Рабочие программы

Якимов Александр Семёнович

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по обществознанию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к рабочей программе по Истории России. XIX век  (8 класс)

Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2009 г. и авторской программы «История России 6-9 кл.» А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной. - М.: Просвещение, 2009.

Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекта и дополнительной литературы:

  1. Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2013;
  2. Настенные исторические карты.
  3. Атласы по истории России XIX века.
  4. Симонова Е.В. Тесты по истории России. М.: «экзамен» 2011
  5. Данилов А.А., Косулина Л.Г., Поурочные разработки к учебнику «история России ХIХ в»
  6. Колганова Е.В. Поурочные разработки к учебнику Данилова А.А.

В планировании учтено прохождение обязательного минимума содержания и соответствие программе по истории для основной школы. Тематическое планирование рассчитано на 40 часов.

Основные цели курса:

•  выработки у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом;

•  развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);

•  формирование ценностных ориентации и убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;

•  развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;

Учтены различные формы урока: изложения нового материала самим учителем, комбинированные, дискуссии решения познавательных и проблемных заданий.

В результате изучения истории ученик должен знать/ понимать:

  • Основные даты и ключевые события истории России и мира с начала XIX в. до 20 века г. (годы царствований; «великих реформ»; политической и социальной истории (1825 г., 1861 г.); важнейших военных кампаний (1812 г., 1813-1814 гг., 1853-1856 гг., 1877-1878 гг) Рассказывать о важнейших исторических событиях, их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов, давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников использовать приобретенные знания при написании творческих работ, рефератов.
  • Показывать на исторической карте: территории, присоединенные к империи в XIX в.; центры промышленности и торговли; места военных действий и походов.
  • Составлять описание памятников: зданий и технических сооружений; машин; предметов быта; произведений художественной культуры.                                                                                  
  • Соотносить и общие исторические процессы и отдельные факты и явления, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, группировать исторические явления и события по заданному признаку, объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.
  • Называть характерные, существенные черты: социально-экономического развития и политического строя России в XIX - начале XX вв.; положения разных слоев населения; внутренней и внешней политики самодержавия; идеологии и практики общественных движений (консервативных, либеральных, радикальных).
  • Объяснять значение понятий: Российская империя, самодержавие, крепостное право, феодальные пережитки, модернизация, индустриализация, капиталистические отношения, реформа контрреформа, декабристы, славянофилы, западники, утопический социализм, народничестве социал-демократия, православие, национализм, революция.
  • Сравнивать: развитие России до и после реформ 60-х гг.; развитие капитализма в России и других странах; позиции, программные положения общественных движений, групп, партий.
  • Излагать суждения о причинах и последствиях: возникновения общественных движений XIX - начала XX вв.; отмены крепостного права; войн 1812 г., 1853-1856 гг., 1877-1878 гг.: присоединения к империи в XIX в. новых территорий и народов.
  • Объяснять, в чем состояли цели и результаты деятельности государственных и общественных деятелей, представителей социальных и политических движений, науки и культуры.
  • Приводить изложенные в учебной литературе оценки исторических деятелей, характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий и войн, революций. Высказывать и аргументировать свою оценку событий и личностей.

№ п/п

Дата проведения

занятия

Тема урока

Основные понятия

Умения, навыки

Форма контроля

Литература

планируемая

проведения

1.

Россия на рубеже XVIII-XIX вв.

Многоконфессиональный, мещане

Умение анализировать и работать с документами

Беседа

Атласы,  карта «Российская империя в начале XIX века»

2.

Внутренняя политика Александра I

«капиталистые крестьяне»,  отходничество, разложение феодальной системы и складывание капитализма.

Умения определения и объяснения понятий

Беседа

Атласы,  карта «Российская империя в начале XIX века»

3.

Внешняя политика Александра I в 1801-1812 гг.

Коалиция, континентальная блокада, восточный вопрос, Тильзитский мирный договор 1807 года.

Умения анализировать, выделять главное

Устный опрос

Портреты Александра I, Наполеона, М.И. Кутузова, атласы, карта «Внешняя политика России в первой половине XIX века.

4.

Реформаторская деятельность М.М Сперанского

5.

Отечественная война 1812 года

Народное ополчение, партизаны, редут, батарея. фураж

Умение работать с документами

Тест

Контурные карты «Отечественная война 1812 года», цветные карандаши/ручки, атласы «История России XIX века»

6.

