Рабочие программы
Рабочая программа по истории
Рабочая программа по обществознанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_istorii_8_klass.docx | 27.21 КБ |
rabochaya_programma_po_obshchestvoznaniyu_6_klass.docx | 30.74 КБ |
Программа работы кружка "Зелёная планета" | 52.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к рабочей программе по Истории России. XIX век (8 класс)
Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2009 г. и авторской программы «История России 6-9 кл.» А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной. - М.: Просвещение, 2009.
Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекта и дополнительной литературы:
- Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2013;
- Настенные исторические карты.
- Атласы по истории России XIX века.
- Симонова Е.В. Тесты по истории России. М.: «экзамен» 2011
- Данилов А.А., Косулина Л.Г., Поурочные разработки к учебнику «история России ХIХ в»
- Колганова Е.В. Поурочные разработки к учебнику Данилова А.А.
В планировании учтено прохождение обязательного минимума содержания и соответствие программе по истории для основной школы. Тематическое планирование рассчитано на 40 часов.
Основные цели курса:
• выработки у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом;
• развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
• формирование ценностных ориентации и убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;
• развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;
Учтены различные формы урока: изложения нового материала самим учителем, комбинированные, дискуссии решения познавательных и проблемных заданий.
В результате изучения истории ученик должен знать/ понимать:
- Основные даты и ключевые события истории России и мира с начала XIX в. до 20 века г. (годы царствований; «великих реформ»; политической и социальной истории (1825 г., 1861 г.); важнейших военных кампаний (1812 г., 1813-1814 гг., 1853-1856 гг., 1877-1878 гг) Рассказывать о важнейших исторических событиях, их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов, давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников использовать приобретенные знания при написании творческих работ, рефератов.
- Показывать на исторической карте: территории, присоединенные к империи в XIX в.; центры промышленности и торговли; места военных действий и походов.
- Составлять описание памятников: зданий и технических сооружений; машин; предметов быта; произведений художественной культуры.
- Соотносить и общие исторические процессы и отдельные факты и явления, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, группировать исторические явления и события по заданному признаку, объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.
- Называть характерные, существенные черты: социально-экономического развития и политического строя России в XIX - начале XX вв.; положения разных слоев населения; внутренней и внешней политики самодержавия; идеологии и практики общественных движений (консервативных, либеральных, радикальных).
- Объяснять значение понятий: Российская империя, самодержавие, крепостное право, феодальные пережитки, модернизация, индустриализация, капиталистические отношения, реформа контрреформа, декабристы, славянофилы, западники, утопический социализм, народничестве социал-демократия, православие, национализм, революция.
- Сравнивать: развитие России до и после реформ 60-х гг.; развитие капитализма в России и других странах; позиции, программные положения общественных движений, групп, партий.
- Излагать суждения о причинах и последствиях: возникновения общественных движений XIX - начала XX вв.; отмены крепостного права; войн 1812 г., 1853-1856 гг., 1877-1878 гг.: присоединения к империи в XIX в. новых территорий и народов.
- Объяснять, в чем состояли цели и результаты деятельности государственных и общественных деятелей, представителей социальных и политических движений, науки и культуры.
- Приводить изложенные в учебной литературе оценки исторических деятелей, характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий и войн, революций. Высказывать и аргументировать свою оценку событий и личностей.
