Мои презентации
Мои презентации:
1. "Импульс тела. Закон сохранения импульса" физика 9 класс
2. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
impuls_tela.ppt | 246 КБ |
peredacha_davleniya_zhidkostyami_i_gazami._zakon_paskalya.pptx | 1.81 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока для учителя: Обосновать необходимость введения новой физической величины – импульса; Сформировать понятие о замкнутых системах, вывести закон сохранения импульса Задачи: Образовательные: ввести понятие реактивного движения; распространить применение закона сохранения способствовать развитию навыков учащихся в самостоятельном приобретении информации, в умении выделять главную мысль. Воспитательные: способствовать развитию интеллектуальных способностей учащихся; активизировать деятельность учащихся на уроке. Развивающие: дать возможность почувствовать свой потенциал каждому учащемуся, чтобы показать значимость полученных знаний; побудить к активной работе; воспитывать эстетическое восприятие мира через демонстрацию и наглядность; формировать научное мировоззрение, представления о роли физики в жизни общества и его технических достижений. Тип урока: урок изучения нового материала.
Повторение пройденного материала: Ответьте на вопросы: Какое движение называется прямолинейным? Какое движение называется криволинейным? По какой формуле находится центростремительное ускорение. Что такое центростремительная сила и по какой формуле она находится?
Простые наблюдения и опыты доказывают, что покой и движение относительны, скорость тела зависит от выбора системы отсчета; по второму закону Ньютона независимо от того, находилось ли тело в покое или двигалось, изменение скорости его движения может происходить только под действием силы, т. е. в результате взаимодействия с другими телами. Однако существуют величины, которые могут сохраняться при взаимодействии тел. Такими величинами являются энергия и импульс.
Импульсом тела p Называется величина, равная произведению массы тела на его скорость: P=m*v Из определения видно, что тело массой m будет иметь разную величину импульса при разных скоростях.
Слово импульс в переводе с латинского означает «толчок». Импульс – векторная величина . Направление импульса всегда совпадает с направлением вектора скорости движения. За единицу импульса в СИ принимают импульс тела массой 1 кг, движущегося со скоростью 1 м/с. Значит, за единицу импульса тела в СИ является 1 кг*м/с .
На примере велосипедиста можно разбирать, вектор импульса тела направленный так же как и вектор скорости этого тела.
Закон сохранения импульса Если два или несколько тел взаимодействуют только между собой (т.е. не подвергаются воздействию внешних сил), то эти тела образуют замкнутую систему.
Векторная сумма импульсов взаимодействующих тел, составляющих замкнутую систему, остается неизменной.
Согласно 3 закону Ньютона: F 1 =-F 2 , следовательно: Это и называется законом сохранения импульса.
Решение задач: Задача №1 Человек, бегущий со скоростью 7 м/с, догоняет тележку, движущуюся со скоростью 2 м/с, и вскакивает на нее. С какой скоростью станет двигаться тележка после этого? Масса человека 70 кг, тележки – 30 кг. Дано: Решение: m1=70 кг m1v1+m2v2=m3v3 v1=7 м/с m3=m1+m2, тогда v3=m1v1+m2v2/m3 m2=30 кг v3=(70 кг*7м/с+30 кг*2 м/с)/100 кг=5,5м/с v2=2 м/с ________ Ответ:5,5 м/с. v3=?
Задача №2 При формировании железнодорожного состава три сцепленных вагона, движущихся со скоростью 0,4 м/с, сталкиваются с неподвижным вагоном, после чего все вагоны продолжают двигаться в ту же сторону. Найдите скорость вагонов, если масса всех вагонов одинаковая. Дано: Решение: m1=3m m1v1+m2v2=m3v3 v1=0,4 м/с m1v1=m3v3, так как v2=0 v3=m1v1/m3 m2=m v3=(3m*0,4м/с)/4m=0,3м/с v2=0 m3=4m Ответ :0,3 м/с. ________ v3=?
Домашнее задание П. 21, упр. 20 стр. 83 Задача: Снаряд массой 40 кг, летящий горизонтально со скоростью 400 м/с, попадает в неподвижную платформу с песком массой 10 т и застревает в песке. С какой скоростью стала двигаться платформа?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока: Сформулировать закон Паскаля. Опытным путем доказать передачу давления жидкостей и газов во все стороны.
Новые понятия Закон Паскаля, гидростатическое давление, формула гидростатического давления.
Давайте вспомним: От чего зависит давление твердых тел на поверхность? Давление твердых тел на поверхность зависит от силы давления и площади опоры
Тест по теме «Давление твердых тел» 1. Какую физическую величину определяют по формуле р = F/ s С) работу; У) давление; Е) скорость; О) путь. 2. Какая из перечисленных единиц является основной единицей измерения давления? И) Ватт (Вт); В) Джоуль (Дж); В) Ньютон (Н); Р) Паскаль (Па) 3. Имеются два кирпича одинаковой массы и размеров 1 2 Какой из кирпичей оказывает меньшее давление ? А) 1; С) 2; Ж) давление одинаково.
Правильный ответ к тесту Вопрос 1 2 3 Ответ У Р А
Давление твердого тела на поверхность Паскаль 1 Па = 1 Н / м ²
Экспериментальное задание 1 . Надуйте воздушный шарик. Почему шарик увеличивает свой объем?
Вывод: Давление газа на стенки шарика вызывается ударами молекул газа и направлено во все стороны одинаково .
Почему воздушные шарики и мыльные пузыри круглые? Давление газа на стенки сосуда (и на помещенное в газ тело) вызывается ударами молекул газа.
Газ давит на стенки по всем направлениям одинаково !
