-15/344-547 от 17 ноября 2015 г.) На основе Программы развития универсальных учебных действий, предложенной в содержательном разделе Примерной основной образовательной программы основного общего образования (с.198-226), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1\15), я разработала Программу организации учебно-исследовательской и проектной деятельности по русскому языку и литературе в МБОУ «Черки-Гришнская ООШ». В этой программе определены направления, виды и формы реализации учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся. Работа была организована по двум направлениям:
В ходе реализации настоящей программы применялись различные виды проектов: информационный, исследовательский, творческий, игровой, инновационный. Формы организации урочной учебно-исследовательской деятельности были следующими:
Внеурочная учебно-исследовательская деятельность реализовывалась:
В течение учебного года учащиеся выбирали темы проектов (3-4 темы в год), форму защиты и представляли свои проектные проды. Итоги проектной деятельности учащихся представлены в виде таблиц. Проекты по русскому языку: |
Сведения о распространении инновационного опыта | -Авторская программа «Инновационные решения в преподавании отдельных предметов. Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как средство формирования ключевых компетенций». http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2016/11/04/proektnaya-i-uchebno-issledovatelskaya-deyatelnost-po -«Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка и литературы». Выступление на кустовом семинаре учителей русского языка и литературы в рамках Единого методического дня на тему «Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций» на базе МБОУ «Нижне-Наратбашская ООШ» -Мастер-класс «Использование интеллект - карт в системе подготовки к ОГЭ» Выступление на семинаре учителей русского языка и литературы Буинского района в рамках районного единого методического дня по теме «Повышение уровня качества знаний через использование современных образовательных технологий», организованного МКУ «Управление образования Буинского муниципального района» на базе МБОУ «Черки-Кильдуразская СОШ» -Творческий отчет на заседании ШМО на тему "Развитие познавательной активности учащихся через включение в проектно-исследовательскую деятельность” (школьный уровень) -Открытые общешкольные внеурочные мероприятия по русскому языку и литературе в рамках предметной недели.(школьный уровень) |
Сведения, подтверждающие эффективность инновационной разработки | Всероссийский социальный проект «Страна талантов». Всероссийская предметная олимпиада по русскому языку. 5 победителей Открытая Российская олимпиада по русскому языку для школьников Центра гуманитарного образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования «МетаШкола- Информационные технологии». 3 победителя, 2 призера Муниципальный этап республиканской олимпиады школьников по русскому языку для учащихся школ с родным (нерусским) языком обучения. Победитель Муниципальный этап Республиканского конкурса сочинений «Билет в будущее» Номинация «Человек труда» Очерк «Славен человек трудом». 3 место Были реализованы проекты по русскому языку: "Как рождаются звуки речи", "Волшебница-фонема", "Фокусы мягкого знака", «Энциклопедия одного слова», «Словарик моих «трудных» слов», «Словом можно убить, |
Форма представления инновационной деятельности | «Мастер-класс» учителя по инновационной деятельности в рамках зонального семинаа |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МКУ «Управление образования Буинского муниципального района»
МБОУ «Гимназия №5 г.Буинска»
Межрегиональный практико-ориентированный семинар учителей русского языка и литературы «Использование педагогических технологий на уроках русского языка и литературы как необходимое условие обеспечения высокого качества образования
в полилингвальной образовательной среде»
Интерактивный проект Глобаллаб
во внеурочной деятельности
по русскому языку и литературе
Выступление из опыта работы
учителя русского языка и литературы
МБОУ «Черки-Гришинская ООШ Буинского
муниципального района РТ»
Ахметзяновой Фании Химматулловны
20.12.2016
Давайте задумаемся над вопросом, что остается в нашей памяти после того, как мы закончили школу. Какие моменты школьной жизни мы вспоминаем при встрече с одноклассниками? Все это можно обозначить одним понятием – внеклассная работа или внеурочная деятельность. В федеральном государственном образовательном стандарте общего образования внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, пространство и время в образовательном процессе. Это объясняется тем, что в достижении метапредметных и личностных результатов удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов. Как же организовать внеурочную деятельность школьников по русскому языку и литературе в соответствии с требованиями ФГОС? Каким образом через внеклассную работу вовлечь учащихся в проектно-исследовательскую деятельность, которая является обязательным требованием новых стандартов? В своем выступлении хочу рассказать о такой модели организации внеурочной деятельности, которая, на мой взгляд, позволяет организовать проектную и учебно-исследовательскую деятельность учащихся, о ГлобалЛаб.
«Глобальная школьная лаборатория» - это международный инновационный сетевой образовательный проект. ГлобалЛаб был задуман его научным руководителем и автором, Борисом Беренфельдом, более двадцати лет назад. Однако технических возможностей Интернета в 90-х годах оказалось недостаточно для полной реализации проекта. В 2007 году проект пришел в Россию и изначально разрабатывался как программа поддержки курса «Естествознание» для 5-6 классов. Сегодня ГлобалЛаб — это универсальная образовательная сетевая среда для школьников, их родителей, педагогов, учёных всех стран.
-В чем особенность ГлобалЛаб?
ГлобалЛаб - это такое удивительное место, где можно создавать собственные проекты, участвовать в интересных исследованиях, выигрывать призы в разных конкурсах и заводить новых друзей. Глобаллаб позволяет строить проектно-исследовательскую деятельность в школе на базе сетевого взаимодействия.