Отечественная война 1812 года

Народное ополчение, партизаны, редут, батарея. фураж

Умение работать с документами

Беседа

Контурные карты «Отечественная война 1812 года», цветные карандаши/ручки, атласы «История России XIX века»

7.

Заграничный поход русской армии. Внешняя политика России в 1813-1825 гг.

Умение анализировать исторические документы

Беседа

8.

Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг.

Сейм, военные поселения, аракчеевщина, возрастной и имущественный ценз, «Уставная грамота российской империи»

Умение выделять главное

Беседа

9

Социально-экономическое развитие

10.

Общественные движения первой четверти 19в.Династический кризис. Движение декабристов.

Декабристы, династический кризис

Умение определять и объяснять понятия

Исторический диктант

Портреты декабристов, Александра I,  Николая I

11.

Внутренняя политика Николая I

«апогей самодержавия», цензура, кодификация законов

Умение работать с документами и искать ошибки в нем

Беседа

Портреты Николая I, П.Д. Киселева, Е.Ф. Канкрина, А.Х. Бекендорфа

12.

Экономическое развитие России в первой половине XIX века

Промышленный переворот, пролетариат, буржуазия

Умение выделять главное, сравнивать

Самостоятельная работа

13.

Внешняя политика Николая I

Навигация, контрибуция, Горцы, имам, теократия

Умение работать с исторической картой

Опрос

Карта «Внешняя политика России  в первой половине XIX века

14.

Русские первооткрыватели и путешественники

Навигация,

Умение выделять причинно-следственные связи, Умение работать с исторической картой

Беседа

15.

Крымская война (1853 – 1856)

Умение работать с историческими документами

Беседа

Карта «Крымская война»

16.

Общественное движение  1830-1850-х гг.

Западники, славянофилы, социализм

Умение обобщать материал

Тест

17.

Наука и образование первой половины XIX века

Гимназия

Умение анализировать, устанавливать межпредметные связи

Устный опрос

18.

«Золотой век» русской культуры первой половины XIX века

Романтизм, ампир, реализм

Умение самостоятельно работать с предложенным материалом

Индивидуальная работа по карточкам

19.

Перемены в быту основных сословий населения

Шорничество

Умение ставить и разрешать проблемы

Тест

20.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в первой половине XIX века»

Умение обобщать и систематизировать материал

Самостоятельная работа

21.

Накануне отмены крепостного права

Политический режим, недоимки

Умение анализировать документы

Беседа

22.

Отмена крепостного права

Рескрипт, уставная грамота, временно-обязанные крестьяне

Умение работать со статистическими данными

Устный опрос

23.

Отмена крепостного права

Рескрипт, уставная грамота, временно-обязанные крестьяне

Умение работать со статистическими данными

Устный опрос

24.

Либеральные Реформы 60-70-х гг.

Городская дума, всеобщая воинская повинность

Умение анализировать иллюстративный материал

Исторический диктант

25.

Социально-экономическое развитие пореформенной России

Отработочная система, капитализм

Умение анализировать документы

Игра «Домино»

26.

Либеральное и консервативное общественное движение  в 60-70-е гг.

Либералы, консерваторы

Умение объяснять понятия

Беседа

27.

Зарождение революционного народничества

, народничество

Умение ставить и разрешать проблемы

Устный опрос

28.

Революционное народничество 1870-х – начала 80-х гг.

Революционер

Умение работать с документами

Беседа

29

Внешняя политика Александра II

Умение работать с контурными картами

Тест

30

Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг.

Умение рассказывать прочитанный материал

Беседа

31

Внутренняя политика Александра III

Контрреформы

Умение сравнивать и обобщать материал

Самостоятельная работа

32

Социально-экономическое развитие России в 1880-1890-е гг.

Косвенные налоги, дефицит бюджета, монополия

Умение разрешать проблемы

Устный опрос

33

Положение основных слоёв российского общества

34

Появление новых течений в общественно-политической жизни в 1880-1890-х гг.

Марксизм

Умение объяснять понятия

Беседа

35

Внешняя политика Александра III

Мобилизация, военный союз

Умение работать с исторической картой

Беседа

36

Просвещение и наука во второй половине XIX века

Классические и реальные гимназии

Умение анализировать исторические и литературные тексты

Тест

37

Достижения художественной культуры  России во второй половине XIX века

Умение работать в парах

Беседа

38

Быт и образ жизни в городе и деревне во второй половине XIX века

Умение ставить и разрешать проблемы

Опрос

39

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Россия во второй половине XIX века»

Умение обобщать и систематизировать материал

Самостоятельная работа

40

Итоговое повторение по теме: «Россия в XIX веке»

Тест




Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Емангашская основная образовательная школа»

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР


УТВЕРЖДАЮ

Директор школы:

____________/С.В. Саранова/


_______________/В.А. Игнатьев/

 «      » ____________2012 г                                   «      »_____________2012 г


Рабочая  программа  учебного курса  

по обществознанию для 6 класса

на 2012-2013 учебный год

Учитель истории и обществознания: Якимов А.С.

