Классное руководство
"Классная мама" - вторая профессия учителя. У меня перед глазами стоят два моих выпуска. Первые - уже взрослые, у многих семьи и дети. Вторые - студенты. Они часто мелькают в соц.сетях: создают музыкальные группы, снимают клипы, рекламируют товары, у них много интересов помимо учёбы. Сегодняшний мой класс особенный. Редко учителю физики достаются пятиклашки, но именно так два года назад началось наше сотрудничество! Сколько радости доставило мне общение с моими пятишами!
Плоды нашего совместного творчества - на этой странице.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сценарий КВН для учащихся 5 класса
Савинкова Г.Л.
Добрый день, дорогие друзья!
Я вижу сегодня в этом классе не только учеников, но и их родителей. Давайте поприветствуем их!
За окнами хмурая осень, а у нас праздник. Окончена первая самая трудная четверть. Впереди каникулы! Мы проводим первую игру Клуба Веселых и Находчивых этого сезона, и посвящаем ее Школе. Так давайте веселиться вместе с командами КВН, которые будут проявлять находчивость и шутить, вызывая шквал аплодисментов и смех в этом зале.
Чтобы вас, друзья, развлечь,
От домашних дел отвлечь,
Попытаемся сегодня
Игрой команд всех вас увлечь.
Острить и шутить сегодня будут команды: «Реальные пацаны» и «Гости из будущего»
Команды приветствуют друг друга и зрителей.
Первая команда выходит готовиться к конкурсу «Приветствие»
А что жюри сегодня делать остается?
Им хохотать и отдыхать придется.
Они по праву заслужили выходной.
Ведущий представляет членов жюри.
Игру мы нашу начинаем и первую команду на сцену приглашаем.
Команда эта молодая,
Прикольная и озорная.
В клубе нашем совсем недавно,
Но выглядит довольно славно.
И говорит она всегда:
«Ссорам – нет! А дружбе– да!»
Выступает первая команда
Ведущий обращается ко второй команде:
Ну что, команда…(название команды).
Мастерством своим блесните
И всех гостей до одного
Игрою своею удивите!
Приглашаем для выступления вторую команду!
Вот мы с командами знакомы.
Жюри итоги подведет,
Кто победит, пока неясно,
Все выступали тут прекрасно!
Пора к разминке приступать,
И так, давайте начинать
Но перед разминкой команды проводят своих участников фотоконкурса «Необычное в обычном». Ребятам предстоит проявить мастерство, смекалку, изобретательность и сделать фотографию, которая всех нас убедит в том, что в привычной школьной обстановке можно увидеть много интересного и необычного. Фотографы вместе со своими помощниками покидают нас на 15 минут. Проводим их аплодисментами!
Разминка
- Командам по очереди задаются шуточные вопросы, на которые отвечают сразу все хором
Варит отлично твоя голова: пять плюс один получается… шесть
Вышел зайчик погулять, лап у зайца ровно… четыре
Ходит в народе такая молва: шесть минус три получается… пять
Говорил учитель Ире, что два больше, чем… один
Меньше в десять раз, чем метр, всем известно… дециметр
Ты на птичку посмотри: лап у птицы ровно … две
У меня собачка есть, у нее хвостов аж… один
У доски ты говори, что концов у палки… два
Отличник тетрадкой своею гордится: внизу, под диктантом, стоит… пять
На уроках будешь спать, за ответ получишь… два
Вот пять ягодок в траве. Съел одну, осталось -… четыре
Мышь считает дырки в сыре: три плюс две – всего… пять
Оценивается количество правильных ответов
- Ну вот, цифры вспомнили. Попробуем посчитать:
1-я команда: На столе лежали конфеты в кучке. Две матери, две дочери да бабушка с внучкой взяли по одной штучке, и не стало кучки. Сколько было конфет в кучке?
(Три штучки, так как их взяли бабушка, мать и дочь)
2-я команда: На вопрос: "Сколько ты поймал рыбы?" - рыбак ответил: "Половину восьми, шесть без головы и девять без хвоста", Сколько рыбы поймал рыбак?
(нуль)
Оценивается правильность ответа
- Русский язык богат пословицами и поговорками. Мы говорим: «Язык до Киева доведет», «съесть пуд соли» и прекрасно понимаем, о чем идет речь.