-Каково место проекта «Глобальная школьная лаборатория» в школьной программе?
По каждому классу на платформе Глобаллаб представлены учебные планы, подборки проектов, открытые уроки вместе с Глобалаб, программы по различным предметам. Все эти программы, подборки проектов выложены на странице «Методические материалы». Что самое интересное, и среди редакционных, и среди пользовательских проектов очень много межпредметных. Они самые интересные. Например, проект «Литературная ботаника». Он разработан учителем Казанской гимназии
-Как присоединиться к проекту?
Участвовать в проекте ГлобалЛаб может любой класс, кружок или команда. Чтобы присоединиться к проекту «Глобальная школьная лаборатория», необходимо зарегистрироваться на сайте ГлобалЛаб www.globallab.ru. Нажав на ссылку "Присоединиться”, заполнить небольшую анкету, и через некоторое время на адрес электронной почты, указанный при регистрации, высылается письмо с описанием дальнейших действий для завершения регистрации в проекте. Для работы в проекте учитель должен зарегистрировать хотя бы одну команду.
-Каков мой опыт работы на Глобаллаб?
Познакомилась с Глобалллаб почти год назад. Мне, как учителю, нужно было сначала самой разобраться, а затем объяснить принцип работы обучающимся. Сначала сама выполнила ряд проектов, приняла участие в Научном марафоне, в конкурсе «Дневник читателя». Потом создала группу «Юные филологи» и пригласила учеников в эту группу. На ГлобалЛаб работают модераторы, которые обеспечивают безопасность сайта и следят за публикуемым контентом. Поэтому для наших детей никакой угрозы от платформы нет. Более того, ее можно использовать в роли соцсети, есть возможность личной переписки между участниками. Это куда лучше, чем соцсеть Вконтакте, так как ученики смогут учиться общаться по существу, а не по пустякам. Сейчас использую платформу «Глобаллаб» для групповой, самостоятельной и индивидуальной работы учащихся.
-Как работать над проектом?
Работа над проектом состоит из серии учебных действий:
1 шаг. Выбор проекта.
2 шаг. Знакомство с описанием проекта, т.е. с методикой исследования. Знакомимся с целью проекта, его гипотезой, т.е. с прогнозируемыми или ожидаемыми результатами проекта.
3 шаг. Изучаем протокол проекта. Это памятка, руководство к действию
4 шаг. Приступаем к заполнению анкеты проекта. В ходе заполнения анкеты обычно оказывается, что для ответа на вопрос или для выполнения задания требуется время для подготовки. Тогда вы можете просто сохранить анкету, закрыть ее и готовиться к ответу. Вы можете прочитать нужные справочники, поработать со словарем, с интернет- источниками или провести необходимые наблюдения, измерения и т.д. Когда все готово, в удобное для вас время заходите на свой профиль, нажимаете «Заполнить анкету» выбранного проекта. Сразу открывается анкета, которую вы уже начали заполнять, и вы и продолжаете работу над проектом. Заполненную анкету отправляете, нажав «отправить»
5 шаг. Просмотр результатов. Нажимаем на Результаты, сравниваем свою анкету с другими, оцениваем, насколько удачно она заполнена по сравнению с другими, принимаем участие в обсуждении проекта.
-Как отслеживать работу своей группы, своих учащихся?
Лидер группы может зайти на страничку любого ученика и посмотреть портфолио ученика, его достижения. Посмотреть в каких проектах, участвовал, т.е. проконтролировать самостоятельную индивидуальную работу по определенной теме. Учащиеся после изучения раздела «Фразеология» должны были выполнить проект «Загадки фразеологии, или почему мы так говорим» и оформить его на Глобалаб. Для этого каждый учащийся должен был заполнить анкету исследования. Результат совместной работы был отправлен от имени группы. Его можно увидеть в общем списке и сравнить с результатами других учащихся из разных городов.
Также участники ГлобалЛаб — как взрослые, так и дети — могут опубликовать на сайте свои собственные проекты или поделиться идеей для исследования с многотысячной аудиторией единомышленников из разных стран. Моя ученица предложила идею исследовать причины исчезновения из русского языка некоторых звуков и букв. Теперь мы делаем первые шаги в создании собственных проектов. Предложенный мной проект находится на модерации.
Таким образом, можно утверждать, что образовательная среда ГлобалЛаб поддерживает новую модель образования, формируя у школьников важнейшие компетенции, востребованные в образовании и в дальнейшей, в том числе профессиональной, жизни:
- способность ставить задачи и искать пути их решения;
- умение систематизировать и анализировать данные;
- умение выполнять исследования;
- применять на практике полученные знания.
- компьютерная грамотность, коммуникативная и исследовательская компетенции.
ГлобалЛаб - это отличный методический инструментарий для организации проектной и исследовательской деятельности школьников при реализации ФГОС нового поколения.
Регистрируйтесь в Глобаллал со своими учениками, выполняйте проектные работы, создавайте свои проекты. И тогда вашим учащимся обязательно будет, что вспомнить об уроках и внеклассных мероприятиях по русскому языку и литературе.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Язык и литература Литературоведческие проекты
Наблюдение за живой речью и культурой речевого общения Язык и литература
Наш опыт работы на ГлобалЛаб
Наш опыт работы на ГлобалЛаб
Наш опыт работы на ГлобалЛаб
Как отслеживать работу своей группы, своих учащихся?