Музыкальные занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.

Попова Анастасия Владимировна

Музыкальные занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Музыкальные занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Нарушение речи, преодолевается как педагогическими методами, включающими специальное обучение и коррекционно-воспитательное мероприятия, но и некоторые нетрадиционные виды терапии, например, с помощью музыки и движения.

Ученые доказали, что под действием музыки у ребёнка изменяется тонус мышц, ускоряются сердечные сокращения, снижается давление. Во время слушания музыки у детей меняется электрическая активность клеток мозга, улучшается память

Именно музыка, музыкальное воспитание может оказать большую помощь в 

Коррекционные задачи.

  1. Оздоровление психики: воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера.
  2. Нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения.
  3. Укрепление, тренировка двигательного аппарата: развитие равновесия, свободы движений, снятие излишнего мышечного напряжения, улучшение 

Музыкальное развитие ребёнка должно осуществляться естественно и непринужденно. Но ещё сложнее осуществлять музыкальное обучение с детьми, имеющими речевые нарушения, принимая во внимание характерные особенности детей, учитывая стоящие коррекционные задачи.

Основные принципы и компоненты.

Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями и воздействия на формирование личности человека. В силу того, что музыка воспринимается эмоционально, я считаю, что она имеет огромное значение в развитии чувств ребенка.

Основные цели развития у детей музыкального восприятия:

  • Расширять представления у детей о музыке, как виде искусства;
  • Формировать целостное и дифференцируемое восприятие музыки;
  • Развивать восприятие музыки, как одну из форм приобщения к музыкальной культуре;
  • Развивать слуховое внимание: устойчивость, объем, переключение, музыкальную память.

Уделяю большое внимание развитию музыкального восприятия у детей с речевыми нарушениями, учу их понимать язык музыки, воспринимать средства музыкальной выразительности, которые в свою очередь помогают им точнее выполнить двигательные задачи, необходимые для осуществления коррекционной работы.

В пении как и в других видах исполнительства, ребенок может активно проявлять свое отношение к музыке. Пение играет важную роль в музыкальном и личностном развитии. В пении дети проявляют активность, желание петь, испытывают удовольствие от коллективного хорового пения. Так так у детей нет навыков пения, большинство детей неточно интонируют, скандируют слова песни, поют громко, крикливо,  поют невыразительно.

В работе над дикцией полезно проговаривать текст одними губами, в разных темпах, начиная с очень медленного. Это позволяет детям следить за правильностью положения губ и точнее запоминать и воспроизводить мелодию песни.

В работе над дыханием использую показ или жест, помогающий вовремя взять дыхание. Можно предложить детям после вступления к песне “понюхать цветоки сразу начать петь. Чтобы дети “не разрывалислово сравниваем показ правильного и неправильного исполнения. А затем дети исполнят правильно.

Проблема постановки певческого голоса дошкольника – одна из наиболее сложных в практике музыкального воспитания дошкольников.

Система работы включает в себя решение нескольких задач:

  • Совершенствовать голосовой аппарат у детей, опираясь на примарный диапазон звучания;
  • Прививать детям культуру исполнения: выразительное исполнение в зависимости от содержания песни;
  • Формировать навыки  пения без сопровождения;

Пение очень полезно для детей, имеющих речевые нарушения, так как развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию, координирует слух и голос. Пение помогает исправлять ряд недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончания слов, особенно твердых, а пение на слоги способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.

Много внимания и усилий уделяю работе над развитием частоты интонирования. Ведется она в двух направлениях. С одной стороны – учу детей вслушиваться в мелодию, запоминать ее, а с другой – правильно воспроизводить ее, координирую голос со слухом.

На один прием координации слуха и пения хочется обратить внимание.Предлагаем ребёнку слегка прикрыть пальчиком слуховой канал одного уха. В этом случае он будет хорошо слышать своё исполнение, а открытое ухо позволит слышать музыкальное сопровождение и пение других детей.