Вопрос командам:
Когда же рак на горе свистнет?
Что будет после дождичка в четверг?
(команды совещаются 30 секунд и дают свою версию ответа на каждый вопрос)
Оценивается оригинальность ответа
- А теперь вам предстоит блеснуть знанием латыни. Вам нужно угадать название предмета, необходимого каждому ученику. На обдумывание ответа -30 секунд.
1 –я команда: Этот предмет получил своё название из-за листков, сложенных вчетверо.
(Тетрадь. «тетрадос», что как раз и значит «четвёртая часть», а «тетра» - четыре).
2-я команда: Это слово переводится с латинского как «перохранилище».
(Слово «пенал» произошло от латинского слова «пенна» - перо, то есть пенал – это «перохранилище»).
Оценивается правильность ответа
- Вы помните все буквы русского алфавита? Сейчас проверим. Вам нужно прочитать фразу, которая записана на карточке. Время – 1 минута.
QWУSVМN LVДRАJ ZСIVМЕWGКLАSWЛVSGКIJGZА, FQЧLТSVО WБILРNАSТ VСR СQZЕQСLWТSРIОZЙ.
(Ум да смекалка, что брат с сестрой)
Оценивается правильность ответов
Просим жюри подвести итоги первых двух конкурсов.
Жюри прошу вас, не томите
И выступленья оцените!
Следующий конкурс – конкурс капитанов.
Не смотрите, что они малы. За этими ребятами большое будущее. Они замахнулись ни - много, ни мало - на реформу образования!
Со своей программной речью выступает ….
Конечно, наши капитаны очень волнуются! Но мы их поддержим. Какая же школа без подсказки! Ребята, у меня есть коллекция шпаргалок на все случаи жизни. Я вам буду показывать слово, а вы должны вставить его в свое выступление!
Молодцы, капитаны! Будущее нашей школы в надежных руках!
Жюри по достоинству оценит вашу сообразительность!
А тем временем команды фотографов готовы представить нам свои работы!
Жюри подводит итоги конкурса капитанов и фотоконкурса. Объявляется общий результат.
Следующий конкурс – музыкальный.
Талантов вам не занимать! И петь умеете, и танцевать!
Спойте дружно все вместе песню, а аккомпанировать вам будет ваш учитель музыки Ольга Валентиновна.
А теперь задание командам:
Исполните эту песню, как исполнил бы ее военный ансамбль песни и пляски (мальчики)
Ансамбль русской народной песни (девочки)
Завершает нашу игру конкурс «Домашнее задание»
Наши команды готовы представить сценки из школьной жизни. Встречайте их аплодисментами!
Жюри подводит итоги последних двух конкурсов и общий итог игры
Ребята, дружбу крепкую свою
В 5 класс возьмите
И на долгие года
Каждый сохраните!
Как всегда "один за всех"
Будьте вы в ответе,
Вот тогда все скажут вам:
Вот такие дети!
Встреча наша подходит к концу,
И вот что получается:
Поскольку праздник здесь у нас,
Подарки полагаются.
Чтоб подарки те вручить,
Команды надо пригласить.
Музыка. Команды приглашаются на сцену.
А вручать подарки, что ни говори,
Будет наше строгое,…
Веселое жюри.
Жюри поднимается на сцену, объявляют итоги, проводит награждение.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Круглый стол «Роль учителя-предметника и классного руководителя в педагогическом сопровождении профильного обучения» С 2005 года МОУ школа № 176 – городская экспериментальная площадка по проблеме «Профилизация старшей ступени образования» Результат: создание мультипрофильной модели старшей профильной школы С 2008 года – участник областного эксперимента по организации профильного обучения учащихся на ступени среднего (полного) общего образования
Круглый стол «Роль учителя-предметника и классного руководителя в педагогическом сопровождении профильного обучения» Визитная карточка участника круглого стола: Ваше имя и отчество Школа Предмет Наличие классного руководства в 10-11 кл. Опыт работы в профильной школе: есть, нет
Роль классного руководителя при профильном обучении
Роль классного руководителя при профильном обучении Классный руководитель в своей работе опирается на : Нормативные документы органов управления образованием, Нормативные документы по сопровождению профильного образования на уровне школы; Знакомится С особенностями Учебного плана, Программами систематических и элективных учебных курсов, Информацией о рынке образовательных услуг, предоставляемых ВУЗами г. Самары
Роль классного руководителя при профильном обучении Сопровождение индивидуальной образовательной траектории учащихся класса: Выявление образовательных запросов учащихся и их родителей; Консультирование при составлении проекта ИУП; Проверка списков групп; Оптимизация общего и индивидуального расписания учащихся; Консультирование при смене ИУП
Роль классного руководителя при профильном обучении Сопровождение учебного процесса: Изменение формы ведения журнала: от классного к поточному; Контроль успеваемости и посещаемости – по группам; Участие в административном тестировании; Переход от работы с классом к работе с целевыми группами.
