Методические материалы
Публикации
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Развитие личностных качеств младшего школьника
через внеурочную деятельность
(общекультурное направление)
«В мире искусства»
Не секрет, что урок музыки - это один из тех уроков, главной целью которого и является воспитание духовно-нравственных ценностей ребёнка. Но всё же, при разработке программы внеурочной деятельности, мне пришлось несколько переосмыслить акценты. Поясню.
На уроках музыки мы изучаем с детьми творчество Бетховена, выявляем особенности композиторского стиля Моцарта, слушаем фрагменты опер, балетов. Замечательно, если при этом музыка Бетховена научит детей не отступать перед трудностями, идти к поставленной цели не смотря ни на что, а музыка Моцарта научит их радоваться каждому дню, позитивно смотреть на жизнь, если сердце от сказочного балета Чайковского станет чуточку добрее. Во внеурочной деятельности акценты расставлены несколько иначе. Каждое занятие должно быть направлено именно на воспитание ценностей человеческой жизни, и хорошо будет, если ребёнок при этом научится чисто петь, танцевать, играть на музыкальном инструменте.
Моя программа внеурочной деятельности называется «В мире искусства» и включает в себя разнообразные виды деятельности. Это пение (сольное, ансамблевое, хоровое), элементарное музицирование на блокфлейте, ролевые игры (я - композитор, я - дирижёр, режиссер, я - декоратор, я - художник по костюмам), импровизации (вокальные, ритмические, танцевальные, изобразительные, литературные) и проекты («Проба пера», постановки музыкальных спектаклей, подготовка концертов для родителей и др.)
Темы-блоки первого года обучения рассчитаны на 4 занятия. Они имеют единую структуру. Рассмотрим 2 блока первого года обучения.
Блок «Добрый жук»
Воспитательная цель: Осмысление таких нравственных ценностей, как честность, доброта, искренность, милосердие, забота о младших и пожилых, способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, умение противодействовать безнравственности в пределах своих возможностей.
Содержание:
1.Игра «Мяч-улыбка-пожелание»
2.Разучивание песни «Если добрый ты»
3. Разучивание на блокфлейте песни «Добрый жук»
4.Инсценирование стихотворения К.И. Чуковского «Муха-цокотуха»
5.«Посиделки в мастерской» (изготовление иллюстрации к стихотворению К.И. Чуковского «Муха-цокотуха»)
Проблемный вопрос:
«Каким нужно быть, чтобы не быть одиноким?»
Что касается содержания- это и игровая деятельность, и пение, и музицирование на блокфлейте, и театрализация, и изобразительные импровизации.
«Посиделки в мастерской» название такое выбрано не случайно. Дети в работе над рисунком- иллюстрацией общаются с учителем. Причём это не формальный разговор, беседа старшего товарища с младшими.
В разговоре с детьми учитель затрагивает такие вопросы, как:
Какие качества героев песен, стихов, м/ф, рассказов тебе ближе?
С кем из них ты бы хотел дружить? Почему?
Какой ты? Что бы ты хотел изменить в себе? А как это можно сделать?
Рассказывает о «золотом правиле морали». Легко ли выполнять это правило? Эти вопросы и помогают достижению воспитательного эффекта.
Проблемный вопрос «Каким нужно быть, что бы не быть одиноким?» задаётся детям в самом начале и по окончанию работы в этом блоке, что даёт возможность учителю отследить результативность своей работы.
Блок «Летит журавлик в небе»
Воспитательная цель: Осмысление таких нравственных ценностей, как милосердие, чувство патриотизма, забота о «братьях наших меньших», чувство личной ответственности за сохранность природных богатств перед будущими поколениями, способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, нетерпимость к действиям, идущим вразрез этим нормам.
