Психологические основы рейтинга
В статье расскрыта сущность модульно-рейтинговой технологии с точки зрения исследований психологов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_psihologicheskie_osnovy_reytinga.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологические основы модульно-рейтинговой технологии.
Проблема качества образования является актуальной проблемой всего общества. Для современного специалиста, которому необходимо быстро адаптироваться в изменяющихся окружающих его условиях, видеть проблемы и направления развития различных отраслей, принимать оптимальные решения, важна способность реализации знаний и умений в практической деятельности. Это обуславливает необходимость поиска новых подходов к организации обучения и совершенствования имеющихся. Для этого ученые и преподаватели пытаются отыскать способы и приемы обучения, которые побуждали бы учеников учиться более системно и эффективно.
Низкий уровень мотивации учащихся к систематическому изучению учебного материала, естественно, обозначает проблему поиска таких педагогических условий, которые повышали бы уровень мотивации учащихся для организации своей учебной деятельности систематически и эффективно, а также поиск условий, необходимых для развития и совершенствования потенциала учащихся.
Частично разрешить проблему поможет модульно-рейтинговая технология (МРТ) оценивания учебной деятельности.
Модульно-рейтинговая технология помогает по-новому подойти к самоанализу и анализу выполненных заданий, оцениванию преподавателем результатов учебной деятельности. Технология помогает в постепенном усвоении материала, поэтапном формировании общих познавательных действий; в активности, самостоятельности учащихся в учебной деятельности, что способствует более прочному и осознанному усвоению материала.
В последнее время МРТ широко внедрена и в нашей стране. Установленным фактом считается высокая эффективность МРТ в индивидуализации обучения, повышении качества знаний за счёт систематической работы учащихся в течение всего года, рациональной организации их учебной деятельности, увеличения объективности итоговой оценки.
Рассмотрим сущность модульно-рейтинговой технологии с точки зрения исследований психологов.
В профессиональной деятельности преподавателя важнейшая роль принадлежит умению творчески использовать опыт психологического и педагогического взаимодействия обучаемых и обучающих.
Знание особенностей психики обучаемых необходимо умело использовать в учебном процессе. Напомним, что психика человека – многокомпонентный феномен, включающий в себя:
– ощущение и восприятие;
– воображение и мышление;
– внимание и память;
– общение и поведение;
– сознание и речь;
– способности, свойства, качества личности и т.д.
Какие же из перечисленных «компонентов» психики человека развиваются у учащихся благодаря применению в их обучении модульно-рейтинговой технологии оценивания результатов обучаемых.
Нельзя не упомянуть о тех «качествах», которыми должен обладать преподаватель. Преподавательская профессия, помимо специального образования, целого комплекса профессиональных навыков и умений, значительного жизненного опыта, предполагает повышенную психологическую устойчивость личности.
Так же важно значение коммуникативных способностей, позволяющих эффективно проводить лекционные, семинарские и практические занятия. Организация занятия, в этом случае, требует от преподавателя умения ввести обучаемых в такое психическое состояние, которое способствовало бы наиболее полному восприятию слушателями предметной информации, актуализировало уже накопленные знания и стимулировало их интерес. Успешное взаимодействие преподавателя и обучаемых в первую очередь зависит от их психологического контакта.
Итак, перейдем к рассмотрению возможностей модульно-рейтинговой технологии для развития всех выше упомянутых психологических качеств личности. А также выделим положительные и отрицательные моменты этой технологии.
Психологическая сущность рейтинга заключается в том, что он затрагивает интеллектуальную, эмоционально-волевую, мотивационную, ценностно-ориентационную сферы обучаемого, влияет на формирование адекватной самооценки и формирует способность к самоанализу, самоорганизации своей самостоятельной работы. Рейтинг-контроль стимулирует повседневную самостоятельную работу, способствует возрастанию состязательности в учебе, усилению интереса к изучаемому предмету, снижению числа пропусков занятий без уважительных причин.
Применение рейтингового контроля при оценке знаний обучаемых преследует следующие цели: формирование профессиональной направленности обучения; развитие умения усваивать и систематизировать большой объём информации. Применение рейтинга позволяет соблюдать требования обоснованности и гласности оценок. Причём обучаемый четко должен знать систему оценок и формы поощрения в самом начале изучения дисциплины. Такой контроль необходим для осуществления обратной связи при корректировке обучения. Рациональная организация учебного процесса и четкий контроль успеваемости – это две стороны единого процесса обучения.
При разработке модульно-рейтинговой технологии необходимо также учитывать и то, что результат обучения определяется не столько учебником, сколько преподавателем, его позицией в преподавании, его методами обучения, его профессионализмом, той атмосферой, которая создается в классе, аудитории, отношением между преподавателями и обучаемыми и многим другим.
От позиции преподавателя зависит и его роль, его место на занятии и, конечно, функции обучаемых, виды их деятельности. При «реализации» модульно-рейтинговой технологии необходимо предоставить ученикам возможность общаться на уроке друг с другом и с учителем на равных, выражать свое мнение, развивать у ученика способность к самостоятельному сбору информации, к ее анализу и синтезу, развивать способность не только достигать результатов своей собственной деятельности, но и уметь оценить их.
Также необходимо учитывать разные способности каждого из обучаемых. Фактор времени играет при этом существенную роль, если есть стремление превратить, так называемые неудачи, в ступеньку к анализу, открывающему новый путь. Осознание слов «все способны», «все могут», позволяет человеку, даже в те моменты, когда его преследуют неудачи, верить, что для него и вообще для всех, нет запретных для понимания, для изучения зон, нет исключенных тем. Ну и, конечно, преподаватель должен постараться донести до обучаемых, что учеба не только удовольствие, но и труд. Исследования и наших психологов убедительно показывают, что одной из основных характеристик учебной деятельности является то, что она совершается осознанно, целенаправленно и произвольно, то есть через волевое усилие.
Свою стимулирующую роль модульно-рейтинговой технологии играет возможность получения студентом, учащимися зачёта или экзамена по результатам работы в семестре в зависимости от суммы набранных баллов. При этом речь может идти не только об оценке «отлично», но и менее высоких положительных оценках.
Автор: учитель информатики
Поддубных Елизавета Николаевна