Презентации к урокам
Мультимедийные презентации к урокам истории и обществознания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obostrenie_protivorechiy_mirovogo_razvitiya_v_nachale_20-go_veka.ppt | 2.26 МБ |
tehnicheskiy_progress_i_novyy_etap_industrialnogo_razvitiya.ppt | 639 КБ |
glavnye_polit_centry.ppt | 2.78 МБ |
formirovanie_narodov.ppt | 2.85 МБ |
chelovek_kak_duh.ppt | 340.5 КБ |
soc.struktura.ppt | 641.5 КБ |
znanie_poznanie.ppt | 671 КБ |
teoriya_obrazovaniya.ppt | 1.6 МБ |
srednie_veka_oboshchayushch.ppt | 1.33 МБ |
ustroystvo_rimskoy_republiki.ppt | 731 КБ |
rim-karfagen.ppt | 993 КБ |
rasselenie_slavyan.ppt | 1.96 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
К 1914 весь мир оказался поделенным между колониальными державами. Наиболее крупные колониальные империи сумели создать Великобритания (27 621 тыс. кв. км; ок. 340 млн. чел.) и Франция (10 634 тыс. кв. км; более 59 млн чел.) ; обширные владения имели также Нидерланды (2109 тыс. кв. км; более 32 млн чел.), Германия (2593 тыс. кв. км; более 13 млн чел.), Бельгия (2253 тыс. кв. км; 14 млн чел.), Португалия (2146 тыс. кв. км; более 14 млн чел.) и США (566 тыс. кв. км; более 11 млн чел.). Завершив раздел «свободных» территорий Африки, Азии и Океании, великие державы перешли к борьбе за передел мира.
1900г – 11 держав – метрополий имели колонии на 1\2 земного шара, где проживало 2\3 всего населения Государственный строй- монархии 2000г . Осталось 34 колонии Государственный строй- республики
I эшелон Великобритания Франция Америка II эшелон Россия Германия Италия
колония колония колония колония колония метрополии метрополии метрополии колония
КОЛОНИАЛЬНАЯ ИМПЕРИЯ – МЕТРОПОЛИЯ СТРАНЫ И НАРОДЫ НЕЗАВИСИМОСТЬ УПРАВЛЕНИЕ БРИТАНСКИЕ КОЛОНИИ –ДОМИНИОНЫ: Австралия Канада Новая Зеландия ЮАР САМОуправление
ПРОТЕКТОРАТ – ПОКРОВИТЕЛЬСТВО КИТАЙ СИАМ (ТАЙЛАНД) АФГАНИСТАН ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ И ЮЖНАЯ АМЕРИКА
ПОРАЖЕНИЕ В ВОССТАНИЯХ ЕВРОПЕИЗАЦИЯ ЗАКУПКА ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ; РЕФОРМА АРМИИ ПО ЕВРОП.ОБРАЗЦУ; СОЗДАНИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ; ПРИНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ, СОЗДАНИЕ ПАРЛАМЕНТА (В ЯПОНИИ)
АНТИЕВРОПЕЙСКИЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ ВОССТАНИЕ СИПАЕВ 1857-1859 гг. В ИНДИИ
- урбанизация - Становление гражданского общества - Национально-освободительные движения( + пантюркизм, панславизм, пансламизм) Противоречия в отношениях между странами, из-за вовлечения в мировую экономику колоний -частые локальные конфликты
Экономические кризисы (вкладывали капитал там где можно быстро получить прибыль) - борьба за рынки сбыта -борьба за источники сырья - Процесс модернизации
«+» -расширение товарно-денежных отношений -распространение идей технического прогресса в странах Азии, Востока -внедрение достижений европейской медицины -развитие инфраструктуры в колониях «-» Подконтрольность -отсутствие своих средств, специалистов -ломка традиционных обществ
- установление контроля над рынками сбыта ( экспансия- стремление к расширению сфер влияния ) Защита от конкуренции - Подавление возможных восстаний в колониях( всеми доступными средствами)
в Америке: «доктрина Монро»- Невмешательство в дела Европы Почему американцы пришли к такому решению? в Азии: «политика открытых дверей» в Китае «блестящая изоляция « в Японии Почему европейцы проводили такую политику в Китае ?
