Конспект занятия в старшей группе «Жизнь моря и его обитателей»

Цель: познакомить детей с живым миром моря, упорядочить, детализировать знания о морских обитателях, познакомиться со строением рыб.

Задачи: познакомить с глобусом, картой, показать материки, океаны, моря и пр .

Ход занятия

1.Утренний сбор. Приветствие.

Здравствуй солнце золотое!

Здравствуй море голубое!

Здравствуй вольный ветерок!

Здравствуй милый тополек!

Воспитатель: Посмотрите ,ребята ,кто пришел к нам в гости.(кукла Моряк)

Моряк Коля. Здравствуйте ребята. Ваша группа похожа на море(группа оформлена). Я вам принес секрет (В коробочке картинки с изображением осьминога) Этот секрет живет в море. А вы что-нибудь знаете о море?

Дети: Да!

Моряк. Рассказывать о море будет моряк, к кому повернется осьминог.

Дети делятся своими знаниями о море?

Моряк: А откуда вы это узнали? Кто вам рассказал? Или, может, вы это видели? На каких морях вы были?

(Дети рассказывают как они были на море, о том что узнали из книг о морских обитателях, какие смотрели телепередачи.)

Моряк рассматривает плакат.

Моряк. Я вас узнал! Это вы куда плывете? Вы моряки или пассажиры?

Дети: Мы путешествуем по реке Ангаре и Братскому морю.

Моряк: Как интересно! А чей корабль находится в море, а чей –в реке?

А вы знаете какая рыба здесь водиться?

Дети: Щука. окунь ,налим, сорога.

Воспитатель: А мы даже рисовали этих рыб.

Моряк: Так давайте запустим их в наше море.

(Дети наклеивают рыб , а щуку предлагает нарисовать)

Моряк: А вы знаете ,что есть у щуки?

Ребенок: Я знаю! Я видел, когда папа ловил рыбу. У щуки есть голова и хвост.

Воспитатель: Рисую голову и хвост, А что посередине?

Ребенок : Живот и спина есть.

Воспитатель: А как рыбы передвигаются в воде?

Ребенок: У них есть ноги-плавники,

Воспитатель: Значит у рыб есть ноги?

Ребенок: Нет, у них ноги превратились в плавники, так удобнее плавать.

2-й ребенок: У рыб нет ног, они не умеют ходить по земле ,они умрут.
Воспитатель: А почему?

Дети: Потому что рыбы могут дышать только в воде. Там есть пузырьки -они их ловят. Дышат ими. У них в голове есть дырочки.

Воспитатель: А что это за дырочки? Кто-нибудь знает? Щука кожей дышит. А давайте обратимся к нашей ученой книге. Она называется энциклопедией.(читает) Рыбы дышат жабрами. А откуда берется воздух?

Ребенок: Мне сестра говорила ,что водоросли делают специальный воздух и им рыбы дышат.

(воспитатель рисует в реке водоросли)

Воспитатель: А чем питаются рыбы?

Дети: Водорослями, червяками, маленькими рыбками.

Воспитатель: А что делают рыбы зимой?

Дети:Они вмерзают в лед, а когда теплеет опять живут?

Воспитатель: А когда мама приносит из магазина рыбу , она тает и оживает?

Дети: Нет! Она прячется ото льда под камни.

Воспитатель: Река не замерзает полностью. Рыбы могут плавать у льда, хотя им приходиться трудно, потому что мало воздуха и корма.

Моряк: Ребята, а вам не кажется что рыбы очень удивительные существа? Они красивые?

Дети: Да!

Воспитатель: Разные?

Дети: Они не такие, как мы, но они тоже дышат специальным воздухом, едят червяков и красиво плавают. Они живые и живут в воде.

Моряк: А давайте поплывем со мною по морю на корабле.

(Проводиться игра « По морям ,по волнам»

В конце занятия дети общаются с Моряком рассказывая о своих путешествиях и впечатлениях.