Рассмотрено на заседании

ШМО учителей гуманитарного цикла.         Руководитель ШМО

Протокол № ________                                    гуманитарного цикла

от «____»___________________2012 г.        ____________________/________/

2012 г.


Пояснительная записка

к рабочей программе по обществознанию

Обществознание в основной школе является относительно завершенной системой знаний. Оно дает наиболее общие представления о человеке и обществе, разностороннюю характеристику современного российского общества, конкретные знания о социальных нормах и знания прикладного характера, необходимые для выполнения основных социальных ролей.

Его содержание обеспечивает преемственность между основной и средней школой. Целый ряд теоретических положений изучается в нем на пропедевтическом уровне, без введения строгих научных формулировок, которые нередко заменяются описаниями признаков рассматриваемых явлений и процессов.

Для основной школы конструируется обществоведческое содержание, учитывающее социальный статус, дееспособность, возможности  и интересы подростка, вступающего в возраст выбора перспективы в области профессиональной деятельности.

Основным содержанием курса 6 класса является:

- знакомство учащихся на базе полученных ранее исторических представлений с сущностью общества, его происхождением и развитием, историческими ступенями, которое прошло человечество;

- раскрытие взаимосвязи человека, общества и природы;

- ознакомление учащихся с сущностью и основными проявлениями четырех сфер  общественной жизни: экономической, социальной. политико-правовой и духовной;

- показ места ребенка в современном обществе, его взаимоотношений с родителями, друзьями, сверстниками, педагогами.

Данная рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию 2010 г. и авторской программы Козленко С.И., Козленко И.В. Обществознание: Программа курса для 6-7 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса, а также реализует компетентностный подход к образованию.

Цель программы – содействие выработке системы жизненных ценностей, социальной компетентности человека в период его личностного становления.

Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей учащихся отроческого (подросткового) возраста, рабочая программа призвана решать следующие задачи:

  • создать содержательные и организационно-педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);
  • способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);
  • помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;
  • содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся основной школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);
  • обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;
  • предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;
  • помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;
  • предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.

Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекта:

  1. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. 6 класс. – М.: Русское слово, 2013г.
  2. Н.С. Кочетов поурочные планы к учебнику А.И. Кравченко.- Волгоград, «Учитель»20008

Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часов по 1 часу в неделю в соответствии с объемом времени, которое отводится на изучение обществознания по базисному учебному плану в 6 классе.

Формы организации учебного процесса:

- индивидуальная;

- групповая;

- фронтальная.

Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков, промежуточной и итоговой аттестации учащихся:

  • устные виды контроля (устный ответ на поставленный вопрос; развернутый ответ по заданной теме; устное сообщение по избранной теме, собеседование; тестирование);
  • письменные виды контроля (выполнение самостоятельной работы, письменной проверочной работы, творческой работы, подготовка реферата, тестирование).

Распределение учебной нагрузки

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

1

Введение

1

2

Раздел 1. Общество и человек

6

3

Раздел 2. Экономическая сфера общества

6

4

Раздел 3. Социальная сфера общества

3

5

Раздел 4. Политика и право

7

6

Раздел 5. Духовная сфера общества

3

7

Раздел 6. Ребенок в обществе

4

8

Контрольные работы

4

Итого

34

Контрольные работы

Тема

1

Контрольная работа № 1: «Общество и человек»

2

Контрольная работа № 2: «Экономическая сфера общества»

3

Контрольная работа № 3: «Политическая сфера общества»

4

Итоговая контрольная работа

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения обществознания ученик 6 класса должен знать/понимать:

  • сущность общества, его происхождение и развитие, исторические ступени, которые прошло человечество;
  • взаимосвязи человека, общества и природы;
  • сущность и основные проявления четырех сфер общественной жизни: экономической, социальной, политико-правовой и духовной;
  • место ребенка в современном обществе, его взаимоотношения с родителями, друзьями, сверстниками, педагогами.

Уметь:

  • получать социальную информацию из разнообразных источников;
  • решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации;
  • давать оценку собственным действиям и действиям других людей с точки зрения нравственности и права.