Отсутствие свободных территорий должно было повлечь за собой борьбу за рынки сбыта и сферы влияния. 2 пути решения конфликтов: Мирный вооруженный пацифисты экстремисты 1899,1907 Гаага Тройственный союз Антанта
Параграф 4 Стр. 39 задание в тетрадь
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вспомним! Назовите причины раздробленности Древнерусского государства Раздел территории между наследниками. Княжеские усобицы, сепаратизм. Рост крупного землевладения. Натуральный характер хозяйства. Развитие ремесла. Рост и усиление городов. Образование местных политических центров. Снижение значения Киева как общегосударственного центра. Распад единой Руси на ряд самостоятельных, независимых, феодальных государств. Усиление местного аппарата управления. Антонина Сергеевна Матвиенко
Политические центры Руси Владимиро –Суздальское княжество Галицко – Волынское княжество Новгородская земля Преобладали крайне суровые природно-климатические условия. Отсутствовали благоприятные условия для пахотного земледелия. Активно развивались морские, речные, лесные промыслы. Новгород постепенно становится крупным торгово-ремесленным городом. Удаленность от степей. Располагался на торговом пути «из варяг в греки». Началось активное хозяйственное освоение северо-восточных земель. Северо-Восточная Русь имела большие площади земли, пригодной для земледелия. С юга начался приток переселенцев, которые спасались от набегов кочевников. Северо-Восточная Русь, а именно Ростово-Суздальское княжество было хорошо защищено с юга. Оно имело огромные массивы густых лесов; широкие полноводные реки. Выгодное географическое положение Галицко-Волынской земли (проходят сухопутные торговые пути, соединяющие Русь с Центральной и Юго-Восточной Европой). Активно развивалось ремесло и торговля. Княжество находилось в приграничной зоне и постоянно втягивалось в вооруженные конфликты с соседями. Антонина Сергеевна Матвиенко
Новгородская республика Бояре и купцы стали приобретать в Новгороде политический авторитет. Они решали все важные городские вопросы. Княжеская власть была ограничена. Князья занимались только военной защитой Новгорода от нападения внешних врагов. Бояре и верхушка купечества приглашали князей на определённых условиях. Новгород становится аристократической республикой Вече – высший орган власти – собрание свободного мужского населения города, но важные вопросы решал круг влиятельных бояр и купцов Управление городом осуществляли выборные: Посадник, Тысяцкий, Архимандрит, Архиепископ Влиятельный круг боярско-купеческой верхушки с помощью вече стремился ограничить власть князя, стоил иллюзию народовластия Антонина Сергеевна Матвиенко
Система управления Новгородской республики Вече – Народное собрание Посадник Высшее должностное лицо. Ведал судом. Назначал должностных лиц. Владыка (архиепископ) Ведал церковными делами, казной, руководил внешней политикой. Князь На основе договора руководил войском в военное время. Не имел права вмеши- ваться в управление. Тысяцкий Помощник посадника. Следил за сбором налогов, руководил ополчением. Слайд №8
ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ Владимиро – Суздальского княжества Власть была сосредоточена в руках правящих князей . Им удалось возвыситься над боярами и над вечем. Князья стремились к единодержавию . Юрий Долгорукий (1125-1157)(сын Владимира Мономаха) Андрей Боголюбский (1157-1174) Всеволод Большое Гнездо (1176-1212) Антонина Сергеевна Матвиенко
ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ Галицко - Волынского княжества Князьям приходилось считаться с интересами боярства . Соотношение князь-боярство складывалось не в пользу первого. Форма правления - монархия это государство, в котором власть передается по наследству Антонина Сергеевна Матвиенко
Географиче- ское положение Крупнейшие города Государст- венное устройство Владимиро-Суздальское княжество Северо-Восточная Русь Ростов, Суздаль, Владимир, Москва , Нижний Новгород Наследствен- ная монархия Новгород- ская земля Северо-Западная Русь Великий Новгород, Псков, Ладога Республика Галицко-Волынское княжество Юго-Западая Русь (предгорье Карпат) Галич, Волынь Ограниченная монархия Слайд №11
Сделайте вывод! Из – за разных природно – географических и климатических условий в каждом из княжеств получили развитие определенные виды хозяйственной деятельности, сформировались сословия и свои формы государственной власти: наследственная монархия в Северо – Восточной Руси, республика – в Новгороде; княжеская власть ограниченная боярской знатью - в Галицко – Волынском княжестве. Антонина Сергеевна Матвиенко
Задание: определить положительные и отрицательные последствия раздробленности Руси 1. Рост числа городов 2. Выход отдельных княжеств на международную арену 3. Появление местных летописных сводов 4. Ослабление военной мощи русских земель 5. Гибель людей в результате междоусобиц 6. Освоение новых земель 7. Развитие центров ремесла и торговли 8. Разорение хозяйства в ходе войн между князьями 9. Формирование новых иконописных школ 10. Расширение земледельческого хозяйства Слайд №12
