Моим родителям


Предварительный просмотр:

Круг внеклассного чтения.

1 класс.

Малые жанры фольклора:

Потешки,  побасенки, считалки, скорогововорки, частушки, поговорки, пословицы, загадки.

Русские народные сказки:

«Репка»

«Терем мышки»

«Курочка Ряба»

«Колобок»

«Заюшкина избушка»

«Три медведя»

«Волк и козлята»

«Маша и медведь»

«Лисичка-сестричка и волк»

«Кот и лиса»

«Гуси-лебеди»

«Лиса и козел»

«Лиса и журавль»

«Зимовье зверей»

Зарубежные народные и авторские сказки:

«Красная Шапочка»

«Три поросенка»

Братья Гримм «Бременские музыканты»

Ш.Перро «Золушка или хрустальная туфелька»

Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине»

Русские писатели:

Л.Толстой «Азбука», «Косточка», «Лгун», «Отец и сыновья», «Мальчик играл…», «Два товарища», «Орел», «Пожарные собаки»

К.Ушинский «Утренние лучи», «Лиса Патрикеевна»

М.Горький «Воробьишко»

Современная русская и зарубежная литература:

К.Чуковский

С.Маршак

А.Барто

Д.Хармс

С.Михалков

Б.Заходер

В. Берестов

И.Токмакова

Е.Благинина

Э.Мошковская

Ю.Мориц

Р.Сеф

Е.Серова

М.Бородицкая

В.Орлов

В.Лунин

С.Махотин

П.Барто

М.Яснов

А.Усачев

М.Орлова

С.Пшеничных

Тим Собакин

Н.Ламм

Л.Фадеева

Н.Друк

Г.Виеру

З.Зелк

Дж.Чиарди

Ян Бжехва

Е.Чарушин «Волчишко», «Томка испугался»

Н.Сладков «Свиристели», «Деревья», «Певица», «В конце таинственного следа…», «Медвежья горка»

М.Пришвин «Золотой луг», «Лисичкин хлеб»

Г.Снегирев «Про пингвинов»

В.Панова «Сережа» (отрывок)

Ф. Кривин «Муравей», «Ночь», «Любовь»

Н.Носов «Затейники»

В.Драгунский «Затейники», «Тайное всегда становится явным», «Он живой и светится»

Ю.Коваль «Воробьиное озеро», «Алый»

Э.Успенский «Про Веру и Анфису»

Г.Отер «Это я ползу», «Середина сосиски», «Хорошо спрятанная котлета», «Одни неприятности», «Эхо», «Где лучше бояться»

Е.Чеповецкий «Непоседа, Мякиш и Нетак»

И. Пивоварова «Секретики», «Сочинение»

Дж. Родари «Приключения Чиполлино», «Откуда берутся день и ночь»

А.Милн «Винни-Пух и все-все-все»

Дж.Биссет «Под ковром», «Шшшшш!», «Блэки и Реджи»



Предварительный просмотр:

Круг чтения

второго года обучения

Русские и зарубежные народные и авторские сказки:

 «Кот, петух и лиса»*, «Морозко»*, «Волшебное кольцо»*, «По щучьему велению»*, «Кузьма Скоробогатый»*.

 

Ш. Перро «Спящая красавица»*, «Мальчикспальчик»*;

братья Гримм «Три брата»*, «Сказка о рыбаке и его жене»*, «Храбрый портной»*, «В стране небывалой»*.

А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»;

П. Ершов «Конек-горбунок»;

А. Толстой «Золотой ключик, или  Приключения  Буратино», 

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

Классики русской литературы

К. Ушинский «Кто дерет нос кверху»*; Л. Толстой «Прыжок»

Рассказы о животных (по 5 произведений каждого автора)

М. Пришвин

В. Бианки

Г. Скребицкий

И. Акимушкин (в том числе «Природа чудесница», «Кто без крыльев летает»*);

Б. Житков «Рассказы о животных»*;

Г. Снегирев (в том числе  «Чембулак»*);

Э. Шим*;

С. Баруздин*

В. и Н. Дуровы;

В. Чаплина.