Роль классного руководителя при профильном обучении Внеурочная деятельность: Переход от работы с классом к работе с параллелью; Согласованная работа классных руководителей параллели; Усиление работы по профессиональной ориентации
Роль классного руководителя при профильном обучении Работа с родителями: Единые родительские собрания; Работа с целевыми группами; Вовлечение родителей в осознанное формирование индивидуальной образовательной траектории учащихся .
Роль учителя-предметника при профильном обучении Формирование пакета УМК на примере русского языка Профильный уровень: программа + элективный курс «Правописание и культура речи» и (или) «Практическая стилистика» Углубленный уровень: программа + два обязательных элективных курса «Практическая стилистика» и «Формы художественного мышления»
Роль учителя-предметника при профильном обучении «Учитель-предметник» = «учитель-консультант» Плановые консультации – 1 раз в полугодие Внеплановые консультации – по запросу родителей или распоряжению администрации Текущие консультации – по результатам полугодовых работ, административного тестирования
Роль учителя-предметника при профильном обучении Принципы организации административного тестирования Периодичность: в соответствии с составленным графиком Независимость результата: готовят материалы, проводят тест, проверяют работы, анализируют результаты разные учителя Тестируемые предметы : русский язык, математика, обществознание, физика, история, информатика, химия, биология Пример рейтинга учащихся
Урок в профильной школе: Лекции, семинары, дискуссии, диспуты, деловые игры, лабораторные и практические работы; Групповая и парная форма работы; Технологии: «Дебаты», «Развитие критического мышления через чтение и письмо»; информационные и здоровьесберегающие Роль учителя-предметника при профильном обучении
Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку Группа 2009 2008 2007 Углубленная 1 Углубленная 2 75,3 74,7 73,8 68,7 66,5 62,5 Профильная 64,6 63,3 56,6 Базовая 69,6 68,5 71,1 Средний балл по школе 70,2 67,3 64,3 Средний балл по городу 62,5 60,7 54,4 В сравнении с городом +7,7 +6,6 +9,9 Роль учителя-предметника при профильном обучении
Наши достижения Роль учителя-предметника при профильном обучени и Год Кол-во выпускников Русский язык Математика Физика Обществознание История Биология 2005-2006 88 93,83,83 83,80 81,80,8080 90,81 82 91 2006-2007 78 100,96, 96,96,83 89,85,8382,80,80 82 82 2007-2008 76 83,87, 81,94,81 86,84,82 83 2008-2009 77 82,82,85, 85,85,85, 89,89,96 80,84,84 82,85
Учащиеся, набравшие 80 и более баллов в 2009 году: Роль учителя-предметника при профильном обучении Русский язык Математика Физика Родионова Я. -82 Христофорова Ю. - 82 Селянова В. – 85 Окунева М. – 85 Антонов В. – 85 Розова Ю. – 85 Кадерова Н. – 89 Сергеев Р. - 89 Константинова М. - 96 Кадерова Н. – 80 Кругомов Д. – 84 Мещеряков А. - 84 Сергеев Р. – 82 Никулин Р. - 85
Задания, которые вызвали затруднения у учащихся Роль учителя-предметника при профильном обучении Проверяемый элемент 2008 2009 Блок А Морфологический анализ 66,7 75,3 Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями 68 72,7 Лексическое значение слова в тексте 62,7 83,1 Блок В Способы словообразования 65,3 96,1 Предложение. Грамматическая основа. Двусоставные и односоставные 66,7 76,6 Сложное предложение 61,3 67,5
Наша цель – ученик, способный к самоменеджменту, т.е управлению своими ресурсами Исследовательская деятельность Проектная деятельность Конференции, Чтения Олимпиады (очные и заочные) Конкурсы Роль учителя-предметника при профильном обучении
Роль учителя-предметника при профильном обучении
Предварительный просмотр:
Классный час "Семья и нравственные семейные ценности"
6 класс
Савинкова Г.Л., классный руководитель 6 «б» класса
Эпиграф:
“Счастлив тот, кто счастлив у себя дома”. (Л.Н. Толстой)
Цель: формирование отношения к семье как к ценности.
