развитие речи

Шилькер Наталья Николаевна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тема урока:  Сочинение по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка"

 (6  класс).

Цели урока: 1) раскрыть основную мысль картины;

                          2) подготовить учащихся к описанию изображённого на картине, активизировать лексику ребят,        

                              пополнять их словарный запас;

                         3) средствами урока воспитывать сознательное отношение к учёбе; показать, какие огорчения приносит в        

                             свою семью ученик-двоечник.

Тип урока: урок по развитию речи.

Повторение: орфография и пунктуация.

Методы и приемы: 1) слово учителя;

                                               2) беседа;

                                               3) самостоятельная работа учащихся.

Оборудование: портрет Ф.П. Решетникова;

                                репродукция картины Ф.П. Решетникова "Опять двойка".

Литература: «Материалы к практическим и лабораторным занятиям по методике преподавания русского языка»,    

                                М.В. Шаманова.

Структура:

1. Орг. Момент.

3. Слово о художнике. История создания картины.

4. Беседа по картине.

5. Словарно-стилистическая работа.

6. Составление плана.

8. Систематизация материала. Написание сочинения.

Ход урока.

Структура

Содержание урока

Ответы учащихся

Примечания

1. Орг. момент.

- Сегодня мы с вами на уроке вновь работаем по картине и знакомимся с новым художником Фёдором Павловичем Решетниковым. А картина, по которой вы будете писать сочинение, очень интересна тем, что на месте её главного героя может оказаться любой из вас.

2. Слово о художнике.

История создания картины.

Слово учителя или заранее подготовленного ученика о художнике.

       Родился Фёдор Павлович Решетников в 1906 году в селе Сурско-Литовском Екатерининской области в семье потомственного иконописца. Интерес к живописи рано проявился у мальчика. Маленький Федя присматривался ко всему, что делал его старший брат-художник, часто помогал ему: растирал краски, натягивал холсты, мыл кисти, а иногда рисовал и сам.

      Четырнадцатилетним мальчиком Решетников покинул дом отца: настало время начинать самостоятельную жизнь, самому зарабатывать кусок хлеба. Ездил он по стране, работал в различных мастерских, на шахтах, но не забывал любимое с детства ремесло. С особым удовольствием он рисовал декорации для местных театров.

      В 1926г. Решетников приезжает в Москву и поступает сначала на Рабфак искусств, а затем в Московский художественный институт. Будучи студентом, он плавал на легендарном корабле “Челюскин” и сделал там множество зарисовок. Суровая и необычная природа Арктики, героический труд мужественных людей – всё это захватило художника. Вместе с другими героями-челюскинцами он был снят с дрейфующей льдины отважными лётчиками и, возвратившись, написал несколько картин, посвящённых Арктике.

      В годы Великой Отечественной войны он был на фронте, защищал Севастополь, освобождал от фашистов Крым. После войны художник вернулся к своей профессии. Любимыми героями его полотен стали дети. Его известные картины: “Нарушитель”, “За мир”, “За уроками”, “Опять двойка!”

Доклад о истории создания картины

“Опять двойка”.

      Картина “Опять двойка!” была написана в 1952 году. Однажды художник сидел на уроке математике в одной из московских школ и наблюдал, как ученик не мог решить задачу у доски. Он сразу представил себе, как дома встретят мальчика с двойкой, как горько опять будет родным. Художник хотел показать, почему не пятёрки, а двойки приносит в портфеле этот ученик.

       Сейчас картина “Опять двойка!” выставлена в Москве, в Третьяковской галерее. Зрителей всегда много перед ней, особенно школьников. Тут есть на что посмотреть и над чем задуматься. Одни улыбаются, глядя на неудачника, другие смотрят с сочувствием, даже с тревогой, вспоминая свои злополучные двойки. Но равнодушных перед этим полотном не бывает.

      А вот что о работе над картиной говорил сам Решетников: “Для героя картины мне позировали четыре обыкновенных мальчика. Что стало с ними потом? Как только картину поместили на выставке, трое из ребят пришли ко мне. Они рассказали о своих успехах. Недавно я встретил четвёртого “двоечника” и с трудом узнал его: он вырос, окреп, окончил ремесленное училище и сейчас работает мастером на заводе”.

Доклады.

4. Беседа по картине.

- Решетников назвал свою картину «Опять двойка». Скажите, а почему он выбрал эту тему?