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока: СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА общества. План урока: Многообразие социальных групп Социальное неравенство Социальная стратификация Социальная мобильность Социальные интересы
1 . Многообразие социальных групп - По численности (большие, средние и малые) - По способу организации и регламентации взаимоотношений (формальные – неформальные) - По факту существования (реальные и условные) - По социальной направленности (положительные, неустойчивые, отрицательные)
3. Социальная стратификация История Классы – это большие группы людей, которые различаются по их участию в производстве, распределении и потреблении общественного богатства. Другими словами, классы различаются по их отношению к собственности Социология Общество в зависимости от доходов делится на три класса: Высший, средний, низший. Однако эта классификация дополняется делением классов на страты __________________ * Strata (лат.) – слой
Деление классов на страты Высший класс Очень богатые люди Богатые люди
Средний класс Высший средний класс Средний средний класс Низший средний класс
Низший класс Высший низший класс Низший низший класс
Такая стратификация позволяет добавить к основному критерию – доходу – прибавить другие: Власть Престиж профессии Уровень образования Происхождение Другие критерии
4. Социальная мобильность Изменение социального положения человека называется социальная мобильность. Перемещение человека по социальной лестнице называется социальный лифт. Вертикальная мобильность – это и есть Социальный лифт Горизонтальная мобильность – это: Переезд Переход на равнозначную должность Переход из класса в класс и т. д.
5. Социальные интересы Интересы человека диктуются его потребностями: Социальные группы объединяют людей с общими интересами Совместная деятельность позволяет отстаивать эти интересы Знание своих прав и обязанностей расширяет возможности групп Социальная активность превращает деятельность групп в политический фактор общества Влияние социальных групп проявляется и в международных отношениях
Ответьте на вопросы по теме: Чем вызвано существование социальных групп в обществе? Назовите известные вам социальные группы в российском обществе Что такое социальная мобильность? Какой из путей «наверх» наиболее перспективен в современном обществе? _________________________________ Дома - § 14, задания к § 14 (стр. 161)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Знание - результат познания. Познание- деятельность, направленная на получение новых знаний. Существует субъект познания и объект познания. Объект познания- это е знания, которые познает субъект.
Познаваем ли мы мир? Проблема познаваемости происходит из реальных трудностей познания. В своих подходах к данной теме ученые разделились на оптимистов, пессимистов, скептиков. Пессимисты отрицают познаваемость мира. Оптимисты утверждают, что мир принципиально познаваем. Скептики, признавая, что познание мира возможно, выражают сомнение в достоверности полученного знания. Все, кто признает познаваемость мира, рассматривают различные способы познавательной деятельности.
Познание чувственное и рациональное Уровни познания Чувственный рациональный Ощущение Понятие Восприятие Суждение Представление Умозаключение реальное нереальное
Ощущение- результат внешнего воздействия на органы чувств, передающие отдельные свойства предмета. Восприятие - совокупность ощущений, создающие целостный образ предмета. Представление - образы, возникающие в памяти на основе прошлых ощущений и восприятий(высшая ступень чувственного познания). Могут быть представления реальные (представление о новом устройстве автомашины), нереальные (о русалке, домовом). В рациональном мышлении главным инструментом является язык. Понятие- элементарная единица рационального мышления, отражающая общие признаки предмета, выражающиеся посредством слов и словосочетаний. Суждение- совокупность понятий, отражающие связи и отношения между предметами и свойствами, выражающиеся в форме предложения. Умозаключение- высшая форма абстрактного(рационального) мышления, представляющая собой процесс получения из двух или нескольких суждений нового суждения на основе законов логики.
Истина и ёё критерии. Истина- результат познания. Истина бывает относительной и абсолютной. Относительная- истина, которая может быть дополнена последующим познанием. Из относительных истин складывается абсолютная истина. Абсолютная истина- это полное, исчерпывающие знание о сложном объекте. Содержание истины постоянно расширяется, уточняется, таким образом, процесс познания бесконечен. Существенно больше истин относительных. Критерии истины: чувство, опыт, логика, этика, эстетика. Главным критерием истины является практика.