Содержание:
1.Разучивание песни «Летят журавлей караваны»
2. Разучивание песни «Кукушка» на блокфлейте
3. Познавательная игра «Птицы вокруг нас»
4.Литературные импровизации (придумать окончание рассказа)
5. Посиделки в мастерской (изготовление бумажного журавлика)
Проблемный вопрос: Почему именно образ птицы является символом мира?
Можем ли мы прожить без птиц, а птицы без нас?
Если мы будем говорить об уровнях воспитательного результата, то эти занятия можно рассматривать как результаты 1 уровня.
Предполагаемые результаты:
- внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
- улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;
- укрепление здоровья воспитанников;
- развитие творческой активности каждого ребёнка;
- укрепление связи между семьёй и школой.
Второй год обучения
Содержание курса | |
Дорогою добра | |
1. | Давайте знакомиться. Начало организации совместных действий. Игра «Мяч-знакомство» |
2. | Вступление. Сигнал-анализ-контроль. Шумовые и музыкальные инструменты (игра) «Про меня и муравья» (положительные и отрицательные черты характера) |
3. | Мелодия и аккомпанемент. Роль дирижёра. «Играем в дирижёра» «Собственные инструменты» (музыкальные импровизации) Песня «Улыбка» (Что мне нравится в Крошке Еноте?) Игра «Мяч-улыбка» |
4. | Музыкальная азбука: короткие и длинные длительности. «Азбука Морзе» как средство фиксации ритма. Инструменты малого ударного состава: бубен и треугольник. В гостях у кота Леопольда. Песня «Если добрый ты» (Легко ли быть добрым?) |
5. | Ритмослоги: «та», «ти», «руст». «Азбука Морзе» как средство фиксации ритма. Песня «Дорога добра» («золотое правило морали») |
6. | Музыкальные кубики: красный, синий, жёлтый. Ритмизация текста «Кошкин дом» (инструментальные импровизации) Изобразительные импровизации: изготовление иллюстраций к стихотворению. |
7. | Манипуляции музыкальными кубиками («учитель-ученик», «ученик-ученик») «Пальчиковые потешки» (игры для пальцев рук) Игра «Поле чудес» (музыкальные инструменты симфонического оркестра) |
Добрый праздник среди зимы | |
1. | Традиции празднования Рождества в России Основные элементы русского танца: хоровод. Блокфлейта: понятие «музыкальный инструмент» |
2. | Русский костюм. Изобразительные импровизации. Основные элементы русского танца: плясовая. Блокфлейта: анализ звука. |
3. | Русская игрушка (просмотр видеофильма) Разучивание песен-колядок, народных игр. «Кукушка»- работа с ритмом пьесы, подготовительные упражнения. |
4. | Русские народные инструменты. «Волшебный квадрат» Сочинение собственных колядок, песен- пожеланий друг другу «Кукушка»-аппликатура В и G. |
5. | Оркестр русских народных инструментов. «Возле старой ёлки»- разучивание новогодней песни с использованием танцевальных элементов. «Кукушка»- работа над характером пьесы. |
6. | Занятие-праздник «Добрый праздник среди зимы» (инсценировки, исполнение песен, инструментальные импровизации и пр.) |
7. | Занятие-конкурс знатоков традиций русского народа. |
Мама-первое слово в каждой судьбе | |
1. | Колыбельная песня. Знакомство с русскими народными колыбельными песнями. Вокализация. Инструментальные импровизации. Пластическое интонирование. |
2. | Колыбельная песня. Знакомство с колыбельными песнями современных композиторов. Вокализация. Инструментальные импровизации. Пластическое интонирование. |
3. | Выявление особенностей колыбельных песен, их роли в жизни человека. Литературные импровизации: «досочинение» текста колыбельной. Изобразительные импровизации: изготовление иллюстрации к понравившейся колыбельной. |
4. | Образ матери в музыке и живописи. Сопоставление произведений живописи и музыки. Изобразительные импровизации: портрет моей мамы. Песня «Мама»- работа с текстом. Блокфлейта: «Колыбельная»- работа с ритмом. |