- Придумайте рассказ на тему: “История двойки”. Отразите в своих рассказах, почему ученик мог получить плохую оценку.

- А в каком жанре написана эта картина?

(Чтение с доски и запись в тетради определения бытового жанра).

-  Как художник показал, что главный герой картины – ученик?

- Определите возраст ученика.

- Опишите внешний вид мальчика, его позу. Что можно сказать о выражении его лица?

- Нам без слов ясно, что сегодня он опять получил двойку. И название картины говорит, что это его не первая двойка.

О чём говорит его “бывалый” портфель?

- Какова обстановка квартиры, изображённой на картине? Как живут её герои?

- Как относится мама к появлению своего сына с очередной двойкой?

- Каково отношение к мальчику младшего братишки?

- Что выражает взгляд и поза сестры? Как она учится?

- Кто встречает мальчика с радостью?

- Есть ли у мальчика возможность учиться?

- Какова основная мысль картины?

- Какими художественными средствами автор её выразил?

- Раскрытию замысла художника помогают и краски. Каков колорит картины?

- Потому что в жизни часто встречаются дети, которые получают двойки.

- Картина написана в бытовом жанре.

- Мальчик композиционно расположен на переднем плане. Взгляды остальных героев картины (матери, сестры, братика) устремлены на него.

- Мальчику примерно 10-11 лет.

- Мальчик одет в пальто на вырост с меховым воротником, новые блестящие галоши, школьную форму. Он стоит, опустив голову, не смея поднять глаза на своих родных.

- В руках мальчик держит потёртый, рваный портфель. Зимой он служит ему вместо санок, а летом – футбольным мячом. Замок на портфеле давно сломан, перевязан длинной бечёвкой. Из портфеля вместо учебников торчат коньки.

- Живут они небогато. Может быть, мама одна воспитывает детей. Но она заботится о своих детях, несмотря ни на какие трудности. Дома чистота, старшему сыну купили новое пальто, девочка стоит в выглаженной форме, младшему братишке купили велосипед.

- Стиснув до боли руки, эта молодая, но уставшая от забот женщина с немым упрёком смотрит на сына. Сколько проблем у матери да ещё сын её подводит. Вот как он отплатил ей за добро!

- катается на велосипеде да посмеивается над двоечником.

- Она смотрит на своего брата с осуждением, с укоризной. Чувствуется, что девочка очень аккуратная и учится она на отлично. Сейчас она повторяет уроки, собирается в школу. Ее портфель новый, не потрёпанный, как у мальчика.

- Собака с радостью бросилась к нему, положила лапы ему на грудь. Для неё возвращение хозяина домой – всегда радостное событие, так как ожидается прогулка. Собака привыкла все вечера бегать со своим другом по улицам.

- Условия есть. В комнате мы видим стол, левее – письменный стол с настольной лампой; в другой комнате висит географическая карта. Сестра уйдёт во вторую смену учиться, мама поедет на работу (похоже, что она собирается на работу), мальчику никто мешать не будет.

- Невесело приносить домой двойки.

- Средствами живописи. Он расположил героев так, что каждый, находясь на своём месте, хорошо виден. Все действующие лица связаны одним общим переживанием. Об этом говорят их позы, выражения лиц.

- Художник сочетает различные цвета, которые в основном неяркие, приглушённые, ведь он рассказывает не о праздничном событии, а говорит об обычном будничном дне в одной семье. Это голубовато-серые стены комнаты, коричневый пол, пальто мальчика болотного цвета и т.д.

Запись на доске. Бытовой жанр повествует о повседневной жизни людей, об их труде, быте, семейных отношениях, общественной деятельности.

5. Словарно-стилистическая работа.

Записать словосочетания, объяснить орфограммы.

    Потёртый портфель, поношенное пальто, длинная бечёвка, детский велосипед, любимая собачка, голубовато-серые стены, простенький коврик, хохолок на макушке, тёмная косыночка, смотрит с укоризной.

Работа над деформированными предложениями.

Держит, руках, портфель, в, потёртый, мальчик, рваный.

Него, сестра, осуждением, на, смотрит, с.

Велосипеде, на, смеется, братишка, маленький.

6. Составление плана.

1. История создания картины.

2. Главный герой картины (внешность, поза, портфель).

3. Осуждающий взгляд матери.

4. Взгляд и поза сестры.

5. Собака – верный друг мальчика.

6. Основная мысль картины.