№ п/п

Дата проведения

занятия

Тема урока

Основные понятия

Умения, навыки

Форма контроля

планируемая

проведения

1.

Что такое общество?

общество; общественная жизнь; страна; государство;

Объяснить значение понятий. Называть сферы общества, характеризовать ступени развития

-общества; знать состав и проблемы современного общества, взаимосвязь человека общества и природы

Беседа

2.

Что такое общество

сферы общественной жизни: экономическая, политическая, социальная, духовная.

Устный опрос

3.

Происхождение и развитие человека

человек - биосоциальное существо

Индивидуальная работа по карточкам

4.

Исторические ступени развития общества

аграрное общество; индустриальное общество; информационное (постиндустриальное) общество; социальный процесс

Тест

5.

Современное общество

научно-техническая революция; информационная революция; Интернет; мировое сообщество

Беседа

6.

Человечество как сумма поколений

поколение; культура; культурное наследие

Самостоятельная работа

7.

Человек, общество, природа

биосфера; экология; экологический кризис; охрана природы

Индивидуальная работа по карточкам

8.

Контрольная работа № 1: «Общество и человек»

Контрольная работа

9.

Что такое экономика?

экономика; потребности; блага; производство; затраты производства; производитель; потребитель

Знать роль экономики в жизни общества. Характеризовать условия и правила организации бизнеса. Характеризовать возможные способы организации экономической деятельности подростка. Высказывать суждение о необходимости для подростков трудиться выявлять общее и различное в трудовом воспитании детей в разные эпохи. Объяснять смысл основных понятий. Объяснение отношений к труду, в современном обществе. Называть особенности труда несовершеннолетних. Объяснять смысл пословиц о труде

Беседа

10.

Рынок

рынок; обмен; рыночная цена; деньги; банк; вклад

Устный опрос

11.

Что такое предпринимательство и бизнес?

предпринимательство; бизнес; фирма; капитал

Самостоятельная работа

12.

Домашнее хозяйство

домашнее хозяйство; семейный бюджет; доходы; расходы; прожиточный минимум; государственная социальная помощь

Беседа

13.

Экономическая деятельность подростков

молодежная экономика; карманные деньги

Тест

14.

Труд с точки зрения закона

право на труд; безработица; работодатель; работник; трудовой договор; трудовая книжка; заработная плата; пенсия

Практикум

15.

Контрольная работа № 2: «Экономическая сфера общества»

Контрольная работа

16.

Социальная структура общества

социальная группа; малая группа; большая группа; социальное неравенство

Объяснить смысл и знание понятий. Знать социальную структуру общества. Объяснять роль семьи для человека и для общества, как государство заботится о семье, какие правила и нормы регулируют поведение человека в обществе

Опрос

17.

Семья

семья; брак

Тест

18.

Правила и нормы поведения в обществе

социальные нормы; обычаи; традиции; этикет; обряд; нравы; ценности; нравственность

Индивидуальная работа по карточкам

19.

Государство и граждане

государство; демократические государства; недемократические государства; монархия; республика; гражданство; гражданин; паспорт; государственные символы

Объяснять смысл понятий. Называть основные признаки государства. Характеризовать современное государственное устройства России. Объяснять, что такое гражданство и каковы пути его приобретения.

Объяснять значение как конституции в государстве

Рассказать о роли и сохранении правопорядка в стране. Называть правоохранительные и судебные органы. Распознать о способах защиты от несправедливости

Беседа

20.

Право на службе человека

право; юридический закон

Беседа

21.

Право на службе человека

юридическая ответственность; преступления

Самостоятельная работа

22.

Конституция – основной закон страны

Конституция; президент; депутаты; разделение властей

Практикум

23.

Право и правопорядок

законность; правопорядок

Индивидуальная работа по карточкам

24.

Как защититься от несправедливости?

правосудие.

Практикум

25.

Как защититься от несправедливости?

Устный опрос

26.

Контрольная работа № 3: «Политическая сфера общества»

Контрольная работа

27.

Наука и образование

наука; общественные науки; образование; самообразование; знание

Называть науки по их классификации. Объяснить значение понятий. Объяснить значение образования в жизни людей. Объяснить роль морали в жизни общества, поговорки о добре и зле. Уметь объяснять понятия идеал, идеалист. Конфликт ценностей

Тест

28.

Мораль

мораль; моральный поступок; аморальный поступок

Практикум

29.

