Статья

Ермилова Яна Юрьевна

Статья по теме "Ролевая игра в обучении английскому языку младших школьников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Ролевая игра в обучении английскому языку младших школьников.»

1.Введение.

2.Методика организации ролевой игры на уроках английского языка.

3.Заключение.

4.Использованная литература.

         В настоящее время знание иностранных языков - это не только атрибут                   культурного развития человека, но и условие для его успешной карьеры.

         В условиях реализации задач реформы общеобразовательной школы учителя и методисты постоянно ищут резервы повышения уровня качества эффективности обучения английскому языку. Одним из этих резервов можно считать ролевую игру, которая является эффективным средством создания коммуникативной направленности на уроках английского языка. Ролевая игра обладает большими обучающими и воспитательными возможностями, ее можно рассматривать как точную модель общения.

          Преимущества ролевой игры перед другими коммуникативными упражнениями заключается в том, что она предполагает подражание действительности, с которой ребёнок встречается каждый день, в ее наиболее существенных чертах, усиление личной сопричастности ко всему происходящему.

          У детей при участии в ролевых играх закладываются основы коммуникативной компетенции, позволяющие осуществлять иноязычное общение обучающихся на уроках, что является главной целью обучения иностранному языку.

         Предлагаемая работа посвящена организации ролевой игры на уроке английского языка.

             К ролевой игре методика преподавания иностранного языка идёт уже давно. В настоящее время идея использования ролевого поведения получила подкрепление со стороны теории, которая получила название “теория ролей”, разработанной социологами и социопсихологами. Сторонники этой теории считают, что связь личности с окружающей средой проявляется в том, что личность исполняет несколько социальных ролей: например, в семье – роль ребёнка, вне семьи – роль ученика и т.д. Эти роли в обществе определяют речевое либо неречевое поведение человека.

             Понятие социальной роли является, таким образом, элементом общественных отношений: окружающая среда выступает по отношению к человеку как первичная социализация. В ней он усваивает социальный опыт, зафиксированный в языке. Естественные социальные роли в учебных условиях сводятся к двум: учитель – ученик. Поэтому при использовании ролевой игры как средства обучения мы будем говорить о “вторичной социализации”, имитирующей первую в её самых существенных чертах. Социальные роли в рамках вторичной социализации носят неизбежно искусственный, условный характер (представь, что ты врач, продавец, репортёр и т.д.). Мера условности может быть различной: перевоплощение в реальных людей, в литературных персонажей, героев сказок и т.д. Иногда ролевая игра носит характер уподобления, т.е. разыгрываются ситуации, типичные для окружающей среды (врач и пациент), а иногда она может быть более театрализованной: с конфликтом, кульминацией и развязкой. Но элемент условности присущ всем видам ролевой игры.

              Ролевая игра – это речевая, игровая и учебная деятельности одновременно. С точки зрения учащихся, ролевая игра – это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в определённых ролях. Учебный характер игры ими обычно не осознаётся. С позиции учителя, ролевую игру можно рассматривать как форму обучения диалогическому общению. Для учителя цель игры – формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся. Ролевая игра управляема, её учебный характер чётко осознаётся учителем. Она обладает большими обучающими возможностями.

             Психологи отмечают, что для поведения детей младшего школьного возраста характерны высокая активность, подвижность. Дети этого возраста свободны, раскованы, с интересом относятся к игровым формам работы, любят исполнять различные роли людей, которых видят вокруг себя, роли сказочных персонажей. У школьников этой возрастной группы происходит интенсивное развитие воспроизводящего воображения, их фантазия становится способной оживлять то, что получено извне в форме описания, создавать яркие образы увиденного и услышанного. Именно эти возрастные особенности учащихся 6-10 лет позволяют наиболее успешно и интенсивно использовать ролевые игры и задания в младших классах.

           Как правило, ролевые игры на начальной ступени обучения проводятся в режимах: ученик 1→ ученик 2 , ученик - класс, ученик – группа, ученик-учитель.

           Обучающиеся охотно участвуют в ролевых играх, изображая Буратино, Мальвину, Незнайку, любимого персонажа, учителя, друга из Англии, т.е. расспрашивают друг друга в рамках создаваемых ситуаций общения, обмениваются мнениями, суждениями, выражают просьбу, совет.

            Возрастной период младших школьников характеризуется интересом учащихся к межличностному общению в учебно-трудовой деятельности. В этих условиях возрастает значение сюжетных ролевых игр бытового содержания, отражающих разные стороны жизни школьника (учебу, труд, досуг), воспроизводящих фрагменты его реального опыта.

            Для младших школьников выделяются следующие сферы речевого общения которые можно создать с помощью различных средств обучения. Одним из средств, помогающих конструировать, моделировать весь учебный процесс и, в том числе, ролевую игру, является кукла. И в этом случае многие методисты, например, авторы учебника английского языка для второго класса Верещагина И.Н., Притыкина Н.А. предлагают использовать пальчиковые куклы. Другие учителя отдают предпочтение куклам, которые надеваются на руку. Благодаря подвижности такая кукла более выразительна. Создавая самим своим появлением атмосферу кукольного театра, она является прекрасным средством организации внимания на уроке.

