страница

Иванова Евгения Викторовна

орпрпара

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yunyy_issledovatel_okruzhayushchey_sredy.doc286 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ДЕПАРТАМЕНТ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ОХРАНЫ

ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

                      19.02.2014 г.      №  90 - р

«31  

г. Томск

 О проведении регионального этапа Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды

Согласно областному межведомственному плану основных мероприятий по экологическому образованию в Томской области и Государственному заданию ОГБОУДОД «Областной центр дополнительного образования детей» на 2014 год в целях реализации стратегических направлений развития непрерывного экологического образования и привлечения обучающихся образовательных учреждений к работе по изучению проблем экологического состояния окружающей среды и ее сохранению и практическому участию в решении природоохранных задач, способствующих экологическому воспитанию школьников, эколого-биологическому образованию и профессиональному самоопределению

1.     Провести региональный этап Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды (включая номинации Всероссийского лесного юниорского конкурса «Подрост» («За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам»), далее Конкурс) с 17 февраля по 15 ноября 2014 года на базе ОГБОУДОД «Областной центр дополнительного образования детей».

2.     Утвердить Положение о Конкурсе, состав организационного комитета, анкету-заявку на участие в Конкурсе (приложения № 1, 3,4).

3.      Возложить ответственность за организационно-методическое сопровождение  регионального этапа конкурса   на ОГБОУДОД «Областной центр дополнительного образования детей» (Сафронов С.Н.) и ОГБУ «Облкомприрода» (Лунёва Ю.В.).

4. ОГБОУДОД «ОЦДОД» (Сафронов С.Н.)  обеспечить финансирование  регионального этапа конкурса  в рамках бюджетных средств учреждения, выделенных на выполнение государственного задания на 2014 год, и согласно гражданско-правового договора № 444-ОГБУ от 31.12.2013 г. с ОГБУ «Облкомприрода» (Лунёва Ю.В.).

  1. Руководителям муниципальных органов управления образования: 
  • Обеспечить проведение муниципальных (городских) этапов Конкурса.
  • Организовать участие обучающихся образовательных учреждений всех типов и видов Томской области в региональном этапе Конкурса.

 6.  Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляем за собой.

Начальник Департамента                                                      Начальник Департамента природных

общего образования                                                               ресурсов и охраны окружающей среды

        

Лунёва Юлия Владимировна 56 36 46

Коварж Федор Федорович 21 82 83

Приложение №1

Положение

о региональном этапе Всероссийского конкурса

юных исследователей окружающей среды

  1. Общие положения

1.1. Региональный этап Всероссийского конкурса исследователей окружающей среды (далее – Конкурс) проводится с целью привлечения обучающихся образовательных учреждений к работе по изучению экологического состояния окружающей среды и практическому участию в решении природоохранных задач, способствующих экологическому воспитанию школьников, эколого-биологическому образованию и их профессиональной ориентации.

Задачи Конкурса:

  • активизация деятельности образовательных учреждений в сфере дополнительного образования детей, направленной на решение вопросов экологического и нравственного воспитания школьников, через развитие у них интереса к исследовательской работе по изучению и сохранению окружающей среды «своей малой родины»;
  • внедрение исследовательского метода в педагогическую практику дополнительного образования детей;
  • поддержка интереса обучающихся к деятельности по изучению и сохранению природных и искусственно созданных экосистем;
  • выявление экологических проблем, существующих в регионах и практическое участие обучающихся в их решении;
  • обмен опытом работы и установление творческих контактов между обучающимися и педагогами области.

1.2. Учредителями Конкурса являются Департамент общего образования и Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области.

Организация и проведение Конкурса осуществляются отделом эколого-биологического воспитания ОГБОУДОД «Областной центр дополнительного образования детей» и отделом экологического образования и просвещения  ОГБУ «Облкомприрода».

1.3. Для подготовки и проведения конкурса создается оргкомитет с правами жюри.

  1. Участники конкурса

В Конкурсе могут принимать участие обучающиеся образовательных учреждений всех видов и типов системы образования Томской области в возрасте от 12 до 18 лет, выполнившие исследовательскую работу по изучению окружающей среды и ставшие победителями районных этапов Конкурса.

