Инновационная деятельность на базе КФУ

Аншукова Венера Маратовна

Предварительный просмотр:

 ОШИ «IT-лицей К(П)ФУ»

Приволжского района г. Казани РТ

учитель информатики

Аншукова Венера Маратовна

Организация метапредметной деятельности учащихся

на уроках информатики

В Федеральном государственном образовательном стандарте образования представлены новые методологические подходы, новые требования к результатам обучения. ФГОС предъявляет требования и к метапредметным результатам. Метапредметная деятельность – это деятельность за пределами учебного предмета, которая направлена на обучение обобщенным способам работы с любым понятием, схемой, моделью и т.д. и связана с жизненными ситуациями. Именно на уроках информатики удачно реализуется метапредметная деятельность.

Информатика – достаточно молодая, но на сегодняшний день актуальная и стремительно развивающая дисциплина в школьном курсе. Практическая направленность содержания курса, востребованность и перспективность в будущем   при овладении предметом – это один из критериев метапредметной деятельности учащихся.

Одной из задач учителя  на уроке информатики  является сформировать  у ученика информационную компетентность – одного из основных приоритетов в современном общем образовании.  Это понятие подразумевает целостное миропонимание и научное мировоззрение, которое основано на понимании возможности математического описания единства основных информационных законов в природе и  обществе, преобразование на практике информационных объектов с помощью средств информационных технологий, этические и правовые нормы поведения людей в информационной среде.

Большинство детей приходит на информатику развлечься посредством возможностей компьютерной техники. Средствами развлечения могут выступать игры, музыка, видео, Интернет-ресурсы. Иными словами всё то, что их привлекает визуально, позволяет интерактивно участвовать. Поэтому следует  направить это замечательное средство мотивации в нужное русло. Тем более что сегодня для создания мультимедийных и интерактивных материалов существует множество средств и сервисов.
          Наиболее важным при этом, считаю получение результата выполняемых действий. Не секрет, что ученика не привлечёт такая деятельность, результат или назначение которой – учение. Ведь даже старшеклассники чаще не осознают роль получаемых в школе знаний. Поэтому результат любой практической работы должен обязательно иметь личную значимость для ученика. В этом случае возникает мотив к познанию, развивается стремление к дальнейшим действиям.
Механизмом развития метадеятельности может стать метод  проектов. При их создании у учеников формируются понятия, факты, идеи, законы, общие для всех наук, развивается способы, действия, которые они приобретают в процессе обучения, появляется привычка мыслить и действовать в соответствии с принципами метапредметности, то есть происходит интеграция знаний, приобретается опыт творческой деятельности.

Работа над проектом дает неограниченные возможности для саморазвития учащегося, предполагает творческий поиск. Роль учителя – организация работы, консультация в подборе материала, помощь при затруднениях в работе. Так, например, учащиеся 8-х классов при изучении текстовых редакторов ребята не просто набирают текст, а грамотно составляют бланки заявления с просьбой о зачислении в кружок. Или при изучении дополнительных возможностей текстового процессора создают шаблон резюме, что обязательно пригодится в жизни. С увлечением создают различные презентации во время изучения главы «Технология мультимедиа»: это интерактивные презентации, презентации со сценарием, непрерывные презентации. А затем применяют полученные знания и навыки при подготовке и выступлениях на других уроках, в различных конкурсах, на конференциях.

При изучении в 9 классе СУБД «Access» ребята создают свои «Базы данных» и дополняют их на протяжении изучения этой темы, а затем защищают свой проект, демонстрируя приёмы работы с базами данных: создание фильтров, запросов, запросов с условием, отчетов и т.д.

В 10 классе ребята создают модель «Информационного общества». Полное раскрытие данной темы требует от учащихся знания истории развития информатики, периоды информационных революций, основные черты информационного общества и т.п.

В 11 классе учащиеся работают над сайтами. Каждый сам выбирает тему, рубрики, но могут объединиться и в группы по 2-3 человека.

       Безусловно, не всякую деятельность возможно и/или целесообразно трансформировать в проектную. Тогда  можно использовать такие приёмы:

  •  особенным образом сформулировать цели деятельности обучающегося, обозначив его личную заинтересованность.  Например, написать реферат на дополнительную оценку, подготовить сообщение;
  •  добавить в практическую деятельность игровой, соревновательный момент. Например, тому, кто первым правильно решит задачу по теме «Количество информации» поставить отличную оценку;
  •  создать необычную атмосферу во время урока. Например, разбить урок на этапы, преодоление каждого из которых позволяет пройти  следующий;
  • задавать творческие задания. Например, учащиеся 8 классов придумали и изобразили своё диалоговое окно, составили и решили свои задачи по теме «Количество информации», причем одну алфавитного, другую содержательного подхода. Ведь чтобы придумать и реализовать  своё задание необходимо разобраться основательно в данной теме, проявить фантазию: и рисунок составить понятным и красивым, и товары в магазинах подобрать соответствующие, и числа подобрать должным образом. Составить кроссворд по определенной теме, создать модель того или иного объекта.