Современные авторы

Л. Пантелеев «Честное слово»*;

Г. Корнилова «Наш знакомый Бумчик»;

О. Кургузов «Рассказы маленького мальчика»*;

По 5 произведений

Л. Воронкова (рассказы)*;

Н.Носов  (в том числе «Живая шляпа»*, «Телефон»*);

В. Драгунский

С. Козлов (в том числе «Ежик в тумане»)

И. Пивоварова

Л. Петрушевская

В. Губарев «Королевство кривых зеркал»*.

О. Пройслер «Маленькая Бабаяга», «Маленький Водяной»*;

Р. Киплинг «Откуда взялись броненосцы»*, «Слоненок»*, «Почему у кита такая глотка»*, «Кошка, которая гуляет сама по себе»;

Т. Янссон «Приключения МумиТролля»*;

Д. Харрис «Сказки дядюшки Римуса»*;

Д. Биссет «Путешествие дядюшки Тик-Так»*

Я. Экхольм «Тутта Карлссон Первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и др.»

Произведения, помеченные *,  можно прочитать в Хрестоматии. Выбирая 5 произведений самостоятельно, постарайтесь читать то, чего нет в учебнике, т.к. произведения этих авторов  есть и там.

КАК ОФОРМЛЯТЬ ДНЕВНИК ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ.

Рисунки выполняются только по желанию.

К каждому прочитанному произведению записываются автор, название, краткое содержание в 2-3 предложениях (какое это произведение и о чем).

Например:         Ш. Перро.

                         Кот в сапогах.

Это сказка. В ней кот, будучи очень сообразительным и находчивым, сумел обеспечить своему  молодому хозяину безбедную жизнь, обхитрив короля и даже страшного людоеда. Сделал он это в благодарность  за доброту, которую хозяин проявил  к нему.

К подчеркнутым произведениям дополнительно пишется краткий литературный отзыв по плану:

  1. Автор, название.
  2. Краткое содержание в 2-3 предложениях (тема произведения).
  3. Главные герои, их краткая характеристика (положительные они или отрицательные, их яркие характерные черты в 2-3 словах)
  4. Главная мысль произведения (чему оно учит)

Например:                 В. Катаев.

                          Цветик-семицветик.

Сказка о том, как девочка получила волшебный цветок с семью разноцветными лепестками, который выполнял разные желания. Главная героиня  - Женя - девочка воспитанная, добрая и очень отзывчивая. Главное в этом произведении – мысль о том, что настоящее счастье приносит не исполнение твоих личных желаний, а возможность оказать помощь другому человеку  и сделать его счастливым.

Дневник заполняется только ребенком, письменным шрифтом. На каждое произведение отводится отдельная страница (кроме произведений одного автора – их можно все 5 штук уместить на 1 странице). Автора и заголовок можно записывать цветной ручкой, текст пишется синей ручкой.

Прежде, чем переписать отзыв в дневник чтения, его нужно качественно сформулировать и выверить в нем ошибки. Основная цель этой работы – формировать связную письменную речь и способность формулировать свои мысли.



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА

Правила оценочной безопасности для родителей.

И «двоечникам» и «хорошистам» необходимо уменьшить болезненность неудач, эмоционально преодолеть травматические ситуации, связанные со школьными оценками. Похвала им необходима, но необходимы и указания на ошибки, недочеты, неточности. Как же дозировать оценку в семье?

Правило 1.  

Не бейте лежачего. Ребенок ждет от родителей не попреков, а спокойной помощи.

Правило 2.

Чтобы избавить ребенка от недостатков, постарайтесь выбрать один – тот, от которого вы хотите избавиться в первую очередь, и говорите только о нем.

Правило 3.

Выбирая самое главное, посоветуйтесь с ребенком, начните с ликвидации тех трудностей, которые наиболее значимы для него самого.

Правило 4. Центральное.

Хвалить исполнителя, критиковать исполнение!!! Ребенок склонен любую оценку воспринимать глобально, считать, что оценивают всю его личность. В наших силах помочь отделить оценку его личности от оценки его работы.

Правило 5. Самое трудное.

Оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами, а не с успехами соседского ребенка или одноклассника.

Правило 6.

Не скупитесь на похвалу! Нет такого «двоечника», которого не за что было бы похвалить.

Правило 7.

Выделите в море ошибок островок успеха, на котором может укорениться детская вера в себя и в успех своих учебных усилий. Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. При такой оценке у ребенка нет ни иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи.

Правило 8.

