Стратегии смыслового чтения и работа с текстом
Стратегии смыслового чтения и работа с текстом
Цель стратегии: поиск информации и понимание прочитанного.
У слова свой норов. Свое нутро
И если ты в эту проникнешь суть –
Слово тебе сотворит добро.
С. Островой
Выпускник научится:
- развивать критическое мышление
- осваивать культуру работы с текстом (как устным, так и письменным);
- самостоятельности, активности, совместной работе с текстом (как устным, так и письменным);
- самостоятельности, активности в учебном процессе, возможности опоры на личный опыт.
Работа с текстом разных стилей:
- Научного (математика, биология)
- Научно-популяционного (математика, биология)
- Художественного (русский язык, литература)
- Публицистического (русский язык, литература)
Приемы работы с текстом:
чтение с остановками и составление «древа» прогнозов; кластер; «тонкие» и «толстые» вопросы;
г) «мозговой штурм»; д) составление читательской карты; ж) определение темы (тем) с помощью таблицы.
Прием технологии критического мышления
«Чтение текста с пометами»
Прием работы «Чтение текста с пометками», позволяет сохранить активность ученика. Сделать чтение осмысленным.
Данный прием используется на уроках чтения, учителями начальной школы. В частности, при работе с рассказом одной сюжетной линии. Данная стратегия направленна на составление рассказа про себя, с использованием пометок.
Выработка умения составлять рассказ о герое
(или выборочный рассказ по одной сюжетной линии)
- Задание. Составьте рассказ о герое.
1. Перечитайте про себя произведение, отметив галочкой текст, относящийся к данному действующему лицу (событию).
2. Определите, о чем говорится в каждом отрывке.
3. Расположите отрывки по порядку, подумайте, как их можно объединить (поставьте порядковые номера).
4. Продумайте порядок своего рассказа, еще раз перечитав отмеченные отрывки.
5. Подумайте, какое отношение вызывает у вас этот персонаж.
6. Составьте рассказ про себя.
7. Проверьте себя, не упустили ли вы что-нибудь важное.
8. Расскажите, пользуясь своими пометками или коллективно составленным планом.
Итог: Чем глубже и полнее, воспринято читателем то или иное произведение, тем большее воздействие на личность оно оказывает.
Универсальные учебные действия в биологии.
Логический прием «СРАВНЕНИЕ», «Мозговой штурм».
Устройство «слоеного пирога»
Читательская карта
Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв впереди себя дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой — и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!..
Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв впереди себя дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой — и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!..
Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв впереди себя дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой — и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!..
Соба-ка |
Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв впереди себя дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой — и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!..
Итог: Данный прием направлен на развитие творческого мышления, коммуникативных способностей, организацию самостоятельной деятельности.
«Тонкие» и «Толстые» вопросы
Например, при работе на уроке геометрии.
Проведем прямую а и отметим на ней точку О. Эта точка разделяет прямую на две части, каждая из которых называется лучом. Точка О называется началом каждого из лучей. Обычно лучи обозначают либо малой латинской буквой, либо….. и т.д.
Прочитав абзац, учащиеся отвечают на вопросы или готовят вопросы друг другу. Пример: сколько определений в этом абзаце? Что такое луч? Сколько лучей можно получить из одной прямой? И т.д.
Продолжите предложение: Луч – это… Начало луча – это….
Итог: Данный прием ориентирован на вопрос, как основную движущую силу мышления. Ученики, которые задают вопросы, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Хотят получить ответы, при изучении темы.
Вывод: Согласно Закону РФ «Об образовании», содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создания условий для ее самореализации.
Учащиеся основной школы должны научиться самостоятельно, оценивать, ставить цели и определять пути их достижения.
Ученики средней школы – самостоятельно и мотивировано организовывать свою познавательную деятельность.
Вывод: Согласно Закону РФ «Об образовании», содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создания условий для ее самореализации.
Учащиеся основной школы должны научиться самостоятельно, оценивать, ставить цели и определять пути их достижения.
Ученики средней школы – самостоятельно и мотивировано организовывать свою познавательную деятельность.