проект

Аникина Ирина Владимировна

проект по использованию нестандартного оборудования на физкультурных занятиях в младшей группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Аленушка» г.Ядрин Чувашской Республики

ПРОЕКТ

 «Использование нестандартного оборудования на физкультурных занятиях как метод укрепления здоровья детей младшего дошкольного возраста»

2011 год

Проблема: Недостаточное обеспечение двигательной предметно- развивающей среды, что ведёт к нарушениям осанки, плоскостопию, задержке возрастного развития, выносливости, гибкости и силы.

Цель проекта: создание оптимальной двигательной среды с использованием нестандартного оборудования, способствующей воспитанию культуры здоровья дошкольников.

Задачи проекта:

  1. Выявить уровень культуры здоровья детей, их потребности и функциональные возможности.
  2. Определить теоретические основы создания нестандартного оборудования с учетом особенностей детей.
  3. Разработать и смоделировать эскизы оборудования.
  4. Спроектировать двигательную среду с целью воспитания культуры здоровья у детей.
  5. Мотивировать педагогический коллектив и родителей на создание нестандартного оборудования.
  6. Обобщить и распространить опыт работы по созданию нестандартного оборудования для двигательной среды.

Планируемые результаты:

  1. Осуществление мониторинга состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности.
  2. Проведение диагностики образовательной обстановки ДОУ: среды, двигательного оборудования.
  3. Создание творческой группы по проблеме.
  4. Повышение в процентном соотношении  профессиональной компетентности педагогов по теме: «Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ».
  5. Изготовление нестандартного физкультурного оборудования.
  6. Апробация и внедрение в педагогический процесс ДОУ использование нестандартного оборудования.
  7. Улучшение работы с родителями по пропаганде ЗОЖ..

                                       Аннотация

Проект «Использование нестандартного оборудования на физкультурных занятиях как метод укрепления здоровья детей младшего дошкольного возраста» разработан в МДОУ «Детский сад  «Алёнушка» г.Ядрин Чувашской Республики Аникиной И.В. на 2010-2011 уч. год в целях сохранения и укрепления здоровья детей, снижения риска заболеваемости и проведения закаливающих процедур. Данный проект предусматривает целенаправленную работу по оздоровлению и закаливанию детей.

Введение

Главной ценностью для человека является его здоровье. Дошкольный возраст в развитии ребенка – это период, когда закладывается фундамент его здоровья и культуры движения. В современном обществе предъявляются высокие требования к психофизической подготовленности детей.

Одной из приоритетных задач здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является создание мотивации, обучение и привитие навыков здорового образа жизни у детей. Важным направлением в этой сфере является правильно организованная предметно-пространственная среда. Прежде всего, это двигательная предметно-развивающая среда. Она должна носить не только развивающий характер, но также являться разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной. Для этого в детских садах рекомендуется применять нестандартное оборудование, разработанное специалистами, либо сделанное совместными усилиями педагогов и родителей.

К сожалению, в детских садах есть еще дети, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата: сутуловатость, вялая осанка, уплощенная стопа. Все эти нарушения легко предупреждаются при использовании нестандартного оборудования, так как выполнение упражнений с пособиями и дидактическим инвентарем повышает интерес к занятиям, улучшает качество их выполнения. На эффективность проведения занятий влияет качественная и глубоко продуманная предварительная работа по подготовке всех необходимых пособий и инвентаря, которые помогут проводить комплекс упражнений живо, эмоционально, интересно.

Для полноценного развития ребенка необходимо, чтобы в двигательной деятельности он знакомился с как можно большим количеством разнообразных физкультурных пособий и предметов. Успех физкультурных занятий, да и эффективность физического воспитания детей в целом, зависит от форм, методов и приемов индивидуального подхода к детям, а также в большей мере от наличия необходимой материально-технической базы. Предметное окружение имеет огромное значение для развития активности детей, формирования их инициативного поведения и творчества.

Недостаточное материальное обеспечение, отсутствие возможностей приобрести дорогостоящее оборудование побуждают многих педагогов к поиску новых форм работы. Нестандартное оборудование – это всегда дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним. Детей привлекают необычные формы и красочность такого оборудования, что способствует более высокому эмоциональному тонусу во время занятий и интересу детей к различным видам двигательной деятельности, увеличению двигательной активности, развитию самостоятельности детей, формированию потребностей в движениях.

Моя задача – насыщение пространства групповой комнаты недорогим, нестандартным, многофункциональным оборудованием и инвентарем, отвечающим гигиеническим, анатомо-физиологическим, психическим, эстетическим требованиям. К предлагаемому разработанному и самостоятельно сделанному нестандартному оборудованию относятся следующие его виды и варианты: массажный коврик «колючая травка», массажные дорожки, ходунки, «сухой дождь», массажный коврик «ромашка», массажные палочки для ног и т.д.

Предлагаемое нестандартное оборудование рекомендуется для использования на физкультурных занятиях, оздоровительных мероприятиях, спортивных развлечениях с детьми как практически здоровыми , так и имеющими отклонения в состоянии здоровья. Использование нестандартного оборудования позволяет:

1.повышать интерес детей к выполнению основных движений и игр;

2. развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие, воображение, зрительную память;

3. уточнять представление о форме предметов, положение их частей, их относительной величине, об окраске предметов;

4. развивать чувство цвета, формы;

5. способствовать формированию физических качеств и двигательных умений детей.