7. Моё отношение к картине.

8. Систематизация материала. Написание сочинения.

Составление устного рассказа по картине. Опрос 2-3 учеников.

Образец сочинения

          Известный русский художник Решетников очень любил рисовать детей. Однажды художник посетил одну из московских школ, сел за последнюю парту и стал наблюдать. На уроке математики к доске вызвали мальчика, чтобы тот решил задачу. Так как вчера он весь вечер пробегал на улице, то справиться с решением он не смог и получил двойку. Решетникову захотелось нарисовать этого мальчика у доски, крошащим мел, но он представил, как этого двоечника встретят дома, какими будут лица родных. Так появилась картина “Опять двойка”.

         Главный герой картины – мальчик, он изображён на переднем плане. Он даже не смотрит на своих родных, потому что ему стыдно за полученную двойку. Опустил нерадивый ученик голову и не смеет поднять грустные глаза. Одет мальчик в коричневое пальто с меховым воротником, под пальто – школьная форма. На ногах у него новые блестящие галоши. В руках главный герой картины держит потёртый, старый портфель. Замок на нём давно сломан, поэтому перевязан был портфель длинной бечёвкой. Он стал таким потрёпанным, потому что мальчик осенью и весной использует его в качестве мяча, а зимой ездит на нём с горок. Выглядывают из портфеля не учебники, а коньки.

        Мальчик пришёл домой грустный, и все поняли, что он получил плохую оценку. Мама с осуждением смотрит на сына. Сжала до боли руки, сложила их колени. Ей обидно, ведь она старается для семьи: готовит, прибирается в квартире, покупает сыну новые вещи, а он лишь огорчает её.  

        Старшая сестра тоже смотрит на мальчика с укоризной. Ей жалко маму, так как сын вновь расстроил её. Сама она очень аккуратная, все её  вещи в порядке, портфель выглядит как новый. Девочка учится на отлично и не может понять, как можно постоянно получать двойки.

       Подсмеивается над нерадивым учеником его младший братишка, который в школу ещё не ходит и не может понять, что произошло. С усмешкой на лице катается он на велосипеде.

       И только собака радостно встретила мальчика. Она бросилась к хозяину, сложила лапы ему на грудь. Собака уверена, что они сейчас пойдут гулять. Наверное, и вчера, пробегав весь вечер с собакой по улицам, не сделал мальчик уроки, поэтому и получил двойку.

      Мальчик плохо учится в школе, но ведь у него есть возможность учиться хорошо. Есть у мальчика свой письменный стол, настольная лампа, на стене висит географическая карта. Я считаю, что главный герой этой картины – просто лентяй. Своей картиной художник хотел показать, что плохо приносить домой двойки, потому что все родные расстраиваются, да и самому тоже стыдно.



Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 11 с углубленным изучением предметов

художественно-эстетического направления»

г. Рязани

Конспект урока по литературе

Картины зимней природы в лирике А.С.Пушкина

Лингвостилистический анализ стихотворения «Зимний вечер».

Учитель Комиссарова Л.В.

г. Рязань

…Суровою зимой я более доволен,

Люблю её снега…

                                      А.С.Пушкин.

         Словесная ткань, слова, сочетания слов должны быть расшифрованы читателем, должны снова превратиться в духовную энергию, иначе они навсегда останутся чёрными значками на белой бумаге, как навсегда закрытые письмена давно умерших народов.

                                          А.Н.Толстой.

Цели урока:

I. Познавательные:

1) познакомить учащихся с лингвостилистическим анализом художественного текста как видом учебной деятельности;

2) углубить знания по фонетике, лексике, морфологии, синтаксису.

II. Развивающие:

1) развивать творческое воображение учащихся, формировать умение письменно оформлять свои наблюдения;

2) развивать умение через анализ языкового материала текста интеркретировать прочитанное;

3) закрепить знания языковедческих единиц.

III. Воспитательные:

1) воспитывать грамотного, думающего читателя, умеющего размышлять над прочитанным, способного понять авторский замысел;

2) воспитывать любовь к русскому языку, на котором написана великая литература;

3) приобщать к чтению лучших произведений русской литературы.

I. Вступительное слово учителя. – 5 мин.

Ребята, сегодня мы проведем не совсем обычный урок русского языка. Сегодня мы будем учиться приемам языкового анализа художественного текста. Основные теоретические понятия, связанные с этой работой, вам известны, а сегодня мы попробуем выполнить лингвостилистический анализ на примере стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер».