              Существует множество типов упражнений для подготовки ролевой игры. Учитель может выбрать наиболее подходящие для своего класса в зависимости от опыта обучающихся. В дальнейшем ставятся проблемные ситуации, которые обучающиеся решают в процессе общения.

              Приведу в пример лишь некоторые игровые ситуации, которые я использую на своих уроках.

      1.  Учитель назначает водящего, который задумывает слово (название какого-либо предмета), хорошо знакомое учащимся.

Ученики по очереди задают вопросы водящему:

Is it a pen?

Is it Kate’s desk?

Is it Pete’s  school-bag?

Is it a flower?

Тот, кто отгадал задуманное слово, занимает место водящего.

           2.Учитель в быстром темпе называют слова water, sky, light, fire. Дети выполняют различные движения: при слове water – опускают руки вниз, при слове sky – поднимают руки вверх, при слове light– руки согнуть в локтях и быстро вращать кисти рук.

           3. Игры на внимание (цифры)

Данная игра очень хорошо тренирует навыки счета учащихся. Нужно выполнять следующие задания:

- назвать числа, которые делятся на 2, 3;

- посчитать через один;

- назвать все чётные числа;

- обратный счёт.

             4.Snowball

Учитель обращает внимание детей на то, что весной и летом расцветают разные цветы.

Учитель спрашивает, какие по цвету бывают цветы.

Учитель: What colour are the flowers in summer?

Ученик: They are red, green, yellow, white...

Ученики говорят по цепочке:

Уч. 1: The flowers are red.

Уч. 2: The flowers are red and white.

Уч. 3: The flowers are red, white, blue.

Уч. 4: The flowers are red, white, blue and yellow.

        5.Wake up!

Цель: закрепить лексику по теме.

На столе "спит" заяц. Его нужно "разбудить". Для этого надо дотронуться до частей его тела и назвать их.

Учитель: Смотрите, ребята, как крепко спит наш зайка! Давайте его разбудим! Кто хочет расшевелить нашего зайку? Touch the head! Touch the nose!

         6.Веселые художники.

Ученик, закрыв глаза, рисует животное. Ведущий называет основные части тела:

Draw a head, please.

Draw a body, please.

Draw a tail, please.

Если рисунок получился, команда получает пять баллов.

            7.Хлопаем в ладоши.

Члены обеих команд становятся в круг. Ведущий – в центре круга. Он называет вперемежку домашних и диких животных. Когда дети слышат название дикого животного, они хлопают один раз, когда слышат название домашнего животного, то хлопают два раза. Тот, кто ошибся, выбывает из игры. Победительницей считается та команда, в которой останется больше игроков.

            8.Seasons.

Учитель предлагает кому-то из учеников задумать какое-либо время года и описать его, не называя. Например,:

It is cold. It is white. I ski. I skate. I throw snowballs.

Учащиеся пытаются отгадать: Is it spring? Is it winter?

         9. Если бы я был…

Учитель предлагает играющим представить себя в роли известного киноактёра, писателя и т.д. и сообщить, как бы они выглядели, чем бы занимались и т.п.

       10. Рассказ по цепочке.

Учитель предлагает вместе по цепочке составить рассказ по заданной теме. Даётся описание ситуации или общий сюжет, который необходимо развить до уровня развёрнутого текста. Можно также вручить играющим карточки с рабочими материалами (записанными опорными мыслями, ключевыми словами, фразами и т.п.), чтобы помочь им в составлении конкретных фрагментов текста. Опорой могут быть рисунки, фотографии.

                В заключение хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что ролевая игра является очень перспективной формой обучения, так как она

- способствует созданию благоприятного психологического климата на уроке;

- усиливает мотивацию и активизирует деятельность учащихся;

- даёт возможность использовать имеющиеся знания, опыт, навыки общения в разных ситуациях;

             Поэтому использование ролевых игр на уроках повышает эффективность учебного процесса, помогает сохранить интерес обучающихся к изучаемому предмету на всех этапах обучения.

Литература

Вайсбург М.Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке. – Обнинск: Титул, 2001.

Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: АРКТИ, 2003.

Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: Просвещение, 1991.

Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М.: Просвещение, 1995.

Ливингстоун К. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. – М.: Высшая школа, 1988.

Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ. пособие/ Е.А.Маслыко, С.И.Петрова. – 3-е изд., стереотип. – Мн.: Выш. шк., 1997.

Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение, 1991.

Семёнова Т.В., Семёнова М.В. Ролевые игры в обучении иностранным языкам.// Иностранные языки в школе. – 2005. - №1.

Жилкина Р.И. Ролевые игры на уроках английского языка/ Иностранные языки в школе – 2010 - №1 – с. 34-38.