Задачи: Формировать доброе отношение к родным, близким людям, воспитывать чувство ответственности за благополучие в семье, развивать практические навыки построения взаимоотношений и конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.
Предварительная подготовка: листочки 4-х цветов, цветные «кирпичики», заготовки с рисунком дома, списки дел по дому, фломастеры, клей, карточки с ситуациями, презентация, фонограмма.
Ход мероприятия:
1.Эмоциональный настрой.
Здравствуйте, ребята! Первый классный час в этом учебном году посвящен теме, которая важна для каждого человека: взрослого или ребенка, политика, бизнесмена, композитора, строителя, пастуха в далеком селении. Это тема семьи и ее нравственных ценностей.
У каждого из нас есть своя семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и за всё простят. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. И где бы мы ни были, мы всегда помним о своей семье, о близких нам людях: о родителях, сёстрах и братьях, бабушках и дедушках.
В семейном кругу мы с вами растем
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.
2. Мотивационный блок.
Понятие семьи. Упражнение «Ассоциации». Деление на группы
У каждого человека есть свой дом. Слова “Отчий дом”, “семья” входят в наше сознание с первых дней жизни. Семья – это великий дар.
Семья – это мы. Семья – это я.
Семья – это папа и мама моя.
Семья – это Владик, братишка родной.
Семья – это котик пушистенький мой.
Семья – это бабушки две дорогие.
Семья – и сестренки мои озорные.
Семья – это крёстная, тёти и дяди,
Семья – это ёлка в красивом наряде.
Семья – это праздник за круглым столом.
Семья – это счастье, семья – это дом,
Где любят и ждут и не помнят о злом.
Учащиеся выбирают листочки четырех цветов (общее количество по числу учеников в классе)
С чем у вас ассоциируется слово “семья”? Запишите это слово-ассоциацию на своем листочке.
Примеры ответов: Семья – это счастье, крепость, забота, любовь, очаг, тепло, радость, ответственность, уют. Могут быть варианты ответов: проблемы, страдания и т. д.
Конечно, в первую очередь слово семья для нас означает что-то светлое и глубоко нравственное. Вот такими словами поэт Николай Белоусов выразил свое отношение к семье: Я над семьей
Дышу благоговейно
Скажу Вам правду,
Не кривя душой,
Что для меня
Слова: очаг семейный –
Несут понятие – святой.
Ребята делятся на 4 группы по цвету листочка, и дальше работа ведется в группе.
3. Основной блок.
Игра «Строим дом». Работа в группе.
Что может быть важнее уютного дома, где тебя всегда поймут, посочувствуют, поддержат! Как же построить такой дом? С чего начать? Предлагаю вам поиграть в «строителей». У нас есть четыре строительные бригады. Цвет листочка бумаги, который вы получили в начале нашего занятия, подскажет, в какой бригаде вы будете строить дом. ( Пересаживаются)
Есть такая традиция перед началом строительства скрепить бригады общим символическим рукопожатием. Выполняют рукопожатие.
Строительство дома начинается с фундамента.
Первое задание: напишите на кирпичиках, предложенных вам, прилагательное, которое наилучшим образом характеризует то, каким должен быть дом. Для меня таким словом было бы слово «тёплый». Прикрепите свои кирпичики к эскизу дома.
Обсуждаем, какие кирпичики положены в фундамент дома.
Прочный фундамент необходим каждому дому. Вы выбрали достойные «кирпичики» для строительства своего дома! Молодцы!