Ставьте перед ребенком предельно конкретные и реальные цели. Не искушайте его невыполнимыми целями, не толкайте его на путь заведомого обмана.

Для того чтобы все правила были действенными, необходимо объединить их в последнее.

Правило 9.

Ребенок должен быть не объектом, а соучастником оценки. Его следует учить самостоятельно оценивать свои достижения. Умение себя оценить является необходимым компонентом умения учиться – главного средства преодоления учебных трудностей.



Предварительный просмотр:

Памятка по работе над ошибками.

1 класс.

Внимание! Каждая ошибка отрабатывается на отдельной строке.

  1. Если ты пропустил, переставил букву в слове, написал лишнюю букву, запиши слово правильно, подели его на слоги, подчеркни букву, которую пропустил или переставил, обозначь ударение, напиши слово еще 2 раза.

      Малина, малина, малина.

  1. Если ошибка в оформлении предложения (маленькая буква в начале предложения, переставлены, не дописаны слова, отсутствует знак в конце предложения), напиши предложение правильно, подчеркни место, где была ошибка.

Кролик грыз капустный лист.

  1. Если ты неправильно перенес слово, запиши его, показав все возможные способы переноса.

Ма-ленький, малень-кий.

  1. Если ты написал с маленькой буквы имя собственное, напиши его правильно, напиши еще 3 имени собственных, подчеркни в них заглавные буквы.

Дарья, Елена, Светлана, Петр.

  1. Если ты написал  неверно сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн, нщ и т.д., напиши слово правильно, напиши еще несколько слов с этим сочетанием, сочетания в словах подчеркни.    

     Щука, щурится, рыщут, ищу.  

     Дочка, ночка, свечка, речка.

  1. Если ты пропустил смягчающий ь в слове, напиши слово правильно, напиши еще 3 слова с ь в том же месте (в середине или на конце)

      Конь, пень, рань, день.

  1. Если ты написал предлог слитно со словом, запиши эти два слова, поставив между ними в скобках  другое слово. Запиши еще три слова с таким же предлогом.

      По (большому) лесу, по земле, по двору, по парте.

  1. Если ты неверно обозначил буквой парный по звонкости-глухости согласный звук на конце слова, запиши это слово правильно и запиши к нему проверочное слово.

     Столб – столбы.

  1. Если ты неверно написал проверяемую безударную гласную в корне, запиши слово правильно, запиши к нему проверочное слово, поставь в словах ударение, выдели корень.

     Стена – стены.

  1. Если ты неверно написал непроверяемую безударную гласную в корне слова, запиши это слово правильно, запиши еще два родственных слова с этой же гласной.

      Воробей, воробышек, воробьиный.

  1. Если ты пропустил ь или ъ разделительные знаки (или заменил один знак другим),                                                                напиши слово правильно и запиши еще три слова с таким же знаком.

      Объявление, подъем, съел, разъезд.    

      Воробьи, вьюга, варенье, соленье.



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА

по формированию навыка самооценивания.

1 шаг. В чем заключалось задание? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

(далее – кроме 1-го класса):

5 шаг. По каким признакам мы различаем отметки («2», «3», «4», «5»)?

6 шаг. Какую сам выставляешь себе отметку?

_________________________________________________

ПАМЯТКА

по формированию навыка самооценивания.

1 шаг. В чем заключалось задание? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

(далее – кроме 1-го класса):

5 шаг. По каким признакам мы различаем отметки («2», «3», «4», «5»)?

6 шаг. Какую сам выставляешь себе отметку?



Предварительный просмотр:

Как можно заподозрить у ребенка Минимальные Мозговые Дисфункции?

Искать приметы ММД следует не только в плохом поведении и неуспеваемости школьника. Известно, что нервная система вместе с мышечной, костной и системой кровообращения — это единое целое. И нарушение функции со стороны одной из них всегда вызывает сбой в других. Поэтому ММД — всегда комплекс симптомов, набор проблем, причем у каждого ребенка – индивидуальный. Как можно заподозрить у ребенка ММД?

Вспомните:   

1. Возможно, в  младенческом возрасте он был очень беспокойным, много плакал, кричал без видимых на то причин, у него был нарушен мышечный тонус. Малыш чуть позже стал переворачиваться, ползать (или вообще не ползал), самостоятельно сидеть, вставать, говорить первые слова, простые предложения. Долго ходил на цыпочках.

