Инновационная деятельность на базе КФУ

Монахова Наталья Евгеньевна

«Методические рекомендации и разработки по использованию современных танцевальных движений в процессе формирования музыкально-ритмических навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oer.doc131 КБ

Предварительный просмотр:

«Методические рекомендации и разработки по использованию современных танцевальных движений в процессе формирования музыкально-ритмических навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад № 408 комбинированного вида» Советского района г.Казани

Монахова Наталья Евгеньевна

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать.

Музыка, а в ее основу заложен ритм является одним из самых выразительных средств общения между людьми и их единения. В музыкально - ритмическом движении ритм понимается в широком смысле слова. В него входят развитие и смена музыкальных образов (основных мыслей, чувств, музыкально оформленных в небольшом построении), структура произведения, темповые, динамические, регистровые, метроритмические соотношения. Поэтому в процессе занятий музыкально - ритмической деятельностью особенно успешно развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, приобретается навык восприятия, воспроизведения музыкально-ритмической основы произведения.

Музыкально - ритмические и танцевальные движения выполняют функцию психической и соматической релаксации, восстанавливают жизненную энергию человека и его самоощущения как индивидуальности.

Наш век компьютеризации и информации требует отличности большого творчества, поиска, познаний. Именно музыка и движение формируют у ребенка свободу в творческом мышлении, дают возможность импровизировать, отдавая взамен ребенку эмоциональные реакции, радость, удовольствие – в этом заключается актуальность выбранной мною темы.

В своей работе я определила следующую проблему: каковы особенности музыкально-ритмического развития детей, и каким образом использование современных танцевальных движений способствует умению правильно и художественно точно двигаться. Решение данной  проблемы является целью работы.

        В соответствии с проблемой и целью я определила  следующие задачи:

  1.  Изучить специальную литературу по исследуемой теме.
  2. Выявить особенности уровня музыкально-ритмического развития детей старшего дошкольного возраста.
  3. Апробировать в ходе работы современные танцевальные движения, способствующие музыкально-ритмическому развитию детей старшего дошкольного возраста.
  4. По результатам  исследования определить основные направления музыкально-ритмической работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Применение современных танцевальных движений, учитывающих возрастные особенности развития моторики детей старшего дошкольного возраста, позволит оптимизировать музыкально – педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей и значительно повысить эффективность двигательной деятельности.

Полученные мною экспериментальные данные могут быть учтены в ходе работы и направлены на поиски инновационных технологий.

Движения под музыку – это вид музыкальной деятельности, основой которого является взаимодействие музыки и ритмического движения. Освоение музыкально – ритмических движений происходит в соответствии с возрастными особенностями детей старшего дошкольного возраста. Они активно воспринимают музыку, отмечают ее связь с движением, чувствуют выразительные особенности музыкального звучания. Они становятся более самостоятельные в исполнении плясок, хороводов, упражнениях. С большим интересом относятся к творческим заданиям и передаче музыкально – игровых образов. Упражнения помогают улучшать общие качества движений детей, развивают умение правильно, непринужденно, разнообразно пользоваться своим двигательным аппаратом. (см.приложение №2)

В старшем дошкольном возрасте ребенок достигает кульминации в развитии движений, которая выражается в особой грации, легкости и изяществе. У детей резко возрастает способность к исполнению разнообразных и сложных по координации движений. Это дает возможность подбирать для работы с детьми более сложный репертуар, в основе которого не только детские песни, народная музыка, но и современные танцы. (см.приложение №3) Музыка для движения должна быть небольшой по объему, разнообразной по темпу и по форме, музыкальный образ, характер, настроение должны быть понятны детям. Желательно, чтобы музыкальные произведения были достаточно разнообразными по жанру (плясовые, песни, маршевые и современные мелодии) и по характеру (веселые, спокойные, задорные, торжественные и т.д.). Подбирая музыку для танцевальных композиций, необходимо стремиться к разнообразию стилей и жанров, важно включать такие произведения, как:

- детские песни современных  российских композиторов: Г.Струве, В.Шаинского, Г.Гладкова и др.;

- народные мелодии: «Барыня», «Калинка», «Светит месяц», «Ах, вы сени» и др.;

- эстрадные мелодии: «Морячка» в исполнении О.Газманова, «Птица счастья» Витаса, «Маленький принц» Валерии и др. Одна из особенности подбора музыки для занятий – это использование фонограммы. Целесообразность использования дисков диктуется, с одной стороны, задачей знакомства детей с разнообразным звучанием музыкальных произведений, исполняемых на различных музыкальных инструментах, а с другой стороны необходимостью осуществлять показ в процессе разучивания движений.

Требования к подбору движений должны соответствовать музыке и быть:

- доступными двигательным возможностям детей;

- понятными по содержанию игрового образа;

- разнообразными, нестереотипными, включающие различные исходные положения.