Слушание музыки является самостоятельным видом музыкальной деятельности. Восприятие музыки используется для релаксации, для активизации и развития слухового внимания, так же развитие волевых черт характера. Слушание музыки оказывает действенную помощь в решении коррекционных задач. Хочется обратить внимание лишь на отдельные моменты.

У детей с речевыми нарушениями чрезвычайно рано развивать музыкальное восприятие, которое в свою очередь, будет требовать развитие внимания и памяти.

После прослушивания музыкального произведения полезно не только поговорить о нем, что у детей с речевыми нарушениями может вызвать большие затруднения, но и предложить им подвигаться под эту музыку, чтобы они почувствовали её характер, передали свои чувства, своё отношение к музыкальному произведению.

Следует ориентироваться на интерес детей. И если он отсутствует или выражен слабо, особое внимание надо обратить на подбор музыкальных произведений для слушания.

Иногда музыкальное произведение (например, “Марш деревянных солдатиковП.И.Чайковского) можно прослушать, а потом сыграть на ударно-шумовых музыкальных инструментах, а потом подвигаться в такт музыки. Это также поможет углубить восприятие музыкального произведения.

У детей в речевых группах наблюдаются проблемы с запоминанием названий произведений, фамилий композиторов.

В решении этой проблемы помогут следующие рекомендации:

  • объединение ряда музыкальных произведение общим рассказом, например такие произведения как “КлоуныД.Кабалевского, “Медведь танцует под дудочкуА.Н.Александрова, “Чтобы кувыркатьсяИ.Сау, можно включить в тему “Цирк”.
  • Сравнение контрастных по содержанию и по названию произведений (например, “Болезнь куклыи “Новая куклаП.И. Чайковского) или близких по названию, но разных по характеру (например, “Смелый наездники “ ВсадникР.Шуман)

В музыкальном воспитании детей очень большое значение имеют музыкально-ритмические движения. Основой ритмических движений является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используют как средства более глубокого его восприятия и понимания.

Работу свою строю в этом разделе на системе ритмических упражнений созданную Э.Жаком- Далькрозом; в ней музыкально-ритмические задания сочетаются с ритмическими упражнениями. Дети постепенно накапливают музыкально-двигательный опыт, опыт соотнесения движения с музыкой разного характера, воплощение в свободных выразительных движениях образов реального мира и музыкального мира и музыкально-художественных образов. Большое внимание уделяю работе над выразительными жестами, мимикой; над инсценированием песен, сказок. При этом широко использую жанры детского фольклора, игры-драматизации, психологические этюды.

Среди музыкально-ритмических движений на моих занятиях с детьми с общим недоразвитием речи упражнения занимают основное место:

  • Упражнение на освоение основных движений;
  • Упражнения на развитие ориентировки в пространстве;
  • Общеразвивающие упражнения;
  • Упражнения в танцевальных движениях (навыки выразительного движения);
  • Упражнения для развития мелкой моторики и кисти руки;
  • Упражнения, регулирующие мышечный тонус;
  • Упражнения, воспитывающие музыкально-ритмическое чувство;
  • Упражнения, активизирующие внимание.

Ребенку с нарушением речи при наличии определенных двигательных навыков легче передать характер музыки в движении, чем описать его словами.

Основная направленность работы по музыкальному движению – психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного (“музыкального”) инструмента.

Приобщение детей к игре на детских музыкальных инструментах проводится не только на занятиях музыкой, но и на занятиях ритмикой и танцем. Я включаю детские музыкальные инструменты и в другие виды деятельности (слушание) как практический метод, помогающий осознанному восприятию музыки или метод, позволяющий закрепить знания о временном характере музыкального искусства (метр, метрическая пульсация, ритмический рисунок). Ритмические упражнения и импровизации с использованием ударно-шумовых инструментов совершенствуют чувство ритма, тембровый слух.

Структура занятий и развлечений должна быть гибкой, не шаблонной, с использованием всех известных методов и приемов, которые стимулируют музыкальную активность детей.