Особенности научного познания. Ближе всего к истине стоит научное знание. При этом оно отличается от других видов знания, как и научное познание от других форм познания. Во-первых, научное познание руководствуется принципом объективности. Во-вторых обладает рационалистической обоснованностью. В-третьих науке свойственна особая системность знания. В-четвертых, научному знанию свойственна проверяемость. В научном знании выделяют два уровня: эмпирический и теоретический. Содержание знания на эмпирическом уровне представлено научными фактами(события, физические процессы). На теоретическом уровне содержанием знаний являются научные понятия, гипотезы, принципы и законы науки.
Джамбаттиста Вико (Giambattista Vico) (23.06.1668-20.01.1744) Мысль об объективном характере исторического процесса пронизывает учение итальянского философа. Он полагал, что область наших знаний ограничена нашими делами. Человек знает что-то в той мере, в какой он это делает. Такая зависимость придает культуре объективный и наглядный способ существования. История - это наука о человеческой деятельности. Она доступна познанию независимо от божественного откровения. Закономерность исторического процесса, в понимании Вико, подобна индивидуальному развитию человека. Все народы в разное время проходят три этапа - эпоху богов - детство человечества, эпоху героев - юность человечества, эпоху людей - зрелость человечества. Каждая эпоха завершается общим кризисом и распадом. Идеи Вико оказали большое влияние на последующие представления об истории и культуре. Они явились одной из первых попыток увидеть порядок и последовательность в кажущемся хаосе исторических событий. Вико считал открытые им законы развития общества провиденциальными. Их познание и постижение смысла истории вообще становилось как бы проникновением в замыслы Бога. Мысль о возможности такого проникновения - ведущая мысль для мировоззрения Нового времени.
Социальные и гуманитарные знания. Если представитель общественных наук- историк, социолог- обращается к фактам, законам- то результатом исследований является социальные знания. Если же он рассматривает мир человека, цели и мотивы его деятельности, духовные ценности, то научным результатом выступает гуманитарное знания. Социальные и гуманитарные знания взаимопроникаемы. Без человека нет общества. Но и человек не может существовать без общества. Истории без людей не бывает. К гуманитарному знанию также относится философия. Гуманитарий рассматривает действительность в круге целей, мотивов, ориентации человека. Задачи гуманитария- понять его помыслы, побуждения, намерения.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПЛАН УРОКА 1.УРАВНЕНИЕ ПЛЕБЕЕВ И ПАТРИ-ЦИЕВ В ПРАВАХ. 2.СЕНАТ И ЕГО РОЛЬ В РИМЕ. 3.РИМСКОЕ ВОЙСКО.
1 .Уравнение плебеев и патрициев в правах. В результате 200-летней борьбы плебеи стали полно-правными гражданами и принимали участие в вы- борах сенаторов, консулов и выработке законов.
1 .Уравнение плебеев и патрициев в правах. Выборы проводились на Марсовом поле.Избиратели на табличках писали имя избранника.Законы принимались Форуме-главной площади города. Форум
Римом управлял СЕНАТ из 300 человек. Это звание было пожизненным. Каждый год граждане выбирали из сенаторов государственные должностные лица. 2.СЕНАТ И ЕГО РОЛЬ В РИМЕ. 8 преторов избирались для того, чтобы стать судьями Управляли всеми дела- ми в Сена- те 2 консула . 4 эдила наблю- дали за поряд-ком на улицах, рынках и устра ивали зрелища 20 квесторов следили за состоянием казны Цензоры -руково- дили обществен-ными работами, сбором налогов, заключали госу-дарственные до- говоры При черезвычайных обстоятель- ствах назначался диктатор,сро- ком на 6 месяцев. 2 консула 8 преторов 4 эдила 2цензора 20 квесторов Диктатор Сенат не перед кем ни отчитывался и не отвечал, за свои решения ? Как вы думаете, почему сенаторам были предоставлены такие права ?