№ п/п | Дата проведения занятия | Тема урока | Основные понятия | Умения, навыки | Форма контроля | Литература | |
планируемая | проведения | ||||||
1. | Россия на рубеже XVIII-XIX вв. | Многоконфессиональный, мещане | Умение анализировать и работать с документами | Беседа | Атласы, карта «Российская империя в начале XIX века» | ||
2. | Внутренняя политика Александра I | «капиталистые крестьяне», отходничество, разложение феодальной системы и складывание капитализма. | Умения определения и объяснения понятий | Беседа | Атласы, карта «Российская империя в начале XIX века» | ||
3. | Внешняя политика Александра I в 1801-1812 гг. | Коалиция, континентальная блокада, восточный вопрос, Тильзитский мирный договор 1807 года. | Умения анализировать, выделять главное | Устный опрос | Портреты Александра I, Наполеона, М.И. Кутузова, атласы, карта «Внешняя политика России в первой половине XIX века. | ||
4. | Реформаторская деятельность М.М Сперанского | ||||||
5. | Отечественная война 1812 года | Народное ополчение, партизаны, редут, батарея. фураж | Умение работать с документами | Тест | Контурные карты «Отечественная война 1812 года», цветные карандаши/ручки, атласы «История России XIX века» | ||
6. | Отечественная война 1812 года | Народное ополчение, партизаны, редут, батарея. фураж | Умение работать с документами | Беседа | Контурные карты «Отечественная война 1812 года», цветные карандаши/ручки, атласы «История России XIX века» | ||
7. | Заграничный поход русской армии. Внешняя политика России в 1813-1825 гг. | Умение анализировать исторические документы | Беседа | ||||
8. | Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг. | Сейм, военные поселения, аракчеевщина, возрастной и имущественный ценз, «Уставная грамота российской империи» | Умение выделять главное | Беседа | |||
9 | Социально-экономическое развитие | ||||||
10. | Общественные движения первой четверти 19в.Династический кризис. Движение декабристов. | Декабристы, династический кризис | Умение определять и объяснять понятия | Исторический диктант | Портреты декабристов, Александра I, Николая I | ||
11. | Внутренняя политика Николая I | «апогей самодержавия», цензура, кодификация законов | Умение работать с документами и искать ошибки в нем | Беседа | Портреты Николая I, П.Д. Киселева, Е.Ф. Канкрина, А.Х. Бекендорфа | ||
12. | Экономическое развитие России в первой половине XIX века | Промышленный переворот, пролетариат, буржуазия | Умение выделять главное, сравнивать | Самостоятельная работа | |||
13. | Внешняя политика Николая I | Навигация, контрибуция, Горцы, имам, теократия | Умение работать с исторической картой | Опрос | Карта «Внешняя политика России в первой половине XIX века | ||
14. | Русские первооткрыватели и путешественники | Навигация, | Умение выделять причинно-следственные связи, Умение работать с исторической картой | Беседа | |||
15. | Крымская война (1853 – 1856) | Умение работать с историческими документами | Беседа | Карта «Крымская война» | |||
16. | Общественное движение 1830-1850-х гг. | Западники, славянофилы, социализм | Умение обобщать материал | Тест | |||
17. | Наука и образование первой половины XIX века | Гимназия | Умение анализировать, устанавливать межпредметные связи | Устный опрос | |||
18. | «Золотой век» русской культуры первой половины XIX века | Романтизм, ампир, реализм | Умение самостоятельно работать с предложенным материалом | Индивидуальная работа по карточкам | |||
19. | Перемены в быту основных сословий населения | Шорничество | Умение ставить и разрешать проблемы | Тест | |||
20. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в первой половине XIX века» | Умение обобщать и систематизировать материал | Самостоятельная работа | ||||
21. | Накануне отмены крепостного права | Политический режим, недоимки | Умение анализировать документы | Беседа | |||
22. | Отмена крепостного права | Рескрипт, уставная грамота, временно-обязанные крестьяне | Умение работать со статистическими данными | Устный опрос | |||
23. | Отмена крепостного права | Рескрипт, уставная грамота, временно-обязанные крестьяне | Умение работать со статистическими данными | Устный опрос | |||
24. | Либеральные Реформы 60-70-х гг. | Городская дума, всеобщая воинская повинность | Умение анализировать иллюстративный материал | Исторический диктант | |||
25. | Социально-экономическое развитие пореформенной России | Отработочная система, капитализм | Умение анализировать документы | Игра «Домино» | |||
26. | Либеральное и консервативное общественное движение в 60-70-е гг. | Либералы, консерваторы | Умение объяснять понятия | Беседа | |||
27. | Зарождение революционного народничества | , народничество | Умение ставить и разрешать проблемы | Устный опрос | |||
28. | Революционное народничество 1870-х – начала 80-х гг. | Революционер | Умение работать с документами | Беседа | |||
29 | Внешняя политика Александра II | Умение работать с контурными картами | Тест | ||||
30 | Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг. | Умение рассказывать прочитанный материал | Беседа | ||||
31 | Внутренняя политика Александра III | Контрреформы | Умение сравнивать и обобщать материал | Самостоятельная работа | |||
32 | Социально-экономическое развитие России в 1880-1890-е гг. | Косвенные налоги, дефицит бюджета, монополия | Умение разрешать проблемы | Устный опрос | |||
33 | Положение основных слоёв российского общества | ||||||
34 | Появление новых течений в общественно-политической жизни в 1880-1890-х гг. | Марксизм | Умение объяснять понятия | Беседа | |||
35 | Внешняя политика Александра III | Мобилизация, военный союз | Умение работать с исторической картой | Беседа | |||
36 | Просвещение и наука во второй половине XIX века | Классические и реальные гимназии | Умение анализировать исторические и литературные тексты | Тест | |||
37 | Достижения художественной культуры России во второй половине XIX века | Умение работать в парах | Беседа | ||||
38 | Быт и образ жизни в городе и деревне во второй половине XIX века | Умение ставить и разрешать проблемы | Опрос | ||||
39 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Россия во второй половине XIX века» | Умение обобщать и систематизировать материал | Самостоятельная работа | ||||
40 | Итоговое повторение по теме: «Россия в XIX веке» | Тест |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Емангашская основная образовательная школа»
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы:
____________/С.В. Саранова/
_______________/В.А. Игнатьев/
« » ____________2012 г « »_____________2012 г
Рабочая программа учебного курса
по обществознанию для 6 класса
на 2012-2013 учебный год
Учитель истории и обществознания: Якимов А.С.