Второе задание: Фундамент дома готов. Начинаем строительство стен дома. Словом «дом» мы обозначаем не только строение, но и место, где живет семья. Поэтому стенами нашего дома будут являться семейные отношения.
Из «зеленых» кирпичиков выберите только четыре, самых важных на ваш взгляд.
Не забывайте, чтобы всем в доме было уютно и тепло. (Слова на кирпичиках: уважение, доверие, искренность, понимание, сочувствие, принципиальность, поддержка, доброжелательность, внимание, доброта, бережливость, нежность, твердость, обособленность, щедрость).
Ребята выбирают наиболее важные, по их мнению, отношения, наклеивают на заготовку дома, результаты обсуждаются.
Поговорим о родственниках
Дом готов. Молодцы! Вы выбрали прочный строительный материал. Каждый из вас отдал при строительстве частичку души.
А теперь давайте заселим наши дома.
Знаете ли вы, ребята, что раньше семьи были большие? В таких семьях все друг другу помогали, малыши старость уважали, а старики малых жалели. О такой большой семье есть у меня загадка. Попробуйте сосчитать, сколько в этой семье человек.
Задам сейчас задачу я
Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабушка и брат.
У нас порядок в доме, лад.
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому,
Два папы, два сыночка,
Сестра, невестка, дочка,
А самый младший – я,
Какая же у нас семья?
(Ответ: 6 человек – брат и сестра, их родители, бабушка и дедушка)
Благодаря этому стихотворению, мы с вами коснулись очень интересной темы родственных отношений. Каждый из нас, только родившись, оказывается в этом хитросплетении родственных отношений. У ребёнка может ещё не быть имени, но он уже чей-то сын или дочь, внук или внучка, брат или сестра, племянник или племянница и даже может оказаться кому-то уже дядей и тётей.
Вопросы к детям:
Вопрос: Кто такие бабушка и дедушка?
(Ответ: родители мамы или папы).
Вопрос: Кем является для вас сестра мамы или папы?
(Ответ: тётя).
Вопрос: А кто такой дядя?
(Ответ: брат мамы, папы или тёти).
Вопрос: Объясните, кто такие внук, внучка, племянник, племянница?
Вопрос: А есть ли среди учеников нашего класса дяди и тёти?
Вопрос: Может ли так быть, что дядя и племянница одновременно учатся в одном классе?
Третье задание: У вас на столах приготовлены фигурки. Поселите их в свои дома, подписав на них, кем они являются в этой семье.
Ребята выполняют задание. Обсуждается результат: сколько человек живет в доме? Кем они друг другу приходятся?
Семейные обязанности
Ваши дома ожили, в них появились большие семьи, конечно, вместе с этим появилось много забот и хлопот.
Когда появилось слово “семья”?
Когда – то о нём не слыхала земля,
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
,,Сейчас я тебе семь вопросов задам
- Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: "Я".
Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила: "Я".
- Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева всё так же ответила: "Я".
- Кто платье сошьёт, постирает бельё,
Меня приласкает, украсит жильё?
"Я, я", – тихо молвила Ева – Я, я…
Сказала она знаменитых семь “Я”.
Вот так на земле появилась семья.
Согласны ли вы с автором этого стихотворения? А есть ли кто-нибудь, кто не согласен? Почему? Будет ли семья прочной, если все заботы по дому лягут на одни плечи?
Четвёртое задание: У вас на столе цветные кружки, на которых написаны домашние обязанности. Распределите эти дела между членами семьи, наклеив кружки и соединив их с соответствующей фигуркой, наподобие воздушного шарика на нитке.
( Обсуждается результат выполнения задания. Все ли обязанности из предложенного списка оказались распределены? Не получилось ли так, что кто-то делает больше других, а кто-то ничего не делает?)
Если каждый член семьи имеет свой участок работы, тогда в доме уют, тепло, гармония. Там, где все заботы по дому лежат на одних плечах, как правило, царят раздражение, непонимание.
Конфликты в семье
В народных пословицах и поговорках сказано о том, что не так-то просто поддерживать семейный очаг, семейное тепло: «Дом вести – не бородой трясти», «Дом построить – не шапку на голову надеть».