Главной боевой единицей была центурия состояв-шая из 80 воинов. В контурберний входило 8 воинов - римляне счи-тали, что таким коли-чеством легко управ-лять. Чтобы в подразделение не мог проникнуть враг каждая центурия имела свой пароль менявший- ся каждый день . 3.РИМСКОЕ ВОЙСКО. КОНТУБЕРНИЙ ЦЕНТУРИЯ ЦЕНТУРИЯ СОСТОЯЛА ИЗ 10 КОНТУР БЕРНИЕВ
Центурии объединя - лись в когорты. 10 когорт составляли легион.Его числен - ность не превыша - ла 5000 человек. 1 - я когорта в каждом легионе имела боль-шую численность , чем остальные ~800 воинов.Среди них были гонцы,писари, повара. 3.РИМСКОЕ ВОЙСКО. Когорта ЛЕГИОН 1-Я КОГОРТА
Поступая на службу в ар - мию, новобранец давал клятву верности. Прежде это было обеща - ние исполнять прика - зы своих команди-ов, затем-клятва верности императору. 3.РИМСКОЕ ВОЙСКО
Военная подготовка была очень тяжелой. Каждый день все вои-ны легиона трениро-вались в плавании, бе-ге, прыжках, метании дротика и фехтовании. 3.РИМСКОЕ ВОЙСКО.
Трижды в месяц войско совершало марш брос - ки на 30 км. Воины шли в быстром темпе : со скоростью 6,5 и даже 8 км в час. Легионеры учились строить и разбирать военный лагерь 3.РИМСКОЕ ВОЙСКО.
Провинившихся солдат подвергали телесным наказаниям. Легиону, оказавшему не - повиновение, умень - шали рацион питания. Если же возникали бун - ты,то проводилась де - цимация - казнь по жребию каждого 10-го воина. 3.РИМСКОЕ ВОЙСКО.
Там где не было дорог, воинам приходилось внести весь свой скарб на себе. Ноша воина состояла из оружия, запасов пищи, личных вещей, строи - тельного инструмента и 2 тяжелых колов для строительства лагеря. 3.РИМСКОЕ ВОЙСКО.
Помимо обучения воен - ному искусству, вои-ны изучали ремесло землемера, строителя или каменщика, а так-же учились строить до-роги, сооружать кана-лы и различные зда-ния. 3.РИМСКОЕ ВОЙСКО.
Воины получали жало - вание ок.250 денариев. Треть денег уходила на пищу, которую легио - неры приобретали за свой счет. Еда была простой : сыр, бобы, хлеб. Питьем для солдат была вода, или поска -дешевый сорт вина. 3.РИМСКОЕ ВОЙСКО.
Поступая на службу но - вобранец получал фор - му. На тело надевалась кольчуга без рукавов, или металлический доспех . На голове кожаный или металлический шлем. Вооружение состояла из копья, 2-х дротиков, меча и щита. 3.РИМСКОЕ ВОЙСКО.
Во время походов леги - оны на ночевки соо-ружали лагерь. Вокруг лагеря соору-жался огромный ров. Палатки устанавлива - лись так,чтобы до них не долетели стрелы противника. Лагерь делился на улицы и кварталы. 3.РИМСКОЕ ВОЙСКО.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Происхождение и расселение славян Индоевропейцы V в. н. э. славяне балты западные восточные южные Восточная Европа: от озера Ильмень на севере до Причерноморских степей на юге и от Карпатских гор на западе до Волги на востоке.
Расселение славян
Расселение восточных славян.
Расселение восточных славян. Названия славянских племен Географические ориентиры поселения поляне На полях, предки киевлян северяне На севере, соседи полян древляне среди деревьев дреговичи в болотистой местности полочане у реки Полоты ильменские славяне у берегов озера Ильмень радимичи у реки Сож вятичи в бассейне реки Оки
Современная западная цивилизация стоит на плечах античности Последний период античной истории – Римская империя. В 4 в. н.э. распалась на Восточную Римскую империю (Византия) Западную Римскую империю
Западная Римская империя просуществовала до 5 в. н.э. Завоевана варварами. Варвары: германские племена (бургунды, вандалы, франки и др.), славяне, гунны и т.д. На территории бывшей Римской империи создавались варварские государства. Самое заметное из них - в 8 в. Франкская империя Карла Великого. Распалась в 9 в.
5 в. н.э. – окончание древней истории, начало Европейского средневековья (примерно до середины 17 в.). Первые века н.э. – начало Великого переселения народов в Евразии: Первая волна – готы (со 2 в.) Вторая волна – тюркские племена (с 6 в.) Третья волна – арабские завоевания (с 7 в.)
Причины процесса – различные мнения. Последствия процесса: изменил этнополитическую панораму Евразии положил начало многим современным народам Евразии.