Идеал и ценности

идеал; идеалист; идеализация

Беседа

30.

Ребенок в семье

детство

Объяснить отличия детей и взрослых. Рассказывать о воспитании детей в разные исторические эпохи. Объяснить причины конфликтов в семье и назвать пути их решения. Характеризовать современную школу. Объяснить значение понятий дружба, верность, предательство.

31.

Взаимоотношения детей и родителей

дети; родители

Индивидуальная работа по карточкам

32.

Ребенок в школе

общедоступность и бесплатность получения образования; обязательность получения образования

Самостоятельная работа

33.

Друзья и ровесники

дружба; верность

Беседа

34.

Итоговая контрольная работа

Контрольная работа



Предварительный просмотр:

                                                                                                       

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Горномарийский дом детского творчества»

Утверждаю:

                   ________ З.Г.Веселова

      Директор МБОУ ДО

«Горномарийский ДДТ»

  «___» ___________ 2019г.

Дополнительная

общеобразовательная

(общеразвивающая)

 программа

«Зелёная планета»

Руководитель: Якимов А.С.,

           педагог

  дополнительного  

  образования

с. Виловатово

2019г.

Пояснительная записка

        Рабочая программа кружка «Зелёная плпнета» направлена на организацию деятельности обучающихся по изучению ближайшего природного окружения и участия в реальной природоохранной деятельности своей местности  и составлена для обучающихся 6-го класса. Программа рассчитана  на 1 год ( 144 часа). Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

Цель программы:

Познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, с теми сложными, но хрупкими взаимоотношениями, которые установились между живыми организмами за миллионы лет эволюции, заставить задуматься о огромной роли человека в сохранении экологического равновесия и его ответственности за происходящее на планете и собственное здоровье.

 Решение глобальных проблем, с которыми столкнулось человечество на рубеже 20-21 веков, дало мощный толчок развитию науки. Проблемы здоровья общества, экологические и продовольственные проблемы можно решить с помощью открытий в области биологии. Поэтому обществу как никогда необходимы специалисты биологического профиля.

Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.

Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.

Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев.

Курс, рассчитанный на 144 академических часов, включает теоретические и практические занятия.

Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью биологического кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии.

Основные задачи программы:

Образовательные

- Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.

- Способствовать популяризации у учащихся биологических и экологических знаний.

- Ознакомление с видовым составом флоры и фауны окрестностей; с редкими и исчезающими растениями и животными местности; с правилами поведения в природе.

 Развивающие

- Развитие навыков при уходе за комнатными растениями, при составлении и систематизации биологических коллекций и гербариев, а так же навыки работы с микроскопом.

- Развитие навыков общение и коммуникации.

- Развитие творческих способностей ребенка.

- Формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей.

- Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.

- Формирование потребности в здоровом образе жизни.

Воспитательные

      - Воспитывать интерес к миру живых существ.

      - Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.

      - Условия реализации программы.

      - Возраст детей, участвующих в реализации данной программы - 10-13 лет. Продолжительность образовательного процесса - 1 год.

Формы организации деятельности учащихся на занятиях:

- Групповая

- Индивидуальная

Формы и методы, используемые в работе по программе:

- Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.

- Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.

- Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).

- Исследовательские методы (при работе с микроскопом).

Наглядность: просмотр видео-, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.

Ожидаемый результат:

- положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, акциях, конференциях .

- повышение коммуникативности;

-появление и поддержание мотивации к углубленному изучению географии, биологии и экологии;

- умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;

- сформировавшиеся биолого-экологические знания, умения и навыки, одновременно приобретенные навыки организации внеклассной эколого-краеведческой работы: проведения викторин, бесед, классных часов с учащимися начальной школы;

- ведение здорового образа жизни.

В программе указано  количество часов, которое может быть выделено на изучение тем, в зависимости от наличия материальной базы, а также интересов учащихся. В связи с тем, что дети разновозрастные часть  вопросов предполагается для индивидуального изучения или работы в малых группах, завершая совместными  итоговыми занятиями с презентациями, стендовыми защитами, конференциями. 

Реализация программы опирается на полученные знания по природоведению, биологии, географии, краеведения, химии, физики.

Занятия осуществляются как в форме беседы, лекции, практических занятий, игр, индивидуальных занятий, так и  в форме экскурсий, экологических исследований, природоохранных акциях.

Содержание тем учебного курса

ВВЕДЕНИЕ (2часа)

 Экологические знания как основа взаимодействия человека с окружающей средой, рационального использования природных ресурсов. Определяют понятие экология. Ознакомление с содержанием программы обучения. Знакомство с обучающимися и организация знакомства между детьми.
Демонстрация карт, атласов, справочников, энциклопедий и других материалов по экологии.