Алгоритмы окружают нас в повседневной жизни на каждом шагу, поэтому важно развивать алгоритмическое мышление у детей. При изучении алгоритмики учащиеся создают блок-схемы. Язык блок-схем – это хороший инструмент перевода любой задачи в наглядность. Всё большую популярность приобретает метод графов, который позволяет схематично решать задачи не только различных дисциплин, но и из разряда занимательных: изображение фигур одним росчерком, прохождение лабиринтов, задачи на переливание, поиск путей и т.д.
       Таким образом, универсальность, «метапредметность» информатики вытекает из самой науки как таковой. Системно-информационная концепция определяет интегрирующую роль информатики среди всех школьных дисциплин. За счет организации межпредметных связей, реализуемых в процессе решения на уроках информатики разноплановых задач, появляется возможность закреплять и углублять знания, полученные на других предметах. При этом формируется системное мышление, которые определяет способность человека оперативно обрабатывать информацию и принимать обоснованные решения.

Поэтому часто использую следующие средства:

  • решение практических задач других областей средствами информационных технологий. Например, построение динамики добычи угля по годам в виде областной диаграммы;  создание электронной таблицы «Оплата электричества» для расчета ежемесячной платы за расход электроэнергии в течение года и анализа данных; создание регрессионных моделей по статистическим данным; подсчет корреляционной зависимости, статистическое прогнозирование в MS Excel.  Построение  графов различных родословных, схемы электрической цепи, плана дома, карты местности в графическом редакторе. Составление программ, решающих математические, физические, химические, биологические, экономические  задачи.
  • применение знаний из других областей в задачи, решаемые информатикой.  Естественно, что для решения практической задачи из другой области   требуются знания из этих дисциплин. Так, например, без знания основных формул математики, физики, химии, биологии невозможно построение моделей будь то табличная или графическая модель.

        Таким образом, используя современный инструментарий информационных технологий, реализуется метапредметная деятельность учащихся на уроках информатики.

Список используемой литературы.

  1. О.Ефимов, В. Морозов, Н.Угринович, «Курс компьютерной технологии», М: ООО «Издательство АСТ; 2007 г.
  2. Л.Босова, А.Босова , Методическое пособие «Уроки информатики», 2009 г.
  3. Угринович Н.Д., "Информатика и Информационноые Технологии" Лаборатория информатики МИОО, 2009 г.
  4.  О.Б.Воронкова, «Информационные технологии в образовании. Интерактивные методы», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2010 г.
  5. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос.акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008 г.
  6. Фоменко И.А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов метапредметности/ fomenko.edusite.ru/p35aa1.html/.



Предварительный просмотр:

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ТВОРЧЕСКИ  ОДАРЕННЫХ И СПОСОБНЫХ ДЕТЕЙ

Аншукова Венера Маратовна

учитель информатики

 ОШИ «IT-лицей К(П)ФУ», г. Казань

В Федеральном государственном образовательном стандарте образования представлены новые методологические подходы, новые требования к результатам обучения. Желаемым результатом является выпускник, обладающий такими качествами как:

- способностью к самообучению, самореализации;

- способностью к конструированию знания, необходимого для решения возникающих задач;

- способностью к инновационной деятельности;

- способностью к групповым взаимодействиям, работе в команде;

- мобильностью и ответственностью.

Использование методов, приёмов инновационных технологий помогают выявлять творчески одаренных и способных детей и развивать в них такие качества. Выявление способностей ребенка – это длительный процесс, состоящий из совокупности методик: наблюдений, тестов, анкет, выполнение творческих заданий, участие в конкурсах и олимпиадах. Ведь невозможно по одному тестовому заданию определить характер творческой одаренности и способностях ученика. Кроме того, одни ученики более способны к изучению гуманитарных наук, другие – естественно-математических, третьи – технических наук. А если ученик проявляет творческие способности по нескольким предметам, то можно говорить, что у него высокий уровень развития общих способностей.

В своей урочной и внеурочной деятельности я использую  приемы и активные методы обучения инновационной технологии  модерации.

Модерация – это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса. Эффективность модерации определяется тем, что используемые    приемы, методы и формы организации познавательной деятельности    направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности    обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений,    развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде.

Классификация АМО Новик Милы Мироновны:  

Активные методы обучения — имеют продуктивный, творческий, поисковый характер. Учебный процесс с использованием активных методов обучения в условиях школы опирается на совокупность общедидактических принципов обучения, одним из которых является принцип диагностирования.

Данный принцип предполагает проверку эффективности занятий. Проведение различных видов мониторинга и диагностик  позволяет выстраивать индивидуальную траекторию развития каждого ученика в отдельности, находить такие виды и формы работ с учениками, которые позволяют вести ребенка к ситуации успеха. У ребенка повышается мотивация не только к изучению предметов, но и к активной жизненной позиции.