2. Ваш ребёнок рано (до 6 лет) отказался от дневного сна. Вечером перед засыпанием ритмически покачивает головой или раскачивается туловищем, сосет пальцы, обкусывает ногти, машинально перекатывает в руках мелкие предметы или наматывает прядь волос на палец, гримасничает - словом, замечен во вредных привычках. Кроха просыпается несколько раз за ночь, крутится в постели, вскрикивает во сне и дергает ногами. Вечером с трудом засыпает, а утром прячется под одеяло, отказываясь вставать. Скорее всего, вы считаете его «совенком».

3. У него чересчур вытянутая, слишком большая или нестандартной формы голова, слишком оттопырены уши (избыточная лопоухость). Ребенок быстро стаптывает обувь, при ходьбе немного косолапит (ставит ноги носками внутрь), нагружает не всю стопу целиком, а только ее внутренний край и носочки, врачи диагностируют у него плоскостопие, нарушение осанки или Х- образную форму ног.

4. Кроха носит очки, чтобы исправить косоглазие или прогрессирующую близорукость, дальнозоркость или астигматизм.

5. Малыш непоседлив, раздражителен, неуправляем, все время торопится, суетится, капризничает по пустякам. Шумным и беспокойным, а подчас прямо-таки агрессивным поведением напоминает маленького разбойника, не признает запретов, ему трудно сосредоточиться на книге или настольной игре, требующей повышенного внимания и терпения. Или наоборот, излишне «гиподинамичен», тихий и незаметный всегда и во всем.

6.Часто бывает не в настроении, плачет и капризничает по малейшему поводу, выглядит хмурым как осенний день и отличается рассеянностью.   

7. Чувствует и ведет себя неважно при перемене погоды и магнитных бурях. Он периодически жалуется на головные боли, головокружения, у него бывают немотивированные обморочные состояния.

8. Часто подхватывает вирусные инфекции, круглый год ходит с насморком, у него случаются отиты, аллергодерматозы, носовые кровотечения.

9. Он склонен к проблемам с пищеварением: дисбактериозу, запорам, болям в животе, метеоризму.

10. Малыш страдает энурезом (ночное недержание мочи)

11. Кажется неловким и неуклюжим, не вписывается в подвижные игры, требующие слаженности движений. Ему плохо удаются спортивные игры, он никак не может обучиться езде на велосипеде, в беге и прыжках значительно отстаёт от сверстников.

12. Плохо приживается в детском коллективе, с трудом привыкает к новой обстановке. Он испытывает затруднения при выполнении мелких движений: застегивании пуговиц, шнуровании ботинок, шитье, при пользовании ножницами.

13. Заикается или неправильно произносит слова, не так хорошо, как хотелось бы, запоминает детские стихи, не может внятно пересказать отрывок из только что прочитанной сказки. На развивающих занятиях он приступает к заданию, не дослушав инструкции. Делает много ошибок и не исправляет их. Ему трудно сосредоточиться на книге или настольной игре, требующей повышенного внимания и терпения.

Если некоторые из этих проблем (необязательно все сразу!) есть у вашего ребёнка, не откладывайте визиты к специалистам. Лечение ребенка с ММД всегда должно быть комплексным: наблюдаться придется у невропатолога, логопеда, ортопеда и других специалистов. Не пренебрегайте назначениями врачей — иначе симптоматика может усиливаться. Но в то же время, имейте в виду, что главное в процессе лечения ММД — благоприятная атмосфера в семье, режим и коррекционные мероприятия, способствующие выздоровлению малыша. 

 

ММД: памятка для родителей

Еще раз остановимся на том, что дети с ММД иначе, чем остальные малыши воспринимают и усваивают информацию, они чуть по-другому мыслят. Потому такие дети требуют к себе особенного отношения. И, конечно, важная роль здесь отводится родителям:

