Главные вкладки
Нисимова Лия Юрьевна
Возрастные кризисы в дошкольном возрасте.
Содержание:
1. Кризис 3-х лет.
1.1.Причины возникновения кризиса.
1.2.Симптоматика кризиса 3-х лет.
1.3.Новообразование кризиса 3-х лет.
1.4.Рекомендации для успешного переживания.
2. Кризис 7-ми лет.
2.1.Симптомы кризиса 7-ми лет.
2.2.Новообразования кризиса.
Заключение.
Что такое кризис? Это переходный период, скачок в развитии. Это самые «яркие» моменты в становлении личности. Благодаря кризису у ребенка появляются новообразования, необходимые ему для дальнейшего взросления и развития. Поэтому кризис необходим.
Кризис 3-х лет.
Ребенок становится трудным для взрослых. Милый малыш превратился в строптивое, упрямое, негативное, отрицающее, ревнующее, деспотическое существо. Он начинает осознавать, что способен оказывать влияние на окружающую действительность (пусть и не всегда успешно) простым словом «нет». «Нет, он не хочет кушать». «Нет, он пойдет в другую сторону».
Так проявляется кризис 3-х лет.
Этот период активного противодействия особенно труден для родителей. Однако, необходимо понимать, что ребенок говорит «нет» не вопреки родителям, а больше для себя. Так он самоутверждается и заявляет, что у него есть свои интересы.
Причины возникновения кризиса.
Ребенок пытается установить новые, более высокие формы отношения с окружающими. Это кризис социальных отношений, кризис выделения своего «Я» (не зря он начинается со слов: «Я сам»).
Кризис 3-х лет представляет собой ломку взаимоотношений, которые существовали до сих пор между ребенком и взрослым. Это отделение ребенка от взрослого человека. В результате такого отделения взрослые как бы впервые возникают в мире детской жизни. Ребенок начинает видеть других людей и называть себя другими именами. Мир детской жизни из мира, ограниченного предметами, превращается в мир взрослых людей. Перестройка отношений возможна только в том случае, если происходит отделение ребенка от взрослого человека.
Ребенок отгораживается от взрослых, противопоставляя себя другим («Не шуми, у дедушки болят уши». «А, у меня не болят»!).
У ребенка появляется желание проявить свое «Я» («Митя, плиту трогать нельзя!» и вслед за этим: «А, я буду»!).
Симптоматика кризиса 3-х лет.
1. Негативизм. Ребенок отказывается вообще подчиняться определенным требованиям взрослых. Негативизм нельзя смешивать с непослушанием. Непослушание - не хочет. Негативизм - взрослый просит, вопреки своему желанию, стремление противоречить, стремление сделать наоборот. Хочет съесть кашу, но мама опередила и сказала «Съешь кашу, она очень вкусная» и ребенок отказывается от каши.
2. Упрямство. Это реакция на свое собственное решение. Упрямство состоит в том, что ребенок настаивает на своем решении, требовании. Здесь происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались. С улицы зовут, но он первый раз отказался, и он не идет. Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным решением.
3. Строптивость. Это протест против порядков, которые существуют дома. Против образа жизни, против норм. «Да, ну»!
4. Своеволие. Стремление к эмансипации от взрослого. Ребенок сам хочет что- то делать. Самостоятельность намерения, замысла.
5. Обесценивание взрослых. Ребенок может ругаться и обзываться на взрослых.
6. Протест-бунт. Проявляется в частых ссорах с родителями.
7. Деспотизм. В семье с единственным ребенком чаще всего происходит. Мать не должна уходить из дома, она должна сидеть в комнате, как он этого требует. Есть он этого не станет, а будет, есть то, что он хочет.
Новообразование кризиса 3-х лет.
Возникает тенденция к самостоятельной деятельности, в тоже время похожей на деятельность взрослого – взрослые выступают для ребенка как образцы, и ребенок хочет действовать как они. Тенденция жить общей жизнью со взрослыми проходит через все детство; ребенок, отделяясь от взрослого, устанавливает с ним более глубокие отношения.
Рекомендации для успешного переживания.
1. Проверка родителей на прочность - любимое занятие детей. Это свойственно ребенку: снова и снова пробовать, как далеко можно зайти. Для общего спокойствия нужно установить правила, на которые дети смогут ориентироваться.
· Правила должны соответствовать возрасту ребенка (включение техники).
· Научите ребенка не вступать с ними в противоречия (запрет постоянен).
· Если малыш будет вести себя правильно, вознаградите его за старание («я рада»).
· Соблюдайте установленные нормы сами, иначе, где ваш ребенок найдет подтверждение правильности того, что делает (бить нельзя – сами шлепаете).