1. «ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О БИОСФЕРЕ» (8 часов)

Природные оболочки Земли: литосфера, гидросфера, атмосфера. Взаимосвязь сфер Земли. Живые организмы Земли и их распределение по сферам.
Границы распространения живых организмов в сферах Земли. Биосфера как совокупность сфер, населенных живыми организмами. Многообразие и высокая численность живых организмов на границах контактирующих сфер. Горизонтальное и вертикальное (зональность) распределение живых организмов на Земле в зависимости от температуры и других климатических условий.
Демонстрация таблиц по геосферам Земли, по биосфере, справочников.
Экскурсия на пришкольный участок «Многообразие живых организмов вокруг нас».

Рисунок в тетради. Отчет об экскурсии
Пр. р. Составление коллажа «Живые организмы Земли и их распределение по сферам зональное вертикальное.»

2. СРЕДЫ ЖИЗНИ  (24 часа)

Основные среды жизни: водная, наземно-воздушная и почвенная. Вода как среда жизни: вода пресная и соленая, проточная и стоячая, различная степень температуры воды, отсутствие резких колебаний температуры, плотность и особенности теплового расширения воды, превращение воды в лед, давление воды и его увеличение с возрастанием глубины водоема, уменьшение освещенности воды с увеличением глубины водоема. Живые организмы водной среды и их приспособленность к условиям жизни в воде.
          Экскурсия на водоём и отчет по экскурсии.
Наземно-воздушная среда обитания и ее характеристика. Воздух, его газовый состав, основные свойства воздуха (прозрачность, низкая теплопроводность, плотность воздуха и ее зависимость от температуры, давление воздуха). Перемещение воздушных потоков. Наличие влаги как условие жизни организмов наземно-воздушной среды. Осадки и их значение. Свет и температура как факторы наземно-воздушной среды. Характеристики воздуха, воды, состав, свойства. Работают с тетрадью и учебником.
Живые организмы и их приспособленность к жизни в наземно-воздушной среде.
Почвенная среда жизни и ее характеристика. Состав почвы. Твердость частиц почвы. Сглаженность температурных колебаний в почве с увеличением глубины. Способность почвы удерживать воздух и влагу. Структурная и бесструктурная почвы. Живые организмы почвы, способные перерабатывать органические остатки в минеральные вещества, необходимые для жизни растений. Другие живые организмы — обитатели почвы и их приспособительные особенности.
Живые организмы как среда обитания других живых организмов и их приспособительные особенности. Приспособительные особенности живых организмов к среде обитания на других организмах. Выявляют приспособления приводят примеры после работы в группах.
Обобщение Основные среды жизни. Рецензируют сообщения учащихся Сравнивают экологические факторы
Демонстрация разнообразия объектов живой природы (гербарий, коллекции).
Л.р. Наблюдения за составом атмосферных осадков
Экскурсия в сад
Экскурсия на озеро  — выявляют живые организмы и влияние среды на их жизнедеятельность
Л.р. «Состав почвы».
Обобщение: Основные среды жизни. Выступления учащихся с сообщениями.
Игра «Кто, где и как живет»
 3. «ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (24 часов)
Основные типы взаимоотношений живых организмов. Взаимовыгодные отношения между организмами. Отношения, выгодные одним и безразличные другим организмам. Взаимоотношения живых организмов типа «хищник—жертва», «паразит—хозяин». Отношения живых организмов, при которых одни вытесняются другими. Сложность отношений живых организмов и их использование человеком.
Демонстрация примеров биотических отношений в природе на таблицах, слайдах.
Работа в парах. Составление схем взаимовыгодных отношений.
Работа с дополнительными источниками информации, составление мини- проектов.
 4. ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ИСКУСТВЕННЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ (48часа)
Совместное обитание живых организмов в природе. Сообщества живых организмов, или биоценозы. Основные группы живых организмов в природных сообществах; организмы- производители, организмы-потребители и организмы-разрушители органических веществ. Цепи питания и сети питания в сообществах живых организмов. Потери органических веществ на каждом звене цепи питания.
Природные и искусственные сообщества. Пруд или озеро как природные сообщества. Аквариум как искусственный пресноводный водоем.
Луг как сообщество живых организмов. Поле и плодово-ягодный сад как искусственные сообщества живых организмов. Болото как природный биоценоз.
Широколиственный лес и сосновый бор как природные биоценозы. Лесопарк как искусственный биоценоз.
Сезонные изменения в биоценозах. Смена биоценозов. Влияние человека на смену биоценозов. Город как искусственный биоценоз.
Демонстрация таблиц по биоценозу смешанного леса, пруда, смены биоценозов.

