Урок Секрет счастья литературных героев в моём понимании
Открытый урок
« Секрет человеческого счастья литературных героев в моём понимании».
Цели урока: каждая рабочая группа должна защитить
а) проектную работу по данной теме (согласно новой форме…)
б) найти своего счастливого героя и выразить к нему своё личное отношение
в) воспитательное значение авторского стихотворения учителя Т.И. Бурлаковой с целью понимания проблемы счастья.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент (Сообщение целей урока, работа с эпиграфом).
О СЧАСТЬЕ МЫ ВСЕГДА ЛИШЬ ВСПОМИНАЕМ,
А СЧАСТЬЕ ВСЮДУ. МОЖЕТ БЫТЬ, ОНО
ВОТ ЭТОТ САД ОСЕННИЙ ЗА САРАЕМ
И ЧИСТЫЙ ВОЗДУХ, ЛЬЮЩИЙСЯ В ОКНО.
(И.Бунин)
Учитель: Дорогие ребята, я пришла к вам с открытой душой и искренне надеюсь на то, что урок вам понравится и запомнится.
Сегодня мне радостно от встречи с вами. Я радуюсь и волнуюсь ещё потому, что нам предстоит встреча с удивительными героями замечательных книг.
Не знаю, сколько пройдёт лет,- только в Каперне расцветёт одна сказка, памятная надолго. Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнет алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. Тихо будет плыть этот чудесный корабль, без криков и выстрелов; на берегу соберётся много народу, удивляясь и ахая: и ты будешь стоять там.
Знакомо ли вам произведение, строки из которого сейчас прозвучали? Кто автор? О чём оно?
Ученик: О чуде, о мечте!
Учитель: О чём мечтают его герои?
Ученик: О счастье!
Учитель: Вот сегодня на уроке мы с вами подумаем над тем, что такое счастье? В чём секрет человеческого счастья ( по произведению А.Грина «Алые паруса». Тема ясна, для того, чтобы найти ответ на главный вопрос урока, мы должны:
- познакомиться с судьбой автора, раскрыть образы героев, отождествляя себя с ними, а также я познакомлю вас с новыми приёмами работы на уроках литературы.
Учитель: А что в повести символизирует мечту, счастье? ( Какая деталь?)
Ученик: Корабль с алыми парусами.
Учитель: А вы помните, как назывался корабль?
Ученик: «Секрет».
Учитель: уважаемые ребята, капитанам команд и вам розданы АЛГОРИТМЫ работы на уроке, которые помогут вам заработать правильные оценки. Но только после окончания урока мы вместе с экспертами (капитанами) подведём итоги , поставив правильные оценки.
Как вы думаете, ребята, почему произведения Грина полны любви, счастья, мечтаний о прекрасном ?
Ученик: Потому что жизнь Грина была солнечной и лёгкой , но вместе с тем тяжёлой.
Учитель дает справочную статью. В 1985 году Академия наук СССР назвала планету № 2786 нашей галактики Гриневия в честь Александра Степановича Гриневского , более известного под псевдонимом Александр Грин. В детстве Саша страдал от оскорблений. Он очень любил море, поэтому его произведения связаны с морем. Сложно представить , как , пройдя через всё это, писатель Грин вынес не озлобление и жестокость, а твёрдую и ясную веру в добрые и высокие чувства, товарищество , в любовь и человеческое счастье.
Учитель: Группа «Моряки » зачитывают своё сочинение о счастье. А какие ещё вы приготовили стихотворения или ёще что о счастье?
2. Группа « Синяя птица» изучила знаменитую пьесу бельгийского символиста Мориса Метерлинка «Синяя птица ». Ключевой темой этого произведения является довольно многогранное понятие «счастья».
Учитель: что, по-вашему, ребята, является символом счастья в этой пьесе?
Синяя птица.
Учитель: Почему Метерлинк выбрал жанр феерия (сказка? ).
Ученик: Фантастическая история рассказывает о важных проблемах в жизни каждого человека. Автор пытается раскрыть истинное и ложное в жизни человека. И именно дети способны сразу постичь и прочувствовать истинные смысл жизни.
Учитель: Кто главные герои?
Ученик: Тильтиль и Митиль. Они отправляются на поиски счастья Синей птицы. Суть пьесы в том, что пришлось пережить героям, когда они отправились на поиски птицы. Дети узнают об истинных жизненных ценностях, их долгий и насыщенный необычными приключениями путь учит различать истинное и ложное в жизни. Становится ясно, что главной целью поисков детей было не иллюзорное счастье, а жизненные ценности , которые ведут человека к истинному счастью.
Учитель: Кого на своём пути встречают дети?
Ученик: Душу света. Она помогает преодолеть многие препятствия. Преподносит детям важные нравственные уроки - любить и почитать старших, заботиться о родителях, забыть разные виды наслаждений: ничего не делать, быть богатым и т.д.
Учитель: Какую роль в пьесе играет Дворец ночи.
Ученик: Понимание зла. Ночь представляет собой не только зло, но является невозможностью многих людей отличить зло от добра. На пути к счастью, дети обретают те знания, которые помогают человеку сформировать для себя смысл жизни, И только тогда можно ощутить истинное счастье, которое для каждого человека- совершенно индивидуально.