Во внеурочной деятельности, помимо кружковой работы, привлекаю ребят к участию в сетевых командных проектах. Всё началось с участия  в 2012-2013 уч. году в Республиканском сетевом проекте «Кому сказать спасибо за…?»  В проекте учащиеся осуществляли  поиск информации о замечательных ученых и инженерах, благодаря открытиям которых мы сегодня пользуемся ПК и его программным обеспечением. Анализировали, структурировали  и представляли данные с помощью социальных сервисов, сервисов Web 2.0. Ребята разных школ выполняли задания проекта  асинхронно, т.е. в разное удобное для учащихся время. А итоги подводились синхронно, т.е. одновременно все команды проекта выполняли оценку других команд и самооценку своей работы. Результаты демонстрировались  в режиме on-line на республиканском семинаре «Организация и стимулирование инновационных взаимодействий участников образовательного процесса в информационной среде». Участие в данном проекте открыло  новые возможности привлечения учащихся к внеурочной деятельности, важно и то, что детям такое взаимодействие очень понравилось, они с большим энтузиазмом изучали и использовали новые сервисы.  В прошлом учебном году мы с учащимися уже 6-х классов приняли участие в аналогичном республиканском сетевом проекте «Чтение – вот лучшее учение!» Теперь мы с ребятами сами создаем такие проекты. Участие в сетевых проектах, кроме других преимуществ, позволяет эффективно управлять самым невосполнимым ресурсом – временем. Это очень удобно!

Ежегодно участвуем с ребятами в республиканском проекте «IT-Jump» по обучению современным IT-технологиям в профильных сменах лагеря «Байтик», где обучают разработке ИТ-проектов, работе в команде и управлению собственными проектами. В этом году мы с командой учащихся 9-х классов участвовали в IT Jump  Winter Camp (зимний лагерь) от Высшей школы ИТИС КФУ на базе «IT-лицея». Считаю такие мероприятия очень полезными. Ведь здесь компетентные специалисты проводят тренинги на командообразование;  экспертные сессии по проработке идей проектов;  мастер-классы по WEB-программированию, дизайну, защите проектов. А также проходит финальный конкурс по выявлению лучших проектов и награждение команд-призеров дипломами и подарками, что тоже немаловажно.

 Одним из видов внеурочной деятельности, который я использую, является участие в различных онлайн дистанционных олимпиадах, конкурсах и курсах. Не первый год сотрудничаем с инновационной платформой «Фоксфорд». «Фоксфорд» — это онлайн-школа для учеников 5−11 классов. На курсах школьники могут подтянуть или углубить знания, подготовиться к ОГЭ, ЕГЭ и олимпиадам по основным школьным предметам. Занятия ведут преподаватели  МГУ, МФТИ, ВШЭ и других ведущих вузов страны. Участие в олимпиадах здесь бесплатные, как и некоторые открытые занятия. Возможность смотреть записи занятий очень удобна, если не смог посмотреть в назначенное время или что-то не понял.

Учащимися под моим научным руководством выполнены работы широкого спектра. Многие из них удостоены дипломов и грамот на всероссийских, республиканских, городских конференциях и конкурсах. Результативность использования мной названных приемов и методов высока. Возрастает доля самостоятельной работы учащихся, их большая увлеченность  предметом. Работы, созданные учащимися, готовят их  к проектно-исследовательской деятельности на студенческой скамье, в дальнейшей профессиональной деятельности. Выпускники с большой благодарностью говорят о том, что получили необходимые навыки по работе с информационными технологиями, по созданию проектов в школе и смогли успешно справиться с более серьезными  научными исследованиями – курсовыми и другими  работами.

Список использованных источников

  1. В.И. Андреев. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2006.
  2. Педагогика. Научно-теоретический журнал. ООО «Педагогика», № 9 2011
  3. Инновационные процессы в образовании. Научно-образовательные ресурсы КФУ. [Электронный ресурс]. URL: http://kpfu.ru/portal/docs/F612562072/Innovacionnye.processy.v.obrazovanii.pdf 


Предварительный просмотр:

Работа с одаренными детьми как инструмент повышения мотивации и интереса к изучению предмета

Из опыта работы с одаренными детьми учителя информатики и математики МБОУ СОШ № 119 Авиастроительного района г.Казани Аншуковой Венеры Маратовны.

Одним из видов моей внеклассной работы по предмету является ведение кружка «Юный программист». В прошлом учебном году занятиях кружка мы осваивали компьютерную графику и создание видеороликов, а в этом году занимаемся компьютерным моделированием. Имею авторскую программу кружка «Компьютерная графика», на которую есть рецензия кандидата педагогических наук, старшего научного сотрудника ФГНУ «Институт педагогики и психологии профессионального образования» РАО Волик О.Н.  Работа с учащимися во внеурочное время  позволяет организовать проектную и исследовательскую деятельность на более высоком уровне, чем в рамках урока.   Кружковые занятия под моим руководством вызывают живой интерес, как у старшеклассников,  так и у учащихся среднего звена. А в этом году к участию школьного конкурса «Информационные технологии – наше будущее» привлекли и начальную школу. Число членов кружка «Юный программист» растет: если в 2011-2012 учебном году их было 18 человек, то в этом году  – 33 ученика. Отрадно, что количество возросло почти в 2 раза.

