Классный руководитель
ПОРТФОЛИО
классного руководителя
МБОУ «Улюнханская средняя общеобразовательная школа»
Бубеевой Марины Викторовны
Содержание
1) Справка – представление
2) Воспитательная система классного руководителя
3) Анализ воспитательной работы за последние 3 года
4) Психолого-педагогическая характеристика класса
5) Социальный паспорт учащихся 9 класса
6) Занятость учащихся 6 класса в кружках, секциях
7) Схема классного самоуправления
8) Формы и методы работы классного руководителя с семьей
9) Работа с учителями – предметниками
10) План воспитательной работы на 2014-2015 уч.год
11) Успехи и достижения класса
12) Приложения
12.1. Грамоты, фотографии, дипломы
12.2. Методическая копилка классного руководителя
Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путём
правильного воспитания сделались хорошими - это в нашей власти.
Плутарх
Классный руководитель - это профессионал-педагог, духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности, создающий условия для индивидуального выражения каждого ребенка и осуществляющий индивидуальный корректив развития каждой личности.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования молодого человека. Показателями эффективности педагогической деятельности является уровень развития классного коллектива, его психологический климат, структура межличностных отношений, а также уровень развития личности ребенка.
Цель моей работы - содействие максимальному индивидуальному развитию всех сторон личности учащегося и педагогическая поддержка в его нелегком вхождении в общественную жизнь.
Основные направления деятельности для достижения данной цели:
• Координировать жизнедеятельность учеников класса, общешкольного коллектива педагогов и детей;
• Содействовать организации учебно - познавательной деятельности группы учеников для повышения успешности каждого учащегося;
• Обеспечить участие детей группы во внеклассной деятельности школьного коллектива;
• Установить связь с родителями и взаимодействие с семьей учащегося;
• Вести документацию, отражающую процесс развития личности каждого ученика группы.
Свою работу классного руководителя я начинала с изучения класса и каждого ученика в отдельности. Основная моя обязанность - это организация и воспитание классного коллектива. Я стремлюсь организовывать и сплачивать коллектив, создавать условия и предпосылки для успешного решения учебно-воспитательных задач.
Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.
Задачи:
- формирование и развитие коллектива класса;
- создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого ученика, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
- формирование здорового образа жизни;
- организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
- защита прав и интересов учащихся;
- организация системной работы с учащимися в классе;
- гуманизация отношений между учащимися, между учащимися и педагогическими работниками;
- формирование у учащихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
- организация социально значимой, творческой деятельности учащихся.
Заповеди воспитания
- - Найдите в ребенке что–нибудь достойное похвалы.
- - Не ругайте, а учите!
- - Оцените сильные стороны своих детей.
- - Развивайте в ребенке уверенность в себе.
- - Научите своего ребенка расслабляться.
- - Напоминайте ребенку о его успехах.
- - Идите к цели постепенно.
ХХХ
Посеете поступок –
Пожнете привычку,
Посеете привычку –
Пожнете характер,
Посеете характер –
Пожнете судьбу.
У.Теккерей
Курирующие направления:
- формирование познавательных интересов и сознательного отношения к учебе;
2. воспитание гражданственности, патриотизма, формирование у воспитанников любви к Родине и правильного понимания истинных человеческих ценностей
Цель: создание условий для формирования сознательного отношения к учебе, приобщение учащихся к истории Российского образования, воспитание уважительного отношения к учителям, чувства любви и гордости за свою школу.
Осуществляю следующие функции:
- организаторскую (проведение работы по всем педагогическим аспектам);
- воспитательную (формирование личности и коллектива)
- коммуникативную (организация общения);
- координационную (согласование всех влияний, установление взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса);
- коррекционную (преобразование, изменение личности);
- экологическую (защита ребёнка от неблагоприятных воздействий);
- административную (ведение личных дел учащихся и других официальных документов).
Принципы воспитательной деятельности:
1. Принцип открытости. Учащиеся планируют жизнь класса совместно с классным руководителем, вносят предложения для улучшения жизни класса, разрабатывают классные мероприятия с учётом своих интересов.