Подумайте, из-за чего чаще всего у вас возникают конфликты в семье?
Конфликты неизбежно возникают, и будут возникать – такова уж человеческая природа.
Важно уметь управлять конфликтами, избирать наиболее продуктивные формы поведения в конфликтных ситуациях.
Пятое задание: Группам предлагается решить конфликтные ситуации с позиции родителей и с позиции детей. Каждой группе – одна ситуация. Ребята обсуждают ситуацию и предлагают способ разрешения конфликта. Если разным группам достались одинаковые ситуации – сравниваются их варианты ответов.
Ситуация 1. Родители не разрешают дружить с тем человеком, который тебе интересен, мотивируя это заботой о тебе («Он плохой!»). Как выйти из подобной ситуации?
Ситуация 2. Ты уверен, что, будучи взрослым человеком, вправе сам решать, когда тебе возвращаться домой. Родители настаивают: “Чтобы в девять был дома!” Как решить эту проблему?
Ситуация 3. Родители настаивают на стиле одежды, который, по-твоему, старомоден. А то, что носишь ты, кажется им неприемлемым, вульгарным. Как найти выход?
Какой можно сделать вывод? Агрессивное высказывание, запрет, протест – ни к чему хорошему не приведет.
Уверенное поведение, уважение, доверие к личности, родители и дети говорят о своих переживаниях – это залог того, что конфликт будет решен мирным путем.
Шестое задание:
В Древнем Китае жила удивительная семья из 100 человек. Царили в ней лад, любовь и уважение. Слава о семье дошла до самого императора, и он посетил эту семью. Убедившись, что молва ничего не преувеличила, император спросил у старейшины семьи: “Как удается вам жить в мире и согласии, не ссорясь, и не обижая друг друга?” В ответ старейшина назвал лишь одно слово. Какое?
Ребятам предлагается отгадать это слово. (Терпение)
Крыша дома хранит его от невзгод. Напишите на крыше дома два слова, которые защитят семью от раздора и обид.
(ответы обсуждаются)
Научитесь владеть своими эмоциями, слышать друг друга, прощать обиды и это поможет вам регулировать отношения с родными.
4.Рефлексия.
Звучит стихотворение Э.Асадова.
Да, так уж устроено у людей,
Хотите вы этого, не хотите ли,
Но только родители любят детей
Чуть больше, чем дети родителей.
И все же – не стоит детей корить,
Ведь им не всегда щебетать на ветках.
Когда-то и им малышей растить,
Все перечувствовать и пережить,
И побывать в “стариках” и “предках”.
Когда-нибудь, кто-то раньше, а кто-то позже, и вы создадите свои семьи. Какими они будут? Это во многом будет зависеть от того, какими станете вы.
А сейчас школа для вас – большой светлый, уютный дом, а класс – дружная семья. Давайте сделаем нашу жизнь такой, чтобы каждому было хорошо в этой школьной семье. Для этого надо уважать друг друга, быть чуткими и внимательными, не таить обиды, и уметь быть благодарным, уметь находить себе дело по душе, помогать друг другу, и мирно решать конфликты.
А теперь давайте вспомним яркие события нашей школьной жизни и пожелаем друг другу успехов в новом учебном году!
Демонстрируется презентация с фотографиями или видеосюжетами.
При подготовке сценария мероприятия использовались материалы сайта http://festival.1september.ru/articles/subjects/20
Предварительный просмотр:
Классный час «Уроки светофора» (для 5 класса)
Разработан Савинковой Г.Л.
по материалам пособия
по правилам дорожной безопасности
для младшего школьного возраста
«Путешествие на зелёный свет» №8,
издательство «Кедр»
Классный час сопровождается показом презентации для интерактивной доски, выполненной в программе notebook.
Здравствуйте, ребята!
Слайд 1
Ежедневно, выходя из дома, вы слышите напутственные слова.
«Будь осторожен!» - предостерегают вас родители. На уроках в школе вам рассказывают о безопасности поведения на дороге и в транспорте. И все же несчастных случаев на дороге происходит недопустимо много. Ежегодно в такой большой области, как Самарская область, на дорогах погибает целый класс и больше сотни получают ранения.