Цель нашего урока заключается в том, чтобы через анализ языка стихотворения понять авторский замысел, почувствовать настроение и мироощущение лирического героя. Мы попробуем найти языковые особенности, то есть отметим фонетические, лексические, синтаксические и другие особенности стихотворения; выясним их роль в произведении.

1. Откройте тетради, запишите тему урока «Картины зимней природы в лирике А.С.Пушкина. Лингвостилистический анализ стихотворения «Зимний вечер».

Учитель:

Мы всегда с нетерпением ждем начала зимы, с радостью предвосхищаем зимние развлечения. Любил эти развлечения и Александр Сергеевич Пушкин. Он создал незабываемые стихотворения о зиме, опоэтизировал самые обыкновенные вещи. Обратимся к эпиграфу – записи на доске.

- Вспомните пушкинские строки о зиме.

(прослушать ответы учеников – 1,5 – 2 минуты).

- Что объединяет стихотворения? (Пушкин запечатлел разные моменты зимы, разные картины зимней природы: великолепное зимнее утро, бурю, метель, рассказал о зимних развлечениях).

- Почувствовали ли вы настроение в этих стихотворениях? Какие это настроения?

(Пушкин передает самые разные настроения: в одних – радость, восхищение великолепием природы; в других – уныние, тоску, печаль).

- Какие картины, образы зимы представил поэт?

(Он запечатлел и великолепное утро, и страшную бурю, и зимнюю скучную дорогу, и катание на санях).

Учитель:

Конечно, все названные стихотворения на одном уроке рассмотреть невозможно, поэтому обратимся к стихотворению «Зимний вечер», выполним его лингвостилистический анализ. Что такое лингвостилистический анализ?.

Лингвостилистический анализ предполагает глубокое и медленное прочтение стихотворения, выявление непонятных и неясных мест, толкование смысла через анализ языковых особенностей, то есть мы будем читать творчески. Без понимания богатства слова многое в произведении останется нераскрытым, невостребованным. Следует помнить, что слово в поэтическом тексте приобретает совершенно уникальное значение. Обратимся к словам Алексея Николаевича Толстого.

- чтение эпиграфа.

II часть урока.

  1. Выразительное чтение стихотворения «Зимний вечер».

  1. Краткая беседа по стихотворению.

- О чем это стихотворение? Каким настроением оно проникнуто?

(Это стихотворение о буре, разыгравшейся вечером. Буря очень сильная, страшная, поэтому создается печальное, даже мрачное настроение).

- Да, так вы и выразили это настроение в рисунках, с помощью только красок.

- Какие образы запечатлел поэт?

(Образ бури, образ лирического героя и его няни).

Учитель:

Попробуем понять это стихотворение глубже. Выполним ряд заданий.

Задание № 1.

Комментированное письмо по памяти стихотворения «Зимний вечер».

- Объяснить орфограммы и пунктограммы.

3. Обратимся к тем материалам, которые у вас есть на партах:

   - текст стихотворения на листе № 1.

   - виды языкового разбора и способ действия при лингвостилистическом анализе на листе №2.

   - таблица для записи наблюдений у вас заранее была начерчена в тетради.

4. Лексический уровень. Обратитесь к листу № 2 – здесь дан план лексического разбора. Вы работали по группам по конкретным заданиям. Чтобы понять смысл стихотворения, обратимся к его лексическому строю. Все сова кажутся простыми и понятными, но так ли это? Так, лексический уровень рассматривала 1-я группа.

Участники группы рассказывают о своих наблюдениях по опережающему заданию.

а) – Какие слова вам непонятны в этом стихотворении? Как следует понимать следующие слова в тексте стихотворения: «мгла», «по кровле обветшалой», «ветхая лачужка», «веретено», «подружка бедной юности моей»?

б) – Какие выразительно-изобразительные средства языка вы отметили в стихотворении? (метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнения и др.). Объясните их роль в стихотворении.

в) – Есть ли в стихотворении эмоционально окрашенная лексика?

г) – Какие слова можно отнести к образу бури?

д) – Какие слова можно отнести к образу лирического героя?

(В результате наблюдений получается следующее: записать наблюдения в таблицу и тетради.

а) «Мгла» - густой снег;

    «по кровле обветшалой» - кровля – это: 1) крыша; 2) дом, жилье (от слова кров).

