Выступления, доклады
Выступление на областных методических семинарах, педагогических советах
Скачать:
Предварительный просмотр:
И.А.Шульгина, председатель ПЦК ЭПД,
преподаватель экономических дисциплин ОГБОУ СПО «ГГК»
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС
Управлять — значит, предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать (Анри Файоль, гуру менеджмента)
справочно: Анри Файоль (1841-1925) французский горный инженер, теоретик и практик менеджмента, основатель административной (классической) школы управления
Сегодня образовательные учреждения страны героически преодолевают трудности, связанные с реализацией новых ФГОС.
Ключевой вопрос на данном этапе обучения - новое понимание качества образования. Под качеством образования мы понимаем образовательные результаты и условия, которые выражены в социализации обучающихся, в общих и профессиональных компетенциях. При этом в таком подходе нет никакого противопоставления со знаниями, умениями и навыками (ЗУН). Просто ЗУНы перестают быть самоцелью образования, а переходят в разряд инструментов обеспечения освоения студентами основных и профессиональных компетенций. Понятно, что такая целевая установка образования требует модернизации большинства институтов образования, обеспечивая их становление в статусе институтов качества образования.
Новые задачи, поставленные сегодня перед средним профессиональным образованием, сформулированы и представлены в федеральных государственных образовательных стандартах СПО по специальностям. В Концепции модернизации Российского образования определены цели образования, ориентирующие педагогов на компетентностный подход к организации учебно-воспитательного процесса, предполагающие смену требований к существующим образовательным технологиям, критериям оценки результатов обучения и воспитания, достижение качественно нового уровня образования.
В сложившихся экономических условиях на российском рынке труда возрастает потребность в высококвалифицированных рабочих и специалистах среднего звена. В настоящее время именно специалисты среднего звена призваны обеспечивать внедрение в производственный процесс динамично развивающихся технологий, изменять технологическую культуру производства. Формирование социально открытой системы среднего профессионального образования рассматривается как процесс, направленный на расширение возможностей выбора адекватного потребностям внешней среды жизненного пути и одновременно на удовлетворение интересов личности. Следовательно, образовательная система уже не может проектироваться только как знаниецентристская. Требуется изменение парадигмы профессионального образования от личностно-ориентированной к личностно-развивающей.
Прежде чем описать модель процесса формирования компетенций студентов горного колледжа, рассмотрим такие понятия как «моделирование» и «модель». Под моделью следует понимать специально спроектированный объект в виде схемы, отображающий в более простом виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта. Моделирование – метод создания и исследования моделей. Главное преимущество моделирования – целостность представления информации.
Моделирование является мощным средством преобразования педагогических исследований. Научная модель-это мысленно представленная или материально – реализованная система, которая адекватно отображает предмет исследования информации. Моделирование основывается на синтетическом подходе: вычленяет целостные системы и исследует их функционирование.
Суммируя выше приведенные определения понятия «моделирование» можно сделать вывод: данный метод в целом отражает способ изучения объектов на их моделях.
Базируясь на вышеизложенных положениях о моделировании, учитывая составные части педагогического процесса, нами была разработана модель формирования общих и профессиональных компетенций студентов колледжа. Данная модель построена с учетом требований, предъявляемых: Законом РФ «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования, в частности, по специальности 130403 «Маркшейдерское дело», Государственными требованиями к минимуму содержания и подготовки выпускника по указанной специальности.
Модель процесса формирования компетенций студентов горного колледжа
ОГБОУ СПО «Губкинский горный колледж» |
ЦЕЛЬ: Формирование общих и профессиональных компетенций студентов горного колледжа |
мотивационно-ценностный компонент | когнитивно – ценностный компонент | эмоционально – волевой компонент |
Теоретические подходы к обучению |
системный | личностно-деятельностный | компетентностный | контекстный | модульный |
Принципы формирования компетенций студентов: локальность; актуализация результатов; индивидуализация; приоритет самостоятельной работы; интеграция с общегуманитарными и социально – экономическими дисциплинами (ОГСЭ); общепрофессиональными дисциплинами (ОП) и междисциплинарными курсами (МДК) |
Все структурные элементы взаимосвязаны:
Структура и содержание процесса формирования компетенций студентов (на примере экономической направленности): |
ОГСЭ «Обществознание» |
интегрированные занятия с применением ИКТ |
ОП «Основы экономики» |
самостоятельная творческая работа во внеурочное время |
ПМ.04, МДК 04.01. Основы управления персоналом производственного подразделения |
учебная практика |
Факультативные курсы |
Дидактические условия: использование лекций-визуализаций с использованием компьютерных презентаций; семинарские занятия с использованием электронных ресурсов; компьютерная поддержка дисциплин и междисциплинарных курсов; организация самостоятельной работы на основе модульных и проектных технологий и др. |
Оценка уровня сформированности общих и профессиональных компетенций |
Низкий |
Результат | Средний |
Высокий |
Модель формирования общих и профессиональных компетенций студентов горного колледжа предполагает определение цели, содержания дидактических условий формирования компетенций обучающихся на основе системного, личностно-деятельностного, компетентного, контекстного и модульного подходов к обучению; прогнозирует результат сформированности компетенций будущих специалистов.