Каждый день взрослые и дети ходят пешком и пользуются транспортом. Это настолько привычно, что мы забываем, что транспорт является источником повышенной опасности. А забота о собственной безопасности – это первейшая забота каждого из нас. Понять это – значит сделать первый шаг в изучении Правил дорожного движения. Пусть они станут для вас помощниками и научат предвидеть опасности на дороге.
Сегодня мы поговорим о дорожных знаках. Именно они стоят на страже безопасности дорожного движения: помогают регулировать движение на дорогах, предупреждают о различных опасностях, которые могут встретиться на пути, подсказывают пешеходам, где можно безопасно перейти дорогу.
Знаки важные, дорожные,-
Компас взрослых и ребят.
Дети! Будьте осторожны!
Знайте, что нельзя, что можно!
Выполняйте непреложно
Всё, что знаки говорят!
Слайд 2
Знаки – самое древнее средство передачи информации на дороге. Посмотрите на картину Виктора Васнецова «Витязь на распутье». Стоит воин перед камнем. Камень, говоря современным языком, выполняет задачу информационного знака. Надпись на нем соответствует былинным текстам: «Как пряму ехати – живу не бывати – нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». «Напрву ехати – женату бытии; налеву ехати – богату быти».
Ребята! А у нас в школе есть информирующие знаки?
(знаки на входе «Прохода нет» «Проходить здесь»; знаки, указывающие, где выход; места расположения огнетушителей и т.д.)
Слайд 3
Помните ли вы, как выглядят дорожные знаки? Все они разные, есть круглые, квадратные, треугольные, с синей или красной обводкой. А задумывались ли вы, почему они разных форм и цветов?
Давайте представим, что знаки – это дорожная армия. В настоящей армии есть различного рода войска. Так и в дорожной армии есть своеобразные отряды знаков, которые объединены общей целью. Отряды отличаются друг от друга не только своими задачами, но и внешним видом.
Всего в дорожной армии знаков 8 отрядов:
1. Предупреждающие знаки
2. Знаки приоритета
3. Запрещающие знаки
4. Предписывающие знаки
5. Знаки особых предписаний
6. Информационные знаки
7. Знаки сервиса
8. Знаки дополнительной информации (таблички)
Слайды 4,5,6,7
1. Предупреждающие знаки
Предупреждающие знаки информируют водителей о приближении к опасному участку дороги. Они стоят за несколько десятков метров до опасного участка, чтобы водитель успел принять соответствующие меры. Вот, например, знак «Пешеходный переход». Он устанавливается за 50—100 метров до самого пешеходного перехода. Увидев этот знак, водитель должен сбросить скорость, а перед зеброй затормозить. Знак «Дети» тоже словно кричит водителю: тормози, на проезжей части могут появиться дети. Такие знаки, как правило, стоят возле школ и других детских учреждений.
2. Знаки приоритета
Знаки приоритета устанавливают очерёдность проезда перекрестков, пересечений проезжих частей или узких участков дороги.
3. Запрещающие знаки
Запрещающие знаки запрещают движение либо отменяют запрет, как, например, знак «Конец всех ограничений».
4. Предписывающие знаки
Знаки указывают разрешённые в этом месте направления движения и другие действия. Так, знак «Пешеходная дорожка» разрешает движение только пешеходам, а знак «Движение прямо» предписывает водителям ехать только прямо, повороты и разворот в данном месте запрещены.
5. Знаки особых предписаний
Знаки особых предписаний вводят или отменяют определённые порядки движения. Многие из этих знаков хорошо знакомы тебе. Знак «Пешеходный переход» стоит возле «зебры» и сообщает, где нужно переходить дорогу. Знаками остановки общественного транспорта обозначают место посадки и высадки пассажиров.
6. Информационные знаки
Информационные знаки сообщают о расположении населённых пунктов и других объектов. Например, пешеходу они укажут на безопасный переход, подземный или наземный, водителя проинформируют о населённых пунктах.
7. Знаки сервиса
Знаки сервиса заранее подскажут о находящихся неподалёку объектах, например, больнице, автозаправке, милиции.
Слайд 8
А теперь давайте проверим, насколько хорошо вы запомнили знаки. Вам нужно найти название каждого знака и соединить его с изображением знака линией, используя электронный маркер.