Рассмотрено на заседании
ШМО учителей гуманитарного цикла. Руководитель ШМО
Протокол № ________ гуманитарного цикла
от «____»___________________2012 г. ____________________/________/
2012 г.
Пояснительная записка
к рабочей программе по обществознанию
Обществознание в основной школе является относительно завершенной системой знаний. Оно дает наиболее общие представления о человеке и обществе, разностороннюю характеристику современного российского общества, конкретные знания о социальных нормах и знания прикладного характера, необходимые для выполнения основных социальных ролей.
Его содержание обеспечивает преемственность между основной и средней школой. Целый ряд теоретических положений изучается в нем на пропедевтическом уровне, без введения строгих научных формулировок, которые нередко заменяются описаниями признаков рассматриваемых явлений и процессов.
Для основной школы конструируется обществоведческое содержание, учитывающее социальный статус, дееспособность, возможности и интересы подростка, вступающего в возраст выбора перспективы в области профессиональной деятельности.
Основным содержанием курса 6 класса является:
- знакомство учащихся на базе полученных ранее исторических представлений с сущностью общества, его происхождением и развитием, историческими ступенями, которое прошло человечество;
- раскрытие взаимосвязи человека, общества и природы;
- ознакомление учащихся с сущностью и основными проявлениями четырех сфер общественной жизни: экономической, социальной. политико-правовой и духовной;
- показ места ребенка в современном обществе, его взаимоотношений с родителями, друзьями, сверстниками, педагогами.
Данная рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию 2010 г. и авторской программы Козленко С.И., Козленко И.В. Обществознание: Программа курса для 6-7 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса, а также реализует компетентностный подход к образованию.
Цель программы – содействие выработке системы жизненных ценностей, социальной компетентности человека в период его личностного становления.
Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей учащихся отроческого (подросткового) возраста, рабочая программа призвана решать следующие задачи:
- создать содержательные и организационно-педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);
- способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);
- помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;
- содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся основной школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);
- обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;
- предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;
- помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;
- предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.
Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекта:
- Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. 6 класс. – М.: Русское слово, 2013г.
- Н.С. Кочетов поурочные планы к учебнику А.И. Кравченко.- Волгоград, «Учитель»20008
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часов по 1 часу в неделю в соответствии с объемом времени, которое отводится на изучение обществознания по базисному учебному плану в 6 классе.
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальная;
- групповая;
- фронтальная.
Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков, промежуточной и итоговой аттестации учащихся:
- устные виды контроля (устный ответ на поставленный вопрос; развернутый ответ по заданной теме; устное сообщение по избранной теме, собеседование; тестирование);
- письменные виды контроля (выполнение самостоятельной работы, письменной проверочной работы, творческой работы, подготовка реферата, тестирование).
Распределение учебной нагрузки
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Раздел 1. Общество и человек | 6 |
3 | Раздел 2. Экономическая сфера общества | 6 |
4 | Раздел 3. Социальная сфера общества | 3 |
5 | Раздел 4. Политика и право | 7 |
6 | Раздел 5. Духовная сфера общества | 3 |
7 | Раздел 6. Ребенок в обществе | 4 |
8 | Контрольные работы | 4 |
Итого | 34 |
Контрольные работы
№ | Тема |
1 | Контрольная работа № 1: «Общество и человек» |
2 | Контрольная работа № 2: «Экономическая сфера общества» |
3 | Контрольная работа № 3: «Политическая сфера общества» |
4 | Итоговая контрольная работа |
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения обществознания ученик 6 класса должен знать/понимать:
- сущность общества, его происхождение и развитие, исторические ступени, которые прошло человечество;
- взаимосвязи человека, общества и природы;
- сущность и основные проявления четырех сфер общественной жизни: экономической, социальной, политико-правовой и духовной;
- место ребенка в современном обществе, его взаимоотношения с родителями, друзьями, сверстниками, педагогами.
Уметь:
- получать социальную информацию из разнообразных источников;
- решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации;
- давать оценку собственным действиям и действиям других людей с точки зрения нравственности и права.