  1. Самое главное – соблюдать режим дня. Постарайтесь следить за тем, чтобы малыш вставал, ел, гулял, занимался уроками, ложился спать каждый день в одно и тоже время. Привычные действия синхронизируют работу нервной системы, а отступления от режима вносят разлад в нервные процессы.
  2. Не расстраивайтесь, если ребенок не усваивает учебный материал сразу. Терпеливо занимайтесь с ним, повторяйте, возвращайтесь к пройденному. Малыш фиксирует информацию (даже если вам кажется, что это не так!), накапливает и однажды обязательно выдаст её на-гора.
  3. Во время занятий давайте короткие, четкие и наглядные инструкции. Например, чем говорить: «Отступи четыре клеточки», лучше просто покажите пальцем.
  4. Если ребенок требует вашего присутствия при выполнений каких-либо заданий – посидите рядом. Зачастую малышу нужна даже не помощь, а просто ваша поддержка. Не переживайте: со временем его самостоятельность обязательно проявится.
  5. Не заставляйте кроху сидеть неподвижно всё время занятий, чаще устраивайте физкультминутки. У детей с ММД нарушена подвижность диафрагмы: чтобы нормально дышать, им просто необходимо двигаться! Если же во время занятий ребенок перевозбудился, используйте тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
  6. Старайтесь, чтобы ребенок спал не меньше 10 часов в сутки. Желательно сохранить и дневной сон. Если малыш плохо засыпает по вечерам, можно увеличить физические нагрузки в течение дня (но не вечером!). Не перегружайте ребенка занятиями, особенно по вечерам. Помните, что умственное переутомление вызывает бессонницу, а вот если ваш малыш устанет физически, то заснет без проблем.
  1. Пусть ребенок больше рисует, вырезает, склеивает, складывает, строит из конструктора, выкладывает мозаику и т.п. Все это поможет разработать мелкую моторику рук, развить зрительную память и пространственную ориентировку.
  2. Чаще читайте малышу стихи, сказки, слушайте спокойную музыку, детские песенки, народные песни.
  3. Не водите ребенка дошкольного возраста во все возможные кружки, секции, музыкальную школу, на занятия иностранным языком и на подготовку к школе. До тех пор, пока Вы не справитесь с последствиями  ММД, вряд ли ребенок будет делать какие-либо успехи. Кроме вреда это ничего хорошего ни Вам, ни малышу не принесет. Да и в гимназию с двумя иностранными языками с первого класса и экзаменами в конце каждого года тоже не стоит отдавать ребенка. Перед началом обучения в школе поговорите с учителем, расскажите о проблемах малыша, попросите об индивидуальном подходе, в котором Ваш ребенок действительно нуждается.
  1. Следите за тем, чтобы рацион ребенка включал продукты с повышенным содержанием магния (рыба, орехи, соя, хлеб с отрубями, тахинная халва, свежие фрукты, ягоды, зеленый лук, укроп, петрушка). Недостаток магния в крови усугубляет течение ММД.
  2. Из спортивных занятий вашему малышу полезны плавание, хореография, художественная гимнастика, танцы и гармонизирующие восточные единоборства – ушу, айкидо (но не каратэ!).
  3. Возьмите под контроль общение со сверстниками. Оно должно быть непродолжительным и неутомительным. Если замечаете, что ребенок устал от общения с товарищем, аккуратно предложите детям на сегодня игры закончить. Перевозбуждение вашему малышу ни к чему.
  4. Договаривайтесь заранее обо всех волнительных мероприятиях (походу к врачу, примерном поведении в театре и т.д.).
  5. Минимизируйте «общение» с телевизором и компьютером! (не более 30 минут в день!)
  6. Скорректировать состояние малыша помогут лечебные ванны: солевые (2 столовые ложки поваренной или морской соли на 10 л воды) или с пустырником. Температура воды – 37-39 °. После процедуры малыша следует ополоснуть водой на 1° прохладнее, надеть пижаму и уложить в постель.
  7. Старайтесь, чтобы в доме ребенка окружала доброжелательная атмосфера, терпение и мягкое руководство. И никаких семейных ссор при малыше!



Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей по оптимизации обучения детей с ММД

Общий принцип работы с детьми, имеющими легкие функциональные нарушения в работе мозга, заключается в том, что при обучении и организации их деятельности нужно максимально учитывать и обходить их дефект. Работоспособность мозга наращивается и нормализуется к     8 - 9 классу при отсутствии переутомления.

Основной дефект детей с ММД - рассогласованность в деятельности мозга и повышенная умственная истощаемость. Интенсивные занятия могут приводить к ухудшению общего соматического состояния детей, замедлять процесс физиологической нормализации работы мозга, усиливать его дезорганизацию.