3. Сроки проведения

3.1. Конкурс проводится ежегодно с февраля по декабрь и состоит из муниципального, регионального, федерального (заочного) и федерального (очного) этапов.

3.2. Сроки проведения:

I   – муниципальный заочный этап с 17 февраля по 25 июня 2014 года,

II  – региональный заочный этап с 25 июня по 25 декабря 2014 года,

III – федеральный (заочный) тур с января 2015 года по февраль 2015 года,

IV – федеральный (очный) тур - март 2015 г.

        Для участия в заочном федеральном этапе работы победителей Конкурса отправляются не позднее 25 декабря 2014 года (по почтовому штемпелю). Участие в финале  очного федерального этапа конкурсов регламентируется  оргкомитетом  Всероссийского конкурса  юных исследователей окружающей среды (г. Москва, март 2015 года) и оргкомитетом Всероссийского юниорского лесного Конкурса «Подрост» («За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам», в одном из регионов России, май 2015 года).

  1. Порядок и условия проведения
  1.  Конкурс проводится по следующим номинациям:
  •  «Агроэкология» (исследования, где используются научно обоснованные приемы возделывания культурных растений, а также исследования, связанные с применением агротехнических, биологических, механических, физических, химических и других методов защиты растений в открытом и закрытом грунтах).
  •  «Зоология и экология позвоночных животных» (исследования рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих; фаунистика и экология различных систематических  групп позвоночных; исследование поведения позвоночных животных).
  •  «Зоология и экология беспозвоночных животных» (исследования червей, моллюсков, ракообразных, насекомых и паукообразных; фаунистика и экология различных систематических групп беспозвоночных, исследование поведения беспозвоночных животных).
  • «Зоокультура и ветеринария» (исследования в области содержания и разведения домашних животных, а также диких животных в неволе; лечение и  профилактика заболеваний у животных; изучение кормовой базы; оценка качества продукции; гигиенические и экологические аспекты зоотехнии и ветеринарии).
  • «Ботаника и экология растений» (исследования биологических и экологических особенностей дикорастущих растений, грибов и лишайников; популяционные исследования растений; изучение флоры и растительности).
  • «Водная экология и гидробиология» (анализ чистоты водоемов и водотоков физическими и химическими методами, а также применение биологических методов для оценки загрязнения воды; изучение загрязнения воды на организм человека).
  • «Экология воздушного бассейна» (анализ загрязнения воздуха физическими и химическими методами, а также применение биоиндикационных методов для оценки загрязнения воздуха; изучение загрязнения воздуха на организм человека).
  • «Ландшафтная экология и геохимия» (оценка экологического состояния ландшафта; физико-географические исследования; исследования физических, химических и биологических свойств почвы; анализ антропогенного загрязнения почв и грунтов и его влияния на организм человека).
  • «Лесоведение и лесоводство» (лесная типология; изучение возобновления и формирования леса; влияния на лес рекреационной нагрузки, рубок ухода, лесных пожаров и др.; восстановления леса после рубок главного пользования, эффективности лесовосстановительных мероприятий; разведения лесных культур и др.).
  • «Экология лесных животных» (фауна, экология и поведение птиц, насекомых и других обитающих в лесу животных, в т.ч. вредителей леса; изучение эффективности биологических способов защиты леса (привлечение энтомофагов) и др.).
  • «Экология лесных растений» (флористические и геоботанические исследования лесных растительных сообществ; изучение экологических и биологических особенностей лесных растений).
  • «Практическая природоохранная деятельность» (рассматриваются работы, отражающие личное действие в решении проблемы сохранения природы, – охрана лесов от пожаров; организация и проведение разнообразных природоохранных акций; защита леса от вредителей и болезней, включая биологические способы –  привлечение птиц, расселение муравьев и др.; пропаганда знаний о лесе и др.).
  • «Подготовка к профессиональной деятельности в лесном хозяйстве» (рассматриваются работы, связанные с изучением технологий лесохозяйственных работ, специальных дисциплин лесного профиля, подготовкой инновационных предложений по ведению лесного хозяйства).