5. | Песня «Мама»- работа с мелодией. Составление музыкального портрета мамы. Блокфлейта: «Колыбельная»-аппликатура В и А |
6. | «Бабушка Варвара» - работа с текстом. «Мамин помощник» - знакомство со сценкой. Блокфлейта: «Колыбельная»- работа над целостностью пьесы. |
7. | «Бабушка Варвара» - работа с мелодией. «Мамин помощник» - инсценирование. Блокфлейта: «Колыбельная»- работа над целостностью пьесы. |
8. | «Колыбельная»- сочинение простейших текстов к пьесе. Повторение песен. «Пальчиковые потешки» (игры для пальцев рук) Игра «Угадай мелодию» |
9-10. | Занятие-праздник «Мама-первое слово в каждой судьбе» (представление всех продуктов творчества детей: рисунки, стихи, песни, инсценировки и пр.) |
Поклонимся великим тем годам | |
1. | Песня в годы ВОВ. Представление презентаций старшеклассников о военных песнях («Журавли» и «Священная война»). Разучивание песни «Солнечный круг» Блокфлейта: аппликатура G |
2. | История моего края в годы ВОВ (рассказ учителя об эвакуации оркестра русских народных инструментов) Продолжение работы над песней «Солнечный круг» Блокфлейта: «Марш» - работа над ритмом |
3. | Видеофильм «Дети войны» Заключительный этап работы над песней «Солнечный круг» Блокфлейта: «Марш» - разучивание |
4. | Памятники России, посвящённые великому подвигу русского народа (виртуальная экскурсия «Памятник Победы») Разучивание песни «Нам мир завещано беречь» Блокфлейта: «Марш»- работа над звуковедением |
5. | Искусство фотографии: «Моменты истории» (знакомство с фотоискусством, его возможностями и особенностями). Продолжение работы над песней «Нам мир завещано беречь» Блокфлейта: «Марш»- работа над целостностью произведения, исполнение с аккомпанементм. |
6. | «Реквием из песка» (знакомство с техникой рисования песком) Заключительный этап работы над песней «Нам мир завещано беречь» Блокфлейта: «Марш»- работа над характером исполнения |
7. | Конкурс детского рисунка «Нам мир завещано беречь» |
8. | Представление проекта: «Война в моей семье» |
9. | Итоговое занятие-праздник «Поклонимся великим тем годам» (представление всех продуктов творчества детей: рисунки, песни, проекты и пр.) |
1. Дорогою добра
Теоретическая часть: музыкальная грамота: короткие и долгие длительности. Звукоряд. Роль дирижёра.
Практическая часть: освоение инструмента (блокфлейта), музыкальные импровизации, ритмизация текса, игры, разучивание песен о дружбе и доброте.
2. Добрый праздник среди зимы
Теоретическая часть: Традиции празднования Рождества в России. Русский костюм. Русская игрушка.
Практическая часть: Русская плясовая. Хоровод. Основные элементы русского танца. Танцевальные импровизации. Просмотр видеофильмов. Рассказ учителя.
Русские народные песни. Разучивание песен-колядок, народных игр. Сочинение собственных колядок. Подготовка к новогоднему празднику (разучивание новогодних песен с использованием танцевальных элементов)
Русские народные инструменты. Инструментальные импровизации на блокфлейте. Песни «Кукушка», «Василёк»- разучивание на блокфлейте.
Изобразительная деятельность: изготовление иллюстраций к песне « В лесу родилась ёлочка» и изготовление книжки с этими иллюстрациями (подарка для малышей)
Итоговое занятие:
Инсценирование «Добрый праздник среди зимы»
Конкурс эрудитов — знатаков традиций русского народа.
3. Мама- первое слово в каждой судьбе
Теоретическая часть Колыбельная песня. Особенности колыбельных песен и их исполнения.
Практическая часть:
Вокальная работа: разучивание русских народных колыбельных песен, сочинение собственных текстов и простейших мелодий к ним. Разучивание песен о маме и бабушке. Составление их музыкального портрета средствами музыкальной выразительности.