Основная цель музыкально-ритмических движений – это психологическое раскрепощение каждого ребенка, которое возможно при условии уверенности его в своих силах, освоении собственного тела как выразительного «инструмента». Движения под музыку как вид музыкальной деятельности складываются из двух компонентов:

Музыкально-ритмических навыков (умения передавать движениями средства музыкальной выразительности: ритм, темп, динамику, форму, характер музыкального произведения);

Навыков выразительных движений (основных, гимнастических с предметами и без них, сюжетно-образных, танцевальных). Эти компоненты находятся в тесной взаимосвязи, и овладение ими детьми осуществляется посредством игр, плясок и упражнений.

Какие же задачи стоят в области развития двигательной сферы?

1. Соотносить движения с музыкой

2. Развитие и формирование двигательных качеств и умений

3. Развитие умений ориентироваться в пространстве

Показателями уровня развития детей являются:

- выразительное исполнение под музыку;

- умение самостоятельно отобразить в движении основные средства музыкальной выразительности;

- освоение большого объема разнообразных танцевальных композиций и отдельных видов движений;

- умение передать свой опыт младшим, организуя игровое общение с другими детьми;

- способность импровизировать;

- точное и правильное исполнение движений в танцах.

Определив ближайшие задачи по музыкально-ритмическому воспитанию детей отбираются танцы, которые будут разучиваться. Проанализировав их, выясняется, что в предлагаемых танцах является для детей новым, непонятным, трудным, какие движения или построения надо с ними заново разучить, что явится повторением

Правильная последовательность и целенаправленный выбор упражнений - одно из основных условий успешной работы по движению. Каждое упражнение требует своих методических приемов.

В музыкальной практике применяются следующие методы:

- выразительное исполнение музыки педагогом;

- показ игр, плясок, отдельных их элементов;

- словесный, рассказ о игре, танце, пояснение в ходе выполнения движения;

- упражнение – многократное повторение, варьирование знакомого материала;

- последовательное разучивание репертуара.

В детском саду существуют разнообразные виды плясок и танцев:

  1. С зафиксированным движением, которые зависят от структуры музыкального произведения.
  2. Комбинированные, включающие зафиксированные движения и свободную импровизацию.
  3. Свободные, носят творческий характер и исполняются под народные плясовые мелодии.
  4. Детский «бальный» танец – польки, галопы, вальсообразные движения.
  5. Характерный танец – танец персонажей.

Решение образовательных и  воспитательных задач с детьми дошкольного возраста невозможно без проведения мониторинга и определения уровня музыкально-ритмического развития детей. Выявление особенностей музыкально-ритмического развития ребенка дает возможность определить организационные, дидактические технологии музыкально-ритмического воспитания. Проведение мониторинга развития ребенка необходимо для:

- выявления начального уровня развития музыкальных и двигательных способностей ребенка, состояние его эмоциональной сферы;

- проектирования индивидуальной работы;

- оценки эффекта педагогического воздействия.

Мониторинг детей я провожу два раза в год (в начале года и в конце). Целью является выявить уровень музыкально-ритмического развития ребенка.

Вся развивающая и педагогическая работа строится на основе учета уровня развития музыкально-ритмических навыков и возрастных особенностей детей. Для того чтобы выбрать правильную систему работы необходимо провести мониторинг ребенка. В соответствии с целью исследования я определяю следующие задачи:

1. Выявить особенности развития музыкально-ритмических навыков у детей дошкольного возраста.

2. Определить уровни сформированности моторной сферы у данной категории детей.

3.Разработать основные методические рекомендации к проведению музыкально-ритмических занятий с детьми.

4. По результатам обучения провести контрольный эксперимент.

Этапы мониторинга:

1.Подготовка к обследованию, выбор методики обследования.

 2.Основной (проведение обследования, анализ и обработка результатов)

3. Обучающий (организационная работа)

4.Контрольный эксперимент (проведение обследования по этапам обучения).

Метод мониторинга, который я использую в своей работе – это наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных заданий на занятиях, а также специально подобранных Полученные результаты позволяют спланировать и строить свою работу таким образом, чтобы к концу года достичь хороших результатов и повысить уровень музыкально-ритмический умений и навыков детей.

Целью музыкально-ритмических занятий является пробуждение в детях стремления к прекрасному, интереса к музыкальному и танцевальному творчеству, усиление эмоциональной отзывчивости и творческой активности, знакомство детей с танцевальной культурой своего народа и народов других стран, развитие образного мышления и воображения.

Основной задачей занятий является формирование у детей танцевальных знаний, умений, навыков на основе овладения и освоения программного материала.

В процессе реализации поставленных задач часто сталкиваешься с проблемой выбора методов и форм развития ребенка, обеспечения максимально-комфортных условий для занятий с детьми, а также поиска наиболее эффективных способов достижения результатов. На мой взгляд, для выполнения поставленных задач необходимы следующие условия:

1.Обеспечение психологического комфорта детей в процессе занятий.

2.Выбор оптимальной системы занятий.