Любая дидактическая система может успешно функционировать лишь при соблюдении определенных условий. Мы выделили ряд дидактических условий эффективного функционирования системы формирования общих и профессиональных компетенций студентов колледжа:
-ориентация на формирование профессиональных компетенций в системе учебных дисциплин и факультативных курсов;
-компьютерная поддержка аудиторной и внеаудиторной работы студентов (в том числе активное использование экономических ресурсов сети Интернет), внедрение разработанных технологий формирования компетенций студентов колледжа;
-внедрение в учебный процесс электронных учебно – методических комплексов;
-разработку критериев сформированности общих и профессиональных компетенций в разрезе дисциплин и междисциплинарных курсов для осуществления их мониторинга.
Решение указанных задач требует совершенствования подготовки специалистов на основе компетентностного подхода и широкого внедрения современных педагогических технологий. Ведущей тенденцией в этой связи является определение результатов образования через профессиональную компетентность.
В настоящее время идет непрерывный процесс совершенствования профессионального образования. В России он связан с изменяющимися экономическими условиями и научно – техническим прогрессом, которые предъявляют повышенные требования к уровню подготовки специалистов различных областей деятельности и делают проблему профессиональной подготовки техников особенно актуальной. Решение данной проблемы, на наш взгляд, частично возможно за счет формирования компетенций будущего техника, характеризующегося широким объемом знаний, мобильностью поведения на рынке труда и выраженной в единстве его теоретических знаний и практической подготовленности, способности осуществлять все виды профессиональной деятельности с применением информационных и коммуникационных технологий.
В последнее время все чаще стали употребляться термины "компетенция", "компетентность", "компетентностный подход". Их широкое применение вполне оправдано, особенно в связи с необходимостью модернизации содержания образования. Компетентностный подход предполагает не усвоение обучающимся отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим по-иному определяется система методов обучения.
Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
Компетенция, в переводе с латинского, означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. Общее понимание компетенций опирается в психологическом аспекте не на содержательные знания (что именно), а на процедурные (как). Иными словами, можно знать, но не уметь. Соответственно понятие компетенции концентрируется в основном
вокруг психологического понимания умения и способностей, а в педагогическом смысле — способности применить полученные знания на практике. Существенным моментом понимания компетенции при этом становится конкретная профессиональная (или иная) ситуация, в которой обобщенное знание должно превратиться в конкретный алгоритм или процедуру действий, ведущую к успешному результату. Отсюда характерное для европейского понимания компетенции установление причинно-следственной взаимосвязи «компетенция — успешность».
Виды компетентности выпускника профессионального учебного учреждения определяются спецификой профессиональной деятельности.
Процесс формирования общих и профессиональных компетенций студентов горного колледжа представляет собой движение от поставленных целей к конкретным результатам путем обеспечения целостности процесса обучения. К перспективным подходам, в которых представлено теоретическое обоснование рационального и комплексного использования разнообразных форм и методов активного обучения, относятся современные педагогические технологии, подразделяющиеся на проблемные, дидактивно-игровые, совместного обучения и модульные технологии. Преподаватели горного колледжа активно работают над внедрением в учебный процесс педагогических технологий. Можно отметить, что каждый педагог берет за основу своей деятельности определенное направление. В частности, НОВЫЕ возможности урока, на мой взгляд, дает модульное обучение. Применение модульной технологии позволяет развивать самостоятельность, планировать и контролировать освоение предмета и произвести самооценку.
Эффективным педагогический процесс будет при условии, если сам обучающийся максимально активен, а преподаватель реализует консультативно-координирующую функцию на основе индивидуального подхода к каждому. Для этого необходимо обеспечить обучающихся эффективными средствами обучения, такими как модуль. Используя это информационное средство, обучаемый сможет самостоятельно организовать усвоение нового материала и приходить на каждую педагогическую встречу-урок подготовленным, решая проблемные вопросы, участвуя в исследовательской деятельности и т.п.
Проектирование учебной деятельности - характерный признак педагогической технологии. Это и отличает технологию от методики. В зависимости от объема учебного материала в модульном обучении выделяют:
Модульный урок имеет свои особенности:
- каждый урок целесообразно начинать с процедуры мотивации — это может быть обсуждение эпиграфа к уроку, использование входного теста с самопроверкой, небольшого терминологического диктанта и т.п.;
- целенаправленное формирование и развитие приёмов учебной деятельности. Учебное содержание здесь — средство для достижения целей этого важного процесса.
Модульные программы — это программа деятельности студента по изучению какой-либо темы.
Технологическая карта — особая форма планирования учебного материала. Технологическую карту составляет преподаватель. Она имеет много общего с обычным планированием. В ней указывается тема, количество часов на её обучение, цель обучения, тип урока, форма контроля за качеством усвоения учебного материала и освоение способов учебной деятельности. Выделяются основные знания, общие и профессиональные компетенции, формируемые при изучении темы.
например:
Дисциплина «Основы экономики»
Раздел: Организация в системе национальной экономики
Тема: Сферы, комплексы и отрасли экономики. Тенденции развития промышленности. Отраслевые особенности организации.
