Математика для малышей.

Жигулина Анастасия Владимировна

Игры и упражнения по развитию математических способностей  в раннем возрасте.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Математика для малышей.

Познавательное развитие в раннем возрасте.

Воспитатель МБДОУ

«ЦРР – детский сад № 31» А.В.Жигулина

Формирование элементарных математических представлений у детей в раннем возрасте является важным условием полноценного развития ребенка. Оно служит необходимой основой дальнейшего обогащения знаний об окружающем мире, успешного овладения системой общих и математических понятий.

У детей раннего возраста важно сформировать первоначальные представления о количественных и качественных различиях предметов ближайшего окружения.  В процессе рассматривания предметов и объектов и выделения их свойств необходимо включать разные органы чувств, а также движение руками по предмету. В процесс восприятия не следует сразу включать несколько свойств предмета. Для начала достаточно сосредоточить внимание на форме предмета. Затем следует постепенно расширять круг воспринимаемых свойств с целью познания. 

В этот период необходимо обучать детей разнообразно действовать с предметами: собирать однородные предметы вместе, отсоединять часть предметов от основной группы, отбирать игрушки одинакового цвета, величины, формы, передвигать в разных направлениях. Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. С детьми раннего возраста проводятся игры, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Наиболее подходящей формой обучения первоначальным математическим представлениям является дидактическая игра. Главная особенность, дидактической игры, состоит в том, что задания даются в игровой форме. Ребенок играя, не подозревает, что осваивает знания, овладевает навыками действий с определенными предметами. Ребенок, играя, сразу видит результат своей деятельности, достижение результата вызывает чувство радости.

Таким образом, одним из главных условий математического развития детей раннего возраста является игровая деятельность, тесно соприкасающаяся с продуктивной деятельностью ребёнка, которая включает в себя различные виды конструирования, рисования и лепки.

 Однако, как известно игра только тогда интересна, когда она не успевает надоесть ребенку, поэтому стоит позаботиться о том, чтобы математические игры сменялись другими умственными или физическими играми. Такая смена – главное условие в усвоении ребенком объясняемого ему материала.

Очень важно, чтобы все развивающие игры носили ненавязчивый характер, ведь любое принуждение может навсегда отбить у ребенка охоту учиться. Также важно чтобы занятия были интересными. И по продолжительности не превышали 10-15 минут (при условии, что ребенок усидчивый, и 3-5 минут, если ребенок гиперактивный и неусидчивый).

Развивать математические представления детей можно   и с использованием художественной литературы. Читая ребенку сказку, спросите, сколько было зверей в ней, или кого было больше волков или зайцев в истории, или одинаково?  (В начале, проговаривайте вместе с ребенком, скорее еще он вам не сможет ответить). Спросите кто больше слон или мышка в сказке? По какой тропинке пошла красная шапочка, по короткой или длинной? После можно предложить нарисовать героев истории. Очень полезно сравнивать картинки в книжке, в которых есть и общее, и отличное.

Игровые занятия для малышей.

Фигуры. Сделайте 3 фигуры: квадрат, круг, треугольник. Каждую фигуру выполните в 5 цветах. Получится 15 фигур. Потом можно расширить количество.

Первое занятие: попросите ребенка разложить отдельно все красные фигуры, отдельно – зеленые и т.д.

Второе занятие: предложить разложить по фигурам (отдельно – квадраты, отдельно – круги и т.д..

Третье занятие: раскладывать фигуры таким образом: красные фигуры впереди ребенка, зеленые – позади.

В игре «Определи предмет на ощупь» дети учатся  находить предметы ( квадрат, круг) тактильным путем. Закреплять название цветов и величин помогает игра «Собери бусы».

Наведем порядок.

Сложите в коробку предметы: карандаши, кисточки (всего 2-4); из игрушечной посуды ложки-вилки (2-4); кубики (2-4), игрушки. То есть по несколько предметов разного назначения. Поставьте перед ребёнком игровую задачу. Например: в магазин приходили мартышки и перепутали все товары, давай наведем порядок и поиграем в магазин. Предложите малышу рассортировать предметы:

  1. по их назначению,
  2. по цвету,
  3. по размеру.

Оденем кукол

Маленький ребёнок успешно знакомится с величиной предметов, сравнивая между собой однотипные предметы разного размера. Дайте ему двух кукол( большую и поменьше) и два комплекта одежды. Малыш не должен знать, какой из кукол принадлежат те или иные вещи; пусть он решит задачу самостоятельно. Предложите малышу помочь куклам .Не беда , если  он распределит сначала вещи неправильно. Обратите его  внимание на то, что одежда мала для большой куклы или велика для маленькой, и пусть он подумает ещё раз. Когда каждой кукле достанутся её вещи, похвалите ребёнка и подчеркните « Большой кукле – большое  платье, маленькой – маленькое .Большие туфельки – большой  кукле, маленькие – маленькой ».

Кого загадали?

Эта игра поможет ребёнку лучше ориентироваться в пространстве. В ней вместе с ребёнком могут участвовать его любимые игрушки, например кукла с мишкой и зайчик. Важно, чтобы они были  достаточно крупными и их можно было поставит или посадить перед ребёнком, за ним и сбоку от него. Ребёнка посадите или поставьте в центре, а игрушки разместите вокруг него. Скажите, что загадали одну из них, ему надо угадать, какую. Например, она сидит сбоку от тебя ( или перед тобой, за тобой). Малыш должен назвать игрушку, находящуюся в указанном месте. В дальнейшем, если малыш не испытывает затруднений, попробуйте ввести дополнительные понятия: слева и справа.

Пальчиковые, музыкальные, подвижные, строительные игры с математическим содержанием вызывают положительные эмоции у малышей. Действуя со строительными материалами, дети знакомятся с отдельными свойствами геометрических тел и пространственных отношений.

Таким образом, формирование математических представлений в раннем возрасте должно быть тесно связано с развитием сенсорного опыта ребенка, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве.

Литература

1.Кроха. Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет. Под редакцией Г.Г. Григорьва, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева. 2003 г.

2.Павлова Л.Н. Ранее детство: развитие речи и мышления. 2008 г.

3.Теплюк С.Н., Лямина Г.М., Зацепина М.Б. Дети раннего возраста в детском саду. 2007 г.