Главные вкладки
Консультации
Возрастные особенности музыкального развития ребенка
Консультация для воспитателей
Способности ребенка развиваются в процессе активной музыкальной деятельности. Правильно организовать и направить ее с самого раннего детства, учитывая изменения возрастных ступеней, - задача педагога. В противном случае иногда наблюдается отставание в развитии. Например, если не учить детей различать музыкальные звуки по высоте, то ребенок к 7 годам не в состоянии будет справиться с заданием, которое более младший легко выполняет.
Наиболее существенными особенностями музыкального развития являются:
- слуховое ощущение, музыкальный слух;
- качество и уровень эмоциональной отзывчивости на музыку различного характера;
- простейшие навыки, действия в певческом и музыкально-ритмическом исполнительстве.
Отметим общие тенденции возрастного развития.
Первый год жизни.
Психологи отмечают, что у детей рано появляется слуховая чувствительность. По данным А. А. Люблинской, у малыша на 10—12-й день жизни возникают реакции на звуки. На втором месяце ребенок прекращает двигаться и затихает, прислушиваясь к голосу, к звучанию скрипки. В 4—5 месяцев отмечается склонность к некоторой дифференциации музыкальных звуков: ребенок начинает реагировать на источник, откуда раздаются звуки, прислушиваться к интонациям певческого голоса. С первых месяцев нормально развивающийся ребенок отвечает на характер музыки так называемым комплексом оживления, радуется или успокаивается. К концу первого года жизни малыш, слушая пение взрослого, подстраивается к его интонации гулением, лепетом.
Проявления эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуховых ощущений позволяют осуществлять музыкальное воспитание с самого раннего возраста.
Второй год жизни. При восприятии музыки дети проявляют ярко контрастные эмоции: веселое оживление или спокойное настроение. Слуховые ощущения более дифференцированны: ребенок различает высокий и низкий звуки, громкое и тихое звучание и даже тембровую окраску (играет металлофон или барабан). Рождаются первые, сознательно воспроизводимые певческие интонации; подпевая взрослому, ребенок повторяет за ним окончания музыкальных фраз песни. Он овладевает простейшими движениями: хлопает, притопывает, кружится под звуки музыки.
Третий и четвертый год жизни.
У детей этого возраста голосовой аппарат еще не сформирован, голосовая мышца не развита, связки тонкие, короткие. Гортань ребенка более чем в два с половиной раза меньше гортани взрослого. Звук, образовавшийся в гортани, очень слабый, он усиливается в основном головным резонатором (полость глотки, рта, носа), так как грудной резонатор (полость трахей и бронхов) почти не развит. Поэтому голос ребенка 3-4 лет очень несильный, дыхание слабое, поверхностное.
Голосовые связки смыкаются неполно, при звукообразовании колеблются только их края – отсюда легкость и недостаточная звонкость звучания.
Требуется очень осторожное, бережное отношение к детскому голосу. В первую очередь нужен продуманный подбор песенного материала. Песни должны отличаться доступностью текста и мелодии: простые, ясные по смыслу слова, близкие образы, события и явления; простой ритмический рисунок мелодии без больших скачков; доступный певческий диапазон (ми-си); короткие музыкальные фразы, удобные для дыхания ребенка.
Важно создать благоприятную атмосферу для слуха. Необходимо исключить разговор во время пения, общение с детьми на фоне радио- и телепередач, прослушивания записей. Опасно петь дошкольнику на улице в холодную и сырую погоду.
У детей этого возраста отмечаются индивидуальные различия в слуховой чувствительности. Например, некоторые малыши могут точно воспроизвести несложную мелодию.
Этот период развития характеризуется стремлением к самостоятельности. Речь становится связанной. Мышление переходит от наглядно-действенного к наглядно-образному, заметно укрепляется мышечно-двигательный аппарат. У ребенка появляется желание заниматься музыкой, активно действовать.
К 4 годам дети могут самостоятельно, при незначительной помощи взрослого спеть маленькую песенку. Они владеют многими движениями, которые позволяют в известной степени самостоятельно играть и плясать.
Четвертый и пятых год жизни.
На пятом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. У них окреп голос, увеличился диапазон (ре-си), дыхание стало более организованным, хотя все еще довольно поверхностное.
У детей этого возраста расширился словарный запас, они лучше и точнее произносят отдельные звуки слова, активнее могут работать ртом во время пения, т.е. улучшается артикуляция. Дети отличаются большой слуховой активностью, слуховым вниманием, способностью различать по высоте звуки, расположенные на расстоянии октавы, сексты и даже квинты: слышат движение мелодии вверх, вниз, могут выделить вступление к песне, петь после вступления вместе со взрослым; начинают петь согласованно с инструментальным сопровождением и без него.
