Разработка урока по физике в 5 классе
План-конспект урока "Магнитное взаимодействиею Магнитное поле Земли" для курса "Физика-Химия 5-6 кл." с презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
magnitnoe_pole_zemli.rar | 2.71 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 54»
Магнитное взаимодействие.
Магнитное поле Земли
План-конспект урока для 5 класса (пропедевтика)
Составитель:
Черданцева Е. И.,
учитель физики
Кемерово 2013 г.
Тема урока: «Магнитное взаимодействие. Магнитное поле Земли»
Цели:
Образовательные: формирование понятия о постоянном магните и его свойствах, а так же о магнитном поле Земли;
Развивающие: развитие произвольного внимания, мышления (умения анализировать, сравнивать, делать умозаключения.), познавательного интереса, информационной культуры ученика; развитие умения вести диалог;
Воспитательные: формирование мировоззренческих понятий о познаваемости мира, чувство ценности интеллектуального труда, значимость изучаемого материала.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Приемы: интонационное выделение логически важных моментов изложения; ответы на поставленные вопросы; демонстрация видеофрагментов с помощью мультимедийного оборудования, презентация; проведение лабораторной работы.
Средства обучения: учебник Физика-Химия, 5-6, компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация1.ppt, фрагмент мультфильма Смешарики серия “Магнетизм” (приложение1), фрагмент видео северное сияние (приложение 3).
Оборудование: на столах у учащихся магнит полосовой, дугообразный, круглый, кнопки, английская булавка.
Ход урока:
Учитель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, фрагмент из мультфильма. Показ фрагмента мультфильма Смешарики серия “Магнетизм” (Приложение 1).
Учитель: Как вы думаете, о чем мы сегодня узнаем много нового и интересного?
Ответ: О магнитах?
Учитель: Взаимодействуют ли магниты друг с другом?
Ответ: Да, разноименные полюса притягиваются, а одноименные отталкиваются.
Учитель: А каким замечательным свойством обладают все магниты?
Ответ: свойством притягивать к себе металлические предметы.
Учащиеся с помощью магнита, который у них на столах притягивают скрепки.
Поэтому магнит и называют часто постоянным магнитом.
А теперь давайте сформулируем тему урока и запишем ее в тетрадь? “Магнитные взаимодействия. Магнитное поле Земли”.
Сегодня мы узнаем, какими свойствами обладает постоянный магнит, магнитное поле Земли и где их можно использовать в жизни.
Учитель: Что делает журналист, чтобы узнать интересное о том или ином человеке?
Ответ: берет интервью у этого человека.
Учитель: давайте, и мы с вами возьмем интервью у мистера Постоянного Магнита, чтобы узнать его поближе Приложение 2. (Слайд 1)
Сегодня к нам в студию пришел очень известный гость мистер Магнит, здравствуйте. Мы с ребятами очень хотели бы задать вам несколько вопросов.
(Ученики задают вопросы, используя презентацию PowerPoint интервью с магнитом.)
Вопрос: Мистер Магнит, где находится ваша Родина?
(Слайд 2)
Ответ: еще 2500 лет назад в местности Магнезия – это город в Малой Азии, начали добывать камень магнетит (или магнитный железняк). Камень из такой руды является моим предком – естественным магнитом. Мое имя, в переводе с греческого, означает “камень из Магнезии”. Позже люди научились создавать тела, по своим действиям совпадающие с естественными магнитами.
Вопрос: как же можно объяснить вашу намагниченность?
(Слайд 3) Ответ: мою намагниченность объяснил французский ученый Ампер. Все вы знаете, что любое тело состоит из вещества, а вещество из атомов, внутри которого есть ядро, а вокруг него вращаются электроны. Так вот эти электроны и создают маленькие электрические токи, а значит и магнитное поле, которое и вызывает мою намагниченность.
Вопрос: У концов магнита кнопки удерживаются прочно, а в центре отпадают.
Чем это объяснить? (Слайд 4)
Ответ: По своей длине я неоднороден. Наиболее четко мое свойство притягивать наблюдается по краям – моим полюсам северном и южном.
N – северный полюс магнита
S – южный полюс магнит
Искусственные и естественные магниты
Природные магниты, т.е. кусочки магнитного железняка - магнетита (химический состав 31% FeO и 69% Fe2O3), в разных странах назывались по-разному: китайцы называли магнит - чу-ши; греки - адамас и каламита.
Искусственные наиболее сильные и удобные.
Вопрос: в какой форме вы бываете? (Слайд 5)
Ответ: я могу быть в различной форме: дуговой, кольцевой, полосовой.
Вопрос: Чем же можно объяснить взаимодействие магнитов?