«Можно» и «нельзя» - два самых простых слова, которые способен понять малыш. Правда, не стоит надеяться, что услышав запрет один раз, ребенок оставит попытки убедиться в твердости вашего решения, ведь. Только настаивая на своем, он учится проявлять волю и осознавать свое «Я». Непреложные запреты:
· Обижать родителей и сверстников (драться, ругаться, царапаться, щипаться, кусаться).
· Брать чужие игрушки без спроса.
· Включать бытовые приборы и брать сладости без разрешения.
· Выплевывать пищу.
· Ломать и портить вещи родителей.
· Вопросы безопасности.
2. Иногда следует пойти на уступки, чтобы избежать открытого столкновения и признать за вашим ребенком право на самоопределение в некоторых ситуациях (например, малыш хочет взять на улицу зонт, хотя дождя нет – позвольте ему, только договоритесь, что зонт он будет нести сам). Но не надо уступать во всем. Главное, чтобы в некоторых случаях ребенок чувствовал границы дозволенного. Быть независимым – значит, помимо всего прочего, понимать, что ты не всемогущий.
У взрослых есть выбор: либо оставаться строгими, либо уступить. Чтобы избежать, рева родители часто склоны выбирать линию наименьшего сопротивления, рискуя в дальнейшем столкнуться с тем, что в какой-нибудь аналогичной ситуации ребенку будет непонятно, почему они - то разрешают, то запрещают. Тогда- то он и закатывает истерику.
Что никогда не должно влиять на наши решения, так это угрызения совести (мало времени - вседозволенность). Лучше было бы выделить в неделю какие-то постоянные часы, которые посвящались бы только ребенку.
Непоследовательность родителей (вседозволенность, запрещение) очень влияет на ребенка. Он теряет всякие жизненные ориентиры.
Разумнее стараться в каждом конкретном случае прийти к компромиссу. Он показывает ребенку: мы принимаем тебя всерьез, понимаем тебя.
3. День за днем, месяц за месяцем ваш малыш учится самостоятельно питаться, передвигаться, одеваться – словом, самостоятельно выходить из множества непростых для него ситуаций. И он, и вы заслуженно гордитесь достигнутыми успехами. Воспитание самостоятельности – интересная, но трудная задача и она требует от вас энергичной и доброжелательной помощи. Как поддержать стремление ребенка повзрослеть, избегая чрезмерной опеки? Исключить – чрезмерную опеку. Позволить помогать вам, трудиться. Поощрять все его попытки стать взрослее, даже если они неловки и несмелы (похвала, подбадривание, поддержание). Главное – уметь оценить детские успехи (заинтересованное внимание).
Как построить отношения с трехлетним ребенком, чтобы он чувствовал себя психологически комфортно? Важно, чтобы он ощущал, что взрослые знают: рядом с ними не малыш, а равноправный член семьи.
· Воспитание на расстоянии (конфликты со сверстниками – решать самостоятельно; что- то пролил - дать тряпку ребенку; интересный эксперимент на будущее: ребенок с кастрюлей перед закрытой дверью).
· Считаться с его мнением не на словах, а на деле.
· Подражание - используйте это (собираете игрушки вместе).
· Поручения.
4. Если ребенок не слушается, постоянно пропускает все слова мимо ушей или проявляется строптивость, следует задуматься, как мы ведем себя с ним? Часто родители даже не замечают, как неуважительно они обращаются с детьми. Конечно, никто не хочет причинять своему ребенку боль. Однако в повседневной жизни мы легко теряем терпение («Ты, что совсем не соображаешь», «Сколько, раз тебе говорить, что…», «Это у тебя никогда не получится»!), это очень обидно.
Другая непозволительная привычка: жаловаться на ребенка в присутствии ребенка.
Быть уважаемым – одна из основополагающих потребностей каждого человека. Необходимо уважать, понимать и принимать ребенка со всем его своеобразием, со всеми его слабостями. Это и есть безусловная любовь.
5. Настройтесь на его частоту. Как часто ребенок не в состоянии нас понять? Чтобы избежать недоразумений, старайтесь внимательнее относиться к тому, что говорите и какие выбираете формулировки. (Дети шумят, а вы им говорите: «Вы еще прыгать начните»! и дети начинают прыгать).
6. Эдипов комплекс. Терпение второму родителю. Исключить обиду. Формируется чувство любви к родителям, которое достигает своего максимального развития, как и все эмоциональное развитие, в 4 года.
7. Обесценивание взрослых. Если ребенок говорит: «Ты - плохая», то вы в ответ - «Ты - хорошая». Дети – подражатели: уважительное отношение взрослых друг другу. Вопросы детей, типа: «Мама, ты меня любишь?", должны обращать на себя внимание как сомнение в прочности чувств и беспокойство по поводу их неразделенности.