4.2. На Конкурс не принимаются:

 коллективные работы;

– работы, не содержащие самостоятельного исследования объекта изучения;

– основанные лишь на литературных данных (реферативные) работы или только на сведениях, представленных различными организациями и ведомствами;

– работы, ранее представлявшиеся на конкурсы «Подрост», «Моя малая родина» и Всероссийские конкурсы юных исследователей окружающей среды предыдущих лет и отмеченные дипломами лауреатов этих конкурсов;

– работы, не соответствующие тематике Конкурса.

4.3. Учебно-исследовательская работа должна быть представлена от имени одного автора. Изменение в составе авторов в ходе Конкурса не допускается.

  1. Место проведения

              Конкурсные работы направляются в адрес  регионального оргкомитета

634041, г. Томск, ул. Карташова, 21, кабинет № 9

Отдел эколого-биологического воспитания

ОГБОУДОД «Областной центр дополнительного образования детей»

(кон. телефон: (8-3822) 563-519, Лисина Н.Г.,)  до 1 октября 2014 года.

Вместе с конкурсной работой высылаются следующие материалы:

- анкета-заявка участника регионального этапа Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды (приложение № 4);

- электронный вариант работы (обязательно) в формате Word, шрифт New Roman Cyr. Размером 12;

- тезисы работы (согласно требованиям к оформлению тезисов конкурсных работ, Приложение № 2).

5.1. Итоги Конкурса подводятся на итоговом совещании-семинаре  эколого-биологической направленности (г. Томск, ноябрь 2014 года), на котором проходит защита конкурсных работ участников-победителей в форме устных и стендовых докладов, компьютерных презентаций;  проводятся консультации с экспертами.

Дата итогового мероприятия сообщается участникам информационным письмом.

5.2. Конкурсные материалы, представленные на заочный тур, обратно не возвращаются, рецензии на них не выдаются.

5.3. Работы участников-лауреатов Конкурса (тезисы, фрагменты, в полном объеме) могут быть опубликованы в методическом сборнике ОГБОУДОД «ОЦДОД» («Методическая шкатулка»), а также выставлены на сайт ОГБУ «Облкомприрода» с сохранением авторских прав.

6. Руководство Конкурсом

6.1. Общее руководство Конкурсом осуществляет оргкомитет (приложение № 3), который создается из числа научных сотрудников, преподавателей и специалистов образовательных учреждений и заинтересованных ведомств.

6.2. Оргкомитет Конкурса определяет состав и порядок жюри по каждой номинации, подводит итоги Конкурса.

7. Подведение итогов Конкурса

7.1. Итоги подводятся по результатам регионального заочного тура.

7.2. Победители и призеры регионального этапа конкурса имеют право участвовать во Всероссийском заочном конкурсе юных исследователей окружающей среды (в возрасте от 12  до 18 лет на период проведения финала).

7.3. Участники заочного тура, занявшие 1-е, 2-е и 3-е места в каждой номинации, награждаются дипломами и памятными призами.

7.4. Всем участникам заочного тура выдается свидетельство участника Конкурса.

7.5. По решению оргкомитета отдельные участники могут награждаться поощрительными призами.

8. Основные критерии оценки проектно-исследовательских работ

8.1. Актуальность.

8.2. Наличие цели и задач исследования.

8.3. Степень освоения методик исследования.

8.4. Личный вклад автора.

8.5. Наличие анализа результатов исследования.

8.6. Этичность по отношению к живым объектам.

8.7. Наглядность оформления работы.

8.8. Наличие выводов или заключения.

8.9. Практическая значимость работы для поселения (микрорайона, школы, города).

  1. Финансирование Конкурса

9.1. Финансирование организации и проведения регионального этапа Конкурса, призового фонда, участие в заочном туре и участие в финале Всероссийского конкурса осуществляется за счет средств  субсидии на выполнение государственного задания ОГБОУДОД «Областной центр дополнительного образования детей» и средств по гражданско-правовому договору с ОГБУ «Облкомприрода», направленных на проведение региональных   мероприятий с детьми на 2014 год.