Именно на развитие интеллекта должна быть направлена работа педагогов, психологов и родителей. Попытки тренировать внимание, память и самоуправление не только бессмысленны, но и вредны, так как при этом силы ребенка тратятся впустую. Эти процессы не могут развиваться, пока не будет нормализована работа мозга.

Длительное нахождение среди ребят, шумные игры, споры - все это приводит к перевозбуждению, еще больше дезорганизовывает  умственную деятельность.

В группе продленного дня они не только менее аккуратно делают уроки, но и обычно ничего не запоминают из того, что делали сами и что объяснял им учитель. Посещение полного дня и выполнение домашнего задания в группе продленного дня не желательны.

Дома необходимо не только выполнять домашние задания, но и повторять материал, пройденный     в  классе, чтобы проверить, все ли понято правильно.

Одним из препятствий в обучении является своеобразная защитная форма деятельности. Она выражается в том, что дети стараются делать хоть что-нибудь (все равно что), даже если не понимают, что и как надо делать. Когда же хоть что-то сделано, пусть даже неправильно, их ругают меньше, чем когда не сделано ничего. Дети быстро привыкают "заполнять пустоты" этой бессмысленной деятельностью. Но было бы гораздо лучше, если бы в этих случаях (незнания, непонимания) они не делали ничего. Именно в результате подобной защитной деятельности в памяти детей застревают какие-то абсурдные сведения, операции, т. е. "информационный шум", который еще больше дезорганизует их мышление и осложняет обучение.

При переутомлении деятельность мозга может быть настолько дезорганизована, что разрушаются уже установленные, но еще не вполне укрепленные связи, т. е. забывается ("стирается"), казалось бы, усвоенная информация. Это особенно важно помнить при заучивании правил, стихов и другой информации.

Длинное стихотворение лучше учить небольшими порциями, не все сразу. После повторения стихотворения (или правила) наизусть необходим небольшой перерыв перед продолжением занятий. Вспоминание - это деятельность, требующая значительного умственного напряжения.

Предварительные рассуждения вслух настраивают и подготавливают ребенка к деятельности. Предварительное проговаривание делает работу осмысленной, помогая ребенку осознать свои действия. Когда ребенок устает, в его рассуждениях появляются симптоматичные повторы, "зацикливания". Услышав это, взрослый может остановить занятия и дать ребенку отдохнуть.

При развитом визуальном мышлении ребенок быстро обучается пользоваться различными рисунками, чертежами, таблицами, т. е. различными опорными схемами. Этим он снимает нагрузку на оперативные память и мышление, значительно повышая общую эффективность собственной мыслительной деятельности.

В 5-6 классе ребята уже чувствуют тот момент, когда "мысли начинают разбегаться", и становится трудно сосредоточиться. Общее время, в течение которого они могут продуктивно обучаться, значительно увеличивается. Но все же шесть уроков они выдерживать не могут, и, если в конце учебного дня оказываются уроки по основным предметам (особенно по русскому языку или математике), то стойкая неуспеваемость может быть им обеспечена.

Важно помнить, что ММД не накладывает каких-либо ограничений на интеллектуальное развитие, а просто требует грамотного подхода к организации обучения ребенка.



Предварительный просмотр:

Список литературы для внеклассного чтения.

3 класс.

Чтение на лето.

1.Устное народное творчество.

  • мифологические сюжеты Древней Греции
  • славянские и скандинавские мифы, легенды,
  • карельские сказания «Калевала».
  • русские народные сказки и сказки разных народов

«Царевна - лягушка», докучные сказки*, «Коза с орехами»*, «Аладдин и волшебная лампа»* (арабская сказка).

  • авторские сказки классической русской и зарубежной литературы

Ш. Перро «Спящая красавица»*; В. Гауф «Маленький Мук»*; Г.Х. Андерсен «Дюймовочка», «Огниво»*;  Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».

2. Басни.

- Эзоп «Лев и лисица»*, «Бесхвостая лисица»*, «Волк и коза»*и т.д.

- И. Крылов  «Мартышка и Очки»*, «Лебедь, Щука и Рак»*, «Квартет»* и т.д.

3. Классики русской литературы.

- Стихотворения: В. Жуковский, А. Майков, К. Бальмонт, И. Бунин, С. Есенин, А.К. Толстой.