К целям,  которые я поставила для достижений на занятиях кружка, относятся: формирование у учащихся ценностно-смысловых компетентностей: формирование основ научного мировоззрения в области информатики. Формирование  информационных компетентностей: умение работать с информацией, освоение компьютерных информационных технологий; развитие у учащихся логического и алгоритмического мышления, системных подходов к решению задач; социальные компетентности: подготовка учащихся к активной жизни в условиях современного информационного общества.

Основными задачами кружка «Юный программист» являются: формирование знаний у учащихся в области теории информации и компьютерных информационных технологий, компьютерного моделирования, основ алгоритмизации и программирования; формирование у учащихся основ информационной культуры, умений использовать компьютер для решения различных практических задач; развитие интересов учащихся к компьютерным информационным технологиям и методам обработки информации.

Под моим руководством и при активном участии ребят  проводится следующая работа:      

  • Планирование работ. Консультационная работа.
  • Изучение  методов и форм  проведения исследований и создания проектов.
  •     Совместная работа совета    школы по   проведению     конкурса  проектов.
  • Участие в конкурсах, конференциях, сетевых проектах.
  • Проведение школьных конкурсов: «Информационные технологии – наше будущее» и «Юный программист» с дальнейшим выходом на районный, затем на республиканский уровни.

На занятиях кружка я обучаю ребят работе с различными прикладными программами, Интернет-ресурсами, Интернет-сервисами. Когда ребята приступают  к составлению плана проектной деятельности, вырабатываем вместе с ними критерии оценки проектно-исследовательской работы.  Подведение результатов такой работы  проводится на конкурсах, семинарах, научно-практических конференциях  от районного до всероссийского уровней.  Такая интересная  работа дает ощутимые результаты – из 33 членов кружка  в прошлом учебном  году победителями и призёрами различных конкурсов на разных уровнях стали  9 человек!

Хорошо знают  наших ребят в республиканском компьютерном лагере «Байтик», в ООО Центр ИТО, в ГАУ «Технопарк в сфере высоких технологий «IT-Парк», в котором происходило выступление 10 лучших команд-финалистов республиканского фестиваля IT-стартапов «IT-Jump». Команда ребят нашей школы вошла в 5-ку лучших и была удостоена приглашения на встречу с известной российской телеведущей, продюсером и членом Общественной палаты Российской Федерации Тиной Канделаки в начале октября 2011 года. После знакомства с пятью лучшими проектами, Тина Канделаки провела мастер-класс, как профессионал по PR, со школьными бизнес-компаниями. Для нас это было очень знаменательным и значимым событием.

В прошлом учебном году мы с учащимися 8, 9 классов: Колбасниковой А., Мартининой В., Мальцевым Д., Надеждиным А., Костиным В., Чичеровым О., Хамидуллиным Р. освоили «Web программирование» на профильной смене в компьютерном лагере «Байтик», где  ребята не только создавали сайты, но и освоили методы проектной деятельности, посетили мастер-классы по защите информации, дизайну и Apple-технологиям. Работали на iPad-ах iMac-ах, учились работать в команде. С ребятами провели ряд психологических тренингов по выступлениям и защите проектов. В этом учебном году группа учащихся 9, 10 классов: Апраксина К., Мартинина В., Сунгатуллина А., Дементьева С., Костин В. прошли обучение в ООО «Центр ИТО» на базе ДОКЛ «Байтик» по теме «Разработка SaaS-сервисов». Ребята и сейчас продолжают работать над своими проектами, которые планируем продемонстрировать на конкурсе «Юный программист» в этом году.

В 2011 г., 2012 г. мои воспитанники становятся лауреатами престижного республиканского конкурса «Юный программист». В 2011 г. это учащиеся 7 б класса Костин Василий и Додонова Мария были отмечены членами жюри грамотой «За оригинальные идеи и творческий подход», а в 2012 г. ученица 6 а класса Алексеева Анна «За практическую значимость». Хочется отметить, что в 2012 г. принимало участие в этом конкурсе более 200 человек со всей республики, около 12 участников стали победителями и призерами и около десятка лауреатами, в число которых попала ученица нашей школы Анна.