Изобразительная деятельность: выполнение иллюстрации к песне ( по выбору детей)
Инструментальное музицирование: «Колыбельная»-разучивание на блокфлейте.
Итоговое занятие:
занятие-праздник «Мама-первое слово в каждой судьбе» (представление всех продуктов творчества детей: рисунки, стихи, песни, инсценировки и пр.)
4. Поклонимся великим тем годам
Теоритическая часть: представление презентаций старшеклассников о военных песнях, рассказ учителя о Рыбинске в годы войны, об эвакуации оркестра русских народных инструментов, виртуальная экскурсия «Памятники Победы»
Практическая часть: разучивание песни «Нам мир завещано беречь», «Солнечный круг», конкурс рисунков, освоение элементов проектной деятельности «Война в моей семье», разучивание марша на блокфлейте
Итоговое занятие: занятие-праздник «Поклонимся великим тем годам» (представление всех продуктов творчества детей: рисунки, песни, проекты и пр.)
Проектная деятельность –наиболее эффективный вид деятельности для достижения воспитательных результатов 2 уровня. Это могут быть и постановки музыкальных спектаклей, где дети сами делают афиши, декорации, даже сам сценарий может быть продуктом их творчества, а так же разнообразные тематические концерты.
Проект «Проба пера»
Ситуация «если бы я был композитором»- ситуация творческая. Дети проходят путь композитора, путь творчества: от замысла идеи до её завершения и оформления в звуковом пространстве. Этот путь наиболее плодотворен, так как зажигает искру творчества в душе ребёнка, предоставляет каждому возможность проявить себя и самовыразиться.
Учитель через оказание помощи создаёт ситуацию успеха и ребёнок ощущает себя творцом, что повышает его самооценку, веру в себя, и, конечно же, помогает видеть и ценить прекрасное, стремиться вносить красоту в жизнь.
Детям было предложено попробовать свои силы в сочинении «серьёзных» произведений. Но до этого момента был большой подготовительный период. Особая роль отводилась импровизации, освоение которой происходило в следующих формах: речевые импровизации (подбор маршевых, песенных, танцевальных интонаций в зависимости от характера стихотворения); пластические импровизации (создание пластических образов и музыкально-ритмических движений); вокальные импровизации (по принципу «вопрос – ответ», завершение мелодии, сочинение простейших песен); инструментальные импровизации, в том числе виртуальные (сочинение музыкальных портретов друзей, сказочных персонажей и т.д.). Конспект фрагмента такого занятия дан в приложении.
Первым этапом стало сочинение колыбельной, поскольку дети уже достаточно хорошо знают особенности этого жанра, знакомы с колыбельными народными и композиторов-классиков. Детям было предложено поучаствовать в проекте «Юный композитор». Участникам этого проекта необходимо было не только сочинить колыбельную, но и записать её нотами, оформить свою работу и представить одноклассникам. Ребята объединились в группы: кто-то сочинял, кто-то разучивал произведение в ансамбле, распределяя по партиям, кто-то сочинял стихи, а кто-то даже придумывал аккомпанемент. Проект длился месяц. Со своим работами дети выступили перед родителями на уроке-концерте, а лучшие работы были представлены мною на «Фестивале инновационных продуктов», проходившем в нашем лицее.
К концу 4 году обучения можно говорить и о воспитательных результатах 3 уровня. Это выступления детей в рамках волонтёрского отряда, который создан на базе нашего лицея.
Ожидаемые результаты реализации программы.
Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом; воспитание уважительного отношения к родному дому, к школе, городу; воспитание у детей толерантности, формирование чувства гражданственности и патриотизма,
В школе созданы условия для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования. Вся система работы школы по данному направлению призвана предоставить возможность:
- свободного выбора детьми программ, объединений, которые близки им по природе, отвечают их внутренним потребностям;
- помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты, способности.