Количество часов: 2
Цель | Познакомить с сущностью экономических отношений в обществе, основными сферами экономики. Раскрыть понятия об отраслях производства и их отраслевых особенностях. Развивать приёмы учебной деятельности. |
Студенты должны знать |
|
Студенты должны уметь |
|
Формируемые области понимания | Горная промышленность — совокупность отраслей производства, занимающихся разведкой и добычей (горнодобывающая промышленность) полезных ископаемых, а также их первичной обработкой и получением полуфабриката (горнообрабатывающая промышленность). Отрасль — это совокупность качественно однородных предприятий (организаций), характеризующихся единством определенных признаков |
Компетенции |
|
Педагогическая технология | Модульное обучение |
Контроль | Самоконтроль, контроль преподавателя |
Лист учета контроля Ф.И. студента______________________ ______ баллов
Учебный элемент (УЭ) | Количество баллов по номерам заданий | Кол-во баллов | ||||
№1 Типы эконом. систем | №2 Струк- турные особен. эконом. | №3 ответы на вопросы в рабочих тетрадях | №4 тестовое задание | №5 домаш. задание (тест в режиме on-line на персон. сайте препод.) | ||
Проверка ранее изученного материала | Х | |||||
Изучение нового материала | Х | |||||
Первичное закрепление материала | Х | |||||
Закрепление материала | Х | Х | ||||
Итого | Х | |||||
Оценка | Х |
Критерии оценки
Кол-во правильных ответов | Уровень | Оценка и комментарии | |
19-20 | очень высокий | 5+ | Так держать! |
17-19 | высокий | 5 | Но ошибки все-таки были. |
14-16 | средний | 4 | Ещё чуть-чуть и будет «5» |
10-13 | низкий | 3 | Будьте внимательны на уроке! |
1-9 | очень низкий | 2 | И о чём вы думаете на уроке. |
0 | нулевой | 1 | Без комментариев … |
Модульное обучение на уроках экономики мало чем отличается от обучения на любом другом предмете, но все же имеет свои специфические особенности: соответствующая экономическая литература, определенное программное обеспечение учебного назначения, практические работы, тестовые задания, творческие работы, работа в малых группах и т.п.
В модули дисциплины «Основы экономики» входят 4 крупных блока содержания учебного предмета: 1- «Организация в системе национальной экономики», 2 - «Экономические ресурсы организации (предприятия) отрасли», 3- «Экономический механизм функционирования организации (предприятия)», 4- «Основы маркетинга и менеджмента».
Поэтому каждая интегрирующая дидактическая цель делится на частные дидактические цели и соответственно им формируются модули, т.е. каждый модуль имеет свою интегрирующую дидактическую цель. Совокупность этих целей обеспечивает достижение Комплексной Дидактической Цели. Модуль любого порядка включает контроль за выполнением задания, за усвоением знаний студентов. Модуль будет неполным, если отсутствует инструкция по контролю. В модульной технологии используются следующие формы контроля: самоконтроль; взаимный контроль обучающихся; контроль преподавателя.
Для успешного применения модульных программ необходимо соблюдать некоторые правила. Начинать работать с новым модулем нужно после проведения входного контроля знаний и умений обучающихся, чтобы иметь информацию об уровне их готовности к работе. При необходимости можно провести соответствующую коррекцию знаний. Также важно осуществление текущего и промежуточного контроля после изучения каждого учебного элемента (взаимопроверка, сверка с образцом и т.д.). После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль. Текущий и промежуточный контроль выявляют пробелы в усвоении знаний и тоже предполагает соответствующую доработку.
В модульной технологии оценивается выполнение каждого учебного элемента. Оценки накапливаются в ведомости (листе оценок), на основании которой выставляется итоговая оценка за работу над модулем. Получить высокий балл-одна из главных мотиваций при модульной технологии. Студент четко знает, что его труд оценивается на каждом этапе и оценка объективно отражает его усилия и способности.
Для успешной работы обучающихся с модулем учебное содержание должно быть представлено таким образом, чтобы студенты его усваивали. Желательно, чтобы преподаватель через модуль как бы беседовал с учащимися, вызывал каждого на рассуждение, поиск, догадку, подбадривал, ориентировал на успех.
Для преподавателя важно знать общие критерии формирования содержания модуля:
1. Используя модули, можно успешно осуществить внутрипредметные и межпредметные связи, интегрировать учебное содержание, формируя его в логике содержания ведущего учебного предмета.
2.Другой критерий связан с необходимостью дифференциации учебного содержания. Нижний уровень соответствует обязательному минимуму содержания, высший - включает сверх того дополнительные сведения.
3.Важный критерий построения модуля - структурирование деятельности студента в логике этапов усвоения знаний: восприятие-понимание-осмысление-запоминание-применение-обобщение-систематизация.
Итак, сущность модульного обучения заключается в том, что студент самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, который объединяет цели обучения, учебный материал с указанием заданий, рекомендаций по выполнению этих заданий. Ведь для сегодняшних юношей и девушек это особенно важно, ибо их ждёт не простая жизнь, где всё надо уметь делать самому.
Поэтому возможности модульной технологии огромны, так как благодаря ей здесь центральное место в системе «педагог-ученик» занимает обучающийся, а преподаватель управляет его учением — мотивирует, организовывает, консультирует, контролирует.
Преподавание в колледже основ экономики по ФГОС 3-го поколения ведется с сентября с.г., поэтому из-за малого временного промежутка в учебный процесс введены только элементы модульной технологии, в частности, разработаны технологические карты по темам дисциплины, начатА работа по оформлению модулей. Несмотря на проблемы, связанные с введением модульной технологии (Большие материальные затраты на ксерокопирование текстов модульных уроков для всех обучающихся. Недостаточная подготовка студентов к самостоятельной деятельности), работа в этом направлении обязательно продолжится.