Ответ: Вокруг любого магнита существует магнитное поле. Магнитное поле одного магнита действует на магнитное поле другого и наоборот. С помощью железных опилок можно получить представление о виде магнитного поля постоянного магнита. Это вы пронаблюдаете при выполнении лабораторной работе.
Свойства постоянного магнита:
- Разноименные магнитные полюса притягиваются
- Одноименные полюса отталкиваются.
- Магнит притягивает металлы
- Магнит не притягивает цветные металлы.
- Действие магнита ослабевает с удалением от него.
- В середине магнит не притягивает.
Магнитное поле Земли
Английский физик XIV в. Уильям Герберт изготовил шарообразный магнит, исследовал его с помощью маленькой магнитной стрелки и пришел к выводу, что земной шар - огромный космический магнит.
Внешние, расплавленные, слои ядра Земли находятся в постоянном движении. В результате этого в нем возникают магнитные поля, формирующие в конечном итоге магнитное поле Земли.
Вопрос: Почему стрелка компаса устанавливается в данном месте Земли всегда определенным образом? (Слайд 7.)Ответ: Это объясняется тем, что вокруг земли существует магнитное поле и магнитная стрелка устанавливается вдоль его магнитных линий. Можно сказать, что внутри Земли есть постоянный магнит.
Вопрос: А зачем Земле магнитное поле? (Слайд 8)
Ответ: Установлено что земное магнитное поле надежно защищает Землю от космического излучения, действие которого на вас разрушительно. Благодаря магнитному полю, в северных широтах можно увидеть полярное сияние.
Компас
В многовековой истории мореплавания магнитный компас был и остается самым значительным изобретением. Большинство историков считают, что компас в виде плавающей в воде магнитной стрелки придумали в Китае, а в конце XII - начале XIII вв. арабские мореплаватели завезли его в Европу. Соединив магнитную стрелку с диском, итальянец Флавий Джой в 1302 г. сконструировал компактную катушку - впоследствии обязательный элемент всех компасов.
Магнитные аномалии:
Аномалия (лат.) - отклонение
Кратковременная аномалия – магнитная буря;
Постоянные аномалии – залежи железной руды на небольшой глубине.
Северное сияние
Учитель: О каком явлении говорят:
Ах, как играет Север
Холодной страсти красота,
Усилием магнитной бури
Преображенная в цвета. Ответ: О Полярном сиянии.
Результатом взаимодействия солнечного ветра с магнитным полем Земли является полярное сияние. Сталкиваясь с атомами и молекулами атмосферного воздуха, возникает свечение, которое называют полярным сиянием.
Применение: постоянные магниты используются в быту для закрытия мебельных дверец, с помощью магнита можно отыскать мелкий металлический предмет, компас реагирует на магнитное поле Земли, электромагниты поднимают тяжелые грузы. Даже есть магнитные бусы. Я не заменим в электрических измерительных приборах, в электродвигателях, в громкоговорителях, телефонах и других устройствах.
Шар кондиционер – это сильный магнит, который поможет смягчить водопроводную воду без применения химических средств, благодаря пространственной переориентации молекул. Поместите ШАР в стиральную машину вместе с бельем или в верхнюю часть посудомоечной машины. ШАР создает сильное магнитное поле и когда вода проходит через отверстия, кальциевые соли меняют свою пространственную ориентацию так, что перестают оседать и налипать на элементах машины и тканях. ШАР, преобразуя кальций на 100%, смягчает воду и увеличивает ее моющие и ополаскивающие свойства. Может применяться в стиральных машинах вместо “Калгона”.
Выполнение лабораторной работы
Изучение магнитного взаимодействия
Цель работы: изучить магнитное взаимодействие.
Приборы и материалы: магнит полосовой, дугообразными кольцевой, картон, металлические опилки, скрепка.
Ход работы:
- Определите магнитом какие предметы притягиваются к нему.
- Положите на полосовой магнит картонку.
- Насыпьте на лист картона мелкие железные опилки.
- Легкими ударами слегка встряхните картон.
- Зарисуйте в тетради расположение опилок.
- Проделайте этот же опыт с дугообразным и кольцевым магнитом.
- Положите скрепку на картон, а под картон расположите магнит.
- Передвигая магнит, пронаблюдайте, что будет происходить и почему.
- Сделайте вывод и запишите его в тетрадь.
Информация о домашнем задании. Стр. 64, задание 3, подумай и ответь
Подведение итогов учебного занятия, рефлексия.
Учитель: что сегодня на уроке самое важное; самое интересное и самое трудное.
Я благодарю всех за урок! Мы сегодня отлично поработали вместе.