3.Тесное взаимодействие со специалистами и педагогическим коллективом.

Занятия по музыкально-ритмическому развитию с детьми старшего дошкольного возраста провожу два раза в неделю. Занятие состоит из подготовительной, основной и заключительной частей. Вводную часть составляют упражнения и движения динамического характера, воздействующие на весь организм: ходьба, бег, прыжки. Затем следует основная часть, которая включает  в себя этюды-драмматизации, танцевальные движения, хороводы, танцевальные композиции. Третья часть занятия – наиболее динамична. Сюда входят игры, игры с пением, творческие задания, а также задания на построение и перестроение. Наряду с групповыми занятиями провожу и индивидуальные, поскольку темп усвоения музыкально-ритмического материала  в процессе занятий у разных детей различен и определяется индивидуальными особенностями детей. Проведение индивидуальных занятий позволяет более целенаправленно проводить обучение, ориентируясь на индивидуальный темп усвоения ребенком материала, что помогает несколько выравнивать уровень музыкально-ритмического развития всех детей в группе, «подтягивая» отстающих и не сдерживая активности, инициативы других детей. Мною составлен перспективный план по музыкально-ритмическим занятиям, который помогает мне систематизировать и четко организовывать работу по музыкально-ритмическим движениям. (см. приложение №1)

Красивое движение под музыку формирует пластику, чувство ритма, раскрепощенность и образность мышления. Для достижения этих задач необходимо применять разнообразные методические приемы, которые подчиняются единым принципам дидактики. Успех обучения, может быть достигнут только тогда, когда педагог в своей работе использует разнообразные методические приемы.

В своей работе уделяю особое внимание современным музыкально-ритмическим движениям. Наши дети подвержены большому влиянию современной музыке, так как она окружает их повсюду. Они слышат ее по радио, телевизору, с дисков. Но под словом «современная»  подразумеваю не только российскую и зарубежную эстрадную музыку, но и классику, народный фольклор, звучащий в современных обработках и аранжировках.

Современная музыка звучит в нашем детском саду не только на музыкальных занятиях, но и в не их. Дети слушают ее на занятиях утренней гимнастики, на занятиях физкультуры, вечерах развлечениях, на комплексных и тематических занятиях, или в игровой деятельности. Дети очень любят двигаться под современную музыку, она поднимает эмоциональный тонус, побуждает детей к действию.

Я отобрала доступные детям современные танцевальные движения и поставила следующие задачи:

  • проследить, как влияет современный танец на музыкально-эстетическое развитие детей, на их творческую деятельность;
  • обучить детей элементам современного танца, основываясь на выполнение программных движений;
  • пробудить у дошкольников стремление самостоятельно вносить элементы движений современного танца, в музыкально-ритмическую деятельность.

Основой для совершенствования движений и воспитания у детей необходимых музыкально-двигательных навыков является непосредственное воздействие музыки: оно повышает эмоциональный тонус, движение детей становится активнее, координирование, определеннее. Усиливать, уточнять и углублять это воздействие, прежде всего, помогает отвечающий музыке игровой образ «Летают бабочки», «Веселые пони», «Льдинки и Дед Мороз», «Мячик покатился» и другие упражнения (см. приложение №2). Образно-игровые упражнения развивают не только пластичность, выразительность движений, но и тренируют ловкость и точность, и, что очень важно, развивают воображение детей, их эмоции, умение «оживлять» игровой персонаж. Поскольку упражнения по обучению дошкольников приравниваются к играм, стараюсь заинтересовать детей не только заданием, но и всем процессом. Успех зависит от созданной мной атмосферы, в которой ребенок может радостно и легко работать. И каким бы не был результат, отмечаю усилия всех детей, стимулирую их. Это придает им уверенность в своих силах. Заинтересованность, и проявленная в связи с этим инициатива, открывает возможность для развития богатого комплекса чувств.

С самых первых занятий по освоению разнообразных видов современных движений важно приучать детей слушать музыку, начинать и заканчивать движение в соответствии с началом и концом звучания. Тем самым мы тренируем слуховое внимание, волю ребенка, произвольность движений. Для этого использую различные методические приемы.

Чтобы научить детей исполнять движения правильно, точно, выразительно, я повторяю упражнение, привлекая внимание детей к характеру музыки: «Послушайте, как легко и нежно звучит музыка, также легко, как порхают красивые бабочки». Например, при разучивании движения «присядка»  заинтересовываю детей и предлагаю речёвку:

  • «Будем с вами приседать
  • Будем дружно танцевать
  • Раз, два, раз и два
  • Как присядка хороша!»

Правильно подобранные слова стимулируют детей, призывают к действию, направляют внимание на то главное, что нужно выполнить в поставленном задании, вызывают уверенность в их действиях. Наряду с прослушиванием музыки и словесным объяснением в работе применяется показ движения.