В этом учебном году мы с ребятами 8, 9 классов  участвовали в Республиканском сетевом проекте «Кому сказать спасибо за…?»  длительностью месяц. В проекте учащиеся осуществляли  поиск информации в сети и в печатных источниках о замечательных ученых и инженерах, благодаря открытиям которых мы сегодня пользуемся персональным компьютером и его программным обеспечением, анализировали, структурировали  и обобщали найденную информацию и представляли её с помощью социальных сервисов, сервисов Web 2.0. Все информационно-образовательные процессы были  организованы в основе сетевых взаимодействий команд учащихся. Ребята разных школ выполняли задания проекта  асинхронно, т.е. в разное удобное для учащихся время. А итоги подводились синхронно, т.е. одновременно все команды проекта выполняли оценку других команд и взаимооценку своей работы. Результаты демонстрировались  в режиме on-line на республиканском семинаре «Организация и стимулирование инновационных взаимодействий участников образовательного процесса в информационной среде», проходивший на базе МБОУ «СОШ № 177» Ново-Савиновского района г.Казани. Участие в данном проекте открыло  новые возможности привлечения учащихся к внеурочной деятельности, важно и то, что детям такое взаимодействие очень понравилось, они с огромным энтузиазмом изучали и использовали новые сервисы. От нашей школы в проекте участвовали 3 команды учащихся 9-х классов: Батраков Максим, Салмов Илья, Новиков Влад, Костин Василий, Чернядьева Ксения, Кадырова Ксения, Данилова Алена, Додонова Мария, Львова Карина, Гусева Анна, Хрущева Аделина, Фролова Алина и 1 команда девочек из 8 а класса: Газизянова Алсу, Бабушкина Ксения, Власова Вероника, Фролова Камила. Хочется отметить, что в этом проекте участвовали все желающие, независимо от уровня подготовки и знаний по информатике.

В Информационной системе «Электронное образование» я веду виртуальный факультатив «Информатика вокруг нас», где ребятам предлагаю разноуровневые задания, занимательные задачи, дополнительные задания, творческие домашние задания.

Ежегодно я являюсь школьным организатором Всероссийского конкурса «КИТ – компьютеры, информатика, технологии». Число участников конкурса ежегодно увеличивается, это подтверждает тот факт, что интерес учащихся к предмету «Информатика» растёт в конкурсе «КИТ-2010» приняли участие 45 учеников, в конкурсе «КИТ-2011» приняли участие 68 учеников, в конкурсе «КИТ-2012» приняли участие 71 ученик. Все члены кружка принимают участие в этом конкурсе.

Общие показатели результативности участия учащихся за три года  в муниципальных, республиканских,  региональных, всероссийских конкурсах:

  • Дипломантов I степени – 13
  • Дипломантов II степени – 3
  • Дипломантов III степени – 4
  • Лауреатов - 8

Итог – 28 дипломантов и лауреатов с 2010 г. - по 2012 г. очень плодотворный результат  для нашего кружка «Юный программист».

Хочется отметить, что все призовые места, полученные нашими учениками, завоеваны в ходе серьезной конкурентной борьбы. Большинство тех испытаний, участниками которых мы стали, – это очные конкурсы, требующие защиты проекта, выступления, ответов на вопросы строгого жюри.

Основные принципы деятельности, позволившие добиться столь ощутимых результатов:

  • Принцип системности. Сведение в единое целое усилий всех форм учебного и внеучебного процесса в организации проектно-исследовательской деятельности
  • Принцип коммуникативности. Взаимодействие школы с другими организациями по направлениям проектно-исследовательской деятельности школьников (лагерь, вузы, музеи, Интернет-сообщества и др.)
  • Принцип комплексности -  учитываются разнообразные формы и методы, способствующие развитию  ключевых компетентностей школьников (конкурсы, конференции, ролевые игры, дискуссионные группы, сетевые взаимодействия).
  • Принцип гуманизации. Основывается на создании благоприятных условий для развития творческой индивидуальности обучающегося.
  • Принцип диалогичности. Формирование личности ученика-исследователя происходит в условиях равноправного сотрудничества с учителем и, что важно,  с опорой на  интересы, личный опыт ученика.
  • Принцип успешности. Создание ситуаций успеха. Обеспечивается публичной презентацией результатов деятельности нашего кружка, размещением их на сайте, оглаской званий лауреатов конференций; публикацией материалов; признанием достижений.
  • Принцип креативности. Создание учениками принципиально новых научных знаний, нового, общественно значимого продукта: презентации, видеоролика,  электронного учебника  и т.д.

Чтобы дать представление, как именно реализуются данные принципы в работе кружка и  какие проекты детьми создаются, (разнообразие форм работы с детьми, актуальность и практическую ценность этих проектов), приведу отдельные примеры наших проектов:

Проект  по созданию web –документов

«Учебник информатики»

В  2010 году ещё не было электронных учебников, но идея такая возникла у моего ученика Муртазина Рустема и он создал свой web-учебник по информатике. На муниципальном этапе конкурса «Юный программист» он занял 2 место.

Проект «Космос – дорога без конца»

Создана  электронная энциклопедия, посвященная 50-летию космонавтики. В ней отражены в хронологическом порядке все этапы развития космонавтики в нашей стране. Собраны библиографические данные великих космонавтов.

Проект  «Электронное пособие по…»

Идея возникла на уроке географии при изучении темы: «Животный мир материков». Дети сплели животных из бисера (43 животных на кружке бисероплетения в нашей школе), затем изготовили  карту земли. Все материалы объединили в интерактивную презентацию, которая  может быть использована не только на уроках географии и биологии, а также на уроках «Окружающий мир» и для самостоятельного изучения животных и среды их обитания в игровой форме. Работа носит творческий характер, так как выполнена полностью руками учащихся, за это и была поощрена на Республиканском конкурсе «Юный программист».