- стать активным в решении жизненных и социальных проблем, уметь нести ответственность за свой выбор;
- быть активным гражданином своей страны, способным любить и беречь природу, занимающим активную жизненную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, понимающим и принимающим экологическую культуру.
Приложение
Конспект занятия по курсу «В мире искусства»
в рамках внеурочной деятельности
для обучающихся 1 класса
Тема занятия: «Добрый праздник среди зимы» (итоговый урок, основанный на обобщении материала предыдущих занятий данного курса, урока музыки, а также знаний, полученных детьми на занятиях по курсу «Говорим по-английски»)
Цели: формирование у детей музыкальной культуры, культуры общения, постижение духовно-нравственных и семейных ценностей;
развитие творческих способностей детей, их созидательных качеств.
Задачи: познакомить детей с традициями празднования Рождества в России;
закрепить знания в области музыкальной грамоты (ритмослоги «та» и «ти» и их графическая запись);
повторить элементы русского танца хоровода;
закрепление певческих навыков (исполнение песни плавным звуком, без рывков);
познакомить с произведением П.И. Чайковского «Вальс снежных хлопьев»
Ход занятия:
Приветствие учителя.
Для создания комфортной атмосферы урока, учитель предлагает детям поиграть в игру «Мяч-улыбка» (называя своё имя, дети передают друг другу мяч и капельку добра с улыбкой).
Учитель: Ребята, совсем скоро будет Новый год. Мы с вами выучили много песен, танцев к этому празднику, давайте вспомним одну из них, песню-танец: «Возле старой ёлки» (повторение танцевальных элементов, исполнение песни-танца).
Учитель: Молодцы. Вы хорошо подготовились к приходу Деда Мороза, но есть ещё один очень добрый и светлый зимний праздник. Кто может его назвать?
Дети: Рождество.
Учитель:
А что вы знаете об этом празднике?
Почему он так называется?
Этот праздник есть только в России или в других странах тоже?
На новый год украшают ёлку, приходит Дед Мороз с подарками, а что делают в Рождество? (ответы детей и дополнения учителя)
Учитель: Ребята, сегодня по электронной почте ко мне пришло письмо. Я сейчас вам его прочту:
«Здравствуйте, Юлия Николаевна и ребята.
Слышали мы, что вы готовитесь к встрече Нового года: разучиваете песни и танцы. Пожалуйста, исполните хотя бы одну строчку из наших любимых песен. Дед Мороз и Санта Клаус».
Я бы с удовольствием откликнулась на просьбу, но что это за песни, Дед Мороз и Санта Клаус не написали. Какие-то чёрточки, но, ни названия песен, ни слов из них нет. Ребята, может, вы мне поможете разобраться?
Дети: Да
Учитель: Давайте сначала постараемся понять, что это за чёрточки?
Дети: Ритмослоги, ими мы обозначаем ритм: короткие и долгие звуки.
Учитель: Какая песня может быть любимой у Деда Мороза? Может быть «Улыбка», ведь он очень добрый.
Учитель просит одного из учеников, опираясь на помощь других, записать на доске ритм первой строчки песни «Улыбка». Дети сравнивают ритм, написанный в письме и ритм песни «Улыбка», записанный ими на доске. Делают вывод, что это не та песня. Дают другие варианты. Чаще всего дети предлагают песню «Ёлочка» («Маленькой ёлочке холодно зимой…»). Дети вместе с педагогом проверяют все варианты и находят нужную песню- «В лесу родилась ёлочка». Учитель предлагает исполнить эту песню, украсив её игрой на «собственных» инструментах (щелчки, хлопки, притопы).
Дети выбирают «свой» инструмент, импровизируют, исполняя 1 куплет песни.
Учитель: Ребята, а кто такой Санта Клаус и какая песня может быть его любимой?
Ответы детей.