    «ветхая лачужка» - небольшое убогое, старое жилище, маленький домик.

    «веретено» - ручное прядильное орудие в виде деревянной палочки с заостренными концами и утолщением посередине.

    «подруга бедной юности моей» - няня Арина Родионовна, жившая с Пушкиным в Михайловском.

    бедная юность, то есть печальная, безрадостная.

б) в стихотворении не так много изобразительно-выразительных средств языка, но они очень яркие, емкие, глубокие по своему содержанию:

метафоры: «буря мглою небо кроет» - пожалуй, единственная.

                   «бедная юность».

олицетворения: «буря завоет, заплачет, зашумит, застучит».

                            «лачужка печальна…»

сравнения: «завоет, как зверь, …; заплачет как дитя;

                    «как путник запоздалый, застучит».

Вывод:

Используя эти выразительные средства языка, поэт хочет показать бурю как одушевленную силу, которая пугает, наводит тоску и уныние. Сравнения показывают, как буря превращается из одного существа в другое. Буря прикидывается живым существом, перед нами буря – оборотень.

в) В стихотворении нет яркой эмоционально окрашенной лексики, но есть слова, придающие эмоциональный настрой: горе, сердце, печальна; девица, лачужка, подружка; приумолкла;

г) К слову «буря» можно отнести слова: небо, вихри снежные, заплачет, завоет, зашумит. Мы понимаем, что речь идет о круговерти в природе.

д) К образу лирического героя относятся слова: лачужка, старушка, подружка, горе, сердце, печальна, темна, веселей.

Вывод:

Учитель:

Попробуем создать цепочку ключевых слов этого стихотворения.

Буря, небо, вихри, снежные, кровля, окошко, лачужка, друг, подружка, горе, сердце, у окна, за морем, шла, буря, небо, вихри снежные.

- Какие слова оказываются в центре этого ряда? (лачужка, друг, подружка, горе, сердце). Обратите внимание на рисунке в центре светлое пятно, а кругом мрачные, темные краски. Получается кольцо. Вся вселенная находится в круговерти, под влиянием бури-оборотня, которая заглядывает в окошко. А внутри лачужки люди, они печальны, но согреты любовью и дружбой. Может, Пушкин хотел сказать, что дом, любовь, дружба способны противостоять любой буре, как бы она ни старалась запугать, подчинить своей воле.

5. Обратимся к фонетике (звуковому, фонетическому строю) стихотворения. Посмотрите в лист № 2, что предполагает такой разбор.

- Участники группы рассказывают о своих наблюдениях.

а) Отметьте фонетические особенности стихотворения. Что достигается благодаря этим приемам?

(К фонетическим особенностям можно отнести частое повторение в первой строфе звуков [з], [с], [ш]:

зверь, заплачет, завоет;

по крыше обветшалой вдруг соломой зашумит;

вихри снежные; застучит.

Этот прием повтора согласных звуков называется аллитерацией. Этот прием позволяет нам услышать звуки бури, мы как бы слышим вой ветра, звуки летящего снега. Кроме того, здесь слова, которые передают информацию о звуке: завоет, заплачет, зашумит, застучит. Эти слова несут дополнительную информацию мы слышим и плач ребенка, который наводит тоску, вызывает жалость, и вой зверя, который пугает, настораживает, неожиданный стук путника заставляет вздрагивать.

- во второй строфе тоже есть звуки, например, жужжание веретена; в третьей строфе – тоже звуки, но это, возможно песня няни: «спой мне песню, как синица тихо за морем жила…»

Вывод:

Каждая строфа звучит. Но мы ощущаем, как различаются эти звуковые пространства: за окном – огромный мир, заполненный превращениями бури, и маленькая лачужка, в которой звучала песня 9в какой-то момент она перестала звучать – приумолкла, дремлешь), лирический герой просит возобновить песню. На улице завывание бури – в лачужке песня няни. У этих противоборствующих миров есть точка соприкосновения – окно 9у окошка, куда направлены звуки с каждой стороны.

б) Определите ритм, рифму, размер стихотворения. Как эти явления стиха влияют на звуковое и смысловое содержание стихотворения?

(Звучание стихотворения определяется такими явлениями, как ритм, рифма, размер. Можно выделить: стихотворный размер хорей:

Буря мглою небо кроет;

             1           3      5         7

рифма богатая: кроет – завоет; обветшалой – запоздалый и т.д. – рифмуются 3-4 звука.