№ п/п | Дата проведения занятия | Тема урока | Основные понятия | Умения, навыки | Форма контроля | ||
планируемая | проведения | ||||||
1. | Что такое общество? | общество; общественная жизнь; страна; государство; | Объяснить значение понятий. Называть сферы общества, характеризовать ступени развития -общества; знать состав и проблемы современного общества, взаимосвязь человека общества и природы | Беседа | |||
2. | Что такое общество | сферы общественной жизни: экономическая, политическая, социальная, духовная. | Устный опрос | ||||
3. | Происхождение и развитие человека | человек - биосоциальное существо | Индивидуальная работа по карточкам | ||||
4. | Исторические ступени развития общества | аграрное общество; индустриальное общество; информационное (постиндустриальное) общество; социальный процесс | Тест | ||||
5. | Современное общество | научно-техническая революция; информационная революция; Интернет; мировое сообщество | Беседа | ||||
6. | Человечество как сумма поколений | поколение; культура; культурное наследие | Самостоятельная работа | ||||
7. | Человек, общество, природа | биосфера; экология; экологический кризис; охрана природы | Индивидуальная работа по карточкам | ||||
8. | Контрольная работа № 1: «Общество и человек» | Контрольная работа | |||||
9. | Что такое экономика? | экономика; потребности; блага; производство; затраты производства; производитель; потребитель | Знать роль экономики в жизни общества. Характеризовать условия и правила организации бизнеса. Характеризовать возможные способы организации экономической деятельности подростка. Высказывать суждение о необходимости для подростков трудиться выявлять общее и различное в трудовом воспитании детей в разные эпохи. Объяснять смысл основных понятий. Объяснение отношений к труду, в современном обществе. Называть особенности труда несовершеннолетних. Объяснять смысл пословиц о труде | Беседа | |||
10. | Рынок | рынок; обмен; рыночная цена; деньги; банк; вклад | Устный опрос | ||||
11. | Что такое предпринимательство и бизнес? | предпринимательство; бизнес; фирма; капитал | Самостоятельная работа | ||||
12. | Домашнее хозяйство | домашнее хозяйство; семейный бюджет; доходы; расходы; прожиточный минимум; государственная социальная помощь | Беседа | ||||
13. | Экономическая деятельность подростков | молодежная экономика; карманные деньги | Тест | ||||
14. | Труд с точки зрения закона | право на труд; безработица; работодатель; работник; трудовой договор; трудовая книжка; заработная плата; пенсия | Практикум | ||||
15. | Контрольная работа № 2: «Экономическая сфера общества» | Контрольная работа | |||||
16. | Социальная структура общества | социальная группа; малая группа; большая группа; социальное неравенство | Объяснить смысл и знание понятий. Знать социальную структуру общества. Объяснять роль семьи для человека и для общества, как государство заботится о семье, какие правила и нормы регулируют поведение человека в обществе | Опрос | |||
17. | Семья | семья; брак | Тест | ||||
18. | Правила и нормы поведения в обществе | социальные нормы; обычаи; традиции; этикет; обряд; нравы; ценности; нравственность | Индивидуальная работа по карточкам | ||||
19. | Государство и граждане | государство; демократические государства; недемократические государства; монархия; республика; гражданство; гражданин; паспорт; государственные символы | Объяснять смысл понятий. Называть основные признаки государства. Характеризовать современное государственное устройства России. Объяснять, что такое гражданство и каковы пути его приобретения. Объяснять значение как конституции в государстве Рассказать о роли и сохранении правопорядка в стране. Называть правоохранительные и судебные органы. Распознать о способах защиты от несправедливости | Беседа | |||
20. | Право на службе человека | право; юридический закон | Беседа | ||||
21. | Право на службе человека | юридическая ответственность; преступления | Самостоятельная работа | ||||
22. | Конституция – основной закон страны | Конституция; президент; депутаты; разделение властей | Практикум | ||||
23. | Право и правопорядок | законность; правопорядок | Индивидуальная работа по карточкам | ||||
24. | Как защититься от несправедливости? | правосудие. | Практикум | ||||
25. | Как защититься от несправедливости? | Устный опрос | |||||
26. | Контрольная работа № 3: «Политическая сфера общества» | Контрольная работа | |||||
27. | Наука и образование | наука; общественные науки; образование; самообразование; знание | Называть науки по их классификации. Объяснить значение понятий. Объяснить значение образования в жизни людей. Объяснить роль морали в жизни общества, поговорки о добре и зле. Уметь объяснять понятия идеал, идеалист. Конфликт ценностей | Тест | |||
28. | Мораль | мораль; моральный поступок; аморальный поступок | Практикум | ||||
29. | Идеал и ценности | идеал; идеалист; идеализация | Беседа | ||||
30. | Ребенок в семье | детство | Объяснить отличия детей и взрослых. Рассказывать о воспитании детей в разные исторические эпохи. Объяснить причины конфликтов в семье и назвать пути их решения. Характеризовать современную школу. Объяснить значение понятий дружба, верность, предательство. | ||||
31. | Взаимоотношения детей и родителей | дети; родители | Индивидуальная работа по карточкам | ||||
32. | Ребенок в школе | общедоступность и бесплатность получения образования; обязательность получения образования | Самостоятельная работа | ||||
33. | Друзья и ровесники | дружба; верность | Беседа | ||||
34. | Итоговая контрольная работа | Контрольная работа |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Горномарийский дом детского творчества»
Утверждаю:
________ З.Г.Веселова
Директор МБОУ ДО
«Горномарийский ДДТ»
«___» ___________ 2019г.