От чего зависит давление газа Поставим эксперимент. Возьмём два шприца и два воздушных шарика. Наполним один шприц воздухом, другой гелием. Надуем шарики с помощью данных шприцев.
От чего зависит давление газа воздух гелий ρ = 1,29 кг/м³ ρ = 0,18 кг/м³
Данный эксперимент подтверждает, что давление газа зависит от его плотности: объём газа в шариках одинаковый, но плотность воздуха больше и шарик с воздухом раздувается больше, потому что давление тоже увеличивается.
Величина давления газа зависит от количества и силы ударов молекул на единицу поверхности
От температуры От концентрации (числа частиц в единице объема) Давление газа зависит от…
Опыт с шаром Паскаля
Закон Паскаля Давление, производимое на жидкость или газ, передается без изменения в каждую точку объема жидкости или газа.
Блез Паскаль (1623-1662) – французский ученый, философ. Он открыл и исследовал ряд важных свойств жидкостей и газов, интересными и убедительными опытами подтвердил существование атмосферного давления.
Экспериментальное задание 2 НЕТ! Жидкости несжимаемы: надавливаем на одну часть жидкости, это давление передается всем другим частям. Удалось ли сжать воду?
Немного поговорим: Чем отличаются твердые тела от жидкостей и газов с точки зрений физики? ОТВЕТ: Расположением молекул 2. Какова особенность поведения молекул газа и жидкости? ОТВЕТ: Подвижность 3. Чем создается давление газа или жидкости? ОТВЕТ: Ударами молекул газа или жидкости о стенки сосуда. 4. Как газ или жидкость давит на стенки сосуда ? ОТВЕТ: по всем направлениям одинаково
1. Мы надуваем мыльные пузыри. Почему они приобретают форму шара? 2. Почему взрыв снаряда под водой губителен для живущих в воде организмов? 3. Почему у глубоководных рыб при вытаскивании их на поверхность плавательный пузырь торчит изо рта?
Проверим себя! Злобный джин, находящийся в газообразном состоянии внутри закупоренной бутылки, оказывает сильное давление на её стенки, дно и пробку. Чем же джин лупит во все стороны, если в газообразном состоянии не имеет ни рук, ни ног? Какой закон разрешает ему это делать? Ответ : Молекулы, закон Паскаля. 2. Для космонавтов пищу изготавливают в полужидком виде и помещают в тюбики с эластичными стенками. Что помогает космонавтам выдавливать пищу из тюбиков? Ответ : Закон Паскаля 3 . Как проще удалить вмятину с мячика для настольного тенниса? Ответ: Нагреть, например, бросить в горячую воду.
Подводим итоги урока: Давайте вспомним, что сегодня делали на уроке, что узнали? Как передают давления жидкости и газы? Какой закон объясняет передачу давления жидкостями и газами? Как читается закон Паскаля? В КАКИХ ТЕХНИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВАХ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ЗАКОН ПАСКАЛЯ ? Посмотрим? ==>
Закон Паскаля положен в основу устройства многих механизмов. Смотри рисунки запоминай ! Гидравлические прессы
2. Гидравлические подъемники Назначение подвижного цилиндра - увеличение высоты подъема поршня. Для опускания груза открывают кран.
3. Заправочные агрегаты Заправочный агрегат для снабжения тракторов горючим действует так: компрессор нагнетает воздух в герметически закрытый бак с горючим, которое по шлангу поступает в бак трактора.
4. Опрыскиватели В опрыскивателях, используемых для борьбы с сельскохозяйственными вредителями, давление нагнетаемого в сосуд воздуха на раствор яда - 500 000 Н/м2. Жидкость распыляется при открытом кране.
5. Системы водоснабжения Пневматическая система водоснабжения. Насос подает в бак воду, сжимающую воздушную подушку, и отключается при достижении давления воздуха 400 000 Н/м2. Вода по трубам поднимается в помещения. При понижении давления воздуха вновь включается насос.
6. Водометы Струя воды, выбрасываемая водометом под давлением 1 000 000 000 Н/м2, пробивает отверстия в металлических болванках, дробит породу в шахтах. Гидропушками оснащена и современная противопожарная техника.
7. При прокладке трубопроводов Давление воздуха "раздувает" трубы, изготовленные в виде плоских металлических стальных лент, сваренных по кромкам. Это значительно упрощает прокладку трубопроводов различного назначения.
8. Пневматические трубопроводы Давление в 10 000 - 30 000 Н/м2 работает в пневмоконтейнерных трубопроводах. Скорость составов в них достигает 45км/час.
Проверочная работа 5
Сравнение давления твердых тел, газов и жидкостей Вопросы для сравнения Твердые тела Газы Жидкости Причина давления От чего зависит В каком направлении передается Расчетная формула
Домашнее задание: Доделать таблицу §36, ответить на вопросы. Упражнение 14 на стр. 88. Задачи №1,2. Экспериментальное задание: На боковой стенке высокой банки из-под кофе пробейте гвоздем отверстия на высотах 3см, 6см, 9см. поместите банку в раковину под водопроводный кран, открытый так, чтобы объем воды поступающий в банку и вытекающий из неё был одинаков. Проследите за струйками воды, вытекающими из отверстий банки, и сделайте вывод.
Лист самоанализа (нужное подчеркнуть) Чувствую вдохновение, подавленность . Интересно, неинтересно. Не устал(ла), устал(ла). Доволен(довольна), недоволен(недовольна). Вызвало затруднения(перечислить)……
Новые знания мы сегодня получали в соответствии с методом научного познания: наблюдения => гипотеза => эксперимент => вывод. Вы молодцы!
Спасибо за работу!