Также наиболее привлекательным считаю для себя введение в преподавание основ экономики метода проектов. Проектный подход – это способ обучения и получения знаний, который реализуется в процессе работы над проектом. Студенты собирают информацию и ищут ответы на вопросы самостоятельно. Проекты, как правило, включают в себя глубокое изучение отдельной темы, выполняются небольшой группой студентов, работающих совместно (что способствует формированию общих 1-9 и профессиональных компетенций). Метод проектов – это педагогическая идея, технология и форма учебной работы, ориентированная на развитие способностей обучающихся решать «здесь и сейчас» свои насущные жизненные проблемы.
Я глубоко убеждена, что процессы обучения и воспитания только тогда развивают личность, если они пропускаются через призму сознания студента и воплощаются в активных формах. Поэтому на своих уроках я продолжаю использовать систему различных видов активной деятельности обучающихся. Это решение проблемных ситуаций, практические работы, творческие задания, деловые и ролевые игры, конференции, семинары. На протяжении многих лет занимаюсь разработкой сценариев нетрадиционных уроков. Так, создана собственная база проведения таких занятий. Накоплен опыт по использованию в образовательной деятельности персонального сайта педагога. Так, в 2010 году создан сайт преподавателя И.А.Шульгиной http://shulgina.my1.ru/, в областном конкурсе персональных сайтов педагогов занявший второе место среди сайтов педагогических работников СПО и НПО.
Согласно образовательным стандартам 3-го поколения произошли изменения в содержательной части дисциплины «Основы экономики», из программы исключён материал экономической теории, теперь преподавание основ экономики предусматривает лишь предварительное изучение студентами экономических законов в дисциплине «Обществознание». Поэтому я посчитала целесообразным провести экспериментальную работу, целью которой являлось: измерение уровня полученных экономических знаний. С его помощью я выяснила реальное состояние экономической подготовки студентов колледжа в отдельно взятой группе второго курса. В результате проведённого экспериментального исследования получен первичный материал для дальнейшей работы - формирование компетенций студентов по разработанной нами модели. В эксперименте приняли участие 25 обучающихся группы М – 11, период проведения – на начало и конец семестра. Определение уровня сформированности конкретных компонентов общих компетенций студентов проводилось на основании разработанных нами критериев оценки с использованием опросников, анкет, тестовых заданий, а также экспертной оценки. Данные экспериментального исследования обрабатывались по пятибалльной шкале (1 балл-минимальное значение оценки, 5 баллов-максимальное), а также с учетом определенных выборов (в %). Использовалось среднее значение параметров, из которых складывались различные компоненты конкретного уровня общих компетенций: высокий уровень усвоения - выполнение тестового задания от 65 до 90%, средний уровень – от 50 до 65%, низкий уровень – от 20 до 50%. На основании полученных количественных данных был осуществлен качественный анализ результатов эксперимента, что позволило мне получить представление о степени сформированности отдельных компонентов компетенций студентов колледжа в разрезе экономических знаний. Некоторые из результатов экспериментального исследования представлены в таблице.
Оценка приобретения студентами знаний, умений и навыков в процессе изучения основ экономики
Я хотел (а) бы | Мэгн | Мэгк |
Повысить свой уровень теоретической подготовки по экономике | 2,2 | 4,3 |
Научиться решать задачи по экономике повышенной сложности | 1,4 | 3,5 |
Научиться пользоваться справочно-поисковой системой «Консультант плюс» | 1,4 | 3,2 |
Работать с интернет-ресурсами по вопросам экономики в пределах учебной программы | 2,9 | 4,1 |
Умение использовать экономические расчеты в профессионально-ориентированных учебных дисциплинах | 1,5 | 3,5 |
Примечание. М-среднее значение оценки, 1 балл-минимальное значение оценки, 5 баллов-максимальное (Мэгн -в начале эксперимента, Мэгк -в конце эксперимента)
Уровень сформированности компетенций студентов экспериментальной группы оценивается нами в среднем между «средним» и «высоким». Эти результаты представлены в таблице:
Уровни сформированности общих и профессиональных компетенций при изучении основ экономики | Студенты гр. М-11 |
низкий | 5,2 |
средний | 33,8 |
высокий | 61,0 |
Реализация разработанной модели формирования общих и профессиональных компетенций студентов горного колледжа способствует формированию мотивов изучения экономики, знаний, умений для решения социально-бытовых и профессиональных задач, определяемых спецификой профессиональной деятельности, умением принимать оптимальные экономические решения на производстве и в различных жизненных ситуациях.
Модернизация образования при переходе профессиональной школы на уровневую систему подготовки кадров поставили перед учреждениями среднего профессионального образования (СПО) проблему интенсификации образовательного процесса за счет оптимального сочетания традиционных и инновационных форм, методов и средств обучения, что позволит осуществить мониторинг качества профессиональной подготовки студентов в образовательном процессе колледжа.
При обучении студентов любому предмету нужны такие педагогические технологии, которые способствуют эффективному формированию, как предметных знаний, умений, навыков, так и профессионально значимых; обучение должно ориентировать студента на будущее содержание профессиональной деятельности.
Благодарю за внимание! Желаю успехов в работе по ФГОС третьего поколения!
Предварительный просмотр:
ОГБОУ СПО «Губкинский горный колледж»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
16 мая 2013 г.