- Н. Гарин - Михайловский «Детство Темы»;

- А.Н. Толстой «Детство Никиты»;

- В. Гаршин «Лягушка путешественница»;

- П. Бажов «Сказы» (не менее 5);         

- Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»*.

4.Современная русская и зарубежная литература.

- К. Паустовский «Кот Ворюга»;

- В. Драгунский «Красный шарик в синем небе», «Шляпа гроссмейстера»*;

- С. Козлов «Разрешите с вами посумерничать»*;

- Ю. Дмитриев «Стрекозы»*

Чтение на учебный год.

- Я. Ларри «Необычайные приключения Карика и Вали»; 

- Э. Сетон-Томпсон «Уличный певец» и др. (не менее 5);

- С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»;

- А. Волков «Волшебник Изумрудного города»;

- Дж. Даррелл «Моя семья и другие звери»;

- Г.Х. Андерсен «Снежная королева»;

- П. Треверс «Мери Поппинс»;

- К.С. Льюис «Лев, ведьма и платяной шкаф»;

- Дж. Родари «Джельсомино в Стране лжецов»;

- Э. Распе «Приключения Мюнхгаузена».

Произведения, отмеченные * есть в Хрестоматии.

Ко всем произведениям пишутся краткие отзывы, к подчеркнутым – полные (см. образец).

ПЛАН

отзыва о прочитанном произведении.

1. Автор, название книги.

2. Главный герой (герои):

- внешнее описание;

- характер;

- отношение к нему других героев (персонажей)  произведения;

- его отношение к другим героям (персонажам).

3. Основные события произведения.

4. Чему научило произведение, его основная мысль.



Предварительный просмотр:

ПЛАН

отзыва о прочитанном произведении.

1. Автор, название книги.

2. Главный герой (герои):

- внешнее описание;

- характер;

- отношение к нему других героев (персонажей)  произведения;

- его отношение к другим героям (персонажам).

3. Основные события произведения.

4. Чему научило произведение, его основная мысль.

ПЛАН

отзыва о прочитанном произведении.

1. Автор, название книги.

2. Главный герой (герои):

- внешнее описание;

- характер;

- отношение к нему других героев (персонажей)  произведения;

- его отношение к другим героям (персонажам).

3. Основные события произведения.

4. Чему научило произведение, его основная мысль.



Предварительный просмотр:

СПИСОК

литературы для внеклассного чтения

4 класс

1. Русские народные сказки:

- «Семь Симеонов»

- «Каша из топора»

- «Марья Морьевна»

- «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»

- «Солнце, Месяц и Ворон Воронович»

- «Солдат и смерть»

- «Солдат и черт»

2. Классики русской литературы.

Стихи:

Н. Асеев

Н. Матвеева

Б. Пастернак

Н. Заболоцкий

К. Некрасова

В.Берестов

А. Белый

В. Маяковский

Д. Самойлов

В. Брюсов

А. Ахматова

Ю. Мориц

3. Русские и зарубежные авторские сказки и сказочные повести.

- С. Аксаков «Аленький цветочек», «Детские годы Багрова-внука»

- Дж. Родари «Планета новогодних ёлок»

- Г.Х. Андерсен «Ёлка», «Волшебный фонарь»

- Ш. Перро «Синяя борода»

- О. Уайльд «Мальчик-звезда»

- В. Гауф «Карлик Нос», «Калиф-аист»

- Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес»

- Ю. Олеша «Три толстяка»

- А. Сент-Экзюпери «Маленький принц»

4. Современная литература.

- Рассказы  (по 5-6 шт.) и повести (по 2-3 шт.):

Л. Кассиль

В. Железников

А. Митяев

Ю. Коваль

В. Каверин

А. Маркуша

Ю. Сотник

А. Алексин

С. Сахарнов

Ю. Яковлев

А. Рыбаков

А. Гайдар

- В. Некрасов «Приключения капитана Врунгеля»

- К. Булычев «Тайна третьей планеты» и т.д.

- Е. Велтистов «Приключения Электроника»

- А. Мошковский «Пятеро в звездолете»

Подчеркнутые произведения оформляются полным отзывом, остальные  - кратким.


 

Комментарии

Спасибо!!! Очень ценно!!!
С.К.