Дополнительная
общеобразовательная
(общеразвивающая)
программа
«Зелёная планета»
Руководитель: Якимов А.С.,
педагог
дополнительного
образования
с. Виловатово
2019г.
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Зелёная плпнета» направлена на организацию деятельности обучающихся по изучению ближайшего природного окружения и участия в реальной природоохранной деятельности своей местности и составлена для обучающихся 6-го класса. Программа рассчитана на 1 год ( 144 часа). Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Цель программы:
Познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, с теми сложными, но хрупкими взаимоотношениями, которые установились между живыми организмами за миллионы лет эволюции, заставить задуматься о огромной роли человека в сохранении экологического равновесия и его ответственности за происходящее на планете и собственное здоровье.
Решение глобальных проблем, с которыми столкнулось человечество на рубеже 20-21 веков, дало мощный толчок развитию науки. Проблемы здоровья общества, экологические и продовольственные проблемы можно решить с помощью открытий в области биологии. Поэтому обществу как никогда необходимы специалисты биологического профиля.
Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.
Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.
Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев.
Курс, рассчитанный на 144 академических часов, включает теоретические и практические занятия.
Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью биологического кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии.
Основные задачи программы:
Образовательные
- Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
- Способствовать популяризации у учащихся биологических и экологических знаний.
- Ознакомление с видовым составом флоры и фауны окрестностей; с редкими и исчезающими растениями и животными местности; с правилами поведения в природе.
Развивающие
- Развитие навыков при уходе за комнатными растениями, при составлении и систематизации биологических коллекций и гербариев, а так же навыки работы с микроскопом.
- Развитие навыков общение и коммуникации.
- Развитие творческих способностей ребенка.
- Формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей.
- Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.
- Формирование потребности в здоровом образе жизни.
Воспитательные
- Воспитывать интерес к миру живых существ.
- Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.
- Условия реализации программы.
- Возраст детей, участвующих в реализации данной программы - 10-13 лет. Продолжительность образовательного процесса - 1 год.
Формы организации деятельности учащихся на занятиях:
- Групповая
- Индивидуальная
Формы и методы, используемые в работе по программе:
- Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.
- Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.
- Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).
- Исследовательские методы (при работе с микроскопом).
Наглядность: просмотр видео-, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.
Ожидаемый результат:
- положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, акциях, конференциях .
- повышение коммуникативности;
-появление и поддержание мотивации к углубленному изучению географии, биологии и экологии;
- умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;
- сформировавшиеся биолого-экологические знания, умения и навыки, одновременно приобретенные навыки организации внеклассной эколого-краеведческой работы: проведения викторин, бесед, классных часов с учащимися начальной школы;
- ведение здорового образа жизни.
В программе указано количество часов, которое может быть выделено на изучение тем, в зависимости от наличия материальной базы, а также интересов учащихся. В связи с тем, что дети разновозрастные часть вопросов предполагается для индивидуального изучения или работы в малых группах, завершая совместными итоговыми занятиями с презентациями, стендовыми защитами, конференциями.
Реализация программы опирается на полученные знания по природоведению, биологии, географии, краеведения, химии, физики.
Занятия осуществляются как в форме беседы, лекции, практических занятий, игр, индивидуальных занятий, так и в форме экскурсий, экологических исследований, природоохранных акциях.
Содержание тем учебного курса
ВВЕДЕНИЕ (2часа)
Экологические знания как основа взаимодействия человека с окружающей средой, рационального использования природных ресурсов. Определяют понятие экология. Ознакомление с содержанием программы обучения. Знакомство с обучающимися и организация знакомства между детьми.
Демонстрация карт, атласов, справочников, энциклопедий и других материалов по экологии.
1. «ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О БИОСФЕРЕ» (8 часов)
Природные оболочки Земли: литосфера, гидросфера, атмосфера. Взаимосвязь сфер Земли. Живые организмы Земли и их распределение по сферам.