Анализ внешней среды

Движение составляет основу практически любой деятельности ребенка. Однако в настоящее время врачи, специалисты и педагоги в детских дошкольных образовательных учреждений отмечают значительное сокращение объема двигательной активности детей. гиподинамия в детском возрасте приводит к снижению уровня здоровья дошкольников, уменьшению защитных сил организма, способствует задержке умственного и физического развития. Исходя из практических наблюдений, можно отметить снижение интереса детей к организованной двигательной деятельности: их малоподвижность или, наоборот, хаотическую гиперактивность, нежелание принимать участие в подвижных играх и упражнениях.

Опираясь на мнения специалистов в области физического воспитания дошкольников, утверждающих, что именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, создаются предпосылки для развития выносливости, скоростно-силовых и других физических качеств, происходит совершенствование деятельности основных физических систем организма, мы пришли к выводу, что необходимо:

  1. повысить интерес детей к различным видам двигательной деятельности;
  2. увеличить объем двигательной активности детей;
  3. поднять эмоциональный настрой детей на физкультурных занятиях, чтобы эти занятия приносили радость, поддерживали хорошее настроение;
  4. побуждать детей к самостоятельной двигательной деятельности.

Анализ внутренней среды

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад «Алёнушка» г. Ядрина Чувашской Республики: 429060, Чувашия, г. Ядрин, ул. К.Маркса, дом №94, лицензия №262732 от 03 сентября 2007 года, аккредитация АА 165377 Дошкольное образовательное учреждение « Детский сад « Алёнушка» был открыт 1987 году как общеобразовательное учреждение. ДОУ имеет отдельное здание, расположенное внутри жилого массива, самостоятельную территорию, отделённую забором и живой изгородью, расположено в экологически чистой зоне города рядом с жилыми постройками, вблизи реки Суры. В состав  территории детского сада входят: здание, групповые участки с верандами, спортивная площадка, складские помещения, зелёный массив с уголком леса, плодовым садом, клумбами, двумя альпийскими горками, действующим фонтаном и мини- водоёмом.

Детский сад имеет музыкальный зал, кабинет для коррекционной работы с детьми с особыми нуждами, методический кабинет, изолятор, медицинский кабинет.

В детском саду 12 групп для детей дошкольного возраста от 1,5 до 7 лет. Проектная мощность- 252 человека. На данный момент количество воспитанников составляет 254 ребёнка. Детский сад посещают дети всех слоёв населения города от рабочих до интеллигенции. В соответствии с запросами родителей нами созданы все условия для всестороннего и полноценного развития детей. Педагогический коллектив осуществляет педагогический процесс, используя следующие программы и технологии:

1. « Программа воспитания и обучения в детском саду» М.А. Васильева.

2. « Программа воспитания ребёнка- дошкольника» О.В.Драгунова.

3. Программа «Росинка» В.Н.Зимонина.

4. «Безопасность» Н.Н.Авдеева, Р.Б.Стёркина, О.Л.Князева.

5. «Юный эколог» С.Н.Николаева.

6. « Изобразительная деятельность в детском саду» Г.С.Швайко.

Первостепенной задачей ДОУ является задача охрана жизни и здоровья детей, их физического развития, формирования навыков здорового образа жизни.

Учреждение постоянно работает над укреплением материально- технической базы. Проводится косметический ремонт групповых комнат, частично отремонтирован фасад здания. Детский сад обеспечен мебелью, посудой, мягким инвентарём. Приобретено дополнительно: детская мебель, методическая литература.

В детском саду группа №2 имеет направление по укреплению здоровья детей. В группе созданы условия для осуществления данного направления. Имеется: фитобар, спортивный уголок, нестандартное оборудование. Проводятся закаливающие мероприятия.

Работа в социуме

МДОУ « Детский сад « Алёнушка» уделяет внимание физическому воспитанию и укреплению здоровья детей. Дети дошкольных групп посещают ФСК 4 раза в неделю, с целью проведения занятий по физическому воспитанию. Там они занимаются в большом спортивном зале, отвечающем нормам САНпина. Имеется различный спортивный инвентарь. Детям очень нравится там заниматься. Также здесь проводятся спортивные соревнования среди дошкольников разных детских садов.

В тёплое время года дети старших групп приходят заниматься на городской стадион. Занятия на свежем воздухе способствуют  оздоровлению детей.

Подготовительный этап

- Беседы с детьми.

- Диагностика медицинской сестры о состояние здоровья детей.

- Тестирование по физической подготовленности детей.

- Изучение мнения родителей и получение семейной поддержки.

- Создание условий и оформление необходимого материала.

Реализация проекта

Обследование:

- Обследование уровня физического развития, физической подготовленности детей.

- Диспансеризация.

Двигательная деятельность и физкультурно- оздоровительные мероприятия:

- Утренняя гимнастика

1. Традиционная

2. Оздоровительный бег и ходьба

3. Элементы ритмической гимнастики.

-Физкультурные занятия:

1. В зале

2. На воздухе

3. ФСК

4. Дыхательная гимнастика после сна

5. Подвижные игры

6. Физкультурные досуги, развлечения, праздники.

7. « День здоровья»

8. Игры- забавы

9. Работа с родителями

Лечебно-профилактические мероприятия

- точечный массаж с целью профилактики простудных заболеваний

- массаж для профилактики плоскостопия « Поиграем с ножками»

- пальчиковые упражнения

- игровые массаж