Стратегии смыслового чтения и работа с текстом

   Стратегии смыслового чтения и работа с текстом

Цель стратегии: поиск информации и понимание прочитанного.

У слова свой норов. Свое нутро

И если ты в эту проникнешь суть –

Слово тебе сотворит добро.

С. Островой

 

Выпускник научится:

  • развивать критическое мышление
  •  осваивать культуру работы с текстом (как устным, так и письменным);
  • самостоятельности, активности, совместной работе с текстом (как устным, так и письменным);
  • самостоятельности, активности в учебном процессе, возможности опоры на личный опыт.

 

Работа с текстом разных стилей:

  • Научного  (математика, биология)
  • Научно-популяционного (математика, биология)
  • Художественного (русский язык, литература)
  • Публицистического (русский язык, литература)

 

Приемы работы с текстом:

 чтение с остановками и составление «древа» прогнозов;  кластер; «тонкие» и «толстые» вопросы;

г) «мозговой штурм»; д) составление читательской карты; ж) определение темы (тем) с помощью таблицы.

Прием технологии критического мышления

 «Чтение текста с пометами»

 

  Прием работы «Чтение текста с пометками», позволяет сохранить активность ученика. Сделать чтение осмысленным.

Данный прием используется на уроках чтения, учителями начальной школы. В частности, при работе с рассказом одной сюжетной линии. Данная стратегия направленна на составление рассказа про себя, с использованием пометок.

Выработка умения составлять рассказ о герое
(или выборочный рассказ по одной сюжетной линии)

  • Задание. Составьте рассказ о герое.
    1. Перечитайте про себя произведение, отметив галочкой текст, относящийся к данному действующему лицу (событию).
    2. Определите, о чем говорится в каждом отрывке.
    3. Расположите отрывки по порядку, подумайте, как их можно объединить (поставьте порядковые номера).
    4. Продумайте порядок своего рассказа, еще раз перечитав отмеченные отрывки.
    5. Подумайте, какое отношение вызывает у вас этот персонаж.
    6. Составьте рассказ про себя.
    7. Проверьте себя, не упустили ли вы что-нибудь важное.
    8. Расскажите, пользуясь своими пометками или коллективно составленным планом.

Итог:  Чем глубже и полнее, воспринято читателем то или иное произведение, тем большее воздействие на личность оно оказывает.

 

Универсальные учебные действия в биологии.

Логический прием «СРАВНЕНИЕ», «Мозговой штурм». 

Устройство «слоеного пирога»

 

 Читательская карта

Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв впереди себя дичь.

  Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

  Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг,  сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой — и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

  Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!..

 

Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв впереди себя дичь.

  Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

  Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг,  сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой — и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

  Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!..

 

Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв впереди себя дичь.

  Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

  Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг,  сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой — и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

  Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!..

 

 

 

Соба-ка

Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

 

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв впереди себя дичь.

  Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

  Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг,  сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой — и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении  зубастой раскрытой пасти.

  Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!..

Итог: Данный прием направлен на развитие творческого мышления, коммуникативных способностей, организацию самостоятельной деятельности.

 

«Тонкие» и «Толстые» вопросы

 

Например, при работе на уроке геометрии.

Проведем прямую а и отметим на ней точку О. Эта точка разделяет прямую на две части, каждая из которых называется лучом. Точка О называется началом каждого из лучей. Обычно лучи обозначают либо малой латинской буквой, либо….. и т.д.

Прочитав абзац, учащиеся отвечают на вопросы или готовят вопросы друг другу. Пример: сколько определений в этом абзаце? Что такое луч? Сколько лучей можно получить из одной прямой? И т.д.

Продолжите предложение: Луч – это… Начало луча – это….

Итог: Данный прием ориентирован на вопрос, как основную движущую силу мышления. Ученики, которые задают вопросы, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Хотят получить ответы, при изучении темы.

 

Вывод: Согласно Закону РФ «Об образовании», содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создания условий для ее самореализации.

Учащиеся основной школы должны научиться самостоятельно, оценивать, ставить цели и определять пути их достижения.

Ученики средней школы – самостоятельно и мотивировано организовывать свою познавательную деятельность.

Вывод: Согласно Закону РФ «Об образовании», содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создания условий для ее самореализации.

Учащиеся основной школы должны научиться самостоятельно, оценивать, ставить цели и определять пути их достижения.

Ученики средней школы – самостоятельно и мотивировано организовывать свою познавательную деятельность.