Он должен быть четким и выразительным, обязательно связанным с музыкой, чтобы дети сразу могли понять характер и особенности данного движения и музыки. Побуждая детей выполнить танцевальное движение  сосредотачиваю свое внимание на том, как они выполняют его, как проявляется их активность, чувства, мобилизируется внимание, и особенно как дети переносят трудности в усвоении материала. Стараюсь быть тактичной, ничего не навязывая, лишь, в крайнем случае. Они должны свободно проявлять инициативу. Задача, которую  ставлю перед детьми, должна быть предельно ясна и понятна им. Такая деятельность обеспечивает требуемую активность и развитие. Их активность направляю на то, чтобы с каждым разом оно повторялось лучше. Разучив движения, предлагаю исполнить его и под другую музыку, чтобы дети привыкли соответственно изменять характер, динамику, темп движения. Выбор методического приема зависит иногда от воспитательных задач, от подготовленности и возраста детей. Одно упражнение может быть подано детям разными приемами, например упражнение «зеркало». Не следует думать, что танцевальное движение должно получаться у детей сразу, без ошибок и затруднений. Обычно движение в старшей и подготовительной группах усваивается постепенно, от занятия к занятию. Моя задача, как музыкального руководителя, состоит в том, чтобы сохранить у детей живой первоначальный  интерес к упражнению, эмоциональность восприятия и в то же время вызвать у них желание настойчиво и старательно над ним потрудиться. При этом обязательно учитываю психофизиологические возможности детей. В результате своей работы с дошкольниками заметила, что они быстро утомляются при выполнении однообразных движений или, работая в одном и том же ритме, ввиду этого  стараюсь строить занятия, основанные на концепции смены деятельности, чередую сложные движения с легкими, быстрые с медленными. Новый материал преподношу в небольшом объеме с нарастающей сложностью. На каждом занятии включаю повтор материала предыдущих занятий, добавляю новые задания, для этого  на каждом занятии ставлю перед детьми новые задачи, обращаю их внимание на новые детали, образы, движения, музыки, так как однообразие негативно влияет на интерес детей.

При планировании работ на год в старшей и подготовительной к школе группах,  прежде всего, отбираю упражнения, необходимые для общего музыкального двигательного развития детей каждой данной группы. После отбора музыкально-двигательных упражнений дети должны прочувствовать музыку, определить ее содержание-тему, образы, тщательно освоить движения, уяснить их связь с музыкой, выразительность, характер. Когда у детей накопился достаточный запас движений, подвожу их к самостоятельному творчеству. Выявление самостоятельности и передачи образов начинаю с заданий: показать характер животных, куклы, птиц и т.д., выражая их под музыку. Затем использую такие упражнения, как «Делай как я», «Зеркало», «Танцуйте сидя», «Танцевальная ритмика» Суворовой, Воронина «Танцы, игры, упражнения для красивого движения», в которых ребенок может самостоятельно придумать свое движение и показать другим детям. Наблюдая за детьми, вижу, что есть способные воспитанники, способные быстро выполнить поставленную задачу, а есть медлительные, которым необходимо больше времени для осмысления. Таких детей «раскрываю» постепенно, не спеша, чтобы они не чувствовали себя хуже других, иначе такие дети могут замкнуться в себе и вследствие этого их развитие приостановиться.

Современные образы, современные ритмы эстрадной музыки, песни толкали к поиску новых средств выражения, дети пытались танцевать так, как чувствовали музыку. Все это лишний раз подтвердило, что детям необходима современная музыка, если есть возможность, то, конечно, целесообразно обучать их движениям современного танца.

Музыкально-ритмические занятия с детьми старшего дошкольного возраста  провожу уже на протяжении много лет. Учитывая тот факт, что в нашем детском саду нет хореографа, постановкой танцев занимаюсь сама. Составляю и разрабатываю разные танцевальные композиции. За время моей работы накоплен большой собственный опыт и обобщен опыт других музыкальных руководителей, работающих с данной категорией детей по движениям. Всегда стремлюсь к постоянному обновлению музыкального репертуара, к поиску разнообразных музыкально-ритмических движений. Пополняю свою «копилку» творческих идей.

Особое внимание в своей работе уделяю современным танцам. Они построены на широком использовании шагов, подскоков, прыжков. Движения рук и ног сочетаются чаще всего на основе разноименной координации движения. Поставила и разучила с детьми много интересных и разнообразных по сюжету танцев таких как: «Бравые ребята» (муз.гр.»Любэ»), «Августин» (муз.В.Леоньева), «Балтийский берег» (муз.О.Газманова), «Арлекино», «Бродяга» и многие другие (см.приложение №3). Наряду с современными танцами  знакомлю детей с народными танцами, такими как : русский шуточный танец «Калинка» (рус.нар.мел.), татарский танец «Березка» (тат.нар.мел), классическими танцами в современных обработках «Менуэт» (муз.Б.Бокеринни в обр.П.Мориа) и другие.