Дети знакомились песней «Jingle Bells» на занятии по английскому языку. Если необходимо, в качестве подсказки учитель может напеть или наиграть мелодию песни «Jingle Bells». Педагог уточняет, помнят ли дети значение английских слов «jingle bells».
Учитель: Друзья, давайте представим себя музыкантами оркестра и исполним эту песню на музыкальных инструментах: треугольниках, колокольчиках, бубенцах. Но вот беда, у меня всего 7 инструментов, а вы, наверное, все хотите поиграть в нашем оркестре. Как же быть?
Дети предлагают варианты решения проблемы.
Оптимальный вариант - передавать инструменты друг другу во время исполнения. Самое важное, что ребятам придётся делать всё самостоятельно, без подсказки педагога, ведь во время звучания музыки разговаривать нельзя. Данный момент занятия важен для формирования у детей самостоятельности, уважительного отношения друг к другу, умения уступать, выполнять все свои действия аккуратно, ведь от каждого участника оркестра зависит - получиться хорошее исполнение или нет.
Учитель: Молодцы, ребята, вы блестяще справились с поставленной задачей. Думаю, Санта Клаусу наше исполнение понравится. Я вижу, что настроение у всех праздничное, но вот кабинет у нас совсем не украшен. У меня есть бумажные снежинки, которые сделали второклассники. Может, вы мне поможете украсить наш кабинет?
Дети: Да.
Учитель: У Петра Ильича Чайковского есть замечательный балет. Мы с ним знакомились ещё на уроке музыки. Вы помните, как называется этот балет?
Дети: «Щелкунчик»
Учитель: Правильно. Сегодня я познакомлю вас ещё с одним фрагментом из этого балета. У него очень красивое название - «Вальс снежных хлопьев». Я хочу, чтобы эта музыка помогла нам в работе, и вы себя почувствовали настоящими волшебниками, делающими мир вокруг себя красивым.
Учитель включает музыку и помогает детям.
Учитель: Ребята, посмотрите, как красиво стало у нас в кабинете. Молодцы. Вот было бы здорово, если каждый день мы могли делать что-то приятно для других, что радовало бы окружающих нас людей: у себя дома или в школе. Вы хотели бы дарить друг другу радость?
Дети: Да
Учитель: А что же для этого можно сделать?
Ответы детей, среди которых, скорее всего, будет и такой вариант, как: «говорить друг другу добрые слова»
Учитель: Я предлагаю вам ещё раз поиграть в игру «Мяч- улыбка», но теперь мы будем говорить доброе пожелание друг другу, ведь совсем скоро Новый год и ….
Дети: Рождество.
Урок заканчивается игрой и заключительным словом учителя.
Письмо Деда Мороза и Санта Клауса
Здравствуйте, Юлия Николаевна и ребята.
Слышали мы, что вы готовитесь к встрече Нового года: разучиваете песни и танцы. Пожалуйста, исполните хотя бы одну строчку из наших любимых песен.
Дед Мороз и Санта Клаус.
Импровизации
Фрагмент занятия «Средства музыкальной выразительности»
Метод моделирования художественно-творческого процесса (проблемно-поисковый)
Музыкальное приветствие учителя. После приветствия, учитель спрашивает у детей: почему одно музыкальное произведение заставляет нас грустить, а другое вызывает улыбку? Каким образом музыка может «нарисовать» восход солнца, шум волны, разговор двух людей? (ответы детей)
Учитель объявляет тему урока, поясняя её, и предлагает детям поиграть.
Игра
Учитель: Ребята, представьте, что к нам пришёл мультипликатор. А кто такой мультипликатор? (ответы детей).
А вы замечали, что во всех мультфильмах звучит музыка, впрочем, как и в кинофильмах? Зачем? (ответы детей: создаёт настроение, делает наши впечатления ярче, помогает понять чувства героев).
Итак, к нам пришёл мультипликатор. Ему нужна музыка для его нового мультфильма. На ветке сидит птичка, светит солнце, птичка чирикает. Не хватает только музыки. Поможем мультипликатору?