Проект «Признаки делимости»

Ученица 6 класса Вениаминова Эллина создала электронное пособие по математике по признакам делимости чисел. Что самое уникальное в её работе, это то, что она придумала свой признак делимости. Эта работа была удостоена 3 места на районном конкурсе «Юный программист»

         

Проект «Книжные приключения»

Был создан проект сайта «Книжные приключения». Идея которого состояла в том, чтобы в игровой форме привлечь детей к чтению книг. Здесь предусматривались различные поощрения при разгадывании викторин по прочитанным книгам. Именно с этим проектом нас пригласили на встречу с Тиной Канделаки, и ей наш проект очень понравился, напомнив детскую игрушку её детей «Тамагоч».

Проект «Сохраним леса Татарстана!»

Пожалуй, самый актуальный проект, созданный нами – это видеоролик «Сохраним леса Татарстана!» Ведь недаром за этот  проект нам присудили 1 место на Республиканском конкурсе. Хочется отметить, что этот проект создавался командой ребят и, благодаря их слаженной  работе, ролик удался. Кроме того, почти все фотографии, используемые в этом проекте, это авторские фото ребят нашего класса.

Выводы:  Как сказал известный педагог Г.Нейгауз:  «Таланты создавать нельзя, но можно создать культуру, т.е. почву, на которой растут и процветают таланты.» И мне кажется, что мне это удается.



Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 119»

Авиастроительного района г.Казани РТ

Активизация

познавательной деятельности учащихся

на уроках информатики

средствами ЭОР

учитель информатики

1 кв.категории

Аншукова

Венера Маратовна

Педагогический стаж 12 лет

Победитель гранта «Наш лучший педагог ИКТ»

2013 г.

Важнейшей задачей педагогического образования является подготовка учащихся информационно грамотных, владеющих основами современных информационных технологий переработки информации, знающих современное состояние уровня и направлений развития вычислительной техники и программных средств, умеющих использовать компьютер и программные средства учебного назначения для решения своих прикладных задач.

Компьютер может стать мощным учебным средством в руках преподавателя при  целесообразном и методически обоснованном его применении, при этом необходимо учитывать особенности реального процесса обучения.

 Описание целей обучения, процесса достижения целей, совокупности форм, методов, способов, приемов обучения, то есть создание методик и педагогических технологий,  становится одной из актуальных задач современной практической педагогики.

Целью моей работы является:

  • формирование активного познавательного интереса к предмету.

Наиболее важными задачами являются следующие:

  • Побуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к информатике и её приложениям;
  • Расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу;
  • Развитие способностей и мышления  учащихся;
  • Развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с различными прикладными программами;
  • Расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении информатики в различных областях науки, промышленности, экономике;
  • Формирование информационно-культурного человека.

Информатика – достаточно молодая, но на сегодняшний день актуальная и бурно развивающая дисциплина в школьном курсе. Практическая направленность содержания курса, востребованность и перспективность в будущем   при овладении предметом – это один из критериев активизации познавательной деятельности учащихся.

Задачей учителя  на уроке информатики  является сформировать  у ученика информационную компетентность – одного из основных приоритетов в современном общем образовании.  Это понятие включает в себя целостное миропонимание и научное мировоззрение, которое основано на понимании возможности математического описания единства основных информационных законов в природе и  обществе, преобразование на практике информационных объектов с помощью средств информационных технологий, этические и правовые нормы поведения людей в информационной среде.

Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках информатики необходимо постоянно «держать руку на пульсе», используя различные методы и приёмы обучения. Умение самостоятельно приобретать знания, умело применять их на практике, самостоятельно критически мыслить,  грамотно работать с информацией, быть коммуникабельным –  эти задачи помогут решить различные методики.

         Хочется сделать акцент на слове «познавательной», поскольку просто активизация деятельности учащихся на уроках информатики не представляет сложности. Но эта активность связана в основном с восприятием учащимися компьютера только как средства развлечения (игры, музыка, видео). И, соответственно, изучение компьютера, как вычислительного средства, инструмента для поиска информации, как важнейшего орудия для создания и обработки информации, наконец, изучение устройства и принципов работы ЭВМ отходит у большинства обучающихся на второй план.
          Другим аспектом вопроса выступает активизация познавательной деятельности учащихся средствами информатики (а точнее – информационных технологий). Реализуя межпредметные связи в сочетании с современными мультимедийными возможностями и всем известной значимости урока информатики для школьников можно найти массу методов, приёмов и средств такой активизации.
           Поставим себя на место ученика. Что ждёт он от урока информатики? Большинство детей, наверное, приходит на информатику с основной целью – развлечься посредством возможностей компьютерной техники (и чем новее техника, тем шире эти возможности). Средствами развлечения могут выступать игры, видео, музыка, изображения, то есть всё то, что привлекает визуально, позволяет интерактивно участвовать. Всё это называют одним словом – «мультимедиа». Так почему бы не направить это великолепное средство мотивации в нужное русло. Тем более что сегодня для создания мультимедийных и интерактивных материалов масса средств.
           Таким образом, для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке информатики необходимо, прежде всего, предоставить учебный материал в наиболее мультимедийном и интерактивном виде. Но и не стоит пренебрегать более простыми электронными образовательными ресурсами. Вообще,
электронные образовательные ресурсы (ЭОР) - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.