Идет чередование мужской и женской рифмы:

Кроет – завоет – жен.

Крутя – дитя – муж.

Такое чередование рифм придает стихотворению мелодичность, настроение грустного напева.

Затранскрибируем рифмы:

[л^чушкъ] - [ст^рушкъ] на доске процесс оглушения.

[п^друшкъ] - [крушкъ]

в) Какие интонации прослеживаются в стихотворении? Как они влияют на понимание смысла стихотворения?

(В стихотворении мы находим разные типы предложений по цели высказывания: I строфа – повествовательное предложение с интонацией перечисления. Во 2-ой строфе сразу два вопросительных предложения; в 3-ей – несколько побудительных предложений. Смена интонации говорит и о смене настроения.

В 1-й строфе лирический герой как бы вслушивается в завывание бури, которая пугает своими звуками, и здесь самое тяжелое, гнетущее ощущение, поэтому и настроение такое же – печальное.

Во 2-ой строфе меняется интонация – меняется и настроение: лирический герой как бы пытается очнуться, стряхнуть с себя тоску, уныние, хочет отвлечься от тревожных мыслей, навеваемых бурей.

В 3-ей строфе опять происходит смена. Здесь уже лирический герой хочет противостоять буре, не хочет впасть в полное отчаяние, борется со скукой и унынием. Радость и веселье он думает обрести в песне няни.

6. Обратимся к морфологическому и словообразовательному строю языка. Посмотрите в листе № 2, что необходимо отметить при анализе этого уровня языка.

- Участники группы рассказывают о своих наблюдениях.

а) Слов какой части речи больше всего в 1-о1 строфе? Во 2-ой строфе? Почему?

(В первой строфе больше всего глаголов, они передают действие, движение, смену действия. Здесь 5 глаголов (и одно деепричастие).

б) какой морфемный состав этих глаголов? Какая морфема повторяется? Почему? (Разбор глаголов на доске)

Кроет, завоет, заплачет, зашумит, застучит.

Эти глаголы имеют простой набор морфем, они короткие. Это не случайно. Ведь действие происходит быстро, поэтому и глаголы короткие по своему составу. Во всех глаголах, кроме одного, есть приставка за-. Эта приставка используется для образования глаголов, имеет несколько значений. Многократное использование за- вносит значение нового, неожиданного действия.

Во 2-ой строфе обращают на себя внимание уже не глаголы (глаголов всего 2), а краткие формы прилагательных: «печальна», «темна», а также краткое причастие «утомлена». Меняется и интенсивность действия, все внимание переносится на мир чувств, здесь нет действия, здесь покой, поэтому почти нет глаголов.

- Разберите по составу слово «приумолкла».

Какое значение имеет приставка при-?

(неполное действие. Няня не совсем замолчала, а лишь на время прервала свою песню. Она, наверное, тоже задумалась о чем-то, затосковала, прислушивается к завыванию бури).

7. Обратимся к синтаксическому строю стихотворения.

- Участники группы рассказывают о своих наблюдениях.

а) Проанализируйте предложения по наличию грамматических основ, строению грамматической основы, осложненности различными конструкциями. Каков порядок слов в предложениях?

(1 строфа – простое осложненное двусоставное предложение. В предложении использованы однородные члены – сказуемые, которые соединены повторяющимся союзом то – то. Этот союз указывает на чередование действий, быструю смену одного явления другим).

В стихотворении много предложений с распространенными обращениями. Эти обращения к няне поэта – Арине Родионовне. Сразу чувствуешь, с какой любовью и нежностью лирический герой относится к ней. Так можно обращаться только к очень близкому и дорогому человеку. Обилие предложений с обращениями свидетельствует о том. Что лирический герой ищет собеседника, товарища, с кем можно разделить свою участь, хочет найти приют своей душе.

- Разберите по членам предложения из 3-ей строфы (прямо в тексте).

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; (побудительное, невосклицательное, односоставное)

Где же кружка? (вопросительное, неполное)

Сердцу будет веселей. (повествовательное, невосклицательное, односоставное).

- Почему односоставные предложения?

Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла.

Внимание уделяется действию, попытке героя противостоять буре, отвлечься от печальных мыслей.

- Обращает на себя внимание и такой прием, как инверсия

( в 1-ой строфе – «вихри снежные»

  в 3-ей строфе – «бедной юности моей»

Инверсия поддерживает ритм стихотворения.

