разработка игр-занятий по ИЗО
эти игры помогут любому воспитателю полноценно дополнить свои занятия по ИЗО-деятельности
ИГРЫ – РИСУНКИ
Воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им реального жизненного опыта. Деятельность воображения формируется в детстве наиболее активно и полнее всего реализуется в играх, сочинительстве сказок, рисовании и других видах творчества.
Рисовать ребенку необходимо, как и разговаривать. Вы спросите, почему? Под рукой наших детей возникают большеголовые друзья, синие деревья, красные горы, оранжевые верблюды, неописуемые животные. Малышам в это время не хватает жизненного опыта, но они интуитивно, то есть повинуясь внутренней подсказке, личному впечатлению, отражают в рисунке свой мир, осознают себя в нем. Нарисовав событие, легче потом рассказывать о нем.
Предлагаю поиграть с ребенком, используя краски все, что есть под руками.
СТАРАЯ ФРЕСКА
Мы часто отказываемся рисовать на мятом листе, считая, что это испортит работу. Познакомьтесь с интересным способом работы по мокрой мятой бумаге: краска затекает в изгибы бумаги, образует эффект потрескавшейся штукатурки. Хотите попробовать?
Материалы: бумага, краски, вода, кисть, тряпочка.
Ход работы
1. Лист бумаги осторожно сомните, чтобы нарушить структуру бумаги, «состарить» ее.
2. Бумагу расправьте, смочите водой.
3. Рисуйте способом по сырому.
РИСУЕМ СКАЗКУ
Вы уже многое умеете, пора сделать большую красивую работу.
Постарайтесь передать в ней все, чему вы научились.
Представьте себе, что вы спустились на дно морское, перед вами проплывают диковинные рыбы, осьминоги, медузы, вокруг колышутся водоросли, на дне лежат камни и морские звезды. Там и приключилась эта история. Послушайте ее и нарисуйте героев сказки.
Материалы: акварель, бумага, кисть, карандаш, трубочка, палитра, тряпочка, вода, зубная щетка и фантазия!
КАК РАК-ОТШЕЛЬНИК ДРУГА НАШЕЛ
Жил на дне моря рак-отшельник. Одна клешня больше другой, хвостик маленький, брюшко мягкое. Нашел он как-то пустую раковину, забрался в нее. Понравился домик: надежный, защищает от зубастых рыб. Днем и ночью рак ползал с домиком по песку, покидал его редко: много вокруг хищниц. Бывало, высунется из раковины, чтобы схватить травинку или червяка, а враги тут как тут, только успевай прятаться.
И решил рак найти себе хорошего друга. Такого, который смог бы его защитить.
ИГРА «ОЖИВШИЕ ПРЕДМЕТЫ»
Суть этой игры-рисунка заключается в следующем. Представьте, что
самые обыкновенные вещи, окружающие вас, оживают. Что произойдет с вами? Как они будут после этого выглядеть?
Например, представьте себе, что ожила новогодняя елка…
Были бы у елочки
Ножки,
Побежала бы она по дорожке.
Заплясала бы она
Вместе с нами,
Застучала бы она
Каблучками.
Закружились бы на елочке
Игрушки –
Разноцветные фонарики,
Хлопушки.
Завертелись бы на елочке
Флаги
Из пунцовой, из серебряной
Бумаги.
Засмеялись бы на елочке
Матрешки
И захлопали б от радости
В ладошки…
К. Чуковский
Ребята, нарисуйте телефон, лампочку, часы, дом так, как если бы у них были ножки.
ИГРА «ЧЕГО В ЖИЗНИ НЕ БЫВАЕТ?»
Взрослый предлагает ребятам пофантазировать и нарисовать то, чего в жизни быть не может…
Например, нарисовать вот такую необыкновенную радость.
Рады, рады, рады
Светлые березы,
И на них от радости
Вырастают розы.
Рады, рады, рады
Темные осины
И на них от радости
Растут апельсины.
То не дождь пошел из облака
И не град,
То посыпался из облака
Виноград.
И вороны над полями
Вдруг запели соловьями.
И ручьи из-под земли
Сладким медом потекли.
Куры стали павами,
Лысые – кудрявыми.
Даже мельница – и та
Заплясала у моста.
Так бегите же за мною
На зеленые луга,
Где над синею рекою
Встала радуга-дуга.
Мы на радугу вскарабкаемся,
Поиграем в облаках,
И оттуда вниз по радуге
На салазках, на коньках.
К. Чуковский
Пусть дети, используя палитру настроений, придумают и нарисуют.
ИГРА «СКАЗКИ НАИЗНАНКУ»
Эта игра научит умению фантазировать, сочинять, рассказывать.
Взрослый предлагает детям поменять главных героев известной сказки местами, то есть добрых сделать злыми, а злых – добрыми, смелых – трусливыми и наоборот, и на основе этого сочинить новую сказку, а затем нарисовать ее.
Например, Волк в сказке «Волк и семеро козлят» – добрый, заботливый, а Коза – злая.
В «Сказке о рыбаке и рыбке» не старик просит у рыбки подарки, а рыбка у старика.
ИГРА «СМЕШНЫЕ ИСТОРИИ»
Игра поможет в развитии творческого воображения, научит анализировать, сочинять, рассказывать.
Взрослый предлагает детям придумать героев сказки, которые бы носили смешные имена, а затем сочинить про них сказку и нарисовать ее.
«Жили на свете госпожа Плюшка и господин Дуршлаг…»
«Встретились как-то на улице сеньор Чайник и сеньорита Крышка…»
«Сударыня Свечка совсем случайно познакомилась с сударыней Спичкой…»
«Две девчонки, Заколка и Шпилька, решили отправиться в путешествие…»
И так далее.
литература: Фатеева А.А. Рисуем без кисточки.:Академия развития,2007