При составлении танцев  руководствуюсь целым рядом художественно-педагогических требований:

  • яркое эмоциональное содержание танца;
  •  доступность;
  • четкий рисунок движения;
  • три перестроения с возвратом в исходное положение.

Приступая к разучиванию танца,  даю прослушать детям музыку танца, мы вместе разбираем ее структуру, уточняя содержание, а также даю характеристику танца, т.к. каждый танец имеет свои особенности. В работе над танцами большое значение имеют подготовительные танцевальные упражнения. Сначала разучиваются отдельные элементы, а по мере усвоения они соединяются в танцевальную композицию. Разучивая, отдельные танцевальные элементы я располагаю детей на ковре в шахматном порядке, а сама становлюсь к ним лицом. Это дает возможность лучше контролировать качество движений, а детям хорошо видеть мой показ. Показ элементов я выполняю в зеркальном отражении, поскольку дети повторяют все движения автоматически. Также я использую показ детей, хорошо выполняющих то или иное движение. В целях развития четкого ритма предлагаю им такие задания как: хлопки в ладоши, ритмические игры с выделением сильной доли, а также использую хлопки, чередующиеся с притопами. Это способствует лучшему и быстрому усвоению некоторых танцевальных элементов. При разучивании построения или перестроения в процессе движения  использую зрительные ориентиры: узор ковра, мебель в зале, расположение окон и стен и что очень важно обозначаю направление движения – «направо, налево, назад, вперед».

При разучивании  обычно использую фонограмму, потому что она дает мне возможность выразительнее показать движение, не отвлекаясь на игру на инструменте. Считаю, что технические средства обучения должны шире внедряться в практику работы детского сада.

Постепенное овладение техникой движений подталкивает детей к самостоятельному исполнению танцев. А этот этап работы является наиболее важным, т.к. выучив, с детьми тот или иной танец он используется в различных мероприятиях: включается в утренники, развлечения, а также используется на последующих выступлениях и конкурсах, например: «Жемчужинка». На этом этапе работы  использую  словесные указания, показ движений сопровождаю только условными жестами и мимикой. Наличие в зале зеркал, позволяет детям самим осуществлять контроль над правильным выполнением своих движений. С целью более эффективного, эмоционального и выразительного исполнения танца  использую различную атрибутику (мячи, игрушки, звезды, ленты, баночки и др.). Пользуясь различными методами и приемами обучения танцам,  помогаю детям превратить процесс обучения в интересное для детей занятие. Современная музыка, звучащая в детском саду, современный танец является прекрасным воспитательным средством, оказывающим благоприятное влияние на детей.

Поэтому, чтобы достичь хорошего результата, необходима большая и скрупулезная работа над двигательными навыками. Для себя  определила следующие правила:

 1.Простой, посильный для каждого возраста материал;

 2.Учет знаний, умений, навыков;

3.Последовательный подход в обучении, постепенное усложнение материала;

4.Репертуар, который дается детям: со своими сюжетами, жанрами, приемами, какими пользуются при его усвоении, должен быть разнообразным;

5.В эстетическом воспитании серьезное внимание должно уделяться подбору музыки.

Возможности для приобщения ребенка к музыкально-ритмическим движениям имеются не только в дошкольном учреждении, но и в семье. И задача родителей – развивать у ребенка интерес к музыке, вызывать эмоциональный отклик на нее, желание участвовать в исполнении незатейливых игр, танцев и т.д.

На протяжении всей своей работы  поддерживаю тесную связь с семьями наших воспитанников. Провожу индивидуальные беседы, консультации, выступаю на родительских собраниях. (см.приложение №4) При необходимости помочь в пошиве костюма, подготовки атрибутов для танца (например: покупка гелевых шаров, бантов для девочек, изготовление голубей, сердечек, звезд и т.д.) родители охотно соглашаются и благодаря им мне удается осуществлять задуманное и ставить яркие оригинальные танцы.

Последовательная, систематическая работа над решением задач музыкально-ритмического развития развивает воображение детей, их творческую активность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыки, к эмоционально-динамическому осмыслению движений.

Главная задача педагога – создать эмоциональный настрой у детей во время занятий. Отсюда вытекают требования к педагогической деятельности музыкального руководителя: правильно подобранный репертуар, художественное исполнение музыки, выразительный показ движения при соблюдении принципа целостности действенного показа, умение чувствовать общее эмоциональное содержание музыки и передавать его в движении, стремление к развитию у детей непроизвольных эмоционально-двигательных реакций на музыку разного характера, активного творческого поиска в передаче музыкальных образов. Для того чтобы обучение носило развивающий характер важно контролировать развитие ритмических способностей детей.