Границы распространения живых организмов в сферах Земли. Биосфера как совокупность сфер, населенных живыми организмами. Многообразие и высокая численность живых организмов на границах контактирующих сфер. Горизонтальное и вертикальное (зональность) распределение живых организмов на Земле в зависимости от температуры и других климатических условий.
Демонстрация таблиц по геосферам Земли, по биосфере, справочников.
Экскурсия на пришкольный участок «Многообразие живых организмов вокруг нас».
Рисунок в тетради. Отчет об экскурсии
Пр. р. Составление коллажа «Живые организмы Земли и их распределение по сферам зональное вертикальное.»
2. СРЕДЫ ЖИЗНИ (24 часа)
Основные среды жизни: водная, наземно-воздушная и почвенная. Вода как среда жизни: вода пресная и соленая, проточная и стоячая, различная степень температуры воды, отсутствие резких колебаний температуры, плотность и особенности теплового расширения воды, превращение воды в лед, давление воды и его увеличение с возрастанием глубины водоема, уменьшение освещенности воды с увеличением глубины водоема. Живые организмы водной среды и их приспособленность к условиям жизни в воде.
Экскурсия на водоём и отчет по экскурсии.
Наземно-воздушная среда обитания и ее характеристика. Воздух, его газовый состав, основные свойства воздуха (прозрачность, низкая теплопроводность, плотность воздуха и ее зависимость от температуры, давление воздуха). Перемещение воздушных потоков. Наличие влаги как условие жизни организмов наземно-воздушной среды. Осадки и их значение. Свет и температура как факторы наземно-воздушной среды. Характеристики воздуха, воды, состав, свойства. Работают с тетрадью и учебником.
Живые организмы и их приспособленность к жизни в наземно-воздушной среде.
Почвенная среда жизни и ее характеристика. Состав почвы. Твердость частиц почвы. Сглаженность температурных колебаний в почве с увеличением глубины. Способность почвы удерживать воздух и влагу. Структурная и бесструктурная почвы. Живые организмы почвы, способные перерабатывать органические остатки в минеральные вещества, необходимые для жизни растений. Другие живые организмы — обитатели почвы и их приспособительные особенности.
Живые организмы как среда обитания других живых организмов и их приспособительные особенности. Приспособительные особенности живых организмов к среде обитания на других организмах. Выявляют приспособления приводят примеры после работы в группах.
Обобщение Основные среды жизни. Рецензируют сообщения учащихся Сравнивают экологические факторы
Демонстрация разнообразия объектов живой природы (гербарий, коллекции).
Л.р. Наблюдения за составом атмосферных осадков
Экскурсия в сад
Экскурсия на озеро — выявляют живые организмы и влияние среды на их жизнедеятельность
Л.р. «Состав почвы».
Обобщение: Основные среды жизни. Выступления учащихся с сообщениями.
Игра «Кто, где и как живет»
3. «ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (24 часов)
Основные типы взаимоотношений живых организмов. Взаимовыгодные отношения между организмами. Отношения, выгодные одним и безразличные другим организмам. Взаимоотношения живых организмов типа «хищник—жертва», «паразит—хозяин». Отношения живых организмов, при которых одни вытесняются другими. Сложность отношений живых организмов и их использование человеком.
Демонстрация примеров биотических отношений в природе на таблицах, слайдах.
Работа в парах. Составление схем взаимовыгодных отношений.
Работа с дополнительными источниками информации, составление мини- проектов.
4. ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ИСКУСТВЕННЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ (48часа)
Совместное обитание живых организмов в природе. Сообщества живых организмов, или биоценозы. Основные группы живых организмов в природных сообществах; организмы- производители, организмы-потребители и организмы-разрушители органических веществ. Цепи питания и сети питания в сообществах живых организмов. Потери органических веществ на каждом звене цепи питания.
Природные и искусственные сообщества. Пруд или озеро как природные сообщества. Аквариум как искусственный пресноводный водоем.
Луг как сообщество живых организмов. Поле и плодово-ягодный сад как искусственные сообщества живых организмов. Болото как природный биоценоз.
Широколиственный лес и сосновый бор как природные биоценозы. Лесопарк как искусственный биоценоз.
Сезонные изменения в биоценозах. Смена биоценозов. Влияние человека на смену биоценозов. Город как искусственный биоценоз.
Демонстрация таблиц по биоценозу смешанного леса, пруда, смены биоценозов.
Пр.р. «Составление цепей питания и сетей питания».
Экскурсии: экскурсия в лесопарк, экскурсия в смешанный лес, экскурсия на болото, экскурсия в сельский парк, экскурсия на старую вырубку в лес.