тема педсовета: Внедрение и апробация системы инновационных образовательных технологий личностно-ориентированного подхода
выступление к докладу на тему «Личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию студентов с использованием инновационных образовательных технологий в рамках выбранного направления»
И.А.ШУЛЬГИНА, преподаватель
экономических дисциплин
Инновационные процессы в образовании стали сегодня неотъемлемой частью общественного развития как главного требования времени, потому что система внесемейного образования, работающая на основе деятельности педагогов— элемент культуры всякого цивилизованного общества. Характер систематического образования, его доступность тем или иным социальным слоям в каждую историческую эпоху, отношение общества к учительству и учителей — к обучаемым, во многом предопределяют последующую жизнь этого общества.
В далёком прошлом, на заре цивилизации, через технико-технологически неизменный мир проходило множество поколений и, в отличие от современности, в прошлые времена (ещё в XIX-ХХ веках) в большинстве отраслей деятельности единожды освоенных знаний и навыков хватало на то, чтобы кормиться на их основе всю жизнь.
В настоящее время на протяжении жизни одного поколения людей успевают сменить друг друга несколько поколений разнородной техники и технологий, и в обозримой перспективе многие знания и навыки, которые сейчас представляются актуальными, неизбежно устареют уже к моменту завершения образования, и владение ими перестанет быть актуальным. Поэтому человек в наши дни должен на протяжении всей своей жизни вырабатывать и осваивать новые знания и навыки.
Ныне от системы образования требуется, чтобы она: уже сегодня давала обучаемым те знания и навыки, которые ещё только будут выработаны «завтра» и на основе которых обучаемым предстоит работать по завершении образования «послезавтра». Суть проблемы именно в этом.
Проблемы образовательного характера, с которыми сталкивается большинство людей, состоят в необходимости на протяжении всей активной жизни — при смене места работы, при обновлении техники, технологий и организационных принципов и процедур на прежнем месте работы, — осваивать в короткие сроки новые знания и навыки, к чему они в их большинстве психологически не готовы: т.е. их личностная культура чувств, личностная культура внимания, личностная культура мыслительной деятельности не позволяют им в короткие сроки осваивать новое дело на уровне признаваемого обществом профессионализма.
Это означает, что уже сегодня профессиональная подготовка должна стать качественно иной — школой обучения людей:
- освоению их творческого потенциала — это необходимо для самостоятельной выработки новых знаний и навыков в темпе возникновения в них потребностей по жизни;
- навыкам самообразования — это необходимо для самостоятельного освоения новых знаний и навыков, выработанных другими.
При этом следует различать новшества и нововведения. Если под педагогическим новшеством (новацией) понимать некую идею, метод, средство, технологию или систему, то нововведением (инновацией) в этом случае будет процесс внедрения и освоения этого новшества. С помощью конструирования нововведений можно управлять развитием образовательных систем: как на уровне учебного заведения, так и на уровне региона, страны.
Проблемы, стоящие перед современным образованием, спровоцированы отношением к нему в течение ряда десятилетий. Ситуация сегодняшнего дня требует обращения к личности молодого человека, учёт в процессе обучения и воспитания индивидуальных и личностных особенностей и способностей, оптимального соотношения духовного и технократического начал. В поисках новой парадигмы образования инновационные процессы являются единственными источниками развития системы образования. И это понимают во всех структурах образования во всех регионах России.
Инновационные процессы в образовании необходимо рассматривать в комплексе его социальной обусловленности. Это предполагает: соответствие системы образования комплексу жизненных социальных потребностей; внутреннюю согласованность её частей и оценку обществом каждого из структурных элементов; нацеленность образования на прогрессивное развитие общества; наличие у молодых людей потребности в образовании, её социальную направленность.
Непонимание объективно необходимой связи развития личности и её профессионализма порождает серьёзные ошибки в практике работы с молодёжью, когда овладение профессиональными знаниями и навыками противопоставляется общегуманитарной культуре. В результате возникают либо "технократические перекосы", либо попытки формировать гуманитарную культуру человека в отрыве от жизни, труда и общественной практики.
Традиционная подготовка специалистов, ориентированная на формирование знаний, умений и навыков в предметной области, всё больше отстаёт от современных требований. На современном этапе развития нашего общества как никогда возросла социальная потребность в нестандартно мыслящих творческих личностях. Заинтересованность общества в творческой активности специалиста и его развитом мышлении, в умении конструировать, оценивать, рационализировать очень быстро растет. Удовлетворение подобных общественных потребностей во многом зависит от содержания и технологий обучения будущих специалистов. Основой современного образования должны стать не столько соотношение часов, отведенных на изучение учебных дисциплин в планах образовательных учреждений, сколько внедрение в образовательный процесс методик, результатом которых станет формирование особенных, отвечающих вышеописанным запросам, способов мышления и деятельности обучающихся.
Реализации таких требований способствуют педагогические инновации, то есть использование новых знаний, приёмов, подходов, технологий для получения результата в виде образовательных услуг, отличающихся социальной и рыночной востребованностью.
Одной из образовательных инноваций, способствующей в осуществлении поставленных направлений, я считаю применение в процессе обучения личностно-ориентированного подхода.
Личностно-ориентированным подходом можно назвать подход к реализации образовательного процесса, для которого характерна направленность на развитие личности обучающегося путем обеспечения ему свободы для принятия самостоятельных решений по выбору содержания, технологии обучения и поведения.