        Например,

  • Раздаточный материал: распечатки с практическими заданиями,

     распечатки с домашними заданиями, кроссворды, тесты. Этот материал можно создать самому, а можно воспользоваться готовым на сайте «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» (http://school-collection.edu.ru)

  • Графический демонстрационный материал: это могут быть как обычные плакаты, стенды, схемы, задания,  а лучше, если это будут изображения, которые школьник сам найдёт и просмотрит на ПК. Так, например, изучение и повторение  правил Техники безопасности и организации рабочего места за компьютером проходит раз в полгода, и я вношу разнообразие: один раз по учебникам, в следующий раз по плакатам, вывешенным в кабинете, в следующий раз с помощью презентации, в другой раз использую  видеоролик и т.д.
  • Интерактивные ресурсы. Использую при изучении темы «Графический исполнитель» программу «Стрелочка». Это программа - тренажер для развития алгоритмического мышления и формирования умений составления управляющих алгоритмов. При работе с  этой программой ребята сами создают алгоритмы для исполнителя и видят исполнение созданных ими команд. Интерактивный задачник для отработки навыков решения задач по теме «Измерение информации». Различные интерактивные модели.
  • Компьютерные игры (естественно, те игры, которые содержат развивающий или познавательный материал). Игра «Ежиные тропы» входит в комплект  1 С: Образование диск «Вычислительная математика и программирование». В эту игру с удовольствием играют даже старшеклассники и именно после этой игры многие понимают тему «Ветвление в алгоритмах».  Использую игру «Циклические ёжики» при изучении темы «Циклические алгоритмы».
  • Компьютерные  тесты: чем больше участия принимает ученик в процессе обучения, тем больше значимости обретают полученные знания, умения и навыки. Я использую на своих уроках программу Hyper Test 1 автора Рыбалкина К.  Преимущества данной программы вижу в том,  что:  во-первых,  по окончании тестирования учащийся получает оценку и выставляет её не учитель, а компьютер - объективность; во-вторых, учащийся может просмотреть неправильные ответы, чем устранит пробелы в  своих знаниях; в третьих,  данную программу можно использовать как для текущего контроля, так и для периодического  и  итогового. Для этого в настройках достаточно указать нужное количество вопросов.
  • Презентации: с их помощью можно иллюстрировать материал, а можно предоставить учащимся возможность самостоятельно изучать, что более значимо. Конечно же, при создании презентации учитываю и возраст учащихся. Для начинающих больше иллюстрационного материала, для старшеклассников больше содержательного.

           Лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать – это понятно. Но ещё важнее – один раз сделать. Тогда помимо знаний появляется умение. А если сделать несколько раз, развивается навык. Информационные технологии требуют чаще навыков и умений, чем знаний. Поэтому на уроках информатики должна иметь приоритет именно практическая деятельность учащихся, через которую и происходит познание. А как её можно активизировать?  
          Наиболее важным моментом здесь выступает результат выполняемых действий. Вряд ли среднего обучающегося привлечёт такая деятельность, результат или назначение которой – учение. К тому же даже старшеклассники часто не осознают роль получаемых в школе знаний. Поэтому результат любой практической работы должен обязательно иметь личную значимость для ученика. В этом случае возникает мотив к познанию, развивается стремление к дальнейшим действиям.
Идеальным средством для решения данной задачи может оказаться
метод проектов. О нём в последние годы уже много сказано и написано, поэтому существуют многообразные возможности этого метода. Проектная деятельность в зависимости от реализуемых образовательных задач может принимать всяческие формы: это может быть грандиозный проект на целый учебный год и более (он может быть и сквозным, то есть не прерывающим классические занятия), а может – проектом на один или несколько уроков (мини-проект).

При разработке  проектов перед учащимися ставятся конкретные задачи. Определяется цель, разрабатываются единые требования к защите проектов, контролируется  выполнение заданий по срокам.

Работа над проектом дает неограниченные возможности для саморазвития учащегося, предполагает творческий поиск. Роль учителя – организация работы, консультация в подборе материала, помощь при затруднениях в работе. Работа над проектом – это коллективная работа учителя и ученика. Изменяются отношения между учителем и учеником. Ученики чувствуют себя комфортно, создается состояние уверенности в успехе задуманного проекта, в том, что работа будет оценена по достоинству.

С 8  класса ребята создают различные презентации во время изучения главы «Технология мультимедиа»: это интерактивные презентации, презентации со сценарием, непрерывные презентации. А затем применяют полученные знания и навыки при подготовке и выступлениях на других уроках, в различных конкурсах, на конференциях.

При изучении в 9 классе СУБД «Access» ребята создают свои «Базы данных» и дополняют их на протяжении изучения этой темы, а затем защищают свой проект, демонстрируя приёмы работы с базами данных: создание фильтров, запросов, запросов с условием, отчетов и т.д.