8. Учитель:

Обратим внимание на композицию (построение) стихотворения, как оно построено? Кольцевая композиция.

(Сначала буря, она бушует в всей вселенной, охватывает все небо: буря, вихри – все в круговерте; затем мы видим лачужку – а потом и как бы попадаем внутрь: здесь тепло, уют, люди, их чувства, их настроение, их отношения. Настроение лирического героя дано на фоне разыгравшейся снежной бури. Затем опять буря. Но заключительные строки, слова лирического героя говорят, что он не смиряется, а противостоит жизненным невзгодам. Эти строки можно понять так: пусть буря, пусть невзгоды, но в жизни есть и тепло дома, уют, близкие люди, дружба, любовь. Для А.С.Пушкина семья, дом, любовь, дружба были главными ценностями.

IV часть урока.

Учитель:

Ребята, возьмите лист № 3. Здесь алгоритм-схема лингвостилистического анализа стихотворения. Заполните этот лист, используя наблюдения, сделанные на уроке. Работаем 5 минут.

V. Чтение того, что получилось.

VI. Заключительное слово учителя.

Итак, мы попытались выполнить (впервые) очень сложную работу. Но, согласитесь, стихотворение теперь нам стало понятнее.

Домашнее задание:

Лингвостилистический анализ стихотворения «Зимняя дорога» А.С.Пушкина.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сочинение по картине Т.Н.Яблонской «Утро»

Слайд 2

Татьяна Ниловна Яблонская родилась 24 февраля 1917 года в Смоленске. Ее отец Н.А. Яблонский был преподавателем словесности в смоленской классической гимназии, а также известным в городе художником. В 1928 году семья Яблонских переехала на Украину. C 1935 по 1941 год Татьяна Яблонская училась в Киевском художественном институте . После войны началась ее творческая и преподавательская работа в Киеве: она работала в том же институте, в котором ранее училась (с 1947 по 1973 год; с 1967 года — профессор). Официальное признание Яблонской принесла картина «Хлеб» (1949, ГТГ) . В сюжете и композиции картины художница идеализирует труд колхозного крестьянства. За это произведение Татьяна Яблонская была представлена в 1950 году к Государственной премии СССР, а в 1958 году получила бронзовую медаль на Всемирной выставке в Брюсселе.

Слайд 3

Картина «Хлеб» (1949) Официальное признание Т.Н. Яблонской принесла картина «Хлеб» (1949), в сюжете которой художник идеализировал труд колхозного крестьянства. В 1950 году за данное произведение была представлена к Государственной премии СССР, а в 1958 году получила Бронзовую медаль на Всемирной выставке в Брюсселе.

Слайд 4

1997 год был объявлен ЮНЕСКО годом Т.Н.Яблонской.

Слайд 7

Работа над составлением словесного описания картины по ассоциациям. Давайте представим, что должно быть изображено на картине с названием “Утро”, а чтобы вам было легче это сделать, составьте на листочке “ассоциативное солнышко”: Слова какой части речи у вас преобладают? Используя своё “ассоциативное солнышко”, попробуйте описать картину под названием “Утро”.

Слайд 9

Работа над репродукцией картины Т.Н. Яблонской “Утро”. Что вы добавите в своё “солнышко” после того, как увидели репродукцию картины? Что нарисовано на картине? Подберите эпитеты (прилагательные) к слову “утро”. Какое утро запечатлела на своём полотне художница? Запишите слова.

Слайд 11

Как удаётся автору показать, что утро яркое, тёплое, осеннее? Кто является главным героем картины? Как вы определили? В какой момент изображена девочка?

Слайд 12

Что вы можете сказать о девочке, изображённой на картине? Почему же художница назвала свою картину “Утро”, а не “Девочка, выполняющая утреннюю зарядку”? Какую мысль хотела донести до зрителей Т.Н. Яблонская, создавая своё произведение?