5. «ЧЕЛОВЕК КАК ЧАСТЬ ПРИРОДЫ» (32 часа)
Природа как источник жизни человека. Использование природной среды человеком-охотником и человеком-землепашцем и пастухом, его влияние на окружающую среду. Изменения в природе в связи с развитием сельского хозяйства и ростом народонаселения. Загрязнение окружающей среды в связи с развитием промышленности, ростом городов. Город как среда жизни и как загрязнитель природы. Загрязнение воздушной среды современным человеком (парниковый эффект, разрушение озонового экрана, кислотные дожди). Охрана воздушной среды от дальнейшего загрязнения.
Загрязнение и охрана водных богатств Земли. Влияние окружающей среды на здоровье человека. Потери почвы и ее охрана. Влияние человека на растительный мир. Охрана растений. Лесные пожары и борьба с ними. Воздействия человека на животный мир и его охрана. Значение заповедных территорий в сохранении природы.
Сохранение природы и самого человека в условиях увеличения народонаселения.
Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, слайдов, видеофильмов, журналов и книг по экологии и охране окружающей природной среды.
Тв. р. «Составление Красной книги своего села»
Игра «Поле чудес».
6. «Экологическая неделя» 4 часа.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате освоения данной программы обучающиеся должны:
ЗНАТЬ:
-Определения основных экологических понятий (факторы среды, лимитирующие факторы).
-О типах взаимодействия организмов.
-Современные проблемы охраны природы.
-О рациональном использовании и охране водных ресурсов.
-О современном состоянии, использовании и охране растительности.
-Вредные для здоровья факторы.
-Об охраняемых территориях и объектах своей местности.
-Влияние окружающей среды на рост и развитие растений.
УМЕТЬ:
-Решать простейшие экологические задачи.
-Применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности.
-Подкармливать и охранять птиц. Различать изученные группы растений и животных.
-Осуществлять систематический уход за живыми организмами.
-Уметь выступать с докладом, презентацией.
-Вести наблюдения в природе под руководством учителя.
- Выполнять правила поведения в природе.
-Изготовлять экологические памятки, этикетки комнатных растений.
-Составлять описание природного сообщества.
-Находить отличия между естественным и искусственным сообществом.
-Выявлять черты приспособленности растений и животных.
-Проводить исследования окружающей среды на предмет загрязненности.
-Проводить наблюдения за живыми организмами и биологические эксперименты.
-Отстаивать свою позицию по отношению к экологическим проблемам мира.
-Решать экологические задачи.
-Применять экологические законы для решения проблемных ситуаций.
-Конструировать экологические модели, выполнять рисунки по экологической тематике.
-Участвовать в разработке экологических игр, конкурсов.
-Уметь вести диалог, беседу по экологической тематике с другими учащимися.
Критерии оценивания
Формы организации контроля и оценки качества знаний дополнительного образования:
- Вводная диагностика.
- Промежуточная диагностика.
- Дискуссия.
5. Проектно-исследовательская работа.
6. Конференция.
7. Творческий отчет об экскурсии, о проведении опыта, наблюдения, о проведении внеклассного мероприятия.
8. Итоговая диагностика.
Календарно – тематическое распределение количества часов
№ п/п (урока) | Тема раздела, занятия | Дата проведения занятия | Примечание | |||||
По плану | Фактически | |||||||
1. Введение | ||||||||
1-2 | Организационное занятие. Цель и задачи работы кружка | |||||||
3-4 | Что мы можем сделать для планеты? | |||||||
2. Общие сведения о биосфере | 2. Общие сведения о биосфере | |||||||
5-6 | Экскурсия в берёзовую рощу | |||||||
7-8 | Оболочки нашей планеты (атмосфера, литосфера, гидросфера) | |||||||
9-10 | Санитары леса. | |||||||
11-12 | Пр. р. «Составление коллажа» | |||||||
3.Среды жизни | 3.Среды жизни | 22.09 | ||||||
13-14 | Водная среда | |||||||
15-16 | Наземно-воздушная природная | |||||||
17-18 | Атмосферные осадки в нашей местности | |||||||
19-20 | п.р. «Наблюдения за составом атмосферных осадков» | |||||||
21-22 | Экскурсия на реку Волга. | |||||||
23-24 | Экскурсия на искусственный водоём | |||||||
25-26 | Почва | |||||||
27-28 | п.р. «Состав почвы» | |||||||
29-30 | Чем опасны животные-паразиты? | |||||||
31-32 | Творческая работа в группах | |||||||
33-34 | Обобщение: Основные среды жизни. | |||||||
35-36 | Выступления учащихся с мини-проектами | |||||||