Динамический темп жизни требует постоянного развития, совершенствования, а также инновации. Несомненно, эти факторы привносят в работу музыкального руководителя новые измерения, новые пластические интонации и если шагать в ногу со временем, то нужно использовать все возможности современного хореографического мышления, видеть и подмечать в самой действительности зарождение и развитие новых пластических «красок», пластических образных ресурсов при создании новых танцевальных образов. Постоянно нуждаясь в новом материале в соответствии с изменениями запросов самих детей, явлений окружающей жизни, и наконец, с потребностью все время вносить в свою работу новое, свежее подталкивает к разработке репертуара. А это бесконечный процесс, и для педагога важно не столько постоянное пополнение своего репертуарного багажа, сколько умение самостоятельно его разрабатывать, ориентируясь на возможности конкретных детей, а также цель и задачи их развития.

Следует отметить, что танец является конечным продуктом, т.к. по своей сути, это совокупность разнообразных движений и танцевальных элементов соединенных воедино. Для меня танец – это образ в движении и музыке, который необходимо донести до каждого ребенка, ведь посредством танца он узнает культуру своего и других народов. Приобщение детей к современной хореографии имеет большое значение для их развития: расширяет музыкальный кругозор детей, развивает музыкальность, раскрывает творческие способности. Ведь современный танец моден и популярен в данный момент. Каждому периоду времени свойственна своя музыкальная культура, которая в свою очередь порождает новые виды танца. Поэтому каждый танец можно назвать современным, но современным для своего времени. Работая, в этом направлении и по сей день, разрабатываю новые упражнения, танцы, а также веду поиск инновационных технологий. И хотелось бы отметить, что занятия, которые проводились с детьми старшего дошкольного возраста в течение двух лет дали положительную динамику и высокий результат в музыкально-ритмическом развитии детей.

Литература

1. Бекина С.И. и др. Музыка и движение (упражнения, игры и танцы для детей 5-6 лет). – М.: Просвещение, 1984г.

2. Боромыкова Коррекция речи и движения с муз.сопровождением: комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. – СПб.: «Детство – пресс», 1999г.

3. Буренина А.И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: ЛОИРО, 2000г.

4. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М.: Просвещение, 1967г.

5. М.А.Васильева. «Программа воспитания и обучения в детском саду» г.Москва, 2005г.

6. Н.А.Ветлугина. « Методика музыкального воспитания в детском саду» г.Москва, 1989г.

7. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М.: Просвещение, 1985г.

8. Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду: средняя, старшая и подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2006г

  9. Лисицкая Т. Пластика, ритм. – М., 1995г.

10. Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. – М.: Просвещение, 2000г.

11. Медведева Е.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. – М.: Издательский центр «Академия», 2002г.

 12. Рерих С.Н.Стремиться к прекрасному. – М.,1993г.

13. Ротерс Т.Т, Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика. – М.: Просвещение, 1989г.

14. Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей: учеб.пособие. – Вып.4. – СПб.: Музыкальная палитра, 2006г.

15. Суворова Т.И. Танцуй, малыш! – СПб.: «Музыкальная палитра», 2006г.

Приложение №1

Перспективный план

по музыкально-ритмическому развитию детей

старшей группы

Виды музыкально-ритмической деятельности

I квартал

II квартал

III квартал

Упражнение - разминка

1. «Марш» Г.Свиридов

2. «Вместе весело шагать» В.Шаинский

3. «Марш» Г.Гладков

4. Полька «Буратино»

1. «Поскоки» М.Глинка

2.«Упражнения с хлопками» В.Комаров

3. «Цирковые лошадки» Л.Минкус

4. «Ходьба змейкой» А.Журбин

5.«Аэробика» Ю.Чичков

6. «Галоп» чеш.нар.мел.

1. «Голубая вода» Поле Мориа»

2. «Прыжки» Варламов

3. «Мы спортсмены» А.Пахмутова

4. «Упражнение с лентами» инструм.мел.

5. Эстрадный марш

6. «Бусинки» Костенко

Этюды - драматизации

1.«Капельки» Картушина

2. «Пласти-ческий этюд с листьями» Поле Мориа

3. «Мячики» М.Минкова

4. «Неваляшки» З.Левина

1. «Снежные комочки» Л.Хисматуллина

 2. «Петрушки» П.Бетховен

3. «Два барана» М.Козлов

4. «Веселые снеговики» инструм.мел.

5. «Кавале-ристы» О.Газманов

6. «Казачата» О.Полякова

1. «Гусары и куклы» Рахманинов

2. «Цветы и бабочки» Е.Ермолова

3.«Матрешки» рус.нар.мел.

4. «Веселые клоуны» Гусева

5. «Лягушки» Киркос

6. «Само-лет»Б.Фрункин

Пляски

1. «Танец гри-бов»М.Протасов

2.«Танец с зонтами» инструм.мел.

3.Парный танец с листьями М.Легран

4.»Какадур-чик»В.Козлов

1. «Танец снежинок» О.Полякова

2. «Гномик» О.Юдахина

3. «Танец снеговиков с лопатками» Я.Дубравина

4.Парный танец «Зимушка» Витас

5. «Балтийский берег» О.Газ-манов

6. Танец с мячами Т.Спенсер

1.«Парный та-нец с цвета-ми» П.Чай-ковский

2. «Почемуч-ки» Л.Туркина

3. «Пилоты» инструм.мел.