Кризис 7-ми лет.
В период старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста (6,5-7,5) ребенок переживает кризис 7- ми лет. Переживая очередной кризис, ребенок выходит из него с новыми, более совершенными умениями и навыками, необходимые ему в дальнейшей новой учебной жизни.
Как такового яркого, как в 3 года, кризиса нет, потому что меняются чувства, ощущения, в первую очередь, меняется отношение ребенка к среде.
Симптомы кризиса 7- ми лет.
1. Утрата детской непосредственности. Наивность и непосредственность означает, что ребенок внешне такой же, как и внутренне. Утеря непосредственности означает привнесение в поступки интеллектуального момента; ориентировка в том, что принесет ребенку осуществление той или иной деятельности (пример: игра в шахматы). Впервые возникает ориентация на смысл поступка (пример: что- нибудь купить, как надо себя вести).
2. Манерничанье. Ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает (уже душа закрыта). Начинает капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, ребенок строит из себя шута. Это не мотивированно, это бросается в глаза, вызывает раздражение, не смех (пример: средний дошкольный возраст- смех, подготовительный – осуждение).
3. Симптом «горькой конфеты». Эксперимент: можно взять конфету, если ты решил правильно задание, но он не решает и все-равно берет конфету, и конфета не приносит радости, так как условие не выполнено. Ребенку плохо, но он старается этого не показать (пример: защитная реакция на взрослого, который кричит).
Новообразования кризиса.
1. Появляется новая внутренняя жизнь, жизнь переживаний. Например: агрессивность в среднем, младшем и старшем дошкольном возрасте. Рекомендации: начинать говорить «по душам»; по вечерам, о том, что происходит.
2. Ребенок начинает понимать, что значит: «Я радуюсь»; «Я огорчен»; «Я сердитый»; «Я добрый», то есть у него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях. Дифференциация чувств. Рекомендации: больше говорить с ребенком о чувствах.
3. У ребенка возникает логика чувств. Например: неудачи у слаборазвитого и нормотипичного ребенка. Тысячи отдельных неудач у слаборазвитого, а общего чувства своей малоценности нет.
4. Возникает настоящая самооценка и как следствие возникновение личного сознания. Ребенок начинает понимать, что не все может. Это осознание своего места в системе общественных отношений. 3 года – «внешнее Я сам»; 6 лет – личное самосознание. Внешнее превращается во внутреннее.
5. Экзистенциальные переживания (жизнь, смерть, любовь) и возможность их словесного выражения. Может появиться страх смерти, одиночества. Возрастает тревожность. Рекомендации: избегать кладбищ, домашние животные ушли в лес. Очень серьезно говорить о любви.
6. Есть различение реальности и правил поведения в них (дом, детский сад, улица).
7. Навык соподчинения мотивов (иерархия мотивов). Можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными. Преобладание непосредственных желаний определяется не только ожиданием награды или наказания со стороны взрослого, но и высказанным обещанием самого ребенка -принцип данного слова (например: игра с кем-нибудь).
8. Формируется настойчивость и умение преодолевать трудности. Например: на занятии все делает до конца.
9. Возникает чувство долга по отношению к другим людям (отношение к маленькому брату или сестре). Появляются высокие чувства: стыд, мораль.
10. Возникновение произвольного поведения. Появляется стремление управлять собой и своими поступками.
Таким образом, к концу дошкольного возраста у ребенка есть весь материал, чтобы стать полноценной личностью.
Заключение.
Притча: «Я - настоящий»!
Семья пришла в ресторан пообедать. Официантка приняла заказ у взрослых и затем повернулась к их семилетнему сыну:
— Что вы будете заказывать?
Мальчик робко посмотрел на взрослых и произнёс:
— Я бы хотел хот-дог.
Не успела официантка записать заказ, как вмешалась мать:
— Никаких хот-догов! Принесите ему бифштекс с картофельным пюре и морковью.
Официантка проигнорировала её слова.
— Вы будете хот-дог с горчицей или с кетчупом? — спросила она мальчика.
— С кетчупом.
— Я буду через минуту, — сказала официантка и отправилась на кухню.
За столом воцарилась оглушительная тишина. Наконец, мальчик посмотрел на присутствующих и сказал:
— Знаете что? Она думает, что я настоящий!
Используемая литература.
1. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - Союз, Санкт-Петербург, 1997.
2. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В.Запорожца и др. - М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995.
3. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. –Тривола, Москва, 1995.
4. Энтони де Мелло, Одна минута мудрости (сборник медитативных притч). "Электронная библиотека Bookscafe.Net", 2015-2022