2. Принцип привлекательности будущего дела. Классный руководитель, используя метод убеждения, может заинтересовать детей, в привлекательности выполняемого дела, обрисовывая конечную цель их совместной деятельности.
3. Принцип деятельности. Создание классным руководителем условий для внеклассной деятельности учащихся, когда они могут полученные в учебной деятельности знания применить в реальной жизни.
4. Принцип свободы выбора. При организации классных, школьных мероприятий, классных поручений предоставлять учащимся свободу выбора с учётом интересов, возможностей, личных качеств ученика.
5. Принцип обратной связи. После каждого проведённого внеклассного мероприятия совместное обсуждение проведённого дела. Выявление достоинств и недостатков, принятие решения для устранения недостатков в будущем.
6. Принцип успешности. Создание условий для поощрения, стимулирования учащихся, таким образом мотивируя их на самореализацию, самоорганизацию и успешность.
7. Принцип состязательности. Использование этого принципа в работе позволяет заинтересовать детей, мотивировать их на сотрудничество внутри группы, повышать ответственность и взаимоответственность.
8. Принцип коллективизма. Осознание учащимися ответственности каждого за жизнь и успех всего класса.
( Принцип развития, принцип индивидуальности, принцип творчества и успеха, принцип поддержки и доверия, принцип ответственности)
Основной принцип педагогической деятельности - это любить ребенка.
Любовь есть человеческое солнце. Солнце излучает тепло и свет, без которых не было бы жизни на земле. Учитель же должен излучать человеческую доброту и любовь, без которых невозможно воспитать гуманную душу в человеке. Любовь облегчает воспитание, т.к. она есть единственная добрая сила, доставляющая ребенку гармонию души, стимулирующая его взросление, взаимность и доброе отношение к окружающим.
В период классного руководства я особое внимание уделяю индивидуальной работе с ребятами. Этот метод, считаю наиболее эффективным, т.к. дети стараются больше идти на контакт, а сели ты беседуешь с ними один на один, то они к тебе становятся ближе, как учитель, товарищ, стараешься выслушать, понять, дать какой-то совет.
В соответствии со своими функциями выбираю формы работы с обучающимися:
- индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
- групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);
- коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).
Циклограмма работы классного руководителя
В начале учебного года |
Оформление личных дел учащихся; оформление журнала; анализ и составление плана работы класса; предоставление статистических данных о классе (1 сентября)
|
Ежедневно |
Контроль посещаемости; работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия учащихся.; индивидуальная работа с учащимися; контроль внешнего вида и сменной обуви; организация дежурства по классу; работа с классным журналом; организация питания.
|
Еженедельно |
Проведение классных часов и мероприятий по плану; проверка дневников; контроль успеваемости; контакты с учителями-предметниками; индивидуальные беседы с детьми; мониторинг самоуправления класс; работа с родителями (по ситуации). |
|
|
Ежемесячно |
Подведение итогов и составление рейтинга успеваемости; совместный анализ выполнения плана работы, участие в работе МО классных руководителей.
|
В конце каждой четверти |
Проведение родительских собраний или дней открытых дверей; подведение итогов четверти; оформление итогов в журнале и дневниках; составление отчета об успеваемости и посещаемости; отчёт по воспитательной работе за четверть, коррекция плана воспитательной работы на новую четверть; проведение открытого внеклассного мероприятия.
|
В конце учебного года |
Проведение родительского собрания или дня открытых дверей по итогам года; подведение итогов года, оформление результатов, сдача их в учебную часть; самоанализ результата воспитательной работы; работа с документацией: заполнение личных дел, журнала; составление отчета; составление плана работы на период каникул; ремонт классного кабинета.
|
Содержание воспитательной работы
Воспитательная система нашей школы построена на реализации пяти основных направлений и направлена на достижение целей воспитания:
1. Гражданско-патриотическое
2. Учебно-познавательное
3. Художественно-эстетическое
4. Физкультурно-оздоровительное
5. Трудовое
Гражданско-патриотическое формирует активную гражданскую позицию подростка и приобщает его к возможности и желанию активного преобразования действительности.