Какое средство музыкальной выразительности поможет на сделать птичку весёлой? (лад).
Учитель импровизирует в мажоре и в низком регистре. Дети обычно бурно реагируют на такую «песню птички».
Учитель: Что же не так?
Ответы детей (необходимо изменить регистр: с низкого на высокий). Учитель исправляет свою ошибку, исполняя песенку птички в мажоре и в высоком регистре.
Учитель: Теперь новое задание: заяц убегает от волка. Помогите мне выбрать лад и регистр, чтобы изобразить зайца. (Чаще всего дети здесь делают ошибку, присваивая зайчику мажорный лад, забывая о том, что зайчику страшно, он боится).
После того, как дети правильно определят лад и регистр, учитель исполняет эту импровизацию, но в медленном темпе.
Хорошо получилось? Что же не так? Ответы детей.
Учитель исправляет свою ошибку, исполняя музыку убегающего зайца в миноре, в среднем регистре и в быстром темпе.
Учитель: Новый мультфильм. Охотник-неудачник зимой случайно забрёл прямо в берлогу медведя, и, конечно же, разбудил его. Что было дальше, любой из вас может легко представить, а наша задача изобразить медведя и его настроение.
Дети определяют лад, регистр, темп. Учитель исполняет музыкальную импровизацию в заданном детьми регистре, в нужном ладу и темпе, но очень тихо.
Учитель: Что же не так? (дети определяют динамику для изображения разгневанного медведя и учитель исполняет импровизацию).
MULTIMEDIA – поддержка
1. Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку»
2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП)
7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"
9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»
10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
11.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
12.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
13.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
14.Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.
15. CD-ROM. «Мир музыки». Программно-методический комплекс»
Список научно-методической литературы.
- Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
- Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.
- «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.
- Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.
- «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.
- Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.
- Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.
- Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.
- Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.
- Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.
- «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н. Бугаева/, М., Аст, 2002г.
- «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.
- «Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.
- Бакланова Т.И. «Обучение в 1 классе», М., Астрель, 2005г.
- Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.
- Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224с.
- Песенные сборники
Предварительный просмотр:
Развитие образного мышление обучающихся через
ассоциативное восприятие музыки.
Образность музыкального искусства позволяет в рамках музыкального произведения говорить не только о развитии чувствительности и эмоциональной отзывчивости школьника, но и о формировании навыка построения ассоциаций. Я предлагаю Вашему вниманию конспект урока в 6 классе: «Образы симфонической музыки Г.В. Свиридова. Стилистические особенности музыкального языка композитора» (программа Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской)
Цель урока: Раскрытие образов симфонического произведения Г.В. Свиридова «Метель», выявление стилистических особенностей музыкального языка композитора.
Задачи урока:
- Расширить знания обучающихся об интонационно- образной природе музыки;
- Выявить стилистические особенности музыкального языка Г.В. Свиридова
- Развивать образное мышление обучающихся через ассоциативное восприятие музыки
- Воспитывать эмоционально- ценностное отношение к музыке, музыкальный вкус и культуру обучающихся
Тип урока: урок решения частных задач
Характер заданий: частично поисковый и творческий
Методы: проблемная ситуация, сравнение, метод «сочинения сочинённого», метод создания контекста, метод художественного и нравственно- эстетического познания музыки, метод интонационно- образного постижения музыки.
Формы взаимодействия обучающихся: парные, индивидуальные, коллективные.
Место урока: в программе 6 класса рассматривается многообразие музыкальных образов вокальной, симфоническое и камерной музыки. Это первый урок в разделе «Мир образов симфонической музыки»
Ход урока:
Организационный этап.
Приветствие учителя. Обозначение темы урока.
Этап усвоения нового материала.
