проект
проект по использованию нестандартного оборудования на физкультурных занятиях в младшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект по использованию нестандартного оборудования на физкультурных занятиях | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Аленушка» г.Ядрин Чувашской Республики
ПРОЕКТ
«Использование нестандартного оборудования на физкультурных занятиях как метод укрепления здоровья детей младшего дошкольного возраста»
2011 год
Проблема: Недостаточное обеспечение двигательной предметно- развивающей среды, что ведёт к нарушениям осанки, плоскостопию, задержке возрастного развития, выносливости, гибкости и силы.
Цель проекта: создание оптимальной двигательной среды с использованием нестандартного оборудования, способствующей воспитанию культуры здоровья дошкольников.
Задачи проекта:
- Выявить уровень культуры здоровья детей, их потребности и функциональные возможности.
- Определить теоретические основы создания нестандартного оборудования с учетом особенностей детей.
- Разработать и смоделировать эскизы оборудования.
- Спроектировать двигательную среду с целью воспитания культуры здоровья у детей.
- Мотивировать педагогический коллектив и родителей на создание нестандартного оборудования.
- Обобщить и распространить опыт работы по созданию нестандартного оборудования для двигательной среды.
Планируемые результаты:
- Осуществление мониторинга состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности.
- Проведение диагностики образовательной обстановки ДОУ: среды, двигательного оборудования.
- Создание творческой группы по проблеме.
- Повышение в процентном соотношении профессиональной компетентности педагогов по теме: «Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ».
- Изготовление нестандартного физкультурного оборудования.
- Апробация и внедрение в педагогический процесс ДОУ использование нестандартного оборудования.
- Улучшение работы с родителями по пропаганде ЗОЖ..
Аннотация
Проект «Использование нестандартного оборудования на физкультурных занятиях как метод укрепления здоровья детей младшего дошкольного возраста» разработан в МДОУ «Детский сад «Алёнушка» г.Ядрин Чувашской Республики Аникиной И.В. на 2010-2011 уч. год в целях сохранения и укрепления здоровья детей, снижения риска заболеваемости и проведения закаливающих процедур. Данный проект предусматривает целенаправленную работу по оздоровлению и закаливанию детей.
Введение
Главной ценностью для человека является его здоровье. Дошкольный возраст в развитии ребенка – это период, когда закладывается фундамент его здоровья и культуры движения. В современном обществе предъявляются высокие требования к психофизической подготовленности детей.
Одной из приоритетных задач здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является создание мотивации, обучение и привитие навыков здорового образа жизни у детей. Важным направлением в этой сфере является правильно организованная предметно-пространственная среда. Прежде всего, это двигательная предметно-развивающая среда. Она должна носить не только развивающий характер, но также являться разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной. Для этого в детских садах рекомендуется применять нестандартное оборудование, разработанное специалистами, либо сделанное совместными усилиями педагогов и родителей.
К сожалению, в детских садах есть еще дети, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата: сутуловатость, вялая осанка, уплощенная стопа. Все эти нарушения легко предупреждаются при использовании нестандартного оборудования, так как выполнение упражнений с пособиями и дидактическим инвентарем повышает интерес к занятиям, улучшает качество их выполнения. На эффективность проведения занятий влияет качественная и глубоко продуманная предварительная работа по подготовке всех необходимых пособий и инвентаря, которые помогут проводить комплекс упражнений живо, эмоционально, интересно.
Для полноценного развития ребенка необходимо, чтобы в двигательной деятельности он знакомился с как можно большим количеством разнообразных физкультурных пособий и предметов. Успех физкультурных занятий, да и эффективность физического воспитания детей в целом, зависит от форм, методов и приемов индивидуального подхода к детям, а также в большей мере от наличия необходимой материально-технической базы. Предметное окружение имеет огромное значение для развития активности детей, формирования их инициативного поведения и творчества.
Недостаточное материальное обеспечение, отсутствие возможностей приобрести дорогостоящее оборудование побуждают многих педагогов к поиску новых форм работы. Нестандартное оборудование – это всегда дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним. Детей привлекают необычные формы и красочность такого оборудования, что способствует более высокому эмоциональному тонусу во время занятий и интересу детей к различным видам двигательной деятельности, увеличению двигательной активности, развитию самостоятельности детей, формированию потребностей в движениях.
Моя задача – насыщение пространства групповой комнаты недорогим, нестандартным, многофункциональным оборудованием и инвентарем, отвечающим гигиеническим, анатомо-физиологическим, психическим, эстетическим требованиям. К предлагаемому разработанному и самостоятельно сделанному нестандартному оборудованию относятся следующие его виды и варианты: массажный коврик «колючая травка», массажные дорожки, ходунки, «сухой дождь», массажный коврик «ромашка», массажные палочки для ног и т.д.
Предлагаемое нестандартное оборудование рекомендуется для использования на физкультурных занятиях, оздоровительных мероприятиях, спортивных развлечениях с детьми как практически здоровыми , так и имеющими отклонения в состоянии здоровья. Использование нестандартного оборудования позволяет:
1.повышать интерес детей к выполнению основных движений и игр;
2. развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие, воображение, зрительную память;
3. уточнять представление о форме предметов, положение их частей, их относительной величине, об окраске предметов;
4. развивать чувство цвета, формы;
5. способствовать формированию физических качеств и двигательных умений детей.