Слайд 13

Интервью с дочерью Татьяны Яблонской Еленой В известной картине "Утро" Татьяны Яблонской вы, 13-летняя девочка, изображены во время зарядки у открытого окна. Говорят, что какой-то мальчик, увлеченный живописью, повесил репродукцию "Утра" у себя дома в Алма-Ате, а спустя десятилетие вы с ним поженились? Что это, красивая семейная легенда? - Это правда, - говорит Елена Бейсембинова. - В мамином "Утре" был такой жизнеутверждающий сюжет, что репродукцию сразу же напечатали все журналы, в том числе "Огонек

Слайд 14

Картина «Утро» написана в 1954 году.Ясное солнечное утро.Лучи солнца врываются в комнату через распахнутое окно и освещают девочку, которая только что встала с постели и делает зарядку.Легкая стройная фигурка девочки ,простота и изящество её движений показывают умение девочки радоваться жизни.

Слайд 15

Мирный, послевоенный шум наполнял душу радостью. Звонки вагоновожатых, клаксоны машин и музыка из репродукторов, доносившиеся в открытые окна квартиры, вызывали восторг всех жильцов! из воспоминаний Елены Яблонской

Слайд 16

Как изображены окно ,стены, дверь на балкон ,каков общий вид комнаты?

Слайд 17

Как изображены окно ,стены, дверь на балкон ,каков общий вид комнаты? Окно – высокое ,дугообразное, выходит на северо-восток ,рама белая ,под окном- батареи центрального отопления, карниз над окном Стены – высокие ,толстые ,светло-желтые с сероватым оттенком ,бежевые ,оклеены обоями или покрашены краской ,на стене эстамп ,кашпо с цветами резеды Дверь – двухстворчатая, стеклянная, арочная, выходит на балкон, оградительная решетка, Цветы на балконе и над дверью. Комната (общий вид) – большая, просторная, уютная ,светлая ,много воздуха и света

Слайд 18

Мебель (стол ,стул )

Слайд 19

Стол (круглый,возможно овальный,обеденный, покрытый скатертью,льняная скатерть с бахромой , на столе глиняный кувшин,тарелка-хлебница,накрытая салфеткой ,нож ,чашка. Стул («венский»,легкий, овальное сидение,прямоугольная изогнутая спинка ,круглые тонкие ножки ,на стуле аккуратно сложена школьная одежда девочки

Слайд 20

Как изображены кровать ,пол ?

Слайд 21

Кровать – деревянная,низкая, еще не убрана,освещенная ярким утренним солнцем Пол – паркетный , «в ёлочку»,блестящий,натертый до блеска,светло-желтый,чистый, длинные тени на полу говорят о раннем утре

Слайд 22

Идея картины (что мы должны отразить в сочинении – т.е.сделать идеей своего сочинения Красота обыкновенной жизни является идеей(основной мыслью) этой картины . Художница нас учит видеть прекрасное в простой обстановке ,в обыденных вещах, окружающих нас, радоваться жизни ,как радуется ей девочка ,словно взлетающая ввысь.

Слайд 23

Аккуратный, опрятный, чистоплотный, стройный ,статный ; Карниз ,бахрома ,кашпо ,эстамп ,резеда; Находиться ,располагаться , размещаться, пристроиться ,стоять; В центре ,посередине ,прямо ,напротив , вдоль ,налево ,направо ,вверху ,внизу. словарик

Слайд 24

Словарная работа Упражнение 176 Вставьте пропущенные буквы.

Слайд 25

Опорные слова и выражения. Просторная солнечная комната. Много света и воздуха. Блестящий паркетный пол. Обыкновенный круглый стол. Кувшин. Деревянная кровать. Белоснежное постельное бельё. Чистота и уют. Пышная зелень цветов.

Слайд 26

РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТА Перед нами картина Т.Н. Яблонской «Утро». На ней изображена комната девочки со столом и кроватью. На переднем плане картины изображен стол с только что принесенным завтраком: хлебом, молоком в кувшине и маслом. На центральном плане изображена девочка, делающая зарядку. Ей лет десять. Она собирается в школу. У нее напряженное лицо. Она худощавая и высокая. Рядом с девочкой изображен стул. На нем лежит школьная форма. На спинке стула висит пионерский галстук. Там же стоит кровать. По ее виду заметно, что девочка только что проснулась. На заднем плане – стена. На ней декоративная глиняная тарелка с птицами. Там же находится балкон нараспашку. Окно старинного типа. Наконец, на заднем плане находится город. Окна выходят на восток. В общем, картина мне понравилась, потому что она светлая и радостная.

Слайд 27

Возможные варианты начала вашего сочинения: Передо мной картина Т.Н. Яблонской “Утро”. Раннее осеннее утро. Звучит музыка, и девочка застыла в позе “ласточки”.