Пр.р. «Составление цепей питания и сетей питания».
Экскурсии: экскурсия в лесопарк, экскурсия в смешанный лес, экскурсия на болото, экскурсия в сельский парк, экскурсия на старую вырубку в лес.
5. «ЧЕЛОВЕК КАК ЧАСТЬ ПРИРОДЫ» (32 часа)
Природа как источник жизни человека. Использование природной среды человеком-охотником и человеком-землепашцем и пастухом, его влияние на окружающую среду. Изменения в природе в связи с развитием сельского хозяйства и ростом народонаселения. Загрязнение окружающей среды в связи с развитием промышленности, ростом городов. Город как среда жизни и как загрязнитель природы. Загрязнение воздушной среды современным человеком (парниковый эффект, разрушение озонового экрана, кислотные дожди). Охрана воздушной среды от дальнейшего загрязнения.
Загрязнение и охрана водных богатств Земли. Влияние окружающей среды на здоровье человека. Потери почвы и ее охрана. Влияние человека на растительный мир. Охрана растений. Лесные пожары и борьба с ними. Воздействия человека на животный мир и его охрана. Значение заповедных территорий в сохранении природы.
Сохранение природы и самого человека в условиях увеличения народонаселения.
Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, слайдов, видеофильмов, журналов и книг по экологии и охране окружающей природной среды.
Тв. р. «Составление Красной книги своего села»
Игра «Поле чудес».

6. «Экологическая неделя» 4 часа.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате освоения данной программы обучающиеся должны:

ЗНАТЬ:

-Определения основных экологических понятий (факторы среды, лимитирующие факторы).

-О типах взаимодействия организмов.

-Современные проблемы охраны природы.

-О рациональном использовании и охране водных ресурсов.

-О современном состоянии, использовании и охране растительности.

-Вредные для здоровья факторы.

-Об охраняемых территориях и объектах своей местности.

-Влияние окружающей среды на рост и развитие растений.

УМЕТЬ:

-Решать простейшие экологические задачи.

-Применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности.

-Подкармливать и охранять птиц.  Различать изученные группы растений и животных.

-Осуществлять систематический уход за живыми организмами.

-Уметь выступать с докладом, презентацией.

-Вести наблюдения в природе под руководством учителя.

- Выполнять правила поведения в природе.

-Изготовлять экологические памятки, этикетки комнатных растений.

-Составлять описание природного сообщества.

-Находить отличия между естественным и искусственным  сообществом.

-Выявлять черты приспособленности  растений и животных.

-Проводить исследования окружающей среды на предмет загрязненности.

-Проводить наблюдения за живыми организмами и биологические эксперименты.

-Отстаивать свою позицию по отношению к экологическим проблемам мира.

-Решать экологические задачи.

-Применять экологические законы для решения проблемных ситуаций.

-Конструировать экологические модели, выполнять рисунки по экологической тематике.

-Участвовать в разработке экологических игр, конкурсов.

-Уметь вести диалог, беседу по экологической тематике с другими учащимися.

Критерии оценивания

 Формы организации контроля и оценки качества знаний дополнительного образования:

  1. Вводная диагностика.
  2. Промежуточная диагностика.
  3. Дискуссия.

5. Проектно-исследовательская работа.

6. Конференция.

7. Творческий отчет об экскурсии, о проведении опыта, наблюдения, о проведении внеклассного мероприятия.

8. Итоговая диагностика.

 

Календарно – тематическое распределение количества часов

№ п/п

(урока)

Тема раздела, занятия

Дата

проведения занятия

Примечание

По плану

Фактически

1. Введение

1-2

Организационное занятие. Цель и задачи работы кружка

3-4

Что мы можем сделать для планеты?

2. Общие сведения о биосфере

2. Общие сведения о биосфере

5-6

Экскурсия в берёзовую рощу

7-8

Оболочки нашей планеты (атмосфера, литосфера, гидросфера)

9-10

Санитары леса.

11-12

Пр. р. «Составление коллажа»

3.Среды жизни

3.Среды жизни

22.09

13-14

Водная среда

15-16

Наземно-воздушная природная

17-18

Атмосферные осадки в нашей местности

19-20

п.р. «Наблюдения за составом атмосферных осадков»

21-22

Экскурсия на реку Волга.