4. « Чик и Брик» заруб.эстр.мел.

5. «Голубой вагон» В.Шаинский

6. «Хлопайте в ладоши» Л.Пономарева

Игры

1.«Игра с листьями» рус.нар.мел.

2.«Найди пару» М.Спадавекки

3. «Грибники» О.Юдахина

4. «Овощная карусель» инструм.мел.

1. «Игра в снежки» Вересокина

2. «Снежная баба» Л.Хисматуллина

3. « Стройся!» М.Красева

4. «Узнай свой инструмент» Н.Костина

5. «Автомоби-ли» М.Хмарская

6.«Мартышки»

1. «Веселый поезд»Левина

2. «Кенгуру» рус.нар.мел.

3. «Если нравится тебе»

4. «Веселые игрушки» Пикулева

5. «Козочки и волк» муз. из к/ф «звуки музыки»

6. «Эхо» Т.Морозова

Приложение №2

Упражнения

«Лягушата»

1.качание согнутыми в локтях руками из стороны в стороны, растопырив пальцы.

2.два маленьких прыжка на носочках, а третий фиксируется на всю ступню со слегка согнутыми коленями.

«Осенние листочки»

  1. «ветерок» (плавное качание листьями наверху)
  2. «листопад» (через стороны, опускают листья играя ими)
  3. шаг вперед, слегка присесть и спрятаться за листья.
  4. шаг назад, руки спрятать назад.

«Льдинки и Дед Мороз»

  1. «Дед Мороз» – двигаются по кругу с высоким подъемом колена, руки на поясе.
  2. «Льдинки» – легко бегут на носочках в рассыпную.

Слушая смену музыки, соответственно меняют движение

«Самолет»

  1. «моторчик»  с наклоном корпуса вправо, исх.пол., влево, исх.пол.
  2. «взлет» (руки на поясе, откидывание ног назад)
  3. «крылья» с наклоном корпуса вправо, влево.

Приложение №3

Танцевальные композиции

«Бравые солдаты» (муз.гр. «Любэ»)

Вступление.

Заходят маршируя 8 мальчиков и выстраиваются в шеренгу вдоль ковра, затем маршем выстраиваются в шахматном порядке.

1куплет.

- Выполняют выпад в правую сторону , исх.пол.

- Выполняют выпад в левую сторону, исх.пол.  

- Маршируют на месте вокруг себя 2 раза.

2 куплет. «Расческа»

Проигрыш.

- Глубокая присядка, исх.пол., затем выставление ноги на правую пятку с поднятием и разведением рук вверх

- Глубокая присядка, исх.пол., затем выставление ноги на левую пятку с поднятием и разведением рук вверх

- Выбрасывание ног вперед, руки на поясе.

3 куплет.

Расходятся в две стороны и двигаются противоходом вдоль ковра. Выстраиваются в шеренгу спиной к зрителям.

Проигрыш.

«Маятник» (качаются из стороны в сторону).

Повтор 1 куплета

- затем проходят двумя колоннами через середину зала и встают на свои места в шахматном порядке.

- «Окошечки» (руки согнуты в локтях перед грудью, кулачками вверх, выпад в правую сторону одновременно раскрывая руки, исх.пол., затем тоже движение в левую сторону). Повтор движения.

- Маршируют на месте вокруг себя 2 раза. Отдают честь.

Парный танец «Зимушка» (муз. Э.Хиля)

Проигрыш. Дети выбегают парами и встают в шахматном порядке лицом друг к другу.

1 куплет.

- Два приставных шага вправо, два приставных шага влево

- «Лепят» снежки

- Вертушка с пружинкой 4 раза

- «Снежок» (через стороны поднимают и опускают руки тряся кистями)

Припев.

- Две пружинки, затем поворачиваются притопами спиной друг к другу

- Две пружинки, затем возвращаются в исх.пол.

Движения повторяются 2 раза.

Повтор припева.

- хлопки в ладоши друг друга

- кружатся крендельком, с отбрасыванием ног назад.

2 куплет.

- Перестраиваются в один круг и двигаются по кругу, взявшись за руки, с высоким подъемом ног. Сначала в правую сторону, затем в левую.

- «Снежок»

- Выстраиваются в две колонны лицом друг к другу.

Припев. те же движения

Повтор припева. Бегут на свои места, мальчик опускается на одно колено, выполняет хлопки в ладоши, а девочка в это время оббегает мальчика два раза. В конце все поднимают руки вверх, произнеся слово «Эх!»

Танец с зонтиками

 (Песня «Серый дождик» муз.)

Проигрыш.

6 девочек выбегают и выстраиваются вдоль ковра в одну шеренгу.

1 куплет.

1-2 фразы

Гуляют по залу в рассыпную, а затем выстраиваются в две шеренги.