Учебно - познавательное направление расширяет кругозор, любознательность школьника и формирует потребность в образовании и интеллектуальном развитии.
Художественно-эстетическое развивает эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению.
Физкультурно-оздоровительное формирует стремление к здоровому образу жизни.
Трудовое направление воспитывает позитивное отношение к труду.
Моей главной задачей в качестве классного руководителя является разумное совмещение направлений школы для воспитания гармонично развитой и социально – активной личности.
Психолого-педагогическая характеристика класса
В классе учится 14 учащихся, из них 6 мальчиков и 8 девочек. Уровень развития детей средний – 2 отличников и 8 хорошистов. По национальному составу 7 бурят,6 эвенков и 1 татар. На уроках ребята активны, хорошо воспринимают материал, на переменах подвижны. Класс в целом дружный, с хорошим потенциалом. Учащиеся умеют работать совместно, они проявляют высокую заинтересованность в успехе, стойко преодолевают трудности. Ученики дорожат честью класса. При решении коллективных задач быстро ориентируются, находят общий язык. В целом учащиеся хорошо знают друг друга, отношения между ними доброжелательные, у многих детей есть выраженные черты лидера. Отношения между мальчиками и девочками доброжелательные. В классе организована взаимопомощь.
В классе есть одаренные дети. Бодиева Надя пишет стихи и сценарии для выступлений. Догданова Эржена серьёзно увлекается шахматами, она представляет школьную шахматную команду на престижных турнирах, занимает призовые места, имеет дипломы призёра районных шахматных соревнований. Раднаева Сарюна обладает навыками выразительного чтения и публичного выступления.
Дети в классе спортивные, 7 человек ходят в секцию борьбы, из них 3 девочки, 7 человек занимаются в секции волейбола и баскетбола. Ребята в классе очень артистичны, музыкальны: ни одно общешкольное мероприятие не проходит без их участия. Они выступают и в роли ведущих на праздниках, и чтецов, и участников театрализованных представлений. Большинство детей увлекается музыкой. Ребята поют на школьных мероприятиях и на концертах в сельском клубе. Многие девочки и мальчики посещают ансамбль песни и танца народов Севера «Нимгнакан». 100% учащихся охвачены кружковой деятельностью.
В учебной деятельности существует здоровый дух соперничества, это дисциплинирует ребят: каждый ученик старается проявить себя на уроке, внимательно слушают объяснения учителя, стараются получить исчерпывающие знания с помощью Интернет-ресурсов, дополнительной литературы. Учащиеся активно участвуют в мероприятиях различного уровня. Так, Бодиева Надя заняла 1 место в районном конкурсе-фестивале «Открытый мир», Цыбиков Туван занял 1 место в конкурсе чтецов на районной конференции, посвященной 80-летию рождения народного поэта Н.Дамдинова, Раднаева Сарюна заняла третье место в конкурсе сочинений, посвященной 350-летию вхождения Бурятии в состав России, Ринчинова Таня - неоднократный призер районных турниров по вольной борьбе. Ежегодно в школьных мероприятиях класс занимает призовые места. Так, в школьном новогоднем представлении в 2010, 2011 году заняли почетное 1 место, в празднике «Золотая осень» - 1 место, принцем и принцессой стали Очиров Амгалан и Догданова Эржена. На традиционном туристическом слете также заняли 1 место.
В 2011 году класс принял участие в районном конкурсе «Знатоки природы» среди 5-6 классов, посвященном Международному году леса, где заняли 1 место в номинации «Визитная карточка».
В рамках реализации программы патриотического воспитания класс взял шефство над дочерью ветерана ВОВ Бадмаевой Санжидмой Дабаевной.
В классе действует орган самоуправления. Старостой в этом году выбрали Цыбикова Тувана, он человек требовательный к себе и окружающим, контролирует деятельность актива класса. У каждого ребенка в коллективе есть свои обязанности. Они активно включаются в работу, помогают классному руководителю. Актив класса серьёзно относится к выполнению своих обязанностей.