Звучит «Эхо вальса». Учитель зачитывает фрагмент повести А.С. Пушкина «Метель»:
«В конце 1811 года, в эпоху нам достопамятную, жил в своём поместье Ненарадове добрый Гаврила Гаврилович со своею женою и дочкой, Марьей Гавриловной. Она была воспитана на французских романах, и, следовательно, была влюблена…»
Учитель: Знакомо ли вам это произведение, кто его автор? В каком веке он жил?
Ответы детей.
Учитель: Это произведение А.С. Пушкина, написанное в 19 веке, получает свою вторую жизнь в 20 веке, в музыке композитора Г.В. Свиридова. Самые яркие моменты повести нашли своё отражение в музыке. Если бы вы были композитором и писали музыку к этой повести, на какие её моменты вы бы обратили внимание слушателей? Какие названия появились , какие образы.
Ответы детей (дети обязательно затрагивают тему любви).
Учитель: Каким по характеру будет произведение, раскрывающее образ любви? В каком ладу? Всегда ли одинаковые чувства дарила любовь нашим героям?
Ответы детей (подвести детей к мысли, что любовь многогранна, а значит, и произведение будет менять свой характер. Нежная, трепетная любовь, «любовь вопреки», страстная, окрыляющая, любовь с болью…
Учитель предлагает детям познакомиться с названиями частей произведения Г.В. Свиридова:
- Тройка
- Вальс
- Весна и Осень
- Романс
- Пастораль
- Военный марш
- Венчание
Учитель: Какое произведение, на ваш взгляд, раскрывает образ любви? Почему? (дети легко определяют это произведение - «Романс», жанр который раскрывает чувства человека)
Как вы думаете, в какой музыкальной форме написано это произведение? Почему?
Дети дают свои варианты, поясняя их (Вариационная форма сможет раскрыть этот образ, показав его многогранность).
Слушание музыки (просмотр видео).
Учитель: В каком характере звучали части? Какие инструменты симфонического оркестра солировал в этих частях? Почему Свиридов выбрал именно эти тембры? Изменится ли образ, если изменить тембр солирующего инструмента? (работа в группах,ответы детей)
Этап проверки понимания обучающимися нового материала.
Творческое задание (индивидуальное). Детям предлагается послушать это произведение ещё раз, определить цвет, близкий звучанию музыки и пояснить свой выбор, подобрав ассоциативный ряд (Например: 1 часть звучала тоскливо, с грустью, в звучании 1 части я почувствовал присутствие жёлтого цвета, словно последний жёлтый лист падает с дерева).
Обсуждение вариантов ответов.
Исполнение (разучивание 1 куплета) песни Е. Крылатова «Школьный романс»
Этап закреплениея изученного материала.
Учитель: Какой из частей «Романса» Свиридова близка по настроению эта песня.
Ответы детей.
Слушание произведения «Весна и Осень».
Учитель: какой образ (образы) рисует эта музыка?
Ответы детей (обычно дети отвечают, что здесь образ весны и осени, но некоторые дети сразу дают ответ, что здесь не только образы природы, но и образы чувств человека, поясняют своё ответ, опираясь на текст повести и свои ощущения).
Необходимо подвести детей к пониманию глубины музыки Свиридова, многозначности музыкального образа, что является одной из стилистических особенностей музыкального языка композитора.
Учитель: Понравились ли вам музыка Георгия Васильевича Свиридова? Чем?
Ответы детей (эти вопросы позволят детям сделать вывод о красоте, задушевности, выразительности мелодики Г. В. Свиридова)
Учитель: Ещё одной особенностью музыкального языка Свиридова является красочность оркестровки. Как вы думаете, что это такое? Это связано с определением цвета, созвучного звучанию музыки или нечто другое?
Рассуждения детей
(совместно приходим к выводу о том, что красочность оркестровки связана с тембрами инструментов, в начале урока мы уже говорили о том, что солирующие инструменты, группы инструментов симфонического оркестра помогают глубже почувствовать музыкальный образ, делая его ярче и выразительней)
Заключительный этап урока
Рефлексия