Актуальность данной образовательной инновации (личностно-ориентированного подхода) можно объяснить следующими причинами:
- значительно вырос и постоянно продолжает расти объем информации, что порождает затруднения для ориентировки в информационной среде;
- цель образовательного процесса не сводится только к насыщению человека знаниями; воспитание и развитие равно важны для формирования личности обучающегося.
В отличие от привычного, утратившего свою значимость, представления об образовательном процессе как о передаче информации от педагога к обучающимся, сегодня можно обозначить одну из главных целей педагогической деятельности – развить в подростке способность быть личностью.
Личностно-ориентированный подход предполагает взгляд на обучаемого в первую очередь именно как на личность: значимым становится не просто обучение (то есть приобретение обучающимся знаний умений и навыков), но именно образование, а значит формирование личности обучающегося под воздействием обучения, воспитания и развития.
По мнению Ирины Сергеевны Якиманской (Ирина Сергеевна Якиманская — доктор психологических наук, профессор, действительный член Международной педагогической академии и Нью-Йоркской академии наук, руководитель отдела «Проектирование личностно- ориентированного образования» Института педагогических инноваций РАО) - автора разработки технологии системы личностно-ориентированного обучения, за обучающимся закрепляется роль познающего мир, но в специально организованных для этого условиях. Чем лучше будут созданы обучающие условия, тем оптимальнее будет развиваться обучающийся.
Согласно исследованиям И.С. Якиманской в этой области личностно-ориентированный подход опирается на следующие исходные положения:
- приоритет индивидуальности, самоценности, самобытности обучающегося, как активного носителя субъектного опыта, складывающегося задолго до влияния специально организованного обучения;
- при конструировании и реализации образовательного процесса необходима особая работа по выявлению субъектного опыта каждого обучающегося, его социализация (“окультуривание”); контроль за складывающимися способами учебной работы; сотрудничество учащегося и педагога, направленное на обмен различного содержания опыта; специальная организация коллективно распределенной деятельности между всеми участниками образовательного процесса;
- в образовательном процессе происходит “встреча” задаваемого обучением общественно-исторического опыта и данного (субъектного) опыта обучающегося, реализуемого им в учении;
- взаимодействие двух видов опыта (общественно-исторического и индивидуального) должно идти не по линии вытеснения индивидуального, наполнения его общественным опытом, а путем их постоянного согласования, использования всего того, что накоплено обучающимся, как субъектом познания в его собственной жизнедеятельности;
- развитие учащегося как личности (его социализация) идет не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития;
- основным результатом обучения должно быть формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями.
Урок – основной элемент образовательного процесса, однако в рамках личностно-ориентированного подхода значительно изменяются требования к его проведению:
- учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта обучающегося, включая опыт его предшествующего обучения;
- изложение знаний должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на постоянное преобразование наличного субъектного опыта каждого обучающегося;
- в ходе обучения необходимо постоянное согласование субъектного опыта обучающегося с научным содержанием задаваемых знаний;
- активное стимулирование обучающегося к самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;
- конструирование и организация учебного материала, предоставляющие обучающемуся возможность выбирать его содержание, вид и форму при выполнении заданий, решении задач;
- необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но главным образом процесса обучения, т. е. тех трансформаций, которые выполняет обучающийся, усваивая учебный материал;
- образовательный процесс должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения, как субъектной деятельности.
Уважаемые коллеги, мы широко используем уроки с увлечением, развлечением, насыщаем самостоятельными творческими заданиями. Все это, безусловно, делает урок более интересным, привлекательным, более результативным, но еще не дает основания считать его личностно-ориентированным. Сущность последнего - не просто создание педагогом благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту обучающихся, то есть к опыту их собственной жизнедеятельности. И, наконец, самое важное - признание самобытности и уникальности каждого студента.
В качестве примера в рамках собственного опыта реализации личностно-ориентированного обучения хочу привести частичное описание процесса проведения урока по дисциплине «Основы экономики» по теме «Понятие рынка. Функции рынка. Стадии становления рыночной системы».
В начале урока совместно с обучающимися определяем основную цель занятий – выяснить, что означает термин «рынок», в чем заключаются его функции и как проходило его развитие с момента возникновения вплоть до его современного состояния.
Термин «рынок» знаком обучающимся, у каждого есть с ним определенные ассоциации: магазин, базарная площадь, деньги, рынок труда, фондовый рынок и др. Поэтому, прежде чем вводить определенное понятие, выясняем в ходе обсуждения, какое содержание вкладывается обучающимися в этот термин.
По ходу беседы задаю вопросы: Какие именно процессы осуществляются на рынке? Кто взаимодействует друг с другом в ходе протекания этих процессов? Без чего невозможно существование рынка?
Постепенно в ходе обсуждения ответы обучающихся позволяют мне выявить их субъективный опыт в этой области. Конкретного ответа от определенных обучающихся не требую, идет обмен мнениями в ходе которого выявляется сущность обсуждаемого нами понятия. Затем перевожу беседу в русло предмета и вместе с группой на основе результатов обсуждения наполняем экономическим содержанием выявленный в ходе беседы собственный опыт обучающихся, формулируем и записываем определение изучаемого нами понятия. В результате осуществления личностно-ориентированного подхода в рамках моей педагогической деятельности могу отметить значительные изменения в области взаимоотношений «обучающийся - преподаватель», они становятся более демократичными, обучающийся становится более активным участником процесса обучения, способным корректировать, конструировать процесс обучения согласно своим целям, интересам, потребностям. Активность обучающегося в качестве полноценного участника процесса обучения повышает эффективность других составляющих образовательного процесса – воспитания и развития.