3-4 фразы

- Поднимают зонт вверх, отводя его вправо, одновременно отставляя правую ногу в право на носок, исх.пол. (2 раза)

- Кружатся на носках высоко подняв зонт.

- Затем перекладывают зонт в левую руку и выполняют те же движения в левую сторону.

Проигрыш.

- Крутят зонт перед собой на вытянутых руках.

- Бегут на носочках и выстраиваются по диагонали ковра. Зонт кладут на пол.

2 куплет.

1-2 фразы

- Медленно обходят зонт 1 раз.

- «Ветерок»

3-4 фразы

- Спрятались за зонт

- По очереди поднимают и опускают зонт через одного

Проигрыш.

- Кружатся парами, держась за одну руку, а рука с зонтом вытянута в сторону.

- Бегут вперед и выстраиваются вдоль ковра в шеренгу.

На последний аккорд резко отворачиваются от зрителей и закрываются зонтом.

Приложение №4

Консультация для родителей

«Музыкально-игровое

и

танцевальное творчество»

Творческие проявления детей в ритмике являются важным показателем музыкального развития. Ребенок начинает импровизировать, создавать «свой» музыкально-игровой образ, танец, если у него наблюдается тонкое восприятие музыки, ее характера, выразительных средств и если он владеет необходимыми двигательными навыками.

        Когда дети слушают русскую народную мелодию «Как у наших у ворот», у них должно возникнуть желание инсценировать ее, показать в разнообразных движениях персонажи: муху, комара, стрекозу и муравья, а в конце песни поплясать всем вместе. Если ребенок не чувствует шутливого, подвижного характера мелодии, свободно не владеет танцевальными движениями (притопы, хлопки, кружение и др.), а также образными (имитация игры на дудочке, балалайке и др.), то инсценировка импровизация у него не получится выразительной. Этот пример еще раз подтверждает, что детей необходимо специально готовить к таким занятиям. Нужно, чтобы ребенок, эмоционально отзывался на музыку, верил в необычную ситуацию, мог выполнять движения с воображаемыми предметами (мячом, лентой, платочком), свободно общаться с другими детьми во время коллективной импровизации музыкально-игровых образов и танцевальных композиций и т.д.

        Приведенная ниже последовательность творческих заданий способствует творческому развитию детей.

На первом этапе детям предлагается создать музыкально-игровые образы в однотипных движениях отдельных персонажей (повадки и танцы задорных чижей, муз.Я Дубравина; танцы веселых лягушат, муз.ЮЛитовко и т.д.).

На втором этапе задания усложняются – развитие музыкально-игровых образов в действиях отдельных персонажей («Ворон», рус.нар.прибаутка; «Птичий двор»; «Сапожник», чеш.нар.пес. и т.д.), передача характера музыки в различных танцевальных жанрах (полька, вальс, галоп).

На третьем этапе детям предлагается передать в игре взаимосвязь нескольких персонажей («Веселые путешественники», муз.М.Старокадомского; «Птички и ворона», муз.А.Кравцович; «У медведя во бору», рус.нар.мел. и т.д.), найти элементы национальных танцев (русский, татарский, украинский и др.)

На четвертом этапе дети выполняют наиболее сложные задания: самостоятельно придумывают композицию музыкальной игры или танца («Антошка», муз.В.Шаинского; «Какадурчик», муз.В.Козлова; «Кошки - мышки», муз.Г.Гладкова и т.д.).

Творческая активность детей в ритмике во многом зависит от организации обучения музыкально-ритмическим движениям. На музыкально-ритмических занятиях, в повседневной жизни детского сада и конечно в семье нужно целенаправленно учить детей воплощать характер, образы музыки в движениях. В основе этого обучения лежит овладение обобщенными способами музыкальной деятельности, в данном случае необходимыми для творческих проявлений в ритмике. Нужно приучать ребенка вслушиваться в музыкальное произведение, чтобы он умел хорошо ориентироваться в нем. Необходимо воспитывать у детей творческое отношение к музыке, стремление к самостоятельному выразительному исполнению движений, соответствующих характеру, образам песни, инструментальной пьесы.

Полноценное творчество ребенка в ритмике возможно лишь в том случае, если его жизненный опыт, в частности музыкально-эстетические представления, постоянно обогащается, если есть возможность проявить самостоятельность. Не последнюю роль играет и оснащение данного вида музыкальной деятельности в детском саду и в семье всем необходимым: музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, музыкальными инструментами, пространством для развертывания игр и танцев.

Ребятам я предлагаю и классическую, и современную музыку, чтобы постоянно обогащались их музыкальные впечатления, воспитывался эстетический вкус на лучших образцах музыкального искусства. При этом всегда должны учитываться возрастные и индивидуальные особенности детей, а также их склонности и интересы. Но полного успеха можно добиться, только если в музыкально-ритмическом воспитании активно участвуют родители, которые также должны позаботиться о всестороннем развитии детей. А оно предполагает и формирование творческих способностей средствами музыкально-ритмических движений.