В 10 классе ребята создают презентации «Информационная культура человека». Полное раскрытие данной темы требует от учащихся глубокого понимания всех аспектов разделения информатики на составные части: теоретической информатики, средств информатизации, информационных технологий и социальной информатики.

В 11 классе учащиеся работают над сайтами. Каждый сам выбирает тему, рубрики, но могут объединиться и в группы по 2-3 человека.

       Безусловно, не всякую деятельность возможно и/или целесообразно трансформировать в проектную. Тогда в целях активизации можно использовать такие приёмы:

  •  особенным образом сформулировать цели деятельности обучающегося, обозначив его личную заинтересованность (пусть это будет даже заинтересованность в отметке; или, обозначив эту практическую деятельность как этап в решении более важных задач, который просто необходимо преодолеть). Например, написать реферат на дополнительную оценку, подготовить сообщение;
  •  добавить в практическую деятельность (особенно если она рутинная) игровой, соревновательный момент, тогда она обретёт хотя бы временную значимость, например, тому, кто первый правильно решит задачу по теме «Количество информации» ставлю оценку 5;
  •  создать необычную атмосферу во время деятельности, сделать урок нестандартным, например, разбить урок на этапы, преодоление каждого этапа позволяет пройти  следующий. В приложении № 6 приводится фрагмент урока 8 класса по теме «Системы счисления», который разбит на этапы. Прохождение I этапа оценивается «удовлетворительно», прохождение II на оценку «хорошо», III – на оценку «отлично». По окончании этого урока ребятам задается творческое задание: самим составить аналогичное задание  III этапа на дополнительную оценку;
  • и вообще стараюсь чаще задавать творческие задания. Например, учащиеся 5 классов придумали и изобразили своё диалоговое окно, учащиеся 8 классов составили и решили свои задачи по теме «Количество информации», причем одну алфавитного, другую содержательного подхода. Ведь чтобы придумать и реализовать  своё задание необходимо разобраться основательно в данной теме, и числа подобрать должным образом, и рисунок составить понятным и красивым, и товары в магазинах подобрать соответствующие. Составить резюме для поступления в ВУЗ, кроссворд по определенной теме.
           Крайне важно во всём этом не допустить одной ошибки. Практическая деятельность должна нести развивающий характер, поэтому в ней должно быть минимум инструкционизма: большую роль сыграет именно самостоятельная исследовательская, поисковая, аналитическая деятельность, чем выполнение пошаговой работы, когда процесс уже полностью описан. Пусть ребёнок сам отыщет правильный алгоритм, а возможно результат окажется даже лучше ожидаемого.
            Наконец, для активизации познавательной деятельности при изучении сложного или «скучного» материала, каким часто бывает программирование, с самого начала продемонстрировать удивительные результаты, которые может предоставить тот или иной изучаемый материал. Например, можно показать работу небольших программ, созданных с помощью подлежащего изучению языка, выполняющих потрясающие действия: рисующих фигуру на экране, воспроизводящих мелодию (особенный эффект это вызовет, если к компьютеру не подключены колонки). После такой демонстрации у части школьников может возникнуть желание самим создать что-то подобное.

        Теперь о том, как активизировать познавательный интерес обучающихся к другим областям знаний на уроках информатики средствами информационных технологий.
       Здесь могут помочь межпредметные связи, связь с жизнью. А как их реализовать? Можно предложить следующие средства:

  • решение проблем других областей средствами информационных технологий. Например, построение динамики добычи угля или создание таблицы «Оплата электричества» для расчета ежемесячной платы за расход электроэнергии в течение года и анализа данных в MS Excel; рисование топографической карты в графическом редакторе; составление программы, решающей физическую, химическую, математическую или иную задачу.
  • внедрение знаний из других областей в задачи, решаемые информатикой (часто   требуются знания из других дисциплин, иногда можно типовые задачи разбавлять терминами разных областей знаний – например построение графиков функций).

        Хочется лишь отметить, что связь между предметами всегда можно найти, даже если она не явно видна. Компьютер сегодня проникает во все сферы жизни, становясь инструментом решения многих проблем.

Таким образом, решается главная задача учителя  - подготовить выпускника, владеющего достаточным багажом знаний, компетенций, подготовить учеников к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования.

Список используемой литературы.

  1. О.Ефимов, В. Морозов, Н.Угринович, «Курс компьютерной технологии», М: ООО «Издательство АСТ; 2007 г.
  2. Л.Босова, А.Босова , Методическое пособие «Уроки информатики», 2009 г.
  3. Угринович Н.Д., "Информатика и Информационноые Технологии" Лаборатория информатики МИОО, 2009 г.
  4.  Роберт И., « Современные  информационные технологии  в образовании:     дидактические проблемы; перспективы использования»,  МОСКВА, "Школа-Пресс", 2004 г.
  5. О.Б.Воронкова, «Информационные технологии в образовании. Интерактивные методы», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2010 г.