Конспект занятия в старшей группе «Жизнь моря и его обитателей»
Цель: познакомить детей с живым миром моря, упорядочить, детализировать знания о морских обитателях, познакомиться со строением рыб.
Задачи: познакомить с глобусом, картой, показать материки, океаны, моря и пр .
Ход занятия
1.Утренний сбор. Приветствие.
Здравствуй солнце золотое!
Здравствуй море голубое!
Здравствуй вольный ветерок!
Здравствуй милый тополек!
Воспитатель: Посмотрите ,ребята ,кто пришел к нам в гости.(кукла Моряк)
Моряк Коля. Здравствуйте ребята. Ваша группа похожа на море(группа оформлена). Я вам принес секрет (В коробочке картинки с изображением осьминога) Этот секрет живет в море. А вы что-нибудь знаете о море?
Дети: Да!
Моряк. Рассказывать о море будет моряк, к кому повернется осьминог.
Дети делятся своими знаниями о море?
Моряк: А откуда вы это узнали? Кто вам рассказал? Или, может, вы это видели? На каких морях вы были?
(Дети рассказывают как они были на море, о том что узнали из книг о морских обитателях, какие смотрели телепередачи.)
Моряк рассматривает плакат.
Моряк. Я вас узнал! Это вы куда плывете? Вы моряки или пассажиры?
Дети: Мы путешествуем по реке Ангаре и Братскому морю.
Моряк: Как интересно! А чей корабль находится в море, а чей –в реке?
А вы знаете какая рыба здесь водиться?
Дети: Щука. окунь ,налим, сорога.
Воспитатель: А мы даже рисовали этих рыб.
Моряк: Так давайте запустим их в наше море.
(Дети наклеивают рыб , а щуку предлагает нарисовать)
Моряк: А вы знаете ,что есть у щуки?
Ребенок: Я знаю! Я видел, когда папа ловил рыбу. У щуки есть голова и хвост.
Воспитатель: Рисую голову и хвост, А что посередине?
Ребенок : Живот и спина есть.
Воспитатель: А как рыбы передвигаются в воде?
Ребенок: У них есть ноги-плавники,
Воспитатель: Значит у рыб есть ноги?
Ребенок: Нет, у них ноги превратились в плавники, так удобнее плавать.
2-й ребенок: У рыб нет ног, они не умеют ходить по земле ,они умрут.
Воспитатель: А почему?
Дети: Потому что рыбы могут дышать только в воде. Там есть пузырьки -они их ловят. Дышат ими. У них в голове есть дырочки.
Воспитатель: А что это за дырочки? Кто-нибудь знает? Щука кожей дышит. А давайте обратимся к нашей ученой книге. Она называется энциклопедией.(читает) Рыбы дышат жабрами. А откуда берется воздух?
Ребенок: Мне сестра говорила ,что водоросли делают специальный воздух и им рыбы дышат.
(воспитатель рисует в реке водоросли)
Воспитатель: А чем питаются рыбы?
Дети: Водорослями, червяками, маленькими рыбками.
Воспитатель: А что делают рыбы зимой?
Дети:Они вмерзают в лед, а когда теплеет опять живут?
Воспитатель: А когда мама приносит из магазина рыбу , она тает и оживает?
Дети: Нет! Она прячется ото льда под камни.
Воспитатель: Река не замерзает полностью. Рыбы могут плавать у льда, хотя им приходиться трудно, потому что мало воздуха и корма.
Моряк: Ребята, а вам не кажется что рыбы очень удивительные существа? Они красивые?
Дети: Да!
Воспитатель: Разные?
Дети: Они не такие, как мы, но они тоже дышат специальным воздухом, едят червяков и красиво плавают. Они живые и живут в воде.
Моряк: А давайте поплывем со мною по морю на корабле.
(Проводиться игра « По морям ,по волнам»
В конце занятия дети общаются с Моряком рассказывая о своих путешествиях и впечатлениях.