Учитель: Ребята, я знаю, что вы особенно готовились к уроку. Учили стихотворения. Кто расскажет?
Ученик: Мы ещё подготовили «Аукцион пословиц о счастье».
3.Третья группа «Знатоки» кратко проанализируют рассказ В.П.Астафьева «Весенний остров».
Учитель: Какие проблемы затрагивает автор в своем рассказе?
Ответ: Автор поднимает в своём рассказе 3 проблемы:
Первое: Размышления о том, почему долго не был на родине. Зачем?
Вторая проблема заключается в том, что не каждому дано увидеть красоту.
Третья наводит на размышления о том, что каждый человек несёт просто свою «весну».
Учитель: Где происходит действие?
Ответ: В Сибири, на реке ЕНИСЕЙ. Автор пишет: « На подоле острова живая лента зелени! Это только что распустившийся гусятник и низенький хвощ. Весна на острове! Весна!..
Учитель: Как вы понимаете слова из рассказа « Вспоминая о весеннем острове, я думаю и о нас, людях. Ведь к каждому человеку поздно или рано приходит своя весна. В каком облике, в каком цвете – не важно. Главное, что она приходит.
Ответ: Нам кажется, что «приходит своя весна» - это метафора. Весна- счастье. Нужно только его заметить. ВЕДЬ КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК – кузнец своего счастья. На наш взгляд, счастье заключено в совокупности моральной удовлетворённости, душевного покоя и материального благополучия.
Учитель: Ребята, а я тоже вместе с вами писала сочинение на тему « Что такое счастье?». Только я выразила эту мысль в своём стихотворении (п р и л а га е т с я).
Учитель: Взгляните, у наших героев много общего, даже характер. Имеют ли эти люди право на счастье? Получили ли они то, о чём мечтали? Стали счастливы ?
Учитель: В чём же секрет человеческого счастья по Грину, Астафьеву, Метерлинку?
Ответ: Человек может быть счастлив не только тогда, когда исполняются его мечты, но и тогда, когда он делает счастливым другого человека. Герои этих авторов прекрасно это понимают.
Учитель: Я надеюсь, эти книги заставят вас вдруг пожелать счастья так яростно, как его желала Ассоль и наполнят ваши души ожиданием чуда. Возможно, захотите, как Грэй построить для кого-нибудь корабль и плыть под алыми парусами. Слышите : ,, Играет музыка. Значит, ваше счастье совсем рядом. Мечтайте… Любите. Думайте о счастье и будьте счастливы
Д.З. Ребята, посетите библиотеку .Самостоятельно найдите ещё по одному произведению на эту тему. Сделайте необходимые записи в рабочих тетрадях до 21 марта.
А теперь прослушайте моё стихотворение, которое даёт ответ на вопрос «Что такое счастье?» в моём понимании.
Меня спросили: « Что такое счастье?»
Как мне ответить на вопрос такой?
Как объяснить : в хороший день, в ненастный
По-разному его я чувствую душой!
Одни считают: «Счастье – власть и деньги!».
Другим же деньги вовсе не нужны.
Им не нужны квартиры, «тачки», серьги,
Друзья им только верные важны.
Живёшь и дышишь – нет напасти,
И звёзды светят всем в ночной тиши,
И нет войны – вот в этом-то всё счастье-
Запомни это, а хочешь запиши!
А утром будет небо голубое,
И солнце будет литься и сиять.
Проснётся счастье и умоется росою,
И будет меня днём сопровождать.
Я счастлива, когда не плачут дети,
Когда без смеха не проходит дня,
Когда все радостны на всей планете-
И большего нет счастья для меня!
Моё богатство - это зелень мира:
Деревья, травы, звёзды и цветы.
Мои друзья: работа, признанная лира.
Мои приятели – тетрадные листы.
Парит орёл, лазурь красивая,
И я парю с ним вместе, как во сне.
И в этот миг – я самая счастливая
Во всей родной, любимой мне стране.
Весенний день кружит меня так лихо,
Стою я в окружении друзей.
Потом пройду мимо берёзок тихих,
Таящих счастье в глубине ветвей.
Трель соловья – вот для меня награда!
Цветёт подснежник, озаряя сень.
Другого счастья мне совсем не надо,
Лишь звон весны услышать в этот день.
Увидеть счастье всем подвластно,
Заметить каждому вот эту красоту.
Я рассказала, что такое счастье,
Я вам поведала свою мечту!
Комментарии
стихотворение предпринимателю Авакяну Сергею Александровичу
Моя ученица (В класса написала это стихотворение.
Авакян Андрей - приятель
Самый лучший предприниматель.
Школе часто помогает,
Про других не забывает.
Даже деньги выделяет
И артистов всех встречает.
Сельхозпрограммы выполняет,
Часто в Греции бывает,
Никогда он не скучает.
Им доволен весь народ,
Он не спит, ведёт расчёт.
Принципиальный, деловой
За бизнес он стоит горой.
Но не всегда ему везёт,
А он всё движется вперёд.
И пусть завистники поверят,
Что бизнесмен не только сеет,
С его полей успехом веет
И район наш богатеет!
Я хочу ему здоровья и удачи пожелать,
Чтобы наш предприниматель
На Бали мог отдыхать!