Одной из основных задач развития российского образования является формирование у студентов навыков и компетенций, обеспечивающих конкурентоспособность на рынке труда и необходимых для полноценного функционирования в современном обществе.
Особую актуальность в наши дни, когда осуществляется переход от модели «образование на всю жизнь» к парадигме «образование через всю жизнь», приобретает переосмысление учебной концепции. Прежде всего, речь идет об изменении характера и содержания учебной деятельности, о переносе акцента на самостоятельные виды деятельности студентов, значительном повышении их мотивации, а также формировании потребности в саморазвитии и самообразовании.
Учебная концепция курса «Основы экономики» имеет целью приобщить изучающих его к основам современной рыночной экономики. В соответствии с обозначенной целью материал дисциплины носит обзорный характер, формируя общее, целостное представление о современной экономике и роли предприятия как основного звена рыночных отношений. Каждая форма учебного процесса (лекция, семинар, реферат, самостоятельная работа студента, зачет) требует соответствующего методического обеспечения, представленного программой лекций, планами семинарских занятий, тематикой рефератов, тестами, итоговыми вопросами и т.д. В программе лекционных уроков должны найти отражение рассматриваемые в лекции вопросы и ее основные положения, рекомендуемая литература, понятийный аппарат, графики, таблицы, схемы, диаграммы.
В условиях модернизации профессионального образования, предполагающей переход к личностно-ориентированному процессу обучения, дискуссионным становится вопрос о лекции как традиционной коллективной форме работы преподавателя со студентами и ослабевает внимание к ней как одной из основ образования. В отличие от учебника, который предназначен для систематического изложения учебного материала, устная лекция должна выразить внутренний мир человека, ее читающего, и тем самым реализовать гуманитарную методологию. На лекции важно передать ценностное отношение к различным аспектам научного материала. К несомненным достоинствам лекционной формы обучения наряду с «живым словом» преподавателя можно отнести и обязательное присутствие студента на занятии. Однако, у любимой нами традиционной формы чтения лекций есть и немало недостатков. Например, студенты крайне медленно записывают материал и это усиливает фрагментарность изложения.Обучающий эффект лекции может также снижаться из-за плохого самочувствия студента, из-за шума, переполненности аудитории, отвлекающих внимание факторов, особенно мобильных телефонов. (Привязанность к последним у некоторых студентов приобретает болезненный характер). Не все студенты умеют концентрировать свое внимание на ключевых моментах и фиксировать их, конспектировать материал. Не правда ли, знакомая ситуация? Вероятно, имеет смысл изменить методику чтения лекций. Вместо традиционной лекции составить раздаточный материал для студентов – конспект лекций по дисциплине. При этом возможны различные варианты – компьютерный компакт-диск, напечатанный текст, размещение в Интернете на персональных сайтах педагогов (как, имеющая такой опыт, я рекомендую и вам использовать в своей педагогической деятельности), т.е. как можно шире использовать потенциал компьютерных технологий, которые индивидуализируют учебный процесс, повышают скорость усвоения, качество образования, стимулируют развитие самостоятельной работы студентов, изменяют технологию и акценты методической работы преподавателя. На основе новейших информационных технологий лекции могут быть более объемными по содержанию и наглядными, красочными, динамичными по форме. Чтобы сделать учебную информацию яркой, доступной и запоминающейся, я готовлю лекционное занятие как презентацию – набор слайдов с текстовыми комментариями. Таким образом, на основе мультимедийных технологий реализуется принцип наглядности. Видео-курс лекций, как реализация метода визуализации позволяет структурировать материал учебной дисциплины, разбить его на разделы (модули), темы. Использование компетентностного подхода, обусловленного переходом на образовательные стандарты 3-го поколения, требует стимулирования самостоятельной и творческой работы студентов, разработки новых учебно-методических комплексов.
В новых образовательных программах увеличивается доля самостоятельной работы студента в учебном процессе, разрабатываются инновационные технологии для решения этой проблемы. Задача преподавателей состоит в том, чтобы помочь студенту рационально организовать эту работу. Каждая форма самостоятельной работы подлежит контролю со стороны преподавателя. Это требует соответствующего методического обеспечения, включающего тестовые задания, задания для контроля знаний по каждой теме, модульные задания, комплекты задач для индивидуальной самостоятельной работы, вопросы для восполнения конспекта лекций, вопросы для коллоквиумов. При таком разнообразии дидактических средств, здесь необходим классификатор дидактического материала, работа с КОС.
Объем получаемых знаний не в последнюю очередь зависит от студентов: одни читают обязательную и дополнительную литературу, а другие – ничего. Осложняет ситуацию и то, что студенты имеют разный уровень интеллектуальных способностей и возможностей.
Для студентов с низким уровнем познавательной самостоятельности должны быть запланированы задания репродуктивного характера: изучить самостоятельно вопрос, тему, выполнить задания с заданным алгоритмом.
Студентам среднего уровня развития даются задания репродуктивно-творческого характера: подготовка докладов, рефератов, сообщений, обзоров библиографических источников.