Приложение № 2

Требования к оформлению конкурсного материала

1. Учебно-исследовательская работа должна иметь:

- титульный лист с обязательным указанием названия образовательного учреждения, при котором выполнена работа, региона и населенного пункта, названия детского объединения, темы работы, ФИ автора, класс, ФИО руководителя работы (полностью), год выполнения работы;

- содержание, перечисляющее нижеупомянутые разделы (с указанием страниц).

В структуре изложения содержания работы должно быть представлено: 

- введение, где должны быть сформулированы цель и задачи работы, степень изученности проблемы, сделан краткий литературный обзор, обоснована актуальность исследования, а также место и сроки проведения исследования, при необходимости дана физико-географическая характеристика района исследования и режим хозяйственного использования территорий;

- методика исследования (описание методики сбора материалов, методы первичной и статистической обработки собранного материала);

- результаты исследований и их обсуждение (обязательно приведение всех численных и фактических данных с анализом результатов их обработки);

- выводы, где приводятся краткие формулировки результатов работы, отвечающие на вопросы поставленных задач;

- заключение, где могут быть отмечены лица, принимающие участие в выполнении

работы, указаны практические рекомендации, вытекающие из данной исследовательской работы;

- список используемой литературы (оформленный в соответствии с правилами составления библиографического списка). В тексте работы должны быть ссылки на использованные литературные источники.

2. Фактические и численные данные, имеющие большой объем, а также рисунки, диаграммы, схемы, карты, фотографии и т.д. могут быть вынесены в конец работы – в приложения, которые соединяются с текстом работы (и соответствуют формату самой работы), или быть отдельно, произвольного формата.

3. Все приложения должны быть пронумерованы, озаглавлены, и на них даны ссылки в тексте работы. Картографический материал должен иметь условные обозначения и масштаб.

4. Текст работы должен быть набран в формате Word, размер шрифта 12-14, шрифт New Roman Cyr. Конкурсные материалы принимаются на бумажном и электронном носителях. Работа должна быть аккуратно оформлена, страницы пронумерованы и скреплены. Объем работы не ограничен.

5. Требования к оформлению тезисов конкурсных работ.

- Тезисы должны содержать следующие данные:

  • название темы работы;
  • фамилию и имя автора (полностью);
  • класс;

  • фамилию, имя, отчество руководителя работы (полностью).
  • полное название учреждения;
  • регион.

Пример:

      Пресноводная фауна оз. Белое и ее связь с факторами окружающей среды.

                                                                                          Егоров Константин, 10 класс,

Эколого-биологический центр,

                                                                                         г. Ступино Московской области.

                                                                         Руководитель: Сергеев Петр Викторович.

Далее следует текст тезисов (объемом 1-2 страницы). Текст должен быть набран на компьютере (формат листа А4, шрифт 12 - 14, через 1,5 интервала).

- В тезисах необходимо отразить цель, задачи, методику исследования, основные результаты, полученные в результате проведенных исследований, выводы.

       Приведение всех фактических и численных данных в тезисах не требуется. Допустимо использование иллюстративных материалов, если это необходимо для отражения сути работы.

3. Тезисы представляются одновременно с заявкой и конкурсной работой. Оргкомитет в случае их опубликования может вносить в текст изменения и сокращения.

        Приложение № 4

Анкета-заявка участника

регионального этапа Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды

1. Название работы: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Название номинации конкурса:

_____________________________________________________________________________

3. Фамилия, имя, отчество автора (полностью), год и дата рождения: __________________

_____________________________________________________________________________

4. Фамилия, имя, отчество (полностью) руководителя работы, место работы и должность: _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

5.Фамилия, имя, отчество (полностью) консультанта работы (если имеется), место

работы и должность, звание, степень:_____________________________________________

_____________________________________________________________________________

6. Место учебы (школа, класс), адрес (с индексом), телефон:_________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.Название объединения обучающихся образовательного учреждения, при котором

выполнена работа, адрес (с индексом), телефон:____________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Домашний адрес (с индексом), телефон, e-mail:___________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата заполнения «___» ____________ 2014 г.

Лицо, заполняющее анкету: ___________________ Подпись: _________________________