4.Взаимоотношения живых организмов | 4.Взаимоотношения живых организмов (12 ч.) | |||||||
37-38 | Взаимовыгодные взаимоотношения. | |||||||
39-40 | Составление схем взаимовыгодных отношений | |||||||
41-42 | Хищники и жертвы | |||||||
43-44 | Паразит и хозяин | |||||||
45-46 | Отношения выгодные одним и безразличные другим организмам. | |||||||
47-48 | Работа с дополнительными источниками информации | |||||||
49-50 | Отношения живых организмов при которых одни вытесняются другими | |||||||
51-52 | Работа с дополнительными источниками информации | |||||||
53-54 | Отношение человека и других живых организмов | |||||||
55-56 | Работа с дополнительными источниками информации | |||||||
57-58 | Обобщающее занятие по теме | |||||||
59-60 | Защита мини- проектов | |||||||
61-62 | 5.Естественные и искусственные экосистемы (22 ч.) | 22.12 | 29.12 | |||||
63-64 | Совместное обитание живых организмов в природе | |||||||
65-66 | Виртуальная экскурсия в тайгу | |||||||
67-68 | Цепи питания и сети животных | |||||||
69-70 | Пр.р. «Составление цепей питания и сетей питания» | |||||||
71-72 | Пруд и его обитатели | |||||||
73-74 | Аквариум- искусственный водоем | |||||||
75-76 | Естественные и искусственные водоемы Горномарийского района | |||||||
77-78 | Естественные и искусственные водоемы Марий Эл | |||||||
79-80 | Луг, поле- искусственные сообщества | |||||||
81-82 | Растения и животные обитатели лугов Марий Эл | |||||||
83-84 | Экскурсия в лесопарк | |||||||
85-86 | Экскурсия в лесопарк | |||||||
87-88 | Широколиственный лес и сосновый бор . | |||||||
89-90 | Экскурсия в лес. | |||||||
91-92 | Что такое болото? | |||||||
93-94 | Виртуальная экскурсия на болото | |||||||
95-96 | Сезонные изменения в биоценозе. | |||||||
97-98 | Экскурсия вокруг села | |||||||
99-100 | Экскурсия на старую вырубку | |||||||
101-102 | Экскурсия на старую вырубку | |||||||
103-104 | Населённый пункт как искусственный биоценоз | |||||||
105-106 | Населённый пункт как искусственный биоценоз | |||||||
6. Человек как часть природы | Обобщающий урок Что мы узнали о сообществах. | |||||||
107-108 | Защита мини- проектов | |||||||
6. Человек как часть природы (12 ч) | 29.03 | 5.04 | ||||||
109-110 | Природа- как источник жизни человека | |||||||
111-112 | Подготовка мини- проектов | |||||||
113-114 | Почему происходит загрязнение окружающей среды в связи с развитием промышленности и ростом городов. | |||||||
115-116 | Подготовка мини- проектов | |||||||
117-118 | Загрязнения и охрана водных богатств Земли | |||||||
119-120 | Потеря почвы и ее охрана | |||||||
121-122 | Влияние человека на растительный мир. | |||||||
123-124 | Красная книга Марий Эл | |||||||
125-126 | Пр.р «Составление Красной книги своего села» | |||||||
127-128 | Воздействие человека на животный мир и его охрана. Значение Заповедников. | |||||||
129-130 | Животные из Красной книги Марий Эл | |||||||
131-132 | Тв. р. «Составление Красной книги своего района» | |||||||
133-134 | Подготовка мини- проектов и их защита | |||||||
135-136 | Подготовка мини- проектов и их защита | |||||||
137-138 | Обобщение изученного за год | |||||||
139-140 | Игра «Зов джунглей» | |||||||
141-142 | Экологическая неделя | |||||||
143-144 | Экологическая неделя |
Учебно-методическое обеспечение
1.Акимушкин И.С.Невидимые нити природы. М. «Мысль» 1985г.
2.Аквилева Г.Н. Наблюдения и опыты на уроках природоведения. М «Просвещение» 1988г.
3.Басов В.М. Практикум по анатомии, морфологии и систематике растений. Учебное пособие. – М. Книжный дом «Либроком», 2010. – 240
4.Вебстер К., Жевлакова М.А., Кириллов П.Н., Корякина Н.И. От экологического образования к образованию для устойчивого развития. – СПБ.: Наука, САГА, 2005. – 137 с.
5.Галеева Н.Л. Современный кабинет биологии: Работа учителя на основе дидактики личностно-ориентированного образовательного процесса. М.: 5 –е издание, 2005. – 192 с
6.Миркин Б.М. Игры на уроках биологии /Миркин Б. М., Наумова Л. Г. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 271 с.
Электронные ресурсы:
1.Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/.
2.Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html.
3.А.Ликум — Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._5._
4.Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/.
5.Проектная деятельность в школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty.
6.http://zelenyshluz.narod.ru — «Зеленый шлюз».