Анализ внешней среды
Движение составляет основу практически любой деятельности ребенка. Однако в настоящее время врачи, специалисты и педагоги в детских дошкольных образовательных учреждений отмечают значительное сокращение объема двигательной активности детей. гиподинамия в детском возрасте приводит к снижению уровня здоровья дошкольников, уменьшению защитных сил организма, способствует задержке умственного и физического развития. Исходя из практических наблюдений, можно отметить снижение интереса детей к организованной двигательной деятельности: их малоподвижность или, наоборот, хаотическую гиперактивность, нежелание принимать участие в подвижных играх и упражнениях.
Опираясь на мнения специалистов в области физического воспитания дошкольников, утверждающих, что именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, создаются предпосылки для развития выносливости, скоростно-силовых и других физических качеств, происходит совершенствование деятельности основных физических систем организма, мы пришли к выводу, что необходимо:
- повысить интерес детей к различным видам двигательной деятельности;
- увеличить объем двигательной активности детей;
- поднять эмоциональный настрой детей на физкультурных занятиях, чтобы эти занятия приносили радость, поддерживали хорошее настроение;
- побуждать детей к самостоятельной двигательной деятельности.
Анализ внутренней среды
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад «Алёнушка» г. Ядрина Чувашской Республики: 429060, Чувашия, г. Ядрин, ул. К.Маркса, дом №94, лицензия №262732 от 03 сентября 2007 года, аккредитация АА 165377 Дошкольное образовательное учреждение « Детский сад « Алёнушка» был открыт 1987 году как общеобразовательное учреждение. ДОУ имеет отдельное здание, расположенное внутри жилого массива, самостоятельную территорию, отделённую забором и живой изгородью, расположено в экологически чистой зоне города рядом с жилыми постройками, вблизи реки Суры. В состав территории детского сада входят: здание, групповые участки с верандами, спортивная площадка, складские помещения, зелёный массив с уголком леса, плодовым садом, клумбами, двумя альпийскими горками, действующим фонтаном и мини- водоёмом.
Детский сад имеет музыкальный зал, кабинет для коррекционной работы с детьми с особыми нуждами, методический кабинет, изолятор, медицинский кабинет.
В детском саду 12 групп для детей дошкольного возраста от 1,5 до 7 лет. Проектная мощность- 252 человека. На данный момент количество воспитанников составляет 254 ребёнка. Детский сад посещают дети всех слоёв населения города от рабочих до интеллигенции. В соответствии с запросами родителей нами созданы все условия для всестороннего и полноценного развития детей. Педагогический коллектив осуществляет педагогический процесс, используя следующие программы и технологии:
1. « Программа воспитания и обучения в детском саду» М.А. Васильева.
2. « Программа воспитания ребёнка- дошкольника» О.В.Драгунова.
3. Программа «Росинка» В.Н.Зимонина.
4. «Безопасность» Н.Н.Авдеева, Р.Б.Стёркина, О.Л.Князева.
5. «Юный эколог» С.Н.Николаева.
6. « Изобразительная деятельность в детском саду» Г.С.Швайко.
Первостепенной задачей ДОУ является задача охрана жизни и здоровья детей, их физического развития, формирования навыков здорового образа жизни.
Учреждение постоянно работает над укреплением материально- технической базы. Проводится косметический ремонт групповых комнат, частично отремонтирован фасад здания. Детский сад обеспечен мебелью, посудой, мягким инвентарём. Приобретено дополнительно: детская мебель, методическая литература.
В детском саду группа №2 имеет направление по укреплению здоровья детей. В группе созданы условия для осуществления данного направления. Имеется: фитобар, спортивный уголок, нестандартное оборудование. Проводятся закаливающие мероприятия.
Работа в социуме
МДОУ « Детский сад « Алёнушка» уделяет внимание физическому воспитанию и укреплению здоровья детей. Дети дошкольных групп посещают ФСК 4 раза в неделю, с целью проведения занятий по физическому воспитанию. Там они занимаются в большом спортивном зале, отвечающем нормам САНпина. Имеется различный спортивный инвентарь. Детям очень нравится там заниматься. Также здесь проводятся спортивные соревнования среди дошкольников разных детских садов.
В тёплое время года дети старших групп приходят заниматься на городской стадион. Занятия на свежем воздухе способствуют оздоровлению детей.
Подготовительный этап
- Беседы с детьми.
- Диагностика медицинской сестры о состояние здоровья детей.
- Тестирование по физической подготовленности детей.
- Изучение мнения родителей и получение семейной поддержки.
- Создание условий и оформление необходимого материала.
Реализация проекта
Обследование:
- Обследование уровня физического развития, физической подготовленности детей.
- Диспансеризация.
Двигательная деятельность и физкультурно- оздоровительные мероприятия:
- Утренняя гимнастика
1. Традиционная
2. Оздоровительный бег и ходьба
3. Элементы ритмической гимнастики.
-Физкультурные занятия:
1. В зале
2. На воздухе
3. ФСК
4. Дыхательная гимнастика после сна
5. Подвижные игры
6. Физкультурные досуги, развлечения, праздники.
7. « День здоровья»
8. Игры- забавы
9. Работа с родителями
Лечебно-профилактические мероприятия
- точечный массаж с целью профилактики простудных заболеваний
- массаж для профилактики плоскостопия « Поиграем с ножками»
- пальчиковые упражнения
- игровые массаж