Ребенок 4-5 лет характеризуется активной любознательностью. Это период вопросов: «почему?», «отчего?». Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями и событиями, может сделать простейшие обобщения. Он наблюдателен, способен определить: музыка веселая, радостная, спокойная; звуки высокие, низкие, громкие, тихие; в пьесе части (одна быстрая, а другая медленная), на каком инструменте играют мелодию (фортепиано, скрипка, баян, дудочка, балалайка). Ребенку понятны требования: как надо спеть песню, как двигаться в спокойном хороводе и как в подвижной пляске.
Голос в этом возрасте приобретает звонкость, подвижность. Певческие интонации становятся более устойчивыми, но требуют постоянной поддержки взрослого. Налаживается вокально-слуховая координация.
Освоение основных видов движения — ходьбы, бега, прыжков — дает возможность детям шире использовать их в играх и танцах. Одни стремятся, не подражая друг другу, по-своему исполнить роль (например, в сюжетной игре), другие проявляют интерес только к одному виду деятельности в зависимости от индивидуальных склонностей и способностей каждого.
Пятый и шестой годы жизни.
Голосовой аппарат более сформирован, но по-прежнему отличается хрупкостью и ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще не достаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Дети этого возраста могут петь уже в более широком диапазоне (ре-до2). Низкие звуки звучат более напряженно. Удобными звуками для детей 5-6 лет чаще всего являются (ми) фа-си.
В этом возрасте дети могут хорошо различать тихую и громкую музыку, передавать несложный ритмический рисунок хлопками, двигаться в соответствии с музыкой, узнавать по тембру музыкальные инструменты. Однако уровень развития мелодического слуха, музыкальной памяти, певческих навыков еще очень разнороден. Некоторые из них могут интонировать мелодию в пределах 3-4 звуков, но есть еще и те, кто поет монотонно, низко или высоко, но фальшиво.
Шестой и седьмой год жизни. Это период подготовки ребят к школе. На основе полученных знаний и впечатлений дети могут не только ответить на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, разобраться в его выразительных средствах, почувствовать разнообразные оттенки настроения, переданные музыкой.
Ребенок способен к целостному восприятию музыкального образа, что очень важно и для воспитания эстетического отношения к окружающему. Но означает ли это, что аналитическая деятельность может нанести вред целостному восприятию? Исследования проведенные в области сенсорных способностей и музыкального восприятия детей, показали интересную закономерность. Целостное восприятие музыки не снижается, если ставится задача вслушиваться, выделять, различать наиболее яркие средства «музыкального языка». Ребенок может выделить эти средства и, учитывая их действовать в соответствии с определенным образом при слушании музыки, исполнении песен и танцевальных движений. Это способствует музыкально-слуховому развитию.
У детей 6—7 лет еще более укрепляется голосовой аппарат, расширяется и выравнивается диапазон, появляется большая напевность, звонкость. Песни, пляски, игры исполняются самостоятельно, выразительно и в какой-то мере творчески. Индивидуальные музыкальные интересы и способности проявляются ярче
У детей этого возраста достаточно развита речь, они свободно высказывают свои мнения по содержанию песни, оценивают свое пение и пение других детей. Они более самостоятельны во время обучения. Интенсивно развивается их музыкальное восприятие, оно становиться целенаправленным. Дети могут самостоятельно определять характер музыки, изменение динамики, смену темпов в пении, направление движении мелодии, поступенное и скачкообразное понижение и повышение звуков; свободно различают звуки по высоте и длительности; у них укрепляется, становится более устойчивой вокально-слуховая координация.
Список литературы
- Методика музыкального воспитания в детском саду: «Дошк. воспитание»/ Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1982. – 271 с.: нот.
- Учите детей петь: (Песни и упражнения для развития голоса у детей 3-5 лет). Пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада/Сост. Т.М.Орлова, С.И.Бекина. – М.: Просвещение, 1986.-144с., нот.
- Учите детей петь: (Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет). Кн. для воспитателя и муз. руководителя дет. сада/Сост. Т.М.Орлова, С.И.Бекина. – М.: Просвещение, 1987.-144с.: нот.
Учите детей петь: (Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет). Кн. для воспитателя и муз. руководителя дет. сада/Сост. Т.М.Орлова, С.И.Бекина. – М.: Просвещение, 1988.-143. с.: нот.