Активные участники великого переселения народов – славяне. Современные славянские народы – три группы: Южные (сербы, хорваты, словенцы, болгары, македонцы, боснийцы, черногорцы) Западные (чехи, словаки, поляки, лужичане) Восточные (украинцы, белорусы, русские)
2-5 вв. – начало расселения славян по Европе. Часть славянских племен начала осваивать Русскую (Восточно-Европейскую равнину), часть ушла на Балканы, часть – на запад (на земли ушедших в глубь Европы германцев). Освоение Русской равнины порисходило двумя потоками славян: через Поднепровье и Приильменье.
Неславянские народы на территории Восточной Европы (до 12 в.): Киммерийцы . Северное Причерноморье. До 7 в. до н.э. Греческие колонии в Северном и Восточном Причерноморье (Ольвия, Херсонес, Феодосия, Пантикапей, Танаис, Фанагория). С 8 в. до н.э. Скифы . С Востока в 7 в. до н.э. Скифская держава на огромной территории (среднее и южное Поднепровье, нижний Дон, Кубань, Тамань).
До 3 в. н.э. Ираноязычные племена. Сарматы. Ираноязычные племена . Из Западной Азии. Заняли территорию скифов (юг Восточной Европы). До 4 в.
Готы – Германские племена из Прибалтики. В Причерноморье во 2- в. н.э. Воевали с сарматами. В 4 в. господствовали в Восточной Европе (Германарих). Балтийские племена - предки современных латышей и литовцев. В 1 тыс. н.э. территория от Юго-Западной Прибалтики до Верхнего Поднепровья и бассейна Оки Финно-угорские племена – Чудь, меря, весь, мурома, мещера, черемисы, пермь (Северо-Восточная Европа).
Гунны – В 4-м в. н.э. Из монгольских степей. Тюркские племена . Разгромлены в Западной Европе в 5-м в. Авары (обры). Тюркские племена . В 6 в. в Великой степи. Разгромлены в Западной Европе франками. Хазары . Государство в 7 в.: нижняя Волга, Крым, Приазовье, средняя Волга, Прикаспийская часть Северного Кавказа. 9-10 вв. – одно из самых сильных государств в Европе. Святослав, Владимир. Булгары. Тюркоязычные племена . В Великой степи с 7 в. Часть ушла на Балканы, часть – в среднее Поволжье (государство Волжская Булгария, до 1236 г.).
Занятия славян
Занятия славян в VIII-IX вв. Скотоводство коровы, лошади, овцы, козы, свиньи Земледелие просо, пшеница, рожь, ячмень, овес, горох, бобы, лен, конопля Охота Бортничество Подсечно- огневое Переложное
Земледелие Подсечно-огневое земледелие Переложное земледелие распространилось в лесной полосе. Деревья подрубались, засыхали на корню и сжигались. После этого пни выкорчевывались, земля удобрялась золой, рыхлилась (без пахоты) и использовалась до истощения. На ранее использованный участок земледельцы возвращались через 25-30 лет. практиковалось в лесостепной полосе. Трава выжигалась, полученной золой удобрялась земля, рыхлилась и использовалась до истощения. Поскольку сжигание травяного покрова давало меньше золы, нежели сжигание леса, участки приходилось менять чаще - через 6 -8 лет.
ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ Реконструкции М. М. Герасимова
Славянский поселок
Археологические находки позволяют выделить несколько типов славянских жилищ. Для лесостепных районов были характерны полуземлянки с бревенчатыми стенами, вдоль которых располагались лавки, вырезанные прямо из земли. Для северных лесных районов характерны наземные, из бревен жилища, убранство которых сходно с убранством крестьянской избы XIX в.
Управление. Вервь - соседская община. Вече – народное собрание. Народное ополчение - все мужское население общины, которое во время нападения сражалось с врагами.
Теории возникновения государства у восточных славян. Норманнская Центристская Славянская Древнерусское государство создано варягами с добровольного согласия славян. Варяги образованнее и организованнее славян: признаются представителями более развитого мира. Иноземные князья действительно были приглашены на Русь в качестве «третьей», примиряющей силы. Древнерусское государство возникло как результат длительного самостоятельного развития славянского общества. Отрицается присутствие варягов на Руси и их роль в образовании Древнерусского государства. Отрицается варяжское происхождение первых русских князей.
Урок окончен. Всем спасибо!