Есть ли среди этих знаков предупреждающие? («Дорожные работы»)
Какие знаки являются запрещающими? («Движение на велосипедах запрещено» и «Движение пешеходов запрещено»)
Есть ли здесь предписывающие знаки? («Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»
А к какой группе знаков можно отнести знаки «Место остановки трамвая» и «Пешеходный переход»? (знаки особых предписаний)
Слайд 9
Необычная история приключилась однажды с учеником школы №10 города Щёлково Андреем Мащуром. Послушайте его рассказ.
-Иду я как-то по улице и слышу, что где-то кипит спор. Оглядываюсь по сторонам и вижу на другой стороне улицы спорят дорожные знаки, выясняют, кто из них самый главный.
Ученики, получившие заранее листочки с текстом, выстраиваются в линейку. Они читают по очереди свои слова и показывают ребятам изображение своего знака. После слов инспектора ГИБДД знаки разбегаются по местам.
— Я важнее всех, — говорит знак «Движение без остановки запрещено», — я могу остановить кого угодно и где угодно.
— Нет, брат, погоди! — кричит знак «Дети». — Я оберегаю жизнь детей, предупреждаю водителей, что рядом дети.
- Ну что вы, я самый главный дорожный знак! — закричал «Опасный поворот!».— Я «круче» всех, потому что предупреждаю о крутых поворотах!
- А я «круче» в два раза, — запротестовал знак «Опасные повороты».
- Не-е-ет, так не пойдёт! — закричали хором знаки «Поворот направо запрещён», «Обгон запрещён», «Стоянка запрещена», «Въезд запрещён», — Мы имеем право запрещать, мы очень строгие знаки, а потому и главные.
- А мы разве не важны? — возмутились знаки «Скользкая дорога», «Неровная дорога», «Крутой подъём», —Мы предупреждаем об опасности.
- Нет, я наиглавнейший знак, вы в сравнении со мной просто пустяки, — сказал знак «Прочие опасности».
- Ну, брат, ты врёшь! — начал спорить с ним знак «Пересечение с круговым движением», — Я кому хочешь голову вскружу.
- А я не хуже вас, я тоже очень важная, — скромно сказала «Велосипедная дорожка», — Меня очень любят велосипедисты.
- Что вы спорите? Я самый главный знак дорожного движения, — возмутился знак «Ограничение максимальной скорости». — Попробуй меня не послушаться!
- А я тоже строгий знак, — сказал знак «Движение только прямо», — Я разрешаю ехать только прямо, иначе попадёшь в аварию.
- Зато я самый интересный знак, — вступил в спор знак «Ограничение высоты». — Меня ставят перед мостом и предупреждают водителя, что если его машина выше высоты, которую я показываю, то она обязательно застрянет.
И тут подходит «Светофор».
— Что вы, ребята, тут спорите? Я самый главный на дороге. Я регулирую движение, а потому несу ответственность за жизнь людей.
Но вот появился инспектор ГИБДД.
- Что вы тут все собрались? Вы все очень важны, но только каждый на своём месте!
И знаки с шумом разбежались по своим постам.
Слайд 10
А теперь давайте проявим свою эрудицию и разгадаем кроссворд. Если мы правильно впишем слова, то по вертикали прочитаем, как называется предписание, устанавливающее порядок передвижения по дороге.
Вопросы кроссворда:
1 Длинная, узкая часть пространства на дороге.
2 С его помощью водитель управляет автомобилем.
3 Перекрытие дугообразной формы, откуда может со двора выехать машина.
4 Двери гаража.
5 Действия детей, которые недопустимы на проезжей части, а возможны во дворе, парке, на спортивной площадке.
6 Каникулярное время года.
7 В какой стране был установлен первый светофор?
Учитель использует приём «Стёрка»: проводит электронной стёркой по строке и открывает ответ. Закрывая файл с презентацией на запрос «сохранить изменения в файле?», следует ответить «Нет».
Слайды 11, 12
Посмотрите на этот слайд! (11) Знакомая картина? Но жизнь – не игра. (12) Перезагрузки не будет!
Ребята будьте внимательны на дороге! Знайте и соблюдайте правила дорожного движения!