23-24

Экскурсия на искусственный водоём

25-26

Почва

27-28

п.р. «Состав почвы»

29-30

Чем опасны животные-паразиты?

31-32

Творческая работа в группах

33-34

Обобщение: Основные среды жизни.

35-36

Выступления учащихся с мини-проектами

4.Взаимоотношения живых организмов

4.Взаимоотношения живых организмов (12 ч.)

37-38

Взаимовыгодные взаимоотношения.

39-40

Составление схем взаимовыгодных отношений

41-42

Хищники и жертвы

43-44

Паразит и хозяин

45-46

Отношения выгодные одним и безразличные другим организмам.

47-48

Работа с дополнительными источниками информации

49-50

Отношения живых организмов при которых одни вытесняются другими

51-52

Работа с дополнительными источниками информации

53-54

Отношение человека и других живых организмов

55-56

Работа с дополнительными источниками информации

57-58

Обобщающее занятие по теме

59-60

Защита мини- проектов

61-62

5.Естественные и искусственные экосистемы (22 ч.)

22.12

29.12

63-64

Совместное обитание живых организмов в природе

65-66

Виртуальная экскурсия  в тайгу

67-68

Цепи питания и сети животных

69-70

Пр.р. «Составление цепей питания и сетей питания»

71-72

Пруд и его обитатели

73-74

Аквариум- искусственный водоем

75-76

Естественные и искусственные водоемы Горномарийского района

77-78

Естественные и искусственные водоемы Марий Эл

79-80

Луг, поле- искусственные сообщества

81-82

Растения и животные обитатели лугов Марий Эл

83-84

Экскурсия в лесопарк

85-86

Экскурсия в лесопарк

87-88

Широколиственный лес и сосновый бор .

89-90

Экскурсия в лес.

91-92

Что такое болото?

93-94

Виртуальная экскурсия на  болото

95-96

Сезонные изменения в биоценозе.

97-98

Экскурсия вокруг села

99-100

Экскурсия на старую вырубку

101-102

 Экскурсия на старую вырубку

103-104

Населённый пункт как искусственный биоценоз

105-106

Населённый пункт как искусственный биоценоз

6. Человек как часть природы

Обобщающий урок Что мы узнали о сообществах.

107-108

Защита мини- проектов

6. Человек как часть природы (12 ч)

29.03

5.04

109-110

Природа- как источник жизни человека

111-112

Подготовка  мини- проектов

113-114

Почему происходит загрязнение окружающей среды в связи с развитием промышленности и ростом городов.

115-116

Подготовка  мини- проектов

117-118

Загрязнения и охрана водных богатств Земли

119-120

Потеря почвы и ее охрана

121-122

Влияние человека на растительный мир.

123-124

Красная книга Марий Эл

125-126

Пр.р «Составление Красной книги своего села»

127-128

Воздействие человека на животный мир и его охрана. Значение Заповедников.

129-130

Животные из Красной книги Марий Эл

131-132

Тв. р. «Составление Красной книги своего района»

133-134

Подготовка  мини- проектов и их защита

135-136

Подготовка  мини- проектов и их защита

137-138

Обобщение изученного за год

139-140

Игра «Зов джунглей»

141-142

Экологическая неделя

143-144

Экологическая неделя

Учебно-методическое обеспечение

 

1.Акимушкин И.С.Невидимые нити природы. М. «Мысль» 1985г.

2.Аквилева Г.Н. Наблюдения и опыты на уроках природоведения. М «Просвещение» 1988г.                                

3.Басов В.М. Практикум по анатомии, морфологии и систематике растений. Учебное пособие. – М. Книжный дом «Либроком», 2010. – 240

4.Вебстер К., Жевлакова М.А., Кириллов П.Н., Корякина Н.И. От экологического образования к образованию для устойчивого развития. – СПБ.: Наука, САГА, 2005. – 137 с.

5.Галеева Н.Л. Современный кабинет биологии: Работа учителя на основе дидактики личностно-ориентированного образовательного процесса. М.: 5 –е издание, 2005. – 192 с

6.Миркин Б.М. Игры на уроках биологии   /Миркин Б. М., Наумова Л. Г. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 271 с.

Электронные ресурсы:

1.Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/.

2.Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html.

3.А.Ликум — Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._5._

4.Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/.

5.Проектная деятельность в школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty.

6.http://zelenyshluz.narod.ru — «Зеленый шлюз».