Для студентов высокого уровня познавательной активности предлагаются творческие задания: подготовка творческих работ, эссе, решение задач повышенной сложности.
Важно, чтобы контроль преподавателя за ходом выполнения заданий для самостоятельной работы сочетался с самоконтролем студента, что требует соответствующего методического обеспечения (контрольные вопросы, задания, задачи, проблемные ситуации, методические указания по выполнению заданий, по изучению тематического материала и т.п.).
Инновационное развитие образования требует концентрации больших человеческих и временных ресурсов. Это актуализирует интеграционные формы взаимодействия всех участников образовательного процесса, направленные на сохранение лучших традиций и развитие инновационного потенциала российского профессионального образования.
Для себя я определяю инновационную педагогическую деятельность как поиск различных путей реализации функций профессионального образования и вижу её цель в педагогическом творчестве. На перспективу в педагогической деятельности, используя инновационные технологии, выделяю следующие направления:
• Развитие самостоятельного поиска обучающихся через использование модульной технологии.
• Способы повышения эффективности контроля уровней обученности учащихся в преподавании экономических дисциплин
• Модульная технология обучения на уроках экономики.
• Развитие способностей потенциально одаренной личности.
• Модульное обучение как условие саморазвития и самосовершенствования учащихся.
• Развитие мотивации обучения экономических дисциплин через технологию «Портфолио».
• Разноуровневое обучение экономики в системе модульной технологии. (используя классификатор дидактического материала: наборы дидактических карточек и заданий и пр.)
• Развитие творческих способностей учащихся с повышенной мотивацией.
• Формирование экономического мышления студентов.
• Технология коллективной мыследеятельности. (Выделяется три основных этапа: исследование, проектирование, исполнение)
• Ситуация комфорта на уроке как основное условие сохранения психофизического здоровья обучающихся.
• Игра как метод активизации возможностей личности и коллектива в обучении экономике.
• Проблемное изучение материала. (Проблемное изучение материала начинается с создания проблемной ситуации. Затем этапы: формулировка проблемы; выдвижение гипотез; проверка выдвинутых гипотез; анализ результатов проверки гипотез; заключение и обобщения; возвращение к проблемной ситуации)
• Организация самостоятельной деятельности обучающихся при использовании технологии полного усвоения. (постоянным параметром ставится результат обучения, а условия обучения переменными, подстраиваемыми под достижение каждым обучаемым заданного результата. Авторами технологии полного усвоения знаний являются американские психологи)
• Использование модульной технологии в процессе развития творческих способностей учащихся.
• Формирование гражданского самосознания обучающихся, умения жить в многомерном взаимодействии и общении с другими студентами в учебное и внеурочное время.
• Пути и средства активизации культуры речи. (в частности, в группах второго курса)
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации говорится о целом комплексе мер по приведению российской системы образования в соответствие требованиям времени. В частности, предусмотрен переход от системы массового образования, характерной для индустриальной экономики, к индивидуализированному образованию для всех, который возможно осуществить в рамках внедрения инновационных педагогических технологий, в частности личностно-ориентированного подхода к обучению.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« В РФ важно совершенствовать систему профобразования» Д.А.Медведев « Важнейшей задачей остается приведение содержания и форм подготовки рабочих кадров в соответствии с запросом рынка труда», - сказал председатель правительства на заседании президиума Совета при президенте РФ по реализации приоритетных нацпроектов в пятницу, 11.10.2013
Условия развития системы профессионального образования: -о беспечение более тесной связи системы профессионального образования с экономикой и ее реальными потребностями; -объединение усилий государства, работодателей и общества; -взаимодействие всех ветвей и уровней власти; -повышение мотивации граждан к получению качественного профессионального образования на протяжении всей жизни; -создание стимулов для образовательных учреждений к повышению качества профессионального образования с учетом критериев его оценки принятых как на национальном, так и на международном уровне.
Образовательные учреждения по профилю горнодобывающей промышленности и металлургического производства Белгородской области Старооскольский технологический институт им. А.А. Угарова «Национального исследовательского технологического университета « МИСиС » Старооскольский филиал Российского государственного геологоразведочного университета имени Серго Орджоникидзе п о программа СПО и ВПО
ОГАОУ СПО « Яковлевский политехнический техникум » ОГАОУ СПО « Губкинский горный колледж» ОГАОУ СПО « Губкинский политехнический техникум » п о программа СПО и НПО
Национальный исследовательский университет « БелГУ » Губкинский институт (филиал) Московского государственного открытого университета имени В.С. Черномырдина ФГБОУ « Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова» п о программа ВПО
Качества работника Уровень здоровья Уровень квалификации Уровень благосостояния Уровень сознания Показатели качеств работника
Уровни конкурентоспособности работника Макроуровень Вакансия
Конкурентоспособность выпускника Поведенческие характеристики Мотивация Культура Профессиональная квалификация
Н аправления сотрудничества Прогнозиро - вание развития рынка труда Профессио-нальная ориентация молодёжи Реализация специаль - ных программ
Становление и развитие СПО Белгородчины обусловлено как целями и задачами государственной образовательной политики, социально-экономическим и культурным развитием страны, так и региональной политикой, базирующейся на особенностях экономического, социального, культурного развития региона , его географического и природного положения
Благодарю за внимание СЧАСТЬЯ!!! РАДОСТИ!!! УДАЧИ!!!