Есть определённые традиции в коллективе – это поздравление одноклассников с днём рождения, организация часов общения и т.д.
На критические замечания класс реагирует адекватно, воспринимает их правильно. Каждый старается относиться к другим так же, как к самому себе.
Практически все учащиеся воспитываются в полных семьях, исключение составляют пять семей: Ачитуев Батор, Ибрагимова Наташа, Ринчинова Таня, Балданова Лена и Хубанов Юрий воспитываются матерями. В классе хорошо налажена связь с родителями. Родители интересуются учёбой и поведением своих детей, они часто приходят в школу, посещают классные часы и уроки. А также родители активно участвуют в работе школьных и классных родительских собраний.
На основании анализа результатов наблюдений, бесед с учениками, работы в классе, данных социометрии, тестов и анкет можно утверждать, что класс является достаточно подготовленным и «сильным».
В целом, согласно данным социометрии, структура класса такова:
«Звезды» (6) «Предпочитаемые» (14) «Пренебрегаемые» (-) «Изолированные» (1)
В классе отсутствуют «отвергаемые».
Таким образом, класс очень яркий, дружный, и, по отзывам учителей, в классе работается легко.
Социальный паспорт учащихся 9 класса
Социальное положение семьи |
2014-2015 уч.г. |
Всего учащихся |
14 |
Количество полных семей |
8 |
Количество неполных семей |
6 |
Дети матерей-одиночек |
2 |
Количество учащихся из неблаг. семей |
- |
Количество учащихся из многодетных семей |
4 |
Количество учащихся, получающих б/п питание |
7 |
Количество детей, находящихся под опекой |
- |
Количество детей из семей, где оба родителя имеют высшее образование |
1 |
Количество детей из семей, где один из родителей имеют высшее образование |
3 |
Количество детей из семей, где оба родителя работают |
4 |
Количество детей из семей, где работает только один из родителей |
6 |
Количество детей из семей безработных |
4 |
Количество детей, проживающих на заимке |
3 |
Количество детей, проживающих в интернате |
3 |
Формы и методы работы классного руководителя с семьей ученика
Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагог создаст благоприятные условия для развития ребенка. Функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление его деятельности.
Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.
Формы работы с родителями в течение учебного года
Посещение семьи — эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.
Переписка с родителями — письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения.
Родительское собрание — форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания.
Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, два раза в год. Здесь родителей знакомят с документами о школе, с основными направлениями, задачами и итогами ее работы.
Школьное самоуправление . Родители учащихся юридически не входят в школьный коллектив и вообще коллектива не образуют, но не менее педагогов или своих детей заинтересованы в успешной работе школы. Они своего рода социальные заказчики школы, поэтому должны иметь возможность влиять на ее деятельность и участвовать в школьной жизни. Образуя ассоциацию, родители вправе создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы жизни школы самостоятельно. Этим целям могут служить школьные родительские собрания, конференции, родительский комитет и его комиссии, секции и другие рабочие органы. Кроме того, родители могут входить как равноправные члены в школьный совет, если школьное самоуправление предусматривает создание этого органа. Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является классный родительский комитет. Родительский комитет работает на основе положения о родительском комитете школы. Он совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи.
Организация совместных досуговых мероприятий . Во многих школах родители — частые гости и на внеклассных мероприятиях. Это и спортивные соревнования «Папа, мама, я — спортивная семья» и «Огоньки», посвященные Международному женскому дню 8 марта, и вечера «Встреча с профессией», и концерты художественной самодеятельности. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта. Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей: просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; соревнования, конкурсы, КВН; домашние клубы выходного дня; кружки, организованные родителями. Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. Возможно, например, проведение вечера-встречи «Мир увлечений нашей семьи», на котором демонстрируются поделки, сувениры — все то, чем семья увлекается в свободное время.
Неоценима помощь родителей и в укреплении материально-технической базы школы, в организации родительского патруля во время проведения дискотек и вечеров.
Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей
Индивидуальные тематические консультации . Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же — необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.